Происхождение уйгуров. Отношения с Китаем

Уйгуры, народ, коренное население Уйгурии (Восточный Туркестан, синьцзянь, СУАР - КНР) (ок. 15 млн. чел.). Живут также в некоторых районах СНГ, Индии, Афганистана, Пакистана. Говорят на уйгурском языке. Верующие исповедуют ислам, вытеснивший в 14-17 вв. шаманство, манихейство, христианство и буддизм. Антропологически относятся к европеоидной расе с незначительной монголоидной примесью.
Уйгуры – один из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии. Их предки – кочевые племена Уйгурии играли значительную роль в гуннском племенном союзе (3 в. до н. э.– 3-4 вв. н. э.). В письменных источниках уйгуры упоминаются с 3 в. н. э. (в т. ч. в орхонских надписях 8 в.). В 5-8 вв. уйгуры входили в состав каганата жужан и затем Тюркского каганата. Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в 8 в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства на реке Орхон. В 840 году государство уйгуров было разгромлено енисейскими кыргызами. Часть уйгуров переселилась в Уйгурию и западную часть Ганьсу, где были созданы два независимых государства – с центрами в Ганьсу и Турфанском оазисе. Первое было уничтожено тангутами, а второе в 12 в. стало вассалом каракитаев, а в 14 в. вошло в Моголистан. Длительное господство завоевателей, раздробленность и ряд других причин привели к тому, что этноним "уйгур" почти перестал употребляться. Уйгуров стали называть по месту жительства – кашгарлык (кашгарец), турфанлык (турфанец) и др., или по роду занятий – таранчи (земледелец). Однако уйгуры сохранили этническое самосознание и свой язык. В 17-18 вв. в Уйгурии существовало государство уйгуров, которое к 1760 году было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокое эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров против маньчжурских, а позднее гоминьдановских поработителей. С победой в 1949 году народной революции в Китае и образованием в 1955 году СУАР немного получили развитие хозяйство и культура уйгуров.
Исконные занятия уйгуров – земледелие и различные домашние ремёсла; начал складываться рабочий класс. Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные и литературные произведения), оказавшую влияние на культуру многих стран Востока.
В СНГ уйгуры живут в ряде районов Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Туркменистана (общая численность 800 тыс. чел.;). Уйгуры переселялись в Среднюю Азию (преимущественно в Семиречье и Фергану) из Кашгарии из-за притеснений китайских правителей с середины 18 в. до начала 20 в. В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте, по предложению академика Бартольда В., древнее самоназвание "уйгур" было восстановлено как общенациональное. Уйгуры в СНГ заняты главным образом в колхозном производстве, часть – в промышленности. Сложилась национальная интеллигенция.

http://uighur.narod.ru/uighur.html

Современный ареал расселения и численность Религия Входит в Родственные народы Происхождение

«На востоке эта страна называется Алты-шахар/шесть городов, Уйгуристаном или Кашгар, в Европе она известна под названием Малой Бухарии, Восточной Татарии, Восточного, или Китайского Туркестана, иногда называется Кашгарией.»

Чокан Валиханов, 1859г.

С национальным-территориальным размежеванием в Средней Азии, в Ташкенте в 1921 году на съезде представителей тюркского населения Восточного Туркестана, было принято решение восстановить этническое самоназвание «уйгур» .

Существует несколько версий этимологии этнонима «уйгур» :

  • По версии М. Кашгари , самоназвание «уйгур» восходит ко времени Александра Македонского. Он называл всадников противостоящих ему в Центральной Азии «худхуранд», «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь». «Худхуранд» со временем сократилось до «Худхур», а последнее слово превратилось в «уйгур».

Этнографические группы

Исторически современный уйгурский этнос формировался в сложных политико-географических условиях региона Восточного Туркестана, из отдаленных территориально друг от друга групп населения, зачастую различного этнического происхождения. В настоящее время в уйгурском этносе сохраняется деление на этнографические группы (субэтносы) - юрты (уйг . юртлар ):

  • турфанцы (уйг . турпанлиқләр)
  • кашгарцы (уйг . қәшқәрлиқләр)
  • комульцы (уйг . қумуллуқлар)
  • хотанцы (уйг . хотәнликләр)
  • аксуйцы (уйг . ақсулуқлар)
  • яркендцы (уйг . яркәндликләр)
  • доланы (уйг . доланлар)
  • лобнорцы (уйг . лопнурлуқлар)
  • чугучакцы (уйг . чөчәкликләр)
  • учтурфанцы (уйг . учтурпанлиқләр)
  • кульджинцы (уйг . ғулҗилиқлар)
  • атушцы (уйг . атушлуқлар)
  • кучарцы (уйг . кучарликлар)
  • корлинцы(уйг . корлалиқләр)
  • мачины (уйг . мачинләр)
  • полурцы (уйг . полурлуқлар)
  • абдалы (уйг . абдаллар)

Для каждой этнографической группы уйгуров характерны свои особенности культуры. Большая часть этих групп образовались как этно-территориальные группы вследствие существенного расстояния между исторически сложившимися древними оазисными поселениями разделенными непригодными для жизни человека песками пустыни Такла-Макан. Некоторые из групп сформировались из предшествовавшего племенного деления или незавершенности ассимиляции групп иного этнического происхождения.

  • Галерея
  • Хотанцы-духовные лица, 1933г.

    Турфанцы, конец 19 в.

    Мачинцы, конец 19 в.

    Яркендцы, 1870г.

    Кашгарцы, участники уйгурского восстания в 30-е годы XX в.

    Илийские уйгуры (таранчи) в Кульдже, конец XIX в.

    Кучарцы, Тимур-бег, с братьями, 1933г.

    Лобнорцы, конец 19 в.

    полурец, духовное лицо, конец 19 в.

    Аксуйцы, 1933г.

Антропология уйгуров

Антропологически уйгуры являются населением,представляющим собой смесь монголоидных и европеоидных рас. В научном генетическом исследовании Сюй и Цзин, китайские генетики обнаружили, что уйгуры являются 60% европеоидного и 40% монголоидного происхождения. По их оценкам, возможное событие смешания произошло около 126 поколений назад, или 2520 лет назад В другой научной работе Ли и Кид обнаружили только около 30% европеоидной примеси. .

Расселение и численность

Вследствие целенаправленной государственной политики ханьской миграции, этноареал уйгуров размыт ханьскими мигрантами, 80 % уйгуров СУАР проживают на юго-западе (в префектурах Кашгар , Хотан , Кызылсу-Киргизский автономный округ и Аксу , также крупные анклавы уйгуров в Кумуле, Турфане , Урумчи , Чугучаке , Или , и в районе Лобнора) .

За пределами Китая, численность уйгуров приблизительно 0,5 млн, представлены во многих странах, но большая часть проживает в сопредельных с Китаем республиках Центральной Азии , численность центральноазиатской общины составляет приблизительно ~ 350 тыс. Из них в Республике Казахстан ~250 тыс., в Кыргызской Республике ~60 тыс., в Узбекистане ~ 50 тыс., в Туркменистане ~3 тыс.

Крупная уйгурская диаспора существует в Турецкой Республике численностью около 40 тыс., а также Королевстве Саудовская Аравия ~30 тыс. Также уйгурские общины имеются в Пакистане , ОАЭ , Германии , Бельгии , Нидерландах , Великобритании , Швеции , Канаде , США , России , Японии , Австралии . Уйгурские анклавы можно обнаружить в таких городах мира, как Сидней , Пекин , Шанхай , Мекка , Алматы , Бишкек , Мюнхен . Уйгурским общинам свойственна традиционная самоорганизация в виде малля , во главе которых стоят выборные старшины жигит-беши (йигит-беши ). Обычно общины входят в уйгурские общественные организации, объединяющей организацией которых, в свою очередь, является Всемирный уйгурский конгресс .

История

Процесс формирования уйгурского этноса был сложным и длительным. Их предки - кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в державе Хунну (III в. до н. э. - IV вв. н. э.).

В письменных источниках предки уйгуров упоминаются с III в. н. э. (в том числе в орхонских надписях VIII в.). В III-IV вв. У. входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаоцзюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза - теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были подчинены тюрками и вошли в состав их государства. Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после уничтожения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увёл племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами).

С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом яглакар. В V-VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата . Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон . Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko;745-795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство . В 795 к власти пришло племя эдизов (795-840), которое также приняло название яглакар.

Гумилев считает этот эпизод приходом к власти манихейской теократии: …в 795 г. на престол был возведён приёмный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти. «Вельможи, чиновники и прочие доложили: „Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность“. Иными словами, у хана были отняты исполнительская и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племен превратился в теократию.

В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы вследствие сложных внутри политических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось. С этого момента войска кыргызского каганата преследуют разбитых уйгуров, проникая вглубь Восточного Туркестана .

Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу , где были созданы два независимых государства - Кянсуйское (ганьчжоуское) княжество (на территории современной провинции Ганьсу) с центром около современного города Чжанъе и Уйгурское идыкутство в Турфанском оазисе.

К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Последним крупным этническим компонентом вошедшим в состав современного уйгурского этноса стали могулы (тюркизированные монголы) Манглай-Субе , осевшие в Восточном Туркестане в XIV-XV вв., состоявшие из таких племен как барлас, дуглат, нюгейт, арлат, чурас и другие . Политико-административная разобщённость в период XV-XVI вв. а также ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» стал мало употребляться, и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры именовали себя прежде всего «мусульманами », а также по региону происхождения - кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и др. или по роду занятия - таранчи (земледелец). В XVII-XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое в 1760 г. было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров против маньчжуро -цинских , а позднее гоминьдановских поработителей. В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное.

С уничтожением последней уйгурской государственности в 1949 году и с образованием в 1955 г. Синьцзян-Уйгурского автономного района , властями КНР проводится целенаправленная политика по ассимиляции уйгуров, прежде всего, путём массового переселения в СУАР этнических ханьцев и искусственным ограничением рождаемости коренного уйгурского населения. В целом, достижения в области просвещения и здравоохранения, развития культуры, осложнены демографической, этнической и религиозной политикой китайского правительства. Большой проблемой является нарастание в среде уйгуров исламского экстремизма и жестокость репрессий со стороны государства.

Государства средневековья и нового времени, национально-освободительное движение

На протяжении двух тысячелетий предками уйгуров были созданы около десятка государств и полугосударственных образований сыгравших огромную роль в истории Азии. Некоторые государства простирались от Тихого океана до Средней Азии, другие были небольшими городами-государствами, одни существовали сотни лет, другие не продерживались и года.

Последние уйгурские государства просуществовали недолго (Илийский султанат, Йеттишар, ТИРВТ, ВТР), но оставили сильные традиции в стремлении к приобретению своей государственности в мировоззрении уйгурского народа.

  1. Уйгурский каганат - VIII-IX вв.
  2. Уйгурское государство турфанских идыкутов Кочо - IX-XIV вв.
  3. Государство Караханидов - IX-XIII вв.
  4. Ганьсуйское государство - IX-XI вв.
  5. Яркендское Саидийское ханство - XV-XVII вв.
  6. Теократическое государство ходжей - XVII-XVIII вв.
  7. Уйгурское государство Йаттишяр - 1864-1878 гг.
  8. Илийский султанат - 1864-1871 гг.
  9. Исламская республика Восточный Туркестан - 1933-1934 гг.
  10. Восточный Туркестан (ВТР) - 1944-1949 гг.

Уйгуры - древний этнос, издревле проживавший на Севере Китая, главным местом их проживания является Синьцзян, но они также проживают в Хунани, Пекине, Гуанчжоу и других местах. За пределами Китая уйгуров очень мало. Самоназвание "уйгуры" означает "сплочение", "объединение". В древнекитайских исторических летописях встречаются разные вариации наименования уйгуров: "хуэйху", "хуэйхэ", "уйгуры". Официально название "уйгуры" было принято правительством провинции Синьцзян в 1935 году.

Уйгуры говорят на уйгурском языке, который относится к тюркской языковой семье, исповедуют ислам. Местами их проживания являются главным образом районы Южного Синьцзяна: Каши, Хотан, Аксу, а также г.Урумчи и Илийский округ в Северном Синьцзяне. По данным переписи населения 1988 года, численность уйгуров Синьцзяне составляет 8,1394 млн. человек, 47,45 % всего населения Синьцзяна, в сельских районах удельный вес уйгуров - 84,47%, в волостных городских поселках 6,98%, в городах 8,55%.

Предки уйгуров и эволюция развития

Вопрос зарождения уйгурской национальности довольно сложен. В нем принимали участие древние народы: саки (восточно-иранская языковая группа), юечжи, цяны (племена древнетибетской языковой группы, проживавшие на северных отрогах Куньлуня), наконец, ханьцы, проживавшие в Турфанской впадине. В 40-х годах 8 века уйгурские племена, занимавшиеся кочевым скотоводством на Монгольском плато, мигрировали на территорию нынешнего Синьцзяна. Всего можно проследить три миграционных потока. В Синьцзяне мигранты осели в районах Яньци, Гаочана (Турфан) и Джимсара. Постепенно уйгуры расселились на обширных просторах Южного Синьцзяна. Это был первый этап в становлении уйгурской национальности на основе смешения с другими этносами, а также важный период в популяризации уйгурского языка. В настенной живописи Байцзыкликских пещерных храмов Тысячи Будд есть изображения уйгуров. Уйгуры тех времен имели явно выраженные черты монголоидной расы. Сегодня же уйгуры, наряду с черным цветом волос и глаз, имеют овал лица и цвет кожи, характерные для смешанной желто-белой расы. Причем наблюдаются различия в облике уйгуров, проживающих в разных районах. Уйгуры, проживающие в области Кашгар - Куча имеют светлую кожу и густую волосяную растительность на лице, что сближает их с белой расой; у уйгуров Хотана кожа смуглая, что сближает этих уйгуров с тибетцами; у турфанских уйгуров цвет кожи такой же, что у ханьцев, проживающих в Ганьсу и Цинхае. Все это свидетельствует о том, что в процессе этнического становления уйгуры пережили процессы смешения с другими национальностями. К предкам уйгуров по крови относятся также монголы, большой приток которых в Синьцзян имел место в период Чагэтайского и Яркендского ханств.

Предки уйгуров были приверженцами шаманизма, зороастризма, манихейства и буддизма. Обилие сохранившихся до наших дней буддистских культовых сооружений: пещерных храмов, монастырей и пагод говорит о том, что в древности буддизм занимал господствующее положение среди разных верований. В середине 10 века в Караханском ханстве получил распространение исламизм, принесенный из Средней Азии. Исламизм сначала проник в Кучу. В середине 16 века, в период существования Яркендского ханства исламизм вытеснил буддизм и стал господствующей религией в районах Турфана и Хами. Так в Синьцзяне произошла историческая смена религий.

В период Яркендского ханства уйгуры проживали главным образом в Южном Синьцзяне - районе между Тяньшаньским и Куньлуньским хребтами. В период Джунгарского ханства уйгуры стали селиться в долине реки Или, где они распахивали целинные земли. Но количество переселившихся уйгуров было невелико. В целом вплоть до начала правления Цинской династии уйгуры в основном сосредоточенно проживали в Южном Синьцзяне, а уже отсюда переселялись в другие места. Например, нынешние уйгуры, проживающие в Урумчи, являются потомками тех уйгуров, которые в 1864 году мигрировали сюда из Турфана. В то время житель Дихуа (с 1955 г. Урумчи) Таомин (хуэй по национальности) выступил против цинского правления и провозгласил учреждение самостоятельного правительства. Жители Турфана поддержали восставших и направили им в помощь в Дихуа вооруженный отряд. Спустя некоторое время кокандский военачальник Агуб захватил Дихуа и Гуниин (ныне район г.Урумчи) и организовал в Южном Синьцзяне набор новобранцев для пополнения своего войска. Таким образом в Дихуа мигрировало и осело на постоянное жительство немало уйгуров из Южного Синьцзяна. Помимо того, уже в годы Китайской республики (1911-1949) немало уйгуров-торговцев и рабочих переселились в Северный Синьцзян. До сих пор численность уйгуров, проживающих в Южном Синьцзяне, намного больше, чем их численность в Северном Синьцзяне.

Политическая история уйгуров

В разные периоды истории уйгуры создавали свои местные властные структуры. Но все они поддерживали тесную связь с центральным правительством Китайской империи.

В начале правления династии Тан уйгурский правитель унаследовал титул наместника Гоби и создал Уйгурский каганат. Каганы (верховные правители) получали из рук китайского императора грамоту о назначении и государственную печать, кроме того, один из каганов был связан матримониальным союзом с Танской династией. Правители Уйгурского каганата оказали помощь Танам в усмирении внутренних неурядиц среди племен Западных территорий и охране границ.

В 10 веке на территории Западных территорий существовали три государственных образования: Гаочанское ханство, Караханское ханство и государство Керия. Все они платили дань императорам династии Сун (960-1279) и Ляо (907-1125). В 16 - 17 веках между Яркендским ханством на территории Синьцзяна и династией Мин (1368-1644) существовали тесные политические и хозяйственные связи.

В 1696 году Хамийский бек Абдула прежде других выступил против господствовавшей тогда на южных и северных отрогах Тяньшаня джунгарской администрации и объявил о признании власти Цинской династии. Потомки Абдулы неизменно получали от китайского императора грамоты о титуловании и печати, свидетельствовавшие о признании их полномочий центральным правительством Китая.

Так постепенно была подготовлена почва для включения Западных территорий в карту китайских владений. После того, как в 1755 году цинские войска разбили войска Джунгарского ханства, процесс признания главенства центрального китайского правительства вождями царств на Западных территориях ускорился. Действуя по примеру династии Хань, учредившей в Западных территориях должность наместника "духу", и династии Тан, учредившей военно-административные округа в Аньси и Бэйтине, цинское правительство учредило в 1762 году должность Илийского генерал-губернатора - высшего военно-административного чина в Западных территориях. Что касается местной власти в районах проживания уйгуров, то тут сохранилась традиционная феодально-бюрократическая система беков (феодалов, занимавших чиновничьи посты, переходившие по наследству от отца к сыну), просуществовавшая вплоть до конца правления династии Цин.

В середине 19 века китайская нация переживала тяжелый кризис, резко обострились классовые противоречия. На этом фоне все явственнее обнаруживались пороки феодально-бюрократической системы бекства и системы военизированного наместничества, учрежденного в Синьцзяне китайским правительством. Участились крестьянские восстания, религиозные вожди, пользуясь наступившей смутой, стали вести проповеди за "священную войну за Ислам". Извне в Синьцзян вторглись войска среднеазиатского Кокандского ханства (феодального государства, созданного узбеками в 18 веке в Ферганской долине) под водительством хана Агубы (1825 - 1877). Узбеки захватили Каши и район Южного Синьцзяна. Царская Россия оккупировала Инин (Кульджу). Для Синьцзяна наступили смутные времена. Лишь в 1877 году под напором восставшего населения и ударами цинских войск пало интервенционистское правительство Агубы, в Северном и Южном районах Синьцзяна вновь была восстановлена власть цинского правительства, которое в 1884 году провозгласило Синьцзян китайской провинцией.

Уйгуры сыграли важную роль в деле сопротивления внешним агрессорам в период новой истории.

В 20-30-е годы 19 века уйгуры отразили вооруженные происки войск Чжангира и Мухаммеда Юсупа, действовавших при поддержке кокандского хана; в 60-е годы уйгуры прогнали русского консула Илийского и Тарбагатайского округов и русских купцов за то, что они грубо попирали местные законы и провоцировали инциденты, в которых были жертвы среди местного населения; в 70-е годы уйгуры дали отпор интервенции войск Агуб-хана и оказали поддержку цинским войскам в восстановлении власти Китая на территории Синьцзяна. Они также внесли вклад в возвращение в 1881 году в лоно Родины Кульджи из-под оккупации русскими. В годы Китайской республики уйгуры решительно боролись против пантюркизма и панисламизма, защитив единство Родины и национальную сплоченность. В годы Китайской Народной Республики, в частности после образования Синьцзян-Уйгурского автономного района уйгуры выступают как важная стабилизирующая сила в политической жизни Китая и Синьцзяна.

Социальная жизнь и экономика

Уйгуры ведут оседлый образ жизни, их главным занятием является земледелие. Большая часть уйгуров проживает в сельской местности. В середине 17 века поднялись джунгары - одно из четырех ойратских племен в Западной Монголии. Установив свое господство в Синьцзяне, джунгары переселили часть уйгуров, проживавших в Южном Синьцзяне, на север, в район Урумчи, заставив их распахивать целинные земли. В прошлом уйгуры занимались выращиванием сельскохозяйственных культур экстенсивным способом, не внося удобрений, не селекционируя посевной материал, не заботясь о восстановлении плодородия почвы, использовали для орошения воду из арыков в неограниченном количестве. Но и в этих условиях уйгурские крестьяне добились немалого прогресса в растениеводстве.

Уйгуры живут в оазисах посреди пустыни, их села образовались по мере заселения без определенного плана. Кроме работы в поле сельчане непременно высаживают деревья и кустарники вокруг жилищ, широкое распространение получили плодоводство и бахчевое хозяйство. Из винограда путем сушки под открытым небом готовят изюм, из абрикосов - сухофрукт, а также сушат ядрышки абрикосовых косточек. Хорошо известны такие продукты, как хотанские персики и грецкий орех, пишаньские и каргалыкские гранаты, баданьские абрикосы, атушский инжир, кучанские абрикосы, турфанский бескосточковый виноград, курляские груши, дыни, выращиваемые в Файзабаде, Мегати и Шаньшани, илийские яблоки, облепиха и др. Синьцзян - важный район хлопководства всекитайского значения. Уйгуры - отличные мастера по выращиванию хлопка. Живя в условиях аридного климата с очень незначительным количеством осадков, уйгуры научились строить подземные водопроводы и кяризные колодцы, вода в которых поступает из рек. За годы народной власти, особенно в период реформ и открытого курса (с 1978 г.) в Синьцзяне выросла плеяда молодых специалистов, в аграрный сектор пришли новые веяния, новая агро и зоотехника, стала широко внедряться механизация. Все это привело к новому подъему в сельском хозяйстве края.

В рационе уйгурских крестьян преобладают мясо мелкого рогатого скота, молочные продукты и фрукты. Жители городов подвизаются на ремесленном поприще, занимаются мелочной торговлей. Из ремесел развиты кожевенное производство, кузнечное дело, переработка пищевых продуктов. Торговцы торгуют фруктами, готовят шашлык, пекут лепешки, пирожки и другие сорта традиционной пищи. Изделия уйгурских ремесленников отличаются большим изяществом. Большим спросом пользуются хотанские ковры и шелк, миниатюрные кинжалы из Янгисара, вышитые тюбетейки и медные изделия, производимые в Каши.

Народные обычаи

Современные уйгуры сильно отличаются от своих предков: "хуэйху", веривших в манихейство или гаочанских уйгуров, веривших в буддизм. Сегодня господствующей религией является исламизм. На ранней стадии распространения ислама уйгуры принадлежали к секте суфизма, сегодня же большинство населения являются суннитами, кроме того, есть приверженцы секты "ичань", которая требует отречения от мирских удовольствий и ношения четок.

Браки заключаются исключительно между сторонниками одной веры, строго порицается выдача девушки замуж за иноверца. Имеют место браки между родственниками и ранние браки. По традиции решающим фактором при выборе жениха (невесты) является воля родителей. Сегодня, правда официально признано право на брак по любви, но все же считается, что любой порядочный жених должен быть в состоянии поднести семье невесты богатый калым, в ином случае ему будет вменена недооценка достоинств невесты. Как среди подарков жениха, так и в приданом невесты непременным атрибутом является молельный коврик. Акт бракосочетания должен быть подтвержден священнослужителем - ахуном. Молодожены съедают лепешку, размоченную в воде, куда добавляется соль, друзья жениха и подруги невесты исполняют танцы и песни. Сегодня гулянья по поводу свадьбы продолжаются один день, а раньше гуляли по меньшей мере три дня. По уйгурскому обычаю в случае смерти старшего брата вдова не остается в семье мужа, а может вернуться в родительский дом или выйти замуж за другого. Но если умирает жена, то вдовец может жениться на свояченице. К разводу и повторному браку уйгуры проявляют большую терпимость, при разводе разводящиеся стороны делят между собой имущество поровну. Однако обычай запрещает замужней женщине подать на развод по своей инициативе. Хотя в последнее время и тут наблюдаются перемены.

Уйгурская семья основывается на брачных отношениях мужа и жены, дети, достигшие совершеннолетия и обзаведшиеся семьей, отделяются от родителей. Самый младший сын продолжает жить в доме родителей, чтобы было кому ухаживать за стариками и проводить их в последний путь. Кроме того, существует обычай, согласно которому сын, если он единственный ребенок мужского пола в семье, не отделяется от родителей. При рождении ребенка роженица остается на постельном режиме 40 дней. Младенца кладут в люльку, в которой удобно укачивать ребенка. Для присвоения имени новорожденному устраивается специальная церемония, ребенка мужского пола в возрасте 5-7 лет подвергают обрезанию, причем эта операция приурочивается к нечетному месяцу весеннего или осеннего сезона. Дети обоего пола, а также жена в случае смерти мужа имеют право наследования, но дочь может унаследовать имущество в размере, составляющем лишь половину наследства, полагающегося сыну. Надо сказать, что эти обычаи сегодня уже не столь абсолютны, как это было в прошлом. Уйгуры придают важное значение поддержанию отношений с родственниками. Родственники делятся на прямых, близких и дальних. Но и в обращении с непрямыми родственниками прибегают к таким названиям, как "отец", "мать", "брат", "сестра" и пр. Между родственниками принято оказывать взаимную поддержку. Личная номинация состоит из имени и отчества, без фамилии, но упоминается имя предка (деда). В обычае уйгуров почитать пожилых и старых, их с уважением встречают и провожают, уступают дорогу. Приветствуя друг друга, уйгуры прикладывают ладонь правой руки к груди.

Похоронный обычай включает предание останков умершего земле. Покойника кладут головой к западу, как правило, на срок не более трех дней, и ахун совершает над ним молитву. Перед погребением труп обертывают белой тканью в несколько слоев: три слоя для мужчин и пять слоев для женщин, в мечети родственники покойного приносят последние подношения, после чего траурная процессия следует на кладбище. Могилу роют четырехугольной формы, чаще всего в пещере, покойника кладут головой к западу, ахун произносит слова молитвы, и вслед за тем вход в пещеру замуровывается. Как правило, на кладбище запрещается вход людям другой веры.

Сегодня уйгуры пользуются общепринятым календарем, однако наступление некоторых праздников по-прежнему определяется по старому летосчислению. Начало года по уйгурскому календарю - праздник Курбан, на "жоуцзыцзе" приходится Малый новый год. Согласно мусульманскому обычаю один месяц в году должен быть посвящен посту. В этом месяце принимать пищу можно лишь до восхода и после захода солнца. Конец Великого поста приходится на "жоуцзыцзе" ("кайчжайцзе"). Теперь можно хорошенько поесть. Спустя 70 дней после "кайчжайцзе" наступает Новый год (Курбан), когда в каждой семье забивают барашка, устраивают новогоднюю пирушку и ходят с поздравлениями друг к другу. В период весеннего солнцестояния отмечают "нувужоуцзыцзе" - приход весны. Но этот праздник не относится к мусульманским праздникам, и в наше время отмечается редко.

Зодчество уйгуров отмечено арабской спецификой. Выдающимися памятниками архитектуры являются гробница ходжи Апоки (Каши), Мечеть Этигарта, Минарет Имина (Турфан). Жилые дома строятся из дерева и глины. Двор обносится глинобитной стеной, глинобитными делаются также стены дома, которые являются главными несущими конструкциями, на края стен кладутся деревянные балки, поддерживающие крышу. В Хотане стены домов строят из глины, которую замешивают с добавленной щепой краснотала. Крыша дома делается плоской, на ней сушат фрукты и пр. Помимо жилого дома во дворе имеются виноградная шпалера и плодовый сад, в доме имеется дверь, но нет привычных для нас окон, свет проникает через окно в потолке. В стенах дома делаются ниши, где хранятся предметы домашней утвари, кровать заменяет глинобитная лежанка (кан), покрытая циновкой или ковром, ковры развешаны и на стенах. В холодные дни дом обогревается теплом, исходящим от стены, под которой разводят огонь. Двери в уйгурском доме никогда не выходят на запад. Уйгуры, живущие в современных каменно-кирпичных домах, пользуются современной мебелью, но по-прежнему любят украшать помещение коврами.

Уйгурская кухня богата многообразными кушаньями, приготовленными печением, варением, тушением. В пищу кладут пряности, особенно специфична пряность "парфянский анис", по-уйгурски "цзыжань". Главным хлебным продуктом являются печеные лепешки из сброженного теста с добавленными луком и маслом. Популярным напитком является чай с молоком. Широко известны уйгурский плов, зажаренный целиком барашек, колбаса, пирожки, паровые пирожки с начинкой, хрустящие баранки и пр. Самым лакомым блюдом считается шашлык из баранины, заправленный анисом, солью и перцем. Приготовленный по-уйгурски шашлык стал популярным блюдом повсеместно в Китае.

Неотъемлемой частью одежды уйгуров, как мужчин, так и женщин, является головной убор, особенно популярны тюбетейки, красиво расшитые золотыми или серебряными нитями. Повседневной мужской одеждой является длиннополый чепан, который шьется с широкими рукавами, без воротника и без застежек. Его носят, запахивая на сторону и подпоясывая кушаком. В настоящее время уйгуры, живущие в городах, стали одеваться по-современному, мужчины носят пиджаки и брюки, женщины - платья. Выбирая косметические кремы и помаду, уйгурки отдают предпочтение изделиям на основе природного растительного сырья. Разработанная одной Синьцзяньской компанией краска для бровей марки "Осман" прошла проверку на качество и предложена для сбыта в Китае и за рубежом.

Культура и искусство

Культура уйгуров уходит корнями в глубокое прошлое. Во времена Уйгурского каганата уйгуры пользовались письменностью "жуни" (тюркской языковой группы). Именно на "жуни" написана стела "Мояньчо". Позднее в обиход вошла слоговая письменность, использовавшая буквы "сутэвэнь", на ней писали вертикально сверху вниз, справа налево. Во времена Чагатайского ханства уйгуры переняли арабский алфавит, дав письменность, получившую название древнеуйгурской. Кашгарское произношение считалось общепринятым. Алфавит насчитывал буквы, писали справа налево. В 19 веке перешли на современную уйгурскую письменность. В современном уйгурском языке 8 гласных и 24 согласных. В 11 веке уйгурский поэт Юсуп из города Баласагуни (Караханское ханство) издал дидактическую поэму "Знание, дающее счастье", поэт Аплинчотэлэ написал идиллическую поэму "Есть такое место". В чагэтайский период появилась любовная поэма "Лайла и Матайн" и поэма поэта Абдужеим Низари "Жебия и Саддин". Современная уйгурская художественная литература и поэзия получили развитие уже в 20 веке.

Красочно танцевально-песенное творчество уйгуров. Еще во времена Яркендского ханства была создана музыкальная сюита "Двенадцать мукамов", в которую входят 340 фрагментов: древних напевов, устных народных сказаний, музыки к танцам и т.п. Особенно большим масштабом отличается Кашский мукам, в который входят 170 музыкальных фрагментов и 72 произведения инструментальной музыки. Их можно исполнять непрерывно в течение 24 часов. Музыкальные инструменты уйгуров включают флейту, трубу, сона, баламан, сатор, жецзек, дутар, тамбур, жевапу (род балалайки), калунь и янцин. Ударные инструменты включают барабан с кожаным покрытием и металлический барабан. Танцы уйгуров можно разделить на две категории: танцы, сопровождаемые пением, и танцы под музыку. Популярен танцевальный стиль "санем", который отличается свободным выбором движений, исполняется как одной танцовщицей, так и в паре, а также целым ансамблем. "Сятъяна" - жизнерадостный танец, исполняемый неограниченным числом артистов. В этом танце исполнители, подняв руки вверх, делают кистями рук повороты и взмахи в такт мелким танцевальным шагам, кроме того, плечи артистов совершают характерные движения так, что шея при этом остается неподвижной. Кроме того, популярны цирковые номера: хождение канатоходцев по стальному тросу, подвешенному на большой высоте, эквилибристика с колесом и др. Об уйгурах - канатоходцах с восхищением писал еще император Цяньлун (дин. Цин). В 1997 году уйгурский канатоходец - выходец из Кашгара - Адил Ушур перешел по стальному тросу реку Янцзы, вписав рекорд в Книгу Гиннеса.

И миграции древнеуйгурских племен из степей нынешней Монголии в Восточный Туркестан (IX в.) самоназвание «уйгур» продолжало употребляться группами населения Турфана, Кумула, Кучи вплоть до XVI-XVII вв., когда окончательно завершился процесс исламизации населения Восточного Туркестана . При этом этнический состав региона менялся не раз: тюркоязычные жёлтые уйгуры, потомки древних уйгур в Ганьсу , сохранившие буддистское вероисповедование, говорят на сарыг-югурском языке , который по анализу списков Сводеша не близок (ново)уйгурскому, а ближе к хакасским и горно-алтайским языкам - более того, караханидско-уйгурское койне , образовавшееся в результате смешения древнеуйгурского и языка тюрков, пришедших в XI веке с запада (из Маверранахра), ближе не к вышеперечисленным языкам, а к огузским .

С принятием ислама население Восточного Туркестана стало именовать себя просто «мусульманами» или «тюрками» , идентифицируя себя по тюркскому происхождению и мусульманскому вероисповеданию, а также по имени своей этнографической группы (юрту ) - кашгарец , долан , мачин , таранчи . Общим же самоназванием долгое время являлось разговорное йәрлик «земляки» или «местные» - это слово, иногда встречающееся и в наши дни, использовалось в уйгурской среде для описания жителей-уйгуров любого из оазисов. Несмотря на отсутствие общего этнического самоназвания уйгуры были сформировавшейся средневековой народностью, осознававшей общность происхождения и интересов, имевшей общий язык, исторические традиции, культуру, мусульманскую веру; соседние народности также воспринимали разные юрты уйгуров как единую народность, среднеазиатские народы именовали их кашгарцами , монголы - хотонами , китайцы - чантоу . Страна продолжала называться Уйгурстаном или Уйгуристаном долгое время наряду с названиями Могулия и Кашгария . Это отмечают разные источники; Мухаммад Имин Садр Кашгари в своей работе Асар аль футух (1790) называл страну Уйгуристаном , куда входят шесть городов .

«На востоке эта страна называется Алты-шахар/шесть городов, Уйгурстаном или Кашгар, в Европе она известна под названием Малой Бухарии, Восточной Татарии, Восточного, или Китайского, Туркестана, иногда называется Кашгарией.»

Чокан Валиханов, 1859 г.

Утрата этнонима было связана с мусульманской традицией, для которой характерно отсутствие этнического самоназвания (так, названия юртов использовались в качестве этнонимов при переписях в Российской империи). Образованная часть тюркского населения Восточного Туркестана в лице знати и духовенства считало, что их народ происходит от уйгуров, что отмечали некоторые исследователи XIX в., хорошо контактировавшие с представителями местной знати (беками ) и духовенства (ахунами ). В частности, Валиханов писал, что местное тюркское население суть потомки древних уйгуров, долоны и нюгейты (две последние группы - потомки могулов) и разговаривают они на уйгурском языке . Английский посол Беллью при описании бека (знать) Артуша заметил, что он татарин чистого уйгурского племени . Бартольд также отметил по этому вопросу, что интеллигенция предпочитает называть себя уйгурами .

Эти слои населения (знать, духовенство, интеллигенция) и были инициаторами принятия старого этнонима, что и было сделано после революции в России. С национальным-территориальным размежеванием в Средней Азии в Ташкенте в 1921 году на съезде представителей тюркского населения Восточного Туркестана было принято решение восстановить этническое самоназвание «уйгур» .

Существует несколько версий этимологии этнонима «уйгур» :

  • По версии М. Кашгари , самоназвание «уйгур» восходит ко времени Александра Македонского. Он называл всадников, противостоящих ему в Центральной Азии, «худхуранд», [ ] «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь». «Худхуранд» со временем сократилось до «Худхур», а последнее слово превратилось в «уйгур».

Этнографические группы

Исторически современный уйгурский этнос формировался в сложных политико-географических условиях региона Восточного Туркестана из отдаленных территориально друг от друга групп населения зачастую различного этнического происхождения. В настоящее время в уйгурском этносе сохраняется деление на этнографические группы (субэтносы) - юрты (уйг . юртлар ):

  • турфанцы (уйг . турпанлиқләр)
  • кашгарцы (уйг . қәшқәрлиқләр)
  • комульцы (уйг . қумуллуқлар)
  • хотанцы (уйг . хотәнликләр)
  • аксуйцы (уйг . ақсулуқлар)
  • яркендцы (уйг . яркәндликләр)
  • доланы (уйг . доланлар)
  • лобнорцы (уйг . лопнурлуқлар)
  • чугучакцы (уйг . чөчәкликләр)
  • учтурфанцы (уйг . учтурпанлиқләр)
  • кульджинцы (уйг . ғулҗилиқлар)
  • атушцы (уйг . атушлуқлар)
  • кучарцы (уйг . кучарликлар)
  • корлинцы (уйг . корлалиқләр)
  • мачины (уйг . мачинләр)
  • полурцы (уйг . полурлуқлар)
  • абдалы (уйг . абдаллар)

Для каждой этнографической группы уйгуров характерны свои особенности культуры. Большая часть этих групп образовались как этно-территориальные группы вследствие существенного расстояния между исторически сложившимися древними оазисными поселениями, разделенными непригодными для жизни человека песками пустыни Такла-Макан. Некоторые из групп сформировались из предшествовавшего племенного деления или незавершенности ассимиляции групп иного этнического происхождения.

  • Галерея

Антропология уйгуров

Антропологически уйгуры являются населением, представляющим собой смесь монголоидных и европеоидных рас. В научном генетическом исследовании Сюй и Цзин китайские генетики обнаружили, что уйгуры являются на 60 % европеоидного и на 40 % монголоидного происхождения. По их оценкам, возможное событие смешения произошло около 126 поколений назад, или 2520 лет назад В другой научной работе Ли и Кид обнаружили только около 30 % европеоидной примеси .

Генетика уйгурского этноса

Уйгуры имеют смешанное происхождение, относятся к населению Евразии, с Восточно Евразийскими и Западно Евразийскими генетическими и антропометрическими признаками. Таким образом уйгуры являются одним из многих народов Центральной Евразии, который обладает одновременно генетикой, связанной с европеоидами , и с генетикой населения Восточной Азии . Но при детальных исследованиях, уйгуры выявляются не как моноэтнический народ, а состоящий из многих компонентов, в разных пропорциях .

Так, при исследовании генного материала у людей только из Хотан а - это небольшой город-округ с населением 322 000 человек - выяснилось, что уйгуры, там живущие, имеют 60 % европейских генов и 40 % восточноазиатских . В Южном Синьцзяне европейский компонент в геноме составил 52 %. При этом в северной части исследованной области, доля европейских генов падает до 47 % . Более крупное исследование, с большим количеством материала и с большим охватом местности, выявило, что в общей генетической картине присутствует 30 % европейского компонента .

Подобная смешанная генетика в современный период, послужила причиной того, что девушки уйгурской национальности стали очень популярны в индустрии моды в Китае, в силу экзотической внешности, но с сохранением заметной доли восточно-азиатских стандартов. В данным период уйгуры составляют высокую долю, относительно своей численности, в индустрии моды Китая. В театрах Китая актёры-уйгуры так же популярны, в силу того, что их внешность позволяет им играть роли иностранных персонажей, но при этом они могут безупречно говорить на Севернокитайском языке - на нём говорят 960 млн человек, он является основным языком Китая по численности и послужил основой для создания Путунхуа - государственного стандарта языка в Китае.

Расселение и численность

Крупнейший тюркский и второй после хуэй (дунгане ) мусульманский народ в Китае. Основная территория расселения северо-западная часть КНР (Восточный Туркестан или Синьцзян-Уйгурский автономный район ) и приграничные районы Казахстана и Киргизии.

За пределами Китая численность уйгуров приблизительно 0,5 млн, они представлены во многих странах, но большая часть проживает в сопредельных с Китаем бывших советских республиках Средней Азии , где их численность свыше 300 тысяч. Из них в Казахстане 238 тысяч [ ] , в Киргизии 50 тыс. , в Узбекистане 20 тыс. , в Туркмении ок.3 тыс. [ ]

Крупная уйгурская диаспора существует в Турецкой Республике . Также уйгурские общины имеются в Пакистане , ОАЭ , Германии , Бельгии , Нидерландах , Великобритании , Швеции , Канаде , США , России , Японии , Австралии , Таджикистане.

Уйгурские диаспоры можно обнаружить в таких городах мира, как Сидней , Пекин , Шанхай , Мекка , Алма-Ате , Бишкек , Мюнхен , Душанбе. Уйгурским общинам свойственна традиционная самоорганизация в виде малля , во главе которых стоят выборные старшины жигит-беши (йигит-беши ). Обычно общины входят в уйгурские общественные организации, объединяющей организацией которых, в свою очередь, является Всемирный уйгурский конгресс .

История

Процесс формирования уйгурского этноса был сложным и длительным. Их предки - кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в державе Хунну (III в. до н. э. - IV вв. н. э.).

В письменных источниках предки уйгуров упоминаются с III в. н. э. (в том числе в орхонских надписях VIII в.). В III-IV вв. У. входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаоцзюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза - теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были завоёваны тюрками и вошли в состав их государства. Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после уничтожения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увёл племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами). Татары Тонгга и Кара Игах Бюрук имели опыт как советники и наставники других кочевых ханов, особенно Наймана и Кара Китея, до того, как они были поглощены Монгольской империей. Уйгурское государство основывалось на дипломатических отношениях с соседями и направленных высокопоставленных уйгурских советников к их дворам .

С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом яглакар. В V-VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата . Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон . Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko; 745-795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство . В 795 к власти пришло племя эдизов (795-840), которое также приняло название яглакар.

Гумилев считает этот эпизод приходом к власти манихейской теократии:

…в 795 г. на престол был возведён приёмный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти. «Вельможи, чиновники и прочие доложили: „Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность“. Иными словами, у хана были отняты исполнительская и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племен превратился в теократию.

В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы вследствие сложных внутриполитических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось. С этого момента отряды кыргызов преследуют разбитых уйгуров, проникая вглубь Восточного Туркестана .

Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу , где были созданы два независимых государства - Кянсуйское (ганьчжоуское) княжество (на территории современной провинции Ганьсу) с центром около современного города Чжанъе и Уйгурское идыкутство в Турфанском оазисе.

Изначально часть уйгуров в количестве до 500 человек переселилось на территорию племени шивэй на землях до среднего течения Амура и на земли племени хи на территории современной Внутренней Монголии , однако в 847 году кыргызы совершили поход на Амур против уйгуров и племени шивей, а китайцы - против племени хи, после чего эта часть уйгуров тоже бежала в Восточный Туркестан .

К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Последним крупным этническим компонентом, вошедшим в состав современного уйгурского этноса, стали могулы (тюркизированные монголы) Манглай-Субе , осевшие в Восточном Туркестане в XIV-XV вв., состоявшие из таких племен как барлас, дуглат, нюгейт, арлат, чурас и другие . Политико-административная разобщённость в период XV-XVI вв., а также ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» стал мало употребляться и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры именовали себя прежде всего «мусульманами », а также по региону происхождения - кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и др. или по роду занятия - таранчи (земледелец). В XVII-XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое в 1760 г. было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров против империи Цин , а позднее Гоминьдана . В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное.

С уничтожением последней уйгурской государственности в 1949 году и с образованием в 1955 г. властями КНР проводится целенаправленная политика по ассимиляции уйгуров прежде всего путём массового переселения в СУАР этнических ханьцев и искусственным ограничением рождаемости коренного уйгурского населения. В целом достижения в области просвещения и здравоохранения, развития культуры осложнены демографической, этнической и религиозной политикой китайского правительства. Большой проблемой является нарастание в среде уйгуров исламского экстремизма и жестокость репрессий со стороны государства.

Отношения с Китаем

Самая важная новая деталь, обнаруженная в Машхаде МС, то, что каганат был связан брачным союзом (mukhātin) с императором Китая, и что последний ежегодно посылал ему подарки из шёлка. Это определённо указывает на ту эпоху, когда уйгуры приобрели мощное влияние над делами династии Тянь .

Государства средневековья и нового времени, национально-освободительное движение

На протяжении двух тысячелетий предками уйгуров были созданы около десятка государств и полугосударственных образований, сыгравших огромную роль в истории Азии. Некоторые государства простирались от Тихого океана до Средней Азии, другие были небольшими городами-государствами, одни существовали сотни лет, другие не продерживались и года.

Последние уйгурские государства просуществовали недолго (Илийский султанат, Йеттишар, ТИРВТ, ВТР), но оставили сильные традиции в стремлении к приобретению своей государственности в мировоззрении уйгурского народа.

  1. Уйгурский каганат - VIII-IX вв.
  2. Уйгурское государство турфанских идыкутов Кочо - IX-XIV вв.
  3. Государство Караханидов - IX-XIII вв [ ]
  4. Ганьсуйское государство - IX-XI вв.
  5. Яркендское Саидийское ханство - XV-XVII вв.
  6. Теократическое государство ходжей - XVII-XVIII вв.
  7. Уйгурское государство Йаттишяр - 1864-1878 гг.
  8. Илийский султанат - 1864-1871 гг.
  9. Исламская республика Восточный Туркестан - 1933-1934 гг.
  10. Восточно-Туркестанская Революционная республика (ВТР) - 1944-1949 гг.

Язык и письменность

Современный уйгурский язык (новоуйгурский ) является прямым преемником уйгурско-караханидского языка. Входит в карлукскую группу тюркских языков. Делится на три диалекта (центральный, хотанский , лобнорский) и множество говоров.

На протяжении истории уйгуры и их предки сменили несколько письменностей. Приблизительно в 6 веке предки уйгуров создают древнеуйгурское письмо на основе согдийского. Уйгурское письмо получило широкое распространение среди восточных народов (тюрки, монголы, маньчжуры) и было одним из официальных письмен Монгольской империи и державы Тимуридов . Этот вид письма использовался некоторыми группами уйгуров (кумульцы, турфанцы) вплоть до 16в.

Начиная с 10 в., с принятием частью коренного населения Восточного Туркестана (кашгарцы , атушцы , хотанцы) ислама, среди уйгуров получает распространение арабское письмо , которое постепенно к 16в. вытесняет окончательно староуйгурское письмо и до настоящего времени используется уйгурами в Восточном Туркестане. Уйгуры Центральной Азии используют письмо на основе кириллицы , введённой в советское время.

В настоящее время всё большую популярность в интернете и западных изданиях приобретают две разновидности латинского алфавита: один, разработанный в дидактических целях в Синьцзянском университете (окончательно принят в ноябре 2000 года), второй - различные модификации на основе турецкого латинского алфавита.

Культура, традиции, религия

Религия

Основная статья: Религии уйгуров

Абсолютное большинство верующих уйгуров - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба . Принятие ислама предками уйгуров относится к периоду правления караханидского правителя Сутук Абдукерим Бограхана (X век).

Про вероисповедание уйгуров английский ученый Роджер Бэкон в своем труде «Opus Majus» («Большом сочинении»), изданном в 1265 году, написал следующее:

«И точно так же идолопоклонники имеют разные секты. Ведь те, которые называются ингурами, чью письменность усвоили тартары, мыслят одного бога, чего не делает прочее большинство идолопоклонников, как излагается в книге о нравах тартар».

Культура

Традиционные занятия уйгуров - торговля , земледелие , различные виды ремёсел, отгонное животноводство , у некоторых групп пастбищное животноводство (кумульцы, мачинцы и др.). Для лобнорских уйгуров было характерно занятие рыболовством и охотой.

Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные и литературные произведения, изобразительное искусство особенно в миниатюрной живописи), оказавшую влияние на культуру многих народов Востока. Миниатюрная живопись. С расширением монгольской империи уйгурская школа миниатюрной живописи начала распространяться по Востоку. Одной из школ является Тебризская школа миниатюры (Иранский Азербайджан).

Уйгурская музыка

Ключевое произведение древней уйгурской музыки - 12 мукамов . Существует также бесчисленное множество песен, народных инструментальных музыкальных произведений и др. Музыкальные инструменты - тамбир , дутар , равап , сатар , геджак , най , дап и многие другие.

12 мукамов были определены ЮНЕСКО как часть нематериального наследия человечества.

Российский ученый Пантусов пишет, что уйгуры производили собственные музыкальные инструменты, у них было 62 различных вида музыкальных инструментов.

Танцы

Санам - популярный народный танец среди уйгурских народов. Обычно танцуют на свадьбах, праздничных вечеров. Танцы могут исполняться с пением и музыкальным сопровождением. Сама - форма группового танца для Новруз (Новый год). Уйгурский ручной барабан под названием «Дап» обычно используется в качестве аккомпанемента для уйгурских танцев.

Уйгурская литература

С древности у уйгуров существует богатая литература - фольклор, проза, поэзия, религиозная (переводы религиозных текстов буддизма и манихейства) литература. Значительную часть литературных памятников классической Уйгурской литературы представляет собой общее наследие ряда тюркоязычных народов Средней Азии и Восточного Туркестана. Таковы дидактическая поэма «Знание, дающее счастье» Юсуфа Баласагуни (11 в.), «Словарь тюркских наречий» Махмуда Кашгари (11 в.), этико-дидактическая поэма Ахмада Югнаки «Подарок истин» (конец 12 - начало 13 вв.). Среди уйгурских поэтов и писателей - Билал Назим , Зия Самади , Лутфулла Муталлип , Изим Искандеров и др. Ключевым доисламским религиозным литературным произведением уйгуров был перевод буддийской Сутры золотого блеска , Суварнапрабхасы, на уйгурском языке.

Уйгурская архитектура

Основная статья: Уйгурская архитектура

Пещера Мын Уй (рус. «Тысяча домов» ), архитектура доисламского периода, 8-10 вв., Безеклик , Турфан , Восточный Туркестан (СУАР) Мавзолей султана основателя Караханидского государства Сутук Абдукерим Бограхана (X в.), г. Атуш, Восточный Туркестан (СУАР) Мавзолей правителей Яркендского ханства , 16-18 вв., Яркенд , Восточный Туркестан (СУАР)

Уйгурскую архитектуру можно условно разделить на два исторических периода - архитектура доисламская и исламская. Среди памятников исламской уйгурской архитектуры - Мавзолей Аппака Ходжи , Мавзолей Тоглук-Тимура , Ид Ках .

Традиции

Мужские союзы

Среди уйгуров до настоящего времени широко распространены мужские союзы - «оттуз огул» . «Оттуз оғул» в переводе с уйгурского языка - «тридцать парней» или «тридцать джигитов», обычно в союз вступают мужчины определённой возрастной группы, которые возглавляются избираемыми лидерами. В функции «оттуз огул» входят взаимопомощь и поддержка членов союза любым способом.

Мяшряп - старинный обычай, которого придерживаются уйгуры, иначе, это - вечер отдыха. Он начинается поздней осенью и продолжается до весны, собирая в своем кругу мужчин одного возраста, проживающих в одном районе или селе, имеющих общие интересы. Участников таких собраний называют «тридцать джигитов» - «оттуз огул».

«Мяшряп» - это школа этического и эстетического воспитания. Он выявляет людей одаренных музыкальными или поэтическими способностями, также он является школой воспитания дисциплины и ответственности перед коллективом. В самом начале собрания его участниками избирается глава - «жигит-беши», который имеет право назначить музыканта, танцора, повара. Избирается также судья - «кази», который может наказать отступившегося члена «Мяшряпа».

Такие собрания сопровождаются пением народных песен, мукамов, общими танцами. Но здесь не только отдыхают и веселятся. Участник таких встреч может почерпнуть для себя много нового и полезного путём бесед и обсуждений из всех областей жизни. Может поэтому уйгуры называют невежественного человека «мәшрәп көрмигән» («не видевший мяшряпа»). Но это ещё и круг друзей, готовых всегда прийти на помощь и в радости и в беде, иногда люди одного «мяшряпа» бывают друг другу ближе родственников.

В настоящее время китайским правительством официально запрещены «мэшрэпы» после событий 1997 года в Кульдже . Но несмотря на запреты уйгуры от своих традиций не отказываются.

Семейные традиции

В уйгурских семьях существует традиция, согласно которой младший или единственный сын остается в доме родителей, старшие же, обзаведшиеся семьей, отделяются от родителей.

Браки заключаются исключительно между единоверцами. Строго порицается выдача девушки замуж за иноверца. По традиции решающим фактором при выборе жениха (невесты) является воля родителей. Акт бракосочетания должен быть подтвержден духовным лицом - ахуном , имамом . Согласно обычаям, после прочтения имамом суры из Корана молодожены съедают лепешку , размоченную в воде, куда добавляется соль и молоко и чай .

Фотогалерея

  • Галерея

Изображения уйгуров в храмовых росписях

После распада Уйгурского каганата в 840 году уйгуры покинули обжитые кочевья на берегах рек Толы и Селенги, перекочевав на территорию современной китайской провинции Ганьсу, а также в район Турфанского оазиса, образовав там княжество со столицей в Бешбалыке (впоследствии государство Кочо). «Оно занимало ключевые позиции на путях, соединяющих Восток и Запад, и через него, как через ворота Центральной Азии проходили караваны, в которых наряду с купцами путешествовали проповедники различных учений и посольские миссии» .

Также существовали и другие уйгурские образования - государство Караханидов (950-1212) и Ганьчжоуское (Гань-суйское) государство (847-1036), которые в короткий исторический период вновь заняли ведущее положение в политической жизни Центральной Азии.

«Буддийские монастыри играли огромную роль в культурной, политической и даже экономической жизни Турфанского государства. Им принадлежали огромные земельные владения, поля и виноградники. Земли монастырей обрабатывались крестьянами или сдавались в аренду. Внутри них располагались ремесленные мастерские, склады, продовольствия и других товаров» .

В начале XX века на территории Турфана, Безеклика, Кочо и др. городов были совершены четыре крупные археологические экспедиции в разное время во главе с немецкими исследователями Н. Грюнведелем, Х. Пишелем и Х. Людерсом, А. фон Ле Коком. Археологические находки сначала находились в Отделе Индии, в Этнографическом музее, но после образования Музея индийского искусства (Museum für Indische Kunst) в 1963 году коллекции были объединены в Берлин-Далеме, где по настоящее время находятся и экспонируются . Также ими занимается ведомство Берлинской Бранденбургской академии естественных и гуманитарных наук.

В местности Безеклик были найдены пещеры с буддийскими фресками, предположительно бывшие когда-то крупным буддийским монастырём. Некоторые исследователи считают, что это упомянутый в летописях монастырь Муртлук (данная местность, видимо, первоначально принадлежала манихеям и лишь позднее превращена в буддийский монастырь).

Помимо фресок в Безеклике было найдено большое количество предметов манихейской и буддийской культуры, таких как фрагменты манихейских рукописей, остатки разрисованных шёлковых тканей, хоругви, картины на манихейские и буддийские сюжеты, скульптура и т. д. Подобные пещеры обнаружены также в долине Туюк .

Найденные стенные росписи представляют собой ценный материал для изучения уйгурского народа. По тому, кто и каким образом на них представлен, можно делать выводы о социально-политическом устройстве и культурном уровне уйгурских государств. Так, например, на одной из росписей изображены уйгурские аристократы, полнолицые мужчины с маленькими холеными бородками и усами. Их социальный статус можно определить по наличию головного убора - высокой шапочки вытянутой формы и яркому костюму, сшитому из дорогой и богато отделанной ткани.

Положение уйгуров в КНР

Существует мнение о преследовании уйгуров властями КНР. По информации CNN до 800 тысяч уйгуров были помещены в т.н. воспитательные лагеря , крупнейший из которых расположен в городе Кашгар Синьцзян-Уйгурского автономного района . В районах компактного проживания уйгуров-мусульман за ними ведется массовая слежка, в том числе, с применением GPS -датчиков; власти ведут сбор ДНК уйгуров в возрасте от 16 до 65 лет. В 2018 году по данным комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации в «лагерях перевоспитания» находилось от 800 тыс. до 2 млн мусульман-уйгуров .

См. также

Примечания

  1. 中华人民共和国国家统计局:

Уйгуры – восточно-турецкий народ, упоминаемый в китайских летописях с 4 века после Рождества Христова. По мнению некоторых ученых, уйгуры называли себя прежние турецкие народы, и название «уйгуры» тождественно с названием финских угров, или югров: при движении на запад турки смешались с финнами и дали свое имя нескольким финским народностям. Но эта теория не может считаться доказанной.

В средние века уйгуры разделялись на две ветви: одна кочевала в , в бассейне , другая поселилась в Восточном Туркестане, где подверглась влиянию китайской культуры и религиозных учений, распространявшихся из (буддизм) и западной Азии (зороастризм, манихеизм, несторианство, впоследствии ислам). В китайских летописях северные уйгуры упоминаются под названиями гао-гюй, хой-ху и хой-хэ.

В 8 веке, после распадения государства турков-огузов, уйгуры достигли первенствующего положения в и образовали сильное государство, просуществовавшее около ста лет (744 – 840 годы). Им принадлежит основание города Каракорума, развалины которого существуют и теперь и размерами значительно превосходят развалины города того же имени, построенного в 13 веке . Среди развалин сохранился памятник начала 9 века с надписями (китайской и турецкой), открытый Ядринцевым в 1889 году. Из надписей видно, что северные уйгуры, подобно своим южным соплеменникам, подчинились влиянию западных религиозных учений и что уже тогда рядом с древнетурецким алфавитом употреблялся алфавит сирийского происхождения, получивший потом название уйгурского.

Подобно другим кочевым владетелям Монголии, уйгурские ханы вели постоянные войны с китайцами. В 840 году они были разбиты , жившими в бассейне Верхнего Енисея, и бежали на юг, в Восточный Туркестан и Тангоут. Об их судьбах в течение следующих веков существуют только догадки.

В эпоху появления монголов (начало 13 века) упоминается только одно уйгурское владение, в Восточном Туркестане, с городами Бишбалык (развалины около Гучена) и Кара-ходжа (развалины в 30 километрах к востоку от Турфана). Владетель носил титул идикута, был вассалом кара-китайских гурханов, отложился от них в начале 13 века и в 1209 году добровольно подчинился Чингисхану.

Уйгурская культура имела значительное влияние на монголов. Во всех государствах, основанных монголами, уйгуры еще в 14 веке и частью в 15 веке сохраняли влиятельное положение, в качестве чиновников монгольских канцелярий и воспитателей монгольских царевичей и других знатных юношей. От уйгурского алфавита происходят алфавиты монгольский и маньчжурский.

Уйгуры были частью буддистами, частью несторианами и считались самыми ожесточенными врагами ислама. В половине 13 века один из идикутов был казнен за намерение перебить в один день всех мусульман в Бишбалыке.

Владение идикутов упоминается еще во второй половине 13 века, но в уменьшившихся пределах. Под властью идикута оставались только город Кара-ходжа и его округ. Восточная часть (Хами) отошла к , западная (Бишбалык) – к Джагатайскому государству, в состав которого потом вошел и Турфан. Ислам постепенно (с 15 века) вытеснил последние остатки буддизма и несторианства; уйгурский алфавит был вытеснен арабским.

В настоящее время название «уйгуры» существует у многих турецких народов, в качестве названия отдельного рода. Как народное название, оно употребляется только двумя народцами, на границе Тибета – кара-уйгуры и сарыг-уйгуры. Первые говорят по-монгольски, вторые сохранили турецкий язык. Выяснению истории уйгуров и их культуры будут способствовать сделанные в последние годы археологические открытия, научная разработка которых только начата. Кроме развалин построек, найден целый ряд уйгурских рукописей, частью буддийских религиозным текстов (иногда - санскритские тексты с уйгурской транскрипцией), частью деловых документов.