Профильное самоопределение. Молекулярный уровень

1. Дайте определения понятий.
Капсид – защитная белковая оболочка вируса.
Бактериофаг – вирус, инфицирующий бактерий.
Ретровирус – вирус, генетическим материалом является РНК.

2. Изобразите схематично строение вируса и подпишите его части.

4. Пользуясь материалом § 2.11 и рисунком 42 на с. 80, опишите жизненный цикл бактериофага.
1)Фаг приближается к бактерии, и хвостовые нити связываются с рецепторными участками на поверхности бактериальной клетки.
2)Нуклеиновая кислота вируса (ДНК или РНК) вводится внутрь бактериальной клетки.
3)Нуклеиновая кислота фага кодирует синтез ферментов фага; инактивируется ДНК и РНК хозяина, а ферменты фага совсем расщепляют ее; НК фага подчиняет себе клеточный аппарат.
5)Нуклеиновая кислота фага реплицируется и кодирует синтез новых белков оболочки.
6) Образуются новые частицы фага в результате самосборки белковой оболочки вокруг
фаговой нуклеиновой кислоты.
7)Клетка лопается; высвобождаются новые фаги, которые инфицируют другие бактерии.

5. В чем особенность жизненного цикла вируса иммунодефицита человека?
Вирус СПИДА – ВИЧ – является ретровирусом. Генетический материал его – РНК. Поражает ВИЧ клетки иммунной системы. При попадании в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция, при которой на основе вирусной РНК синтезируется ДНК, которая затем встраивается в клетку-хозяина (в ДНК клетки-хозяина). Затем при делении клетки одновременно с копированием клеточной ДНК копируется и вирусная ДНК. Через определенное время клетки начинают синтезировать вирусные РНК и белки, из которых собираются вирусные частицы.
ВИЧ таким образом уничтожает лимфоциты – Т-хелперы. В результате иммунная система человека разрушается.

6. На основе изученного материала прокомментируйте высказывание ученых: «Вирусы - это плохие новости в упаковке из белка».
Вирусы имеют белковую оболочку – капсид.
Вирусы вызывают опасные и порой смертельные заболевания.

7. Укажите основные меры профилактики заражения ВИЧ.
Избегать случайных половых связей.
Использовать презерватив при половых контактах
В больницах, поликлиника, косметологических кабинетах пользоваться только одноразовыми шприцами, а инструменты многоразового применения тщательно
стерилизовать.
Донорскую кровь проверять на наличие антител к ВИЧ.

8. В современных средствах массовой информации термины «ВИЧ» и «СПИД» часто используют как синонимы. Возможна ли такая взаимозамена? Если нет, объясните почему.
Нет, так как ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека, а СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита, последняя стадия заражения ВИЧ-инфекцией. Некоторые люди, при условии качественного поддерживающего лечения, могут жить с ВИЧ по 20 и более лет, без признаков СПИДа.

9. Объясните, в чем заключается эволюционная роль вирусов в природе.
Вирусы корректируют ход эволюции. Вирусы с помощью пандемий истребляют и ослабляют определенные фенотипы, которые больше не участвуют в процессе эволюции.
Около 20% генетического материала человека привнесено вирусами. Иногда вирусные гены становятся клеточными генами.
Вирусы могут не только изменять генетический аппарат клетки, но и осуществлять обмен генетической информацией в пределах вида и между разными группами организмов. В условиях меняющейся внешней среды это мощный эволюционный механизм. То есть, вирусы стимулируют эволюционные процессы в биосфере.

10. Слово «вирусы» в переводе с латинского языка означает «яд». Почему вирусы получили такое название?
Вирусы приводят организм к состоянию, при котором здоровые клетки производят копии вирусов, при этом нарушается естественная регуляция обмена веществ, нарушается нормальный процесс вывода продуктов жизнедеятельности клеток. Отсюда – эффект токсического отравления, неотъемлемый от всякого вирусного заражения.

11. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
Вирус иммунодефицита человека отличается от холерного вибриона:
3) отсутствием ДНК;

Тест 2.
Клеточного строения не имеют:
4) вирусы.

12. Установите соответствие между вирусами и клетками, которые они инфицируют.
Вирусы
1. Бактериофаг
2. Вирус табачной мозаики
3. Вирус оспы
4. Вирус полиомиелита
5. ВИЧ
Клетки, которые они инфицируют
A. Клетки растения табака
Б. Лейкоциты
B. Клетки нервной ткани
Г. Бактерии
Д. Эпителиальные клетки

13. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.


14. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – бактериофаг.
Соответствие – термин не совсем соответствует первоначальному значению. Бактериофаг – вирус, поражающий бактерии, но не пожирающий их.

15. Сформулируйте и запишите основные идеи § 2.11.
Вирусы – неклеточная форма жизни. Вирусы вызывают болезни, часто неизлечимые. Но в то же время вирусы важны для эволюционного процесса, так как стимулируют его, привносят новую генетическую информацию в клетки.
Есть вирусы РНК- и ДНК-содержащие. Первые называют ретровирусами. К ним относится ВИЧ. При попадании ретровируса в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция, при которой на основе вирусной РНК синтезируется ДНК, которая затем встраивается в клетку-хозяина.
Различают бактериофаги – вирусы, поражающие бактерий, вирусы человека, растений и животных.
Вирусная частица состоит из белковой оболочки (капсида) и нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК) внутри.

1 2 3 4 5 6
18. Установите последовательность жизненного цикла РНК-содержащего вируса в клетке хозяина:
1) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса;
2) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина;
3) синтез вирусной ДНК;
4) формирование новых вирусов;
5) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки;
6) проникновение РНК вируса в клетку;
7) обратная транскрипция;
8) синтез вирусных белков.
А Б В Г Д Е Ж З
Выберите два правильных ответа
19. Вирусы - это:
а) доклеточные формы жизни; б) древнейшие из эукариот; в) примитивные бактерии; г) занимают промежуточное положение между живой и неживой природой; д) содержат некоторые немембранные органоиды.
20. Обязательными компонентами вируса являются:
а) липиды; б) нуклеиновые кислоты; в) белки; г) полисахариды; д) АТФ.
21. Признаки организмов, характерные для неклеточной формы жизни:
а) питание; б) выделение вредных продуктов жизнедеятельности;
в) дыхание; г) высокая степень изменения приспособленности к среде; д) наследственность.
22. Не являются вирусными заболеваниями: а) ящур; б) сифилис; в) краснуха; г) бешенство; д) тиф.
23. Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса:
а) белков; б) ДНК; в) генов; г) рибосом; д) цитоплазмы.
46037504254500
Дайте полный ответ
24. Как называется изображенный на рисунке объект? Каково его значение? Подпишите, что обозначено на рисунке цифрами.
ОТВЕТЫ на тест «Вирусы»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
в г б а г а б в а б в а в г в
16. 211212
17. ВГАБЕД
18. 51673284
19. аг
20. бв
21. гд
22. бд
23. гд
24. 1) Бактериофаг.
2) Уничтожает клетки бактерий.
3) 1 – головка; 2) нуклеиновая кислота; 3) хвостик; 4) базальная пластинка с ферменты.

Вирусы являются заразными, крошечными и довольно противными. Но живы ли они?

Не совсем, хотя это зависит от того, что вы имеете в виду под определением «живой». Живые существа, такие как растения и животные, содержат клеточный механизм, который позволяет им самовоспроизводиться. Вирусы же являются свободными формами ДНК или РНК, которые не могут воспроизводиться самостоятельно.

"Скорее всего, вирусы должны вторгаться в живой организм, чтобы иметь способность к размножению", — сказал доктор Отто Янг, профессор медицины и микробиологии, иммунологии и молекулярной генетики в школе медицины Университета Калифорнии, Лос-Анджелес.

Вирусы состоят из РНК или ДНК. Они просто копируют самих себя, захватывая механизм клеток для собственной репликации.

Характеристики жизни

Бесчисленные философы и ученые обсуждали, как определить, является ли какой-то объект живым. Согласно принятой характеристике жизни, все живые существа должны иметь возможность реагировать на раздражители, расти с течением времени, производить потомство, поддерживать стабильную температуру тела, усваивать энергию, состоять из одной или нескольких элементарных ячеек и адаптироваться к окружающей среде.

Тем не менее существует форма жизни, которая не подходит под каждую из этих характеристик. Большинство гибридных животных, таких как мулы (гибриды ослов и лошадей), не могут размножаться, потому что являются стерильными. Кроме того, камни могут расти, хотя и пассивным способом, с помощью нового материала, протекающего через них. Но эта проблема классификации уходит, когда используется более простое определение жизни.

Простые определения жизни

"Возьмите кошку, растение и камень и оставьте их в комнате на нескольких дней, — сказал Амеш Адалджа — врач и научный сотрудник Центра Джона Хопкинса по безопасности в области здравоохранения в Балтиморе. — Когда вы вернетесь, кошка и растение поменяются, но камень, по сути, останется тем же самым".

Как и камень, большинство вирусов останутся неизменными, если их оставить на неопределенное время в комнате. Кроме того, ученый отметил, что живые существа отличаются самогенерируемыми и самодостаточными действиями. Это означает, что они могут искать средства к существованию и вести себя так, чтобы быть в безопасности. Другими словами, они принимают меры, необходимые для поддержания дальнейшей жизни. К примеру, растение использует корни, чтобы найти воду, а животное способно отправиться на поиски пищи.

В отличие от растений или животных, вирусы не способны на самогенерируемые или самодостаточные действия.

Инертные объекты

Доктор Адалжа считает, что вирусы нельзя классифицировать как живые организмы. Они, по существу, инертны, если не вступают в контакт с живой клеткой. Существуют некоторые характеристики вирусов, которые определяют их место на границе с живыми существами: у них есть генетический материал — ДНК или РНК. Таким образом, вирусы нельзя назвать неживыми, как, к примеру, камень, но в то же время ученые не могут отнести их к категории живых существ. По сути, они даже не могут достичь уровня бактерий.

Все зависит от вашей точки зрения

Доктор Ян согласен с этими выводами. Он говорит, что без клетки вирус не может размножаться. С этой точки зрения, вирусы действительно неживые, если вы считаете, что главным признаком жизни является ее способность воспроизвести себя независимо от других условий.

Тем не менее, если ваше определение жизни зависит от того, может ли объект делать собственные копии с помощью других, то вирусы определенно можно назвать живыми.

Считается, что самыми первыми формами жизни на Земле были похожие на РНК молекулы. При правильных условиях они могли делать копии себя. Вирусы, возможно, произошли от этого предка, но утратили способность к самовоспроизведению.

Тестовые задания № 1.

2. Назовите две фазы фотосинтеза.

4. Укажите, какую часть спектра солнечных лучей усваивают растения:

5. Закончите фразу:

* Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма называется … .…………

6. Закончите фразу:* Воздействие, оказываемое на организм извне, называется ……………….*:

7. Назовите три важнейших компонента среды, окружающей человека.

8.Закончите фразу: * За счёт хозяйственной деятельности человека атмосфера ……….. свой состав, при этом в неё ………………. попадать вещества, оказывающие на органический мир и человека ………………… воздействие.

10 . Закончите фразу : * Схема: капуста---заяц---лиса--- волк ----разлагающие труп волка микроорганизмы, иллюстрирует … ………..

11. Закончите фразу: *

Организмов.*

12. Назовите две составляющие биоты.

13. Закончите фразу: *

14 .

15. Закончите фразу: * … … …

В) использование фреонов Д) применение удобрений

17. Назовите три последних уровня организации живого на планете Земля.

18. . Закончите фразу:*

19 . Установите соответствие организмов и его экологической роли:

1. редуценты А) сосна

2. продуценты Б) заяц- беляк

3. консументы 1-го порядка. В) гнилостные бактерии

4. консументы 2-го порядка. Д) томаты

Г) тля

20 . Приведите название двух групп природных стихийных бедствий.

Тестовые задания № 2.

1. Назовите три последних уровня организации живого на планете Земля.

2 . Закончите фразу:* Для гетеротрофных организмов пища является источником …………… и …………...*

3. Установите соответствие организмов и его экологической роли:

1. редуценты А) сосна

2. продуценты Б) заяц- беляк

3. консументы 1-го порядка. В) гнилостные бактерии

4. консументы 2-го порядка. Д) томаты

Г) тля

4. Приведите название двух групп природных стихийных бедствий.

5. Назовите три важнейших компонента среды, окружающей человека.

6.Закончите фразу: * За счёт хозяйственной деятельности человека атмосфера ……….. свой состав, при этом в неё ………………. попадать вещества, оказывающие на органический мир и человека ………………… воздействие.

7 . Назовите группу экологических факторов, которые связаны с взаимодействием организмов друг с другом.

8.Закончите фразу : * Схема: капуста---заяц---лиса--- волк ----разлагающие труп волка микроорганизмы, иллюстрирует …………..

9. Приведите два примера, иллюстрирующие экологическую роль жиров

10 . Приведите пример чрезвычайной ситуации антропогенного происхождения.

11. Назовите две фазы фотосинтеза.

12. Назовите пигмент, содержащийся в растериях, который способен усваивать энергию солнечных лучей.

13. Укажите, какую часть спектра солнечных лучей усваивают растения:

А) инфракрасные лучи Б) ультрафиолетовые лучи

В) видимая часть спектра Г) нет правильного ответа

14. Закончите фразу:

* Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма называется ….…………

15. Закончите фразу:* Воздействие, оказываемое на организм извне, называется ……………….*:

А) биологическим фактором Б) антропогенным фактором

В) экологическим фактором Г) абиотическим фактором

16. Закончите фразу:* Биота состоит из совокупности автотрофных и ………….…

Организмов.*

17. Назовите две составляющие биоты.

18. Закончите фразу: * Оболочка Земли, в которой реализуется деятельность человека, называется ……………………*

19. Закончите фразу: * В результате деятельности предприятия возможно … … …

Различных соединений, …………………… влияющих на окружающую среду.*

20. Одной из причин появления * смога* является:

А) лесные пожары Б) промышленные выбросы

В) использование фреонов Д) применение удобрений

Тестовые задания № 3.

1. Мономерами каких органических веществ являются аминокислоты:

А) белков Б) углеводов

В) ДНК Д) липидов

2.Клетки организмов всех царств живой природы имеют:

А) оболочка из клетки Б) ядро

В) комплекс Гольджи Д) плазматическая мембрана

3. Вирусы, поражающие бактериальные клетки, носят название:

В) бактериофаги Д) болезнетворные микроорганизмы

4. Отрезок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка, называется:

А) геном Б) генотипом

В) триплетом Д) генетическим кодом

5 . Клетка – единица развития всех организмов, так как ….

А) все клетки имеют сходный химический состав

Б) из клеток состоят ткани и органы

В) клетки имеют сходное строение

Д) благодаря делению клеток формируются ткани

6 . В клетке липиды выполняют функцию:

А) каталитическую Б) транспортную

В) информационную Д) энергетическую

7. Какую функцию выполняет в клетке хромосома?

А) фотосинтеза Б) биосинтеза белка

В) фагоцитоза Д) носителя наследственной информации

8. Животная клетка, в отличие от растительной, не имеет:

А) пластид Б) митохондрий

В) ядра Д) цитоплазмы

А) O Б) S

D) C Г) P

Д) H Е) Fe

Ж) Сa З) N

10. Ферментативную функцию в клетке выполняют:

А) белки Б) липиды

В) углеводы Д) нуклеиновые кислоты

А) биология Б) генетика

В) анатомия Д) цитология

12. К эукариотам относятся:

А) вирусы Б) грибы

В) растения Д) архебактерии

Г) эубактерии Е) синезелёные

Ж) животные

13. К полисахаридам относятся:

А) крахмал Б) гликоген

В) рибоза Д) мальтоза

14.Молекула жира состоит из остатков:

А) аминокислот Б) нуклиотидов

В) глицерина Д) жирных кислот

15 . Принцип комплементарности лежит в основе образования водородных связей между:

А) аминокислотами и молекулами белка Б) нуклеотидами в молекуле ДНК

В) глицерином и жирной кислоты Д) глюкозой в молекуле крахмала

16. Первичная структура белка представляет собой:

А) спирально закрученную цепочку Б) комплекс из нескольких молекул

В) цепочку из аминокислот Д) специфически свёрнутую молекулу

17 .

18. Впервые применил термин * клетка*:

А) А.Левенгук Б) Р.Броун

В) Р.Гук Д) М. Шлейден

19. В организме человека можно выделить следующие уровни организации:

А) молекулярный Б) биогеоценотический

В) тканевый Г) организменный

Д) популяционно – видовой Е) клеточный

Ж) биосферный З) организменный

20. Оболочка растительной клетки представлена:

А) плазматической мембраной Б) наружным слоем из целлюлозы

В) плазматической мембраной и клеточной стенкой Д) клеточной стенкой

Тестовые задания № 4.

1 . В чём состоит сходство ДНК и РНК?

А) состоят из двух полинуклеотидных цепей Б) имеют форму спирали

В) это биополимеры, состоящие из нуклеотидов Д) содержат много генов

2 . Какое положение клеточной теории принадлежит Р.Вихрову?

А) клетка – злементарная единица живого Б) все клетки сходны по химическому

Составу

В) всякая клетка происходит из другой клетки Д) клетка содержит ядро

3. Мономерами нуклеиновых кислот являются:

А) моносахариды Б) аминокислоты

В) глицерин Д) нуклеотиды

4. Какие связи определяют первичную структуру молекул белка:

А) между радикалами аминокислот Б) пептидные между аминокислотами

В) между водородными группами Д) между углеродом и водородом

5.Вирусы считаются неклеточной формой жизни, поскольку:

А) не имеют клеточного строения Б) имеют большие размеры

В) вызывает различные заболевания Д) не могут развиваться вне клетки- хозяина

6.Энергия солнечного света преобразуется в химическую в процессе:

А) фотосинтеза Б) хемосинтеза

В) дыхания Д) брожения

7 . Чем образована оболочка ядра?

А) двойной мембраной с порами Б) двойной мембраной без пор

В) одинарной мембраной с порами Д) одинарной мембраной без пор

8.О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них:

А) ядра Б) пластид

В) оболочки из клетчатки Д) вакуолей с клеточным соком

9 . В организме человека можно выделить следующие уровни организации:

А) молекулярный Б) организменный

В) биогеоценотический Г) тканевый

Д) биосферный Е) клеточный

Ж) популяционно – видовый

10.Укреплению костной ткани способствуют элементы:

А) железа и меди Б) брома и фтора

В) углерода и кислорода Д) кальция и фосфора

11 . Изучением наследственности и изменчивости организмов занимается наука:

А) генетика Б) зоология

В) эмбриология Д) цитология

12 . Биополимерами являются:

13. Геном называется:

А) молекула ДНК Б) молекула ДНК и гистон

14.Гликокаликс – это наружный слой клеток:

15. К группе макроэлементов относятся химические элементы:

А) N Б) S

D) C Г) P

Д) H Е) Fe

Ж) Сa З) O

16. Функция ДНК в клетке:

18. Вода выполняет в клетке функцию растворителя благодаря:

19.Углеводы в клетке не выполняют функцию:

20.В состав нуклеотидов не входит:

14 . Вторичная структура белка представляет собой:

А) форму шара Б) цепочку из аминокислот

В) спирально закрученную цепочку Д) комплекс из нескольких молекул

15.Растительная клетка, в отличие от животной, имеет:

А) пластид Б) цитоплазму

В) митохондрии Д) ядро

16. Комплементарные пары составляют:

В) цитозин – тимин Д) урацил – тимин

17.Гликокаликс – это наружный слой клеток:

А) животных Б) всех прокариотов

В) всех эукариотов Д) всех перечисленных

18. К группе макроэлементов относятся химические элементы:

А) N Б) S

D) C Г) P

Д) H Е) Fe

Ж) Сa З) O

19. Функция ДНК в клетке:

А) источник энергии Б) участвует в фотосинтезе

В) хранитель наследственной информации Д) обеспечивает синтез АТФ

А) Р.Гук и А.Левенгук Б) Л.Пастер и И.Мечников

В) М.Шлейден и Т.Шванн Д) Ч.Дарвин и А.Уоллес

Тестовые задания.

1 Клетки, сходные по строению и выполняемым функциям, образуют:

А) ткани Б) системы органов

В) органы единый организм

2. К группе макроэлементов относятся химические элементы:

А) N Б) S

D) C Г) P

Д) H Е) Fe

Ж) Сa З) O

3.Биополимерами являются:

А) белки Б) нуклеиновые кислоты

В) полисахариды Д) все перечисленные соединения

4. К эукариотам относятся:

А) вирусы Б) грибы

В) растения Д) архебактерии

Г) эубактерии Е) синезелёные

Ж) животные

5. Ферменты лизосом накапливаются в:

А) комплексе Гольджи Б) пластидах

В) клеточном центре Д) митохондриях

6. Животная клетка, в отличие от растительной, не имеет:

А) пластид Б) митохондрий

В) ядра Д) цитоплазмы

7. * Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы* - это одно из положений:

А) хромосомной В) клеточной

С) эволюционной Д) происхождения жизни

8. Комплементарные пары составляют:

А) гуанин – аденин Б) тимин – аденин

В) цитозин – тимин Д) урацил – Тимин

9. К полисахаридам относятся:

А) крахмал Б) гликоген

В) рибоза Д) мальтоза

10 . В чём состоит сходство ДНК и РНК?

А) состоят из двух полинуклеотидных цепей Б) имеют форму спирали

В) это биополимеры, состоящие из нуклеотидов Д) содержат много генов

11. Вода выполняет в клетке функцию растворителя благодаря:

А) наличию водородных связей Б) вязкости

В) высокой теплоёмкости Д) полярности её молекул

12.Углеводы в клетке не выполняют функцию:

А) энергетическую Б) запасающую

В) хранения наследственной информации

13.В состав нуклеотидов не входит:

А) азотистое основание Б) фосфатная группа

В) аминокислоты Д) сахар

14.В клетках бактерий ДНК:

А) линейная Б) находится в ядре

В) кольцевая Д) отсутствует

15. .Какая наука изучает строение и функции отдельных клеток:

А) биология Б) генетика

В) анатомия Д) цитология

16 . Всю совокупность химических реакций в клетке называют:

А) фотосинтез Б) хемосинтез

В) брожение Д) метаболизм

17 . Впервые применил термин * клетка*:

А) А.Левенгук Б) Р.Броун

В) Р.Гук Д) М. Шлейден

18.Оболочка растительной клетки представлена:

А) плазматическая мембрана Б) клеточной стенкой

В) наружным слоем из целлюлозы Д) плазматическая мембрана и

Клеточной стенкой

19.В клетках человека и животных в качестве строительного материала и источника энергии используются:

А) гормоны и витамины Б) вода и углекислый газ

В) неорганические вещества Д) белки, жиры и углеводы