Проявления героизма. Влияние подвига на дух человека

Валентин Ляшенко

…И все-таки согласитесь, что подвиг – это всегда что-то экстремальное. Это всегда чей-то недосмотр, просчет, ошибка, которые приходится героически исправлять. Даже на войне: зачем бы Александру Матросову бросаться на амбразуру, если бы вражеский пулемет был подавлен перед атакой артиллерийскими средствами? В мирное время тем более… Получается, что в жизни, вопреки расхожей формуле, то есть при нормальном течении жизни, подвигу отнюдь не должно быть места. Или я не прав?

Александр Сысоев. Челябинск.

Разумеется, Александр Сысоев не прав. И даже очень не прав. Такое высокое понятие, как подвиг, к счастью, не укладывается ни в одну рационалистическую схему, оно куда объёмнее, богаче и требует куда более трепетного к себе отношения.

Да, подвиг – это всегда что-то экстремальное, но только в том смысле, что представляет такое человеческое действие или такой поступок, которые в ряду других действий и поступков сопряжены с усилиями и устремлениями, выходящими за рамки обычных представлений, превосходящими их на порядок и больше. Подвиг становится таковым лишь в сравнении с другими деяниями, которые, бывает, тоже сопровождены недюжинными проявлениями силы воли и мужества, но которые, тем не менее, мы не называем подвигом, а просто благородным поступком, хорошим поступком или как-нибудь иначе.

Мы, например, говорим – всенародный подвиг. Таким безусловно был подвиг советского народа в Великую Отечественную войну. Именно всенародным, потому что практически от каждого советского человека эти четыре года невиданной в истории человечества войны потребовали невиданного напряжения сил, и, честно говоря, с сегодняшней точки зрения, особенно людей, которых война не опалила, это напряжение представляется намного превышающим человеческие возможности. «Неужели все это было на самом деле?» – спросила у меня двадцатилетняя дочь, прочитав «Блокадную книгу». И чем дальше во времени будет отодвигаться от нас война, тем, думается, все чаще мы будем слышать: «Неужели все это было?»

Так что же такое подвиг? И не только в сверхэкстремальной ситуации, как, скажем, на войне?

Очевидно, что подвиг вызревает из преодоления. А само преодоление – общее свойство движения, жизни. Сопротивляется проникновению в свои тайны космос, через сопротивление идет человек к разгадкам тайн морского дна. Тысячи преград к препон ставит перед человеком, перед его пытливостью, его делами и устремлениями жизнь, преодоление. И сколько их еще впереди – не взятых высот! Сколько еще не решено формул, сколько не обжито земель, сколько предстоит построить, переделать, открыть, поставить на службу…

Так что когда мы говорим крылатое «в жизни всегда есть место подвигу», то имеется в виду именно это обстоятельство. В жизни всегда есть место подвигу потому, что всегда в движении жизни, в стремительности наших дел, в огромности наших дел, в преодолении, без которого не пойдешь вперед, а будешь лишь топтаться на месте, есть дело дерзкому человеческому уму и рукам, выдающейся отваге, смелости, находчивости, решительности – всему лучшему в человеке.

Подвиг – это высшая степень преодоления, движения, его апогей. Это преодоление на пределе. Уже в самом корне слова «подвиг» как бы застыло, застряло движение. Вслушайтесь: по-двиг. Первым обратил на это внимание и именно так истолковывает его исконное происхождение академик Д.С.Лихачев, который пишет, что подвиг – это то, «что сделано движением, пробуждено желанием сдвинуть с места что-то неподвижное».

Решение пойти на подвиг нельзя позаимствовать или взять напрокат. Оно вызревает изнутри по собственным законам совести и долга, оно каждый раз новая задача и новое решение. Принято, скажем, говорить, что во время войны 200 советских воинов (данные розыска военного историка генерал-лейтенанта Н.В.Борисова) повторили подвиг Матросова. Но не точнее ли сказать так: 200 советских воинов на разных участках разных фронтов, в разное время, в силу сложившихся обстоятельств (огонь неожиданно «ожившей», неуничтоженной при артподготовке или неустановленной перед началом наступления огневой точки противника) поступили в этой ситуации так, как в феврале 1943 года в бою за деревню Чернушки поступил рядовой Александр Матросов.

О подвиге Александра Матросова страна узнала в марте 1943 года. Сегодня установлено, что как минимум 39 человек сделали это же самое ранее. Первым открывает список А.К.Панкратов (24 августа 1941 года), затем следуют Н.В.Сосновский (конец сентября), В.В.Васильковский (между 8-10 декабря), Н.С.Шевяков, Я.Н.Подерин, И.С.Герасименко – это только то, что мы сегодня знаем.

К слову, на войне случалось самое невероятное – три человека, решивших пойти на верную смерть подобно Матросову, остались живы. Это А.А.Удодов, Т.X.Райа и В.П.Майборский… Мне в свое время довелось беседовать с Майборским, пулеметчиком, который 13 июля 1944 года во время наступления на деревню Червихув, бросился грудью на амбразуру неожиданно «ожившего» фашистского дзота. Он к тому времени, разумеется, знал о подвиге Матросова («политрук читал нам газету»), но, как признался, понизив голос, не очень-то тогда поверил, чтобы человек вот так, грудью, под кипяток свинцовой струи по своей воле… Так о чем же сам подумал в тот момент, когда решился?

– О чем подумал? Мы на него неожиданно напоролись. Я и подумал, что он теперь полроты покосит – и Кольку Братчикова, моего земляка, и Василька Забережного, и этих, еще безусых, которые позавчера на пополнение прибыли. Ах ты, думаю… Ты мне сейчас поплюешься!

Герои были во все времена. Героическому столько же лет, сколько и роду людскому. И достойно всяческого удивления, как безошибочно народная интуиция различала героев подлинных и мнимых. Расписанные в свое время царедворцами «подвиги» герцога Альба или тысячестраничные повествования о «доблестях» крестоносцев так и остались в мертвых строках пергаментов, в то время как деяния Спартака, Евпатия Коловрата, Яна Жижки, Ивана Сусанина, Джордано Бруно прочнее прочного закреплены в народной памяти. Сколько правителей, сколько власть имущих пытались это сделать, – ну чтобы впало в небытие имя того же Спартака, чтобы не тревожил умы людские пламенный дух Гарибальди, чтобы четвертовать не только тело, но и саму память о мятежной душе Стеньки Разина.

Подвиг всегда, обязательно направлен на что-то большое и очень важное для человека. Он всегда, обязательно благороден. Не может быть подвига, совершенного во имя несправедливого дела. Широко известно, например, определение героического, которое в свое время, находясь в нашей стране и на основании героических фактов советской действительности, дал писатель-антифашист Юлиус Фучик: герой – это тот, кто в решительный момент делает то, что нужно сделать в интересах человека, человечества, человеческого большинства.

Отсюда еще одно, если можно так выразиться, свойство подвига, героического, высокого, благородного. Оно заключается в том, что высокие благородные порывы принадлежат не только тому времени и обстоятельствам, когда были проявлены. Они представляют общечеловеческую, в определенном смысле вневременную ценность, хотя, разумелся, могли проявиться, свершиться произойти только в определенных координатах времени и в определенных обстоятельствах. Какими бы далями расстояний и разрывами во времени ни было бы разделено благородное, оно входит составной и немаловажной частью в то, что мы называем нравственным опытом человечества, его совестью, его богатством.

Да, подвиг, героическое стоят в одном ряду с другими нравственными ценностями, накопленными и закрепленными, скажем, в литературе, в живописи, в музыке, в театре. Они – общечеловеческая ценность, как романы Достоевского, как картины Тициана, как музыка Вивальди… В том-то и чудо настоящего подвига, что он, каким бы годом ни был датирован, одновременно и сегодняшний, очень нужный людям. В этом смысле подвиг, безусловно, духовная категория, хотя в героическом поступке налицо и практические последствия, героические деяния – это конкретные факты истории, ее этапы, протянувшиеся и в наши сегодняшние дни.

Давным-давно кончилась гражданская война, вымерли кони, которые несли отважных бойцов революции в пламени и грохоте сражений. Но разве сегодня мы не пожинаем плоды их героических усилий?

Разве стал прошлым, обесценился подвиг Алексея Стаханова? Разве не с именем Алексея Стаханова и его последователей мы связываем сегодня тот красноречивый факт, что наша страна больше всех добывает угля, нефти, газа, больше всех выплавляет чугуна и стали? А разве только в духовной памяти живут подвиги героев Великой Отечественной, победивших фашизм, грозивший утопить мир в крови и слезах? Разве сегодняшний день не детище той победы?

Нет, никогда не становятся прошлыми настоящие заслуги. Могут истощиться даже самые богатейшие месторождения полезных ископаемых, но подвиг неистощим: все новые и новые поколения, изучая его, вдумываясь в его смысл, заряжаются отвагой, трудовой доблестью, бесконечной верой в жизнь. И хотя подвиг как категорию не пометишь мемориальной табличкой с надписью «Охраняется государством» – он величайшая государственная, социальная ценность. Уже поэтому все подлинные герои – герои и нашего времени.

«Звездные часы человечества» – так назвал свою книгу Стефан Цвейг, повествуя о высочайших взлетах человеческого гения, о великих озарениях. Колумб, Магеллан, Робеспьер… Однако пусть не зачарует нас мания имен и священный трепет перед их великими деяниями не заслонит того очевидного факта, что звездный час есть в жизни каждого, должен быть в жизни каждого человека. Пусть это не открытие Америки, не создание теории относительности, не героическая смерть на баррикадах Парижской Коммуны – он есть, он должен быть. Спустился в забой Алексей Стаханов, чтобы через шесть часов, поднявшись на поверхность, обрести немеркнущую в годах славу… Оставил свой автограф на стене поверженного рейхстага рядовой Иван Поповцев… Вступила в смертельную схватку с бандитами за честь свой Родины, за спасение пассажиров бортпроводница Надежда Курченко…

Но если даже мыслить не так расширительно, не подниматься до высот подвига и самопожертвования… Разве мало в нашей жизни рубежей, – да, не столь масштабных, не столь впечатляющих, не столь покоряющих воображение, – и тем не менее, разве мало в нашей жизни рубежей, которые мы брали, берем, будем брать в буднях вроде бы самой обыкновенной жизни! И пусть в масштабе иных свершений это не совсем ваш звездный час, пусть это, так сказать, всего лишь ваша звездная минута, даже минуточка, но она же ваша, звездная, нужная людям, а значит, и всему человечеству. Да, да, и всему человечеству, ибо человечество состоит из конкретных людей.

Звездные часы… Как, по каким законам они приходят? Почему приходят к одним, а других как-то минуют?

Готовность к подвигу – очень непростая категория. В городе Красноярске проходящая по высокому мосту над широким, мощным в этих местах Енисеем женщина (Елена Михайловна Боборыкина), совершенно не умея плавать, бросилась без раздумий с высоты моста в реку спасать тонущую девочку, которую течением уносило по стремнине. В Белгороде вот так же бросился спасать ребенка не умеющий плавать 72-летний старик (Петр Амвросиевич Пацейко). А в Москве с набережной Москвы-реки прыгнул за тонущим щенком гуляющий без мамы к папы и тоже не умеющий плавать (плохо, конечно, что, не научился) второклассник Вова Пильняк. Не правда ли, все это наглядное опровержение поспешно уверенного постулата известного и в свое время очень модного австрийского ученого-психоаналитика Фрейда, гласящего, что инстинкт самосохранения жизни довлеет над всеми прочими, оставаясь неподвластным ни возрасту, ни самому тонкому против него воспитанию.

Оказывается, не всегда довлеет. А и что было бы с миром, если б неизменно довлели одни лишь инстинкты?

Конечно, это очень не просто – определить заранее, как поведет себя тот или иной человек, когда перед ним встанет неукоснительное «или-или». Подвиг – производное всей жизни человека, то есть, образно говоря, все зависит от того, как человек жил, что любил, какие читал книги, какие пел песни, удивлялся ли закату над засыпающей рекой, не забывал ли про день рождения друга… Продолжение жизни, честность жизни, честность души – вот что такое подвиг с этого ракурса. Он – реализация нравственно-накопленного, и для этого надо, чтобы было что реализовывать. В подвиге человек не может солгать, притвориться. Как в окопе на фронте, как в котловане строящейся ГЭС…

Очевидно, однако, и то, что жизнь человека, любого человека (и героя в том числе), все-таки состоит из будней. Из череды будней. И хотя никто из нас не застрахован от того, что, даже буднично выйдя сегодня поутру на работу, обстоятельства не позовут нас на опасное, дерзкое, смертельное (пожар в доме напротив, ребенок на рельсах перед электричкой, пьяный бандит с ножом в руке), основное содержание нашей жизни все-таки таково, что мы встает, завтракаем, уходим на работу, а потом идем с работы домой. Большинство из нас, возможно, вообще не окажется в чрезвычайных обстоятельствах, потребующих проявить ту особенную отвагу и доблесть.

Но оглянитесь вокруг себя, рассудите непредвзято: у одного из такого вот внешне монотонного хождения по кругу вдруг получается угольный рекорд, научное открытие, небывалый урожай пшеницы, отлично сработанная, радующая людей вещь, новая кантата или симфония, да и просто много другого хорошего получается, а у другого жизнь так и остается монотонной обязанносгью, именно хождением из дома на работу и обратно. Выходит, что и самые обычные будни, обычная жизнь требуют от нас недюжинной силы воли и даже, если хотите, мужества. Надо, как говорится, немало каши съесть, чтобы научиться побеждать себя и обстоятельства именно в буднях, в каждодневности.

Да и так ли уж будничны они, наши будни, если рассудить как следует? И не окрасятся ли они иным цветом, не наполнятся ли новым содержанием, научись мы относиться к ним не как к серой обыденности существования, а как к необходимым компонентам будущих свершений, как к накоплению (пусть медленному, но неуклонному) того необходимого, без чего невозможен никакой взлет, без чего невозможно никакое движение вперед? «Вставайте, граф, вас ждут великие дела», – такими словами повелевал в свое время камердинеру поднимать себя поутру с постели один из великих мира. Вот так он с самого утра окунался в свои будни, так преодолевал их, так возвеличивал. А и в самом деле добился в жизни, как мы знаем, многого.

А притча о каменотесах и прохожем? Помните? «Что ты делаешь?» – спросил прохожий каменотеса. «Кладу, будь они прокляты, камни в эту, будь она проклята, стену», – ответил каменотес. «А что делаешь ты?» – спросил прохожий другого каменотеса. «Строю храм», – было ответом .

Неплохо было бы и каждому из нас позаимствовать у того графа вот это: вас ждут великие дела. Да и притчу о каменотесах и прохожем вспоминать бы почаще. Тем более что и сами великие дела – кто знает при их свершении, насколько они на самом деле велики? Не бывало разве так, что вроде бы обычно и буднично сделанное вдруг оказывалось затем вовсе не обычным и будничным?

В проявлениях героического давно замечено: человек, совершивший героический поступок, часто в тот момент не сознает его героичности. И это не рисовка, не поза – чаще всего так оно и есть.

В этом смысле мне очень нравится мысль академика С.П.Королева, высказанная в ответ на вопрос о природе героического: если космонавт идет в космический полет как на подвиг, значит, он еще не готов к полету. Заметим: это сказано о космических полетах, каждый из которых, конечно же, безусловный, истинный героизм. Для космонавтов же они, особенно сейчас, при длительных полетах, – работа. И не случайно уже родилось, получило права гражданства выражение: космические будни. Но какие же это высокие будни в прямом и переносном смысле слова!

Так что если запланировать, запрограммировать свой звездный час невозможно, то есть невозможно в том смысле, что не дано человеку знать, когда, в какой момент его жизни и в каких обстоятельствах потребуется от него, проявится в нем то высокое, мужественное, мудрое и неукоснительное, что поднимает человека до высоты озарения, до высоты нравственного подвига или просто поступка, соответствующего высшему проявлению человеческого духа, – то ему под силу, ему дано быть готовым к этому проявлению, в его собственных силах подняться на уровень готовности. И путь к этому в том числе в ежедневном преодолении так называемых «будней», в ежедневных усилиях, в следовании мудрому завету Алексея Максимовича Горького: «День – это маленькая жизнь, и надо прожить ее так, будто ты должен умереть сейчас, а тебе неожиданно подарили еще сутки».

Да, подвиг нельзя позаимствовать, но очень даже можно «позаимствовать» готовность и решение поступить в определенных обстоятельствах так, как положено настоящему человеку. Можно и нужно заимствовать тот высокий дух служения людям, которым были проникнуты дела и поступки других героев, на которых держат равнение, чьей целеустремленностью питаются герои, идущие вслед за ними.

Слов нет, требуется много отваги и мужества, чтобы, скажем, сесть в космический корабль и, не думая о собственной судьбе, унестись в зияющую пучину холодного межпланетного пространства; чтобы, пренебрегая собственной безопасностью, броситься на рельсы и в последнюю минуту выхватить зазевавшегося малыша из-под скрежещущих колес неудержимо несущегося локомотива; чтобы, ни минуты не мешкая, спасать в первую очередь общественное добро, когда на виду у тебя уже весь в пламени собственный дом…

Но разве меньшее усилие надо совершить над собой, над своей волей, чтобы, например, когда потребуется без всяких обиняков сказать горькую правду в глаза? Не покривить душой, когда от тебя ждут каких-либо решающих суждений и оценок? Решительно возразить против несправедливости, беззакония и произвола? Не поддаться на посулы, на лесть и твердо пресечь подхалимство и славословие?

Или разве не требуется изрядного мужества и самообладания, чтобы честно и прямо разобрать свои собственные ошибки, дать отчет в своих заблуждениях и неверных действиях? Обращенное на себя, мужество позволяет преодолевать собственные пороки и недостатки, свои низменные наклонности и инстинкты, такие, как трусость и малодушие, жадность и стяжательство, эгоизм и тщеславие. Мужество помогает нам держать себя в узде, чтобы при всех крутых поворотах и обстоятельствах оставаться человеком в самом высоком, самом благородном значении этого слова.

Неделя, 1986 г., 5.05, № 19 (1363).

А скільки сусідніх країн ще не захоплено і не приєднано до СССР!

Ігор Малишевський в своїй повісті про війну «Контрудар», яка вийшла уже в часи пєрєстройкі, писав, що кулемет не захлинається в людському тілі, а перерубає його навпіл… Оскільки при аналізі комуністичної брехні ми маємо керуватись презумпцією гіршого (тобто при наявності суперечливих звісток віддавати перевагу тій, що малює ситуацію гіршою, перед тією, що малює ситуацію кращою), то і тут слід вірити Малишевському.

Подвиг Стаханова особливо цінний тим, що він відкрив універсальний спосіб творити совєтські подвиги: написати на папері. Переважна більшість совєтських подвигів виконана саме таким методом.

Може, Стаханов і справді спустився, але згідно відкритого ним методу можна було і не спускатись, а тільки написати, що спустився. Результат, тобто подвиг, був би той самий.

Якби пілоти виконали вимогу утікачів із совєтського раю і посадили літак в Трапезунді на їх першу вимогу (як то рекомендують завжди під час боротьби з терористами), не було б непотрібних жертв.

Відповідь політично невірна! Можна було б згодитись, якби він сказав: «Будую музей В.І.Леніна».

| | Наступна стаття

Проявления героизма

Героизм - это доблесть, смелость, мужество, храбрость, решительность, самоотверженность, способность к совершению подвига. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. Личный подвиг может сыграть роль почина, примера для множества людей и перейти в массовый героизм. Человек совершает героические подвиги потому, что считает это необходимым. Это некий сознательный выбор в следовании своего долга гражданина в критической ситуации, даже в ущерб себе и своей жизни. За многовековую героическую историю Россия имеет такое количество подвигов, которого нет ни у одного другого государства в мире, не было и не будет такого количества Героев Отечества.

В разные годы Герои Отечества именовались по- разному: Народные герои, Кавалеры высших орденов, Георгиевские кавалеры, Герои Советского Союза, Кавалеры ордена Славы и трудовой Славы Герои Социалистического труда, Кавалеры орденов Советского Союза, Герои Российской Федерации. Кавалеры орденов современной России.

Всех их объединяет, наряду с общей Родиной, важнейший фактор - истоки их героизма и мужества, истоки их подвигов. Героизм и подвиги, как высшее проявление патриотических чувств, всегда были и остаются национальным достоянием нашего Отечества.

Что же это за чудо героизм, ответить сложно для каждого своё. Почему же некоторые люди которые с виду не чем не отличающийся от других, решаются спасти человека? Ведь когда вы бросаетесь помочь кому-нибудь вы не думаете что скажут, вы просто бросаетесь в помощь... Казалось бы, храбрость, самоотверженность и мужество такие мощные основы героизма, что даже непосвященному покажется, что этих опор личности, вполне достаточно, чтобы совершить подвиг. Однако в реальности опора только на храбрость, самоотверженность и мужество окажется напрасной тратой сил, если в единстве с этими человеческими факторами не выступит мысль. Утрата мысли, и жертвы напрасны. Деяние тогда, становится реальным воплощением героизма, когда под ним находится широкое плато смысла жизни. Мы можем вспомнить множество примеров героизма во время Великой Отечественной войны. Сражавшиеся на фронте были обычными людьми, которые в экстремальной ситуации возвысились до героического состояния. Это были точно такие же люди, как и мы с Вами.

«Быть всегда героями» этот лозунг нашёл яркое воплощение в бессмертном подвиге панфиловцев, который совершили 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В.Панфилова. Обороняя рубеж у разъезда Дубосеково, эта группа под командованием политрука В.Г. Клочкова 16 ноября вступила в единоборство с 50 немецкими танками, сопровождаемыми большим отрядом вражеских автоматчиков. Советские воины сражались с беспримерными мужеством и стойкостью. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»,-- с таким призывом обратился к воинам политрук. И бойцы стояли насмерть, 24 из них, в том числе В.Г.Клочков, пали смертью храбрых, но враг здесь не прошел. Ярки примером, олицетворяющим героический дух наших воинов, является подвиг бойца морской пехоты комсомольца М.А. Паникахин. Во время вражеской атаки на подступах к Волге он, объятый пламенем, ринулся на встречу фашистскому танку и бутылкой с горючим поджёг его. Вместе с вражеским танком сгорел герой. Его подвиг товарищи сравнивали с подвигом горьковского Данко: свет подвига советского героя стал маяком, на который равнялись другие герои-воины. Какая сила духа была проявлена теми, кто не колеблясь, закрывал своим телом извергавшую смертоносный огонь амбразуру вражеского дзота! Рядовой Александр Матросов был одним из первых, кто совершил такой подвиг. За время Великой Отечественной войны подвиг Матросова повторили свыше 200 советских солдат и офицеров! Конечно, самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом не обязательно влекут с собой потерю жизни.

Больше того, часто эти качества советских воинов помогают им мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного положения. Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой русский человек идёт на смерть, не страшась её, воодушевляет бойца, вливает в него новые силы. Всему миру известна железная стойкость наших воинов в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя, Киева, Одессы. Решимость биться с врагом до конца была массовым явлением и находила своё выражение в клятвах отдельных бойцов и подразделений. Вот одна из таких клятв, принятая советскими моряками в дни обороны Севастополя: «Для нас лозунг «Ни шагу назад!» стал лозунгом жизни. Мы все, как один, непоколебимы. Если среди нас окажется притаившийся трус или предатель, то рука наша не дрогнет - он будет уничтожен».

Любой человек может быть героем, имеющий такие чувства как: сострадание, любовь, взаимовыручку, понимание и терпение. И поэтому героем можно стать не только на войне, но и в повседневной жизни: спасая утопающего, предотвращая пожар или террористический акт, заступаясь за слабого.

Можно стать героем и для себя тогда, когда ты не поддашься на уговоры попробовать наркотики, курение, спиртное -это тоже подвиг, не поддаться на повод «слабо», но при этом ты выиграешь свою жизнь, своё будущие и сделаешь собственный выбор в свою пользу. А когда ты сам можешь ответить « нет злу», то можно попробовать подсказать об этом и друзьям - это тоже подвиг высказать своё мнение.

И если так будет, то всё в этой жизни измениться к лучшему!

В любом случае, каждый для себя должен стать героем, почувствовать себя героем, стараться быть героем. Тогда и окружающие люди, возможно, станут восхищаться вами. Главное - хорошо стараться! Главное - захотеть!

Уникальность МВД среди прочих органов государственной власти состоит в том, что именно органы охраны правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами. От работы сотрудников полиции зависит соблюдение законности в жизни страны, порядок на улицах городов, а иногда и покой в домах и квартирах самих граждан. По числу обеспечиваемых социально значимых государственных функций, по степени проникновения во все слои общества с Министерством внутренних дел могут сравниться разве что Министерство здравоохранения и социального развития или Министерство образования и науки.

Сегодня от работы МВД зависят многие аспекты повседневной жизни граждан. Органы внутренних дел занимаются обеспечением порядка на улицах, предотвращением и раскрытием преступлений, защитой и охраной частной собственности, государственных и коммерческих объектов. Подразделения МВД борются за безопасность на дорогах страны, обеспечивают проведение массовых мероприятий, днем и ночью приходят на помощь гражданам в чрезвычайных ситуациях. От министра до участкового Министерство внутренних дел - на страже интересов гражданина, закона и общества.

Как известно, человек не рождается патриотом, наделенным патриотическим сознанием, мужеством, героизмом и отвагой, чувством верности, традициям государства, гражданином которого он является.

Героизм сотрудников органов внутренних дел представляет собой органическое единство, сплав трудового и воинского героизма, так как условия службы таковы, что трудно провести четкую грань между трудовым подвигом и проявлением героизма, мужества, отваги личного состава ибо наведение конституционного порядка, разоружение бандформирований, задержание вооруженного преступника, утихомиривание хулиганствующей толпы, пресечение движения автотранспорта с пьяным водителем за рулем является, с одной стороны, обычной служебной деятельностью для спецподразделений милиции, оперативного состава, работников ГИБДД, а с другой -- это совершение подвига, героического поступка.

Основа героизма у сотрудников органов внутренних дел - это верность Присяге, гордость за службу во славу Отечества, готовность личного состава выполнять служебные задачи в точном соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, следовать славным традициям предшествующих поколений сотрудников органов внутренних дел.

В современных условиях мы называем патриотами и героями службы тех сотрудников, кто не уходит от активной созидательной деятельности, направленной на служение народу, обществу, Родине и, которая реализуется в безукоризненном выполнении задач по защите конституционных прав граждан, надлежащей охране общественного порядка и безопасности, активной наступательной борьбе с преступностью.

личный подвиг храбрость героизм

Героизм – это доблесть, смелость, мужество, храбрость, решительность, самоотверженность, способность к совершению подвига. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. Личный подвиг может сыграть роль почина, примера для множества людей и перейти в массовый героизм. Человек совершает героические подвиги потому, что считает это необходимым. Это некий сознательный выбор в следовании своего долга гражданина в критической ситуации, даже в ущерб себе и своей жизни. Что же это за чудо героизм, ответить сложно для каждого своё. Почему же некоторые люди которые с виду не чем не отличающийся от других, решаются спасти человека? Ведь когда вы бросаетесь помочь кому-нибудь вы не думаете что скажут, вы просто бросаетесь в помощь... Казалось бы, храбрость, самоотверженность и мужество такие мощные основы героизма, что даже непосвященному покажется, что этих опор личности, вполне достаточно, чтобы совершить подвиг. Однако в реальности опора только на храбрость, самоотверженность и мужество окажется напрасной тратой сил, если в единстве с этими человеческими факторами не выступит мысль. Утрата мысли, и жертвы напрасны. Деяние тогда, становится реальным воплощением героизма, когда под ним находится широкое плато смысла жизни. Мы можем вспомнить множество примеров героизма во время Великой Отечественной войны. Сражавшиеся на фронте были обычными людьми, которые в экстремальной ситуации возвысились до героического состояния. Это были точно такие же люди, как и мы с Вами.

«Быть всегда героями» этот лозунг нашёл яркое воплощение в бессмертном подвиге панфиловцев, который совершили 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В.Панфилова. Обороняя рубеж у разъезда Дубосеково, эта группа под командованием политрука В.Г.Клочкова 16 ноября вступила в единоборство с 50 немецкими танками, сопровождаемыми большим отрядом вражеских автоматчиков. Советские воины сражались с беспримерными мужеством и стойкостью. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»,— с таким призывом обратился к воинам политрук. И бойцы стояли насмерть, 24 из них, в том числе В.Г.Клочков, пали смертью храбрых, но враг здесь не прошел. Ярки примером, олицетворяющим героический дух наших воинов, является подвиг бойца морской пехоты комсомольца М.А.Паникахин. Во время вражеской атаки на подступах к Волге он, объятый пламенем, ринулся на встречу фашистскому танку и бутылкой с горючим поджёг его. Вместе с вражеским танком сгорел герой. Его подвиг товарищи сравнивали с подвигом горьковского Данко: свет подвига советского героя стал маяком, на который равнялись другие герои-воины. Какая сила духа была проявлена теми, кто не колеблясь, закрывал своим телом извергавшую смертоносный огонь амбразуру вражеского дзота! Рядовой Александр Матросов был одним из первых, кто совершил такой подвиг. За время Великой Отечественной войны подвиг Матросова повторили свыше 200 советских солдат и офицеров! Конечно, самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом не обязательно влекут с собой потерю жизни. Больше того, часто эти качества советских воинов помогают им мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного положения. Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой русский человек идёт на смерть, не страшась её, воодушевляет бойца, вливает в него новые силы. Всему миру известна железная стойкость наших воинов в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя, Киева, Одессы. Решимость биться с врагом до конца была массовым явлением и находила своё выражение в клятвах отдельных бойцов и подразделений. Вот одна из таких клятв, принятая советскими моряками в дни обороны Севастополя: «Для нас лозунг «Ни шагу назад!» стал лозунгом жизни. Мы все, как один, непоколебимы. Если среди нас окажется притаившийся трус или предатель, то рука наша не дрогнет – он будет уничтожен».

Массовый трудовой героизм советских людей — также явление историческое. Своим самоотверженным трудом они выиграли битву за металл и хлеб, топливо и сырье, за создание оружия победы. Люди трудились по двенадцать и более часов в сутки, без выходных и отпусков. Даже во время налетов немецкой авиации на прифронтовые города не прекращалась работа. А если учесть нехватку продуктов, самых элементарных вещей, холод в нерегулярно отапливаемых домах, то станет ясно, в каких суровых условиях жили и трудились люди. Но они знали: действующая армия ждет самолеты, танки, орудия, боеприпасы и т.д. И все старались произвести продукции как можно больше.
Здесь уместно вспомнить слова Юрия Алексеевича Гагарина о героике, сказанные им в июне 1967 года в Комсомольске-на-Амуре:
" Время от времени приходится и теперь еще сталкиваться с так называемой теорией дегероизации, с теми, кто считает, что вроде бы миновали времена героики трудовых будней.
… Очевидно люди, которые рассуждают так, неправильно понимают, что такое героизм, что такое героика. Они считают, что героизм – это какой-то порыв, момент, когда человек выкладывает все свои силы.
По-моему, героизм – совершенно другое. Это повседневный героический труд, когда человек и не думает, что совершает подвиг. Разве думали первые люди, когда пришли на строительство Комсомольска, что они станут героями, что о них будут говорить в течение многих десятилетий, что их свершение будет расцениваться нашим народом как героический подвиг?"
А вот пример героического подвига и в наше время. В постперестроечное время, уже на закате Союзной империи, в «Комсомолке» был очерк об одном лейтенанте, который ушел в отставку и работал в школе, преподавал НВП. Как-то на урок у десятиклассников он принес учебный муляж гранаты. Объясняет ученикам, чем отличается учебная граната от боевой: если выдернуть чеку, то у учебной раздастся щелчок, а у боевой – хлопок и пойдет дымок – и через 4 секунды – взрыв. И вот он, демонстрируя, как пользоваться гранатой, выдергивает чеку. В этот момент кто-то из учеников пошутил: «А вдруг пойдет дымок?..», учитель улыбнулся, – такого не может быть! Раздался хлопок и пошел дымок. Учитель профессиональный военный – сразу понял, что граната – боевая, что делать?! Метнулся к окну, – там вышагивают первоклашки. В коридоре тоже шли уроки (за неимением места). Тогда он прижал гранату к животу и бросился под учительский стол. Через 4 секунды, как положено, прогремел взрыв. Учитель погиб мгновенно. Мелкими осколками посекло потолок, но из детей никто не пострадал. Потрясенные ученики получили живой урок мужества и героизма, они запомнили его на всю жизнь! Принято считать, что место героизму и подвигам – сугубо на войне, и наша современная размеренная жизнь, лишённая опасностей, отвела героическим поступкам людей уголок лишь на поле брани. Но что есть война? Масса людей в экстремальных, опасных для жизни обстоятельствах, где каждый может повести себя по-разному, и отнюдь не обязательно героическим образом! Хотя, как говорит ещё одно общеизвестное высказывание – на войне нет героев, человек просто должен делать то, что должен.
Подводя итоги можно сказать, что это лишь некоторые из героических поступков, которые совершают простые люди в непростых обстоятельствах. Причём, необязательно быть полицейским или обладателем чёрного пояса – спасовать или совершить героический поступок в экстремальной ситуации может каждый, нужно только иметь внутри что-то, что подтолкнёт вас к действию, что-то, делающее человека человеком.

Родина наша - колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь.
А. Н. Толстой

Подвиг – это героический поступок, когда человек преодолевает свои возможности и совершает что-то, что не под силу обычному человеку. Подвиги люди совершали на протяжении всей истории. Подвиги многих героев становились легендами.

Например, очень известен древнегреческий герой Геракл, который совершил двенадцать героических поступков, на которые не были способны обычные люди.

Однако, на мой взгляд, подвиг может совершить каждый человек, но для этого потребуется огромная сила воли. В годы Отечественных войн, и Отечественной войны 1812 года, и в годы Великой Отечественной войны, многие русские солдаты становились на защиту своей Родины, рисковали своей жизнью, готовы были ею пожертвовать ради общего дела. Эти люди, русские солдаты, совершали подвиги, потому что их дело было делом чести и долга, потому что они становились на защиту людей и их жизней.

Я считаю, что подвиг связан с преодолением огромных трудностей, а также с проблемой выбора. Кто-то может, к примеру, совершить подвиг, рискнуть своей жизнью ради спасения чужих жизней, а другой человек, оказавшийся перед этим выбором, струсит. Поэтому, мне кажется, мы сами решаем, совершать нам подвиги или нет. Человек, который сделал свой выбор в пользу свершение благого дела, достоин восхищения. Потому что очень мало людей задумывается о чем-то, кроме собственного благополучия.

В книге Бориса Васильева описывается подвиг Алексея Мересьева. Это был русский летчик в годы Великой Отечественной войны. Однажды его самолет сбили немцы, а самого Алексея выкинуло в зимний лес, который находился далеко от поселков и деревень. Алексей, у которого почти отняло ноги, в течение нескольких недель добирался пешком до людских поселений. А когда он, превозмогая самого себя, добрался до людей, его положили в госпиталь. А потом ему ампутировали ноги.

Но Алексей, который не мог представить свою жизнь без полетов, без самолета, тренировался каждый день по многу часов, чтобы снова драться против немцев. Наконец, после долгих месяцев изнурительных тренировок, после преодоления внутренних трудностей и сомнений, Алексей смог воплотить свою мечту в реальность. Позже он получил звание Героя Советского Союза.

Этот человек совершил настоящий подвиг. И таких людей в нашей истории, а также в истории всех других народов, очень много. Все они вдохновляют людей на совершение благих дел и на совершение подвигов. Подвиги необходимы, потому что они развивают в людях самые лучшие человеческие качества.

(4 оценок, среднее: 3.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Когда мы размышляем о Великой Отечественной Войне, то вспоминаем умерших солдат, их подвиги, героизм. Но стоит задуматься, что иногда оставшимся...
  2. История каждого народа и государства – это героические поступки людей прошлого. Кто-то входит в историю, а кто-то так и остается...

О том, в чем смысл христианского подвига, в какой мере следует нам повторять подвиги святых и надо ли к этому стремиться, чем опасны формализм в подвижничестве и «подвиги не по разуму», как правильно нести подвиг христианской жизни, рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Не соревнования ради

Общеизвестно, что святых - по крайней мере, большую часть из них - мы называем словом-синонимом «подвижники». И очень часто, читая жития святых, из которых нам следует черпать примеры для назидания, мы видим там именно описания подвигов.

Какие подвиги были распространены среди отцов-пустынников древних времен? Прежде всего, это был подвиг : их молитвенное делание было гораздо более продолжительным и гораздо более напряженным, нежели у нас сейчас. Кроме того, мы слышим о таком виде подвига, как подвиг бдения - молитвенного предстояния Богу ночью. Безусловно, подвигом был и пост: кто-то из древних подвижников считал возможным вкушать пищу и питие только после девятого часа, кто-то - только по захождении солнца, бывали и такие подвижники, которые воздерживались от пищи на протяжении всего Великого поста. Существовали и такие подвиги, как отшельничество, затворничество. На Руси был также распространен подвиг ношения вериг; , как мы знаем, носил одно время за спиной мешок с камнями, который еще более плоть его удручал и, по его собственному выражению, «томил томящего его».

Если в подвиге появляется момент соревнования, он лишается христианского смысла

Какова была цель этих подвигов, и ради чего брали их на себя древние отцы? Прежде всего, это ни в коем случае не было их соревнованием друг с другом. Вообще, если в подвиге появляется момент соревнования или сравнения себя с кем-либо, он тотчас же лишается своего христианского смысла. Смысл же подвига совершенно в ином. Когда человек приступает к исполнению Евангелия в своей собственной жизни, он сразу видит, насколько это трудно, насколько он привык к другому образу жизни, к другому отношению к себе самому и к окружающим его людям. И у человека появляется понимание того, что нужно с собой что-то делать. Вот ты стоишь на том или ином месте, и тебе нужно себя с этого места сдвинуть. Сдвинуть, подвинуть или, что то же самое, подвигнуть. Таким образом, подвиг - это то, посредством чего человек себя подвигает на пути спасения вперед, во исполнение слов Спасителя о том, что силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

Умеренному деланию - нет цены!

Суть подвига в том, чтобы ослабить любовь к себе и приобрести свободу для следования за Христом

Безусловно, каждому из нас присуще самолюбие, то есть любовь к себе - любовь неправильная, любовь эгоистическая, от которой нам тем не менее очень трудно отказаться. И суть подвига заключается как раз в том, чтобы ослабить эту любовь к себе - к своей плоти, к своему имуществу, к удовольствиям, - и таким образом приобрести свободу для следования за Христом.

Нужно сказать, что сами по себе телесные подвиги человеку такой свободы дать не могут. Кроме того, подвиги эти оправданны бывают только в той степени, в какой человек имеет физическую крепость для того, чтобы их осуществлять. говорит о том, что умеренному деланию нет цены, а когда человек принимается за делание неумеренное, со временем оно приводит его к изнеможению, исступлению, а затем - и к совершенному оставлению любых подвигов. Это как некая пружина, которую человек всё больше сжимает, и в какой-то момент она распрямляется со страшной силой, так что результат бывает хуже, чем если бы человек к этим подвигам даже не приступал.

Подвиги, о которых мы читаем в житиях святых, не совершались только лишь человеческими силами

Люди, которые в древности принимали монашество и впоследствии становились подвижниками, как правило, не возлагали на себя каких-то значительных подвигов сразу. Их духовные наставники следили за тем, чтобы новоначальные монахи вовремя вкушали пищу, определенное время были на молитве, и когда кто-то из подвизающихся ощущал в себе потребность большую, он постепенно, сообразуясь со своими силами, к этому большему переходил. Впрочем, нужно сказать и о том, что те подвиги, о которых мы читаем в патериках, в житиях святых, безусловно, не совершались только лишь человеческими силами. Подвиги преподобных совершались отчасти так же, как совершался подвиг мученичества: мы знаем, что если бы благодать Божия не укрепляла мучеников, они не смогли бы выдержать тех страданий, которым их подвергали, и то же самое можно сказать и о подвижниках. Кроме того, мы должны понимать, что все-таки в наше время, когда среда вокруг нас насыщена ядовитыми выбросами, излучениями, люди уже не имеют таких ресурсов здоровья, и то, что мог выдержать организм кого-то из древних подвижников, для абсолютного большинства сегодня может закончиться плачевно.

Подвиг «по расписанию»

Если говорить о нашем времени, наша телесная немощь сегодня, конечно, усугубляется еще и нашей . И Господь зачастую не дает нам сил для каких-то серьезных подвигов именно потому, что если бы мы их подъяли, то стали бы думать о себе слишком хорошо, даже начали бы помышлять, что… Господь нам в связи с этим что-то должен. А надо понимать, что ни один подвиг не дает человеку основания думать, что теперь Господь просто обязан его помиловать и спасти. Мы по-прежнему находимся в неоплатном долгу перед Ним, и подвижничество само по себе человека не спасает. Во времена древних отцов нередки были случаи, когда люди, подвизавшиеся действительно образом сверхъестественным, подвизались так не с помощью Божией, а с помощью вражией, потому что враг более всего хочет внушить человеку мнение о себе как о ком-то выдающемся, из ряда вон выходящем. И если он не может погубить человека леностью, нерадением, бездеятельностью, то обязательно постарается погубить его гордостью и тщеславием. А это, безусловно, зло гораздо большее, нежели даже нерадение и леность. И потому в церковной истории мы можем найти примеры, когда таких подвижников, явным образом впавших в прелесть, братия, по любви к ним, порой сажали под замок, чтобы они, лишившись возможности активно что-то делать, из этого состояния вышли.

Не воздать за причиненное нам зло - подвиг гораздо более трудный, чем пост

Вместе с тем было бы огромной ошибкой считать, что если мы не можем совершать подвигов, подобных подвигам древних отцов, то поприще подвига для нас закрыто в принципе. Речь идет не только о подвигах телесных, но и о подвигах душевных. Не сказать худого слова об обидчике, но молиться о нем, ничем дурным не воздать за причиненное нам зло - подвиг гораздо более трудный, чем , чем бдение и даже чем ношение вериг, потому что многие люди, которые вериги носили, когда их кто-то оскорблял, стерпеть этого не могли, и вериги им в этом совсем не помогали. Словом, каждая ситуация, в которой нам нужно с самими собой справиться, противостоять своему ветхому человеку, являет нам обстоятельства, побуждающие к подвигу.

Особым поприщем для подвига становится, в частности, время . Перед его началом неплохо составить для себя список, четко, на бумаге сформулировав то, что мы хотим в себе изжить за этот период, с чем нам решительно необходимо расстаться. И затем - каждый вечер этот список просматривать и сверять его с тем, как мы прожили этот день, как поступали. Хорошо иметь и еще один список: что мы должны начать делать этим Великим постом. Вполне возможно, что многое из того, что себе написали, мы делать толком так и не начнем, а с тем, от чего собирались отказаться, окончательно расстаться так и не сможем, но, во-первых, этот список будет нас смирять, а во-вторых - вновь и вновь возвращать к первоначальному доброму намерению. И если продолжать себя таким образом «мучить», продолжать стыдить и дальше над собой трудиться, то можно приобрести навык преодоления себя и добиться все же тех или иных результатов.

Кроме того, у каждого из нас есть какие-то особенно присущие нам немощи. И борьба с этими немощами, с дурными привычками тоже зачастую превращается для человека в самый настоящий подвиг. Вообще надо сказать, что чем слабее человек, тем у него больше возможностей подвизаться, потому что даже самый микроскопический труд, в котором он себя превозмогает, уже для него превращается в подвиг. Только нужно помнить, что наши подвиги, как душевные, так и телесные, не должны быть заметны для окружающих. Лишь с духовником нужно о них говорить, чтобы не уклониться на неспасительную стезю. И не только являть перед другими свои подвиги не нужно, но и сравнивать свои подвиги с чьими-то. Такие сравнения - оборотная сторона гордости и тщеславия: враг будет стараться уязвлять нас тем, что кто-то постится строже, кто-то молится больше, и мы будем из-за этого изнемогать и расстраиваться.

«Вот настолько люби, а больше не надо?»

В целом, вне зависимости от того, каковы наши душевные и телесные силы, мы должны жить с некоторым напряжением - в нашей жизни должно быть ощутимо то, что мы в чем-то себя превозмогаем. Если же мы живем вообще без напряжения, без какого-то утруждения себя, это значит, что в нашей жизни христианского подвига нет. И очень важно понимать, что и трудные обстоятельства, в которых мы находимся, и какие-то неблагоприятные отношения, которые у нас складываются с людьми,- это не досадная случайность, а это и есть то поприще подвига, которое для нас Господь уготовал. На самом деле, если говорить о нашем времени, то о большей части подвигов для нас заботится Господь. Кто-то живет в скудости, кто-то лечится годами от той или иной серьезной болезни, кто-то ради своей семьи должен работать не покладая рук и превращается буквально в какого-то раба на галерах - практически у каждого из нас есть в жизни нечто, что остается только терпеть, и если человек действительно терпит - не ропщет, не малодушествует, делает что-то для него трудное ради любви к Богу и своим близким, - это подвиг. Однако это не упраздняет необходимости по мере сил подвизаться и теми традиционными видами подвига, которые изначально для христианской жизни характерны. Это касается поста, молитвы и, в гораздо меньшей степени, - ночного бдения, поскольку современных людей попытки вставать и молиться регулярно среди ночи часто приводят к расстройству сна, а затем и нервной системы.

В отношении меры своих подвигов обязательно нужно советоваться со священником, у которого мы исповедуемся. Наряду с этим можно руководствоваться правилом святителя Феофана Затворника: он говорил, что если ты хочешь определить для себя количество ежедневно полагаемых поклонов, попробуй совершать поклоны, пока не почувствуешь утомление, и возьми себе для правила количество поклонов немного меньшее. Так же нужно поступать и во всем остальном. Однако есть и то, в чем меры, а точнее, верхнего предела нашего подвижничества не должно существовать. Это наша любовь, смирение, кротость. Мы не можем сказать себе: «Вот до такого градуса смирения дойди, а дальше остановись; вот настолько люби, а больше не надо». Смирение и любовь на самом деле дают человеку колоссальные силы и колоссальную способность справляться со всем тем, что Господь ему в жизни посылает.