Происхождение имени человека: история возникновения, виды по происхождению. Что означает слово “бог” и откуда оно произошло

Среди множества новых профессий, появившихся у нас в последние два десятилетия, интерес у молодых людей, выбирающих, кем им стать во взрослой жизни, вызывает профессия брокера.

Многим известно, что брокеры хорошо зарабатывают и что работать им приходится в чистом кондиционированном офисе, а не в жарком цехе. Чем же на самом деле занимаются брокеры и стоит ли тратить силы, чтобы овладеть этой специальностью?

Слово «брокер» появилось в нашем языке в начале двадцатого столетия. Так называют посредника в различных сделках: купли-продажи ценных бумаг или валюты, заключения различных контрактов.

Точное происхождение этого слова неизвестно, ясно только, что оно заимствовано из английского языка. Многие филологи считают, что оно произошло от староанглийского break (прошедшее время broke) – разменивать деньги.

Сегодня брокеры осуществляют свою деятельность во многих сферах: финансовой, страховой, биржевой, таможенной и т.д. Они являются важным звеном между теми, кто предоставляет различные финансовые услуги, и их непосредственными потребителями.

Сегодня в каждом достаточно большом городе имеется несколько десятков различных банков и других кредитных учреждений.


Обычному человеку, который решил , допустим, на приобретение жилья, трудно разобраться в хитросплетении условий, предлагаемых разными кредитными организациями. О том же, чтобы найти наиболее выгодное для себя предложение, и речи быть не может.

В этой ситуации можно обратиться к кредитному брокеру, деятельность которого заключается в подборе наиболее выгодных кредитных предложений для своих клиентов. Разумеется, он это делает не бесплатно, однако выгода сотрудничества с ним обычно вполне оправдывает понесенные затраты.

Помощь кредитного брокера выгодна в том случае, если необходим действительно крупный кредит: ипотечный, на покупку автомобиля и т.д. Обращаться к нему для поисков займа на новый мобильный телефон смысла, как правило, нет.

Каждый предприниматель или частное лицо, которому хотя бы раз приходилось получать купленный за рубежом товар или отправлять что-нибудь за границу, знает, как много документов необходимо оформить для беспрепятственного пересечения грузом границы и как сложно с первого раза сделать все правильно.

Огромный грузопоток еще больше осложняет ситуацию, и таможенное разрешение иногда приходится ожидать в течение нескольких месяцев.

Чтобы этого не случилось, имеет смысл обратиться к таможенному брокеру. В его обязанности входит оформление всей документации по грузу, и скорейшее пересечение грузом границы таможенной зоны.


Помощь таможенного брокера избавляет предпринимателя от хлопот и позволяет получить или отправить свой груз в течение считанных дней.

Биржевой брокер – это посредник при купле или продаже ценных бумаг на бирже. Он оперирует финансовыми средствами, предоставленными ему клиентами, и заключает от их имени сделки.

Это очень ответственная работа, требующая глубоких знаний не только в финансовой сфере, но и в юриспруденции, маркетинге и даже психологии. Помимо того, следует учесть, что для работы брокером требуется высокая быстрота реакции, умение в считанные мгновения принимать решения, аналитический склад ума, прекрасная память и отличные коммуникативные способности.

Разумеется, успешный брокер может похвастаться отличным заработком, однако и ответственность, лежащая на его плечах, достаточно велика.

Сегодня вузы не занимаются практической подготовкой профессиональных биржевых брокеров, но могут дать будущему специалисту солидную теоретическую базу. Тем, кто решил посвятить себя этой специальности, придется, помимо учебы в вузе, заканчивать специальные курсы и в дальнейшем приобретать знания в ходе практической работы.

Страховой брокер – еще одна разновидность посредников между финансовым учреждением и конечным потребителем его услуг. Он помогает клиентам подобрать наиболее выгодные условия страховки, причем его деятельность не ограничивается какой-либо одной страховой компанией.


Если клиент хочет застраховать свое здоровье, жизнь и автомобиль, брокер может найти для него три разных страховых компании, выбрав оптимальные условия в каждой из них.

Услуги страхового брокера дают возможность получить максимальную страховку при минимальных страховых взносах.

А) под Ленинградом;

Б) в сражении под Киевом;

В) в битве под Москвой;

Г) в Смоленском сражении;

Д) во время вторжения немецко-фашистских войск на территорию СССР.

138. Кто возглавлял Государственный Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны?

А) В.М. Молотов;

Б) Г.К. Жуков;

В) К.Е. Ворошилов;

Г) И.В. Сталин;

Д) Н.А. Булганин.

139. В чем суть коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?

А) удалось остановить продвижение фашистских войск;

Б) Красная армия овладела стратегической инициативой;

В) были взяты в плен тысячи солдат вермахта; …

Г) наши союзники открыли второй фронт.

140. Второй фронт в годы Второй мировой войны был открыт в:

А) Нормандии (Франция);

Б) Африке;

В) на Балканах;

Г) Италии;

Д) Скандинавии.

141. Ленд-лизом в годы Второй мировой войны называли :

А) обязательство Англии и США открыть второй фронт против Германии;

Б) систему передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия союзникам по антигитлеровской коалиции;

В) систему оплаты военных поставок из США.

142. Раскройте основные источники победы советского народа в Великой Отечественной войне:

А) героизм, сплочение народных масс, морально-политическое единство;

Б) низкий уровень военно-экономической мощи Германии;

В) окрепшая в войне сила Красной Армии и Флота, выросшее военное искусство ее полководцев и командиров;

Г) единство фронта и тыла;

Д) чувство патриотизма и государственного самосохранения народов страны;

Е) героическая борьба партизанских соединений и подполья;

Ж) рост оппозиционного движения фашистскому режиму в Германии;

З) организаторская деятельность Коммунистической партии, поддерживаемой народом;

И) союзнические отношения с ведущими западными державами (антигитлеровская коалиция).

143. Каковы главные итоги победы в Великой Отечественной войне?

А) сохранена независимость СССР, расширены его границы;

Б) осуществлена демократизация советского общества;

В) разгром фашизма спас народы Европы от фашистского ига;

Г) произошло изменение в расстановке политических сил в мире, возникли две противостоящие политические системы;

Д) огромные людские потери (в СССР -27 млн. человек);

Е) решающий вклад в победу над фашизмом внесли союзники СССР по антигитлеровской коалиции;

Ж) цена победы для всех стран антигитлеровской коалиции была одинаковой.

144. Каковы наиболее значимые уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн?

А) мировые войны неизбежны;

Б) против войны надо бороться пока она не началась; чтобы отстоять мир, нужны согласованные действия всех миролюбивых сил;

В) не следует акцентировать внимание народов на военной опасности;

Г) сильного агрессора можно победить лишь путем объединения усилий различных стран;

Д) следует разоружаться в одностороннем порядке, с тем, чтобы такому миролюбивому примеру последовали и другие страны;

Е) ход и исход войны показал ее зависимость от экономики, политики и научно-технического прогресса.

145 .Какая сфера была приоритетной в народном хозяйстве после Великой Отечественной войны?

А) тяжелая промышленность;

Б) легкая промышленность;

В) социальная сфера;

Г) сельское хозяйство.

Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, в которой детей из маленького американского городка в штате Мэн терроризирует демон, часто предстающий в облике злого клоуна. Такого детства врагу не пожелаешь!

Предыстория фильма

Как-то раз в 1978 году Стивен Кинг шел по пустынной дороге в городе Боулдер в штате Колорадо, где писатель в то время жил. Кинг направлялся в автосалон, чтобы забрать из починки машину. Поэтому он шел пешком, а не ехал, как все нормальные американцы, когда им нужно преодолеть три мили. Уже начинало темнеть, и обстановка навевала мрачные мысли. Которые у автора хорроров были особенно мрачными.

Когда Кинг переходил деревянный мост, он вспомнил сказку о тролле, живущем под мостом и нападающем на путников, и подумал, что это неплохая идея для новой книги: «Чудовище под мостом». Тогда мысль о тролле быстро забылась, но она вновь всплыла два года спустя в городе Бангор в штате Мэн, где Кинг купил себе особняк в викторианском стиле. Бангор разделен пополам каналом, и это навело писателя на мысль о тролле, который живет не под мостом, а под городом, в канализации. В наши дни это куда правдоподобнее и потому куда страшнее, чем тролль под мостом.

Еще через год Кинг вспомнил библиотеку города Стратфорд в штате Коннектикут, где ему тоже довелось пожить. В том здании детский и взрослый отделы соединялись узким коридором, и Кинг отождествил его с мостом, который скрывает чудовище. Так сложился образ монстра, который живет в канализации и атакует подростков в промежутке между детством и началом взросления. Это своего рода кошмарная инициация, и далеко не все ребята доживают до взрослой жизни.

К тому времени Кинг уже был уважаемым автором, который мог публиковать не только узкожанровые произведения. Поэтому ему пришла мысль использовать монстра как отправную точку для размашистой эпопеи на стыке хоррора и психологической драмы. Кинг решил сочинить подробный роман о жизни нескольких подростков, которые в дополнение к обычным детским проблемам сталкиваются с кошмарным демоном. Мало того, четверть века спустя взрослые герои, теперь уже с ворохом взрослых проблем, вновь дают чудовищу бой, чтобы окончательно от него отделаться. Таким образом писатель хотел показать, как детские переживания отражаются на взрослой жизни, даже если человек постарался вычеркнуть их из памяти.

Грандиозное произведение заслуживало соразмерного злодея - куда более страшного, чем какой-то тролль. Чтобы столкновения героев с монстром не были монотонно одинаковыми, Кинг придумал чудовище-оборотня, которое терроризирует детей, воплощая наяву их страхи. У каждого героя свой страх, и каждый мучается по-своему. Монстр делает это для того, чтобы, как он выражается, «посолить мясо перед едой». Видимо, для него нет ничего вкуснее, чем до смерти запуганный ребенок.

Истинный облик демона - это бесформенная светящаяся масса, но таким его видят лишь те, кто дает ему бой на равных с помощью несгибаемой воли и древней магии. Когда монстр не устраивает «представление», рассчитанное на конкретную жертву, он выглядит как страшный клоун и именует себя Пеннивайзом. Почему именно клоун? Часто говорят, что Кинга вдохновил знаменитый маньяк 1970-х Джон Уэйн Гейси, который в свободное от убийств время был клоуном-любителем и выступал на вечеринках и детских праздниках. Но писатель настаивает, что не имел Гейси в виду и что он придал монстру облик клоуна, потому что это двусмысленный символ детства. С одной стороны, клоуны для детей притягательны, а с другой стороны, многие дети боятся клоунов. Так что это отличная отправная точка для детских кошмаров.

Следующие четыре года Кинг корпел над романом, получившим название «Оно» (так герои называют монстра, когда осознают, что это не человек). У книги было множество источников вдохновения - от индейского фольклора до детских воспоминаний Кинга и от истории Бангора (действие книги происходит в похожем на Бангор вымышленном городке Дерри) до классических фильмов ужасов. Поскольку «детская» часть романа развивается в 1950-е годы, ребята больше всего боятся экранных чудовищ того времени, и именно в таких созданий вроде Монстра Франкенштейна, Человека-Волка или Мумии часто перевоплощается Пеннивайз.


Тысячестраничный роман вышел в свет в 1986-м. Это был главный американский бестселлер года. Критики отмечали, что книге не помешала бы жесткая редакторская рука («Все-таки это должен быть триллер, а не “Война и мир”»), но фанаты писателя признали «Оно» одним из его лучших произведений.

Роман был слишком объемным для кинематографа, но он годился для телеэкранизации. В то время было модно превращать книги в телепостановки (вспомним хотя бы телеверсии «Сегуна » и «Поющих в терновнике »), и компании Warner и ABC купили права на экранизацию «Оно» еще до того, как книга появилась в продаже.

Поначалу предполагалось, что будет снято порядка восьми серий и что проект возглавит знаменитый режиссер хорроров Джордж Э. Ромеро , основатель современного кино о зомби. Ранее Ромеро и Кинг создали вышедшую в 1982 году киноантологию страшных историй «Калейдоскоп ужасов ». Однако когда продюсеры телеканала ABC задумались, как их семейная аудитория воспримет такой проект, они испугались и сократили заказ до двух серий (одна серия преимущественно о героях в детстве, а другая - о героях в зрелости). На вкус Ромеро, этого было слишком мало, и он вышел из проекта. Кинг же в проект даже не заходил - он продал права и отстраненно наблюдал за тем, что получится у телевизионщиков, которые по цензурным соображениям не могли показать очень многое из того, что он вписал в книгу.

В итоге экранизацию «Оно» возглавил Томми Ли Уоллас - бывший монтажер и арт-директор Джона Карпентера , который начал собственную режиссерскую карьеру с хоррора 1982 года «Хэллоуин 3: Время ведьм ». Уолласу и его коллегам пришлось изрядно поломать голову над тем, как сохранить дух «Оно» и вписаться в жесткие требования телеканала по времени и допустимому содержанию.

Так, правила ABC в то время запрещали в кадре подвергать маленьких персонажей явной опасности. Что делало в принципе невозможной экранизацию книги о монстре, который охотится на школьников. Какие-то требования удалось смягчить, а что-то пришлось обходить с помощью уловок вроде «Фильм начинается с убийства ребенка, но мы не показываем ни убийство, ни труп, так что цензура дает добро!».

Актерский состав фильма "Оно" (1990)


С подбором актеров, с другой стороны, у Уолласа проблем не было. Ему выделили бюджет в 12 миллионов долларов, и это позволило пригласить на взрослые роли таких популярных в то время телезвезд, как Ричард Томас , Джон Риттер и Гарри Андерсон . Ребят на детские роли подбирали по сходству со старшими исполнителями (напомним, что они играли одних и тех же людей с промежутком в четверть века). Самым известным из них в дальнейшем стал Сет Грин - комик, актер озвучания и создатель мультсериала «Робоцып ». Вместе с ним подростков играли герой «Бесконечной истории 2 » Джонатан Брэндис и Эмили Перкинс , будущая звезда канадского хоррор-цикла « ».

Ключевую роль Пеннивайза получил знаменитый британец Тим Карри - обладатель зычного голоса и полной готовности изображать «запредельных» персонажей. Он стал культовой звездой после появления в киномюзикле 1975 года «Шоу ужасов Рокки Хоррора », где Карри изобразил сумасшедшего ученого-трансвестита. В «Легенде » Ридли Скотта британец сыграл Повелителя Тьмы, а в «Трех мушкетерах » 1993 года - кардинала Ришелье.

Поскольку демон все время принимает разные облики, у Карри было очень мало экранного времени. Но его коротких появлений оказалось достаточно, чтобы впечатлить целое поколение маленьких американцев. Да-да, именно целое поколение - рейтинги у вышедшего в 1990 году двухсерийного телефильма были колоссальными, и телекомпания ABC горько пожалела, что не заказала восемь эпизодов. Зато несколько лет спустя она с готовностью оплатила четыре серии «Противостояния» - телеэкранизации другого знаменитого романа Кинга.

«Оно» Уолласа вышло весьма неровным - настоящий калейдоскоп удачных и слабых сцен. Старомодные спецэффекты шоу устарели почти сразу после премьеры (в Голливуде как раз начиналась эпоха компьютерной графики), игра актеров была не всегда убедительной, и поклонники Кинга жалели, что многое из романа в телеверсию не вошло. Но на фоне того, как тогда выглядело телевещание, «Оно» впечатляло. Особенно детей, которых на взрослые хорроры в кино не пускали. Так что в целом проект был успешен и финансово, и художественно, и его до сих пор вспоминают с любовью и ностальгией. Ценит «Оно» 1990 года и Стивен Кинг, который говорит, что телефильм получился намного лучше, чем он ожидал.

Тем не менее это не одна из тех лент, которые столь безупречны, что их невозможно улучшить или превзойти. Так что, когда в 2009 году студия Warner после успешного проката ремейка «Пятницы, 13-е » решила снять киноверсию «Оно», ею двигали не только финансовые соображения, но и искреннее желание обновить хоррор для нового поколения зрителей. Хотя, конечно, финансы были на первом месте.

Работа над фильмом

Продюсировать новую экранную версию «Оно», которая с самого начала задумывалась как кинопроект с «взрослым» рейтингом R, взялись (продюсер американских ремейков «Звонка » и « ») и («Шерлок Холмс », «Охотники на гангстеров »). Warner надеялась впихнуть книгу в один фильм, и для этого «уминания» был привлечен Дейв Каджганич , сценарист « » и «Кровавого ручья ».

Три года спустя, после нескольких попыток сочинить подходящий сценарий, студия признала очевидную глупость своей затеи и согласилась, что нужно снимать кинодилогию, схожую по устройству с телеверсией. Правда, если в телефильме взрослые и детские сцены долгое время перемежаются, пока повествование не становится окончательно взрослым, то в киноварианте проект решили четко разделить на детскую и взрослую истории и уделить каждой по фильму.

Новая концепция потребовала приглашения новых творцов. Так в 2012 году сценаристом и режиссером экранизации стал Кэри Фукунага - американский режиссер с японскими корнями, который известен по фильмам «Джейн Эйр » и «Безродные звери », а также по первому сезону детективной телеантологии «Настоящий детектив ». Вместе с Фукунагой сценарием занялся начинающий автор Чейз Палмер .

Джейден Либерхер и Андрес Мускетти на съемочной площадке фильма "Оно"


По мнению тех, кому удалось прочесть творение Фукунаги и Палмера, они сочинили весьма достойную экранизацию «детской» части романа, которая сохранила дух оригинала и сделала «Оно» понятнее для нынешних молодых зрителей. В частности, действие было перенесено из 1950-х в 1980-е годы, дабы будущая «взрослая» лента была современным повествованием. Соответственно, были придуманы заново все психические пытки Пеннивайза, поскольку детей 1980-х монстрами из старых фильмов уже было не напугать. Чтобы сделать эти сцены достаточно жуткими, соавторы опирались на собственные детские страхи и мрачные фантазии.

К сожалению, их сценарий получился неподходящим для мейнстримного хоррора. Слишком уж много там было детской крови и сексуальных сцен с участием несовершеннолетних. Например, в сценарии Фукунаги была сцена изнасилования маленькой героини ее отцом. Или сцена, в которой мальчик в синагоге видит обнаженную женщину, которая призывно мастурбирует у него на глазах. Все-таки сейчас не 1970-е годы, когда была мода на шокирующие сексуальные ленты с участием детей-актеров. Да, у Кинга в «Оно» «детская» часть заканчивается групповой оргией младшеклассников (!), но бумага все стерпит, а у мейнстримного кино правила куда жестче. Кстати, от финальной оргии Фукунага все-таки отказался.

Когда студия надавила на режиссера, чтобы он смягчил сценарий, тот обиделся и вышел из проекта. Сразу прошли слухи, что Фукунага и студия не договорились из-за бюджета ленты, но на деле режиссер был готов снять фильм за отмеренные ему 35 миллионов долларов. Проблема была в сценарии, а не в бюджете.

Этот конфликт разыгрался в 2015 году. Поскольку съемки были назначены на лето 2016 года, пришлось срочно искать нового режиссера и сценариста. Уже в июле 2015 года студия наняла аргентинца Андреса Мускетти, который двумя годами ранее выпустил англоязычный хоррор «Мама ». Мускетти получил шанс поработать с голливудцами после того, как впечатлил Гильермо дель Торо своей трехминутной аргентинской короткометражкой «Мама». Полнометражный дебют режиссера собрал 146 миллионов долларов при бюджете в 15 миллионов, и Мускетти из малоизвестного иностранца превратился в «модного» постановщика, которого студии буквально раздирали на части, пока он не взялся за «Оно».


Вместе с Мускетти студия наняла сценариста Гэри Даубермана - автора хоррора «Проклятие Аннабель ». Он под руководством режиссера сочинил окончательную версию сценария, основанную на предшествующих наработках, но лишенную их экстремальности. Судя по интервью Мускетти и его команды, их очень волновал вопрос, что они могут и чего они не могут сделать в кадре с маленькими протагонистами. Также Дауберман вернул в сценарий некоторые моменты из книги Кинга, от которых Фукунага отказался, чтобы заменить их собственными фантазиями. При работе над текстом они с Мускетти вдохновлялись классическими подростковыми лентами 1980-х «Останься со мной » (тоже экранизацией Кинга) и «Балбесы ».

Когда проектом еще занимался Фукунага, он хотел снять в роли злого клоуна молодого британского актера Уилла Поулера из фильмов «Хроники Нарнии: Покоритель зари », «Мы – Миллеры », «Бегущий в Лабиринте » и «Выживший ». Режиссер утверждал, что Поултер сразил его наповал во время прослушивания.

На съмочной площадке фильма "Оно"


К моменту смены режиссера, впрочем, Поултер к роли охладел, так что Мускетти нашел своего Пеннивайза в лице шведского актера Билла Скарсгарда , сына известного актера Стеллана Скарсгарда . Билл снимался в ряде скандинавских лент, а также в голливудских проектах «Хемлок Гроув », «Дивергент, глава 3: За стеной » и «Взрывная блондинка ». На первый взгляд, 27-летний Билл слишком привлекателен для роли монстра. Но в гриме клоуна и при росте в 191 см он выглядит жутко - не только для зрителей, но и для коллег, с которыми он снимался. Для пущей жути его персонаж иногда переходит на шведский язык.

Кстати, о гриме. Когда Мускетти создавал нового Пеннивайза, он отказался от вариаций на тему современного клоунского грима и использовал клоунский грим и костюм в духе XIX века и более ранних времен. На вкус режиссера, такой клоун сейчас выглядит необычнее и страшнее. Кроме того, Пеннивайз уже очень давно терроризирует Дерри, и потому логично, что его «стандартный» человеческий облик сочетает детали из разных эпох, начиная со Средневековья.

Центральные персонажи книги и фильма - семеро одиннадцатилетних членов «Клуба неудачников». Это ребята с множеством житейских проблем, которых объединяют их невзгоды и желание разобраться в преступлениях Пеннивайза и защититься от демона. Возглавляет «Неудачников» Билл Денбро по прозвищу Билл-Заика. В начале повествования его младший брат погибает от рук Пеннивайза, так что для Билла война с клоуном - вопрос не только выживания, но и мести. Роль Билла получил обаятельный Джейден Либерхер из фильмов «Алоха » и « ».

Друзей Билла сыграли Джереми Рэй Тейлор (толстяк Бен Хэкском), София Лиллис (девочка из нищей семьи Беверли Марш), Финн Вулфард (очкарик Ричи Тозьер), Уайатт Олефф (еврей Стенли Урис), Чозен Джейкобс (темнокожий Майк Хэнлон) и Джек Дилан Грейзер (ипохондрик Эдди Каспбрак). Николас Хэмилтон изобразил главного школьного хулигана Генри Бауэрса, который измывается над «Неудачниками» и возглавляет банду подростков. Роли взрослых преимущественно получили малоизвестные канадские актеры, поскольку картина снималась в Торонто и его окрестностях.

Поначалу Мускетти подумывал о съемках в США и даже в Бангоре, неподалеку от особняка Кинга. Но финансовые соображения взяли вверх, и основным местом уличных съемок стал городок Порт-Хоуп в 109 км от Торонто. Он был основан американскими лоялистами, которые сохранили верность британской короне и сбежали из США после Войны за независимость. Так что Порт-Хоуп - родня старых городов по другую сторону границы. Он известен тем, что в нем добывают уран, и тем, что на его территории находится самая большая в Канаде свалка радиоактивных отходов. Также Порт-Хоуп славен отлично сохраненной старинной застройкой, которая и приглянулась голливудцам. Впрочем, декораторы существенно изменили город, чтобы превратить его в Дерри из книг Кинга. Интересно, как местные жители реагировали на появление на зданиях американских флагов, от которых некогда сбежали их предки? Съемки фильма начались в конце июня и закончились в конце сентября 2016 года.

Персонажи «Оно»

Кадр из фильма "Оно"


Билл Денбро - главный герой картины. Это одиннадцатилетний школьник, который приходит в отчаяние после гибели младшего брата Джорджи. Билл хочет отомстить за Джорджи, и он становится главным «мотором» противостояния с Пеннивайзом. Мальчик сильно заикается и потому служит посмешищем для хулиганов. Билла сыграл Джейден Либерхер.

Кадр из фильма "Оно"


Клоун Пеннивайз - главный злодей картины. Он часто появляется в облике клоуна, но на самом деле это древний демон, который запугивает и пожирает маленьких детей. В основном Пеннивайз дремлет в глубине подземных туннелей, но раз в четверть века он выходит на охоту и в течение нескольких месяцев наедается для новой спячки. Пеннивайз обладает множеством сверхъестественных способностей, главная из которых - умение принимать любой облик и воплощать сокровенные детские страхи. Пеннивайза сыграл Билл Скарсгард.

Кадр из фильма "Оно"


Бен Хэкском - очень умный, начитанный и технически одаренный мальчик, над которым издеваются из-за его полноты. Бена сыграл Джереми Рэй Тейлор.

Кадр из фильма "Оно"


Беверли Марш - единственная девочка среди главных героев. Она происходит из нищей семьи, и над ней издевается ее отец. Беверли сыграла София Лиллис.

Кадр из фильма "Оно"


Ричи Тозьер - лучший друг Билла. Он носит очки и обожает ругаться и хохмить. Порой он страдает из-за того, что не «фильтрует базар». Ричи сыграл Финн Вулфард.

Кадр из фильма "Оно"


Стенли Урис - мальчик из еврейской семьи. Он страдает сильной боязнью микробов. Также Стенли очень логичен и рационален. Ему труднее других поверить в сверхъестественность Пеннивайза. Стенли сыграл Уайатт Олефф.

Кадр из фильма "Оно"


Майк Хэнлон - темнокожий мальчик, который обожает историю родного города. Майк рано лишился родителей, и он живет с дедушкой. Майка сыграл Чозен Джейкобс.

Кадр из фильма "Оно"


Эдди Каспбрак - маленький и болезненный ипохондрик, который постоянно погружен в депрессию. Ему становится лучше лишь в обществе друзей. Эдди сыграл Джек Дилан Грейзер.

Кадр из фильма "Оно"


Генри Бауэрс - главный школьный хулиган и главарь банды подростков. Он наслаждается издевательством над маленькими и слабыми. Генри лишен сверхспособностей, но его жертвы боятся парня не меньше, чем Пеннивайза. Генри сыграл Николас Хэмилтон.

Ожидания

Недавно вышедшая экранизация книг Стивена Кинга «Темная башня » разочаровала зрителей и критиков, однако это не помешало ей собрать в прокате более 100 миллионов долларов. С одной стороны, это доказывает, что у Кинга немало фанатов и что у «Оно» с ее бюджетом в 35 миллионов долларов неплохие шансы окупиться. С другой стороны, разочарование «Башней» может перекинуться на «Оно», и люди попросту не дадут фильму шанс.

Впрочем, «Оно» и «Темная башня» - это очень разные проекты, и уже ясно, что «Оно» Мускетти куда лучше соответствует тому, что зрители от него ждут. Как и предыдущая экранизация, это смесь детской драмы со сверхъестественным хоррором, и сейчас как раз сезон для такого кино, потому что дети идут в школу, а взрослые начинают готовиться к Хэллоуину. Так что на Западе картине предсказывают не только отличные сборы, но и кассовые рекорды - конечно, по меркам сентябрьских хорроров, а не летних блокбастеров. Посмотрим, оправдаются ли эти прогнозы и увидим ли мы на экране завершение истории, придуманной Кингом. Интересно, каких взрослых актеров заполучат на роли Билла и его друзей?

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Что означает слово “бог” и откуда оно произошло? Но для начала нужна вводная информация, которая необходима для понимания сути.

Россия (или иначе – Русь, Рось, Рассея) – это рассеившийся (расселившийся) народ, который совершил великий исход из северных земель, где проживал до наступления ледника. Но как называлась эта территория? Она называлась “Тырь“, или иначе “Тыра”, с ударением на “ы”. Европейцы до недавнего времени называли ее “тартария” (тырь-тырия). Тем не менее, в латинском языке мы до сих пор порою называем Землю (всю известную территорию) – Terra (Терра). То есть Тырь. А слово “территория” наверняка имеет происхождение от слова “тырь-тыра, тер-тера, тор-тора” (варианты звучания). “Тырь” – это слово означало местность, которая что-то "несла" собой или ее кто-то "нес", где можно было собирать плоды, добывать рыбу и дичь, запасаться древесиной, то есть “тырить” - "нести - подносить" различные блага. Отсюда же предположительно слово “дерево” означает “тырево”, то есть, то, что "несет" плоды. И населяли Тырь люди, которых называли “тыраками”, или иначе говоря, “дураками”, так как изначально у этого слова не было негативной окраски, как не было ее у современных слов “деревеньщина” и “колхозник”. Русь, во времена великого исхода с Тыри, концентрировала на периферии весь свет цивилизации того времени. А те, кто оставался жить в Тыри, про тех говорили, что они живут “в дыре” (в тыре). Глухое звучание согласных звуков свойственно русскому языку древности. Мужчина – “тырак” (мутировавшее в современное “дурак”), женщина – “тырка” (“дырка”), “тырачка” (“дурочка”). Да, смешно, но, согласитесь, что логично, хоть и забавно по современному.

Алатырь, бел-горюч камень, по-современному “алтарь”, место, где приносят в жертву натыренное. Традиция приносить в жертву “тырь” (то есть, как правило еду, но не только, это могут быть и другие блага, как, например, вещи и, даже, живые люди) произошла от древней традиции хоронить усопших соплеменников, оставляя их голову торчащей из земли, чтобы потом ритуально “кормить” ее (голова Святогора – руск. нар. сказки). После того, как голова от ветхости отваливалась от туловища, на ее место ставили камень и “кормили” потом его. Это и была первая форма алтаря. Богатые родственники усопшего водружали большой камень, а кто победнее – поменьше. На большой камень складывали “тырь” (тар-дар, возможно оттуда произошло слово “дар”), и обложив его хвойными ветками (елью), поджигали. Так потомки “кормили” своего почитаемого предка. В дальнейшем предки становились предметом божественного поклонения со стороны потомков. Так возникло родноверие.

Теперь главное - что означает слово “бог” и откуда оно взялось?

Бог, в своем исконном значении означал предка, которому поклонялись (см. выше “алатырь, бел-горюч камень”). Как известно, в древнем русском языке было характерно приглушенное звучание согласных звуков. А что произойдет, если приглушить согласные в этом слове. Вышло “пох”. Весьма схоже по звучанию со словом “пах” (“пах” – у мужчин, “пахва” у женщин (“пихва” – современное укр. слово, часть тела, куда “пихают”), которое в свою очередь связано с продолжением рода, плодородием (пахать) и раскрывает, что, собственно, может изначально означать слово бог-пох. Бог – это предок, давший начало роду (людскому племени) и которому поклоняются его потомки, выражая таким образом ему свои чаяния на защиту от невзгод и напастей.

Люди стремились стать богами, добывая себе славу, которая стала бы основанием для поклонения им потомков. В ходу было совершение “подвигов”, как неких достижений, обязательных для покрытия себя славой героя.

Герой, это латинизм, произошедший от не точной транскриптизации в латинском языке звука “я”. Его однажды записали как “he” и потому произносили потом как “хе” (похожая метаморфоза в имени “ольга-хельга”). Таким образом, “герой”, это “херой”, т.е. в изначальном звучании – “ярой” (“какой?” – им. прилагательное), или, что точнее и понятней современному русскому языку, слово “ярый” (арий). Право называться “ярым”, то есть “героем” (арием), нужно было заслужить. От того и необходимы были “подвиги”.

Подвиг, скорее всего связан со словом “подвизаться” (на поступок). Иными словами, объявляешь, что совершишь нечто (например, что завалишь медведя одной рогатиной), то есть “подвизаешься”, и совершаешь “подвиг” – то, собственно, на что и “подвизался”. В современном понимании, связь между понятиями “подвиг” и “подвизаться” утеряна и подвиг может быть спонтанным, как и геройство.

Культ предков свойственен всему человечеству. Современное поклонение могилам предков и близких родственников, а также великим заслуженным личностям (своеобразным “героям”, в нашем понимании), это и есть остаток этого культа, который когда-то был основополагающим религиозным фундаментом у наших предков, творившим таким образом своих богов. Возложение поминальной еды (конфетки на могилку, или стакан водки с бутербродом), а также возложение венков и цветов – все это тоже остаток древнего обычая “ритуального кормления” торчащей из земли головы. Пойдете на кладбище, вспомните это и задайтесь вопросом, действительно ли это так.

Монотеизм, к коим относится иудаизм (предтеча христианства и ислама), это относительно гораздо более древнего родноверия не более, чем новодел. Монотеизм возник от религии фараона Эхнатона, ввёвшего культ поклонения Солнцу. От песней Эхнатона было много заимствовано в Ветхий Завет, а он, в свою очередь, лег в основу иудаизма, ислама и христианства. Монотеизм разрушил культ предков в его эзотерическом смысле и буквально “поставил крест” на родноверии, в котором поклонялись многим богам-предкам. Вместо этого был предложен лишь один бог, который “создал” первого человека, а от него уже начали вести род всего рода людского. С точки зрения значимости, это давало некие преференции и политические выгоды тому народу, который провозгласил себя первейшим потомком первого человека, а стало быть, более значимым в плане более древнего своего происхождения. Я говорю о “племени авраамовом”, то есть евреях-иудеях. К тому же, они провозгласили себя “любимым” народом своего бога, обеспечив таким образом, себе некоторое преимущество перед другими народами. Согласитесь, у первых иудеев был явный мотив ввести монотеизм по собственноручно написанной книге, где лучшие “кусочки” доставались именно им.

Современное понятие бога искажает его исконный смысл. Бог современности, это некий “абсолют”, некий “сверх-разум”, некая “мистерия” и непостижимая “сверх-энергия”. Однако, наши предки знали, что бог – это их многоуважаемый предок, вполне себе реальная личность, жившая во плоти, то есть просто выдающийся человек, “герой”, который, по их верованию, непостижимым образом существует после смерти и помогает своим потомкам из потустороннего мира. А современное перевирание смысла этого слова, это очередной новодел современной христианской эпохи.

Для сведения, родноверие – этот термин используется в качестве названия религии наших древних предков, а не в качестве современного “родноверия”, пытающегося быть похожим на старую веру предков.

Под словом "БОГ" я имею в виду саму Первопричину, которая все создала, которую мы в себе содержим и участвуем в процессе создания всего сущего, Первопричину, с которой мы общаемся через чувство и состояние Любви. Из этого чувства рождается всё, состоящее из Сил Природы Естества проявленной в плотноматериальных объектах и не проявленной, и существующей на тонкополевом уровне. Общее поле Вселенского Разума, Сила Жизненности, объемлящая все живые и не живые вещественные и полевые системы, сотворившая Миры, Энергии, Пространство и Время, Вечность и Без-конечность, проЯвляющейся в каждом субъекте или объекте, имеющем одухотворяющее начало, Зерно, Зародыш Изначальной Силы Энергии-Информации-Первопричины-Эфира. Полагаю, что каждый понял в меру своего миро-восприятия и миро-воззрения, относительно своей парадигмы мышления... Это понятие у всех меняется со временем познания себя и окружающего пространства и не может быть описано любыми словами, сколько бы их не писалось, это внутреннее состояние...

Изложение построено на принципах размышлений и может не совпадать с вашим мнением.