Профилактика наркомании у детей и подростков. (Тренинг)

Пережогин Л. О., Крюковский С. В.
Отдел социальной психиатрии детей и подростков ГНЦ ССП им. В. П. Сербского

Пояснительная записка.

Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.

Вопросы лечения наркотической зависимости сегодня разработаны только в общих чертах. Лечение наркоманий - долгий, многоступенчатый процесс с большим риском неудачи. Поэтому ведущее место в снижении числа наркоманов занимает профилактика наркотической зависимости, и в первую очередь - среди молодежи.

Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости - разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным методом профилактической работы являются в указанном контексте тренинговые занятия.

Тренинговые занятия с подростками имеют ряд особенностей - они должны проводиться квалифицированными тренерами, владеющими информацией по проблеме наркоманий и собственно тренинговыми приемами. Упражнения, игры должны носить дискуссионный подтекст, не навязывать подросткам однозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения.

Предлагаемый нами план тренинга создан с учетом основных методических требований к работе с подростковой аудиторией. Тренинг рассчитан на 8 часов работы, большую группу - 20 человек. В ходе некоторых упражнений ведущему приходится выполнять роль игрока, что дает ему преимущество общения "на равных" с подростковой аудиторией.

Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи тренинга: (1) повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании; (2) изменение отношения детей к наркомании; (3) умение сказать "Нет наркотикам"; (4) формирование мотивации к сохранению здоровья.

Организационные аспекты: группа подростков в возрасте 10-14 лет; желательно, чтобы возраст подростков был одинаков, если же приходится работать с разновозрастной группой, необходимо следить, чтобы при делении группы на команды учитывался возрастной состав; состав группы - 20 подростков; тренер принимает участие в ряде игр, являясь в этот момент 21-м игроком; необходимо предусмотреть наличие технического персонала, который осуществлял бы помощь тренеру; тренинг направлен на работу с группой социально неблагополучных детей, не являющихся наркоманами; в случае, если тренинг проводится в рамках закрытого учреждения (ЦВИНПа, спецшколы и т.д.) необходимо позаботиться о соблюдении порядка; время работы группы рассчитано с 9-00 до 17-00 с часовым перерывом на обед.

Тренинг апробирован на группе социально-неблагополучных подростков в Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей ГУВД г. Москвы.

Материально-техническое обеспечение игр указано в описании каждой игры. Для проведения тренинга необходимо предусмотреть просторное помещение (не менее 50 кв. метров), мебель (столы, стулья), канцелярские принадлежности, видеомагнитофон.

План-конспект.

Введение. (30 мин).

Следует игра-разминка, например: участники становятся в круг, перебрасывая мяч друг другу, они называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться. Затем их имена будут вписаны на таблички.

Следуют несколько подвижных упражнений, по которым тренер оценивает готовность группы к работе, ее активность. Группа располагается вдоль стены, дается команда: "Вы - стрелка измерительного прибора. Эта стена - нулевая отметка, противоположная стена - максимальная. Сделайте столько шагов к противоположной стене, насколько вы оцениваете свою работоспособность (хорошее настроение, усталость, готовность сотрудничать, сонливость и т.д.)". Участники располагаются по комнате, тренер отмечает наиболее активных и наиболее пассивных игроков, игроков не уверенных в своих силах. Упражнение повторяется несколько раз, измеряются различные параметры. В идеале помощники регистрируют показатели каждого игрока, чтобы сравнить их с таковыми в ходе и в конце тренингового занятия.

Ведущий представляет тему тренинга, обозначает проблему, кратко рассказывает, что будет происходить в ходе тренингового занятия.

Знакомство в группе. (30 мин)

Все участники, включая ведущего, располагаются по кругу. Ведущий рассказывает о себе, своей профессиональной деятельности и личных ожиданиях от тренинга, просит участников представится так, как они хотели бы называть себя во время тренинга (для простоты запоминания легче сделать бейджики для всех участников в которые вписываются их имена). Так же участники рассказывают о своём отношении к поставленной проблеме и опыте приёма наркотических или иных психотропных веществ.

Принятие правил работы. (10 мин)

Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение. Правила таковы: (1) говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища; (2) желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий; (3) критикуя - предлагай; (4) не давать оценок другим участникам; (5) вся личная информация, сообщённая на тренинге является закрытой. По желанию и с учетом специфики группы, можно предложить дополнительные правила.

Оценка уровня информированности. (40 мин)

Ведущий просит группу ответить на вопросы: (1) существует ли проблема наркомании в нашем обществе? (2) сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие? (3) что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой? (4) насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи? (5) как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли? (6) знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

В случае, если группа не спешит включаться в дискуссию, тренер должен опираться на полученные данные измерений, предлагать высказаться самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности группы (а бывает он крайне низким; нам пришлось столкнуться с полным незнанием каких-либо фактов об опасности применения ПАВ в ряде подростковых групп) следует избегать изложения материала в лекционной форме. Особенность тренинговой работы - участие всех каналов получения информации, вырабатывание положительного личного опыта.

1. Игра "Спорные утверждения" (2 часа)

Цель: эта игра, кроме информирования, даёт возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:

"Совершенно согласен"

"Согласен, но с оговорками"

"Совершенно не согласен"

"Не имею точного мнения"

Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнения каждого из участников ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

Примеры спорных утверждений:

    Наркомания - это преступление.

    Лёгкие наркотики безвредны.

    Наркотики повышают творческий потенциал.

    Наркомания это болезнь.

    У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.

    Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

    Наркомания излечима.

    Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".

    Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

    Наркоман может умереть от СПИДа.

    Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

    По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

    Наркоман может умереть от передозировки.

    Продажа наркотиков не преследуется законом.

    Наркомания не излечима.

    Программы обмена шприцами стимулируют распространение наркомании.

    Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.

    Наркоманы - это не люди.

    Чтобы решить проблему употребления опиатов, нужно разрешить лёгкие.

2. Оценка усталости (15 мин)

Все участники выстраиваются вдоль стены и должны сделать столько шагов до следующей стены, на сколько они устали. Следующая стена - максимум усталости.

3. Показ фильма о наркоманах. (30 мин)

В фильме должны быть показаны наркоманы во время "ломки", короткие интервью с рассказом о проблемах, возникающих в связи с приёмом наркотиков. В конце фильма короткая статистика о смертности среди наркоманов.

4. Игра "Ассоциации". (30 мин)

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Для игры необходимы ручки и листы бумаги.

Даётся задание: "назовите 2 - 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите - "наркотики", "наркомания", "зависимость".

После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.

5. Игра "Словесный портрет" (30 мин)

Группа при помощи жеребьёвки делится на четыре микрогруппы по пять человек. Группе даётся задание описать наркомана.

6. Ролевая игра "Семья". (45 мин)

Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода.

Каждая микрогруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника - найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию.

Группа разыгрывает ситуацию, после чего необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы.

Вариант распределения ролей в микрогруппе из пяти человек: наркоман, его мать и отец, его друг и тень наркомана (его внутренний голос).

7. Игра "Марионетки". (30 мин)

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник.

После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

    Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?

    Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

    Хотелось ли что-либо сделать самому?

8. Игра "Отказ". (30 мин)

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

    Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.

    Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.

    Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".

    Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.

    Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.

Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа "проигрывает" свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - "уговаривающего, другой - "отказывающегося". Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

Э кспериментально уже давно было доказано, что развитие личностных ресурсов и навыков решения проблем не только помогает подросткам успешно реализовать себя в жизни, но способствует осмысленному поведенческому выбору, позволяет молодым людям не пристраститься к употреблению психоактивных веществ.

    развивать навыки распознавания приемов манипулирования и представлений о способах противостояния манипулятору.

    научить сопротивляться давлению группы, показать, что находиться в меньшинстве – тоже достойная позиция;

    научить принимать на себя ответственность за собственную жизнь;

    формировать устойчивое убеждение, что не употреблять наркотические вещества – хорошо;

    с помощью ролевой игры закрепить различные способы противостояния манипулятору.

Участники:

целевая группа – подростки 15–17 лет.

Ожидаемый результат:

    привлечение внимания подростков к существующей проблеме;

    расширение знаний целевой группы по предложенной тематике;

    формирование чувства ответственности за совершаемые действия.

Примечание. Разработка состоит из нескольких самостоятельных блоков, объединенных общей темой. В зависимости от особенностей целевой группы она может использоваться как полностью, так и частично.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим об одном из видов неконструктивного общения – о манипулировании. Манипуляции стали такой обычной, повседневной частью нашей жизни, что мы порой даже перестаем их замечать. Каждый из нас попадал в ситуации, когда, принимая решение, мы руководствовались не собственными побуждениями и доводами, а мнением и желаниями окружающих. На нашем занятии мы, во-первых, попробуем разобраться, кто же влияет на нас при принятии решений; во-вторых, понять, что быть не таким, как все, – это достойно; и в-третьих, попытаемся на примерах различных ситуаций научиться сопротивляться давлению окружающих.
Итак, манипуляции – это распространенная форма общения, когда влияние осуществляется исподтишка, для достижения собственных целей, о которых не говорят открыто, а человек воспринимается только как носитель «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, при встрече с сердечным человеком манипулятору важно использовать его доброту для собственной корысти. Конечно, манипуляторами не рождаются, ими становятся, и обычно очень рано. Каждый из нас хоть однажды применил подобный прием общения для достижения желаемого. Каковы же причины подобного поведения?

    Недоверие: человек не доверяет себе и считает, что решение его проблем – в руках других, однако и другим он доверяет не полностью.

    Неопределенность: человеку трудно переносить ситуацию неопределенности, и он стремится преобразовать ее в выгодную для себя.

    Любовь: любовь рассматривается как возможность управлять другим человеком.

    Желание получить одобрение как можно большего числа окружающих. И другие.

1. «Принятие решения»

Инструкция. Сейчас предлагаю составить список факторов, влияющих на вас при принятии решений. Каждый вариант ответа необходимо обосновать. Проранжируйте ваши ответы по степени важности. Варианты ответов записываются на листах.

Предполагаемые варианты ответов: родители, друзья, церковь, ситуация, принадлежность к группе, жизненные ценности.

Примечание для ведущих. При работе необходимо корректировать ход беседы и акцентировать внимание на наиболее значимых факторах, актуальных для конкретной группы.

Ведущий. Мы определились с факторами, влияющими на принятие решения. Попробуем вместе рассмотреть следующую ситуацию.

2. «Незапланированная беременность»

Из группы выбираются четверо учащихся, остальные выступают в роли наблюдателей.
Четверо – это юноша, девушка, будущий ребенок, родитель.

Инструкция. Вы – студент, ваша девушка – ученица 11-го класса; в ближайшее время вы не планировали создавать семью, но выясняется, что девушка беременна. Ваши действия?

Расскажите, какие чувства вы испытываете.

Девушка…

Будущий ребенок…

Родитель…

Наблюдатели…

    Как вы думаете: кто несет больше ответственности за ребенка – мать или отец?

    Какие выводы вы сделали?

Вывод. Несмотря на то что вынашивает и рожает ребенка женщина, ответственность за него несут оба родителя. Оба партнера должны быть достаточно взрослыми, чтобы создать семью и вырастить ребенка. Все дети имеют право быть желанными, а также право на счастливую жизнь.

Примечание для ведущих. При анализе данной ситуации участники должны четко формулировать свои доводы. Добиться этого возможно с помощью уточняющих вопросов, которые задает ведущий.

Ведущий. Скажите: трудно ли вам было принять решение? Влияло ли на принятие решения мнение окружающих? Возникало ли у вас желание оказать сопротивление давлению?

3. «Сопротивление давлению»

Инструкция. Сейчас предлагается несколько ситуаций, и ваша задача – сказать «нет». Один ученик будет играть роль человека, на которого оказывается давление, и он должен найти выход из создавшегося положения, говоря «нет»; остальные играют роль ровесников, которые оказывают давление (ребята проигрывают ситуации).

Твой приятель предлагает тебе:

украсть несколько конфет;
прогулять занятия;
убежать из дому;
выпить пива;
покурить;
списать контрольную работу;
сделать кому-нибудь пакость.

Незнакомый взрослый уговаривает тебя:

прогуляться вместе с ним;
выгородить его, сказав кому-то неправду;
купить таблетки или другие лекарства;
не слушаться родителей;
рассказать о себе.

Группа друзей хочет, чтобы:

ты тихо ушел ночью из дому и встретился с ними;
ты украл для них образец контрольной работы;
покурил с ними;
ты попросил своего старшего брата купить им пиво;
ты с ними выпил.

Примечание для ведущих. При проведении этой части занятия возможно исключение или дополнение предложенных вариантов ситуации. При достаточно доверительных отношениях внутри группы можно проанализировать реальные ситуации, произошедшие с подростками.

Ведущий. Спасибо всем за активное участие. Давайте подведем итог: существует множество способов выйти из ситуации принуждения, не теряя достоинства и своего лица.

Каким же образом можно противостоять давлению?
Привести веские контраргументы.
Быть уверенным в себе.
Неоднократно повторять свою позицию, не вступая в пререкания.
Проявлять хладнокровие.
Спокойно объяснить причины отказа.
Не бояться брать тайм-аут.
Использовать прием бесконечных уточнений. И т.д.

Ведущий. Наверное, любой из нас хотя бы однажды слышал фразу: «Все уже курили (пробовали спиртное, уходили с уроков и т.д.), а ты что?». И зачастую мы боимся при принятии решения поступить не так, как все, или оказаться в меньшинстве. Но так ли это плохо?

4. «Снежинка»

Участники получают по листу бумаги.

Инструкция. Оценки за это упражнение не ставятся. Делая упражнение, никто не должен смотреть на других. Все спокойно выполняют мои инструкции. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение.

Упражнение.

а) Взять листок бумаги.
б) Сложить его вдвое.
в) Оторвать верхний правый угол.
г) Снова сложить бумагу вдвое.
д) Оторвать верхний правый угол.
е) Снова сложить бумагу вдвое.
ж) Оторвать верхний правый угол.
з) Снова сложить бумагу вдвое.
и) Если можно, оторвать верхний правый угол.

(Если участники утверждают, что рвать бумагу стало слишком трудно, скажите, что это совершенно не обязательно делать.)

к) Развернуть листки бумаги.

Ведущий. Теперь посмотрите вокруг, обратите внимание на то, как по-разному выглядят листки бумаги.

Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? Почему?
Почему листы надорваны так по-разному?
Если какие-то участники надорвали бумагу не так, как вы, значит ли это, что они плохие люди? Почему?
Бывает ли так, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того, делает ли он что-то точно так же, как и мы? Приведите примеры.
Каким бы стал мир, если бы все видели всё совершенно одинаково? Почему мир интереснее, когда существует много различных точек зрения?

Вывод. Хотя и существуют разные точки зрения, ни одна из них не может быть единственно верной. Многие вопросы не имеют однозначного, единственного ответа. А многие задачи гораздо проще решать, если действовать сообща.

Примечание для ведущих. При проведении данного упражнения необходимо соблюдать инструкцию. Если кто-либо задаст какой-то вопрос, ответьте: «Делайте так, как считаете нужным».

5. «Лабиринт»

Перед вами таблицы, в которых зашифрованы различные фразы. Ваша задача – их прочесть.

Примечание:

– буквы, выделенные курсивом, не участвуют в построении фразы;
– фразы начинаются с букв в сером квадратике.

№ 1. Жизнь прекрасна, живи и действуй с умом!
№ 2. Береги здоровье смолоду (–) ты живешь только один раз.
№ 3. Пьянство (–) добровольное сумасшествие.
№ 4. Спасибо всем.

Примечание для ведущих. При проведении упражнения необходимо фиксировать моменты манипуляции (давление лидера группы), а также оценить способность группы выполнять совместную деятельность. По окончании следует подвести итог.

6. «Ликование»

Инструкция. В древние времена у славян был обычай – выражать доверие ликованием. Воины обнимали друг друга так, чтобы одна рука была на плече, другая на поясе, и несколько раз хлопали друг друга по спине. Колени соприкасались. И воины прижимались щекой к щеке. Тем самым они демонстрировали отсутствие оружия на поясе, брони на груди и спине, шлема на голове. У вас есть 3 минуты «обликовать» каждого, присутствующего в комнате.

Примечание для ведущих. Упражнение направлено на снятие напряжения.

Ведущий. Сегодня наше занятие мы посвятили важной теме. Надеюсь, что теперь каждый из вас сможет увидеть, когда вами пытаются манипулировать, а навыки, полученные во время совместной работы, помогут принять верное решение в любой ситуации.

Игра по станциям «Мир без наркотиков»

Команды по классам собираются в актовом зале. Получают маршрутные листы. И отправляются по станциям - выполнять задания. Потом все вместе снова собираются в актовом зале, где подводится итог игры.

-«Плакат»

~ «Кричалки»

- «Живая скульптура»

- «Письмо другу»

- «Аргументы»

~ «Блеф-клуб»

~«Закон и наркотики»

-«Горячий мяч

Станция «Блеф-клуб»

Материалы : карточки с вопросами,

Процедура : На станции ведущий. Ве­дущий задает всем командам одинаковые вопросы. За каждый правильный ответ коман­да получает приз.

Система оценки: количество баллов соответствует количеству правильных ответов. Максимум - 16 баллов.

Варианты вопросов: Верите ли вы, что:

- Алкоголь - это стимулирующее средство, его употребление ведет к поднятию бодрос­ти духа (нет)?

Алкоголь - это депрессант, он угнетает дея­тельность головного и спинного мозга?

- Зависимость от наркотиков - это просто состояние души (нет).

Зависимость от наркотиков - реальна, она бы­вает одновременно физической и эмоциональной.

- Если, выпив, вести машину небезопасно, то, накурившись марихуаны, вести машину вполне возможно (нет).

Исследования показывают, что навыки управ­ления автомобилем ухудшаются на период 4-6 часов после выкуривания одной сигареты с марихуаной, есть авторы, которые утверждают, что пик нарушения приходится на момент, ког­да исчезают первые признаки «охмурения».

- Впервые пробуя наркотики, подростки обычно достают их у незнакомых людей, ко­торые старше их (нет)

Обычно молодые люди, которые впервые про­буют наркотики, получают их от своих друзей.

Если вы хотите протрезветь, то чашка го­рячего свежего черного кофе, свежий воздух или холодный душ помогут вам (нет)

Ощущение, что ты протрезвел, действительно возникает, но количество алкоголя в крови не ме­няется, и, следовательно, скорость реакции, вни­мание и поведение будут, как у пьяного человека.

~ Опьянение от пива легче, чем опьянение от водки (нет)

Пиво, вино и крепкие спиртные напитки - все содержат алкоголь, и, следовательно, эффект один и тот же.

- Марихуана помогает увеличить творчес­кий потенциал и стимулирует учебу (нет).

Марихуана ухудшает способность курильщика сосредоточивать внимание, поэтому она ме­шает учебе.

Любой наркотик, включая алкоголь, который употребляет беременная женщина, проникает через плаценту в плод.

- Люди не умирают от алкогольного отрав­ления (нет).

Люди умирают от чрезмерной доли алкоголя.

- Марихуана вызывает привыкание (да).

Марихуана - это наркотик, который вызывает привыкание.

~ Следы употребления марихуаны можно обнаружить в организме человека в течение одной недели после выкуривания одной единственной порции (да).

Следы употребления марихуаны могут быть обнаружены в организме в течение одной не­дели после выкуривания одной сигареты

~ Подростки, которые начинают пить алко­голь до 15 лет, подвергаются в два раза большему риску начать употребление нар­котиков, чем те, кто попробовал алкоголь, будучи взрослым (да).

Исследования показывают, что, если человек начинает употреблять алкоголь до 15 лет, то он подвержен большему риску столкнуться с проблемой наркомании.

Если людям нравиться само состояние опьянения, то существует большая вероят­ность того, что они станут алкоголиками (да).

Человек, не чувствующий опасности, не подготовлен к принятию правильного решения

- Для того, чтобы согреться, можно принять рюмку алкоголя (нет).

Употребление рюмки алкоголя взывает расширение кровеносных сосудов у поверхности кожи, хотя это создает ощущение тепла, организм на самом деле быстро теряет тепло, тем самым вызывая переохлаждение тела.

Станция «Плакат»

Материалы: толстые фломастеры трех цветов

Красный, синий, зеленый, черный фломастер может использоваться вместо одного из основных цветов, листы бумаги по 0,5 ватманского листа, столы, желательны стулья.

Процедура: задание выполняется в 2 этапа

1.Каждой команде предлагается придумать и нарисовать плакат антинаркотического содержания. При этом необходимо соблюдать следу­ющие требования: использовать только три цвета; не изображать атрибуты, имеющие от­ношение к употреблению наркотических средств (шприцы, иглы, таблетки и т. д.).

Время: 10 мин..

Критерии: оценивается идея, воплощение (эс­тетичность), защита (оригинальность, понятность], учитывается массовость при выполне­нии задания. Оценку ставят ведущие.

Станция «Кричалки»

1. Командам дается задание придумать нес­колько речевок или коротких стишков (не более 4 строчек, рифма желательна) антинаркоти­ческого содержания.

Время: 10 минут.

2.Придуманные «кричалки» нужно произнести всей командой хором. Команды исполняют это по очереди, как бы соревнуясь друг с другом.

Время: 4 минуты

Система оценки: оценивается количество ре­чевок, содержание, возможность хорового воспроизведения. Баллы начисляют за коли­чество, добавляя по 0,5 балла за соответствие двум остальным критериям. Оценку осущест­вляют ведущие.

Станция «Живая скульптура»

Материалы: не требуются Процедура: 3 этапа

1. Каждой команде предлагается придумать скульптуру, дискредитирующую образ жизни, связанный с употреблением наркотиков, или символизирующую жизнь без наркотиков. Время: 5 минут.

2. Непосредственное воплощение - показ скульптуры другой команде и ведущим.

3. Защита проекта.

Время: по 4 минуты на команду.

Система оценки: 5-балльная, максимум -5 баллов.

Критерии: массовость, артистизм, оригиналь­ность идеи, убедительность защиты.

Станция «Письмо другу»

Процедура: участников просят сесть за столы и за 10-12 минут подумать и записать свои размышления на тему: «Я и наркотик. Это ре­ально?» Форма сочинения может быть любая "например, в форме письма близкому другу). Необходимо объяснить участникам, что их за­писи анонимны и не будут оцениваться в игре. Можно сказать участникам, что лучшие (самые искренние) сочинения будут включены в книгу для подростков и т. д. Кроме того, это поможет взрослым узнать их реальное, а не «правиль­ное», «плакатное» отношение к наркотикам. Система оценки: письма не оцениваются.

Станция «Аргументы»

Материалы: не нужны. Процедура: проводится в 2 этапа.

1.Командам предлагается в течение 1-2 ми­нут придумать и обсудить между собой максимальное количество доводов в пользу отказа от употребления наркотиков.

2.Команды располагаются друг напротив дру­га, договариваются об очередности - кто нач­нет первым. Далее задание выполняется сле­дующим образом: 1 участник одной команды называет один довод, после этого свой довод приводит участник противоположной команды и т. д. Доводы не должны повторяться, жела­тельно, чтобы высказалось как можно больше
участников. Победившей считается команда, которая привела последний довод.
Система оценки: оценивается количество приведенных доводов, а также добавляются призовые баллы за массовость (чем большее число участников называло причины «неупотребления», тем выше балл).

Если участники выполнили задание слишком быстро, можно попросить проигравшую команду придумать и провести интересную игру для всех, прямо сейчас, или что-нибудь другое (на усмотрение ведущих). При этом добавить балл: проигравшим - за интересную выдумку, и победившим в ходе проведенной игры.

Станция «Горячий мяч»

Материалы: 2 мяча. Процедура: проводится в 2 этапа. Команды встают каждая в свой круг

Ведущий объясняет правила:

- «Сейчас у вас есть время - 5 минут - для того, чтобы обсудить, кто или что может защитить подростка от употребления наркотиков, а также каким образом он сам может уберечь себя. Может быть, это определенные качества его личности, а может быть, некие обстоятельства его жизни». Если есть вопросы, ведущий отвечает на них.

Каждая команда получает по мячу. Ведущий го­ворит «Знаете, что такое «горячий мяч»? Его нельзя долго держать в руках, так как можно об­жечься. Сейчас вы будете перекидывать друг дру­гу мяч как можно быстрее. Получая мяч, вы долж­ны быстро назвать одну из причин, защищающих подростка от наркотиков, например (приводит), а затем также быстро перекинуть его любому игро­ку. Человек, который замешкался, или совсем ни­чего не сказал, выбывает из игры. Ваша задача сохранить как можно больше членов команды,
действуя максимально быстро. Вопросы?» Выигравшей считается команда, где осталось большее количество игроков. Ведущий также следит за тем, чтобы ребята не повторяли одну и ту же причину «защиты».

Система оценки: количество оставшихся игроков и призовой балл команде, которая играла с мячом дольше.

Программа лагерного тренинга для младших подростков «Профилактика вредных привычек» позволит детям отдыхающим в лагере в игровой форме задуматься над многими жизненно-важными вопросами и приобрести навыки негативного отношения к курению, алкоголю и прочим наркотикам.

Если вожатый в процессе проведения тренинга видит что дети активно и с удовольствием выполняют задания, предложенные игры можно разделить на несколько тренингов. В конце каждой встречи важно подвести итоги, и получить от детей обратную связь о том, насколько интересным и полезным был этот тренинг.

Цели тренинга

приобретение навыков ответственного отношения к своей жизни и высокой сопротивляемости негативного давления со стороны.

помощь в установлении межличностных отношений и взаимопонимания между детьми

через игры тренинга ребенок получает не просто информацию, а инструмент для выбора в сторону здорового образа жизни Фазы тренинга

Ориентировочная: дети должны познакомиться, и представить себя друг другу. Комплиментами, жестами и мимикой достигается комфортная обстановка, где каждый начинает чувствовать себя в безопасности.

Установление норм и разрешение конфликтов: дети предлагают правила поведения во время тренинга

Фаза продуктивной деятельности: после принятия групповых правил поведения начинается непосредственное выполнение упражнений по теме тренинга. После каждого упражнения вожатый подводит небольшие итоги, а дети делятся своими чувствами и мыслями, высказывая их по очереди.

Заключительная часть: вожатый перечисляет упражнения и игры, которые применялись в тренинге, и просит детей оценить насколько интересным и полезным оказался для каждого ребенка тренинг.

1 фаза тренинга «Социометрия»: дети объединяются в небольшие группы по схожим признакам, которые их объединяют (например: группа из светловолосых ребят или те, кто родились зимой или имеют общее хобби).

«Самый-самый мой плакат»: на альбомном листе каждый участник рисует свой автопортрет, своих друзей и свое самое любимое место, где он любит бывать.

«Побег из тюрьмы»: группа преступников (одна половина отряда) и группа сообщников (другая половина отряда) должны представить, что через толстое стекло они должны договориться как подготовить побег преступников из тюрьмы.

2 фаза тренинга

"Создать правила для группы": на большом листе ватмана вожатый в быстром темпе записывает правила уважительного и эффективного поведения во время игр тренинга, которые дети предлагают по очереди. Например, один говорит - другие слушают, или тот кто хочет высказаться - поднимает руку (если вожатый уже проводил с этим отрядом тренинг, то правила разработанные с предыдущего тренинга прочитываются вместе с детьми вслух, и корректируются, если возникает такая необходимость)

3 фаза тренинга «Чувства»: вспомните ситуацию, в которой вам пришлось общаться с человеком, находящимся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Что вы испытывали? Какие чувства были у вас, и какие чувства у этого человека?

«Марионетки»: дети делятся на тройки, в которых 2 детей - кукловоды и один ребенок - марионетка, которой управляют кукловоды. Разработать самостоятельно сценарий, и показать выступления нескольких марионеток. В конце упражнения обязательно обсудить возникшие чувства у всех 3-х участников.

«Мозговой штурм - зачем людям наркотики?»: дети по очереди предлагают свои варианты ответов на этот казалось бы простой вопрос. Когда каждый ребенок выскажется на эту тему, напротив перечисленных причин, написанных вожатым на листе бумаги слева, вожатый записывает конструктивные способы решения этих проблем, которые снова предлагают ребята. Например: люди становятся наркоманами от скуки, конструктивный способ - найти в интернете друзей, отправиться путешествовать с палаткой и т.п.

«Мозговой штурм: какие виды наркотиков вы знаете?»: дети по очереди перечисляют все известные им наркотики, а вожатый их записывает на бумаге.

«Кто в нашем обществе чаще всего употребляет наркотики?»: упражнение выполняется аналогично предыдущим. Во время мозгового штурма (сбор идей у участников тренинга) важно учитывать, что ничто так не ценится детьми как самостоятельно найденные ответы на вопросы.

«Табу»: это упражнение позволяет определить свое отношение у детей к любого рода запретам. В центре круга вожатый кладет шкатулку, и объявляет детям что в шкатулке лежит то, что детям нельзя. Каждый из детей должен проявить свое отношение к предмету через мимику и жесты.

«Тосты»: выбираются два подростка, которые выходят в круг. Один из них должен найти три повода, чтобы уговорить другого выпить. Тот, кого уговаривают, должен найти три повода, чтобы отказаться. После этого упражнения подросткам можно дать небольшой перерыв, чтобы они могли отдохнуть и настроиться на более серьезные упражнения.

Метод незаконченных предложений «Поговорим о зависимостях»: вожатый начинает фразы, а дети их продолжают, заканчивая предложения, так как считают для себя правильным. Например:

Когда я общаюсь с человеком, зависимым от алкоголя или наркотиков, я чувствую...

Сложнее всего с такими людьми....

Ситуация в которой я смог бы стать зависимым от наркотика это... Когда я чувствую, что начинаю от чего то зависеть я...

Быть независимым для меня... С моей точки зрения зависимость это.... «Поговорим об ответственности»: дети продолжают начатые вожатым фразы по очереди.

Быть ответственным для меня означает... Одни люди ответственнее других потому, что... Я побоялся бы отвечать за...

Безответственного человека можно определить по следующим поступкам... «Мифы о наркотиках»: вместе с вожатым ребята размышляют о том, какое утверждение о наркотиках правда, а какое миф. Для более активного участия в этом упражнении, на первом этапе можно предложить ребятам проголосовать по поводу каждого из предложенных утверждений.

Марихуана - не наркотик. Чтобы перестать употреблять наркотики, нужно просто уменьшать дозу. Если не употреблять наркотик через вену, привыкания не возникнет. Алкоголики и наркоманы - слабые и безвольные люди. Наркотики - это вещества только синтетического происхождения. Многие популярные люди употребляют наркотики, и у них все хорошо. Алкоголь, сигареты и кофе - не являются наркотиками. Люди начинают употреблять наркотики только от плохой жизни. Запрет наркотиков в государстве - эффективный способ по борьбе с наркоманией.

Наркоманов в стране меньшинство «Телевизионный ролик о вреде наркотиков»: разбившись на несколько групп, дети придумывают интересные ролики о вреде наркотиков (в том числе алкоголя). Группам дается 10 минут для придумывания интересного сюжета, затем отряд обсуждает, какой из роликов был наиболее убедительным и запоминающимся.

«Письмо в редакцию»: упражнение направлено на умение сочувствовать и понимать проблемы таких же людей, как мы сами. Вожатый предлагает детям представить, что они работают в редакции и к ним пришло письмо с просьбой о помощи и совете. Например: «Дорогая редакция, у меня есть парень, и недавно я узнала, что он стал принимать наркотики. Он предлагал и мне... Я не знаю, что мне делать. Я его люблю, и хочу ему помочь. Но он меня не слушает, и продолжает их употреблять. Что делать?...» После этого, дети должны предложить свои способы помощи для этой девочки. Отряд может разбиться на несколько групп, и предложить несколько вариантов помощи.

«Да - нет»: эта игра позволяет детям потренироваться говорить слово «нет» в самых разных ситуациях. Один подросток старается повторяя слово «да» подавить волю у того, кто отвечает слово «нет». Можно использовать мимику, жесты. Все кроме физических действий. В конце упражнений дети обсуждают насколько слово «нет» получалось убедительным в процессе игры.

4 фаза тренинга

В конце тренинга, даже если он состоит из 2-х отдельных мероприятий, вожатый задает ребятам вопросы:

Что вы чувствуете после нашего тренинга? Насколько вам было интересно? Что нового вы узнали играя сегодня? Хотелось бы вам еще поучаствовать в аналогичном тренинге? Что бы вы добавили в наш тренинг? Даст ли детям этот тренинг 100% гарантию того, что они никогда в своей жизни не попробуют наркотики? Конечно нет. Хотя, кто-то возможно так и поступит. Но нам взрослым очень важно помочь детям задуматься о том, как важно хорошо к себе относиться, уметь говорить «нет» и думать о том, для чего мы пришли в этот удивительный мир.

Анна Цыбанёва
Психологический тренинг для подростков «Мы выбираем жизнь! А вы?» по профилактике наркозависимости

Цель : повысить уровень информированности подростков по проблемам , связанным с наркотиками ; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ .

Задачи :

Выяснить уровень информированности подростков по проблеме ;

Дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления наркотиков , возможных стратегиях поведения;

Обучить способам сопротивления негативному давлению со стороны сверстников.

Форма проведения : психологический тренинг .

Оборудование : бланк регистрации, ручки, планшеты, непрозрачная коробочка, игрушка, карточки двух цветов по 15-20 шт., доска, 2 плаката в виде человеческих фигур.

Ход мероприятия:

1. Введение. Знакомство. Ожидания участников. (10 мин.)

2. Принятие правил работы. (5 мин)

3. Актуальность проблемы. (10 мин.)

Употребление психоактивных веществ (ПАВ, включая наркотические вещества , является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте , и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки .

Несколько лет назад появилось повальное увлечение молодежи спайсами – курительными смесями, которые, как утверждали продавцы, абсолютно безвредны для здоровья. Якобы они не являются наркотическими веществами и не дают того эффекта, который люди ждут от приема наркотиков .

Спайс – это химия, а химию можно отнести уже к тяжелым наркотикам и вред наносимый курением спайса в разы больше. Не занимайтесь самообманом. На сегодняшний день вред от курения спайса можно даже не ставить под сомнение.

4. Оценка уровня информированности. Дискуссия. (20 мин.)

Ведущий просить ответить группу на вопросы :

1. Существует и проблема наркомании в нашем обществе ?

2. Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?

3. Насколько это явление опасно для подростков и молодёжи ?

4. Если эта проблема не решится в ближайшее время, как она повлияет на наше общество в целом?

Вывод : Эта проблема важна как для самого подростка так и людей , которых он знает.

5. Упр. «Сюрприз» (10 мин.)

Цель : выяснить и обсудить мотивы начала потребления наркотиков .

Материалы : непрозрачная коробочка, морковка.

Психолог кладет в непрозрачную коробочку или мешочек игрушку. Участникам говорят, что то, что там лежит – «нельзя» , «плохо» , «запрещено» , не объясняя причин. Коробочку кладет посередине круга. При этом психолог говорит о том , что каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет.

Обычно больше половины участников выражают своё любопытство и заглядывают внутрь. Всем напоминают, что то, что лежит в коробочке это «плохо» , «нельзя» , но, несмотря на это, многие не захотели принять это во внимание.

После этой игры целесообразно привести результаты исследований, которые показали бы реальные причины употребления наркотиков .

Вывод : практически во всех случаях человек сам решает, употреблять ему наркотики или нет .

6. Опыт. (10 мин.)

Сейчас, на примере одного «опыта» , мы рассмотрим жизнь двух людей и то , как они повели себя в схожих сложных ситуациях.

Для «опыта» вам понадобится :

Два пластиковых прозрачных стакана

Зелёнка

Немного хлорки

Шприц или пипетка

Палочка, чтобы всё перемешать

К началу урока должны быть приготовлены два стакана, наполовину наполненные обычной водой, в один из которых добавляется хлорка (желательно в таблетках – это самый сильный концентрат, и она наиболее сильно даёт нужный результат, а в другой – меньше одной капли зелёнки, для того, чтобы вода окрасилась в светло-зелёный цвет. Перед началом занятия на столе также должны лежать наполненные йодом шприц и палочка.

Психолог берёт в руки стаканчики, показывает их учащимся и говорит : представим, что это – два человека, например два парня (или две девочки, назовём их Саша и Лёша (во всех играх и предметных уроках желательно употреблять редко встречающиеся имена, которые вероятнее всего не носят учащиеся в данной группе, им по 16 лет (желательно говорить примерный возраст учащихся, чтобы они понимали, что это их ровесники, такие же ребята, как и они). Они живут в одном районе, учатся в одной школе, их семьи имеют одинаковый достаток. НО) между ними есть одно различие : этот (показываете на стаканчик с прозрачной водой) имеет свои жизненные принципы , знает свою цель и идёт к ней, а этот (показываете на другого) – не имеет твёрдых жизненных принципов , взглядов, убеждений. Он делает так, как все, плывёт по течению.

Поскольку они живут в одном районе, то встречаются с одинаковыми трудностями. Так, вот этому (показываете на стакан с зеленоватой водой, а в другую берёте шприц с йодом) «толпа» с района предлагает : «Слушай! Давай с нами курнёшь травы (ситуации можно придумывать свои, в зависимости от специфики слушающей вас аудитории). Бесплатно, Витёк всех угощает!» (прыскаете из шприца в стакан некоторое количество йода, вода становится мутной, темнеет – т. е. йод символизирует негативное давление сверстников). Он соглашается : «А почему бы и нет… Ведь все это делают и, всё равно, заняться нечем» . (Размешивайте помутневшую воду палочкой) . Видите? Что с ним происходит? (обычно ребята здесь дают приблизительно правильный ответ) . Да, он портится. Его личность ломается, он начинает деградировать. Всё те же парни предлагают ему : «Слушай, Лёх, пойдём на дискотеку в «Плазму» (хорошо упоминать название диско-клубов, которые известны, популярны в вашем городе – для большей актуальности). Там сегодня все! Такие девчонки! Ты ещё ТАКОГО) не пробовал, и он соглашается : «Конечно, ведь в жизни надо всё попробовать, зачем терять удовольствие? (добавляете ещё йода в стакан) . Что происходит? – Поскольку он не имеет своих твёрдых убеждений и правильных жизненных целей , он ещё больше портится».

Ставите на стол первый стакан и берёте стакан с хлоркой : Что происходит с этим человеком? Всё та же компания предлагает ему : «Давай ширнёмся!» , он говорит : «Простите, но у меня свои планы. Тем более что мне нравятся мои мозги такими, как они есть. Я не хочу быть тормозом или умереть в 30 лет». Слушай, Сань, пошли с нами : сегодня классная тусня, и девчонки. такого ты ещё не пробовал!». – «Спасибо, но у меня спортивная секция» и т. д. При каждом поводе (для первого и второго юноши это должны быть одни и те же ситуации, чтобы показать, как по-разному можно реагировать на одни и те же предложения) добавляете в стакан с хлоркой йод, но он каждый раз уничтожается раствором. Вот! Видите? Тот парень имеет твёрдые жизненные принципы , поэтому никакой встречный ветер не может сломить его. Такие ситуации будут его гнуть, но никогда не сломят – в нём есть крепкий внутренний стержень .

Вывод : каждому из вас решать, человеком с какими жизненными принципами быть : будут ли вас подстраивать под себя обстоятельства, все «прелести» и соблазны мира, или же вы будите использовать любые трудности для своей пользы и пользы своих близких.

…И такой человек (с твёрдыми жизненными принципами – показываете на стакан с хлоркой, общаясь с таким (берёте в другую руку стакан с тёмной водой, может повлиять на него (добавляете немного хлорированной воды в воду с йодом, и она становится светлой – «человек очищается» ). То есть человек без твёрдых жизненных принципов становится лучше, начинает их приобретать. В свою очередь, человек бесхребетный в этом плане, на человека с правильными убеждениями повлиять не может (выливаете грязную воду в хлорированную и становится очевидным, что грязная вода снова очищается).

7. Приобретение практических навыков. (30 мин.)

Участники делятся на 2 команды.

Задания для команд :

1 Команда. Выстроить модель поведения и характеристики человека с твёрдыми жизненными принципами , который знает и идёт к своей цели. Какие перспективы в жизни перед ним открываются.

2 Команда. Выстроить модель поведения и характеристики человека не имеющего твёрдых жизненных принципов , он делает как все, плывёт по течению. Какие перспективы в жизни перед ним открываются.

Презентация командами моделей поведения и жизненных перспектив человека с твёрдыми жизненными принципами и человека, не имеющего твёрдых жизненных принципов .

8. Завершение работы. (5 мин.)

На этом этапе подводятся итоги (выводы по выбору модели поведения человека с твёрдыми жизненными принципами ). Высказывания участников в кругу.

Заключительное слово.

Я думаю, что наш сегодняшний разговор не оставил никого из вас равнодушным к рассматриваемой проблеме, что он послужит толчком для размышлений.

Список литературы :

1. Лепешова Е. М. Развитие личности школьника. Работа со словарём психологических качеств . – М.: Генезис, 2007. – 120 с.

2. Программа профилактики негативных явлений в молодёжной среде «Жизненные ориентиры » . Авторы-составители : Кушнирук С. Н., Батищева Л. А., Пертятько В. В., Журавлёва О. В., Мазаев В. Э., Сочи, 2007г. -85с.

3. Сборник методических, информационных материалов для проведения информационно-пропагандистской работы антинаркотической направленности . Учебно-методичекие материалы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами для образовательных учреждений, работников образования. Часть 2.

4. Я хочу провести тренинг . Пособие для начинающего тренера , работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД , наркозависимости и инфекций , передающихся половым путём. Стереотипное издание ГУП «Медицина для вас» , Москва 2003г.