Программа внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп. Ii.в мире чисел

Натальина Алевтина Васильевна, воспитатель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Внеклассное занятие "Математический калейдоскоп"

Направление духовно-нравственного развития и воспитания: "Воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни"

Наименование мероприятия: "Математический калейдоскоп"

Возраст воспитанников: 4 - й класс

Оборудование:

  • видеопроектор;
  • презентация PowerPoint;
  • карточки с заданиями для каждой команды;
  • образцы аппликаций, детали, клей-карандаш, альбомный лист (для каждой команды)

Цель мероприятия: воспитание положительного отношения к математике

  • способствовать развитию творчества, логического мышления учащихся;
  • воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи;
  • совершенствовать умения рационально планировать свою деятельность;
  • снять физическое и психологическое переутомление, стресс.

Форма проведения занятия: игра-соревнование

Ход занятия

Здравствуйте, уважаемые гости. Поприветствуем юных математиков, которые сегодня покажут нам свои математические знания и умения в интеллектуальной игре "Математический калейдоскоп" (участники займите, пожалуйста свои места).

"Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным". Это слова великого математика Паскаля. С его именем вы будете часто встречаться при дальнейшем изучении математики. Я сегодня приглашаю вас на увлекательное занятие, которое назовем "Математический калейдоскоп".

– Что такое калейдоскоп? (Детская игрушка – трубка с зеркальными пластинками и цветными стёклышками, при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры. Быстрая смена разнообразных явлений,событий).

– Наш калейдоскоп будет складываться из интересных математических заданий, шуток, стихов о математике, а значит, выполнять все задания мы постараемся … (быстро и правильно).

Наш класс поделился на две команды "Плюс" и "Минус" - выходят представители из каждой команды.

1. О, математика земная, гордись прекрасная, собой.

Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.

2. Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,

Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!

3. Мы славим разум человека, дела его волшебных рук,

Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!

4. Но чтоб игре зажечь зелёный свет

Нужно всем ребятам дать такой совет:

От страха бывают глаза велики.

Выловить рыбки нельзя без труда

Знания в том помогут всегда!

Помните о том, что знания и труд

Трудности наши все перетрут!

5. А теперь всех просим встать.

Клятву олимпийцев просим принять!

Класс встаёт.

6. Без математики нельзя на свете жить.

Клянёмся мы её любить!

Класс хором: “Клянёмся!”

7. За истину сражаться до конца,

Не жалея своего живота!

Класс хором: “Клянёмся!”

8. Не испугаться трудностей в пути,

Все испытанья достойно пройти!

Класс хором: “Клянёмся!”

9. Итак, друзья, пора нам в путь!

С дороги трудной постарайтесь не свернуть!

Чтоб все в игре прошло без заминки,

Её мы начнем, ну конечно, …(с разминки!)

Первый конкурс – Разминка.

Пословицы: (зачитываю первую часть пословицы, а участники показывают номер карточки, под которой расположено её продолжение. За каждый правильный ответ – жетон.)

  1. На семь бед … ответ. (№3)
  2. Одна голова хорошо, а … лучше. (№1)
  3. Семь раз отмерь - … раз отрежь. (№3)
  4. Где два дурака дерутся, там … смотрят. (№4)
  5. Одно дерево срубишь - … посади. (№5)
  6. Один пашет, а … руками машут. (№2)
  7. Кто скоро помог, тот … помог. (№1)

Как можно быстрее в каждом ряду подчеркните все числа, кратные тому, которое стоит в конце строчки:

ответ

две,

дважды

семь,

семеро,

семерых

один

три,

трое

десять

Второй конкурс: "В стране чисел"

– Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далёкие предки жили небольшими племенами. Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети не знали счета. Но детей учат считать родители и учителя. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно. Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя. Охотились наши предки большими группами иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырёх с рогатинами – с другой стороны берлоги, трёх – с одной стороны и трёх – с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как название чисел тогда ещё не было, он показывал число на пальцах.

Выступление командиров групп:

  1. Следы счета на пальцах сохранились во многих странах. Специальные названия чисел имелись поначалу только для одного и двух. Числа же больше двух называли с помощью сложения. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек.
  2. Способ записи чисел всего несколькими знаками (десятью), который принят теперь во всём мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счёта распространялась затем по Европе, а цифры получили названия арабские. Но правильнее их называть всё-таки индийскими.
  3. Человек живет в мире чисел. Ребенок появился на свет, и с ним появляется его дата рождения. У каждого есть свой дом. К нему тоже прикреплено число.
  4. А порой жизнь наша зависит от чисел. Например в 7 лет – пора идти в школу, 14 – пора получать паспорт, 18 – иметь право голосовать на выборах, 55 или 60 – имеешь право уйти на заслуженный отдых, на пенсию.
  5. Числа радуют, огорчают. От "2" или "5" зависит наше настроение.

– Отгадайте, что за цифра? (за правильный ответ 1-жетон)

  1. Маленькая, хвостатенькая, не лает, не кусает, а из класса в класс не пускает? (2)
  2. Что за цифра акробат? Если на голову встанет, ровно на 3 меньше станет? (9)
  3. Два кольца, но без конца, если я повернусь, то совсем не изменюсь. (8)

– А теперь задания для каждой команды. На листе бумаги за определенное время написать слова, в которых присутствуют числа 3 – для плюс команды, 100 – для команды минус. За каждое слово команда получает жетон. (Трико, сотри, трилогия, Патриция, триллион, штрих, тритон, стол, стог, столовая, застолье, стон, столица, столб, стоматолог, столяр.)

"Тренируем быстроту реакции" У каждой команды карточка с математическими действиями. Выполнив данные вычисления, вы сможете прочитать слово, которое у вас получилось.

3. Следующий конкурс "Математические ребусы"

(иголка, нож)

(спички, утюг)

4. Следующий конкурс "В стране Геометрии"

1. Без конца и края,

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней иди –

Не найдёшь конца пути!

2. Однажды линия прямая

Пришла на день рождения

Но почему-то грустная

В ужасном настроении

Имениннице кивнула:

“Я хочу тебя поздравить,

С днём рождения!

Мой подарок очень личен,

С двух сторон он ограничен –

Вырезаю из себя

И дарю тебе любя!

Принимай его, лови.

И отрезком назови!”

3. Луч с лучом соединили,

Вершину в точке закрепили.

Так тупой, прямой и острый

Угол нам построить просто!

– О каких геометрических фигурах вы прослушали стихотворение? Какие геометрические фигуры вы можете ещё назвать?

– Посчитай, сколько треугольников (слайд)

Сегодня мы постарались доказать, что человек живет в мире чисел. Книги, песни, школьные предметы не могут обходиться без чисел. А мы не можем жить без песен, книг. Значит, не можем жить без математики.

Рефлексия

У каждой команды лежат калейдоскопы, откройте их и посмотрите, что там лежит (Лица). Сейчас каждый возьмите лицо и нарисуйте ротики, если вам понравились задания, то улыбающийся ротик, если нет то прямой ротик. Обсудить.

Подчитываем жетоны. Награждение. Все сегодня молодцы!

Все числа равны.

Доказательство этого невероятного утверждения основано на применении очень употребительного метода математической индукции. Вот это доказательство. Если у нас только одно число, то оно, очевидно, равно самому себе. Обозначим это одно число буквой n. Допустим теперь (как это ни кажется невероятным), что равны друг другу n любых чисел. А исходя из этого произвольного допущения докажем, что будут равны друг другу и n + 1 любых чисел.

Пусть у нас будут три произвольных числа, которые по нашему (невероятному!) предположению равны между собой. Докажем, что равны между собой будут и 4 числа, например, А, Б, В и Г.
Разобьем эти числа на две группы:
АБВ и БВГ.

Так как каждая из этих групп состоит из трех чисел, то по предположению они должны быть равны друг другу. А так как в каждой группе повторяются числа «Б» и «В», то, очевидно, Д = А = Б = В, что и требовалось доказать. Подобным образом можно доказать справедливость нашего допущения о равенстве всех чисел при переходе от 4 к 5, от 5 к 6 и так далее числам. В чем же секрет столь парадоксального вывода о равенстве всех чисел?

Математика удара.

Не ударяйте молотком, а только давите им на полузабитый гвоздь. Давите изо всех сил, навалитесь всей своей тяжестью. Сила при этом будет достигать десятков килограммов, гвоздь же, может случиться, не поддастся ни на йоту. А ударами молотка вы забьете его до отказа!

Давлением своей тяжести вы не сможете деформировать головку, например, железной заклепки. А ударами молотка легко до неузнаваемости расклепать ее. Положите кусок проволоки между двумя стальными плитками и сядьте на них. Вы не заметите на проволоке следов нажима. А под ударами молотка она расплющится в листок! Огромна прочность кости и камня. А молоток дробит их. Таинственна, поистине, невероятная сила удара! В чем же секрет его могущества?

Вот вы ударили молотком по твердому телу. Для этого вы приложили к молотку какую-то силу, сообщившую ему определенную скорость. Некоторое время он двигался, затем упал на тело и его скорость погасилась. Но допустим, что молоток не натолкнулся на препятствие, а свободно полетел в пространство с приобретенной им скоростью. Эту скорость можно было бы погасить в течение того же промежутка времени, приложив к молотку ту же силу в обратном направлении. А чтобы погасить эту скорость в несколько раз быстрее, надо было бы приложить во столько же раз большую силу.

Когда скорость тела гасится препятствием, к этому препятствию прилагается тем самым сила движущегося тела. И тем большей оказывается эта сила, чем быстрее гасится скорость. Скорость же молотка при ударе о твердое тело гасится в мгновение порядка десятитысячной доли секунды. И получается, что сила, с которой молоток обрушивается на твердое тело, в тысячи раз превосходит приложенную рукой к молотку.

Итак, «секрет» удара - в его кратковременности. Если же принять при этом площадь соприкосновения молотка с телом, например с заклепкой, равной 10 квадратным миллиметрам, то удельное давление молотка в момент удара составит десятки тысяч атмосфер…

P. S. О чем еще думают британские ученные: А еще все эти математические тонкости часто делают из математиков самых забывчивых и рассеянных ученых. Но впрочем, все это на такая уж и проблема, когда есть программа ежедневник с напоминаниями бесплатно , которая поможет всем рассеянным ученым, вечно погруженным в цифры и формулы не забывать о важных вещах.

Математический калейдоскоп

Внеклассное мероприятие

по математике для учащихся

7 - 9 классов

Составила: Мыцыкова Е. Н.

План проведения :

    Блиц – турнир.

    Эстафета.

    Конкурс капитанов.

    Заморочки из бочки.

    Математический калейдоскоп.

    Конкурс пантомимы.

Работа со зрителями:

    1. Вопросы.

      Задания.

      Историческая справка.

(проводится между конкурсами, во время пауз)

Оформление:

Плакат на стене: «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий».

Команды заранее должны подготовить название, девиз, эмблему команды. Состав команды может быть разновозрастным, с одинаковым распределением учащихся из разных классов по командам. Оптимальное количество человек в команде 6.

Блиц – турнир.

(1 команда)

    Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус).

    График квадратичной функции (парабола).

    Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны (медиана).

    Отношение противолежащего катета к гипотенузе (синус).

    Угол, меньший 90 градусов (острый).

    Сколько цифр вы знаете? (10)

    Сотая часть числа (процент).

    Прибор для измерения углов (транспортир).

    Наименьшее простое число.(2).

    Какую часть часа составляют 15 минут? (1\4)

    Что больше 2 м или 201 см? (201)

    Сколько сантиметров составляет 1 % литра? (1 см).

    Как называют сотую часть метра? (см)

    Результат сложения (сумма).

    Сколько лет в одном веке? (100).

(2 команда)

1. Отрезок, соединяющий любые две точки окружности (хорда).

2. Утверждение, не требующее доказательства (аксиома).

3. График линейной функции (прямая).

4. Ромб, у которого все углы прямые (квадрат).

5. Сумма длин сторон многоугольника (периметр).

6. Как называется результат вычитания? (разность).

7. Наибольшее двузначное число (99).

8. Прибор для построения окружности (циркуль).

9. Какую часть минуты составляют 20 секунд?(1\3)

10. Что больше 2 дм или 23 см? (23 см).

11. Назовите наименьшее натуральное число (1).

12. Найдите 10 % тонны (100 кг).

13. Как называют сотую часть рубля? (копейка).

14. Диаметр окружности 8 м, радиус…? (4 м).

15. Сколько делителей у числа 43? (это простое число, 1 и 43)

Математический калейдоскоп.

Ведущий: Ну, а теперь, команды, стоп!

Математический калейдоскоп!

Кто в терминах не знает затрудненья,

Напишет все сейчас без промедленья.

Задание : Написать на заданные буквы математические термины, понятия, слова связанные с математикой. («П» и «С»)

Конкурс пантомимы.

С помощью жестов и мимики изобразить:

«смежные углы» и «вертикальные углы».

Выполнить свое задание, отгадать задание команды противников.

Эстафета.

Листы с заданиями прикреплены на доске, учащиеся поочередно должны добежать до доски, решить предложенное задание и вернуться обратно в команду. Учитывается быстрота и правильность выполнения заданий.

1 . Подчеркните те числа, которые делятся на число, записанное ниже

32, 36, 43, 54, 48, 13, 8, 24, 5, 36, 11,

10, 17, 21, 23, 30. 60,26, 100, 25.

3 4

2. y=kx , x=3,y=6 y=kx , x=3, k=2

k =? y=?

3 . Вычислите:

2 2 2 2

111 – 11 = 19 – 9 =

4. Из заданных чисел подчеркните три числа, сумма которых равна тому числу, которое записано ниже

3, 1, 9, 15, 20,7, 6. 11, 3, 7, 4, 17

31 2

5. Вычислите:

2 2 2 2

36 – 2*36*16 + 16 25 + 2*25*15 + 15

6. S путь,t время V скорость, t - время

V = ? S = ?

Заморочки из бочки

Команды поочередно вытаскивают бочонки-лото с номерами заданий и отвечают на вопросы, можно дать время на обдумывание ответа.

    Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на год старше Белова? (Петя Ч., Миша Б.)

    Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (8 ч)

    Все знают, что два в квадрате – четыре, три в квадрате – девять, а чему равен угол в квадрате? (90 градусов)

    Лупа дает увеличение в четыре раза, т. е. четырехкратное увеличение. Каким будет угол в 25 градусов, рассматриваемый через эту лупу? (25 градусов)

    Какими должны быть следующие два числа в последовательности 10, 8, 11, 9, 12, 10, 13,… (14, 11)

    На какое число нужно разделить два, чтобы получить четыре? (1\2)

    Какой знак нужно поставить между числами два и три, чтобы получилось число, большее двух, но меньшее трех. (2,3)

    Полторы трети километра – это сколько? (полкилометра)

Конкурс капитанов.

Ведущий: Как песня не может прожить без баяна,

Команда не может прожить без капитана!

    Капитанам поочередно назвать литературные произведения, названия которых начинаются с чисел, например, 3, 20, 7, 18, 1000.

    Капитанам показывают банку, в которой лежат конфеты. Игроки должны на глаз определить, сколько их. Тот, кто назвал наиболее точное число, получает конфеты в награду и балл для команды.

    Кто быстрее ответит на вопросы.

Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (40)

Быстро сосчитайте сколько пальцев на двух руках; на 10 руках? (50)

Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 5 яиц? (4 минуты)

Сколько десятков получится, если два десятка умножить на три десятка? (60)

Площадь квадрата равна 100 кв.м. Чему равен его периметр? (40)

Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут этого гражданина? (Владимир Николаевич)

Вопросы для болельщиков.

    Написано число 606. Какое действие нужно совершить, чтобы увеличить его в полтора раза? (перевернуть)

    Вы вошли в темную комнату. В коробке у вас всего одна спичка. В комнате находится свеча, керосиновая лампа, готовая к растопке печь. Что вы зажжете в первую очередь? (спичку)

    Где на земле самые длинные сутки? (везде одинаковые)

    Горели три электрические лампочки, одну погасили. Сколько лампочек осталось? (3)

    Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (4 кг)

    Вам, наверное, знакома басня И. А. Крылова «Волк и ягненок». Автор утверждает: «У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим». Какое число встречается, и какое значение оно имело? (Тьма. 10 000, сотня сотен, очень много, невообразимое множество)

    Какое слово лишнее?

Скорость, время, путь, площадь, метр, секунда;

Гектар, сотка, метр;

Ярд, тонна, центнер;

Конус, квадрат, призма;

Треугольник, прямоугольник, ромб;

Прямая, отрезок, угол.

Конкурс болельщиков.

Ведущий : Число, как много в этом звуке

Для математики, друзья!

Но и в простой, обычной жизни

Без чисел нам никак нельзя.

Числа вторгаются в каждый наш день: встать в 7 часов, сесть на 2-й автобус, успеть к 9-ти часам. Мы все привыкли к таким вещам и не придаем этому особого значения, но так было не всегда: древние люди считали числа особым кодом и часто придавали им сказочный и мифический смысл. Например, «7» считалось магическим, счастливым числом (7 цветов радуги, 7 тонов музыки); «13» - наоборот, число несчастливое (чертова дюжина); «2» лежит в основе противопоставлений (жизнь – смерть, холодно – горячо, день – ночь). Число «3» получило значение священного. Древние пифагорийцы считали его совершенным, т. к. оно имеет начало и конец, и обозначают его в виде треугольника.

Итак, наш конкурс посвящен числам, и это конкурс для болельщиков.

Ведущий: Сейчас для болельщиков конкурс у нас.

Они пусть покажут смекалку и класс.

Команды поддержут свои пусть хоть баллом.

Ведь им от команд отставать не пристало.

Я предлагаю назвать вам, дорогие болельщики, строки из песен, пословиц, стихов, сказок, где есть числа

Внеклассное мероприятие по математике, 4 класс

Математическая игра для младших школьников

Сценарий внеклассного мероприятия по математике в начальной школе, 3-4 класс «Математический калейдоскоп»

Цели: развивать умственные способности учащихся, навыки коммуникативного общения, умение работать в команде.

Ход классного часа

I. Разминка для ума.

Математические загадки.

1. Лебеди у нас в пруду,

Я поближе подойду:

9 черных, белых 5.

Говорите поскорей:

Сколько пар лебедей? (7)

2. Три кошки купили сапожки.

По паре на каждую кошку.

Сколько у кошек ножек

И сколько у них сапожек? (6)

3. К двум зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

Сколько съедено морковок? (15)

4. Пятнадцать пар танцуют польку.

А всего танцоров сколько? (30)

5. Полюбуйтесь-ка вы сами!

Если троек двадцать восемь. (84)

Он лопаты сосчитал

И об этом так сказал:

В трех углах по семь лопатах,

У стены шесть штук лежат,

Всех же - тридцать две лопаты.

Вы согласны с ним, ребята? (27)

7. Подарил утятам ежик

Сорок кожаных сапожек.

Сколько маленьких утят

Ежика благодарят? (20)

8. Вяжет бабушка-куница

Семи внучатам рукавицы:

Подарю вам, мои внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте!

Сколько всех? Пересчитайте! (14)

Икс-тест.

1. Какая величина в математике обозначается буквой х?

а) хитрая;

б) секретная;

в) неизвестная; +

2. Что такое уравнение?

а) деление пирога на равные части;

б) равенство с неизвестными; +

в) весы с гирьками;

г) какая разница.

3. Решить уравнение - это значит...

а) найти его в книге;

б) найти его у соседа;

в) найти его ветки;

г) найти его корни. +

4. Какой алфавит используют для обозначения неизвестных?

а) русский;

б) английский;

в) латинский; +

г) Мумба-Юмба.

5. Буквой S в математике обозначают:

в) скорость;

г) площадь. +

6. Сколько букв в латинском алфавите?

Пирамида чисел.

Расставьте числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в кружках так, чтобы сумма чисел на каждой стороне равнялась 20.

На букву «П»

Назовите слова - математические термины на букву «П». Ответ: прямая, прямоугольник, пирамида, параллелограмм, перпендикуляр, периметр, параллелепипед, призма, плоскость, «пи» (число).

Суммируйте быстро.

Помогите мастеру Самоделкину найти результат математических действий.

Можно ли число 1888 разделить пополам, чтобы в каждой половине этого числа было 1000?

Ответ: надо провести линию, делящую число пополам по горизонтали.

Подсчитай-ка!

1. Наш друг Петя равномерно ест невкусную макаронину длиной 60 км. В первый день он съел пятую часть всей макаронины. Сколько километров невкусной макаронины съедено Петей за два дня?

(Ответ: 24.

2. В бублике одна дырка, а в кренделе в два раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 крендельках?

(Ответ: 17.

12 · 2 - 7 · 1 = 17)

3. Пожарных учат надевать штаны за 5 секунд. Сколько штанов наденет опытный пожарный за 3 минуты?

(Ответ: 36.

(3 · 60) : 5 = 36)

4. Площадь квадратной лужи, в которую упал Петр Петрович, - 4 кв. метра. Длина одной стороны этой лужи равна росту Петра Петровича в шляпе. Шляпа увеличивает рост Петра на 16 см. Узнай рост Петра Петровича.

(Ответ: 184 см.

5. Петр Петрович, добираясь на работу, ехал сначала на автобусе, потом в метро, а остаток пути прошел пешком. В автобусе Петра Петровича толкнули 12 человек, в метро - 18 человек, а когда шел пешком - только 2 человека. 29 человек, толкнувших Петра Петровича, не извинились перед ним, а остальные попросили прощения. Сколько вежливых людей толкало Петра Петровича?

(12 + 18 + 2)-29 = 3)

6. Страус пробегает расстояние 200 м за 12 секунд. Не меньше скольких километров должен пробежать Петр Петрович, за которым этот страус гонится вот уже 10 минут?

(Ответ: 10 км.

10 · 60 = 600 с

600: 12 · 200 = 10 000 м = 10 км)

II. Подвижные игры

Найди свое место.

Для игры надо подготовить два или три комплекта карточек (в зависимости от числа играющих) с числами от 1 до 10 (или взять другой числовой ряд, более сложный). Комплекты должны быть разного цвета. Карточки раздаются всем играющим в любом порядке. По команде руководителя играющие разбегаются в разные стороны. Затем дается команда собраться и построиться в шеренгу по порядку номеров тем, у кого карточки одного цвета. Получится две или три шеренги. Побеждает группа, сумевшая построиться первой.

Можно усложнять задачу и дать команду построиться в шеренгу в порядке убывания чисел. Или на карточках написать не числа, а примеры на сложение, вычитание или умножение.

Узнай свое число.

В игре участвуют пять человек. На спине у каждого прикреплена табличка с каким-либо числом (все числа - разные, например 2, 4, 5, 7, 8). Ни один из играющих не знает, какое число ему досталось, но сумму чисел (26) руководитель объявляет всем. Задача состоит в том, чтобы, подсмотрев числа, прикрепленные к спинам товарищей, подсчитать сумму и определить свое (недостающее от общей суммы) число. Сделать это нелегко, так как никто из играющих не заинтересован в том, чтобы показать свое число. Поэтому все передвигаются осторожно, стараясь оказаться позади других играющих, чтобы как можно скорее узнать все числа и одновременно скрыть свое.

Не ошибись!

10-12 играющих выстраиваются в шеренгу перед зрителями. Ведущий становится лицом к участникам игры и называет одно за другим (с небольшими паузами) различные числа. Если число делится на 3 (или 2, 4, 5, смотря по уговору), играющие поднимают вверх правую руку (или подпрыгивают), если не делится - не поднимают (стоят на месте). Тот, кто ошибется, выходит из игры.

Игра заканчивается, когда в шеренге останутся 2-3 человека, они объявляются победителями. После этого в игру вступает другая группа играющих.

Можно предложить другой, более сложный вариант этой игры: если названное число делится на 2, играющие поднимают вверх правую руку, на 3 - левую, а если и на 2, и на 3 - обе руки.

Не собьюсь!

10-12 ребят выстраиваются лицом к зрителям в одну шеренгу. По сигналу ведущего они по очереди начинают счет до 30 (возможно другое число). Когда счет доходит до конца шеренги, его продолжает стоящий на другом фланге. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Играющий, который должен был назвать это число, подпрыгивает. Кто ошибется (произнесет запрещенное число или подпрыгнет не вовремя), выходит из игры, и счет начинается сначала.

Кто решил раньше?

В игре участвуют две-три команды по 5-6 человек в каждой. Перед командами на стол кладут листки (по числу играющих) с арифметическими примерами (их сложность зависит от возраста играющих, но решаться они должны легко и быстро). Примеры для всех команд одинаковые.

По сигналу ведущего к столу бегут первые игроки команды, каждый из них берет из своей стопки любой листок, решает пример и кладет листок обратно. За ними бегут вторые игроки, потом третьи и т. д. Побеждает команда, выполнившая задание первой (при условии, что все примеры решены правильно).

Назовите суммы.

Детям показывают плакат, на котором в беспорядке написаны цифры. Среди них есть красные и синие (или других цветов). Задача играющих - сложить в отдельности красные и синие и назвать их суммы. Тот, кто первым поднимет руку и даст правильный ответ, выигрывает. Задание выполняется устно, записывать нельзя.

От играющих требуется не только умение правильно и быстро считать, но и быть внимательными, чтобы ни одно число на таблице не пропустить и удержать в памяти обе полученные суммы.

На плакате могут быть и двузначные числа.

Помогите мышонку выбраться из своей норки.

Кто определит точнее?

«Хороший мастер всегда на глаз и безошибочно сумеет определить толщину доски или бруска, диаметр болта, гайки, трубы, длину плиты и т. д. А как у вас натренирован глаз?» - спрашивает руководитель. А затем просит ребят определить на глаз:

1. Какова длина, ширина, высота комнаты?

2. Какова длина, ширина, крышки стола, за которым сидите?

3. Сколько раз карандаш уложится по длине крышки стола?

4. Сколько в этой вазе конфет? Или карандашей в стакане?

5. Сколько стаканов воды войдет в эту банку, графин, кастрюлю?

Все ответы ребят записываются, а потом производится проверка и объявляются результаты. Эти и подобные им упражнения можно повторять многократно.

Чего больше?

Внимательно посмотри на рисунок и посчитай, сколько кружков и квадратиков на нем изображено. Чего больше?

Ответ: 31 кружок и 21 квадратик.

Задачи на смекалку.

1. Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут)

2. Сколько горошин может войти в один стакан? (Ответ: нисколько, так как горошины не ходят)

3. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать? (Ответ: надо достать лист бумаги)

4. Один поезд идет из Москвы в Петербург с опозданием на 10 минут, а другой - из Петербурга в Москву с опозданием на 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся? (Ответ: в момент встречи они будут на одинаковом расстоянии от Москвы)

5. У берега стоит корабль со спущенной в воду веревочной лестницей. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня очень спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за час на 15 см. Через сколько времени водой покроется третья ступенька веревочной лестницы? (Ответ: вода никогда не покроет третьей ступеньки, так как вместе с водой поднимутся и корабль, и лестница)

6. Один кирпич весит 1 килограмм и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич? (Ответ: 2 килограмма)

7. В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется? (Ответ: останется 20, так как задутые свечи не сгорят полностью)

8. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? (Ответ: многие сразу говорят, что ночью. Все гораздо проще - когда дверь откроется)

III. Подведение итогов.

Слайд 2

I.мАтЕМАТИЧЕСКАЯРАЗМИНКА

  • Слайд 3

    КРОССВОРД

  • Слайд 4

    II.В МИРЕ ЧИСЕЛ

  • Слайд 5

    Задача №1

    После семи стирок измерения куска мыла, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, уменьшились в 2 раза. На сколько ещё стирок хватит оставшегося куска мыла?

    Слайд 6

    Задача №2

    Какими двумя цифрами заканчивается выражение: 1*2*3*…*13? Ответ: двумя нулями, т. к. в произведении есть множители 2, 5 и 10.

    Слайд 7

    Задача №3

    Какой цифрой оканчивается сумма: Ответ: 0.

    Слайд 8

    Задача №4

    У котят и гусят вместе 44 ноги и 17 голов. Сколько котят и сколько гусят? Ответ: 5 котят и 12 гусят.

    Слайд 9

    Задача №5

    Расставьте в квадрат числа 3, 4, 5, 6, 8, 9 так, чтобы по горизонтальным, вертикальным рядам и по диагоналям в сумме получилось 21. Ответ:

    Слайд 10

    III.МАТЕМАТИЧЕСКИЕТЯЖЕЛОВЕСЫ

  • Слайд 11

    Задача №1

    Сосуд имеет форму параллелепипеда. Как, не делая никаких измерений и не имея других ёмкостей, наполнить водой ровно половину объёма этого сосуда? Ответ: наклонить параллелепипед так, чтобы уровень воды находился по диагональному сечению параллелепипеда.

    Слайд 12

    Задача №2

    Существует ли такой круг, чтобы его площадь и длина окружности выражались одним и тем же числом? Ответ: да. Если r=2, то S = π* r2, S = 4* π C = 2 * π * r, C = 4* π

    Слайд 13

    Задача №3

    Из 38 учащихся 28 посещают хор и 17 лыжную секцию. Сколько лыжников посещают хор, если в классе нет учащихся, которые не посещают хор или лыжную секцию? Ответ: 7 человек. Хор не посещают 10 человек, все они лыжники.Лыжников всего 17. Значит 7 человек надо «взять» из хора.

    Слайд 14

    Задача №4

    Две семьи выехали на прогулку одновременно из одного места. Обе семьи проехали на машинах одинаковые расстояния и вернулись домой в одно и то же время. В пути они отдыхали. Первая семья была в пути (ехала) вдвое больше времени, чем вторая. Вторая была в пути (ехала) втрое больше времени, чем отдыхала первая. Какая из этих семей двигалась на машине быстрее? Решение: I-ая семья: 2x часов - время на езду, yчасов - время на отдых. II-ая семья: 3y часов - время на езду, xчасов - время на отдых. Получаем: 2x + y = 3y + x x = 2y. Т.е. II-ая семья отдыхала в 2 раза больше, чем первая. Значит она ехала быстрее первой.

    Слайд 15

    IV.ОТВЕТЬНАВОПРОСЫ

  • Слайд 16

    1. Как называются две прямые на плоскости, которые не пересекаются? 1. Параллельные 2. Как называется 1/3600 часть часа? 2. Секунда 3. Как называется результат сложения? 3. Сумма

    Слайд 17

    4. Чему равен объем одного 1 кг воды? 4. 1 литр 6. Может ли сумма четырех последовательных натуральных чисел быть простым числом? 6. Нет, она делится на 2 5. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? 5. Лучи

    Слайд 18

    7. 3 курицы за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 9 кур за 9 дней? 7. 27 яиц 9. Наименьшее натуральное число? 9. 1 8. Какая разница между числом и цифрой? 8. Цифр 10, чисел много

    Слайд 19

    10. Сотая часть числа - это..? 10. Процент 11. Что есть у уравнения и растения? 12. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 4 десятка? 11. Корень 12. 80

    Слайд 20

    13. Вычислить: |-3,5 - 4,6|. 13. 8,1 15. Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя? 15. Правильная 14. Какие прямые пересекаются под прямым углом? 14. Перпендикулярные

    Слайд 21

    16. Излишек при нахождении частного - это..? 16. Остаток 17. Сколько целых чисел на координатной прямой между числами -4,1 и 12,9? 18. Как называется место, на котором стоит цифра в записи числа? 17. 17 18. Разряд

    Слайд 22

    19. Сколько трехзначных чисел можно составить, используя цифры 0, 5, 7? Каждую цифру можно использовать 1 раз. 19. Четыре числа 20. Провели две прямые. На одной из них отметили 3 точки, а на другой 5 точек. Всего 7 точек. Показать на рисунке, как это получилось? 21. Сколько раз встречается цифра 9 при записи чисел от 1 до 100? 21. 20 раз 20.

    Слайд 23

    V.ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕЗАДАЧИ

  • Слайд 24

    1) В мастерской по пошиву одежды от куска сукна в 200 м ежедневно, начиная с 1 марта, отрезали по 20м. Какого числа был отрезан последний кусок? 1) 9 марта Два землекопа. 2) Два землекопа за 2 часа работы выкопали 2 м канавы. Сколько нужно землекопов, чтобы они за 100 часов выкопали 100 м такой же канавы?

    Слайд 25

    3) Чтоб одеть тепло сыночков, Не хватает двух носочков. Сколько же в семье сынков, Если в доме шесть носков? 3) 4 сына. 4) Одна серая мышь 4) У Васи 100 мышей, некоторые из них белые, некоторые – серые. Известно, что хотя бы одна мышь серая, а из каждой пары мышей хотя бы одна – белая. Сколько серых мышей у Васи?

    Слайд 26

    5) На скамейке сидит Оля, её мама, бабушка и кукла. Бабушка сидит рядом с внучкой, но не рядом с куклой. Кукла не сидит рядом с мамой. Кто сидит рядом с мамой? 5) Бабушка (кукла – внучка – бабушка - мама) 6) 2: 4 * 6 = 3 * 3: 3 6) Расставить знаки арифметических действий и скобки там, где считаете нужным, чтобы получилось верное равенство. 2 4 6 = 3 3 3