Произведение цыгане краткое содержание. Цыганы

Поэма «Цыганы» была создана Пушкиным в период первой (1820-1823 гг.) в самом конце, а конечная обработка проходила в 1824 году, в Михайловском. Она входит в цикл южных поэм, которые не связаны между собой героями или содержанием, но объединены темой свободы, имеют общий смысловой стержень. Начинается поэма с описания, ночующего в степи цыганского табора кочевников. Один старый цыган не спит, волнуясь за свою дочь-красавицу, которая до сих пор не вернулась с прогулки. Земфира появляется очень поздно, но не одна, а с юношей, который хочет стать цыганом и жить в таборе. Алеко преследуют власти, ему наскучила жизнь столичного света с его пустотой, где нет свободы и присутствует только жажда денег. Старик говорит, что готов принять Алеко, предлагая заняться традиционными цыганскими ремеслами. На рассвете цыганский табор двигается в путь и вместе с ними Алеко. Идя рядом с Земфирой, уверяет ее, что лучшей участи, чем жить на свободе и любить Земфиру, он не желает.

Однако старый цыган считает, что для человека, рожденного и жившего в неге цивилизации, не всегда просто приспособиться к жизни на воле. Отец девушки рассказывает историю об изгнаннике, певшем чудесные песни на берегах Дуная и которого все окружающие считали святым, окружали любовью и уважением. Высланный за какую-то провинность с большого города, старик страдал вдали от родины и завещал свой прах перевезти в родной город. В рассказе цыгана Алеко с удивлением узнает судьбу поэта Овидия.

Прошло два года. Алеко ведет кочевую жизнь, водя по селам медведя, исполняя песни под бубен старого цыгана. Воспоминания о прежней жизни все реже посещают юношу, и он вполне удовлетворен настоящим. Но это удовлетворение только внешнее и как только он стал сомневаться в верности Земфиры, проявилась внутренняя несвобода.

Земфира, воспитанная в духе абсолютной свободы в любовных отношениях, тяготится любовью Алеко. Земфира поет об опостылевшем муже, ненависти к нему и любви к другому. Теперь ей страшно находиться рядом с мужем, которого мучают ужасные сновидения. О том, что она его разлюбила и ей надоела его любовь, Земфира говорит отцу. Пытаясь утешить Алеко, который жалуется на охлаждение Земфиры, старый цыган рассказывает свою историю. Много лет назад, когда дочери был всего годик, ее мать Мариула бросила их и ушла к молодому цыгану из другого табора. Возмущенный Алеко не понимает, почему старик не отомстил неверной жене. По его мнению, даже спящего на берегу моря врага следует столкнуть в пучину, с наслаждением наблюдая за его гибелью. Однако старый цыган не понимает причину такой гневной реакции. Ведь удержать любовь, если она ушла, невозможно, приказать сердцу женщины любить одного так же не вольно, как приказать луне застыть на небе в одном месте.

Ночью, дождавшись, когда муж уснет, Земфира уходит на свидание. Внезапно проснувшись, Алеко обнаруживает отсутствие жены и идет на ее поиски. Объятый подозрениями и страхами, он бродит вокруг шатра и, увидев неясный след, направляется за курган. В звездной ночи он видит тени Земфиры и ее возлюбленного. Молодой цыган уговаривает возлюбленную остаться еще немного, а Земфира, боясь гнева мужа, уговаривает его вернуться в свой табор. В гневе Алеко убивает цыгана, а когда Земфира проклинает мужа и говорит о презрении его угроз, он вонзает свой нож и в нее. Утром цыгане застают Алеко с окровавленным ножом над телами двух влюбленных. Похоронив своих мертвецов, табор снимается с места. Перед уходом, старик-отец подходит к Алеко и говорит, что ему нет места среди цыган. У цыганского народа нет законов, и никто не будет мстить ему за смерти, но жить рядом с убийцей они не хотят. Цыганам не по пути с человеком, который хочет свободы только лично для себя.

Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.

Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тоски при виде опустевшей равнины. Но о чем он тоскует? Земфира хочет узнать это. Между ними завязывается разговор. Земфира опасается, что он жалеет об оставленной им жизни, но Алеко успокаивает её и говорит, что без сожаления оставил «неволю душных городов». В той жизни, что он бросил, нет любви, а значит, нет веселья, и теперь его желанье - всегда быть с Земфирой. Старик, слыша их разговор, рассказывает им старинное преданье о поэте, который когда-то был сослан царём в эти края и томился душой по родине, несмотря на любовь и заботу местных жителей. Алеко узнает в герое этого преданья Овидия и поражается превратности судьбы и эфемерности славы.

Два года кочует Алеко вместе с табором, вольный, как сами цыганы, не сожалея о покинутом. Он водит по деревням медведя и тем зарабатывает на хлеб. Ничто не смущает покоя его души, но однажды он слышит, как Земфира поёт песню, которая приводит его в смятение. В этой песне Земфира признается, что разлюбила его. Алеко просит её перестать петь, но Земфира продолжает, и тогда Алеко понимает, что Земфира неверна ему. Земфира подтверждает самые страшные предположения Алеко.

Ночью Земфира будит отца и говорит, что Алеко рыдает и стонет во сне, зовёт её, но его любовь постыла Земфире, её сердце просит воли. Просыпается Алеко, и Земфира уходит к нему. Алеко хочет знать, где была Земфира. Она отвечает, что сидела с отцом, потому что не могла перенести вида душевных мучений Алеко, которые он испытывал во сне. Алеко признается, что видел во сне измену Земфиры, но Земфира уговаривает его не верить лукавым сновидениям.

Старый цыган просит Алеко не печалиться и уверяет, что тоска погубит его. Алеко признается, что причина его печали - равнодушие к нему Земфиры. Старик утешает Алеко, говорит, что Земфира - дитя, что женское сердце любит шутя, что никто не волен приказать сердцу женщины любить одного, как приказать луне застыть на месте. Но Алеко, вспоминая часы любви, проведённые с Земфирой, безутешен. Он сокрушается, что «Земфира охладела», что «Земфира неверна». В назидание старик рассказывает Алеко о самом себе, о том, как был молод, как любил прекрасную Мариулу и как наконец добился взаимности. Но быстро миновала молодость, ещё быстрее - любовь Мариулы. Однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь, эту самую Земфиру. И с тех пор «все девы мира» постыли старику. Алеко спрашивает, как смог старик не отомстить обидчикам, как мог не вонзить кинжала в сердце похитителя и неверной жены. Старик отвечает, что ничто не в силах удержать любовь, ничто нельзя вернуть, «что было, то не будет вновь». Алеко уверяет старика, что сам он не такой, что он не может отказаться от своих прав или хоть насладиться мщением.

А в это время Земфира на свидании с молодым цыганом. Они условливаются о новом свидании нынешней ночью после захода луны.

Алеко тревожно спит и, пробудившись, не находит рядом Земфиры. Он встаёт, выходит из шатра, его объемлет подозренье и страх, он бродит вокруг шатра и видит едва приметный в звёздном свете след, ведущий за курганы, и Алеко отправляется по этому следу. Внезапно он видит две тени и слышит голоса двух влюблённых, которые не могут расстаться друг с другом. Он узнает Земфиру, которая просит своего возлюбленного бежать, но Алеко вонзает в него нож... В ужасе Земфира говорит, что презирает угрозы Алеко, и проклинает его. Алеко убивает и её.

Рассвет застал Алеко сидящим за холмом с окровавленным ножом в руке. Перед ним два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы. В задумчивости сидит старый цыган. После того как тела влюблённых были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с человеком, который «для себя лишь» хочет воли.

Старик промолвил это, и табор скоро снялся с места и скрылся в степной дали. Лишь одна телега осталась в роковом поле. Настала ночь, но никто не разложил пред ней огня и никто не переночевал под её крышей.

Вы прочитали краткое содержание поэмы Цыганы. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

1824 год. Россия. Александр Пушкин находится в кишиневской ссылке и именно в этот период своего творчества пишет «Цыганы». Суть сюжета «Цыган» в том, что главный герой Алеко молод и глубоко несчастен. Он попадает в цыганский табор, чтобы получить свободу. В таборе он встречает Земфиру и влюбляется в нее. В скором времени чувство Земфиры угасает, она увлечена другим. Алеко ревнует и в порыве страсти убивает любовников.

Главная мысль бессмертного текста «Цыганы» в том, что Пушкин Александр Сергеевич заостряет внимание читателя на таких чертах как самодовольство и эгоизм, для того, чтобы стало понятно, что подобные качества не заслуживают одобрения.

Очень кратко рассказ Цыганы Пушкина

В кочующем цыганском таборе вечер, старый цыган ждёт свою дочь, которая отправилась гулять по полям. Земфира возвращаетсяне одна, а с молодым человеком по имени Алеко. Она сообщает отцу, что он решил оставить прежнюю жизнь и стать цыганом. Старик тепло приветствует Алеко в таборе.

Начинается кочевая жизнь юноши, он полюбил Земфиру и привык к цыганской жизни. Но спустя два года молодой человек слышит песню своей цыганки и понимает, что Земфира разлюбила его. Ночью молодая цыганка слышит рыдания и стоны Алеко, но она уходит к отцу и рассказывает ему, что её сердце по отношению к Алеко остыло, что она хочет воли.

Позже молодой человек, беседуя с отцом Земфиры, узнаёт, что её мать сбежала от него с любовником в другой табор. Алеко поражён тем, что старик не захотел мстить обидчикам.

Одной лунной ночью Земфира условилась о свидании со своим тайным возлюбленным, молодым цыганом. Но их выследил ревнивец. В приступе злости он лишает жизни цыгана и свою любимую. И остаётся сидеть над их окровавленными телами до утра.

Утром цыгане находят их, хоронят убитых. Отец Земфиры изгоняет Алеко из табора. Он обвиняет его в том, что он гордый человек, и жаждет воли исключительно для себя.

Табор снимается с места и уходит. Остаётся лишь повозка Алеко.

Перед читателем простираются бескрайние степи Бессарабии. По этим степям кочует табор цыган. Вечер. Горит костер. Пасутся кони. За шатром лежит ручной медведь. Близится ночь. Почти все засыпают. Только старик не спит: он ждет свою дочь Земфиру, гуляющую в поле. Наконец Земфира возвращается, но не одна, а с юношей. Земфира объясняет отцу, что этого молодого человека встретила она на прогулке, что он хочет жить по законам цыган. Старик-отец радушен и приглашает юношу пожить в таборе, сколько тот захочет.

Наступает утро. Все просыпаются и отправляются в путь. Юноше почему-то тоскливо. Он не может понять причину грусти. Земфира пытается понять причину угнетенного состояния своего спутника. Она разговаривают. Земфира думает, что ее спутник тоскует об оставленной жизни. Но Алеко успокаивает девушку. Он говорит, что главное в его жизни – это она, Земфира.

Старик-отец слышит разговор молодых и рассказывает им предание о поэте, который был изгнан из Родины, но постоянно тосковал по ней. Алеко невольно узнает в поэте себя.

Проходит два года. Алеко кочует с цыганским табором. Он ощущает волю, чувствует единение с табором. Однажды он слышит, как Земфира поет песню, в которой речь идет об очень неприятном событии для Алеко. Оказывается, девушка его разлюбила. Алеко пытается прервать пение возлюбленной, но она упорно продолжает пение. Алеко осознает, что в их отношениях появился некто третий. Земфира, не таясь, подтверждает это.

Наступает ночь. Земфира будит своего отца и рассказывает ему о том, что Алеко во сне бредит ею. Алеко проснулся, и Земфира уходит к нему. Алеко подозревает Земфиру в измене. На что Земфира говорит, что беседовала со своим отцом. Тогда Алеко рассказывает девушке свои сны и подчеркивает, что в стране грез Земфира изменила ему. Земфира пытается убедить Алеко, что нет смысла верить во сны.

Отец Земфиры разговаривает с Алеко. Убеждает его не тосковать, потому что печаль может привести к смерти. Также он говорит о ветреной женской натуре Земфиры. Алеко непреклонен: он вспоминает «мгновения любви», проведенные с Земфирой и терзает свое сердце больше и больше.

Чтобы утешить Алеко старый цыган рассказывает историю о себе и красавице Мариуле. Что эта история любви несчастна. А плод этой страсти – Земфира. С той поры женщины для старика «умерли». Алеко не понимает, как старик мог простить измену любимой. Сам он говорит, что обязательно отомстил бы в подобной ситуации.

В это время Земфира идет на свидание.

Ночь. Алеко просыпается и не находит Земфиры рядом. Тогда он выходит на улицу и в свете звезд угадывает след Земфиры. Он идет по следу. Внезапно видит два силуэта – это Земфира и ее новый возлюбленный. Алеко захлестывает ревность, и он убивает ножом молодого цыгана. Земфира проклинает Алеко, а он убивает и ее.

Рассвет. Алеко сидит за курганом и передним «два хладных тела». В его руках окровавленный нож. Цыгане прощаются с убиенными и хоронят их. После похорон отец Земфиры просит Алеко, чтобы тот оставил их табор. Цыгане не хотят быть рядом с убийцей.

Финал поэмы: табор ушел. В поле осталась лишь одна телега. Никто не разложил ее на ночь и не развел перед ней костра.

Картинка или рисунок Цыганы

Сегодня даже совершенно далекие от религии люди знают историю двух братьев Каина и Авеля. Оно и неудивительно - данный библейский сюжет не раз экранизировался в художественных фильмах, упоминался

  • Краткое содержание Лем Солярис

    Где-то в далеком будущем, когда будет хорошо развит космос. Мужчина по имени Кельвин вдалеке от земного шара перелается с космолета на при планетную станцию. Станция с виду пуста, чем-то грязна, психолога никто не встретил

  • Цыгане кочуют по Бессарабии. Табор останавливается на ночь у реки. Лагерь затихает, все погружается в сон.

    Только в одном шатре не спит старик. Он ждет свою дочь Земфиру, которая пошла прогуляться. Уже поздно, а девушки все нет. Наконец, Земфира появляется вместе с незнакомым юношей. Цыганка говорит отцу, что ее спутника зовут Алеко. Молодого человека преследуют власти, а он хочет стать цыганом. Теперь Алеко будет жить в таборе.

    Старый цыган не возражает. Он готов делить кров и пищу с беглецом. Старик предлагает Алеко заняться каким-либо ремеслом: ковать железо или обходить с медведем села. Юноша согласен. Он остается с Земфирой и ее отцом.

    * * *

    Утром старый цыган будит молодых. Все собираются в дорогу. Лагерь разобран, цыгане выступают в путь.

    * * *

    Алеко идет рядом с Земфирой. Девушка интересуется, не жалеет ли он, что оставил городскую жизнь? Ведь там так красиво: каменные дома, женщины в нарядах и драгоценностях. Но Алеко уверяет Земфиру, что ничуть не жалеет о своем решении. В городах люди стыдятся своей любви, торгуют свободой и жаждут только денег. А Земфира прекрасна и без драгоценностей.

    Отец девушки считает, что человек, рожденный в неге цивилизации, не всегда желает быть свободным и жить на воле. Он рассказывает об одном старике, который пел чудесные песни. Его выслали из большого города к берегам Дуная за некую провинность. Этого старика все любили и почитали святым. Но изгнанник был несчастен. Он постоянно страдал, а когда умирал, то завещал, чтобы его кости перевезли на родину. Алеко с изумлением узнает в рассказе цыгана судьбу римского поэта Овидия.

    * * *

    Пролетело два года. Алеко привык к кочевой жизни. Он водит по селам медведя и поет. Старый цыган бьет в бубен, а Земфира собирает деньги. В шатре живут втроем. Молодой изгнанник все реже вспоминает о минувшей жизни.

    * * *

    Старый цыган сидит на солнышке, а Земфира поет об опостылевшем муже. Она не боится гнева. Пусть ее хоть режут, жгут огнем, но женщина презирает и ненавидит супруга, а любит другого. Алеко просит Земфиру не петь эту песню, но цыганка отвечает, что ей нет дела до желаний мужчины. Алеко снова просит девушку замолчать. Тогда Земфира уходит и в сердцах бросает, что эта песня - об Алеко.

    Старый цыган вспоминает, что мать Земфиры, качая колыбель дочери, пела такую же песню.

    * * *

    Ночью Земфира будит отца. Ей страшно: Алеко во сне скрежещет зубами, стонет и зовет ее. Отец считает, что Земфира очень дорога юноше, поэтому он даже во сне ищет возлюбленную. Цыганка отвечает, что ей надоела такая любовь. Алеко внезапно просыпается, и Земфира идет к нему. Цыганка успокаивает молодого человека: она ушла к отцу, потому что стало страшно.

    * * *

    Алеко жалуется старому цыгану на Земфиру, которая его разлюбила. Старик пытается утешить юношу, объясняет, что женское сердце легкомысленно. Он рассказывает историю о Мариуле - матери Земфиры. Их любовь длилась всего год. А потом повстречался другой табор, вместе с которым ушла и Мариула, бросив мужа и дочь.

    Алеко возмущен, он не понимает, почему старик не поехал вслед и не отомстил. Но цыган удивлен не меньше: ведь любовь удержать невозможно. Алеко разгневан, если бы он повстречал на берегу моря спящего врага, то столкнул бы его в пучину и с наслаждением смотрел, как тот погибает.

    * * *

    Земфира убегает на свидание. Молодой цыган не хочет отпускать возлюбленную и просит ее побыть еще немного, но цыганка боится гнева Алеко. Она обещает вернуться, когда взойдет луна.

    * * *

    Алеко просыпается ночью и не видит Земфиру. Он идет ее искать, обходит кругом табор и находит в траве след, который ведет за курган. С тяжелым предчувствием юноша устремляется дальше и застает Земфиру с другим. Он слышит, как цыган уговаривает Земфиру остаться до рассвета.

    Внезапно перед влюбленной парой появляется Алеко. Цыган пытается бежать, но ревнивец убивает его кинжалом, а затем расправляется и с Земфирой, которая осыпает Алеко проклятиями.

    * * *

    Утром убийца с окровавленным кинжалом сидит на камне. Цыгане копают могилу для Земфиры и ее возлюбленного. Молодую пару кладут вместе, прощаются с ними и засыпают землей.

    Старый цыган подходит к Алеко и просит покинуть табор. В цыганском мире нет закона, люди не будут мстить или преследовать Алеко, но жить с убийцей не хотят. Старик упрекает юношу в том, что тот ищет волю лишь для себя, а другим в ней отказывает.

    Табор уезжает. В степи остается одна телега, но никто не приходит к этому месту на ночлег.

    Эпилог

    Автор рассказывает, что в Молдавии часто встречал цыганские таборы и бродил с ними. Он ночевал в шатрах, ел простую пищу, слушал песни и долго твердил имя прекрасной Мариулы. Но в среде диких цыган сложно встретить счастье. Беды и страсти находят их даже в степи, где столь же проблематично уйти от судьбы.

    Ответы (2 )

      В кочующем цыганском таборе вечер, старый цыган ждёт свою дочь, которая отправилась гулять по полям. Земфира возвращаетсяне одна, а с молодым человеком по имени Алеко. Она сообщает отцу, что он решил оставить прежнюю жизнь и стать цыганом. Старик тепло приветствует Алеко в таборе.

      Начинается кочевая жизнь юноши, он полюбил Земфиру и привык к цыганской жизни. Но спустя два года молодой человек слышит песню своей цыганки и понимает, что Земфира разлюбила его. Ночью молодая цыганка слышит рыдания и стоны Алеко, но она уходит к отцу и рассказывает ему, что её сердце по отношению к Алеко остыло, что она хочет воли.

      Позже молодой человек, беседуя с отцом Земфиры, узнаёт, что её мать сбежала от него с любовником в другой табор. Алеко поражён тем, что старик не захотел мстить обидчикам.

      Одной лунной ночью Земфира условилась о свидании со своим тайным возлюбленным, молодым цыганом. Но их выследил ревнивец. В приступе злости он лишает жизни цыгана и свою любимую. И остаётся сидеть над их окровавленными телами до утра.

      Утром цыгане находят их, хоронят убитых. Отец Земфиры изгоняет Алеко из табора. Он обвиняет его в том, что он гордый человек, и жаждет воли исключительно для себя.

      Табор снимается с места и уходит. Остаётся лишь повозка Алеко.

      Далеко раскинулась степь Бессарабии. Здесь по степям привольно кочует многоголосый цыганский табор. Вот у костра расположилась цыганская семья, которая готовит ужин. Невдалеке пасётся табун лошадей, а за шатром лежит ручной медведь. Понемногу утихают голоса. Всё умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ожидающий свою дочь Земфиру, которая гуляет в поле.

      Появляется Земфира с молодым человеком, которого она встретила за курганом. Его преследует закон, и он хочет быть цыганом, а зовут его Алеко. Старик долго думает, а потом разрешает остаться в таборе и соглашается разделить с ним хлеб и кров.

      Утром старик будит дочь и Алеко. Табор уже проснулся и отправляется в путь. Издалека кажется, что по равнине плывут разноцветные ленты, вместо цыганского обоза. По дороге Алеко рассказывает Земфире о той жизни, которую он бросил, так как в ней нет места для любви и нет веселья. А теперь его желание быть всегда с Земфирой.

      Два года пролетело, как Алеко кочует с цыганами. Теперь он вольный, как и они. Он не жалеет о прошлой жизни совсем. По деревне Алеко водит медведя, зарабатывая на хлеб. Иногда он слышит цыганскую песню, которую поёт Земфира. В ней Земфира признаётся, что разлюбила Алеко. Он понимает, что девушка уж неверна ему.

      Ночь опустилась на табор. Земфира говорит отцу, что ей надоела любовь Алеко, а сердце просит воли, ведь она свободная девушка. Старик утешает юношу и просит не печалиться, ведь тоска может погубить его. Земфира ещё дитя, и никто не волен приказать сердцу любить одного. Алеко жаждет отомстить своему сопернику.

      У Алеко тревожно на душе. Проснувшись, он не видит Земфиры. Он встаёт и бродит вокруг шатра, а потом по тропе, ведущей за курганы. Он слышит голоса двух влюблённых, которые не могут расстаться. Она просит его бежать, но Алеко вонзает нож в соперника. В ужасе Земфира проклинает его. Тогда Алеко убивает и Земфиру.

      На рассвете цыгане прощаются с убитыми и хоронят их. Старик просит Алеко покинуть их табор, так как цыгане не хотят жить с убийцей рядом. Табор скрылся в степной дали. Настала ночь. Но никто не разложил костра и не предложил переночевать под крышей.