Программа факультативного курса "занимательная лингвистика". Занимательное языкознание

В данный момент, являясь учителем начальных классов, я работаю в 3 классе, на базе которого в прошлом году была открыта экспериментальная площадка по мультилингвальному обучению "Оптимизация системы мультилингвального обучения в общеобразовательном лицее".

Объектом ее исследования является процесс обучения младших школьников двум иностранным языкам немецкому и английскому с одновременным стартом. Цель данного эксперимента - создание эффективной системы организации процесса мультилингвального обучения.

Совместно с учителем иностранного языка Гунькиной О.В. были намечены задачи, способствующие реализации данной цели, в частности, это

  • привести в соответствие содержательную часть образовательного процесса по иностранным и родному языкам;
  • разработка интегрированных уроков на базе предметов РЯ, ИЯ1 и ИЯ2, а также других предметов;
  • разработка внеклассных и отчётных мероприятий по ИЯ1 и ИЯ2 и РЯ

В рамках данного эксперимента мною разработана программа факультативного курса

"Занимательная лингвистика".

Программа факультативного курса "Занимательная лингвистика"

Пояснительная записка

Русский язык - сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, в профессиональной деятельности. Тем не менее, до сих пор одним из "больных мест" нашего общества остается недостаточная грамотность. В школьных программах по русскому языку придается большое значение лексической работе, которая, в основном, направлена на практические упражнения в связи с изучением ряда правил, а не обобщением теоретических основ.

Сегодня формируется новая идея, предусматривающая учёт в преподавании многофункциональности самого языка.

Успешность обучения во многом зависит от интереса к изучаемому предмету. К сожалению, нечасто можно встретить учеников, которые называют любимым предметом русский язык. Главной задачей школы считается научить грамотно писать. Между тем в языке есть чудесные превращения слов, красивая логика, даль истории и разнообразие стран и народов, но на уроках обо всем этом не говорится.

Цель программы "Занимательная лингвистика" - сделать обучение русскому языку увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным; помочь ученикам познать сложное устройство русского языка, постичь его многочисленные тайны и секреты, превращая серьезную учебу в интересное путешествие в сказочную страну Занимательную Лингвистику.

Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют это сделать. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.

Внеклассная работа по русскому языку помогает восполнить этот пробел, т.к. она побуждает узнавать что-то новое о русском языке, развивать самостоятельность учащихся, их творческую инициативу.

Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами русского языка. На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные знания, которые связаны с учебной программой. Занятия строятся на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в творческий процесс, активизирует познавательную активность, способствует общей заинтересованности учащихся предметом.

На каждом занятии данного факультативного курса мною используются мультимедийные презентации, забавные стихи, загадки, кроссворды, игры, пословицы и др., которые способствуют повышению активности и работоспособности учащихся на уроках, влияют на качество успеваемости, развивают логическое и абстрактное мышление.

Не стоит забывать и о том, что богатый словарный запас, высокий уровень речевой компетенции в родном языке является предпосылкой для успешного овладения разными видами компетенций в иностранном языке.

В этой связи, данный факультативный курс способствует взаимообогащению родного и иностранных языков (в частности немецкого и английского), совершенствованию языкового мышления, речевой культуры.

Во время проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы.

Главная задача данного курса - содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества; помочь ощутить русский язык, как стройную гармоничную систему, убедить ребят в необходимости постоянного совершенствования своего орфографического мастерства.

Данная цель достигается через:

  • знакомство с основными разделами языкознания,
  • совершенствование навыков лингвистического анализа,
  • знакомство с различными словарями, и правилами работы с ними,
  • уточнением и обогащением словарного запаса
  • проведение интегрированных уроков.

В доступной и увлекательной форме ученики знакомятся с удивительным миром слов и их значений, происхождением и историей фразеологизмов, законами образования и изменения слов русского языка.

Внеклассные занятия с младшими школьниками важны для осуществления преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами.

К концу обучения учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;

  • основные лингвистические термины и понятия;
  • основные разделы языкознания (лексикология, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация, словообразование, орфография, фразеология);
  • орфограмма и условия их выбора;
  • словосочетания и предложения;
  • - звуки и буквы, ударение, слог, слово;
  • - лексическое значение слова
  • -основные правила орфоэпии;
  • жанры публицистического стиля (статья, заметка)
  • -происхождение некоторых слов и выражений;
  • иметь представление о русском языке как системе;
  • -правильно употреблять слова в речи;
  • -различать слова-паронимы, антонимы, синонимы, архаизмы, неологизмы и т.д;
  • -составлять предложения разных видов;
  • разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями;
  • писать статьи, заметки в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  • брать интервью;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения (в соответствии с изученным языковым материалом).

Программа рассчитана на 34 часа.

Примерное тематическое планирование. 3 класс.

Тема Основные понятия
1 Великий, могучий, волшебный язык. Исторический путь русского языка. Писатели о языке. Самые дорогие слова. Тематические группы слов.
2 Чудесные превращения слов. Шарады, метаграммы, логогрифы, перевертыши
3 В гости к фонетике и графике. Орфографический словарь. Орфография. Что такое орфограмма?

Знакомство с орфографическим словарем.

4 Как звучат слова? Наш друг ударение. Орфоэпический словарь. Орфоэпия. Орфоэпический словарь.

Ударение. Культура речи.

5 Слово или не слово. Знакомство с толковым словарем. Многозначные слова. Слово, слог. Толковый словарь.

Многозначные слова.

6 Происхождение слов. Знакомство с этимологическим словарем. Этимология. Этимологический словарь.
7 Что означают наши имена? Происхождение и значение имен. Древнерусские имена. Фамилия. Отчество.
8 Времена года. Откуда пришли названия месяцев? Происхождение названий месяцев. История русского календаря.
9 Почему их так называют?

Путешествие в мир растений.

Названия растений. Происхождение названий растений.
10 Почему их так называют?

Путешествие в мир животных.

Названия животных. Происхождение названий животных.
11 Путешествие в сказку. Имена сказочных героев.
12 Слова-близнецы. Знакомство со словарем омонимов. Омонимы. Словарь омонимов.
Слова-друзья. Словарь синонимов Синонимы. Словарь синонимов.
14 Употребление синонимов в речи.
15 Слова - враги. Словарь антонимов. Антонимы. Словарь антонимов.
16 Слова-старики и слова-младенцы. Устаревшие слова, архаизмы, неологизмы.
17 Путешествие по Фразеологии. Знакомство с фразеологическим словарем. Фразеология. Фразеологический оборот. Крылатые слова. Фразеологический словарь.
18 Красна речь пословицей. Пословицы и поговорки. Их толкование.
19 Слово под микроскопом.

Знакомство со словообразовательным словарем.

Словообразование. Морфема. Словообразовательный словарь.
20 Приключения в стране Морфологии. Морфология. Морфологический разбор.
21 Присмотримся к падежам. Падеж существительного и прилагательного. Падежное окончание.
22 Путешествие в страну Действий. Куда наклоняется глагол? Глагол- как часть речи. Наклонение глаголов.
23 Путешествие в страну Признаков. С ловарь эпитетов. Прилагательное. Эпитеты.
24 "Казнить нельзя -помиловать".

Путешествие в страну Невыученных уроков.

Синтаксис. Пунктуация. Знаки препинания.
25 Орфографические сказки.
26 В гостях у безударных гласных. Правила проверки безударных гласных.
27 Сундучок с непроверяемыми безударными гласными. Словарные слова
28 Согласные -двойняшки. Удвоенные согласные.
29 Невидимки в тумане. Непроизносимые согласные.
30 В гости к шипящим. В гостях у царевича Ц. Правила написания слов с шипящими.
31 В гости к буквам - молчунам. Слова с ь и ъ.
32 Слитно или раздельно. Работа со словарями.
33 Кроссворды по русскому языку Лексика.
34 Турнир знатоков русского языка Обобщение пройденного материала

Слова-рекордсмены

Самое длинное слово, занесенное в Книгу рекордов Гиннесса, встречается в венгерском языке. Оно состоит из 44 букв: megszentségteleníthetetlenségeskedéseitekért. При попытке его точного перевода специалисты расходятся во мнении, да и выговорить этот «ребус» явно получится не у всех. По некоторым версиям, слово приблизительно можно перевести так: «по причине (вашего) стремления сохранить незапятнанную репутацию».

Сложности с тем, чтобы верно произнести иностранное слово, возникают нередко. Так, весной 2010 года вулкан в Исландии Эйяфьядлайёкюдль (Eyjafjallajökull) серьезно потрепал нервы авиакомпаниям и пассажирам, а для ведущих новостей стало настоящим испытанием правильное произнесение его названия.

В Книге рекордов Гиннесса также упоминается слово, которое имеет наибольшее количество значений в английском языке – это слово «set». Во втором издании Оксфордского английского словаря (1989 года) слово «set» имеет 430 различных значений.

Самый редкий звук, встречающийся в европейских языках, – это чешский [рж]. Самый распространенный звук – гласная [а], в мире нет ни одного языка, в котором его не было бы.

При этом в сербском и хорватском языках встречаются слова, не содержащие гласных, - например, название острова Крк в Адриатическом море.

Люди-рекордсмены

Одним из величайших полиглотов считается Пауэлл Александр Джанулус (74 года), бывший сотрудник суда канадской провинции Британская Колумбия – он владеет 41-м языком. Еще одним великим полиглотом XVIII-XIX вв. считался кардинал Джузеппе Меццофанти, знавший 38 языков и 50 диалектов, при этом он ни разу не покидал родную Италию.

Больше всего слов в минуту смогла произнести итальянка Ванесса Морабито (Vanessa Morabito) 8 февраля 2012 года. Ей удалось сказать 380 слов за отведенные 60 секунд. А вот Шишир Хатва установил другой рекорд: 12 мая 2012 года он сумел за 1 минуту 23 секунды произнести 50 слов наоборот.

Удивительные факты о языках

Язык басков, распространенный на севере Испании, не входит ни в одну языковую группу. Носителями этого языка являются 800 000 человек, а большая их часть проживает на территории так называемой Страны Басков – в автономном регионе Испании.

Энантиосемия известна как языковое явление, когда одно и то же слово имеет противоположные значения.

Существует также межъязыковая энантиосемия, которая часто проявляется в славянских языках. Так, польское uroda означает «красота», zapominać - «забывать». Чешское čerstvý значит «свежий», potraviny - «продукты», pozor! - «внимание!», úžasný - «восхитительный», а сербское «вредност» переводится как «ценность».

Любопытно отметить, что «Россия» в некоторых европейских языках звучит довольно непривычно. Например, для эстонцев она «Венемаа» (Venemaa), а для финнов – «Веняйя» (Venäjä).

10 мифов о русском языке

Какого рода «кофе», следует ли писать «президент» с большой буквы и прилично ли говорить «кушать» вместо «есть».

Есть эталонные ошибки, на которые любят ссылаться блюстители русского языка: неправильное ударение в слове «одновременно» или путаница с родовой принадлежностью «кофе». Но существуют более интересные случаи. Большинство носителей языка, например, неправильно произносят фразу «мнения разнятся»: норма гласит, что ударение в этом глаголе должно ставиться на первом слоге. Мы выбрали 10 самых распространенных заблуждений о русском языке на основе лекции главного редактора портала Грамота.ру Владимира Пахомова о мифах в русском языке.

Кофе

Кофе - заимствованное слово, заканчивающееся на букву «е», но мужского рода. В огромном большинстве такие слова приобретают в нашем языке средний род - так уж он устроен, и эта тенденция необыкновенно сильна. Например, «метро» было раньше тоже мужского рода (от «метрополитен»), даже выходила газета «Советский метро». Для иностранцев всегда загадка, почему в русском языке «кафе» среднего рода, а «кофе» - мужского. Но мужской род поддерживается наличием устарелых форм «кофий» и «кофей». Такой своеобразный языковый мемориал.

«в Строгине»

Анна Ахматова сильно возмущалась, когда при ней говорили «я живу в Кратово» вместо «я живу в Кратове». Другой литератор предлагал всем, кто говорит «из Кемерово», по такому же образцу говорить «из окно». Видимо, за то десятилетие, за которое распространился новый несклоняемый вариант, мы успели забыть о том, что это правило всегда звучало иначе. Несклоняемые названия населенных пунктов возникли из языка военных, которым важно было давать начальные формы в сообщении. Возьмем, допустим, то же Кратово - из склонения «в Кратове» не ясно, Кратов это или Кратово. Один из наиболее авторитетных словарей сегодня, словарь Зализняка, пишет о несклоняемой форме так: «степень распространенности этого явления так велика, что, по-видимому, оно уже приближается к статусу допустимого».

«звОнить»

«Звонит» - этот жупел возникает в любой тематической дискуссии. Есть логика, по которой в языке смещаются ударения, и, хотим мы того или нет, эти законы работают. Перенос ударения с окончания на корень закономерен - «куришь», «варишь» и «даришь» раньше тоже произносились с ударениями на последний слог, просто они этот путь уже прошли. Несмотря на то, что это злит всех очень сильно, мы действительно в будущем будем говорить «звОним».

Президент и Патриарх

На самом деле с прописных эти слова пишутся только при официальном титуловании, в текстах официальных документов. Например, в тексте Указа Президента Российской Федерации это слово пишется с большой буквы. А в газетной статье нет никаких оснований для этого, и нужно писать со строчной. Еще очень живуч миф, что «день рождения», поздравляя человека, нужно писать с двух больших букв - нет, оба слова пишутся с маленьких.

«в Украине»

Это очень болезненный вопрос, и он постоянно выходит за рамки лингвистики. Мы придерживаемся такой позиции: нормы русского языка складываются столетиями, и они не могут за пять, десять или двадцать лет измениться в угоду каким-то политическим процессам. Поэтому по-русски правильно говорить «на Украину». Вообще, образование предлогов не всегда поддается объяснению. Почему, например «в школе», но «на заводе»? Так сложилось. Это многим не нравится, всем надо докопаться до сути. «Всему должно быть объяснение» - это еще один миф, очень многие вещи в языке нельзя объяснить.

Всегда должен быть один правильный вариант

Нехорошо, когда есть две нормы, как в случае со словом «творог». Это очень распространенный миф. Вариантность - это ни в коем случае не изъян для языка, наоборот, это его богатство. И ведь варианты бывают разные. Есть варианты равноправные, как в случае с творогом. Есть варианты категории «предпочтительный/допустимый», «современный/устаревший», и даже для ошибок в словарях есть свои градации. В орфоэпическом словаре, в словаре трудностей есть четкая система помет на этот счет. Допустим, нерекомендуемый вариант - «вандал», например. Есть неправильные варианты, есть грубо неправильные. Подход, при котором считается, что нужен только один вариант, характерен для словарей, адресованных работникам радио и телевидения. Есть словари, которые нацелены именно на то, чтобы показать динамику изменений и богатство норм языка. Словарь - это ведь не учебник, он не должен фиксировать единственно возможные варианты.

Вместо «кто последний» нужно говорить «кто крайний»

Об этом мифе еще Успенский писал в пятидесятые годы в книге «Cлово о словах». Успенский в книге объясняет еще, что у каждого предмета - у той же очереди - есть два края, и вопрос, таким образом, несостоятельный. У Колесова есть объяснение, что это использование «крайнего» вместо «последнего» заимствовано из украинского языка. Есть еще суеверие: все повально стали говорить «это был мой крайний спектакль, крайняя лекция, крайняя передача». У слова «последний» есть несколько негативных оттенков. Например, «плохой» - последний негодяй. Понятно, почему употребления этого слова избегают люди, рискующие жизнью: альпинисты, водолазы, цирковые артисты и летчики. Но когда мы в речи обычного человека слышим «когда я крайний раз был там-то», это звучит смешно.

Слово «кушать» говорят только невоспитанные люди

Была такая рекомендация в словаре речевого этикета, согласно которой можно употреблять этот глагол по отношению к детям, так могут говорить о себе женщины, но не должны говорить мужчины. Не знаю, насколько она справедлива, но она есть - в качестве простой рекомендации.

Местоимение «вы» всегда пишется с большой буквы

На самом деле «вы» пишется с заглавной буквы только при обращении к одному лицу и только в текстах определенных жанров: личные письма, служебные записки, листовки. Это, кстати, и для филологов не всегда очевидно. На Грамоте.ру есть раздел «Календарь конференций», куда приходят заявки от пользователей портала, и почти в каждом объяснении приходится править, потому что обращение к уважаемым коллегам включает местоимение «вы» с прописной буквы.

Электронные словари менее надежны, чем печатные

На сайте Грамота.ру выкладываются электронные версии печатных словарей - это один и тот же материал. У нас по объективным причинам есть случаи расхождения в рекомендациях. Допустим, часто спрашивают, как ставить ударение в слове «тирамису». Раньше мы отвечали, что норма словарно не определена, и так как это слово не устоявшееся, вы имеете право выбрать тот вариант, который вам больше нравится. Вышло академическое издание орфографического словаря 2012 года, и там зафиксировано «тирамису» с ударением на последнем слоге. То есть теперь, когда это слово получило прописку в языке и словарную фиксацию, мы станем отвечать по-другому. Но, допустим, для слова «руккола» такой фиксации еще нет. Колебания в написании недавно заимствованных слов - это вполне естественно для языка. То же касается слов twitter, facebook и прочих. До сих пор не определено, как их писать. Я бы писал по-разному: в статье написал бы «Фейсбук», используя кавычки и прописную букву, а в чате - со строчной и без кавычек.

Христофор Колумб, наткнувшись по пути в Индию на довольно крупный материк, сделал безусловно важное открытие, а то грустили бы мы без Голливуда и айфонов, но попутно заложил лингвистическую мину, назвав индейцев индейцами. Поскольку я пишу а вы читаете на правдивом и свободном, то, возможно, есть некоторое недопонимание, в чём же собственно проблема. В русском языке оперённый всадник из Америки называется «индеец», а житель густо населённой страны, находящейся совсем на другом краю света, — «индиец», одной буквы оказалось достаточно, чтобы не путать таких разных персонажей. Есть ещё «индус» про запас. А вот в испанском языке и тот и другой живут под одной крышей: indio , никто так и не удосужился исправить ошибку Колумба, наклеившего на коренных жителей Америки чужой ярлык.

Дальше — больше. Не упускающий ни единой возможности пооптимизировать английский язык тоже решил обойтись одним словом для двух разделённых океанами народов, в его словаре они известны как Indian . Ни американцы, ни канадцы, получившие индейцев в качестве тяжёлого исторического наследства, ни англичане, в чью империю долгое время входила Индия, палец о палец не ударили, чтобы внести в свой язык больше ясности.

Слово hindú , которое часто используется для того, чтобы сказать по-испански или по-английски «индус», никак нельзя поставить опростоволосившимся языкам в зачёт. Во-первых, оно персидского происхождения, а во-вторых, имеет чёткий религиозный оттенок, поскольку ссылается на приверженца традиций индуизма, которым, как мы понимаем, легко может стать представитель любой национальности, пробывший на Гоа больше 2 недель.

Научившись, естественно, понимать по контексту, о ком идёт речь в тех или иных английских и испанских текстах, я однажды впал в ступор, прочитав, что в городке Бегур, который в диадеме «Коста-Брава», на мой взгляд, самый крупный бриллиант, наиболее значимыми достопримечательностями являются крепость и casas indianas . Речь, понятно, о каких-то домах, но в Бегуре я был до этого несколько раз, и ни вигвамов, ни дворцов раджей там точно нет.

Сайт Академии испанского языка без тени смущения объяснил мне, что под словом indiano скрывается персонаж, не имеющий с двумя предыдущими ничего общего. Оказывается, так в Испании называют своих соотечественников, кто в годы кризиса эмигрировал в Латинскую Америку, разбогател там и вернулся с мешком денег на родину. По времени это, в основном, XVIII и XIX век. Особой скромностью индианос не отличались и основной смысл пересекать повторно Атлантику для них, вероятно, был именно в том, чтобы показать своим не таким лёгким на подъём соседям, с каким размахом можно жить (одноклассники.ру нулевая версия). Этот размах и предлагается посмотреть гостям Бегура — дома индианос и внутри и снаружи просто кричат о том, что у их бывших хозяев жизнь удалась.

Почему для слова, обозначающего такую очень конкретную группу лиц, испанский язык взял обмусоленный со всех сторон корень, — большая загадка. Ну, разве что хотелось поиздеваться над языком английским, который, уже имея к тому времени многозначное Indian , был загнан в угол и отказался включить в словарь новое понятие. Англичане в Бегуре — явление обычное, они любят туда ездить и активно покупают недвижимость, путеводители на английском вынуждены как-то выкручиваться и либо оставляют indiano без перевода, либо говорят про нечто «колониальное».

Христофор Большая Путаница, положивший начало всей этой неразберихе, конечно, заслуживает снисхождения — ему хватало проблем с финансированием собственных экспедиций и белыми пятнами на картах, чтобы находить время для предельно точных формулировок. А вот от хранителей языка хотелось бы бóльшей изобретательности. Не за горами тот момент, когда потоки оголодавших от нового кризиса испанцев хлынут на заработки в страны БРИК, в том числе и в Индию, вернутся оттуда в шелках и с благовониями и потребуют для себя отдельного места в словаре.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Штирлиц мог овладеть совершенно незнакомым
ему языком за считанные минуты.
Причём, языку иногда даже руки не связывали...
O"KАРПОВ, Невысказанное.

Ходят слухи, что я способен к языкам. Не так, конечно, как полковник Исаев. Вовсе нет. Однако, должен признаться, что создавать иллюзию всезнайки не так уж и трудно. Достаточно при случае посчитать вслух до десяти по-латышски, или на чистом японском обозвать кого-нибудь дураком. Глаза девушек сразу теплеют, и если уж не найдётся в компании человека, в совершенстве знающего суахили, будьте уверены - вы останетесь в центре внимания! И кому есть дело до того, что в рижском магазине вы не сумели бы даже спросить бутылку пива, а японец с вашим произношением, со стыда давно бы сделал себе харакири...

То, что мне вряд ли доведётся стать полиглотом, я осознал на первом же уроке английского языка в начальной школе. Накануне моя мама вдолбила в меня с десяток английских слов, и я уже успел запугать бабушку своими звонкими "ес" и "ноу". Но когда в устах учительницы такое простенькое "ес" выросло до жуткого и непотребного "ЕСЫТЫЗ", я с горечью понял, что нескоро сумею проникнуть в тайны лингвистики. Позже, очевидно, вследствие какой-то нелепой случайности, я умудрился закончить языковой факультет, хотя по-английски не говорил ещё года два после этого.

Беда подобных мне людей в том, что несерьёзное отношение к жизни и постоянное стремление находить смешное во всём и всех, приводит к абсолютной невозможности заниматься научной деятельностью. Ну как я мог продолжать изучение исторической геологии после того как наткнулся на следующую фразу в учебнике: "Нижнеордовикские отложения Франко-Чешского срединного массива Альпийско-гималайской складчатой области представлены конгломератами тремадока с галькой кембрийских эффузивов "?

Тогда-то меня в первый раз и выгнали из института.
С тех пор прошло уже, страшно подумать, десять лет. С третьей попытки я зачем-то получил высшее образование, и в отличие от большинства своих однокурсников не ушёл в бизнес, не нашёл работу и не заработал денег. Вместо этого, я стал бардом, начал писать песни и всякую весёлую чепуху. Что поделать, если логическому мышлению я всегда предпочитал абстрактное? Желание смотреть на вещи под иным углом и выворачивать привычные всем понятия наизнанку стало самой характерной чертой моего восприятия мира. И палиндромы я начал писать, благодаря привычке мысленно переворачивать вверх ногами всякое услышанное слово. Я чту великих поэтов и снимаю шляпу перед серьёзными томами их сочинений, но сам при этом, не променяю сборник лимериков Эдварда Лира даже на библиотеку Ивана Грозного. Я пою иногда грустные песни, но это, чаще всего - не мои песни. "Слёзы создали поэты, это факт! " Так пусть же они создают не только слёзы! Их и так у нас хватает.

ЁЖ ПО ИМЕНИ АЛЬФРЕД

"...Мы должны определить, кто есть ху!.."
М.С.ГОРБАЧЁВ

Серьёзные лингвисты всего мира ломают свои молодые, седые и лысые головы над проблемами вполне себе научными. Конечно, языкознание для них уже является предметом, довольно забавным. Ещё бы! Не занимательно ли, копаясь в пыли рукописей, установить родство совершенно, казалось бы чуждых друг другу языков? Представьте себе восторг учёного, выявившего санскритские корни в названиях среднерусских рек, или же нашедшего ответ на вопрос: почему в отличие от сотен других народов, грузины называют папу "мама"! Но, как вы уже догадались, "занимательное языкознание", это понятие особое.

Впервые я задумался об особенностях изучения иностранных языков в институте, когда на первом курсе меня вызвали пересказывать текст. Готов я, естественно, не был, новых слов не запомнил. Поэтому я обречённо стоял у доски, надеясь на случайную подсказку. Подсказывать начала сама преподавательница.
- В конце концов, Бен потерял терпение и закричал: "Такси! Такси!" - напомнила она следующее предложение.
- At last Ben lost his... - покорно начал я и заткнулся. Как будет по-английски "терпение" я тогда не знал.
- Пейшенз! Пейшенз!.. - полетело по аудитории спасительное шипение. К сожалению, расслышал я плохо.
- Потэншенз! - вырвалось из моих уст!..
Аудитория взорвалась хохотом. Преподавательница устало посмотрела на меня.
- Нет, Саша, - вздохнула она. - Не потенцию он потерял, а терпение! К тому же, потенция по-английски будет "потенси"!..

Должно быть именно тогда, в моём сердце затеплилась надежда на то, что хотя бы какую-то выгоду удастся извлечь из скучных институтских занятий. По крайней мере, думал я, уж лингвистическими байками-то я разживусь! И, надо сказать, надеждам суждено было сбыться. Так что я продолжаю делиться с вами единственным нажитым мною капиталом. И начну опять с великого и могучего английского - того самого языка, благодаря которому я всё же научился играть на гитаре. Но, впрочем, сейчас речь не об этом.

Тёплым весенним днём группа студентов наполняла атмосферу аудитории тихим весёлым гулом: прошло уже десять минут, а преподавательницы всё ещё не было. В открытое окно влетал искушающий черёмуховый аромат, выветривающий из голов остатки мыслей о предстоящем занятии. Да, собственно, никто уже и не думал о нём, когда вдруг раскрылась дверь, и англичанка бодро вступила в аудиторию.
- Стэнд ап, плиз! - пропела она, растягивая губы в искусственной улыбке.
Студенты растерянно смолкли. В воцарившейся тишине было слышно, как разбиваются, падающие с небес на землю, сердца. А ещё был слышен мой голос, как всегда некстати, чересчур громко констатирующий факт:
- "Стэнд ап" подкрался незаметно!..
Кто-то, не удержавшись, хрюкнул. Англичанка, не сняв улыбки, стрельнула в меня глазами, но ничего не сказала. Вместо этого она поставила на стол магнитофон и, объяснив задание, включила кассету и снова вышла. Нам предлагалось пару раз прослушать занудный текст, после чего, по возвращении преподавателя, заниматься пересказом и переводом. Запись представляла собой монолог руководителя туристической группы, инструктировавшего новичков на тему того, что нужно взять с собой в поход. Студенты, как водится, прослушали кассету лишь краем уха, за исключением Андрея Новикова, по прозвищу Эндрю, который сидел один и, скучая, поглядывал в окно. Вернувшаяся англичанка вызвала одну из студенток пересказывать текст на русском языке, и все остальные, с облегчением вздохнув, вернулись к своим подпольным занятиям. Несчастную девушку слушал внимательно один только Эндрю.
- Что касается обуви, - мучительно вспоминала студентка. - Обязательно возьмите с собой спортивные туфли...
- И БУТСЫ! - неожиданно крикнул от окна Эндрю.
Вся аудитория подпрыгнула на месте и уставилась на Эндрю.
- И бутсы! - повторил тот, ошалело глядя на нас. Англичанка вспыхнула румянцем. Я разом вспотел. С чего бы это Эндрю так нагло орать матом посреди урока!
- Он хочет сказать, что надо взять бутсы! - наконец догадался кто-то...
Сказать по правде, я даже не помню, как была выправлена ситуация...

Эндрю сам по себе личность довольно примечательная. Достаточно упомянуть о том, как, воротившись из поездки в Самарканд с группой экологов международного уровня, Эндрю жаловался, что эта скотина, сын короля Лесото, задолжал ему выигранные в карты двадцать баксов и не вернул! Но больше всего ему самому понравилось водить иноземцев по местному музею. Завидев резную деревянную вазу, он радостно оповестил делегатов, что "This vase is made of... САМШИТ!", наивно полагая, что название этого дерева звучит одинаково на всех языках. Для незнающих английский, поясню, что иностранные экологи с изумлением услыхали из уст Эндрю, что данная ваза "сделана из какого-то дерьма"!

Впрочем, с этим словом извечно происходят какие-либо недоразумения. Недавно, одна моя знакомая американка, уже шесть лет живущая в России (ну нравится ей здесь!), смеясь, рассказывала мне, как в её московской квартире случилось короткое замыкание.
- И ты представляешь, - говорила она мне по-русски, с еле заметным акцентом, - Приходит такой русский электрик. Одет так, в телогрейку, курит какой-то кошмарный табак. Походил чуть-чуть по квартире, посмотрел что-то там... Я потом узнала, что это называется "распределитель", правильно? Он показывает в него пальцем и так говорит: "Это всё щит! Понимаешь?" Я головой киваю, думаю, даже русский электрик, ругаться по-английски может. А он продолжает: "Весь этот щит менять надо!"...

Однако, для создания комичной ситуации, вовсе необязательно жонглировать бранными словами. Вполне нормальные понятия, применённые в неправильном контексте, также могут сработать с совершенно неожиданно стороны. Было дело, когда мне и моему однокурснику Антону Краузе, довелось поработать переводчиками на нефтяных месторождениях Сибири. Приходится признать, что на тот момент, наш английский оставлял желать много лучшего. Поэтому, сразу после прилёта на место работы, мы принялись усиленно зубрить длиннейшие списки профессиональных терминов, в чём, правда, не слишком преуспели. А дня через три, Антона неожиданно попросили перевести переговоры между техническим директором канадской компании и русским начальником месторождения. С Краузе сошло семь потов, но он всё же с честью продирался через лингвистические преграды, как вдруг, в самом конце переговоров, начальник вежливо попросил Антона:
- Сынок, ты ещё поинтересуйся, сольраствора-то у них достаточно?
Тут Антона переклинило, и вместо простенького слова "брайн", он неожиданно произнёс "брэйн", обратившись, в итоге, к оторопевшему от такой наглости, канадцу с вопросом:
- Мистер Иванов интересуется, а хватит ли у вас мозгов?..

Я тоже не преминул отличиться перед канадским начальством. А вся-то беда заключалась в моей привычке носить обручальное кольцо на среднем пальце, вместо безымянного. И в первый же день, в ответ на вопрос босса о моём семейном статусе, я не нашёл ничего лучшего, как молча вытянуть руку и продемонстрировать оттопыренный средний палец...

В другой раз я стал жертвой элементарной необразованности канадских нефтяников. Во время перекура, один из бурильщиков, прихлёбывая горячий кофе, принялся расспрашивать меня о животных, населяющих подмосковные леса. Я успел перечислить зайцев, белок, кабанов и лосей, как вдруг при слове "хеджьхог" (ёж), канадец с изумлением переспросил: "Кто-кто?" "Хеджьхог" - неуверенно повторил я, уже сомневаясь в правильности моего произношения. "Я знаю Альфреда Хичкока - американского писателя фантаста" - сказал канадец. "Да причём тут Хичкок! - взорвался я. - Хеджьхог, это животное такое, с колючками!" "А, дикобраз!" - догадался канадец. Я аж попятился от удивления. Надо же, взрослый человек никогда не слыхал о ежах! В этот момент в бытовку вошли остальные рабочие. "Эй, парни! - обратился к ним мой собеседник, - тут Алекс мне какие-то байки травит, что у них в России живёт зверь по имени... - тут он повернулся ко мне, - Как ты его назвал?" "Хеджьхог!" - прорычал я. Канадцы оторопело разинули рты и, как ученики на уроке, хором промямлили: "Альфред Хичкок? Американский писатель фантаст?"

Ноги мои подкосились, и я упал на скамейку. "Вы что, придуриваетесь? - жалобно спросил я, - Ёжик, это такой маленький зверёк с иглами на спине..." "А! - тупо заулыбались радостные канадцы, - Понимаем! Это дикобраз!" Тут уже мне стало не до смеха. "Ежи, - говорю, - Гораздо меньше, чем ваши дикобразы. И иглы у них короче. А в случае опасности, они сворачиваются в сплошной колючий шар!.." "Да ну? Иди ты!" - послышался недоверчивый голос, и прежде, чем я потерял дар речи, кто-то из буровиков подсунул мне лист бумаги, карандаш, и потребовал: "Рисуй!"

Со вздохом я принялся рисовать. Надо признаться, что до этого мне ещё ни разу не доводилось изображать ежей, поэтому, из-под моей руки машинально выходили сплошные мультипликационные персонажи с идиотическими грибочками и листиками, нацепленными на иголки. Канадцы же, обступали меня плотным кольцом и восторженно цокали языками, словно коренные жители Папуа, которым рисуют упрощённую модель санузла на космической станции "Мир".

В конце концов, время перекура вышло, и я с облегчением прервал свой спонтанный урок природоведения. Но мысль о том, что шестеро взрослых человек не имеют ни малейшего представления о ежах, не давала мне покоя. Воротившись с работы на базу, я заметил довольно большую группу американцев, толпящихся в курилке, и решил продолжить эксперимент на них. "Джентльмены! - обратился я к ним с порога, - Разрешите задать вам вопрос! Знаете ли вы, кто такой хеджьхог?" "Альфред Хичкок! Американский писатель фантаст!" - дружно ответствовали десять, разработанных гамбургерами ртов. В приступе неприличного беззвучного хохота я сложился пополам. Как вдруг один из вошедших американцев заявил: "Мне стыдно за вас, парни! Ежи, это - животные, которые водятся в Европе. Живут они под землёй, и имеют блестящий чёрный мех!"

О РЖАВЫХ ПИРОЖКАХ И КУРЯЩИХ СТИРАЛЬНЫХ МАШИНКАХ

Shake well after using!
(После употребления - встряхнуть!)
НАДПИСЬ НА СТЕНЕ МУЖСКОГО ТУАЛЕТА

Было дело, и мне самому случалось путать слова. Ещё курсе на втором института, я оправдывался в письме к своей швейцарской знакомой, что она от меня долгое время не получала писем, из-за плохой работы моего почтового отделения. Как уже многие догадались, я умудрился вместо слова "мэйл" (mail) - почта, написать "мэйл" (male) - мужской. Таким образом, милая девушка из самого сердца Европы с искренним изумлением узнала из полученного письма, что горячий российский парень давненько ей не писал вследствие неполадок в его "мужской системе"...

Тут же, кстати, вспомнился мне один персонаж, с кем я неоднократно пересекался во время работы в британской нефтяной компании на полуострове Челекен в суверенном Туркменистане. Блюститель всевозможных КЗОТов и ГОСТов, Борис Николаевич Кравченко не терпел ни малейших действий заморских коллег, шедших вразрез с его мнением. Зная с грехом пополам десяток английских слов, г-н Кравченко был свято убеждён, что любой иностранец будет гораздо лучше понимать его, ежели он будет произносить своё имя на английский манер - Boris, с ударением на первый слог. Так однажды, Борис Николаевич, низкого роста, полный и небритый, отловил в коридоре офиса самого директора фирмы. Страшно дыша на него перегаром туркменской водки и дымя в лицо директора местным "Беломором", Борис взял его за пуговицу и заявил:
- Дэвид! Ты, б... слушай меня. Лиссэн сюда, значит. Boris, Boris ...факс Ашхабад! А туморроу, завтра, то бишь, Boris факс Амстердам!..
Слава Богу, директор понял, что речь шла всего лишь о факсимильных сообщениях. Но ещё долго по компании ходила байка о сексуальном гиганте Borisе...

Другим известным персонажем, работавшим в той же фирме, был доктор Алекс, хорват по происхождению, знаменитый тем, что однажды, осмотрев ногу одного из переводчиков, заявил на ломаном английском, что "Дыс маст би типикал...машрум! " ("Это должно быть, типичный...гриб!") Возможно, что на хорватском слова "гриб" и "грибок", как и на русском - однокоренные, но в английском языке, эти понятия совершенно не родственны. Так что, переводчик, представив себе, как у него из-под ногтей ноги прорастают шампиньоны с подберёзовиками, чуть не помер со смеху, а доктора Алекса отныне, за глаза, называли не иначе, как "доктор Машрум"!

Случались в компании и более мелкие казусы. Как-то раз, некоего переводчика остановил араб, заведовавший прачечной, и попросил его зайти в ремонтный отдел, дабы сообщить, что одна из стиральных машин задымилась. Слегка растерявшийся переводчик, зашёл к ремонтникам и с порога заявил, что "one of the washing machines smokes!..", что, естественно, было понято иностранцами, как: "одна из стиральных машинок...курит! ". Другой переводчик, поехавший с двумя шотландцами в гости на день рожденья нашей секретарши, отличился при переводе застольной речи хозяина дома. "Чувствуйте себя как дома, - говорил пожилой дагестанец, сжимая в руке огромный кубок, - Угощайтесь и не стесняйтесь!" "Make yourselves at home, help yourselves and ...don"t be ashamed! " - неожиданно брякнул переводчик, что означало: "Чувствуйте себя как дома, угощайтесь и...пусть вам не будет стыдно! " Сам я однажды отпечатал официальное письменное напоминание Бориса о недопустимости проведения огневых работ в районе действующего газопровода, машинально переведя "огневые работы" дословно: "fireworks", то есть, как "фейерверки"! В другой раз я попросту опечатался, написав вместо "pipe" (труба) слово "pie" (пирог), в результате чего на стол начальнику лёг рапорт проверки состояния газопровода с указанием того, что "подлежат немедленной замене пирожки со слоем ржавчины более двух миллиметров".