Произведения иоганна гете. Краткая биография Иоганна Вольфганг фон Гёте самое главное

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Иоганна Вольфганга фон Гёте

Иоганн Вольфганг фон Гёте родился в Германии 28.08.1749. Это событие произошло во Франкфурте-на-Майне, мальчик родился в буржуазной богатой семье. Отец ребёнка Иоганн Каспар Гёте, бывший адвокат, был уже в это время имперским советником. Этот почтенный бюргер, несмотря на большую занятость государственными делами, уделял пристальное внимание воспитанию собственных отпрысков (Иоганну и родившейся через год Корнелии), получивших в результате хорошее образование в домашних условиях. Иоганн учился дома не только немецкому, но и итальянскому, французскому, греческому языкам и латыни. Мать маленького Иоганна, которую звали Катарина Элизабет Гёте (в девичестве Текстор), была дочерью одного из городских старшин, она вышла замуж за Иоганна Каспара в семнадцатилетнем возрасте, мужа особенно не любила, но не чаяла в детях души.

Детство и юность

Иоганн с раннего возраста много читал, мальчик постоянно рылся в большой библиотеке своего отца. Книги, волнуя воображение и формируя душу впечатлительного ребёнка, пробуждали его интерес к занятиям литературным творчеством. В восьмилетнем возрасте маленький Гёте уже написал первые собственные стихи, а также пьесы для семейного кукольного театра.

В шестнадцать лет юный Иоганн приступил в университете Лейпцига к изучению права. В эти студенческие годы к нему пришла первая влюблённость, она стала поводом для написания лирических стихов, вошедших в сборник под названием «Аннетте», который был издан в 1767 году.

В 1768 году серьёзная болезнь, неожиданно поразившая организм молодого поэта, едва не сумела поставить последнюю печальную точку в начавшейся биографии молодого Иоганна Гёте. Она заставила молодого студента прекратить на время обучение в университете Лейпцига, он смог его продолжить только в 1770 году, поступив продолжать учёбу в университет Страсбурга. В стенах этого учебного заведения Гёте изучал наряду с приобретением юридического образования медицину и ряд естественных наук.

Окончив в 1772 году университет и защитив диссертацию, Иоганн стал доктором права и переехал в город Вецлар, где начал работать практикующим адвокатом. Именно там начинающий писатель встретил свою новую любовь – Кэтхен Шойнкопф. Эта влюблённость была остро пережита 23-летним Гёте, он отразил свои собственные любовные муки в ставшем знаменитом романе под название «Страдания юного Вертера». Книга была издана в 1774 году и принесла мировую известность своему автору. Пассией Иоганна была невеста его близкого друга, это стало причиной отъезда писателя из Вецлара.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Зрелость

Иоганн Гёте получил в 1775 году предложение от принца Карла Августа, герцога Саксен-Веймар-Эйзенах, являвшегося его близким другом, поступить на службу государству. Он принял это предложение и поселился в Веймаре. Ставший уже известным поэт и писатель получил от правительства широкие полномочия по контролю финансов, инспекции состояния дорог и наблюдению за народным просвещением. 23.06.1780 Гёте был посвящён в масоны, это произошло в Веймаре, в масонской ложе под названием «Амалия». Он оставался преданным масонским братом до конца своей жизни, сочинял для ложе речи и гимны. Правительство оценило успехи Гёте на государственном поприще и в 1782 году писатель был возведён в дворянское достоинство и получил приставку «фон» к фамилии Гёте, а уже в 1815 году, продолжив успешную государственную карьеру, он стал в правительстве, возглавляемом Карлом-Августом, первым министром.

Любовь и творчество

В 1791 году при непосредственном участии достойного Иоганна Вольфганга фон Гёте был открыт в Веймаре театр.

Несмотря на многочисленные любовные романы и похождения, Гёте лишь в 57-летнем возрасте женился. Избранницей известного литератора и государственного деятеля стала простая девица по имени Кристина Вульпиус, которая зарабатывала себе на пропитание, изготовляя искусственные цветы в мастерской. Этот брак получил статус гражданского сожительства, так как состоялся, невзирая на негативное отношение двора к нему.

В это время литературный дар Гёте уже проявился в полной мере. Количество написанных гениальным литератором произведений включало в себя отдельные стихи, большие поэмы, захватывающие воображение читателей романы, философские новеллы, театральные драмы и многое другое. Имя великого немецкого писателя, тем не менее, неразрывно связано с поэтически-философской трагедией под названием «Фауст». Гёте задумал этот труд ещё в 1770 году, однако осуществил его в полном объёме намного позже. В 1808 году была напечатана первая часть этой трагедии, а вторая была издана лишь в 1833 году. «Фауст» был переведён почти на все языки мира, по этому произведению неоднократно ставились спектакли в самых известных театрах, снимались кинофильмы; была написана даже опера «Фауст», музыка к которой была создана французским композитором . написал несколько стихотворных отрывков, базировавшихся на философских идеях, заложенных в эту трагедию. Кроме «Вертера» и «Фауста» в золотую копилку человечества вошли также знаменитые «Римские элегии», целый ряд драм и, кончено же, роман «Годы учения Вильгельма Мейстера». Творчество Иоганна Вольфганга фон Гёте вдохновляло многих его современников и потомков.

Гёте печатал в разные годы своей долгой жизни также разнообразные труды, которые были посвящены научным исследованиям в области различных естественных наук: в акустике и оптике (например, широко известна его книга под названием «К теории цвета»), в минералогии и геологии. В 1826 году Иоганн Вольфганг фон Гёте был избран в России почётным членом Петербургской Академии наук.

Иоганн Вольфганг фон Гёте умер в Веймаре 22.03.1832.

Годы жизни: с 28.08.1749 по 22.03.1832

Выдающийся немецкий поэт, писатель, ученый, государственный деятель. Один из основателей и идеологов культурного движения «Буря и натиск». Классик немецкой и мировой литературы.

Родился в старом немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне в зажиточной семье имперского советника, бывшего адвоката. Воспитывался в строгости и получил весьма разностороннее, хотя и несколько несистематическое, начальное образование. Еще в детстве выучил французский, латынь, греческий и итальянский языки, что позволило Гете прочесть в оригинале сочинения греческих и римских поэтов. Сам стал писать примерно в 8-ми лет. В 1765 году отец отправил юного Гете в Лейпцигский университет для обучения юриспруденции. Однако право мало интересовало Гете, он много времени проводил в библиотеке, интересуясь медициной и литературой. Одновременно он изучает горное дело, минералогию, анатомию, ботанику, физику, химию и многие другие естественные науки. За время обучения в университете (1765-1768) Гете написал немало стихотворений, драматургических сочинений. Позже поэт уничтожил все свои сочинения того времени за исключением цикла стихов, посвященного его первой любви, и пасторальной комедии «Капризы влюбленного». В 1768 году Гете серьезно заболел и почти полтора года провел в постели. В 1770 году по настоянию отца, недовольного столь затянувшимся обучением, Гете переехал в Срасбург, где и получил степень доктора права. В Страсбурге Гете знакомится с И.Г.Гердером (1744–1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска». Гете, проникшись идеями Гердера, быстро становится одной из центральных фигур в движении. Юридической практике поэт уделяет мало внимания, сосредоточившись на литературе и естественных науках. К этому периоду относится начало работы Гете над трагедией «Фауст».

В 1774 году выходит в печать роман «Страдания юного Вертера». Роман, во многом автобиографический, пользуется огромным успехом. Фигура главного героя рождает целую волну подражания вплоть до совершения самоубийства. Гете становится знаменитым и в 1775 году его приглашает ко двору наследный принц, герцог Саксонии-Веймара Карл Август. Переехав в Веймар, Гете становится советником и близким другом принца, занимаясь довольно большим кругом вопросов: управляет военной коллегией, руководит дорожным строительством, становится смотрителем многих памятников и музеев, а также придворного театра. Помимо этого Гете ведет активную светскую жизнь, устраивая многочисленные балы, праздники, карнавалы, охоты. В это время поэт все больше времени уделяет изучению естественных наук, занимается физикой, ботаникой, анатомией. В 1786 году, видимо устав от многочисленных политических обязанностей, которые мешали его литературным и научным трудам, Гете буквально сбегает из Веймара и полтора года проводит в Италии. В Веймар Гете окончательно вернулся только в 1789 году и с этого времени был освобожден от большинства общественных дел. В этом же году начинается сожительство поэта с Кристианой Вульпиус, работницей цветочной мастерской (официально вступили в брак в 1806). В середине 90-х годов XVIII века Гете знакомится с Шиллером и их дружба продолжается вплоть до смерти последнего. В 1808 году Гете встречается с Наполеоном и император награждает поэта орденом Почетного легиона. В этом же году закончена первая часть трагедии «Фауст». Все это время Гете не оставляет государственной службы и в 1815 году получает должность Первого государственного министра. В 1825 году поэт начинает работу над второй частью «Фауста», которую он закончит только в 1831 году, незадолго до своей смерти. Между тем Гете пережил и свою супругу (скончалась в 1816 году от инсульта) и единственного сына (умер в 1830). Сам Гете скончался в 1832 году в Веймаре и похоронен в усыпальнице Веймарских герцогов рядом со своим другом Фридрихом Шиллером.

В социальной психологии есть такое понятие как «эффект Вертера» (или «синдром Вертера») - массивная волна подражающих самоубийств, которые совершаются после самоубийства, широко освещенного по телевидению или других СМИ.

В 1784 Гете открыл межчелюстную кость у человека.

Награды писателя

Кавалер Большого креста Ордена Гражданских заслуг Баварской короны (Бавария)
Кавалер Ордена Святой Анны 1-й ст. (Российская империя)
Кавалер Командорского креста Австрийского Императорского ордена Леопольда (Австрия)
Кавалер Большого креста Ордена Почетного легиона (Франция)

Библиография

Большое Веймарское издание сочинений Гёте насчитывает 143 тома. В частности, им написано более 3000 стихотворений.
Основные художественные произведения.
(1774)
(1774-1831)
Ифигения в Тавриде (1779-1786)
Торквато Тассо (1780-1789)
Эгмонт (1788)
Римские элегии (1790)
Годы учения Вильгельма Мейстера (1795-1796)
(1811-1833)
Западно-восточный диван (1814-1819)
Годы странствий Вильгельма Мейстера (1821-1829)

Научные труды
Опыт о метаморфозе растений (1790)
Учение о цвете (1810)

Экранизации произведений, театральные постановки

Произведения Гете многократно экранизированы, однако ни одна из экранизаций не получила большой известности.

Эта книга в первую очередь является искусством. Но в отличие от произведения Данте эту поэму еще и читать интересно. Не всегда, но сюжет интригующий.

Все начинается с вступлений (их целых три), где автор рассуждает и философствует на различные темы. Мне очень понравилось рассуждение на тему театра: стоит ли делать чисто популярное шоу на потребу массового зрителя или интеллектуальную постановку для единиц, умеющих оценить силу настоящего искусства? Думаю, вопрос вечный, но сама жизнь уже дала ответ на него, изобретя телевидение с льющейся из него лавиной фекалий.

Затем идет пролог самой истории, который проходит не где-нибудь, а прям в гостиной у Бога. Эта часть вообще самая любимая у меня - как ангелы лебезили и пресмыкались, ни дать ни взять - придворные фрейлины, и как Мефистофель показал себя интереснейшим собеседником Всевышнему. Вот уверен я, что самому Богу с таким существом общаться интереснее, чем с его ангельскими фрикадельками...
Суть спора в одном - сможет ли Мефистофель искусить некоего ученого мужа Фауста, чтобы тот забыл всю свою праведную жизнь... А муж сей действительно чист, как дистиллированная вода.

А далее читатель уже всю дорогу будет идти под руку с Фаустом. Что в нем интересного - он и юрист, и врач, и химик, и астролог, и еще фигова туча всего. Дядя познавал мир и самое себя многие десятилетия и в итоге пришел к одному выводу, к которому приходят многие думающие люди: "И какого Воланда я потратил свою жизнь на это, ведь толку ноль целых ноль десятых"...
Очень вовремя под видом черного пуделя появляется Мефистофель (видимо он сначала подумал, что искусАть это то же самое, что и искусИть). В конце концов эта странная пара заключает сделку и действительно превращается в дуэт.

Относительно сделки: я впервые встречаюсь с таким честным контрактом от дьявола. Тут нет такого "Я тебе золото, а ты мне душу" или "Я тебе юную девушку, а ты мне снова душу". А потом золото превращается в черепки, а юная девственница - в старую шлюху. Нет, Мефистофель хоть и проныра, приколист и вообще тот еще хмырь, но в данном случае предоставил очень честный вариант: ты мой, если во время мирового путешествия получишь такое огромное удовольствие и душевное наслаждение, что пожелаешь остановить мгновение. Вот так, все просто - или я тебе покажу, что такое неописуемый и неповторимый восторг, или ты меня никогда не видел и вообще что за Мефистофель такой.
Вот бы турагенства так плату взымали... Но то такое...

Далее всю книгу Фауст (волшебным образом помолодевший) и его ненавистный дружок в красном идут-шагают по Земле и даже под Землей. Все это напоминает шоу "Рассмеши комика" - Мефисто из своей рогатой кожи лезет, чтобы угодить, а Фауст держит масть. Через что ему пришлось пройти? Педофилия, обман, смертоубийство, подстрекательство к убийству, подлость, доведение до сумасшествия, оргия, мракобесие, путешествие во времени, любовь и потеря любви, банковская афера и много чего еще.

Местами читается запоем, местами нудно. Старинный немецкий слог переведен на русский преотлично, но иногда сам стиль угнетает и становится немного нудным. Потому что в античной литературе такое количество прилагательных и эпитетов - красиво, а вот в средневековой хочется больше именно готичности.
Но самый большой недостаток - финал. Нет, с самого начала понятно, что Бог - читер. Но вот так откровенно...
А еще больше разочаровывает невнятная мультяшность происходящего: какие-то потусторонние лемуры, насмешка над главным героем в стиле современных комиксов и т.п. Было ощущение, что я не "Фауста" дочитываю, а смотрю серию мультика про хитроумного Багза Банни в одежде Мефистофеля и глупенького охотника Элмера Фадда под видом Фауста. После трех предыдущих четвертей такой контраст в атмосфере просто выбивал из кресла.

Но если не брать расчет последние страницы, да еще и учесть время написания - очень достойная вещь. Гете силен, без вариантов.

В 1775 году по приглашению Карла Августа, будущего великого герцога Саксен-Веймарского и Эйзенахского, Гёте переехал в Веймар. С 1779 года тайный советник, с 1782 камер-президент, в этом же году возведён в дворянство. Собственно художественное творчество для Гёте в это время отошло на второй план: одновременно с административной и хозяйственной деятельностью в Веймаре Гёте занимался естественными науками: круг его интересов включал зоологию и ботанику [«Метаморфоза растений» («Die Metamorphose der Pflanzen», 1790)], остеологию и анатомию (в 1786 Гёте открыл межчелюстную кость у человека), оптику и теорию цвета («Beiträge zur Optik», 1791-92; «Zur Farbenlehre», Bd 1- 2, 1810), метеорологию, геологию и минералогию. Представление о мире как о живой целостности раскрывается в таких понятиях натурфилософии Гёте, как «морфология» [впервые введённый им термин для обозначения учения о форме (Gestalt), формировании и преобразовании («метаморфозе») органических тел, растений и животных], «прафеномен» [обнаруживаемая в облике конкретной вещи (например, «прарастения») сущность целого класса аналогичных явлений], «полярность» (динамическое единство противонаправленных сил в их взаимообусловленности). Обращение к натурфилософским проблемам обусловило изменения в его лирике: в стихотворениях «Зимняя поездка в Гарц» («Harzreise im Winter», 1777), «Божественное» («Das Göttliche», 1782), «Ильменау» («Ilmenau», 1783), двух «Ночных песнях странника» (1776, 1780) субъективное начало уступает место космическому чувству соподчинённости человека природе. Таинственная магия природы воспета Гёте в знаменитых балладах «Рыбак» («Der Fischer», 1778) и «Лесной царь» («Erlkönig», 1782).

Устав от сложных взаимоотношений при Веймарском дворе, Гёте 3.9.1786 тайно отправился в путешествие по Италии. Впечатления от этой поездки легли в основу эстетики веймарского классицизма; они также отразились в «Римских элегиях» («Römische Elegien», изданы в 1795), вдохновлённых любовной лирикой древнеримских поэтов (Катулла, Тибулла, Проперция, Овидия) и связанных с Кристианой Вульпиус, с которой Гёте познакомился по возвращении из Италии в 1788 (стала женой Гёте в 1806). В 1788 году закончена и вышла в свет трагедия «Эгмонт» («Egmont»), в 1790 опубликована драма «Торквато Тассо» («Torquato Tasso»), ставшая, как и трагедия «Ифигения в Тавриде» («Iphigenie auf Tauris», 1787), ярким свидетельством обращения Гёте к идеальной «прекрасной гуманности». Второе итальянское путешествие (1790) принесло разочарование, что проявилось в иронично-полемических «Венецианских эпиграммах» («Venezianischen Epigramme», 1796). Французская революция поначалу была воспринята Гёте в комическом ключе [комедии «Великий Кофта» («Der Groß-Cophta»), 1792; «Гражданин генерал» («Der Вürgergeneral»), «Мятежные» («Die Aufgeregten»), обе 1793]. В стихотворном эпосе «Герман и Доротея» («Hermann und Dorothea», 1797) Гёте соединил идиллические картины сельской жизни с изображением драматической судьбы эмигрантов. Величие революции как события, открывшего новый период мировой истории, было осознано Гёте в период военной кампании во Франции в 1792-93 годах. Свои мысли о французском походе Гёте зафиксировал в автобиографическом сочинении «Кампания во Франции» («Campagne in Frankreich 1792») и «Осада Майнца» («Belagerung von Mainz», оба 1822). В 1794 году Гёте получил от Ф. Шиллера приглашение принять участие в новом журнале «Оры» («Die Horen»), что привело к плодотворной дружбе двух поэтов. В этом же году вышел в свет сатирический животный эпос «Рейнеке-лис» («Reineke Fuchs»). В 1794-95 в «Орах» опубликован роман в новеллах «Разговоры немецких эмигрантов» («Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten»), построенный в основном на обработке традиционных европейских повествовательных сюжетов.

В романе «Годы учения Вильгельма Мейстера» («Wilhelm Meisters Lehrjahren», издан в 1795-96), вызвавшем бурную дискуссию (с участием Ф. Шиллера, К. В. фон Гумбольдта, К. Г. Кернера, Ф. Шлегеля, Новалиса, Жан Поля), дан классический образец немецкого «романа воспитания», воссоздающего историю социального и нравственного становления личности. В 1797 году Гёте и Шиллер опубликовали язвительные «Ксении» («Xenien»), пример литературной полемики веймарского классицизма. В 1797 году Гёте написал и опубликовал ряд получивших мировую известность баллад: «Кладоискатель» («Der Schatzgräber»), «Ученик волшебника» («Der Zauberlehrling»), «Коринфская невеста» («Die Braut von Korinth»), «Бог и баядера» («Der Gott und die Bajadere»). Следуя примеру Шиллера, Гёте издавал журналы «Пропилеи» («Propyläen», 1798-1800) и «Об искусстве и древности» («Über Kunst und Alterthum», 1816-28), с 1804 - «Иенскую всеобщую литературную газету» («Jenaische Allgemeine Literaturzeitung»).

В 1808 году Гёте принял участие в Эрфуртском конгрессе и беседовал с Наполеоном I. В это же время, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства (тяготы военного времени, вызванные вторжением Наполеона в Германию), закончены 1-я часть трагедии «Фауст» (издана в 1808), роман «Избирательное сродство» («Die Wahlverwandtschaften», Bd 1-2, издан в 1809); начат автобиографический труд «Поэзия и правда. Из моей жизни» («Dichtung und Wahrheit. Aus meinem Leben», Bd 1-4, изд. в 1811-33). В «Избирательном сродстве» Гёте дал новую, символическую интерпретацию проблемы брака и взаимоотношений между полами: тонкий психологический анализ оттеняется аналогиями из химической науки. «Поэзия и правда» охватывает ранний период жизни Гёте (до переезда в Веймар), критически оценивая субъективизм и бунтарство «Бури и натиска». С 1813 года Гёте работает над новым автобиографическим сочинением - «Итальянское путешествие» («Die Italienische Reise», Bd 1-3, издано в 1816-29), в центре которого - идея «второго рождения» Гёте, осознание себя как артиста, художника и писателя. С 1814 по 1819 годы Гёте, вдохновлённый Хафизом в переводе Й. фон Хаммера и любовью к Марианне фон Виллемер, создаёт поэтический цикл «Западно-восточный диван» («West-östlicher Divan», издан в 1819), сопроводив его замечаниями и комментариями («Noten und Abhandlungen zu besserem Verständnis des West-östlichen Divans», 1819). Ориентальная тема, во многом идущая от романтиков, истолкована Гёте в духе сближения культур Запада и Востока. Не менее важен автобиографический мотив обретения влюблённым поэтом второй юности (образы Хатема и Зулейки). Идиллический, патриархальный Восток - «край любви, вина и песни» («Хиджра») - предстаёт у Гёте как живое, гармоничное единство любви, поэзии и религии. С 1816 года Гёте возвратился к работе над «Фаустом» (2-я часть). В 1823 любовь к Ульрике фон Леветцов привела к созданию «Мариенбадской элегии» («Elegie von Marienbad», 1823) - шедевра поздней лирики Гёте, которая в целом тяготеет к натурфилософской отвлечённости, иронии и дидактике [«Первоглаголы. Учение орфиков» («Urworte. Orphisch», изд. в 1820); «Дорнбургские стихотворения» («Dornburger Gedichte», 1828, издано посмертно в 1833)]; в ней проявляется тенденция к циклизации [«Китайско-немецкие времена года и дня» («Chinesisch-deutsche Jahres- und Tageseiten», 1827, изданы в 1830)]. В 1829 году издан роман «Годы странствия Вильгельма Мейстера» («Wilhelm Meisters Wanderahren, oder Die Entsagenden»), в котором тесно переплетены важнейшие для Гёте темы: практической коллективной деятельности на благо общества, странствия, отречения от субъективных желаний и устремлений, сопутствующего процессу деятельного воспитания, духовного возрастания личности. Публицистика позднего Гёте отличается исключительной широтой интересов: он откликается на основные события литературной жизни Европы, состоит в переписке с ведущими европейскими журналами, интересуется различными национальными литературами, высоко оценивая творчество Дж. Байрона, Т. Карлейля, Ф. Р. де Шатобриана, В. Гюго, П. Мериме, А. Мандзони, В. А. Жуковского и др. Интенсивные литературные контакты зрелого и позднего Гёте привели его к формированию концепции всемирной литературы как единой «кровеносной системы» современной культуры. Идея всемирной литературы Гёте связана с его концепцией классическо-романтичного синтеза, понимаемого им как спор и диалог двух типов творчества. В целом не принимая романтизм как тенденциозное, манерное, «больное» искусство, Гёте обязан романтикам не только интересом к Востоку, но и увлечением средневековым немецким искусством и архитектурой (сотрудничество в 1810-е годы с коллекционером и писателем С. Буассере).

В 1831 году Гёте завершил 2-ю часть «Фауста», создав одно из самых значительных произведений мировой литературы. Гёте воспринял известный сюжет о чернокнижнике и маге через призму народных книг 16-17 века и пьес для кукольного театра, изменив под влиянием Просвещения трактовку центрального персонажа: Фауст у Гёте оправдан безусловной волей к созиданию. Деятельному Фаусту на протяжении всей трагедии служат демонические, магические силы природы, воплощённые в фигуре Мефистофеля, который своим отрицанием и скепсисом призван беспокоить и побуждать Фауста к новым свершениям и к самопреодолению. Композиционно трагедия состоит из «Посвящения», «Театрального вступления», «Пролога на небе» и двух частей. 1-я, готически-средневековая, часть трагедии включает две основные сюжетные линии: историю Фауста как учёного (мотивы недовольства схоластической средневековой учёностью, поисков новой жизненной мудрости; сатира на филистеров от науки в образе Вагнера) и любовную историю Фауста и Гретхен (мотивы столкновения с традиционной моралью, погружения в мир элементарных инстинктов, поиска «вечно женственного»). 2-я часть трагедии, состоящая из пяти актов, выводит героев на простор мировой истории, позволяя Фаусту с помощью Мефистофеля реализовывать свои дерзкие помыслы. Брак с Еленой - символическое отображение идеи классическо-романтичного синтеза - заканчивается трагически: гибнет сын Елены и Фауста Евфорион (в нём угадываются черты Байрона), Елена оставляет Фауста, возвращаясь в недостижимый мир классического, античного идеала. В 5-м акте Фауст, получив в дар от императора клочок суши на берегу моря, стремится осуществить идеал «свободного труда на свободной земле», попутно обрекая на гибель патриархально-идиллическую пару - Филемона и Бавкиду. Ослеплённый Заботой, Фауст до конца продолжает руководить строительными работами; финальная сцена представляет собой посрамление Мефистофеля и триумф Фауста, истолковывавшийся различным образом: как явление Божественной благодати, торжество «вечно женственного», «всеобщее спасение» в духе богословской концепции Оригена или как свидетельство творческой неудачи автора.

Произведения Гёте переводились в России с 1780 года («Клавиш» в переводе О. П. Козодавлева). Среди переводчиков Гёте - В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, К. С. Аксаков, Н. П. Огарёв, А. А. Фет, А. К. Толстой, К. Д. Бальмонт, И. Ф. Анненский, Вяч. И. Иванов, В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин, С. М. Соловьёв, Б. Л. Пастернак, Н. А. Заболоцкий, Д. С. Самойлов и др. Наиболее известные переводы «Фауста» принадлежат Н. А. Холодковскому (1878) и Б. Л. Пастернаку (1-я часть - 1949, 2-я часть - 1952); его переводили также А. А. Фет (1882-83) и В. Я. Брюсов (1919-20).

Соч.: Werke. Weimar, 1887-1919. Bd 1-133; Собр. сочинение М.; Л., 1932-1949. Т. 1-13; Die Schriften zur Naturwissenschaft. Weimar, 1947-2005. Abt. 1. Bd 1-11. Abt. 2. Bd 1-10; Избранные философские произведения. М., 1964; Об искусстве. М., 1975; Собр. сочинение М., 1975-1980. Т. 1-10; Sämtliche Werke. Briefe, Tagebücher und Gespräche. Fr./М., 1987-1999. Abt. 1. Bd 1-27. Abt. 2. Bd 1-12; Западно-восточный диван. М., 1988; Переписка: В 2 т. М., 1988.

Лит.: Gundolf F. Goethe. В., 1916. N. Y., 1971; Зиммель Г. Гете. М., 1928; Дурылин С. Н. Русские писатели у Гете в Веймаре // Литературное наследство. М., 1932. Вып. 4/6; Strich F. Goethe und die Weltliteratur. Bern, 1954; Spranger Е. Goethe. Seine geistige Welt. Тüb., 1967; Канаев И. И. Гете как естествоиспытатель. Л., 1970; StaigerE. Goethe. 6. Aufl. Z., 1970-1981. Bd 1-3; Keller W. Goethes dichterische Bildlichkeit. Мünch., 1972; Mandelkow К. R. Goethe in Deutschland. Rezeptionsgeschichte eines Klassikers. Мünch., 1980-1989. Bd 1-2; Жирмунский В. М. Гете в русской литературе. Л., 1982; Свасьян К. А. Философское мировоззрение Гете. Ер., 1983; Михайлов А. В. Гете и отражения античности в немецкой культуре на рубеже XVIII-XIX вв. // Контекст-1983. М., 1984; Бахтин М. М. Время и пространство в произведениях Гете // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986; Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М., 1986; Wilpert G. von. Goethe-Lexikon. Stuttg., 1998; Данилевский Р. Ю. Пушкин и Гете. СПб., 1999; Лагутина И. Н. Символическая реальность Гете. М., 2000; Тураев С. В. Гете и его современники. М., 2002; Goethe-Handbuch. Stuttg.; Weimar, 2004. Bd 1-5; Якушева Г. В. Фауст в искушениях XX в. М., 2005; Житомирская 3. В. И. В. Гете: Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке. 1780-1971. М., 1972.

Лишь у немногих поэтов складываются свои, совершенно личные отношения с Поэзией. К таким поэтам принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Чем больше узнаешь его, тем больше понимаешь: не просто был он причастен к миру поэзии - это мир поэзии был заключен в нем, а он был его владыкой.

Гете никогда не заботился о самовыражении - и он даже не хотел бы, чтобы в его созданиях отразилась личность именно поэта. Собственно говоря, ему хотелось быть человеком, который отражал бы в себе бытие - настолько полно и подробно, чтобы между человеком и бытием складывался разговор равных. Ради такого беспримерного диалога надо было стать поэтом, а тогда уже творить уверенно, властно, с достоинством. Человек, равняющийся с миром, с бытием, - он и в поэзии не просто поэт, а творец, и потому скорее человек дела, а не слов, и, уж во всяком случае, не книжный человек. К слову на бумаге Гете относился с пренебрежением. Да и поэзии ему всегда было мало, в поэзии должна была отражаться общая мысль о мире. "Ведь я так высоко не ставлю слово, // Чтоб думать, что оно всему основа", - говорит Фауст у Гете; так судил сам Гете - о слове поэтическом, писательском.

Ранний Гете поэтически смел - однако зрелый и поздний несравненно смелее: отдельные пробы поэтического самовластия, утратив налет нарочитости, вошли в систему. Что бы ни делал Гете с языком - все совершенно естественно. Язык преображается: придумываются новые слова и формы слов, значение обычных слов резко и тонко переакцентируется, не стиль, но сам язык окрашиваются в особые тона, он весь - создание поэта; не только в высокопоэтической лирике, а в любом, самом случайном тексте ощутимо своебразие языка, а за ним своеобразие осмысления мира.

I.Детство. Юность.

Родился он в семье имперского советника и дочери франкфуртского старейшины. Узкий семейный круг и домашнее воспитание - отец сам занимался образованием Иоганна и eго сестры - позволяли поэту сосредоточиться на самом себе.

Гете рано проявил склонность к поэтическому творчеству, но господствовавшие в доме отца взгляды исключали для него возможность профессионального занятия искусством. В возрасте шестнадцати лет Гете переезжает в Лейпциг, где изучает право в университете, вскоре из-за болезни вынужден возвратиться во Франкфурт. Он увлекается оккультной философией, астрологией, изучает средневековые алхимические трактаты. В 1769 выходит его первый печатный сборник стихов Гете «Новые песни».

II. Гете периода "Бури и Натиска"

В начале 1770 начинающий поэт отправляется в Страсбург, чтобы продолжить свои занятия юриспруденцией; кроме того, Гете посещает лекции по химии, медицине, филологии. В Страсбурге происходит знакомство Гете с Фридерикой Брийон. дочерью пастора в Зазенгейме. Письма в стихах, т.н. «Зазенгеймские песни», адресованные возлюбленной были опубликованы в 1775. Центральной темой Песен (впервые в немецкой литературе) являются юношеские переживания, что составляло резкий контраст предшествующей литературной традиции.

В сентябре 1770 в Страсбург приезжает философ и критик И. Г. фон Гердер, который пробуждает в Гете интерес к готической архитектуре и к народной поэзии. Гете читает Гомера, Оссиана, кельтский эпос. У философа начинающий поэт перенимает критическое отношение к господствовавшему в то время на немецкой сцене французскому театру. В качестве противовеса «разумному» театру французского классицизма, Гердер указывает Гете на театр Шекспира, который приносит классицистические принципы построения драматического произведения в жертву естественному, эмоциональному выражению. Во многом опираясь на шекспировскую драматическую традицию, по возвращении из Страсбурга во Франкфурт в ноябре 1771 Гете создает свою первую значительную пьесу «Гец фон Берлихинген» (поставлена в 1774 г.). Гец фон Берлихинген - реальный исторический персонаж, которым Гете заинтересовался во время работы над своей диссертацией по вопросам истории государственного права 15 и 16 веков. Берлихинген, воевавший на стороне крестьян во время Великой крестьянской войны (1524-1526), воплощает собой идеальный тип «благородного немца», героя-патриота, мудрого, искреннего, мужественного, одержимого жаждой свободы. Гец, каким его изобразил поэт, был воспринят современниками как образец для подражания, а сама пьеса стала своего рода манифестом «бури и натиска», политически ангажированного движения молодых литераторов, сформировавшегося вокруг Гердера и И. Г. Мерка. Совместно с другими участниками движения, Гете принимает участие в написании памфлета «О немецком духе и искусстве» (1773), программном документе движения.

В длительном процессе возвышения "третьего сословия" в XVIII веке, получившем свое идеологическое завершение в Германии в философии Гегеля и в художественном творчестве Гете, весьма важное место занимают Лессинг и Гердер. Вследствие слабости бюргерства в период просвещенного абсолютизма Лессинг не дошел до материализма, а, как выражается Меринг, "достиг границы, отделяющей идеализм от материализма; переступить через нее в конечном итоге ему не позволяло бедственное положение, в котором находилась Германия". Этим же противоречием - между отсталостью тогдашней Германии, с одной стороны, и революционным движением буржуазии в наиболее развитых странах (Англия, Франция, Соединенные Штаты), с другой, объясняется переплетение регрессивных и прогрессивных элементов в мировоззрении авангарда немецкого "третьего сословия", как это мировоззрение представлено в движении "бури и натиска". И не случайно, что в то время, когда в наиболее передовых капиталистических странах выработали уже философию материализма (механистическо), а в революционной практике выдвигали политические и социальные требования, идеологи слабого немецкого "третьего сословия" в своем бунте в "буре и натиске" выступали еще под религиозной оболочкой и исходили от спинозизма. Как Лессинг, так и Гердер и Гете были спинозистами и в отношении теории государства последователями защитников естественного права (Монтескье, Руссо).

Представители "бури и натиска" предают анафеме всех писателей, которые в своем творчестве руководятся только "холодным рассудком", а не увлечены "демоном" поэзии. Единственным верным авторитетом признается лишь чувство и сердце. Юный Гете в "Страданиях молодого Вертера" выдвигает своего чувствительного героя "с душой", склонной к волнениям и излияниям в противовес Альберту, человеку хладнокровному, обладающему только здравым смыслом. Этот же контраст кладется в основу ряда произведений и Ленца и Клингера. Слезы, меланхолия, пессимизм становятся источником наслаждения и упоения. А строгим правилам "ложноклассицизма" эти поэты противопоставляют оригинальность, права гения, под которым понимается человек необыкновенный, уверенный в своих силах и презирающий других: гений не нуждается в принципах, ему достаточно энтузиазма. Математически точный механизм, в который просветители думали включить мир, не годился для класса, одержимого лихорадкой тревоги, бьющегося в тисках гнета феодализма. На место рационализма просветителей - они выдвинули иррационализм: чувство, страсть, и фантазия должны были буйным натиском завоевать то, что, как трезвая действительность, отказывалось подчиняться рассудку: отныне внутреннее и внешнее построение произведения дается лишь творческим субъектом, "гением".

В этом бунте немецкого "третьего сословия" против феодализма, бунте, в котором литература и философия являлись превосходным орудием борьбы выступающего юного бюргерского класса с феодально-абсолютистским строем в целом, борьбы против раздробленности Германии на мелкие государства, против наглого хозяйничанья чиновников и попов, против дворянства и высших слоев одворянившейся буржуазии - руководящую роль играли Гете и Шиллер. Но тут необходимо немедленно же дифференцировать раннее творчество этих двух писателей: в то время, как Шиллер выражал идеологию крайнего левого крыла "третьего сословия", наиболее эксплуатируемой феодализмом угнетенной части мелкой буржуазии, - Гете был идеологом средней городской буржуазии (крупной еще не существовало). Гете родился в Германии тогда в семье зажиточного франкфуртского патриция, старого республиканца и врага князей, и поэт впоследствии любил подчеркивать, что они, франкфурские патриции, не считали себя ниже всех этих князьков. Этот молодой бюргер начал свою литературную деятельность сборником стихов, в котором он еще подражал рококо с его взглядом на любовь, как на чувственную забаву, на природу, как на декорацию и т. д. После этих, несамостоятельных еще шагов, в творчестве Гете наступает перелом - в Страсбурге, куда его посылают учиться - после встречи с Гердером. Не то, чтобы старший писатель "обратил" его в "штюрмера" - нет, для этого поворота у молодого франкфурского патриция были и без того налицо все данные, - но общение с Гердером дало ему новые импульсы, и особенно работы об Оссиане, Шекспире и народной поэзии оказали на него сильное влияние. Спинозист по своему мировоззрению, Гердер был не только одним из блестящих представителей плеяды великих революционных бюргерских идеологов: своими трудами он указал путь в литературе молодому бюргерскому движению. В своей книге о Шекспире он старается истолковать творчество великого драматурга, исходя из "духа" его народа и эпохи, его "среды", он пытается об"яснить его "дикую" драматическую композицию, противопоставляя его классической драме, и этим он не мало способствовал пониманию Шекспира молодежью. Гете переключается прежде всего тематически: вместо образа пастушки первого сборника стихов он выводит образы ткачихи, охотника, мельника или девушки, защищающей своего "незаконнорожденного" ребенка перед должностными лицами церкви и государства. Его отношение к "существующему", к феодально-бюрократическому строю выявляется, как резко отрицательное. Первое действительно гениальное произведение, в котором Гете ставит вопрос об историческом конфликте двух "лагерей" в обществе, - это драма "Гец фон Берлихинген" (1773).