Программа индивидуальный проект в школе. Рабочие программы по учебным дисциплинам

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» для 5 класса разработана на основании документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ФГОС ООО (№ 1897 от 17.12.2010);

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Примерная программа по внеурочной деятельности;

Основная образовательная программа основного общего образования ОО МКОУ «Новокасторенская СОШ».

Цель программы:

трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы

Обучающие:

Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной и проектной деятельности;

Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

Обучение детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

Воспитывающие:

Воспитание культуры общения с книгой;

Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

Развивать смекалку и сообразительность;

Приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

Развивать умение пользоваться разнообразными словарями, справочниками, энциклопедиями.

Программа внеурочной деятельности «Индивидуальный проект» реализуется в парадигме системно- деятельностного подхода образовательного процесса как отражение требований ФГОС, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно- исследовательском направлении. Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Общая характеристика учебного курса

Актуальность изучения предмета . Учебный курс «Индивидуальный проект» создаёт благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму. Проектно-исследовательская деятельность направлена на развитие и самостоятельности обучающихся, и творческой инициативы.

Организация деятельности учащихся в рамках «Индивидуального проекта» позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребёнка.

Индивидуальный проект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного учебного предмета – русский язык, должен обеспечивать приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).

Особое значение для развития УУД имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода (нескольких занятий, учебной четверти). В ходе такой работы подросток - автор проекта - получает возможность научиться планировать и работать по плану - это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть обучающийся.

Поэтому курс, поддерживающий формирование ключевых компетентностей учащихся должен обеспечить обучающимся возможность интегрировать в своей деятельности освоенные ранее способы, самостоятельно встроить их в алгоритм разработки и реализации проекта, возможность сформировать и реализовать проектный замысел в той или иной сфере деятельности, освоив соответствующие способы деятельности в системе.

Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью

Описание места учебного курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком) на 34 часа в год (1 час в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного курса

Личностные результаты

    Самопознание и самоопределение

    Смыслообразование

Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью; стремление к самоизменению; приобретению новых знаний и умений; мотивация на высокий результат учебных достижений.

    Нравственно-этическая ориентация

Представление о моральных нормах; позитивный опыт осуществления личностного морального выбора; умение принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.

Метапредметные результаты

1.Регулятивные УУД

1.Целеполагание

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно;

Формулировать и удерживать учебную задачу.

2.Соотнесённость выполненного задания с образцом(эталоном)

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

3.Оценка решения своей задачи

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко ли было выполнять задание, возникли ли сложности при выполнении;

Степень развития произвольного внимания.

Коммуникативные УУД

1.Коммуникация как кооперация

Договариваться, находить общее решение;

Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

Аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

Устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания.

2.Коммуникация как интериоризация

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций.

3. Коммуникация как интеракция

Понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

Уважать позиции других людей, отличные от собственной;

Учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное.

Познавательные УУД

1.Общеучебные универсальные действия

Самостоятельно прогнозирует информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирает необходимые источники информации;

Составляет сложный план текста;

Сопоставляет и отбирает информации, полученную из различных источников.

2.Логические учебные действия

Анализирует, сравнивает, группирует различные объекты, явления, факты

3.Постановка и решение проблем

Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, преобразовывает её, представляет информацию на основе схем, моделей, сообщений;

Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

Планирует свою работу по изучению незнакомого материала.

Предметные результаты

Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

Проект. (4 часа) Теория проектирования как межпредметная научная отрасль; основные подходы к определению понятия «проект»; структура и характеристика основных элементов проекта; виды и классификация проектов по различным основаниям; признаки проекта; жизненный цикл проекта и фазы проекта; история метода проектов и проекты XX века.

Проектная деятельность и ее особенности. (2 часа) Проектная деятельность и ее содержание; отличие проектной деятельности от учебной работы; роль учителя и ученика в проектной работе; значение проектирования в развитии современного общества.

Порядок проектной деятельности. (6 часов) Понятие «концепция проекта» и его элементы; анализ ситуации и потребностей; постановка проблемы; определение цели и задач проекта; результат проекта: характеристика и оценка; анализ целесообразности идеи проекта; анализ риска проекта; выбор стратегии реализации проекта; план проекта и технология планирования проекта; бюджет проекта; понятие проектной документации.

Реализация проектов. (16 часов) Эфективное управление проектом как условие успеха; реализация индивидуального проекта; организационные формы управления коллективным проектом: функциональная и командная; методы коллективной работы над проектом; контроль и регулирование работ по проектам; направления и технологии контроля работ; информационное обеспечение контрольной деятельности.

Завершение проекта. (6 часов) Завершение и презентация итогов проекта; оценка и самооценка проекта; оформление отчетной документации.

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Раздел /Тема,количество

Вид учебной деятельности

обучающихся

Универсальные учебные действия

Метапредметные

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Введение. Что такое проект

Учебный диалог,

дидактическая игра

Формулировать и удерживать учебную задачу

Договариваться,

находить общее решение

Составлять план текста

Стремление к приобретению новых знаний и умений; мотивация на высокий результат учебных достижений

Виды проектов

(творческий, ролевой)

Мини-проект

Виды проектов

(информационный)

Мини-проект

Мини-проект

Исследования,

дидактическая игра

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя

Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов

Сопоставлять и отирать информацию,

полученную из различных источников

План презентации

Дидактическая игра

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

строить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в решении предметной, познавательной задач

Аргументировать своё предложение,

убеждать и уступать

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

Планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Умение принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм;

Адекватно оценивает себя как личность и свои способности, осознаёт способы поддержания своей самооценки

Гипотеза исследования.

Дидактическая игра

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

(групповая деятельность)

Практическая работа

Консультация по выбору темы

Практическая работа

Определять цель учебной деятельности самостоятельно;

Формулировать и удерживать учебную задачу;

строить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в решении предметной, познавательной задач

устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания;

понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

уважать позиции других людей, отличные от собственной.

Самостоятельно прогнозирует информацию,которая будет нужна для изучения незнакомого материала,отбираетнеобходимые источники информации;

Самостоятельно делать выводы,перерабатывать информацию, преообразовывать её

Практическая работа

Практическая работа

Промежуточные отчеты

Практическая работа

Обзор литературы по темам

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Консультирование по результатам групповой работы над проектом

Практическая работа

Консультирование по результатам групповой работы над проектом

Практическая работа

Практическая работа

Редактирование тезисов и демонстрационных материалов

Практическая работа

Практическая работа

Консультации по оформлению работ

Практическая работа

Практическая работа

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко ли было выполнять задание, возникли ли сложности при выполнении;

Степень развития произвольного внимания

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций;

Учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Адекватно оценивает себя как личность и свои способности, осознаёт способы поддержания своей самооценки

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Защита групповых проектов.

Презентация

Защита групповых проектов.

Презентация

Анкетирование

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Асмолов А.Г. Системно- деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика,2009.

2.Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности//Развитие исследовательской деятельности учащихся.-М.,2001.

3.Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности// Развитие исследовательской деятельности учащихся.- М.,2001.

4.Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/под ред. А.М.Кондакова,А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.

5.Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской деятельности учащихся//Завуч.-2001.-№1.- с.93-119

6.Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры//Развитие исследовательской деятельности учащихся.- М., 2001.

7.Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»

8.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

9. Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ//Развитие исследовательской деятельности учащихся.- М.,2001

10. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций./ под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.- М.:Просвещение,2014..

Планируемые результаты изучения учебного курса

Обучающийся научится

(базовый уровень результатов)

Обучающийся получит возможность научиться

(для повышенного уровня результатов)

Извлекать необходимую информацию из словарей, энциклопедий и справочников, использовать её в различных видах деятельности

Составлять творческую работу по алгоритму её выполнения при консультативной помощи учителя

использовать многообразие информации

планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность

Составлять план проекта с помощью учителя

способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

контроля

Дата проведения

Введение. Что такое проект

Открытия нового знания

Виды проектов (творческий, ролевой)

Открытия нового знания

Виды проектов(информационный)

Открытия нового знания

Виды проектов (исследовательский)

Открытия нового знания

Методика проведения самостоятельных исследований

Открытия нового знания

Презентация исследовательской работы (коллективная деятельность)

Отработка умений и рефлексии

Актуализация темы. Актуальность. Цели проекта.

Открытия нового знания

Гипотеза исследования.

Открытия нового знания

Методы исследования. Эксперимент познания в действии

Открытия нового знания

Анализ, синтез. Суждения, умозаключения, выводы

Открытия нового знания

Планирование, обзор литературы

Открытия нового знания

Презентация исследовательской работы

(групповая деятельность)

Развивающего контроля

тематический

Консультация по выбору темы

Отработка умений и рефлексии

Консультирование: объект, предмет исследования

Отработка умений и рефлексии

Консультирование: цель, задачи

Отработка умений и рефлексии

Промежуточные отчеты

Отработка умений и рефлексии

Обзор литературы по темам

Отработка умений и рефлексии

Консультирование: планирование

Отработка умений и рефлексии

Консультирование: методы исследования

Отработка умений и рефлексии

Консультирование по результатам групповой работы над проектом

Отработка умений и рефлексии

Консультирование по результатам групповой работы над проектом

Отработка умений и рефлексии

Консультирование по результатам групповой работы над проектом

Отработка умений и рефлексии

Редактирование тезисов и демонстрационных материалов

Отработка умений и рефлексии

Редактирование тезисов и демонстрационных материалов

Отработка умений и рефлексии

Консультации по оформлению работ

Отработка умений и рефлексии

Консультации по оформлению работ

Отработка умений и рефлексии

Работа над памяткой при подготовке публичного выступления

Отработка умений и рефлексии

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

Развивающего контроля

итоговый

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

Открытия нового знания

Правильная подготовка презентации к проекту

Открытия нового знания

Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации

Открытия нового знания

Защита групповых проектов.

Развивающего контроля

итоговый

Защита групповых проектов.

Развивающего контроля

итоговый

Твои впечатления от работы над проектом.

Общеметодологической направленности

Министерство образования Тульской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.16 «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

по профессии

08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем

жилищно-комммунального хозяйства

1 Пояснительная записка 4

2 Общая характеристика учебной дисциплины 6

3 Место учебной дисциплины в учебном плане 7

4 Результаты освоения учебной дисциплины 8

6 Тематическое планирование 14

7 Характеристика основных видов учебной деятельности студентов 15

8 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 17

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Индивидуальный проект» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов квалифицированных рабочих.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Индивидуальный проект», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

    Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) (далее – Федеральный закон об образовании);

    приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственныйобразовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413".

Индивидуальный проект – представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)

    формирование проектной компетентности обучающихся;

    формирование у обучающихся умений самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;

    развитие у обучающихся познавательных интересов;

    формирование у обучающихся умений генерировать новые идеи, творчески мыслить;

    приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в проектной, деятельности;

    формирование компетентности в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета;

    формирование компетентностей в области обработки информации для предоставления её в различных видах,

    формирование компетентностей в сфере распространения знаний среди сверстников.
    практическая подготовка учащихся к постановке и реализации реальных задач проектирования, включая элементы научно-исследовательской работы.

2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Программный материал отражает современные запросы общества и государства к построению образовательного процесса: деятельностный характер обучения, развитие информационной грамотности, в том числе и навыков владения ИКТ при освоении образовательных программ.

Одной из характеристик современного общества является практическая подготовка студентов к постановке и реализации реальных задач проектирования, включая элементы научно-исследовательской работы. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования проектной компетентности специалиста (способности индивида проектировать работу при решении учебных, бытовых, профессиональных задач) обеспечивающей его конкурентоспособность на рынке труда.

Учебная дисциплина «Индивидуальный проект» включает следующие разделы:

«Типы и виды проектов»

«Выбор и формулирование темы, постановка целей. Определение гипотезы»

«Этапы работы над проектом»

«Методы работы с источником информации»

«Правила оформления проекта. Презентация проекта»

При организации практических занятий необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в сети Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также планировать свою деятельность.

Изучение дисциплины «Индивидуальный проект» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС).

3 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В ГПОУ ТО «ТГКСТ» учебная дисциплина «Индивидуальный проект» изучается в цикле дополнительные учебные дисциплины учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-комммунального хозяйства. В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Индивидуальный проект» в составе дополнительных учебных дисциплин, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-комммунального хозяйства.

4 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

личностных:

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

Действие смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, обучающийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

метапредметных:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

предметных:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Умение структурировать знания;

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

1.1 Цели и задачи курса. Типы проектов.

2 Выбор и формулирование темы, постановка целей. Определение гипотезы.

Практические занятия

Отработка постановки целей. Отработка формулировки, доказательства и опровержения гипотез

3 Этапы работы над проектом

3.1 Этапы работы над проектом. Подготовительный этап: выбор темы, постановка целей и задач будущего проекта. Планирование: подбор необходимых материалов,

Практические занятия

Отработка методов поиска информации в Интернете

Составление плана текста. Выписки из текста.

5.2 Общие требования к оформлению текста (ГОСТы по оформлению машинописных работ)

5.4 Презентация проекта. Особенности работы в Power Point . Требования к содержанию слайдов.

Практические занятия

Оформление текстового документа по ГОСТ

Оформление письменной части проекта

Использование таблиц в текстовом документе

Оформление титульного листа, содержания. Оформление библиографического списка.

Оформление приложения результатов исследования индивидуального проекта

Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций

Оформление презентации по теме исследовательского проекта

Методы работы с источником информации

6 Особенности выполнения исследовательской работы

Практические занятия

Оформление доклада для защиты индивидуального проекта

Доработка проекта с учётом замечаний и предложений

Примерные темы индивидуальных проектов по информатике

По теме «Информация и информационные технологии»:

1 Компьютерная зависимость.

2 Шифрование информации.

3 Методы обработки и передачи информации.

4 Организация данных.

5 Компьютер внутри нас.

6 Мир без Интернета.

7 Россия и Интернет.

8 Информационное общество.

9 Лучшие информационные ресурсы мира.

10 Виды информационных технологий.

11 Мировые информационные войны.

12 Киберпреступность.

13 Проблема защиты интеллектуальной собственности в Интернете.

По теме «Устройств и функционирование ЭВМ»:

1 Искусственный интеллект и ЭВМ.

2 Операционная система. Принципы и задачи

3 Компьютеризация 21 века. Перспективы.

4 Клавиатура. История развития».

5 История Операционных Систем для персонального компьютера.

6 Техника безопасности при работе в классе Информатики 30 лет назад и сейчас.

7 Вирусы и борьба с ними». «USB1.1, USB 2.0. Перспективы.

8 Random Access Memory.

9 Шифрование с использованием закрытого ключа.

10 BlueRay противDVD.

11 Central Processor Unit.

12 Компиляторы и интерпретаторы.

13 Мертвые языки программирования.

Примерные темы индивидуальных проектов по математике

    Роль математики в современном мире

    Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности

    Цели и задачи изучения математики при освоении профессий СПО

    Развитие понятия о числе

    Функциональные зависимости в реальных процессах и явлениях (из смежных дисциплин)

    Применение графиков линейной функции в различных сферах жизни: в быту, в профессиональной деятельности

    Составление графика линейной функции (дежурства, расписания, и т.д.)

    Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики

Примерные темы индивидуальных проектов по физике

    Александр Григорьевич Столетов - русский физик.

    Александр Степанович Попов - русский ученый, изобретатель радио.История развития геометрии

    Андре Мари Ампер - основоположник электродинамики.

    Борис Семенович Якоби - физик и изобретатель.

    Величайшие открытия физики.и т.д.)

    Игорь Васильевич Курчатов - физик, организатор атомной науки и техники.

    Исаак Ньютон - создатель классической физики

    Сергей Павлович Королев - конструктор и организатор производства ракетно- космической техники.

6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) обязательная учебная нагрузка обучающихся по профессиям СПО технического профиля профессионального образования составляет: – 64 часа, включая практические занятия, – 44 часа

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Вид учетной работы. Аудиторные занятия. Содержание обучения

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

занятия на уроках

практические занятия

1 Типы и виды проектов

2 Выбор и формулирование темы, постановка целей. Определение гипотезы

3 Этапы работы над проектом

4 Методы работы с источником информации

5 Правила оформления проекта. Презентация проекта

6 Особенности выполнения исследовательской работы

Итого

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Всего 20 44

7 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

1 Типы и виды проектов

1 Цели и задачи курса. Проект как один из видов самостоятельной деятельности студента. Типы проектов

Уметь определять проекты

Знать классификацию проектов.

2 Выбор и формулирование темы, постановка целей. Определение гипотезы

2.1 Выбор темы. Определение степени значимости проекта. Актуальность и практическая значимость исследования.

Уметь выбирать тему

Уметь определять степень значимости проекта

2.2 Определение цели и задач. Эффективность целеполагания. Понятие "Гипотеза" Формулирование гипотезы. Доказательство и опровержение гипотезы.

Уметь определять цели и задачи.

Иметь представление об эффективности целеполагания

Уметь формулировать гипотезу

Уметьдоказывать и опровергать гипотезу

3 Этапы работы над проектом

3.1 Этапы работы над проектом. Подготовительный этап: выбор темы, постановка целей и задач будущего проекта. Планирование: подбор необходимых материалов, определение способов сбора и анализа информации

Уметь выбрать тему будущего проекта

Уметь ставить задачи

Уметь подбирать необходимые материалы

Уметь определять способы сбора и анализа информации

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

3.2 Этапы работы над проектом. Основной этап: обсуждение методических аспектов и организация работы, структурирование проекта. Заключительный этап: подведение итогов, презентация проекта.

Знать основные этапы работы над проектом

Уметь обсуждать

Уметь подводить итоги

4 Методы работы с источником информации

4.1 Виды литературных источников. Информационные ресурсы (интернет-технологии). Правила и особенности информационного поиска в Интернете.

Иметь представление о литературных источниках информации.

Уметь работать с литературными источниками

Определять ключевые слова, фразы для поиска информации.

Знать правила работы в сети Интернет.

5 Правила оформления проекта. Презентация проекта

5.1 Создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста

Уметь создавать текстовые документы.

Знать основные способы преобразования текста

Умение анализировать условия и возможности применения про­граммного средства для решения типовых задач.

5.2 Общие требования к оформлению текста (ГОСТы по оформлению машинописных работ

Знать требования к оформлению текстовых документов по ГОСТ

Уметь оформлять текстовые документы

5.3 Правила оформления титульного листа, содержания проекта. Правила оформления таблиц, графиков, схем.

Уметь оформлять титульный лист

Уметь оформлять содержание проекта

Знать правила оформления таблиц, графиков, схем

Уметь оформлять таблицы

Уметь строить графики и схемы

8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Освоение программы учебной дисциплины «Индивидуальный проект» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специали­зированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения програм­мы учебной дисциплины «Индивидуальный проект» входят:

Посадочные места по количеству студентов;

Рабочее место преподавателя;

Доска магнитная;

Технические средства обучения:

Компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows), прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Индивидуальный проект»

Сеть Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ

Для студентов

1 Гин, С. И. Проект или исследование? / С. И. Гин // Пачатковая школа. – 2016. – № 6. – С. 49–51

2 Гурман С.М.Оформление учебных текстовых документов: Методические указания / С.М. Гурман, В.И. Семенов. – Богданович, 2014

3 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2014.

4 Шурыгина А.Г., Носова Н.В. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2016

5 Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2015.

Для преподавателей:

1 Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. для студ. средн. пед. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: издательский центр «Академия», 2015

2 Пастухова И.П., Тарасова Н.В..Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.пособие для студ.учреждений сред. проф. образования / И.П. Пастухова,

Н.В. Тарасова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

3 Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.

4 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2015.

Интернет-ресурсы

1 http://psystudy.ru - электронный научный журнал

2 http://studentam.net - электронная библиотека учебников

3 http://www.gumer.info - библиотека

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы «Техникум сервиса и туризма № 29»

(ГБПОУ ТСиТ № 29)

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Общеобразовательной учебной дисциплины

ОУД. 11 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

для специальностей среднего

профессионального образования

Москва

2015

Составитель: Королева Л.В. преподаватель ГБПОУ ТСиТ №29

Рецензент________________________________________________________

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

1.1. Область применения программы: реализация среднего общего образования в пределах ППССЗ по специальности ________________________ , в соответствии с учетом социально-экономического профиля получаемого профессионального образования.

Примерная программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования данными в рекомендациях по организации деятельности обучающихся.

ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации ООО программы основного общего образования. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в техникуме.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у обучающихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и ориентирована на достижение следующих компетенций:

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразование, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК.5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель программы - создание условий для формирования умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности с ее последующей презентацией, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

В ходе решения системы проектных задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Настоящий курс предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

Исследование реальных связей и зависимостей;

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

Уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей обучающихся и основных компетентностей в предмете.

Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов.

Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса.

Возможные приемы организации деятельности:

Лекция

Семинар

Практическая работа

- «Мозговой штурм»

Работа с источниками, в частности с документами. Наибольшее внимание будет уделено практическим заданиям по выработке запланированных навыков и умений – выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться защита индивидуальных проектов.

Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.

Основные формы контроля (измерители обученности):

  1. создание индивидуального проекта и его презентация;
  2. тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе);
  3. творческие работы (презентации, рефераты, проблемные задания и др.)
  4. выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров.

Итогом изучения данного курса является защита проектной работы, представление на итоговом занятии.

1.4. Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины

Профильное изучение дисциплины обеспечивается выполнением обучающимися заданий для самостоятельной работы, подобранными преподавателем с учетом профессиональной деятельности, выполнением индивидуальных заданий, а также изучения дополнительного профессионально значимого материала.

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе практические работы 70 часов; самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

  1. 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Самостоятельная работа обучающегося (всего):

Подготовка материалов для проекта

Составление плана выполнения проекта

Работа с основной и дополнительной литературой

Подбор видео и фото материала

Выполнение и оформление проекта

Подготовка презентации

Итоговая аттестация в форме зачета – защита проекта

  1. Тематический план и содержание общеобразовательной учебной дисциплины Индивидуальный проект

Наименование

разделов и тем

самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

Раздел 1. Основные понятия проектной деятельности

Введение. Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию. Виды индивидуальных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта.

Раздел 2. Этапы работы над проектом

Определение темы проекта. Этапы работы над проектом. Методы исследования. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта. Выбор темы индивидуального проекта

Самостоятельная работа обучающихся:

Раздел 3. Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета

Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Работа с электронным каталогом библиотеки. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Занятие с системами «антиплагиат».

Практические работы:

Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге, поиск по индексу статей периодики.

Работа с электронным каталогом библиотеки.

Подбр материалов по теме проекта

Самостоятельная работа обучающихся:

Раздел 4. Индивидуальное проектирование с учетом профессиональной направленности

Практические работы:

Определение научной проблемы: определение объекта и предмета исследования. Индивидуальные занятия

Тренинг: выдвижение гипотезы исследования. Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению. Эссе по проблеме исследования. Требования к оформлению письменной части работы. Контрольная работа

Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров. Правила оформления библиографии. Технология презентации

Самостоятельная работа обучающихся:

Всего

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

3.1. Требования к минимальному материально- техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в интернет;

экран, проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Используемая литература

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М. 2005.

Сергеева В.П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. М. 2005.

Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006.

  1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. – 110 с.

Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". – М., 2004.

Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.:Издательский дом "Камерон", 2004.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.

Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

Результаты обучения

(усвоенные умения,

усвоенные знания)

Коды формируемых

общих

компетенций

Формы и методы

контроля и оценки

результатов обучения

Знать:

Особенности проектной деятельности.

Основные требования к исследованию.

Виды индивидуальных проектов.

Основные технологические подходы.

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ОК 2

ОК 5

ОК 6

ОК 7

ОК 8

Создание индивидуального проекта и его презентация;

Тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, практические работы, эссе);

Творческие работы (презентации, рефераты, проблемные задания и др.);

Выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров;

Итогом изучения данного курса является защита проектной работы

Этапы работы над проектом. Методы исследования

Уметь:

Проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа;

Видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки;

Составлять план своей деятельности;

Представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное;

Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других;

Пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

Представлять результаты изучения данного материала в формах конспекта, индивидуального проекта

ГосударственноЕ бюджетноЕ профессиональноЕ образовательноЕ учреждениЕ города Москвы

"Первый Московский Образовательный Комплекс"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета (курса) Индивидуальный учебный проект

наименование предмета, класса (года обучения)

уровень образования: среднее общее

уровень освоения программы: базовый

профиль образовательной программы: естественно - научный

Москва

2016

ОДОБРЕНА

методическим объединением учителей предметов естественного цикла

наименование методического объединения

Протокол № ____

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413,

Председатель методического объединения

___________/Л. И. Пронина

Заместитель директора ГБПОУ «1-й МОК»

_______________________/ __________________

Подпись Ф.И.О. Подпись Ф.И.О.

Составители (авторы) : __ Пронина Любовь Ивановна – учитель химии высшей квалификационной категории ГБПОУ «1-й МОК, Почетный работник общего образования РФ, Соросовский грант, Грант Мэра Москвы

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ

СОДЕРЖАНИЕ

    Пояснительная записка

    Планируемые результаты освоения учебного предмета

    1. Личностные результаты

      Метапредметные результаты

      Предметные результаты

    Содержание учебного предмета (курса)

    Тематическое планирование учебного предмета (курса)

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

    Требования к результатам усвоения учебного предмета (курса)

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный № 24480 от 7 июня 2012 года, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный учебный проект» представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: пояснительную записку, содержание учебного предмета, тематическое планирование учебного предмета (курса), учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

    1. Профиль освоения образовательной программы - естественно – научный.

Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания .

Методы преподавания данного курса определяются целями и задачами, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.

Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов.

Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса.

Возможные приемы организации деятельности:

Лекция

Семинар

Практическая работа

- «Мозговой штурм»

Работа с источниками, в частности с документами. Наибольшее внимание будет уделено практическим заданиям по выработке запланированных навыков и умений – выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться защита индивидуальных проектов.

Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.

    1. Общие цели среднего общего образования с учетом специфики учебного предмета

Рабочая программа ориентирована на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания учебного предмета «Индивидуальный учебный проект», подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

    1. Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа учебного предмета « обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся по программам основного общего образования.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), направленную на формирование личностных и метапредметных результатов обучения.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся под руководством преподавателя по выбранной теме в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной) в течение двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, Результат освоения программы дисциплины должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта.

Освоение программы учебной дисциплины « Индивидуальный учебный проект» должно обеспечить:

Удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

Всестороннее индивидуальное творческое развитие личности;

Формирование у обучающихся инициативности и познавательной активности;

Выработку навыка самостоятельной навигации в информационных системах и ресурсах;

Универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем: в процессе самоопределения, образования и в профессиональной деятельности.

    1. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Индивидуальный учебный проект» относится к предметной области «Математика и информатика».

    1. Количество часов по учебному плану

Общее количество часов по учебному предмету за два года обучения - 68, количество часов в неделю для каждого года обучения - 1.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Личностные результаты

ЛР.1) уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

ЛР.2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

ЛР.3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

ЛР.4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

ЛР.5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

ЛР.6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

ЛР.7) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

ЛР.8) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

ЛР.9) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

ЛР.10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных проблем;

ЛР.11) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

2.2. Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета отражают:

МР.1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

МР.2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

МР.3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

МР.4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

МР.5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

МР.6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

МР.7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

МР.8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

МР.9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

2.3. Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Индивидуальный учебный проект» отражают:

ПР.1) сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

ПР.2) способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

ПР.3) сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;

ПР.4) способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;

ПР.5) владение умением излагать результаты проектной работы на семинарах, конференциях и т.п.;

ПР.6) сформированность понятий проект, проектирование;

ПР.7) владение знанием этапов проектной деятельности;

ПР.8) владение методами поиска и анализа научной информации.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию.

Раздел 1 Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности.

Тема1.1Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности .

Виды школьных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. Учебный проект. Определение темы проекта. Этапы работы над проектом.

Методы исследования. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта. Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Составление глоссария по теме исследования. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.

Тема 1.2 Алгоритм «Учебное проектирование».

Структура, этапы исследовательской работы, критерии оценки. Введение, основная часть научного исследования. Методы исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы. Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению. Тезисы. Способы оформления конечных результатов индивидуального проекта

(презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров). Технология презентации. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Составление архива проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Подготовка авторского доклада. Корректировка проекта с учетом рекомендаций.

Примерная тематика учебных проектов:

История химии,

Химия в истории,

Химия в культуре и искусстве,

Химия и экология,

Химия в литературе,

Химия и география,

Химия и физика,

Математика в химии,

Химия на английском,

Химия в быту,

Химия и медицина,

Химия и сельское хозяйство,

Химия в различных отраслях промышленности,

Химия и криминалистика,

Химия и биология.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)_ Индивидуальный учебный проект,

10 – 11 классы

наименование учебного предмета класса (года обучения)

практическая работа

выделяют главное, сравнивают,

Работа с электронным каталогом библиотеки

практическая работа

исследуют практические ситуации, оформляют библиографический список в соответствии с требованиями ГОСТа

Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Составление глоссария по теме исследования

урок

объясняют понятия

Что такое плагиат и как его избегать в своей работе

урок

Итоговое занятие по теме «Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности»

Урок- тестирование

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Составление плана информационного текста

практическая работа

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли, составляют развернутый план своего проекта

Тезисы. Конспект.

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Тезисы. Конспект.

практическая работа

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Цитирование. Правила оформления цитат

урок

Рецензирование, отзыв о работе

Правила оформления цитат. Рецензирование, отзыв о работе

практическая работа

цитируют источники в соответствии с требованиями ГОСТа

Определение научной проблемы: определение объекта и предмета исследования.

урок

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

урок

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Определение научной проблемы: постановка цели и задач исследования.

практическая работа

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Выдвижение гипотезы исследования

тренинг

исследуют практические ситуации

Структура учебного реферата.

урок

Тема, цель, задачи реферата

формулируют цели и задачи исследования

Формулировка темы, определение актуальности темы, проблемы реферата

тренинг

формулируют тему работы, определяют ее актуальность

Требования к оформлению письменной части работы

урок

Реферат по проблеме исследования

урок

объясняют понятия

Эссе по проблеме исследования

урок

оформляют результаты своего труда, работа в текстовом редакторе

Защита реферата по теме исследования

зачет

защищают реферат по теме исследования

Итоговое занятие по теме 1.1.

11 класс

Тема 1.2. Алгоритм проектной и исследовательской деятельности.

«Учебное проектирование».

Структура исследовательской работы, критерии оценки

урок

знакомятся со структурой исследовательской работы и критериями оценки

Этапы исследовательской работы .

урок

Введение научного исследования

урок

знакомятся со структурой исследовательской работы

Работа над введением научного исследования

практическая работа

работают над введением научного исследования

Основная часть исследования

знакомятся со структурой исследовательской работы

практическая работа

Работа над основной частью исследования

практическая работа

работают над основной частью исследования. Отбирают информацию.

Работа над основной частью исследования

практическая работа

работают над основной частью исследования

Работа над основной частью исследования.

практическая работа

работают над основной частью исследования. Корректируют информацию

Методы исследования

урок

знакомятся со структурой исследовательской работы

Методы исследования

практическая работа

выбирают методы исследования своей работы

знакомятся со структурой исследовательской работы

Результаты опытно-экспериментальной работы

практическая работа

оформляют результаты опытно-экспериментальной работы

Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению

урок

знакомятся со структурой исследовательской работы

Тезисы.

урок

знакомятся со структурой исследовательской работы: оформляют тезисы работы

Способы оформления конечных результатов индивидуального проекта (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров).

урок

знакомятся с оформлением и презентацией результатов своего труда

Технология презентации

урок

Создание компьютерной презентации.

практическая работа

делают презентацию по теме своего проекта

Создание компьютерной презентации.

практическая работа

делают презентацию по теме своего проекта

Создание компьютерной презентации.

практическая работа

делают презентацию по теме своего проекта

Навыки монологической речи

урок

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Аргументирующая речь

урок

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Умение отвечать на незапланированные вопросы.

урок

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант

урок

Публичное выступление на трибуне и личность

урок

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Главные предпосылки успеха публичного выступления

урок

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

практическая работа

Представление работы, предзащита проекта.

тренинг

презентуют результаты своего труда

Представление работы, предзащита проекта.

тренинг

презентуют результаты своего труда

Корректировка проекта с учетом рекомендаций

урок

презентуют результаты своего труда

конференция

Защита проекта/исследовательской работы

конференция

презентуют результаты своего труда, делают самоанализ своего проекта

Защита проекта/исследовательской работы

конференция

презентуют результаты своего труда, делают самоанализ своего проекта

Анализ достижений и недостатков.

урок

делают самоанализ своего проекта

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации учебного предмета

Реализация программы учебного предмета осуществляется в учебном кабинете химии.

Оборудование учебного кабинета:

Печатные пособия:

Таблицы:

    периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

    таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.

    электрохимический ряд напряжения металлов.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

    Приборы, приспособления: комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ и практических работ по химии.

    Реактивы и материалы: комплект реактивов для базового уровня.

Технические средства обучения:

1. Компьютер

2. Доска «СМАРТ»

3. Компьютерные программы (обучающие и контролирующие)

Комплект ЭОР:

    Электронное пособие «Органическая химия 10-11 класс».

    Электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса «Химия 10 класс».

    Электронное пособие «Современный открытый урок. Химия. 10 класс»

4. Телевизор

    1. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

Учебные пособия:

1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

2. Сергеева В.П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. М. 2005.

3. Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006.

4. Е.А. Марон «Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике10кл»-М.: Просвещение, 2008.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.mon.gov.ru (Министерство образования и науки)

2. http://www.fipi.ru (портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений)

3. http://www.ege.edu.ru (информационной поддержки ЕГЭ)

4. http://www.probaege.edu.ru (портал Единый экзамен)

5. http://edu.ru/index.php (федеральный портал «Российское образование»)

6. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU (федеральный центр тестирования)

7. http://www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-Педсовет)

8. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ (виртуальный учебник по химии)

9. http://www.schoolchemistry.by.ru/ (школьная химия)

10. http://www.mec.tgl.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=149 (каталог образовательных ресурсов по химии)

11. http://www.alhimik.ru/fun/games.html (химические игры Алхимик)

12. http://home.uic.tula.ru/~zanchem/index.htm (занимательная химия)

13. - Воо^ Gid. Электронная библиотека. http://www.ict.edu.ru Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".

    Требования к результатам усвоения учебного курса

Основные формы контроля (измерители обученности):

    создание индивидуального проекта и его презентация;

    тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, практические работы, эссе);

    творческие работы (презентации, рефераты, проблемные задания и др.)

    выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров.

Итогом изучения курса является защита проектной работы на школьном уровне.

В ходе усвоения учебного материала, выполнения различных видов учебной деятельности у обучающегося будут сформированы следующие компетенции:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- исследование реальных связей и зависимостей;

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

В ходе решения системы проектных задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:

    рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

    целеполагать (ставить и удерживать цели);

    планировать (составлять план своей деятельности);

    моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);

    проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

    вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).