Произведение человек в футляре. Антон чехов - человек в футляре

Человек в футляре

Человек в футляре
Название рассказа (1898) Антона Павловича Чехова (1860-1904).
Главный герой - провинциальный учитель Беликов, боящийся любых новшеств, поступков, не разрешенных «начальством», как и реальной действительности вообще. Отсюда его любимое выражение: «Как бы чего не вышло...» И, как пишет автор, у Беликова «наблюдалось постоянное и неодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний».
Как понятие нарицательное это выражение стал употреблять уже сам его автор. В письме к своей сестре М. П. Чеховой он писал (19 ноября 1899 г.): «Ноябрьские ветры дуют неистово, свистят, рвут крыши. Я сплю в шапочке, в туфлях, под двумя одеялами, с закрытыми ставнями - человек в футляре».
Шутливо-иронически: человек робкий, боящийся непогоды, сквозняков, неприятных внешних воздействий.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Человек в футляре

Так называют человека, боящегося всяких новшеств, крутых мер, очень робкого, подобного учителю Беликову, изображенному в рассказе А.П. Чехова "Человек в футляре" (1898). Беликов "был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате...Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо: – Оно, конечно, так-то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло" .Интересно отметить, что выражение "человек в футляре" шуточно употребил сам Чехов; в письме к М.П. Чеховой от 19 ноября 1899 г. он писал: "Ноябрьские ветры дуют неистово, свистят, рвут крыши. Я сплю в шапочке, в туфлях, под двумя одеялами, с закрытыми ставнями – человек в футляре" .

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Человек в футляре" в других словарях:

    ФУТЛЯР. ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ. В рассказе Чехова «Человек в футляре»: «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних… … История слов

    - «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ», СССР, СОВЕТСКАЯ БЕЛАРУСЬ, 1939, ч/б, 84 мин. Драма. По одноименному рассказу А.П.Чехова. В ролях: Николай Хмелев (см. ХМЕЛЕВ Николай Павлович), Михаил Жаров (см. ЖАРОВ Михаил Иванович), Ольга Андровская (см. АНДРОВСКАЯ Ольга… … Энциклопедия кино

    У этого термина существуют и другие значения, см. Человек в футляре (значения). Человек в футляре (истинное происшествие) … Википедия

    Человек в футляре - Ирон. (Человек), живущий своими узкими интересами; отгородившийся от людей, от жизни; косный и замкнутый. Вы человек в футляре, картонная душа, папка для дел! (Б. Лавренёв. Рассказ о простой вещи). Он напоминает ей чем то чеховского человека в… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Человек в футляре - крыл. сл. Так называют человека, боящегося всяких новшеств, крутых мер, очень робкого, подобного учителю Беликову, изображенному в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» (1898). Беликов «был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Разг. Неодобр. О человеке, который замкнулся в кругу узких обывательских, мещанских интересов, отгородился от реальной жизни, боится нововведений и перемен. /i> По названию рассказа А. П. Чехова (1898 г.). БМС 1998, 619; БТС, 1470; ФМ 2002, 609; … Большой словарь русских поговорок

    человек в футляре - о том, кто замкнулся в кругу узких, мещанских интересов, отгородился от реальной жизни, боится нововведений и перемен. Выражение восходит к одноименному рассказу А. П. Чехова. Главный герой этого произведения – учитель древних языков Беликов,… … Справочник по фразеологии

    человек в футляре - О том, кто замкнулся в кругу узких, обывательских интересов, боится всяких нововведений От названия рассказа А.П. Чехова … Словарь многих выражений

    «Человек в футляре» - ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ рассказ А. П. Чехова (1898), гл. герой к рого боится жизни и пытается спрятаться от нее в футляр, скорлупу предписаний и стереотипов … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Человек в футляре. Человек в футляре … Википедия

Книги

  • Человек в футляре , А. П. Чехов. Героем рассказа "Человек в футляре" является гимназический учитель греческого языка Беликов. Его главное опасение - это «как бы чего не вышло». С появлением в городенового учителя Михаила…

Наверное, на пути каждого из вас встречались люди, которые боялись сделать лишний шаг, одевая на себя маску, чтобы не попасть под осуждение. Но в широко известном произведении Антона Павловича Чехова пишется не просто об осторожном, а о чрезвычайно закомплексованном человеке по фамилии Беликов, который окружил себя законами, правилами, уставами, живя в постоянном страхе. «Человек в футляре» – так называется этот глубокий и серьезный рассказ, и подобный заголовок как нельзя лучше отражает характер главного героя.

История создания рассказа

Чтобы глубже понять суть произведения, необходимо обратиться к истории его возникновения.

О том, кто явился прообразом известного героя Беликова, не существует однозначного мнения. Некоторые современники классика полагали, что это инспектор таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконов, другие же опровергали это мнение.

Ю. Соболев предполагал, что прообразом чеховского героя мог быть публицист Меньшиков М. О, о котором Антон Павлович упоминал в одном из дневников.

Как бы там ни было, ясно одно: главный герой рассказа Беликов – образ собирательный.

Над произведением автор трудился в конце весны и начале лета 1898 г. в Мелихове, где в этом же году было создано еще два рассказа «Крыжовник» и «О любви», впоследствии составившие трилогию. 15 июня рукопись передали в журнал.

«Футлярные люди» – кто они?

Главный действующий герой рассказа Антона Павловича Чехова – Беликов, который работает преподавателем греческого языка в гимназии. Но произведение не сразу начинается с описания его характера. Сначала в диалог между собой вступают доктор Иван Иванович и преподаватель гимназии Буркин, который в ответ на описание собеседником некой Мавры, в последние годы сидящей за печкой и только выходящей на улицу лишь ночами, затрагивает тему «футлярных людей», не желающих выйти из своей скорлупы.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа « », где описывается судьба маленького мальчика, который писал письмо «на деревню» своему дедушке

С его рассказа мало-помалу раскрывается история Беликова, человека странного и очень подозрительного. Казалось бы, такие люди вредят только себе, но, всмотревшись внимательнее в образ, можно понять, что от них, на первый взгляд тихих и скромных, нет покоя окружающим. Они, прячась от реальной жизни, невольно требуют того же и от других. «Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно… запрещено – и баста» – говорится о Беликове.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа Антона Павловича Чехова « », где автор обращает внимание читателя на проблему человеческого равнодушия и непонимания боли другого.

Его пугала свобода мысли, были неприятны всякие нововведения: открывали в городе читальню или разрешали драматический кружок…

«Как бы чего не вышло» – эта фраза прочно засела в сознании главного героя, сделавшись его девизом. Целых пятнадцать лет заставлял Беликов подчиняться правилам всю гимназию. И даже учителя, люди глубоко порядочные и мыслящие, попали под его влияние. Но не только они. От «человека в футляре» дрожал весь город – люди боялись всего: отправлять письма, громко говорить, помогать бедным, читать книги, знакомиться друг с другом, учить детей грамоте…»

Было у Беликова еще одно неприятное качество характера: он любил ходить по гостям. Нет, он не вел себя непристойно и бесчинно в чужих домах, но просто сидел час-другой и молчал. Но это молчание давило на окружающих и угнетало сильнее грубых слов.

Он всего боялся: чтобы не забрались в дом воры, чтобы не зарезал слуга Афанасий, всегда пьяный, выживший из ума человек, поэтому, когда ложился спать, накрывался одеялом с головой.


Бедный, несчастный Беликов! Однако, наступил в жизни Беликова момент, когда он чуть было не женился. «Шутите!» – сказал слушающий эту историю Иван Иванович. «Такого просто не может быть!» – наверное, воскликнули бы вы. Но жизнь порой преподносит неожиданные сюрпризы.

Мечты о женитьбе, которой не суждено было состояться

Итак, в судьбе Беликова вдруг произошли перемены. Это случилось, когда в их гимназию приехал новый учитель географии Коваленко Михаил Саввич, да не один, а с сестрой по имени Варя. Этой, непохожей на остальных, отличавшейся веселым и бойким нравом женщине, было уже за тридцать. После того, как на дне рождения директора она спела «Виют витры», учителей осенила одна и та же мысль: хорошо бы поженить Вареньку и Беликова.

Сначала они действительно стали встречаться: Варенька была не против выйти замуж, относилась к Беликову ласково, сердечно, и он сделал вывод, что тоже необходимо иметь спутницу жизни. Вот тут бы снять с него калоши и выбросить зонтик. Но нет! Учитель так и не изменил своего образа жизни, но только рассуждал о том, что брак – это важный и серьезный шаг.

А потом случилось то, что повергло Беликова в настоящий шок. Казалось бы, ничего предосудительного не произошло: он увидел, как катаются на велосипеде Варенька и её брат. Но человек в футляре был возмущен до глубины души: «Разве позволительно это учителям и женщинам?»

И не в силах успокоиться, пошел побеседовать об этой ситуации к Коваленко.

Финал этой грустной истории предсказуем: конечно же, брат Вареньки не выдержал такого занудства, наговорил своему коллеге грубостей (чего прежде никто себе не позволял), а когда фискал (как с раздражением называл его Коваленко) пообещал, что расскажет суть этого разговора директору, просто столкнул Беликова с лестницы со словами: «Ступай, докладывай».

Может, все бы закончилось не настолько плачевно, если бы как раз в этот момент на пороге подъезда не появилась Варенька. Она, не зная в чем дело, громко захохотала, «и этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова».

Главный герой не смог пережить такого унижения и впал в жесточайшую депрессию. Он лег в постель и больше уже не вставал, а спустя месяц умер. Гроб стал для Беликова футляром, из которого уже он не сможет выйти никогда.

Анализ произведения

Главной причиной того, что человек прячет себя в оболочку, пытаясь скрыться от действительности, является страх. Именно он парализует волю, не дает свободно жить, мыслить, творить, даже дышать.

Беликов боялся сделать лишний шаг, чтобы не быть осужденным обществом, и эта боязнь свела на нет полноценную жизнь, превратив её в жалкое существование. Именно такой порок и обличал Антон Павлович в своем рассказе.

К сожалению, таких людей, как Беликов, которые ставят каноны и всевозможные правила выше свободы, в годы жизни Чехова было очень много.

Но немало встречается их и в нашем современном мире. Сейчас тех, кто неукоснительно следует букве закона и не прислушивается к нуждам простых людей, называют бюрократами.

Но вопрос «кто же они – люди в футляре» остается открытым. Жертвы ли это общества, которое заставляет подстраиваться под свои правила или «футлярность» – лишь форма укрытия от действительности. Так или иначе, подобных людей много. И это болезнь, которая изнутри поражает все общество.

Рассказ «Человек в футляре» Чехов написал в 1898 году. Произведение является первым рассказом «Маленькой трилогии» писателя – цикла, включившего также рассказы «Крыжовник» и «О любви».

В «Человеке в футляре» Чехов рассказывает об учителе мертвых языков Беликове, который всю свою жизнь пытался заключить в «футляр». Автор по-новому переосмысливает образ «маленького человека». Беликов боле масштабен, чем гоголевские персонаж, он становится воплощением целого общественного явления – «футлярности».

Главные герои

Беликов – учитель греческого и латинского языка («мертвых языков»), «человек в футляре», преподавал в одной гимназии с Буркиным, сосед рассказчика.

Варенька – сестра Коваленко, «лет тридцати», «высокая, стройная, чернобровая, краснощекая», «не девица, а мармелад».

Коваленко Михаил Саввич – учитель географии и истории, «из хохлов», «молодой, высокий, смуглый, с громадными руками».

Другие персонажи

Буркин – учитель гимназии, сосед Беликова, который рассказал его историю Ивану Ивановичу.

Чимша-Гималайский Иван Иваныч – ветеринарный врач.

«На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники» – Иван Иваныч и Буркин. Мужчины не спали, рассказывая разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, «которые, как рак-отшелышк или улитка, стараются уйти в свою скорлупу» .

Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.

Для каждой вещи у Беликова был свой чехол – и для зонта, и для часов, и для перочинного ножа, даже лицо его, «казалось, тоже было в чехле» , потому что он «прятал его в поднятый воротник» , носил очки. «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр <…> от внешних влияний» . Даже его предмет – «мертвые языки» , был для учителя своеобразным способом убежать от действительности.

Для Беликова были понятны только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отступление от правил вызвало в нем уныние, а любимым его выражением было «как бы чего не вышло» . Своей мнительностью и осторожностью учитель угнетал весь город.

У Беликова была странная привычка – он ходил по квартирам учителей, сидел там молча и уходил, считая такие визиты своей «товарищеской обязанностью» . Беликов был соседом Буркина, поэтому рассказчик знал, что дома у «человека в футляре» тоже «ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, и – ах, как бы чего не вышло!» .

Однако Беликов, несмотря на свой характер, едва не женился. К ним в школу назначили нового учителя истории и географии – Михаила Саввича, который приехал вместе с сестрой Варенькой, смешливой женщиной, певуньей. Как-то, на именинах у директора, видя Варю и Беликова рядом, учителям пришла мысль, что «хорошо бы их поженить» . Все начали убеждать учителя в необходимости жениться. Варя тоже была не прочь выйти замуж и оказывала Беликову «явную благосклонность» . Решившись на брак, Беликов все чаще бывал у Коваленок, но делать предложение откладывал, делясь с Буркиным своими опасениями по поводу того, что у Вари слишком бойкий характер, а «брак вещь серьезная» .

Брат Вари с первого же дня возненавидел учителя греческого, дав ему название «глитай абож павук» , но их отношениям не препятствовал.

Однако все перевернул один случай. Какой-то проказник нарисовал карикатуру с надписью «влюбленный антропос» , изобразив Беликова и идущую с ним под руку Варю. Рисунок при неясных обстоятельствах оказался у всех учителей, чиновников и у самого Беликова. «Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление» . Однако когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был омрачен еще сильнее, так как считал, что ездить на велосипеде женщинам и преподавателям гимназии не прилично.

На следующий день Беликов чувствовал себя нехорошо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился к Коваленкам, где застал только брата. Беликов пытался объяснить, что кататься на велосипедах неприлично, чем только разозлил Михаила Саввича. И, когда учитель греческого пообещал доложить о содержании их разговора директору, Коваленко не выдержал и спустил Беликова с лестницы.

Как раз в это время в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что Беликов упал сам, она не удержалась и громко захохотала. Мысль о том, что о случившемся узнает весь город была настолько ужасна для учителя, что он, «вернувшись к себе домой, <…> лег и уже больше не вставал» . Через месяц Беликов умер. Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было приятное и кроткое, «точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет» . После его смерти все испытали облегчение. Вскоре «жизнь потекла по прежнему» , «не стало лучше» .

Буркин закончил свой рассказ. Иван Иваныч, размышляя над историей Беликова, произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?» .

Заключение

В рассказе «Человек в футляре» Чехов впервые обозначил одну из ведущих тем своего творчества – тему «футлярности». По мнению автора, это социальное явление отражается в боязни окружающего мира, мнительности, робостью перед чем-то новым и нежеланием это новое пускать в свою жизнь, ведь «как бы чего не вышло». На примере Беликова автор в гротескной форме обличает все недостатки «футлярности» и показывает, что она ведет только к деградации и опустошению личности.

Предлагаемый краткий пересказ «Человека в футляре» будет полезен школьникам при подготовке к урокам и проверочным работам по русской литературе.

Тест по рассказу

Тест для самопроверки запоминания краткой версии рассказа:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 2440.

В русской литературе очень много талантливых писателей, но по-настоящему жизненных и поучительных произведений не так уж и много. К таким вот удивительным людям, умеющим на бумаге отразить непростые человеческие судьбы, и относится А. П. Чехов. «Человек в футляре», краткое содержание которого позволяет ознакомиться с творчеством великого писателя, переносит читателей в XIX век, где после охоты двое друзей заводят разговор о закрытых и одиноких людях.

Начинается рассказ разговором двух друзей - Иван Ивановича, ветеринарного врача, и Буркина, учителя гимназии. Первый удивлен поведением супруги старосты, у которого они остались ночевать. Дело в том, что женщина все время сидит дома, а на улицу выходит только по ночам. Буркин возражает, говоря, что на свете немало чудных людей и рассказывает другу историю, произошедшую с его коллегой по гимназии, учителем греческого языка Беликовым.

Краткое содержание «Человек в футляре» - это история об учителе, который вел странный образ жизни. Он постоянно хотел отгородиться ото всех, создавал футляры и перегородки между собой и внешним миром. Даже летом он ходил в темных очках, в теплом пальто и с зонтиком, каждую вещь Беликов прятал в чехол. Он понимал лишь указы, где что-то запрещалось, потому что в них все понятно, а вот указания, где что-то разрешалось, учитель не понимал, ведь границ вседозволенности нет, поэтому как бы чего не вышло.

Беликов ходил в гости к своим коллегам, но лишь молча сидел, а потом прощался и уходил, он пытался оградить всех от опасности, но окружающие его боялись и называли не иначе как «человек в футляре». Чехов, краткое содержание произведения которого позволяет понять характер одинокого индивида, был очень хорошим психологом, потому что раскрыл не только проблемы одного Беликова, но и всего общества того времени.

Краткое содержание «Человек в футляре» показывает, что даже с таким чудаковатым человеком могут случиться перемены. С Беликовым они произошли после приезда в гимназию нового учителя истории со своей сестрой. Варя была красива собой, весела, хорошо пела, она очаровала всех, не смог устоять перед ее чарами и Беликов. Он стал с ней гулять, но все время намекал, что женитьба - это очень серьезно.

Учитель был очень ранимым и боязливым человеком, что и показывает краткое содержание «Человек в футляре». После карикатуры, нарисованной на него и Варю, он ходил сам не свой, добила его встреча с Варей и ее братом, которые ехали на велосипедах. По представлению Беликова, девушке и учителю гимназии не пристало так проводить время. Чтобы объясниться с ними, он пошел к семейству домой, но Вари не было, а свободолюбивый брат попросту спустил своего коллегу с лестницы. В момент, когда Беликов катился по ступенькам, пришла Варвара, от увиденной картины девушка залилась звонким смехом.

Краткое содержание «Человек в футляре» показывает, насколько учителю страшно было даже представить, что о его позоре узнает весь город. Он пришел домой, убрал фотографию своей невесты и слег. Беликов скончался через месяц. На лице покойного была радостная улыбка, как будто он нашел то, что искал - надежный футляр, из которого он не выйдет. Люди хоронили его с приятным чувством освобождения, словно освободились от ненужных обязательств.

«На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия, расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. У Ивана Иваныча была довольно странная, двойная фамилия - Чимша-Гима-лайский, которая совсем не шла ему, и его во всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом. Учитель же гимназии Буркин каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком».

Разговаривали о жене старосты Мавре. Она - женщина здоровая и неглупая. Только давно Мавра уже на люди не выходила. Буркин предположил, что у нее просто такой характер, характер рака-отшельника. И такие люди - не редкость. Например, месяца два назад в городе умер учитель греческого языка Беликов. Это был странный человек. Он даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».

Даже мысли свои Беликов «старался запрятать в футляр». Для него были ясны только запреты. «В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное». Когда в городе что-то разрешали, он всегда говорил: «Оно, конечно, так-то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло». В общем, он был очень осторожным и мнительным человеком. Даже к друзьям своим он ходил только потому, что считал это «своею товарищескою обязанностью ».

Беликова все боялись. И не только учителя, а и директор. Этот человечек, «ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!» Жил Беликов в том же доме, что и Буркин. «Женской прислуги он не держал из страха, чтобы о нем не думали дурно, а держал повара Афанасия, старика лет шестидесяти, нетрезвого й полоумного, который когда-то служил в денщиках и умел кое-как стряпать».

Даже под одеялом в собственной кровати Беликову было страшно: «как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры...»

Но, как это ни странно, этот учитель греческого языка едва не женился на сестре нового учителя истории и географии, некоего Коваленко Михаила Савича. Она была уже не молодая, лет тридцати, но тоже высокая, стройная, чернобровая, краснощекая и веселая, даже шумная. Беликов, послушав пение этой малороссийской женщины, подсел к ней и сказал: «Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий». Это польстило ей, и она стала рассказывать ему с чувством о своей жизни. Вдруг всех осенила одна и та же мысль: а хорошо бы их поженить. Директорша решила взять дело в свои руки. Беликова и Вареньку непременно всюду приглашали вместе: и в театр, и на вечеринку. Варенька стала относиться к Беликову явно благосклонно.

А Беликова все, и товарищи, и дамы, стали уверять, что он должен жениться. Его даже поздравляли. И в самом деле, Варенька была первой женщиной, которая отнеслась к нему так ласково, сердечно. Так что он и сам поверил в то, что ему в самом деле нужно жениться.

Да только перед женитьбой этому «человеку в футляре» нужно было хорошо подумать, как бы чего не вышло.

И тут произошел скандал. «Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: «Влюбленный антропос». Все учителя получили по экземпляру. Получил и Беликов. Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление. Когда же первого мая Беликов увидел Вареньку на велосипеде, очень возмутился. «Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?»

На другой день он отправился к Коваленкам. Вареньки не было дома. Беликов завел разговор с ее братом. Он говорил о том, что катание на велосипеде - «забава совершенно неприлична для воспитателя юношества», хотел его «предостеречь». Коваленко так был возмущен, что даже побагровел: «...кто будет вмешиваться в мои домашние и семейные дела, того я пошлю к чертям собачьим».

Беликов побледнел и встал. «Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки? Но как раз в то время, когда он катился по лестнице, вошла Варенька и с нею две дамы; они стояли внизу и глядели - и для Беликова это было ужаснее всего. Лучше бы, кажется, сломать себе шею, обе ноги, чем стать посмешищем; ведь теперь узнает весь город, дойдет до директора, попечителя, - ах, как бы чего не вышло! - нарисуют новую карикатуру, и кончится все это тем, что прикажут подать в отставку...

Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, помятое пальто, калоши, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом:

Ха-ха-ха!

И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже болыпене вставал».

Через месяц Беликов умер. Его «положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала! И как бы в честь его, во время похорон была пасмурная, дождливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами».