УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ лицея «МОК № 2»
Блашко И.А.
____________________
Программа работы методиста дополнительного образования МОУ лицея «МОК № 2» на 2015– 2016 учебный год
Цель работы : Методическое сопровождение различных сфер деятельности педагогов дополнительного образования для эффективного использования перспективных форм работы с детьми и повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.
Задачи:
- обеспечить условия для включения педагогов дополнительного образования в творческий поиск;
- подготовить к ознакомлению и внедрению в педагогическую деятельность учебно-методические и информационные материалы, инновационные методики и технологии в условиях перехода на новые стандарты образования;
Сформировать новые профессиональные потребности педагогов дополнительного образования, которые будут востребованы практикой в ближайшем будущем;
Пополнять информационный банк данных по различным направлениям деятельности;
Оказывать методическую, практическую, информативную, консультативную и научную помощи педагогам;
Организовать проведение мастер – классов, публикацию методических разработок, выпуск сборников по обобщению педагогического опыта и др.;
Оказывать методическое сопровождение конкурсов, социальных акций, воспитательных мероприятий и др.;
Организовывать обмен опытом с педагогами дополнительного образования и методистами образовательных учреждений города и республики;
- информировать социум о деятельности педагогов и воспитанников через официальный сайт МОУ лицея «МОК № 2», сайт «Джанкой в объективе», сайт «Ворота Крыма».
Направление и виды деятельности
Сроки
Ответственный /адресат,
взаимодействие
Функция накопления и производства методических знаний
Работа над методической темой
«Современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся, направленные на повышение качества дополнительного образования в условиях ФГОС»
1.Определение задач, составление плана. Комплектование. Составление и утверждение «Образовательной программы дополнительного образования на 2015-2016 уч. год». Утверждение образовательных программ дополнительного образования детей детских объединений.
2. Накопление, систематизация и анализ теоретического и практического материала
3. Работа над программным, методическим обеспечением.
5.Выпуск методической продукции (презентации, методические разработки)
6.Взаимообмен опытом с другими образовательными учреждениями
7. Индивидуальные консультации
Август, сентябрь
В теч. года
В теч. года
В теч. года
В теч. года
по мере требования
Методист, администрация
Методист, педагоги
Методист
Методист, педагоги
Разработка методических материалов
1.Метод разработки – «Перспективные формы и методы работы с детьми в дополнительном образовании»
2. Разработка сценариев мероприятий различного характера.
3.Создание методической продукции (работа по накоплению УМК к программам)
В теч. года
В течение года
Методист
Методист,
педагоги.
Функция систематизации методических знаний
Формирование фондов
1.Формирование банка образовательных программ.
2. Формирование банка программ внеурочной деятельности
3. Пополнение фондов:
Учебно-методической литературы
Методической продукции педагогов (сборников «Из опыта работы», разработок занятий, раздаточного и дидактического материала, авторских работ и т.д.)
Тематических папок по приоритетным направлениям работы:
- «Работа с семьей»
- «Активные формы и методы работы на кружковых занятиях»
-«Духовно-нравственное, патриотическое и гражданственное воспитание детей в системе дополнительного образования»
-«Работа с одаренными детьми»
- «Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании»
- «Игровые технологи на занятиях дополнительного образования детей»
-«Массовые мероприятия познавательно- развлекательного характера для детей»
сентябрь
сентябрь
теч. года
Методист, педагоги
Методист
Педагоги/ Методист
Функция распространения методических знаний
Индивидуальная работа с педагогическими работниками (помощь в разработке программ, методических материалов, в обобщении опыта и др.)
Индивидуальные консультации по вопросу совершенствования дополнительных образовательных программ
Распространение требований по оформлению программ дополнительного образования. Составление рекомендаций по их совершенствованию.
Индивидуальные консультации по поводу корректировки программ и повторная проверка исправленных программ
Консультативная помощь педагогам по организации учебно-воспитательного процесса. Решение возникающих проблем и вопросов.
Периодическое посещение занятий педагогов с целью проверки их соответствия с образовательным программам.
Индивидуальные и групповые консультации по приоритетным направлениям работы, а так же индивидуальным запросам педагогов.
Методическая помощь и сопровождение при написании и создании методических и дидактических материалов, подготовке к выступлениям различного характера, проведении открытых занятий и мастер-классов.
Сентябрь-октябрь
Сентябрь-октябрь
По мере требования.
По графику
По мере требования и индивидуальных запросов педагогов
Методист/ педагоги
Методист
Методист/
Все педагоги
Методист / педагоги
Методист / педагоги
Методист, / педагоги
Обучение кадров и повышение квалификации
Посещение педагогами мастер-классов и семинаров на базе ГБОУ ДО РК «ДДЮТ».
Курсы повышения квалификации в КРИППО.
Семинары:
Семинар «Образовательные программы дополнительного образования»
Семинар«Требования к занятиям по внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Семинар «Диагностика и оценка образовательных результатов обучающихся в ходе полугодовой и итоговой аттестации»
Семинар «Работа по теме самообразования»
Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей. Нетрадиционные формы работы в УДОД»
По графику их проведения
сентябрь
Методист/
Заинтересованные педагоги
Методист, педагоги
Информационное обеспечение
1.Составление тематических подборок по заказам педагогов и обучающихся
По мере требования
Методист /
педагоги обучающиеся.
Распространение опыта
Методическая поддержка проведению открытых занятий и мастер-классов.
Организация взаимопосещения и целенаправленные посещения занятий в целях обмена опытом работы и оказания педагогам необходимой методической помощи.
Выступления на педсоветах и методсовещаниях.
Участие в обновлении информации, расположенной на сайте учреждения.
По графику
По графику
Методист
педагоги
Методист/
педагоги
Методист, педагоги
Комплексная функция
Методическое сопровождение проектов, программ
Методическое сопровождение проектов «Поэтическое перо», «Созвездие талантов»
Сопровождение проведения культурно-массовых и других мероприятий различного уровня.
В течение года по графику
По мере проведения
Методист / педагоги,
Организационная работа
1. Музыкальное, эстетическое оформление творческих, массовых мероприятий, проводимых на базе МОУ лицея «МОК № 2».
Проведение городских конкурсов
В теч. года по графику
Методист / педагоги, социальные партнеры
Совместная работа с администрацией
Заполнение отчетной документации
Участие в планирование деятельности МОУ лицея «МОК № 2» по различным направлениям
В теч. года
Методист
совместно с администрацией.
Отслеживание результатов практической деятельности (анализ, мониторинг)
Выявление запросов и потребностей педагогов для формирования плана методической работы учебный год.
Посещение учебных занятий объединений
Проведение встречных сверок кружковой работы
Анкетирование педагогов
Анкетирование родителей
Начало уч. года
Не реже 2 раз в год
октябрь, февраль
Методист
совместно с администрацией.
Собственно методическая деятельность
Формирование собственных фондов
Формирование банка образовательных программ
Пополнение банка методической продукции
Разработка инструментария педагога дополнительного образования
Разработка необходимой мониторинговой документации
Пополнение банка презентаций
По мере разработки
Методист
Планирование собственной деятельности
Составление годового плана работы методиста
Посещение семинаров по плану ГБОУ ДО РК «ДДЮТ».
Сентябрь
В теч. года
Методист
Повышение квалификации
Прохождение курсов «Навыки профессиональной и личной эффективности» -сайт «Школа цифрового века»
Прохождение электронного курса «Технология целеполагания» - образовательный портал «Мой университет»
октябрь-ноябрь
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 270
Красносельского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ СОШ №270
Е. В. Журавлева
ОСНОВАНИЕ:
Решение педсовета ГБОУ СОШ № 270
От______________________________
Протокол №_____________________
Программа обучения педагогических кадров
«Современные подходы к организации профессиональной деятельности педагога дополнительного образования»
Методист ОДОД
ГБОУ СОШ № 270
Мушко Лидия Петровна
Санкт-Петербург
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из актуальных проблем развития системы дополнительного образования детей является подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров в контексте изменений в нормативной базе, регулирующей аттестацию кадров и деятельность образовательных учреждений разного уровня.
Деятельность методиста ориентирована на профессиональное образование педагогических работников. Образовательный эффект проявляется в расширении теоретических знаний специалистов, в овладении новыми, современными педагогическими технологиями. Особенно актуальными являются сегодня помощь в адаптации и профессиональном становлении начинающих педагогов и молодых специалистов.
Обучение по данной программе направлено на развитие педагогической компетентности, формирование профессиональной культуры, освоение практических навыков. Для продуктивного взаимодействия с педагогами основными формами работы методиста становятся информационно-методическое сопровождение в проектной деятельности при разработке образовательной программы, обучение методикам организации образовательной и воспитательной деятельности детей, аналитико-экспертные мероприятия при осуществлении оценки результативности образовательной деятельности специалистов. В условиях сегодняшнего дня целесообразным становится активное использование информационных технологий, электронных образовательных ресурсов(ЭОР). Всё это должно способствовать тому, чтобы средства обучения педагогических кадров стали средствами качественного изменения - улучшения образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования.
Задачи:
- анализ потребностей и запросов педагогов ОДОД;
- организация обучения педагогов дополнительного образования внутри ОДОД силами методической службы;
Обеспечению карьерного роста начинающих педагогов;
- обобщение опыта работы специалистов отдела, выявление талантливых педагогов, владеющих современными методами работы с детьми;
- организация индивидуального сопровождения педагогов при подготовке к профессиональным конкурсам, семинарам, конференциям;
Повышение результативности при подготовке к аттестации.
Ожидаемые результаты
Практическим результатом реализации программы будет:
Увеличение количества педагогов дополнительного образования, вовлеченных в экспериментальную, исследовательскую и диагностическую деятельность;
Увеличение количества программ дополнительного образования;
Увеличение количества методической продукции, дидактических материалов и учебных пособий;
Увеличение количества педагогов, дающих открытые занятия, мастер-классы и мастерские;
Результативное участие педагогов дополнительного образования в конкурсах профессионального мастерства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ИТОГО: |
- Современная система дополнительного образования.
Теория: Современная система дополнительного образования. Проблемы и перспективы развития.
- Использование социокультурного потенциала Санкт-Петербурга в деятельности педагога дополнительного образования
Теория: Воспитательный и образовательный потенциал Санкт-Петербурга. Соответствие программ дополнительного образования детей региональным особенностям и традициям Санкт-Петербурга. Особенности и отличия Санкт-Петербурга от других регионов. Реализация через образовательную программу дополнительного образования социокультурного потенциала Санкт-Петербурга
Практика: Анализ образовательных программ с точки зрения их наполнения региональным компонентом. Отбор материала для своей образовательной программы.
Теория: Образовательная программа как основной компонент учебно-методического комплекса. «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» (Приложение от 11.12.2006 г. № 06-1844). Нормативные документы, лежащие в основе написания образовательной программы. Виды программ. Технологические подходы к написанию. Разделы образовательной программы.
Практика: Анализ существующих образовательных программ с точки зрения соответствия требованиям.
Обучающий семинар по разработке пояснительной записки образовательной программы.
- Учебно-методический комплекс. Структура УМК.
Теория: Практическая значимость учебно-методических материалов Принципы систематизации методических и информационных материалов. Учебно-методический комплекс. Значение УМК. Структура: образовательная программа, учебно-методический компонент для учащихся и педагогов, компонент результативности, воспитательный компонент. Технологическая обеспеченность. Формирование электронного каталога УМК объединения.
Практика: Индивидуальные консультации для педагогов по обсуждению подходов к формированию электронного каталога УМК к образовательным программам. Тематическая консультация «Использование электронных образовательных ресурсов при подготовке занятий».
- Педагогические технологии.
Теория: Современные образовательные технологии. Педагогические технологии (информационные, игровые, здоровьесберегающие технологии и др.) Формы и методы выявления, фиксации и предъявления результатов образовательной и воспитательной деятельности.
Практика: Посещение и анализ занятий. Разработка методических материалов к занятиям с учетом формы проведения. Индивидуальные консультации по подготовке к итоговым занятиям.
- Аттестация педагогических и руководящих работников отдела.
Теория: Нормативные документы. Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника дополнительного образования детей. Портфолио педагогического работника в системе дополнительного образования детей.
Практика: Индивидуальные консультации по подготовке к процедуре аттестации. Проведение предварительной экспертизы документов портфолио педагогов дополнительного образования .
- З анятие в системе дополнительного образования.
Теория: Диагностика профессиональных потребностей молодых кадров. Занятие в системе дополнительного образования. Функции занятия. Формы организации занятий. Социально-психологический климат. Воспитательные аспекты профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. Воспитательные мероприятия и учёт их специфики: праздники на уровне детского объединения (клубные дни), Дворца, города.
Практика: Презентация материалов «Занятие в системе дополнительного образования».
- Информационные технологии в образовательном процессе ОДОД
Теория: Электронные образовательные ресурсы. Работа в MS PowerPoint. Тесты и способы их создания.
Практика: Создание презентаций. Практикум по созданию тестов к своей программе. Работа в программах. Отбор необходимых ресурсов.
- Анализ занятий и мероприятий ОДОД.
Теория: Основы проведение анализа занятия или массового воспитательного мероприятия. Аналитическая карта посещения учебного занятия.
Практика: Посещение выставок методической продукции.
Практический семинар «Анализ требований к занятию в системе дополнительного образования».
Методическое обеспечение образовательной программы
Технологии проектирования и разработки образовательных программ дополнительного образования СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Работа методиста призвана донести до каждого педагога дополнительного образования основные направления и принципы модернизации образования, создать условия для непрерывного освоения профессиональных знаний и предоставления образовательных услуг высокого качества. Особенную остроту приобретает кадровый вопрос, углубляется потребность создания условий для роста профессионального мастерства педагогов, которым предстоит претворять реформы образования в жизнь. Поэтому необходимо проводить многоплановую работу с разными категориями педагогов, вести интенсивный поиск новых форм и направлений в области создания условий для профессионального роста педагогов. Программа деятельности методиста направлена на повышение качества образовательного процесса и профессионального мастерства педагогов дополнительного образования Центра.
Главной целью программы является оказание практической помощи педагогам, в повышении их педагогического мастерства, развитии личностной культуры и усилении творческого потенциала, направленного на активное освоение новых эффективных учебно-воспитательных технологий и повышение качества образования.
систематическое и всестороннее изучение состояния качества образовательного процесса; получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса; своевременное выявление изменений в процессе образования и вызвавших их факторов; эффективное управление ростом профессионального мастерства, по повышению результативности труда педагогов.
Принцип полноты – программа включает в себя существенные элементы работы методиста; Принцип целевого единства – все ведущие компоненты направлены на достижение цели и задач программы. Принцип вариативности, направленный на создание пространства для самореализации участников программы, определение индивидуальной траектории развития каждого из них. Принцип сотворчества, выражающийся в том, что программа создается, развивается и реализуется всеми ее участниками, согласующими свои ценностные ориентации и цели взаимодействия, приоритетные направления деятельности, пространства самореализации каждого, способы достижения целей. Принцип динамики, выражающийся в том, что программа не может рассматриваться как статичное явление - она находится в постоянном развитии соответственно динамике образовательной среды, развития коллектива ее участников и личности каждого субъекта педагогического процесса. Принцип созидательной творческой деятельности, выражающийся в ориентации программы на формирование у ее участников позитивного опыта самореализации в социально и личностно значимой творческой деятельности.
Цель: повышение результативности образовательного процесса через непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов дополнительного образования, их эрудиции, компетентности в образовательном процессе. Задачи:
Этапы реализации программы 1. Организация планирования работы педагогов дополнительного образования.2. Создание плана работы педагогов дополнительного образования на учебный год. 3. Создание банка данных педагогов Центра. 2018-2023 год Практический 1.Создание системы взаимодействия всех участников программы. 2. Активизация работы педагогов через организацию творческих отчетов. 4.Обобщение передового педагогического опыта педагогов. 2018-2023 год Мониторинговый 1. Мониторинг профессионального роста педагогов (уровень квалификации, уровень профессиональной деятельности, уровень образования). 2.Определение степени удовлетворенности педагогов работой методиста Центра. 2019-2023 год Аналитический 1. Анализ реализации программы. 2.Обобщение опыта работы педагогов дополнительного образования на педагогическом совете Центра. 2023 год.
Организационно-методическая деятельность (организация работы методических объединений, организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников Центра); Диагностико - аналитическая деятельность (мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов, анализ состояния и результатов методической работы, определение ее совершенствования, сбор и обработка информации о результатах образовательного процесса, изучение и распространение передового педагогического опыта и т.д.); Информационная деятельность (формирование банка педагогической информации, ознакомление с новинками педагогической, методической, научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях и т.д.); Консультационная деятельность (организация консультативной работы для педагогических работников Центра).
Разработка проектов Семинары - практикумы Диспуты, дискуссии Встречи за «круглым столом» Творческие отчёты Конкурсы Педагогические чтения Мастер-классы Тематический консультации
Работа по повышению педагогического мастерства и качества обучения является главным компонентом методической работы в Центре. Основные разделы данного направления: Работа по аттестации педагогических работников; Организация самообразования педагогов; Инновационная и научно-исследовательская работа; Работа с молодыми специалистами; Консультационная работа. Аттестация педагогических работников является важнейшей индивидуальной и коллективной системой рефлексивно-аналитических процедур, которые в мониторинговом режиме позволяют достаточно четко представить, какие тенденции и процессы характерны для данного периода времени педагога, особенностей качества образовательного процесса. Это направление методической работы включает: подготовку к аттестации педагогов дополнительного образования; организацию профессиональной поддержки и текущего консультирования педагогов; организацию индивидуальной работы педагога; диагностику качества знаний обучающихся; помощь в подготовке открытых занятий и мероприятий. С помощью аттестации решается вопрос стимулирования самообразования педагогов дополнительного образования. Аттестуемый представляет результаты самообразования, определяет его цель на перспективу, т.е. идет рефлексивное продвижение в самореализации. Самообразование . Создание условий и организация самостоятельной работы педагогов - одна из главных задач методической работы Центра. Управление самообразованием строится на основных принципах: самостоятельность и добровольность (участие наставника, консультанта при этом не исключается); практикоориентированность: соотношение со своими практическими проблемами; учёт индивидуальности, профессионального опыта педагога, его образовательных потребностей и целей самообразования; системность: соответствие целей, содержания, форм, методов, средство бучения, самооценивание результатов; актуальность результатов самообразования для практической повседневной работы педагога. Алгоритм методической помощи педагогам: определить интересы, затруднения, запросы педагогов, т.е. отработать диагностику и самодиагностику профессиональной деятельности; помочь сформулировать проблему и операциональные цели самообразования; оказать информационную поддержку (подбор литературы, знакомство с опытом по теме самообразования); оказать консультативную поддержку - помочь разработать проект программы самообразования; помочь педагогу в выборе форм реализации плана самообразования (участие в семинарах, творческих группах, методобъединениях и т.д.); организовать показ успехов в области самообразования; создать условия для рефлексивной оценки процесса и результатов самообразования с выходом на следующий его этап. Методист помогает в составлении и корректировании планов по самообразованию, заслушивает отчеты о ходе самообразовательной работы. Одним из видов помощи педагогу в его работе по самообразованию предлагается периодическая, по мере необходимости, организация групповых или индивидуальных консультаций. План самообразования является личным документом педагога дополнительного образования, поэтому не регламентируется, но педагоги совместно разрабатывают вариант плана, который используют в работе. Мониторинг реализации программы Уровень профессионального роста педагогов.Уровень квалификации, уровень профессиональной деятельности, уровень образования. Анализ деятельности методиста. Анкетирование. Анализ деятельности педагогических работников. Удовлетворенность педагогов работой методиста. Степень участия педагогов в работе МО; Степень удовлетворенности работой руководителя МО; Анкетирование. Беседа. Эффективность программного подхода к работе методиста. Степень удовлетворенности педагогов работой МО по программе. Анкетирование. Беседа.
1.Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов. 2. Развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива. 3. Совершенствование образовательного процесса.
В начале учебного года методист проводит анкетирование педагогов для выявления у них возникающих вопросов и затруднений в организации образовательной деятельности. Анкета отслеживания вопросов и затруднений в работе Какую помощь ожидаете от методиста? Самообразование Отслеживания сотрудничества педагога с методистом ______________________________ учебный год Какую помощь оказал методист?
ФИО педагога___________________________ 2021-20222022-2023 Собственные профессиональные достижения. Заинтересованность в повышении профессиональной квалификации. Профессиональная инициативность. Подготовленность к использованию современных технических средств обеспечения образовательного процесса. Специальная (профильная) подготовка. Психолого-педагогические знания. Педагогический опыт (стаж, присвоенная квалификация). Коммуникативность (умение взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса). Соответствие заявленному контингенту детей. Соответствие целям и задачам образовательного процесса. Программа разработанная педагогом. Системность методических материалов, наличие учебно-методического комплекса, разработанного педагогом. Соответствие дидактических и методических материалов содержанию и методики образовательного процесс. Разработанность программы педагогического мониторинга владение общей методикой преподавания данного вида деятельности. Содержательность учебного процесса (занятия). Везультативность учебного процесса (занятия). Воспитывающая направленность деятельности. Разнообразие форм учебной деятельности (работы). Использование современных педагогических технологий, авторская методик преподавания. Эффективность использование методов обучения и воспитания. Использование современных технических средств обучения. Методическая оснащенность учебного процесса. Интерес к инновациям в профессиональной деятельности Публикации. Участие в исследовательской и экспериментальной работе. Создание в детском коллективе комфортной среды (положительный микроклимат). Умение создать «ситуацию успеха» для каждого обучающегося. Итого баллов: Название объединения______ (год обучения _____, учебный год____) Освоил учебный курс определенного этапа обучения Участие Участие «4» - оптимальный уровень; «3»- ниже оптимального; «1,2»- низкий уровень. Уровень соответствия Низкий до 6 Ниже оптимального от 6 до 9 Оптимальный от 9 до 12 Высокий от 12 до 15 На основании таблицы отслеживания результативности обучающихся заполняется система оценки результатов каскадным методом: Название объединения______ (год вступления в объединение _____) Ф.И.О. педагога_______________
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования.-М.:ВЛАДОС,2001. Головинова Г.Н., Карелина С.В. Настольная книга педагога дополнительно образования детей. Справочник. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие / Под ред. О.Е. Лебедева.- М., 2003. Наука и практика воспитания и дополнительного образования. Научно-методический журнал №3-Москва 2008. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба.-Ростов-н/Д, 2005. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта/ авт.-сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград,2009. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально-образовательные проекты./авт.-сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. – Волгоград, 2010. Программа методической деятельности отдела художественного творчества БУ ОО ДО «Дворец пионеров и школьников имени Ю. А. Гагарина», авторы: зав. отделом художественного творчества – Зубова Е.Ю., методист отдела-Демкина Н. М. .
|