Значение АССИМИЛЯЦИЯ ПРОГРЕССИВНАЯ в Словаре лингвистических терминов
АССИМИЛЯЦИЯ ПРОГРЕССИВНАЯ
Уподобление в результате влияния предшествующего звука на последующий (редкое явление в русском языке). Ванька > Ванькя (ван’к’ъ) — смягчение (к) под влиянием предшествующего мягкого (н). Ассимиляция регрессивная. Уподобление в результате влияния последующего звука на предшествующий. Сдать (здат’) — озвончение (с) под влиянием последующего (д). Лодка (лоткъ) — оглушение (д) под влиянием последующего (к). Следует различать ассимиляцию в диахроническом и синхроническом плане. Диахроническая ассимиляция — процесс (протекающий в определенных временных рамках) уподобления звуков одного типа звукам другого типа. Например, после падения редуцированных (ъ) и (ь) в древнерусском языке (XII—XIII вв.) протекал процесс постепенного оглушения звонких согласных, попавших в соседство с глухими: доро(жъ)ка > доро(ж)ка > дор(жш)ка > доро(ш)ка. Ассимиляция в синхроническом смысле — строго закономерное чередование звуков, обусловленное позицией. Например, мена (ж) и (ш) в словах дорожный, дороженька, дорожка.
Словарь лингвистических терминов. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АССИМИЛЯЦИЯ ПРОГРЕССИВНАЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- АССИМИЛЯЦИЯ в Словаре Аналитической психологии:
(Assimilation) — процесс интеграции внешних объектов (людей, предметов, идей, ценностей) и бессознательных содержаний в сознание.«А. есть уподобление нового содержания сознания … - ПРОГРЕССИВНАЯ
ИНТЕГРАЦИЯ - интеграция в маркетинг, при которой компания стремится получить в подчинение или поставить под жесткий контроль другие … - АССИМИЛЯЦИЯ в Словаре экономических терминов:
- здесь: приобретение инвесторами новых ценных бумаг после цикла их полной распродажи в ходе … - АССИМИЛЯЦИЯ в Энциклопедии Биология:
, то же, что анаболизм … - АССИМИЛЯЦИЯ в Словаре этнологических терминов:
(от лат. assimilatio - подражание, уподобление, сходство) этническая, частичная или полная утрата культуры в пользу другой, обычно доминирующей культуры, включая … - АССИМИЛЯЦИЯ в Медицинской популярной энциклопедии:
- усвоение организмом веществ из окружающей … - АССИМИЛЯЦИЯ в Медицинских терминах:
(лат. assimilatio уподобление, усвоение; син. анаболизм) процесс усвоения организмом веществ, поступающих в него из окружающей среды, в результате которого эти … - АССИМИЛЯЦИЯ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
(от лат. аssimilatio), усвоение, слияние, уподобление. А. - понятие концепции интеллекта Ж. Пиаже, выражающее собой усвоение материала за счёт его … - АССИМИЛЯЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
(от лат. assimilatio) ..1) уподобление, слияние, усвоение...2) В этнографии - слияние одного народа с другим с утратой одним из них … - АССИМИЛЯЦИЯ
(от лат. assimilatio), уподобление, слияние, … - АССИМИЛЯЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
или уподобление — усвоение веществ растением или животным. См. статьи Физиология животных и Физиология растений. Некоторыми фитофизиологами А. углерода растениями … - АССИМИЛЯЦИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
(от латинского assimilatio), 1) уподобление, слияние (например, ассимиляция звуков, ассимиляция народов) усвоение. 2) (Биологическое) усвоение питательных веществ живыми организмами, их … - АССИМИЛЯЦИЯ
[от латинского assimilatio уподобление, отождествление] 1) усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ; ассимилци в единстве с диссимилцией (распад … - АССИМИЛЯЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
и, мн. нет, ж. 1. биол. Образование в организме сложных веществ из более простых в результате реакций анаболизма; противоп. диссимиляция. … - АССИМИЛЯЦИЯ в Энциклопедическом словаре:
, -и, ж. (книжн.). 1. см. ассимилировать, -ся. 2. В языкознании: уподобление, возникновение сходства с другим, соседним звуком, напр. произнесение … - ПРОГРЕССИВНАЯ
ПРОГРЕСС́ИВНАЯ ПАРТИЯ (прогрессисты), полит. партия в России в 1912-17, занимала промежуточное положение между "Союзом 17 октября" (октябристы) и Конституц.-демокр. партией … - АССИМИЛЯЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
АССИМИЛ́ЯЦИЯ (от лат. assimilatio), уподобление, слияние, усвоение. (Этногр.) слияние одного народа (или его части) с другим и утрата своего языка, … - АССИМИЛЯЦИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
или уподобление - усвоение веществ растением или животным. См. статьи Физиология животных и Физиология растений. Некоторыми фитофизиологами А. углерода растениями … - АССИМИЛЯЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
ассимиля"ция, ассимиля"ции, ассимиля"ции, ассимиля"ций, ассимиля"ции, ассимиля"циям, ассимиля"цию, ассимиля"ции, ассимиля"цией, ассимиля"циею, ассимиля"циями, ассимиля"ции, … - АССИМИЛЯЦИЯ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
(от лат. assimilatio— уподобление) — один нз наиболее распространенных видов комбинаторных изменений звуков: артикуляционное уподобление звуков друг другу в потоке … - АССИМИЛЯЦИЯ в Словаре лингвистических терминов:
(лат. assimilatio - уподобление). Уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношениях (ср. : диссимиляция). Ассимиляция … - АССИМИЛЯЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
(лат. assimilatio уподобление, сопоставление) 1) биол. иначе анаболизм - образование в организме сложных веществ из более простых (в конечном … - АССИМИЛЯЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
[ 1. биол. иначе анаболизм - образование в организме сложных веществ из более простых (в конечном счете из элементов внешней … - АССИМИЛЯЦИЯ в словаре Синонимов русского языка:
ассимилирование, расплавление, слияние, уподобление, усваивание, … - АССИМИЛЯЦИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ж. 1) Уподобление артикуляции звуков в пределах одного слова или словосочетания (в лингвистике). 2) Слияние языка, культуры и национального самосознания … - АССИМИЛЯЦИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
ассимил`яция, … - АССИМИЛЯЦИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
ассимиляция, … - АССИМИЛЯЦИЯ в Орфографическом словаре:
ассимил`яция, … - АССИМИЛЯЦИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
(от лат. assimilatio),..1) уподобление, слияние, усвоение…2) В этнографии - слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего … - АССИМИЛЯЦИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
ассимиляции, ж. (латин. assimilatio) (книжн.). Действие по глаг. ассимилировать и ассимилироваться. Ассимиляция звуков (уподобление одного звука другому в слове; … - АССИМИЛЯЦИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
ассимиляция ж. 1) Уподобление артикуляции звуков в пределах одного слова или словосочетания (в лингвистике). 2) Слияние языка, культуры и национального … - АССИМИЛЯЦИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
I ж. Уподобление артикуляции звуков в пределах одного слова или словосочетания (в лингвистике). II ж. Слияние языка, культуры и национального … - АССИМИЛЯЦИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
I ж. Уподобление артикуляции звуков в пределах одного слова или словосочетания (в лингвистике) . II ж. Слияние языка, … - ЧЕШСКАЯ ПРОГРЕССИВНАЯ ПАРТИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
прогрессивная партия (Ceska strana pokrokova), в 1900-18 буржуазная либеральная партия. Один из её основателей и идеолог - Т. Г. Масарик … - ПРОГРЕССИВНАЯ ПАРТИЯ ТРУДОВОГО НАРОДА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
партия трудового народа Кипра (Anorthotiko komma tu ergazomenu lau - АКЭЛ), основана 14 апреля 1941; преемница компартии Кипра. В период … - НАРОДНАЯ ПРОГРЕССИВНАЯ ПАРТИЯ ГАЙАНЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
прогрессивная партия Гайаны (НППГ; The People"s Progressive Party of Guyana), создана в 1950 по инициативе группы марксистов во главе с … - ИНТЕГРАЦИЯ в Словаре экономических терминов:
ПРОГРЕССИВНАЯ - см ПРОГРЕССИВНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ … - ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
Республика, ЮАР (Republick van Suid-Afrika, Republic of South Africa). I. Общие сведения ЮАР - государство на крайнем юге Африки. Граничит … - УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
- СУРИНАМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(Suriname), Республика Суринам, государство на С.-В. Южной Америки. Граничит на З. с Гайаной, на Ю. с Бразилией, на В. с … - СССР. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
политика СССР Основные принципы советской внешней политики Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа - советское социалистическое государство … - СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
Штаты Америки (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США - государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. … - СВАЗИЛЕНД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(Swaziland), Королевство Свазиленд (The Kingdom of Swaziland), государство на Ю. Африки. В составе брит. Содружества. Граничит с ЮАР и Мозамбиком. … - ПЕЧАТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
в широком и собирательном значении - вся печатная продукция; в более узком, но распространённом значении термином "П." (синоним - пресса) … - ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ СИСТЕМЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
системы (от лат. poenitentia - раскаяние), в капиталистических государствах порядок отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. Впервые наиболее разработанная … - НИГЕР (ГОСУДАРСТВО В ЗАП. АФРИКЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(Niger), Республика Нигер (Republique du Niger), государство в Западной Африке. Граничит на С. с Алжиром и Ливией, на В. - … - МОЛОДЁЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
движение, борьба молодёжи за удовлетворение её социально-экономических и политических требований, а также её участие в общеполитической борьбе. В М. д. …
Комбинаторные. В зависимости от соседства других звуков.
Позиционные изменения. Связанные с положением в неударном слоге, в конце слова и т.д.
Комбинаторное звуковое варьирование
Аккомодация. Аккомодация – это приспособление артикуляции согласных под влиянием гласных и гласных под влиянием согласных.
Существует два вида аккомодации – прогрессивная и регрессивная .
Экскурсия - начало артикуляции. Рекурсия – конец артикуляции.
Прогрессивная аккомодация – рекурсия предыдущего звука влияет на экскурсию последующего. Напр., в русском языке гласные а, о, у после мягких согласных более продвинутые (мат - мят, мол - мел, лук - люк ).
Регрессивная аккомодация – на рекурсию предыдущего звука влияет экскурсия последующего. Напр., в русском языке гласный в соседстве с [ м ] или [н] назализируется (в слове дом артикуляция [м] предвосхищается назализацией гласного [о] , а в слове брату [т] произносится с огублением перед [у] ).
● Ассимиляция и её виды
1) Консонантная и вокалическая ассимиляция
Консонантная ассимиляция – уподобление согласного согласному, напр. в слове лодка звонкий согласный [д] заменяется глухим [т] - [лотка] .
Вокалическая ассимиляция – уподобление гласного гласному, напр. вместо «бывает» в просторечии часто говорится [быват] .
2) Прогрессивная и регрессивная ассимиляция
Прогрессивная ассимиляция – предшествующий звук влияет на последующий. В рус. яз. прогрессивная ассимиляция очень редка, напр. диалектное произношение слова «Ванька» как «Ванькя» . Прогрессивная ассимиляция часто встречается в англ. (cats , balls ), фр.- subsister , нем., баш. (ат + лар = аттар) и других языках.
Регрессивная ассимиляция – последующий звук влияет на предшествующий. Она наиболее характерна для русского языка: «лодка [лотка]» , водка [вотка], «встал в три [фстал ф три]»
В англ. « newspaper » [z] под влиянием [р] переходит в [s], во фр. absolu [b] - в [р], нем. Staub завершается [р], в баш. «китеп бара» (уходит) переходит в «китеббара».
3) Полная и неполная ассимиляция
Примером полной ассимиляции может служить само слово «ассимиляция» [ ad (к) + simil (похожий, одинаковый) + atio (суффикс) = assimilatio )]. Аналогичный пример ассимиляции - «агглютинация» [ ad + glutin (клей) + atio = agglutinatio ].
Рус. сшить [шшыть], высший [вышший], анг. cupboard «шкаф», «буфет» произносится ["kDbad]. Нем.Zimber перешло вZimmer «комната»,selbst «сам» произносится .
При неполной ассимиляции звук теряет только часть своих признаков, напр., «кде - где», «седесь - здесь», где согласные теряют признак звонкости.
4) Дистактная и контактная ассимиляция
Дистактная ассимиляция . Один звук влияет на другой на расстоянии, хотя они отделены друг от друга другими звуками.
Рус. хулиган - хулюган (просторечие), англ. foot «нога» -feet «ноги»,goose «гусь» -geese «гуси». В древнеанг.яз. fori (мн. число отfot «нога»), «/"» изменил гласный корня, а затем отпал. То же в нем. яз.:Fuss «нога»-Fusse «ноги»,Gans «гусь»-Game «гуси».
При контактной ассимиляции взаимодействующие звуки находятся в непосредственном контакте.
Комбинаторные ФП включают аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию.
2.1. Аккомодация (< лат. accomodatio ‘приспособление’) - частичное приспособление артикуляции одного звука к характеру образования другого звука.
Особенности аккомодации :
1) происходит между разнородными звуками, т. е. между гласным звуком, с одной стороны, и между согласным, с другой;
2) происходить только между соседними звуками.
Так, в славянских языках гласные непереднего ряда ([а] , [о] , [у] ) частично приспосабливаются к артикуляции соседнего мягкого согласного, в результате этого процесса становясь более напряженными в произношении и немного более передними по ряду. Таким образом, гласные переднего и среднего ряда ([и] , [е] , [ы] ) такого типа аккомодации не испытывают. В русском языке , в отличие от украинского , этот тип аккомодации происходит только под ударением.
В ряде слов русского языка при объединении конечного твердого согласного приставки и начального корневого согласного [и] происходит приспособление артикуляции гласного [и] к произношению соседнего велярного (твердого) согласного, вследствие чего гласный [и] изменяет свое качество и преобразуется в гласный среднего ряда [ы] . При этом названный фонетический процесс закреплен на письме: преды стория, поды тожить, поды грать, поды скать, безы дейный, безы нициативный .
Типы аккомодации по направленности
А. Прогрессивнаяаккомодация (предыдущий мягкий согласный влияет на последующий гласный): сяду [с’ . á ду], мята [м’ . á та], лён [л’ . ó н], люк [л’ . ý к].
В фонетической транскрипции аккомодация обозначается точкой возле гласного с той стороны, с какой по отношению к этому гласному расположен мягкий согласный.
Б. Регрессивнааккомодация (последующий мягкий согласный влияет на предыдущий гласный): царь [цá . р’], ноль [нó . л’], куль [кý . л’].
В. Прогрессивно-регрессивна (двухсторонняя)аккомодация (гласный непереднего ряда с двух сторон окружен мягкими согласными): сядь [с’ . á . т’], мяч [м’ . á . ч], тюль [т’ . ý . л’ ].
Сравните также, например, с одной стороны, слово русского языка няня [н’ . á . н’а], где второй безударный звук непереднего ряда [а] не аккомодируется, и, с другой, - слово украинского языка няня [н΄ . á . н΄ . а], где аккомодированы оба звука [а] (ударный и безударный).
2.2. Ассимиляция (< лат. assimilatio ‘уподобление’) - это артикуляционное и/или акустическое полное или частичное уподобление одного звука другому в речевом потоке в рамках фонетического слова. Это процесс образования подобных или одинаковых звуков из разных.
Особенности ассимиляции и диссимиляции :
1) в отличие от аккомодации, при ассимиляции, как и при диссимиляции (расподоблении звуков), взаимодействуют однородные звуки, т. е. согласный и согласный или гласный и гласный;
2) ассимиляция и диссимиляция, в отличие от аккомодации, могут происходить как между соседними, смежными звуками, так и между звуками, которые отдалены друг от друга в рамках фонетического слова одним звуком или несколькими.
Типы ассимиляции
1. По характеру взаимодействующих звуков :
а) между согласными - консонантная (< лат. consonantis ‘согласный звук’);
б) между гласными - вокалическая (< лат. vocalis ‘гласный звук’).
2. По конкретным признакам взаимодействующих звуков :
а) для гласных - по ряду, по подъему, по дополнительной артикуляции;
б) для согласных - по месту образования, по способу образования, по акустике, по участию голоса, по дополнительной артикуляции.
Звуки могут уподобиться, как и расподобиться, во-первых, по какому-то одному из своих параметров или по нескольким признакам одновременно, а во-вторых, только по признакам одного порядка .
3. По направленности процесса :
а) прогрессивная - предыдущий звук влияет на последующий;
б) регрессивная - последующий звук влияет на предыдущий;
в) взаимная - взаимовлияние звуков.
4. По расположению взаимодействующих звуков :
а) контактная - взаимодействуют соседние звуки, т. е. эти звуки расположены рядом;
б) дистантная (< лат. dis ‘раз’ и tactum, tangere ‘касаться’) - взаимодействуют звуки, отдаленные друг от друга в рамках фонетического слова одним звуком или несколькими, т. е. происходит на расстоянии.
5. По результату процесса :
а) неполная (частичная) ассимиляция - звуки приближаются по признакам, но полностью не совпадают, т. е. уподабливаются не полностью;
б) полная ассимиляция - звуки уподабливаются полностью, т. е. становятся абсолютно одинаковыми.
Примеры ассимиляции
Это ассимиляция согласных (консонантная) по участию голоса (по звонкости), регрессивная, контактная и частичная (неполная).
Это ассимиляция согласных (консонантная) по месту образования, регрессивная, контактная и полная.
Это ассимиляция согласных (консонантная) по акустике, прогрессивная, контактная и полная.
Это ассимиляция гласных (вокалическая) по подъёму, регрессивная, дистантная и полная.
Это ассимиляция согласных (консонантная) по месту и по способу образования, регрессивная, дистантная и полная.
Это ассимиляция гласных (вокалическая) по ряду и по подъёму, регрессивная, дистантная и полная.
Это ассимиляция согласных (консонантная) по дополнительной артикуляции (по палательности), регрессивная, контактная и неполная (частичная).
Это ассимиляция согласных (консонантная) по акустике, регрессивная, дистантная и частичная.
Это ассимиляция согласных (консонантная) по способу образования, регрессивная, дистантная и полная.
Это ассимиляция согласных (консонантная) по акустике, регрессивная, контактная и полная.
Это ассимиляция согласных (консонантная) по месту образования, прогрессивная, контактная и частичная.
Отдельным типом дистантной ассимиляции, происходящей только между гласными, является сингармонизм (< греч. syn ‘вместе’ и harmonia ‘созвучие’), при котором аффиксальные гласные уподабливаются гласным корня.
В зависимости от артикуляционного признака выделяют различные типы сингармонизма, но чаще всего в учебной литературе гармонию гласных рассматривают как уподобление звуков по ряду, т. е. гласные аффикса переходят в тот самый ряд, что и корневые гласные.
Явление сингармонизма характерно тюркским, монгольским, тунгусо-манчжурским, финно-угорским языкам, корейскому языку, а также одному из древнейших языков - шумерскому. Следы сингармонизма отчетливо видны в таких заимствованных из тюркских языков словах, как шалаш, баран, сундук, утюг, урюк, бурдюк .
С фонетической точки зрения сингармонизм гласных по ряду заключается в том, что каждое слово в этих языках должно содержать или только гласные переднего ряда и палатальные согласные, или только гласные заднего ряда и велярные согласные. Так, в корейском языке
гласным о-а
корня или его конечного слога соответствует гласный а
в составе аффикса, а гласным u, i, w, о
корня - гласный о
в рамках аффикса. В турецком языке
как в исконных, так и в заимствованных словах гласный аффикса уподабливается гласному последнего слога основы: defterle
r-imis-de
n
‘из наших тетрадей’, но kitapla
r-imiz-da
n
‘из наших книг’. Так, в турецком языке
употребление вариантного суффикса -lar/-ler
предопределяется законом сингармонизма: если в корне имеется гласный непереднего ряда, то используется суффикс
-lar
, например, odalar
‘комнаты’, если же в корне гласный переднего ряда, то используется суффикс -ler
, например, elver
‘дома’. Например, в таких словах венгерского языка
, как levelemben
‘в моем письме’, Magyarorszagon
‘в Венгрии’ отражается сингармонизм гласных по ряду, а в слове kцszцnцm
‘спасибо’ - по лабиализации.
Сингармонизм подчеркивает единство слова, но вместе с тем приводит к некоторому фонетическому однообразию слов.
2.3. Диссимиляция (< лат. dissimilatio ‘расподобление’) - это противоположный по отношению к ассимиляции процесс, т. е. диссимиляция - это расподобление двух одинаковых или подобных звуков в рамках фонетического слова, утрата ими каких-то общих признаков. Это процесс образования разных звуков из подобных.
Для диссимиляции выделяются те же самые типы, что и для ассимиляции, кроме результата процесса . Таким образом, диссимиляция, в отличие от ассимиляции, не может быть ни полной, ни частичной .
Диссимиляция происходит значительно реже, чем ассимиляция, и в большей степени распространена в просторечии, диалектной и детской речи. Это связано с тем, что ассимиляция не так меняет фонетический облик языка и поэтому шире допускается литературным языком, а диссимиляция более резко меняет фонетический облик языка и поэтому, как уже отмечалось, чаще встречается в нелитературной речи (просторечие, диалекты, детская речь).
В целом и ассимиляция, и диссимиляция является следствием закона экономии произносительных усилий, однако эти комбинаторные фонетические процессы связаны с разными участниками коммуникации. Процесс ассимиляции происходит в интересах говорящего : похожие или одинаковые звуки (те, которые были уподоблены друг другу) легче произносить. В то время как процесс диссимиляции происходит в интересах слушателя : разные звуки (те, которые расподобились относительно друг друга) произносить тяжелее, но слово становится более выразительным и его легче воспринимать на слух.
Примеры диссимиляции
Это диссимиляция согласных (консонантная) по способу образования (диссимиляция дрожащих), прогрессивная и дистантная.
Это диссимиляция согласных (консонантная) по способу образования, регрессивная и контактная.
Это диссимиляция согласных (консонантная) по способу образования (диссимиляция дрожащих), регрессивная и дистантная.
Это диссимиляция гласных (вокалическая) по подъёму, регрессивная и дистантная.
Это диссимиляция согласных (консонантная) по способу образования, регрессивная и дистантная.
Это диссимиляция согласных (консонантная) по акустике, регрессивная и контактная.
Виды ассимиляции
аккультурация чужеродный ассимиляция долгосрочный
Выделяют несколько видов ассимиляции:
Опережающая - это тип ассимиляции, который достигается за счет большинства. Этот тип ассимиляции характерен для Китая и был характерен в России (до ХХ века).
Вытесняющая - это тип ассимиляции, который достигается путем вытеснения национального меньшинства с территории. Этот тип ассимиляции исторически наиболее распространён.
Конверсионная - это тип ассимиляция, который достигается за счёт смены идентичности её носителями.
Долгосрочные и временные ассимиляции
Многочисленные группы людей, такие как туристы, миссионеры, студенты, временные мигранты и т. п., на непродолжительное время выезжающие за рубеж и вступающие в контакт с чужой культурой, всегда сталкиваются с необходимостью адаптации. Вынужденные мигранты и беженцы, переехавшие в другую страну на достаточно долгий срок, а иногда и навсегда, должны не просто приспособиться, но и стать полноценными членами нового общества и культуры, то есть полностью ассимилировать. Исходя из этого, можно выделить временно ассимилирующую группу людей и группу, которая ассимилирует в чужую культуру и остается в ней на неограниченный срок или навсегда.
С психологической точки зрения человек, прибывший в страну на постоянное место жительства, более податлив к ассимиляции, чем человек, прибывший на короткий срок.
Попадая в новое пространство, группы сталкиваются с абсолютно новой реальностью. С одной стороны это географические особенности, такие как климат, ландшафт и др., а с другой самобытность и социальная специфика, свойственные данному обществу. При попадании в это общество каждый индивид испытывает культурный шок. От того, сможет ли он преодолеть противоречия между социокультурными нормами принимающего общества и своими, зависит успех адаптации и скорость ассимиляции.
Существует три основных варианта поведения индивида в иной среде:
индивид следует правилам поведения и культурным нормам, которые характерны для нового места своего пребывания, идентифицируя себя с соответствующим социумом (ассимиляция);
индивид идентифицирует себя с определенным населенным пунктом, но не с его сообществом, сохраняя верность социокультурному ядру "материнской" общности;
чувствуя свою отчужденность и нежелание приспосабливаться к новой социокультурной среде, мигрант покидает ее.
Группам, временно проживающим в чужой стране, приспособление к чужой культуре не требуется в полной мере, так как их контакты могут быть сведены до минимума.
Проблемы долгосрочной ассимиляции можно рассмотреть на примере вынужденных мигрантов. Каждый из них ранее входил в определенный слой общества, но в новой стране мигрант будет являться бездомным и безработным. Проблемы материально-бытового плана (нехватка средств для существования, отсутствие хорошего жилья и регулярной работы) являются наиболее острыми. На данном этапе состояние вынужденных мигрантов можно охарактеризовать как ситуацию вынужденных потерь. Эти потери не коснулись наличия свободного времени и родных людей, но даже при этом ощущаются трудности вхождения в чужую культуру.
Подобные переживания определяют социально-психологические проблемы вынужденных мигрантов. К данной группе проблем относятся: неуверенность в завтрашнем дне, зависимость от внешних обстоятельств, чувство бесполезности для окружающих, неуверенность в себе и неумение ориентироваться в ситуации.
Серьезной проблемой для мигрантов является проблема их социально-правового статуса на новом месте. Решение этой проблемы имеет большое значение для переселенцев.
Адаптация мигрантов в новой стране проходит несколько этапов:
Целенаправленный конформизм (т. е. мигрант понимает как действовать в новой среде, но внутренне не признает ее ценности и придерживается старых взглядов);
Взаимная терпимость (т.е. обе стороны проявляют взаимную терпимость к ценностям и нормам поведения каждой из сторон);
Аккомодация (происходит взаимная терпимость сторон и уступки);
Ассимиляция (полное приспособление, при котором мигрант отказывается от своих норм и ценностей и принимает систему ценностей новой среды).
Методы облегчения процесса ассимиляции
Ассимиляция - это сложный процесс. Следующие рекомендации помогут его облегчить, снять напряжение и уменьшить культурный шок:
Необходимо иметь конкретное представление об иной культуре, ее особенностях и культурных факторах;
Особое внимание следует уделить изучению вербальных и невербальных средств общения. Например, знание языка той культуры, с которой предстоит встреча, будет большим плюсом. Необходимо знать об основных жестах иной культуре, их отличиях от нейтральных жестов вашей культуры. - Можно предварительно пообщаться с представителем данной культуры;
Следует обращать внимание на некоторые особые традиции и обычаи.
Нужно стремиться избегать стереотипов, критику местных жителей, насмешек над их традициями.
Заранее следует быть готовым к различным проявлениям межкультурного общения.
Прогрессивная и регрессивная ассимиляция
Консонантная и вокалическая ассимиляция
Комбинаторные фонетические процессы.
Позиционные изменения
Комбинаторные
ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ В ПОТОКЕ РЕЧИ
ИНТОНАЦИЯ
Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах. Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:
2. ударение;
Звуки речи, употребляясь- в составе слова, такта и фразы, оказывают друг на друга влияние, претерпевая изменения. Видоизменение звуков в речевой цепи называют фонетическими процессами. Фонетические процессы бывают комбинаторными (от лат. combinare - соединять, сочетать) и позиционными. Комбинаторные процессы вызываются взаимным влиянием звуков, находящихся в непосредственном или близком соседстве. Позиционные процессы связаны с положением звука в слове- в ударном или безударном слоге, на конце слова и т.д. .
Учитывая зависимость отсоседства других звуков.
Связанные с положением в неударенном слоге, в конце слова и т.д.
Ассимиляция (от лат. assimilatio - уподобление) - это артикуляционное уподобление звуков друг другу в потоке речи в пределах слова или словосочетания. К примеру, в случае если предшествующий звук звонкий, а последующий глухой, то предшествующий может стать глухим: лотка
АССИМИЛЯЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ.
Консонантная ассимиляция - уподобление согласного
согласному, напр, в слове ʼʼлодкаʼʼ звонкий согласный ʼʼдʼʼ заменяется глухим ʼʼтʼʼ - (ʼʼлоткаʼʼ);
Вокалическая ассимиляция - уподобление гласного гласному, напр., вместо ʼʼбываетʼʼ в просторечии часто говорится ʼʼбыватʼʼ.
Прогрессивная ассимиляция - предшествующий звук влияет на последующий. В рус. яз. прогрессивная ассимиляция очень редка, напр., диалектное произношение слова ʼʼВанькаʼʼ как ʼʼВанькяʼʼ. Прогрессивная ассимиляция часто встречается в англ. (cats, balls), фр.- subsister, нем., баш. (ат + лар = аттар) и других языках.
Регрессивная ассимиляция - последующий звук влияет на
предшествующий. Она наиболее характерна для русского языка ʼʼлодка [лотка]ʼʼ, водка [вотка], ʼʼвстал в три [фстал ф три] ʼʼ.
В анᴦ. "newspaper" [z] под влиянием [р] переходит в [s], во фр.absolu [b] - в [р], нем. Staub завершается [р].
В баш. ʼʼкитеп бараʼʼ (уходит) переходит в ʼʼкитеббараʼʼ.
При полной ассимиляции оба взаимодействующих звука становятся совершенно, одинаковыми, к примеру, бе[ш\шуМный, [ж]жечь. В случае если после ассимиляции звуки сохраняют различие, то ассимиляция является неполной, или частичной. Например, в слове сбить [с] уподобляется [б] только по зйонко-сти и мягкости [з"]битъ, оставаясь при этом переднеязычным зубным звуком;
Примером полной ассимиляции может служить само слово ʼʼассимиляцияʼʼ [ ad (к) + simil (похожий, одинаковый) + atio (суффикс) = assimilatio)]. Аналогичный пример ассимиляции - "агглютинацияʼʼ [ ad + glutin (клей) + atio = agglutinatio].
Рус. сшить [шшыть], высший (вышший), анᴦ. cupboard "шкаф", "буфет" произносится ["клЬэё]. Нем. Zimber перешло в Zimmer "комната", selbst "сам" произносится .
При неполной ассимиляции звук теряет только часть своих признаков, напр., ʼʼкде - гдеʼʼ, ʼʼседесь - здесьʼʼ, где согласные теряют признак звонкости.
Полная и неполная ассимиляция - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Полная и неполная ассимиляция" 2017, 2018.