Произведение ирины токмаковой опустел скворечник.

СТИХИ НА ОСЕННИЙ УТРЕННИК
«Осень»
Е. Интулов

Кричит ворона в небе: -Кар-р!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нём поселилась осень.

Осенние листья.
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится
Целый день сегодня всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
И.Токмакова .

Осенний клад.
Падают с ветки жёлтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
И.Пивоварова

***
Листопад
Вьётся в воздухе листва,
В жёлтых листьях вся Москва.
У окошка мы сидим
И глядим наружу.
Шепчут листья: - Улетим! - и ныряют в лужу.
Ю. Коринец

Почемy деpевья осенью сбpасывают листья?

Почемy к зиме деpевья
Раздеваются кpyгом?
- А деpевьям тоже нyжно
Раздеваться пеpед сном!

Владимир Орлов

Грустная осень

Листья улетели
Вслед за птичьей стаей.
Я по рыжей осени
День за днём скучаю.
Небо загрустило,
Солнце унывает…
Жаль, что осень тёплой
Долго не бывает!

Н. Самоний

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Под ногой они шуршат,
Скоро голый будет сад.

Медленный осенний дождик моросит,
За окном на ветке скворушка грустит.
И стоит березка, голову склонив,

Вот какой печальный осени мотив.

Дождик

Р. Сеф Дождик,
Дождик моросит
Осенний.
Сеет дождик через сито
Дым серый.
Дождь - художник:
Он рисует
Лужи,
И на трубах он играет
Не хуже.
Вот и серый снег пошел,
Лег густо.
До чего же хорошо
И грустно.

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
В. Нирович

Листоход

В. Шульжик
Рыжий дождик валит с небосвода,
Ветер рыжие листья несёт...
Листопад,
Смена времени года,
Листоход на реке, листоход.
У реки подмерзают бока,
И от инея некуда деться.
Лисьей шубой накрылась река,
Но дрожит
И не может согреться.

Озорники

Л. Разводова
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.

Осеннее

И. Мельничук
Улетает птичья стая,
Тучи носятся, рыдая.
Будто тонкая былинка
На ветру дрожит осинка.
Говорю ей:
- Успокойся,
Белой зимушки не бойся.

Осень

М. Геллер
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.

Осень

М. Ходякова
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

Осень

В. Шварц
Нудный дождь на землю льется,
И поник простор.
Осень вывинтила солнце,
Словно лампочку монтер.

Осень

Т. Белозеров
Осень,
осень...
Солнце
В тучах отсырело -
Даже в полдень светит
Тускло и несмело.
Из холодной рощи
В поле,на тропинку,
Выдуло зайчонка -
Первую Снежинку.

Осень

И. Винокуров
Ходит осень В нашем парке,
Дарит осень Всем подарки:
Бусы красные – Рябине,
Фартук розовый –Осине,
Зонтик желтый –Тополям,
Фрукты осень Дарит нам.


Прошла лиса под кустом
И обожгла листву
Хвостом.
Огонь по веточкам полез
И запылал
Осенний лес.
Н. Красильников

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ Е.Эрато

Листья жёлтые кружатся,

В саду птицы суетятся,

Солнце спряталось за тучи -

Не играет его лучик,

Загрустила над рекой

Ива с жёлтою косой.

Только ветер лишь гуляет,

В стайки листья собирает.

ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА Алексей Плещеев

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

Октябрь.
Берестов В.Д.
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!

Осень.
Минухина К. (стихотворение школьницы 8 лет)
Осень - рыжая девчонка
Шьет наряды тонко-тонко:
Красные, бордовые, желтые листки -
Это лоскутки.

Осень.
Новицкая Г.М.
Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
утонуло лето.
Я ему бросаю круг
свой венок последний.
Только лето не спасти,
если день - осенний.

ОСИНКА. И.Токмакова
зябнет осинка
дрожит на ветру
стынет на солнышке
мерзнет в жару
дайте осинке
пальто и ботинки
чтобы согреться
бедной осинке.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат шелестят,
Будто опять закружится хотят.
Как же дождику не лень,
Моросить четвертый день?
_Дождик, милый, умоляемЙ
Отдохни, мы погуляем!


Дождик-кап, дождик-кап.
То сильней, то тише.
Не стучи, не стучи,
Не стучи по крыше!
Непослушный какой!
Погоди, не лейся!
Заходи к малышам
И в тепле погрейся!

А мы возьмем и дождь раскрасим.
-Послушай, дождик, ты согласен?

Ты будешь голубым и желтым!
Ах, дождь, скорее бы пошел ты!
Ты будешь всем дождям примером
И ни за что не стаешь серым.


Утром мы во двор идем.

Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.


Зашумела листьями осень золотая,
Закружила листьями весело играя.
Вот листок березы, вот листок рябины,
Вот листочек тополя, вот листок осины.
А кленовый листок нам подноги сразу лег.
Только елочки стоят, ронять иголки не хотят.

Миновало лето, осень наступила,
На полях и в рощах скучно и уныло.

Мамин трyд я берегy,
Помогаю, чем могy.
Нынче мама на обед
Наготовила котлет
И сказала: «Слyшай,
Вырyчи, покyшай!»
Я поел немного,
Разве не подмога?

Н. Грозовский

Дорогая наша мама
Мамин день! Мамин день!
Платье лучшее надень!
Утром встань пораньше,
В доме прибери,
Что-нибудь хорошее
Маме подари.
О. Высотская

Сколько звезд на небе!
Всех не сосчитать.

Эти звезды маме
Подарю опять.

И однажды утром,
Глядя на меня,
Мама улыбнется:
"Звездочка моя!"

С днём 8 Марта!
С праздником весенним!
Льётся пусть повсюду
Звонкое веселье!
Пусть сияет солнце!
Пусть уйдут морозы!
Пусть прогонит зиму
Веточка мимозы!


Я не проказник

Я весь день не плакал,
Не дразнил собаку.
Не таскал котенка,
Я ведь не проказник:
Нынче мамин праздник.

Кто любимей всех на свете?
Это сразу скажу дети.
Обойди весь белый свет,
Лучше мамы в мире нет!

Моя мама

Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.

В. Руссу

Мама

Мама! Так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье "МАМА".

Я. Аким

Мама дорогая,
Я тебя люблю!
Все цветы весенние
Я тебе дарю.

Мамочке подарочек

Из цветной бумаги
Вырежу кусочек.
Из него я сделаю
Маленький цветочек.
Мамочке подарок
Приготовлю я.
Самая красивая
Мама у меня!

О. Чусовитина

Сегодня в день весенний,
Давайте вместе с нами
Спасибо скажем бабушкам,
Спасибо скажем мамам.
За хлопоты, за ласки,
За песенки,за сказки,
За вкусные ватружки,
За новые игрушки.

С мамой по городу

Когда я по городу
С мамой хожу,
За руку маму
Я крепко держу:
Зачем ей
Идти и бояться,
Что может она
Потеряться?

Светлана Пшеничных

СТИХИ НА НОВЫЙ ГОД

Дети водят хоровод,

Хлопают в ладоши.

Здравствуй, здравствуй,

Новый год, ты такой хороший!

Скоро Дед Мороз придет,

За плечами елочка,

пушистые иголочки.

Он подарки нам разносит,

Снеговик письмо шлет другу:

«Я тебе желаю вьюгу,

Чтоб метель весь год мела,

Льда, сугробов, снежных горок,

И морозов «минус сорок»

И… душевного тепла.

С Новым годом поздравляю

Всех друзей и всех гостей.

Только счастья вам желаю,

Новых радостных вестей.

Шел по лесу Дед Мороз

Девочкам и мальчикам

Он подарки нес.

Заглянул и в садик наш

К нам на огонек.

Дедушка, развязывай свой большой мешок.

Шубка, шапка, рукавички,

На носу сидят синички,

Борода и красный нос –

Это Дедушка Мороз.

Дед Мороз пришел на праздник

Рады мы его встречать.

Будем весело кружиться,

Вокруг елки танцевать.

Выбрал папа елочку

Самую пушистую

Самую пушистую,

Самую душистую.

Елочка так пахнет,

Мама прямо ахнет.

У подъезда на площадке

Собрала я снег лопаткой.

Хоть немного снега было,

Я Снегурочку слепила,

В коридор поставила

И… она растаяла.

Наша елка так нарядна!

Ей сегодня каждый рад.

Бусы, шарики сверкают --

Так красив ее наряд!

СТИХИ О ПАПЕ

Спасибо, милый папочка,
Что ты достался мне!
Люблю улыбку ясную,
Она как свет в окне!
Хочу, чтобы ты был, счастлив,
Успешен и здоров!
Ты самый замечательный
И лучший из отцов!

Про папу

По секрету старший брат
Мне сказать решил:
«В прошлом папа наш - солдат,
Родине служил,
Просыпался за заре,
Чистил автомат,
Чтобы был на всей земле
Мир для всех ребят."
Я почти не удивлен,
Я подозревал
И давно считал, что он -
Бывший генерал.
Двадцать третьего, решил,
Ровно в шесть утра,
Прокричу от всей души
Громкое УРА!

Раз, два, три, четыре, пять -
Будем папу поздравлять
И желать различных благ:
Не терять победный флаг,
К бедам в плен - не попадать,
Их отважно побеждать.
Раз, два, три, четыре, пять -
Дай тебя расцеловать!!!

1.МБОУ СОШ п. Пеледуй

2.Положения о рабочей программе МБОУ СОШ п. Пеледуй

3.Учебного плана МБОУ СОШ п. Пеледуй

Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина, В.Г. Горецкий. М. В. Голованова, Л.А. Виноградская.Учебник для 2 класса» Литературное чтение». Издательство «Просвещение» 2012 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пеледуй»

Рассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю»

МО учителей Заместитель директора директор МБОУ СОШ

начальных классов по УВР п. Пеледуй

Руководитель МО Картузова Н. В. Антипина Т.В. Синюкова И.Г. ______________________ ____________________ _____________________

« » августа 2018г. « » сентября 2018 г. « » сентября2018 г

Рабочая программа

по литературному чтению

для 2Б класса

2018 /2019 учебный год

Составлена учителем

Кушнерик А. А.

Рабочая программа разработана на основе:

1.МБОУ СОШ п. Пеледуй

2.Положения о рабочей программе МБОУ СОШ п. Пеледуй

3.Учебного плана МБОУ СОШ п. Пеледуй

Учебно-методический комплект:

Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина, В.Г. Горецкий. М. В. Голованова, Л.А. Виноградская.Учебник для 2 класса» Литературное чтение». Издательство «Просвещение» 2012 год.

Обучения направлено на достижение следующих целей:

– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

– формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

– совершенствование всех видов речевой деятельности;

– приобретение умения работать с разными видами информации;

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

– овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

– воспитание интереса к чтению и книге;

– обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;

– развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осо-знанно читать тексты.

Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умению работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения; развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развитием умений определять художественную ценность произведения и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка), находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накоплением эстетического опыта слушания произведений изящной словесности; развитием поэтического слуха детей; обогащением чувственного опыта ребенка, его реальных представлений об окружающем мире и природе.

Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

Изучение курса литературного чтения в начальной школе во 2 классе расчитан на 4ч в неделю, всего 34 недели (136 ч.)

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

Учащиеся научатся:

На основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

С гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

С гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

Самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащиеся научатся:

Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;

Формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу у рока;

Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

Контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям; - выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

Формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»); l анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);

Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные

Учащиеся научатся:

Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

Отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы; - понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

Сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

Сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

Создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений;

Понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

Соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

Определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;

Понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Учащиеся получат возможность научиться:

Определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

Находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

Самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

Понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);

Понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

Создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений;

Сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

Соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

Вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

Создавать связное высказывание из 5-6 простых предложений по предложенной теме;

Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

Не конфликтовать, использовать вежливые слова;

В случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

Оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Учащиеся получат возможность научиться:

Высказывать свою точку зрения (7-8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

Понимать цель своего высказывания;

Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

Участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

Создавать 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

Проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

Объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности

Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

Определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

Определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации;

Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности.

Учащиеся научатся:

Понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);

Ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

Просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;

Осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

Распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

Соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Учащиеся получат возможность научиться:

Понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;

Употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

Наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

Предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

Пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

Осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли;

Соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;

Понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

Задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

Находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

Делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

Осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

Находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);

При выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы;

Делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;

Пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

Пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учи теля;

Составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

Сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

Творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

Различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

Находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;

Приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному;

Составлять таблицу различий; l использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

Понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

Определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;

Находить в произведении средства художественной выразительности;

Понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

Вводный урок

Знакомство с учебником по литературному чтению.

Самое великое чудо на свете

Знакомство с названием раздела. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Р. Сеф. «Читателю».

Устное народное творчество

Русские народные песни. Русские народные потешки и прибаутки. Скороговорки, считалки, небылицы. Загадки, пословицы, поговорки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…» Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Русская народная сказка «У страха глаза велики». Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Русская народная сказка «Лиса и журавль». Русская народная сказка «Каша из топора».

Русская народная сказка «Гуси – лебеди». А.А.Шибаев «Вспомни сказку».

Люблю природу русскую. Осень.

Осенние загадки. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной» К. Бальмонт «Поспевает брусника» А.Плещеев» Осень наступила», А Фет «Ласточки пропали».

«Осенние листья» - тема для поэтов. С. Есенин «Закружилась листва золотая».

В. Брюсов «Сухие листья». И. Токмакова «Опустел скворечник» В.Д. Берестов «Хитрые грибы». Грибы (Из энциклопедии) М. Пришвин «Осеннее утро».

Русские писатели

А.С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта. «У лукоморья дуб зелёный …»

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»

А.С Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке». И.А. Крылов. Биография.И.А. Крылов.. «Лебедь,рак и щука» И.А. Крылов «Стрекоза и муравей» Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». Л.Н.Толстой «Филиппок» Л.Н. Толстой « Правда дороже всего», «Котёнок».

О братьях наших меньших

Н.И. Сладков «Они и мы». А.А. Шибаев «Кто кем становится?» Б. Заходер «Плачет киска …» И.Пивоварова «Жила-была собака…» В. Берестов «Кошкин щенок».

М.М. Пришвин «Ребята и утята». Е. Чарушин «Страшный рассказ» Б.С. Житков «Храбрый утёнок». В.В. Бианки «Музыкант». В.В. Бианки «Сова».В.В. Бианки «Сова».

Из детских журналов

Знакомство с детскими журналами. Д.Хармс «Игра».Д. Хармс «Вы знаете?..»

Д. Хармс «Весёлые чижи». Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог».

Ю.Д. Владимиров «Чудаки». А.И. Введенский «Учёный Петя».

Проект «Мой любимый детский журнал». А.И. Введенский «Лошадка».

Люблю природу русскую. Зима.

Зимние загадки. И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло… К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…» Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…» Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза». Русская народная сказка «Два Мороза». С.В. Михалков «Новогодняя быль». А.Л. Барто «Дело было в январе …» С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет …»

Писатели детям

К.И. Чуковский. Биография. К.И. Чуковский «Путаница». К.И. Чуковский «Радость».К.И. Чуковский «Федорино горе». С.Я. Маршак.Биография. С.Я Маршак. «Кот и лодыри» С.В. Михалков «Мой секрет». «Сила воли». С.В. Михалков «Мой щенок». А.Л.Барто. «Верёвочка». А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу». А.Л. Барто «Вовка – добрая душа».. Н.Н. Носов «Затейники». Н.Н. Носов «Живая шляпа».

Я и мои друзья

В.Д. Берестов «За игрой». Э.Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду». В.Д. Берестов «Гляжу с высоты». В.В. Лунин «Я и Вовка». Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Ю.И. Ермолаев «Два пирожных». В.А. Осеева «Волшебное слово». В.А. Осеева «Хорошее». В.А. Осеева «Почему?» Е.А. Благинина «Простокваша». В.Н. Орлов На печи».

Весна. Весенние загадки. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды».

А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». А.А. Блок «На лугу». С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…» И.А. Бунин «Матери». А.Н. Плещеев «В Бурю».

Е.А. Благинина «Посидим в тишине». Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел». Проект: «Создание газеты к 9 Мая- День Победы»

И в шутку и всерьёз

«Мозговая атака». Развитие речи. Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха. Э.Н. Успенский «Чебурашка».

Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».

В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране». Г.Б. Остер «Будем знакомы». В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Ю. Тувим «Про пана Трулялянского».

Литература зарубежных стран

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк».

Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». Ш. Перро «Кот в сапогах».

Ш. Перро «Красная Шапочка». Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Э. Хогарт Мафин и паук». Проект: «Мой любимый писатель-сказочник»

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Внеклассное чтение

Вводный урок

Самое великое чудо на свете

Устное народное творчество

стартовая

чтение молча

техника чтения

Люблю природу русскую. Осень

Русские писатели

чтение молча

О братьях наших меньших

Из детских журналов

техника чтения

VIII

Люблю природу русскую. Зима

чтение молча

Писатели детям

Я и мои друзья

чтение молча

Люблю природу русскую. Весна

ХII

И в шутку и всерьёз

техника чтения

ХIII

Литература зарубежных стран

ИККР

Итого:

3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Планируемая дата

Тема/тип урока

(вид контроля)

Фактическая дата.

3.09

Введение. Знакомство с учебником.

4.09

Игра «Крестики - Нолики».

5.09

Самое великое чудо на свете. текущий

6.09

Библиотеки. текущий

10.09

Книги. текущий

11.09

Устное народное творчество. Индивидуальный опрос

12.09

Русские народные песни. Индивидуальный опрос

13.09

Русские народные потешки и прибаутки. Индивидуальный опрос

17.09

Скороговорки, считалки, небылицы. текущий

18.09

Загадки, пословицы, поговорки. текущий

19.09

Народные сказки Ю.Мориц «Сказка по лесу идет…». текущий

20.09

Сказка «Петушок и бобовое зернышко». текущий

24.09

Сказка «У страха глаза велики». текущий

25.09

Сказка «Лиса и тетерев». Проверка техника чтения.

26.09

Сказка «Лиса и журавль». текущий

27.09

Сказка «Каша из топора». текущий

1.10

Сказка «Гуси - лебеди». текущий

2.10

Сказка «Гуси - лебеди». текущий

3.10

Викторина по сказкам.

4.10

Обобщение по разделу «Устное народное творчество». Тест.

8.10

Люблю природу русскую. Осень Индивидуальный опрос

9.10

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…». Индивидуальный опрос

10.10

К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила». Индивидуальный опрос

11.10

А.Фет «Ласточки пропали..». Индивидуальный опрос

15.10

«Осенние листья» - тема для поэтов. Индивидуальный опрос

16.10

В.Берестов «Хитрые грибы». Индивидуальный опрос

17.10

М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…». Индивидуальный опрос

18.10

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». Тест.

22.10

А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Индивидуальный опрос

23.10

Стихи А.Пушкина. Индивидуальный опрос

24.10

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки. текущий

25.10

Текущий

6.11

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». текущий

7.11

Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина». текущий

8.11

И.Крылов «Лебедь, рак и щука» текущий

12.11

И.Крылов «Стрекоза и муравей». индивидуальный опрос

13.11

Л.Толстой «Старый дед и внучек». текущий

14.11

Л.Толстой «Филипок». текущий

15.11

Л.Толстой «Филипок». текущий

19.11

Л.Толстой «Котенок», «Правда всего дороже». Проверка техники чтения.

20.11

Веселые стихи. индивидуальный опрос

21.11

Обобщение по разделу «Русские писатели». Контрольная работа.

22.11

О братьях наших меньших.

26.11

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила – была собака». индивидуальный опрос

27.11

В.Берестов «Кошкин щенок». индивидуальный опрос

28.11

Домашние животные. текущий

29.11

М.Пришвин «Ребята и утята». индивидуальный опрос

3.12

М.Пришвин «Ребята и утята». текущий

4.12

5.12

Е.Чарушин «Страшный рассказ». индивидуальный опрос

6.12

Б.Житков «Храбрый утенок». индивидуальный опрос

10.12

В.Бианки «Музыкант». текущий

11.12

В.Бианки «Сова». текущий

12.11

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Проверочная работа.

13.11

Их детских журналов.

17.12

Д.Хармс «Игра». текущий

18.12

Д.Хармс «Вы знаете?...». текущий

19.12

Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи». индивидуальный опрос

20.12

Д.Хармс «Что это было?». индивидуальный опрос

24.12

Н.Гернет, Д.Хармс «Очень – очень вкусный пирог». индивидуальный опрос

25.12

Ю.Владимиров «Чудаки». индивидуальный опрос

26.12

А.Веденский «Ученый Петя», «Лошадка». индивидуальный опрос

27.12

Обобщение по разделу «Из детских журналов». Тест.

9.01

Люблю природу русскую. Зима. индивидуальный опрос

10.01

Стихи о первом снеге. индивидуальный опрос

14.01

Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…» индивидуальный опрос

15.01

С.Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза». индивидуальный опрос

16.01

Сказка «Два Мороза». текущий

17.01

С.Михалков «Новогодняя быль». индивидуальный опрос

21.01

А.Барто «Дело было в январе…». индивидуальный опрос

22.01

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима». Контрольная работа.

23.01

Игра «Поле - чудес».

24.01

Писатели – детям. текущий.

28.01

К.Чуковский «Путаница». индивидуальный опрос

29.01

К.Чуковский «Радость». текущий.

30.01

К.Чуковский «Федорино горе» индивидуальный опрос .

31.01

К.Чуковский «Федорино горе». индивидуальный опрос

4.02

С.Маршак «Кот и лодыри». индивидуальный опрос

5.02

С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли». индивидуальный опрос

6.02

С.Михалков «Мой щенок». индивидуальный опрос

7.02

А.Барто «Веревочка». индивидуальный опрос

11.02

А.Барто «Мы не заметили жука..», «В школу». индивидуальный опрос

12.02

А.Барто «Вовка – добрая душа» текущий

13.02

Н.Носов «Затейники». текущий

14.02

Н.Носов «Живая шляпа». текущий

18.02

Н.Носов «Живая шляпа». текущий

19.02

Н.Носов «На горке». текущий

20.02

Н.Носов «На горке». текущий

21.02

Обобщение по разделу «Писатели - детям». Контрольная работа.

25.02

Я и мои друзья. текущий

26.02

Стихи о дружбе и обидах. текущий

27.02

Н.Булгаков «Анна, не грусти!». индивидуальный опрос

28.02

Ю.Ермолаев «Два пирожных». индивидуальный опрос

4.03

В.Осеева «Волшебное слово». индивидуальный опрос

5.03

В.Осеева «Волшебное слово».

6.03

В.Осеева «Хорошее». текущий

7.03

В.Осеева «Почему?». текущий

11.03

В.Осеева «Почему?». текущий

12.03

Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Проверочная работа.

13.03

Люблю природу русскую. Весна.

14.03

Стихи Ф.Тютчева о весне. индивидуальный опрос

18.03

Стихи А.Плещеева о весне. индивидуальный опрос

19.03

А.Блок «На лугу». индивидуальный опрос

20.03

С.Маршак «Снег теперь уже не тот…». индивидуальный опрос

21.03

И.Бунин «Матери». Проверка техники чтения.

1.04

А.Плещеев «В бурю».

2.04

Е.Благинина «Посидим в тишине». индивидуальный опрос

3.04

Э.Мошковская «Я маму мою обидел…». индивидуальный опрос

4.04

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Тест.

8.04

И в шутку и всерьез.

9.04

Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?». текущий

10.04

Текущий

11.04

Б.Заходер «Песенки Винни - Пуха». текущий

15.04

Э.Успенский «Чебурашка». текущий

16.04

Э.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой». текущий

17.04

Стихи Э.Успенского. текущий

18.04

Стихи В.Берестова. индивидуальный опрос

22.04

Стихи И.Токмаковой. индивидуальный опрос

23.04

Г.Остер «Будем знакомы». индивидуальный опрос

24.04

Г.Остер «Будем знакомы».

25.04

Индивидуальный опрос

29.04

В.Драгунский «Тайное становится явным». текущий

30.04

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез». Проверочная работа.

6.05

Литература зарубежных стран. текущий

7.05

Американская и английская народные песенки. текущий

8.05

Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети…». текущий

13.05

Ш.Перро «Кот в сапогах». текущий

14.05

Ш.Перро «Кот в сапогах». текущий

15.05

Ш.Перро «Красная шапочка». текущий

16.05

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине». текущий

20.05

Э.Хогарт «Мафин и паук». текущий

21.05

Э.Хогарт «Мафин и паук». текущий

22.05

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Контрольная работа.

23.05

Викторина «Цветик - семицветик».

27.05

28.05

Повторение пройденного по разделу «Литературное чтение».



Ёлочка

О. Высотская

Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки и осинки
Скучные стоят.

Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно смелая она!

Золотой дождь
М. Лесовая

Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,


Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!

Осень
В. Авдиенко

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.

Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.

Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый -
Кленовый.

Осень
З.Фёдоровская

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
-Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!

Жук

Агния Барто

Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья...


И я зову на помощь маму:
-Там жук живой!
Раскроем раму!

Воробей

В.Степанов

Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть -
Стесняется.

Опустел скворечник
И. Токмакова

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.

Целый день сегодня
Все летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Кончается лето
И. Токмакова

Кончается лето,
Кончается лето,
И солнце не светит,
А прячется где-то.
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.

Почему деревья осенью сбрасывают листья?

В.Орлов

- Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
- А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!

Почему ёлки не сбрасывают иголки?

Почему не спится ёлкам
С наступленьем осени?
Почему они иголки
на зиму не сбросили?
Им зимою не до сна -
Вдруг заблудится весна!


Снег кружится над землёй,
Тропки занесённые.
Вот и светятся зимой
Огоньки зелёные.

Улетают, улетели...

Елена Благинина

Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел!

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.

Сентябрь

Ирина Токмакова

Кончается лето,
Кончается лето,
И солнце не светит,
А прячется где-то.

И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.

Осенью

Агния Барто

В саду пожелтели,
Осыпались клёны,
И только скамейка
Осталась зелёной.


Стоит она
В тихой аллейке,
И дождик
Стучит по скамейке.


Мокнет скамейка
Под голой рябиной…
Летом была она
Автомашиной,
Она самолётом
Красивым была,
Приделали к ней
Два фанерных крыла.

Вновь проглянет солнце
Завтра поутру,
Вновь начнут ребята
Шумную игру.


Поплывёт по Каме,
По Волге поплывёт
Украшенный флажками
Зелёный пароход.

Осенние листья

Ирина Токмакова

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.

Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Осенние задания

Владимир Орлов

С yтpа в лесy
Hад нитью сеpебpистой
Хлопочyт паyчки -
Телефонисты.

И вот yже от ёлки
До осинки,
Как пpовода,
Свеpкают паyтинки.

Звенят звонки:
— Внимание! Внимание!
Пpослyшайте
Осенние задания!

— Алло, медведь!
Вы слышите?
— Да, да!
— Уже не за гоpами
Холода!
Пока зима не подошла
К поpогy,
Вам нyжно сpочно
Подыскать беpлогy!

Звенят звонки
У белок и ежей -
От веpхних
И до нижних этажей:
— Пpовеpьте поскоpей
Свои кладовки -
Хватает ли пpипасов;
Для зимовки?

Звенят звонки
У стаpого болота:
— У цапель всё готово
Для отлёта?
— К отлётy всё готово!
— В добpый час!
В апpеле снова
Ожидаем вас!

— Алло, зайчата! -
Слышится из тpyбки.-
Идёт зима,
Скоpей меняйте шyбки!

Звенят звонки
У липы и y клёна:
— Алло, скажите,
Кто y телефона?
— Алло, y телефона
Мypавьи.
— Закpойте;
Мypавейники свои!

— Скажите, это pечка?
— Речка, pечка!
— А почемy для pаков
Hет местечка?
И pечка отвечает:
— Это вpаки!
Я покажy вам,
Где зимyют pаки!

— Алло, pебята!
Добpый день, pебята!
Hа yлице yже холодновато!
Поpа для птиц
Вывешивать коpмyшки -
Hа окнах, на балконах,
Hа опyшке!

Ведь птицы -
Hаши добpые дpyзья,
А пpо дpyзей нам
Забывать нельзя!

Где ты ходишь, осень?

Яков Аким

Осенью дождливой
Прямо сплю и вижу:
По снежку хрустящему
С горки бы, на лыжах!

А зимою лютой,
Вечером, в мороз,
Вспомню двор весенний,
Листики берез.

У апрельской лужицы
Жду я не дождусь -
Поскорей бы лето,
В речку бултыхнусь!

«Где ты ходишь, осень?» -
В августе спрошу,
Потому что в школу
Я к друзьям спешу.