Профессия судоводитель.

Профессия моряка – одна из самых сложных и опасных. Поэтому, перед тем как решаться подать документы в морской вуз, колледж или записаться на курсы матросов, нужно хорошо подумать – а получится ли?

ЦИФРЫ

Не стоит идти в море только и исключительно за высоким заработком. В настоящее время много заработать можно даже в автосервисе или на стройке. Работать в трудных условиях, болтаясь в железной коробке, пусть комфортной и автоматизированной, над бездонной пучиной океана месяцами, не спать сутками в особо ответственные моменты – сможет только тот, кто любит море.

К сожалению, в наше время самоотверженных романтиков мало, и это безжалостно иллюстрирует статистика:

В прошлом году, как и в несколько предыдущих, поступить на любую морскую специальность на бюджет можно было во многих городах России. Конкурс среди абитуриентов составляет максимум 3 человека на место, а в некоторых учебных заведениях случается и недобор желающих;

В 2012 один из блогеров-моряков проводил опрос на тему профессиональных предпочтений. Результаты показали: из 510 чел, принявших участие в опросе, 302 хотели бы стать штурманом, 120 – судовым механиком, 48 – электромехаником. Предпочтение профессии повара отдали 30 человек, и 10 – честно сообщили, что море их не интересует;

Выбор: палуба или машина?

Если решение все-таки принято и трудности профессии не пугают – нужно решить следующий вопрос: палуба или машина? Кем стать, на какую специальность подавать документы – на судоводителя или судового механика?

В интернете на тематических форумах и в блогах часто поднимается эта тема – древнего, как колесный пароход, шуточного противостояния механиков и судоводителей. Нет, все прекрасно понимают – без штурмана никто не будет знать, в какую сторону направить всю мощь дизелей, а без команды машинного отделения с места сдвинуться не получится. Тем не менее, тема эта на флоте поднимается часто – от шуточных подначек и анекдотов в кают-компании, до серьезных обид и разборок на тему, кто у кого взял и не вернул гаечный ключ – палубные матросы у мотористов или наоборот.

В любом случае, к вопросу о будущей профессии нужно отнестись всерьез. Итак, есть два варианта: либо пройти путь от кадета-матроса на палубе до капитана дальнего плавания, обучаясь на судоводителя, либо – от матроса-моториста до «деда» - старшего механика. По сути, вопрос предпочтений на сегодняшний день, с ростом автоматизации на флоте в упрощенном варианте сводится к выбору между «пить кофе в рубке» или «пить кофе в ЦПУ».

Плюсы и минусы профессии судоводителя


Однозначно к плюсам сообщество опытных моряков относит:

Отсутствие необходимости пачкаться в мазуте и работать при невообразимом грохоте судовых дизелей.

К минусам:

Ненормированный рабочий день, особенно во время погрузки-разгрузки судна, когда штурман обязан стоять на вахте;

Необходимость общения со всякими проверяющими организациями, коих на флоте немереное количество.

Попробуем взглянуть на ситуацию объективно. Человек, решивший стать штурманом, займет на судне со временем должность одного из помощников капитана или сам станет капитаном. Если, конечно, не решит остаться на должности матроса. Быть капитаном – это не только носить красивый китель и фуражку с крабом. Это – ответственность за все, что происходит на судне. В редких случаях – даже уголовная. Поэтому капитан должен и обязан быть требовательным. Как говорят сами моряки: «Если мастера никто не ругает в приватных разговорах – значит, ему пора увольняться».

"Если мастера никто не ругает в приватных разговорах – значит, ему пора увольняться"

Быть помощником капитана несколько легче с точки зрения давящей ответственности, но работы – очень много. На помощниках капитана лежит исполнение всех организационных моментов – прием-сдача грузов, общение с лоцманами, таможенниками, проверяющими, Регистром, делопроизводство – а это заполнение бесконечных отчетов, требований и прочих бумаг и файлов, а также поддержка порядка на судне и организация работы членов экипажа.


В рейсе – штурман стоит на вахтах. Больше всего обязанностей у старпома – он может выполнять обязанности капитана при отсутствии последнего или по его прямому распоряжению.

Поэтому идти учиться на судоводителя не стоит тем, кому трудно дается общение с чиновниками, кто не имеет таланта быстро оценивать ситуацию и принимать правильные решения, не может разумно организовать работу коллектива и не любит заполнять документы.

Если же человек обладает быстрым умом, организационными способностями, качествами лидера, умеет брать себя в руки и правильно общаться как с командой, так и с официальными лицами, а также обладает высокой стрессоустойчивостью – то профессия судоводителя ему подойдет.

Капитан из Санкт-Петербурга говорит о своей работе так: «Работа старпомом или капитаном подразумевает постоянное общение с людьми, причем часто не теми, с которыми хотелось бы. Моряки стремятся в порт – можно на берег сходить, развлечься. А для меня и старпома частые заходы в порты – это такая головная боль!».

Капитан из Калининграда комментирует: «Самое тяжелое для штурмана – это короткие переходы и много портов на пути. Выматывают вахты 6 часов через 6, в любую погоду приходится быть на палубе и следить за процессами погрузки-выгрузки. Это постоянное напряжение, а потом еще и простуды. Механикам проще – они в тепле».

Плюсы и минусы профессии судового механика



К плюсам профессии опытные моряки относят:

Возможность легко устроиться на работу на берегу;

Отсутствие необходимости общения с чиновниками;

Нормированный рабочий день до 17.00 без вахт на современных судах с классом автоматизации А1. На судах классов А2 и А3 вахты несутся только на ходу в центральном посту управления силовой корабельной установкой. В машинном отделении вахт нет.

Минусами профессии, по мнению старых морских волков, остаются:

Необходимость работать руками;

Все тот же пресловутый неотмываемый с рук мазут;

Необходимость работать во вредных условиях – в шуме и грохоте машинного отделения.

Моторист из Североморска: «Тепло в машинном отделении – это когда плюс, а когда и минус. В тропиках в машине жара неимоверная».


Если человек имеет талант и техника его «слушается» – то ему прямой путь в механики. Насладиться морской романтикой и побывать в других странах ему не помешают ни неумение правильно строить фразы в разговоре или улыбаться чиновникам, ни нежелание возиться с кучей написанных малопонятным бюрократическим языком документов.

К тому же стоит учесть, что сейчас наблюдается дефицит судовых механиков. По статистике, количество вакансий штурманов и механиков имеет соотношение 30 к 70. То есть на каждые 30 вакансий штурманов – есть 70 вакансий механиков.

Мнение капитана Арктического морского пароходства: «Дефицит механиков появился достаточно давно, еще на судне, где я был капитаном 15 лет назад, хороший механик был на вес золота. И когда он ушел на пенсию, пришлось принять на работу стармеха, который никак не мог найти общий язык с «железом».

На него падал якорь, его ударило сорвавшейся рукояткой от лебедки, неоднократно било электротоком, у него не заводились абсолютно новые, полгода как установленные ходовые дизеля. Всю жизнь человек проработал судовым механиком – и все это время терпел мучения. Хотя он неоднократно гордо заявлял: «Я знаю машину как свои пять пальцев», размахивая перед носом у слушателя искалеченной рукой с тремя пальцами.

Пришедший после него «специалист» оказался еще более катастрофичным – если предыдущему в прямом смысле слова, «доставалось» от любого железа на судне, этот – гробил все, до чего мог дотянуться.

Он умудрился за один рейс натворить дел: забункеровал питьевой танк соленой забортной водой, перегрел один из двух ходовых двигателей так, что повело крышку цилиндра и перегорела прокладка между этой крышкой и блоком. Из-за этого вода из системы охлаждения попала в цилиндр и произошел гидроудар. В результате – пришлось менять шатуны и перебирать весь двигатель прямо в рейсе. Когда, наконец, судну удалось добраться до порта, он перепутал краны балластной цистерны с аварийным осушением машинного отделения, в результате чего чуть не утопил судно возле причала».

Мнение профессионального механика: «Тем кто решил стать судовым механиком только в надежде на большие деньги, без хоть какой-то склонности в работе с техникой и современной электроникой – не стоит подавать документы на эту специальность. Человек должен хоть немного интересоваться – как и почему техника работает, из-за чего ломается, как отремонтировать».

Тем, кто не может определиться с выбором, можно порекомендовать такую специальность, как судоводитель-механик. Эта профессия дает право судовождения и работы с силовыми установками судна во внутренних водах, то есть без пересечения границы России.

И всегда нужно помнить о том, что специфика любой морской профессии – это очень высокий уровень ответственности.

Если есть черты характера, необходимые для этого – стоит учиться и стать прекрасным специалистом. Если нет – лучше искать работу на берегу.

Потому что, в отличие от береговых работ, если на судне что-то должно быть выполнено, отремонтировано, проверено – это должно быть сделано безотлагательно. Не получится не напрягаться, откладывать дело на потом, и подобно офисному работнику или нерадивому студенту, начинать работать «за сутки до дедлайна».

От того, насколько точно и правильно каждый член экипажа выполняет свою работу – зависит безопасность судна. А старая моряцкая мудрость: «море наказывает дураков» актуальна и сегодня.

Текст: Юлия Черкасова


  • В первую очередь в деньгах. Особенно учитывая, что у моряков зарплата в долларах, то с повышением курса, зарплата выросла в 2 раза на пустом месте, считай. Если хочешь путешествовать заграницей, не надо менять рубли по ужасному курсу, валюта уже есть. Что бы там не говорили, но деньги открывают большие возможности перед тобой, как в плане улучшения условий жизни, так и в путешествиях, саморазвитии и т.д.
  • Во-вторых: перспектива развития в профессии. Мало того, что у тебя есть стабильный рост с приличной прибавкой к зарплате, так став старпомом/капитаном перед тобой еще новые возможности открываются: можно стать лоцманом, суперинтендантом в офисе, преподавателем, капитаном порта и тд
  • В-третьих: много свободного времени, которое ты можешь тратить на путешествия, семью, друзей, свое хобби, доп. работу на берегу и т.д. Да, 4 месяца тебя не будет дома, ты можешь пропустить первые шаги ребенка, дни рождения дорогих людей, праздники. Но те же 4 месяца ты будешь дома и так же можешь увидеть первые шаги ребенка и побыть с близкими.
  • В-четвертых: романтика. Не для всех это плюс, кто-то просто не обращает на это внимание либо настолько задушен работой.
  • В-пятых: возможность посмотреть мир и пообщаться с американцами/азиатами/индусами и т.д. Если капитан нормальный и разрешит увал, то будучи кадетом можно уйти в город с утра и до вечера, пока судно в порту.
  • В-шестых: осознание того, что ты не какой-нибудь офисный клерк. У тебя настоящая мужская интересная профессия + моряк во всех неморских городах вызывает большой интерес, ровно как и летчик или космонавт и все разинув рот будут слушать твои морские байки.
  • В-седьмых: ты не привязан к конкретному городу. После рейса можешь хоть в деревню жить уехать, хоть в США, лишь бы была возможность у крюинга вызвать тебя в рейс
  • Во-первых: тяжело найти достойную девушку, которая согласится ждать тебя по 4-6 мес. с рейсов. У девушки моряка должен быть сильный характер: ванильная принцесса или любительница мужского внимания в таких отношениях долго не продержится. Девушка моряка должна уметь и лампочку поменять, и воду перекрыть, если в 2 часа ночи кран прорвет
  • Второй минус в том, что ты будешь скучать по любимой, друзьям, родным. Их всех не хватает.
  • Третий: здоровье. Судно -- это постоянные вибрации, шум, психологическое влияние жизни в консервной банке с 20 людьми, которых видишь каждый день. Малоподвижный образ жизни, если ты штурман, постоянные перелеты, вдыхание паров груза. Это все не очень полезно.
  • В-четвертых: очень много бумажной работы и с каждым годом ее все больше. Этим и душится морская романтика.

Профессия судоводитель


Судоводитель (навигатор) - это специалист по кораблевождению, основной задачей которого является безопасное ведение судна по необходимому маршруту. Он не только осуществляет навигацию, но и управляет деятельностью экипажа. Кроме знания лоции и технических средств судовождения, такой специалист должен владеть основами мореходной астрономии и метеорологии.

История судовождения насчитывает не одно десятилетие, ведь именно вплавь в доисторические времена люди достигали удалённых берегов, постепенно населяя их. В отличие от современных мореходов, обладающих солидной теоретической базой, их предки познавали основы судовождения на практике. Пласт знаний, содержащийся сейчас в учебниках и доступный даже любителям, накапливался со времён финикийцев, считающихся первым народом мореплавателей. Ещё в 15 веке Ибн Маджид, лоцман в команде Васко да Гамы, говорил, что желающий справляться с морской стихией должен иметь понятие о «фазах луны, румбах, направлениях и расстояниях».…

Несмотря на то, с какой лёгкостью человек научился передвигаться в трёх измерениях, морской транспорт нисколько не устарел. Более 70% Земли покрыты водой, и для успешного преодоления этих пространств необходимы умелые навигаторы, знакомые не только с устройством своего судна, но и с «характером» непостоянной стихии.

Профессия судоводителя востребована не только на морских просторах, но и на местных предприятиях речного пароходства. Имея дело с техникой и отвечая за безопасность людей и грузов на борту, такой специалист должен обладать техническим мышлением и умением производить быстрые расчёты, иметь не только достаточные физические качества, но и хороший глазомер.

Несмотря на то, что благодаря современному навигационному оборудованию количество аварий и посадок на мель в последнее время уменьшилось, основной причиной аварий остаются недостатки в управлении судами. Квалифицированный судоводитель должен не только знать маневренные свойства судна в теории, но и уметь управлять ими, делать прогнозы, зная о влиянии ветра и течений.

Для получения профессии достаточно среднего общего или начального профессионального образования. Тарифицируют специалистов-судоводителей соответствующие учебные заведения и капитаны морских портов. Аттестуются на право управления судами лица, достигшие 18 лет и прошедшие медицинскую комиссию. Получив аттестат судоводителя маломерного судна, можно впоследствии повысить квалификацию в одном из учреждений профессионального образования.