Проектная деятельность по фэмп в старшей группе. этап - заключительный

Педагогический проект по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «В стране умных игр»

Леонова С. В.


Вид проекта:

Групповой, информационно –познавательный.

Участники проекта:

Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель.

Срок реализации проекта :

октябрь – май 2016 – 2017г.


  • Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

  • Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

  • развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;
  • развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;
  • формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;
  • способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления

  • использование в работе информационно - коммуникационных технологий, в виде игровых заданий;
  • создание в группе математического уголка;
  • применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
  • развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
  • осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный :

  • Сбор информации по теме.
  • Создание картотеки математических игр.
  • Создать игры-презентации по математике, используя компьютерную технологию.

  • Беседы и консультации на темы:
  • «Как привить интерес к математике?»
  • «Царица наук - математика»
  • «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».

  • Логические упражнения и задачи (игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы).
  • Математические игры с использованием ИКТ.

Дидактическая игра « Фигуры »






Настольные игры

Настольные игры





  • презентация проекта

Заключение

  • Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
  • Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Работы известных представителей дошкольной педагогики, использование современной научной литературы помогли осуществить данный проект.
  • Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.

Спасибо за


«В мире форм»

Климина А.А.

МАДОУ «Берёзка»

Когалым, 2016.

Вид проекта: познавательно-творческий .
Проблема: «Какой формы предмет?»
Цель проекта: познакомить с основными формами окружающих предметов, закрепить знание геометрических фигур.
Срок реализации проекта: в течение месяца.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Гипотеза: используя методы и приемы работы по проекту можно добиться не только высокого уровня усвоения программного материала, но и научить детей видеть формы окружающих предметов, сопоставляя их с геометрическим образцом.
Задачи:
1. Углубить знания детей о геометрических фигурах и их отличительных свойствах.
2. Учить анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.
3. Развивать умение различать модели близких по форме фигур.
4 . Воспитывать любознательность, интерес к фольклору.
Предполагаемый результат:
1. Освоение детьми математических знаний в области «Форма предметов».
2. Приобретение конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие.
3. Умение слушать и понимать взрослого, действовать по образцу в разных видах образовательной деятельности.
Результат (продукт) проектной деятельности:
4. Создание сборника с загадками и стихами, оформление его детскими рисунками.

5.Коллективная работа: коллаж «Город геометрических фигур».
6. Презентация проекта: «В мире форм».
Этапы проекта:
1. Подготовительный.
2. Организация работы над проектом.
3. Практическая деятельность.
4. Подведение итогов (презентация).
Схема реализации проекта:
1. Работа с детьми.
* Непосредственно образовательная деятельность.
ФЭМП.
Тема: «Количественный состав числа 3, цифра 8, геометрические фигуры».
Программное содержание: познакомить с количественным составом числа 3 из единиц; познакомить с цифрой 8; закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур; продолжать определять свое местоположение среди окружающих предметов.
Изобразительная деятельность.
Рисование «Сказочные домики».
Программные задачи: учить детей создавать образ сказочного домика, передавая в рисунке форму знакомых геометрических фигур; закреплять умение рисовать разными материалами, выбирая их по своему желанию.
Аппликация.
Тема: «Сказочная птица»
Программные задачи: закреплять умение детей вырезать части предмета разной геометрической формы и составлять из них изображение; учить предавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения; закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое.
Лепка из пластилина.
Тема: «Овощи и фрукты для магазина».
Программные задачи: закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей и фруктов; учить сопоставлять их форму с геометрическими формами, находить сходство.
Ознакомление с художественной литературой.
Тема: Пересказ детьми словацкой народной сказки «У солнышка в гостях» по моделям заместителям.
Программные задачи: учить пересказывать сказку самостоятельно по моделям заместителям, предавать интонацией характеры героев, рассказывать сказку в лицах (меняя голос, интонацию).
Заучивание стихотворений «Учим формы предметов» Кожевников А.Ю. и разгадывание загадок о геометрических фигурах.
* Самостоятельная игровая деятельность. Логические блоки Дьенеша, кубики «Сложи узор», Колумбово яйцо, головоломка Пифагора, Вьетнамская игра, квадраты Воскобовича, решение логических задач на поиск недостающих фигур, д/игра «Перевертыш» (преобразование одной фигуры в другую), д/игры «Формы», «Найди похожую фигуру», «Цвет и форма» (соотнесение форм предметов с геометрической фигурой), «Подбери ключик», «Разложи фигуры по местам» и др. Раскрашивание картин, состоящих из геометрических фигур.
2. Совместная работа с родителями.
Подбор стихов и загадок о геометрических фигурах для сборника и создание иллюстраций совместно с детьми.

Вывод:
Гипотеза подтвердилась. Дети научились сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, находить их в окружающей обстановке.

Предварительный просмотр:

Проект по ФЭПМ старшей группы № 7 «Дельфин»
«Зачем повару нужна математика?»

Подготовила воспитатель группы №7

Климина А.А.

МАДОУ «Берёзка»

Когалым, 2016.

Аннотация. Дошкольное детство – это период развития всех психических процессов. Ребенок-дошкольник очень любознательный, он каждый день открывает новый мир, тянется к новым знаниям. После беседы с детьми «Зачем в нашей жизни математика?», определили значимость математики в профессиях, швеи, продавца, кондуктора, и столкнулись с проблемой, а нужна ли повару математика. Так появился проект «Зачем повару нужна математика?»

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Срок реализации проекта: одна неделя.

Тип проекта: исследовательско - творческий.

По количеству участников: коллективный .

По продолжительности: краткосрочный.

Итоговое мероприятие: математический досуг.

Ожидаемые результаты:

  1. Осознать необходимость и ценность математических знаний в профессии повара.
  2. Создать зарисовку модели «Так вот зачем повару математика».
  3. Поддержать интерес к математике, к играм математического характера.
  4. Раскрыть значимость математики в жизни людей.

Цель проекта: Раскрытие значимости науки-математики в жизни человека.

Задачи проекта :

  1. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
  2. Развивать мыслительные операции, внимание, зрительную память, моторику рук.
  3. Содействовать поддержанию интереса к математике, через ознакомления детей с профессией повара.

4. Воспитывать уважение к профессии повара.

Этапы проекта:

1.Подготовительный.

  • Обсуждение темы проекта и выбор формы для ее реализации.
  • Подбор материалов.
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  • Выявление проблемы «Зачем повару нужна математика?».

2.Основной этап проекта.

План реализации проекта

Формы работы

Цель

Беседы:

Практические исследования:

  • Домашнее задание «Готовим с мамой»
  • Игровые ситуации: «Расставь посуду», «Какой посуды не стало?», «Приготовим овощи для салата», «Расставь кастрюли по высоте», «Помоги выбрать нужную кастрюлю», «Измерь крупу условной меркой».

- Заинтересовать детей в участии проектной деятельности;

Определить значимость математики в жизни людей;

Воспитывать интерес к профессиям родителей.

- Расширить и уточнить знания детей о профессии повара;

Показать значимость профессии повара;

Воспитывать уважительное отношение к человеческому труду;

Развивать умения детей уравнивать неравное число предметов двумя способам (убавлением и прибавлением); - Закреплять навыки сравнения предметов по высоте и измерения условной меркой; - Упражнять в ориентировке на листе бумаги; - Развивать зрительную память.

Заключительный этап проекта .

Приложение

  • Беседа «Зачем в нашей жизни нужна математика?»

Цель: Определить значимость математики в жизни людей.

Воспитатель в костюме «Королева Математика» входит в группу.

К.М.: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?

Д.: Да… Нет…

К.М.: Я – Королева Математика! Вы слышали обо мне?

Д.: Да, слышали…

К.М.: Ребята, я пришла к вам в гости, чтобы найти ответ на один сложный вопрос – зачем в нашей жизни нужна математика? Кто мне даст ответ?

Варианты ответов детей

К.М.: Ребята, а хотите оказаться в моем королевстве?

Д.: Хотим.

Королева Математика одевает детям волшебные колпаки – помощники, с помощью которых дети попадают в «Королевство Математики»

К.М.: Принцы и принцессы математического королевства, предлагаю устроить состязание на знание математических задачек! Готовы?

Карандаши

Я беру карандаши.

Ты считай, но не спеши.

Вот смотри, не будь разиней:

Красный, черный,

Желтый, синий.

Отвечай - в руке моей

Сколько всех карандашей?

(4 карандаша)

Котлеты

Папа, мама, братик, я -

Вот и вся у нас семья.

Все мы любим на обед

Съесть по парочке котлет.

Сколько маме, каждый раз,

Нужно жарить их для нас?

(8 котлет)

Квадрат

Вот посмотрите,

Скажите, ребята,

Сколько углов

У любого квадрата?

(4 угла)

Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?

(5 свинок)

Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей -

Сколько всего в воде малышей?

(6 малышей)

Пять цветочков у Наташи,

И ещё два дал ей Саша.

Сколько будет два и пять?

(7 цветов)

К.М.: Молодцы, ребята! Вижу я, хорошо вы знаете математику. Спасибо, что помогли мне найти ответ на мой вопрос.

И фигуры узнавать.

Объясняет цифры, знаки,

И задачки как решать!

Знать где лево, а где право

Знать длину и ширину.

Понимать значение: "Равный",

"Больше", "Меньше", высоту.

Математика - точна,

Математика - нужна!

Нужно только понимать!

К.М.: Пора вам возвращаться в детский сад, а мне спешить к другим детям!

Помните о том, чему учит математика.

Дети снимают волшебные колпачки, Королева Математики уходит. В группу входит воспитатель. Подводит с детьми итоги беседы.

  • «Беседа о профессиях родителей»

Цель: Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей; Развивать словесно-логическое мышление и речь детей; Воспитывать интерес к профессиям родителей.

  • «Экскурсия на кухню детского сада»

Цель:

Расширить и уточнить знания детей о профессии повара.

Найти ответ на вопрос: «Для чего повару математика?»

  • Игровое упражнение «Расставь посуду»

– Прежде чем начать готовить, давайте расставим посуду на свои места (дети раскладывают картинки по инструкции воспитателя-главного повара: кружку – в центр, тарелку – справа, сковороду – слева, ложку – сверху, кастрюлю – снизу). Проверьте друг у друга, правильно ли вы расставили посуду?

  • Игровое упражнение «Какой посуды не стало?»

Посмотрите и запомните, где какая посуда стоит. А теперь закройте глазки (воспитатель убирает у каждого ребенка по одному предмету посуды). Какой посуды не стало? Где она была? (у меня не стало кружки, она была справа. …)

  • Игровое упражнение «Приготовим овощи для салата»

Нам пора готовить салат. Загляните в кастрюльку и скажите, из чего мы будем готовить салат? (из помидоров и огурцов) Сколько у вас помидоров? (5 или 6) Сколько огурцов? (6 или 5) Чтобы салат получился вкусным, овощей в нем должно быть поровну. Как сделать так, чтобы овощей стало поровну? (добавить 1 помидор … убрать 1 огурец)

  • Игровое упражнение «Расставь кастрюли по высоте»

– Ребята, чтобы на кухне был порядок, нужно расставить кастрюли по высоте, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой (дети выполняют задание).

  • Игровое упражнение «Помоги выбрать нужную кастрюльку»

– Для компота мне нужна самая высокая кастрюлька. Какую кастрюльку мне взять? Почему? (красную, потому что она самая высокая)

– Для котлет мне нужна самая низкая кастрюлька. Какую кастрюльку мне взять? Почему? (голубую, потому что она самая низкая)

– Для супа мне нужна кастрюлька ниже оранжевой, но выше зеленой. Какую кастрюльку мне взять? Почему? (желтую, потому что она ниже оранжевой, но выше зеленой)

– Для салата мне нужна кастрюлька выше голубой, но ниже желтой. Какую кастрюльку мне взять? Почему? (зеленую, потому что она выше голубой, но ниже желтой)

– Для каши мне нужна кастрюлька ниже красной, но выше желтой. Какую кастрюльку мне взять? Почему? (оранжевую, потому что она ниже красной, но выше желтой)

  • Игровое упражнение «Измерь крупу условной меркой»

– Кастрюльки вы выбрали правильно, вы хорошие помощники! А теперь нам нужно приготовить крупу для каши. Посмотрите, у меня целый мешок крупы. Узнали, какая это крупа? (гречневая). Целый мешок, это очень много, а как взять только нужное количество крупы? (надо измерить крупу условной меркой, например, ложкой, кружкой…). Хорошо, отмерьте, пожалуйста, 2 стакана крупы (дети выполняют).

  • Домашнее задание «Готовим с мамой»:
  • Создание альбома «Вот зачем повару нужна математика!»

Евгения Рыбина
Проект по ФЭМП в старшей группе «В мире пространства и времени»

Тип проекта:

информационно-творческий;

групповой;

среднесрочный.

Область «Познание».

Актуальность проекта

Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).

Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.

Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску дл ребенка.

Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.

Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирование у детей временных и пространственных представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Объект проекта: обучение детей старшего дошкольного возраста понятиям о пространстве и времени.

Предмет проект: сформированные пространственные и временные представления старших дошкольников.

Цель проекта : расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Задачи проекта:

провести цикл занятий и мероприятий по теме;

разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с днями недели;

обучающие:

научить ориентироваться на плоскости и во времени;

научить устанавливать пространственные отношения между предметами;

развивающие:

развивать умение передвигаться в указанном направлении;

воспитывающие:

воспитывать умение работать в парах, группах, самостоятельность и дисциплинированность.

воспитывать познавательный интерес к математике.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Необходимые материалы:

Детская художественная литература;

Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени;

Модели часов различных временных промежутков;

Дидактические игры на развитие ориентировки во времени и пространстве.

Предполагаемые результаты:

формирование пространственных, временных представлений;

повышение познавательной активности учащихся, интереса к дальнейшему обучению математики.

Продукт проектной деятельности: Изготовление модели «машины времени», презентация о реализации проекта.

Список литературы:

1. Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада.

2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений.

3. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет.

4. Михайлова З. А. игровые занимательные задачи для дошкольников.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

проведение занятий;

проведение итогового мероприятия;

рисование с детьми на тему «Часы»;

создание и презентация.

– анализ результатов проекта.

План реализации проекта

Дата Название мероприятия Цели и задачи Форма и содержание

Подготовительный этап

Первая неделя Организационные мероприятия. 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

1. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.).

2. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

Основной этап

Вторая неделя «В мире времени»

уточнить представления детей о частях суток и временах года;

способствовать накоплению опыта при изучении времени;

вызвать интерес к изучению времени;

развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление. Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»;

Стихи о частях суток;

Дидактические игры: «Времена года», «Части суток»;

Изготовление конструкции «машины времени».

«Часовая мастерская» познакомить детей с историей часов;

расширить знания детей о многообразии часов, их строении.

воспитывать уважение к людям разных профессий. Просмотр видео «Часы»;

Рассматривание иллюстраций различных видов часов.

«Дни недели» познакомить и закрепить с детьми знания о днях недели;

закрепить в работе с цифрами последовательность дней недели;

учить связывать название каждого дня с его порядковым номером. Название дней недели с конкретным содержанием деятельности детей. Рассматривание картинок с изображением дней недели;

Заучивание стихотворения «Дни недели»;

Решение логических задач.

«Ориентировка в пространстве» Закрепление и совершенствование умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление во время ходьбы, бега;

Закрепление умения различать левую и правую руку. Подвижные игры: «Найди игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Найди клад»

«Страна математики» обучение детей умению определять положение предмета по отношению к другому предмету;

Обучение детей умению определять свое положение среди окружающих предметов;

Умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости. Игровые упражнения: «Новоселье», «Что где стоит?»;

Рассматривание картинок, демонстрирующих пространственные отношения;

Графический диктант

Заключительный этап

Третья неделя Подготовка презентации по деятельности проекта

Ключевые понятия

Обучение - совместная целенаправленная деятельность взрослого и ребенка, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание.

Развитие – Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному. Развитие – это нормативная концепция, оно не имеет единого общепринятого определения.

Воспитание – в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.

Одной из особенностей пространственного мышления является использование разных систем ориентации в пространстве (видимом или воображаемом). Наиболее естественной, закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. Она лежит в основе практической ориентации среди предметов и явлений. Ребенок очень рано начинает ориентироваться в окружающем его реальном, а затем и воображаемом пространстве с учетом положения собственного тела. Все предметы в пространстве он воспринимает с учетом вертикального положения собственного тела. Эта естественная позиция служит отправной точкой для создания разнообразных пространственных образов.

Часы - прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки.

Неделя - период времени в семь суток; интервал времени в семь дней и начинающийся с понедельника.

Сутки - единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём. Сутки делятся на 24 часа.

Времена года - четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл. Различают:

Календарные времена года - в большинстве стран мира принято деление года на четыре сезона, по три календарных месяца в каждом. Астрономические времена года, которые отсчитываются от точек солнцестояния (зима, лето) и равноденствия (осень, весна). Смена времён года обусловливается годичным периодом обращения планеты вокруг Солнца и наклоном оси вращения Земли относительно орбитальной плоскости и, в небольшой степени, эллиптичностью орбиты.

Методическое обеспечение проекта

Материалы для проведения бесед

Воспитательное мероприятие «Человек и время»

05.03.17

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №33

п. Новый Надеждинского района»

ТЕМА: «Математика повсюду, математика везде»

воспитатель МБДОУ ЦРР ДС № 33.

п. Новый

2016 г.


ТИП ПРОЕКТА

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

ХАРАКТЕР УЧАСТИЯ

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

практико-ориентированный

воспитанники дошкольного возраста, педагоги

активная деятельность детей, сотрудничество с воспитателями

долгосрочный (реализуется в течение учебного года)

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА


Паспорт проекта

Название проекта: «Математика повсюду, математика везде».

Тип проекта: практико-ориентированный, познавательный, творческий, игровой.

Срок реализации : долгосрочный (в течение 2016/2017 учебного года)

Место проведения: МБДОУ ЦРР ДС № 33 п. Новый

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, их родители

Охватываемые образовательные области (ОО):

познание, чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, музыка

Структура проекта. Актуальность.

В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко, поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше. Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.


Цель:

Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей.


Задачи проекта.

Обучающие задачи:

  • развивать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  • развивать умение соотносить число (в пределах 10) с количеством предметов.
  • закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры.
  • закреплять умение определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и к другому предмету.
  • совершенствовать умение называть части суток, последовательность дней в неделе.
  • совершенствовать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходств и различия отдельных предметов и совокупностей.

Задачи проекта.

Развивающие задачи:

  • развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать. Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.

Задачи проекта.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Предполагаемый результат:

  • Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  • Активизация мышления, памяти, внимания, воображения.
  • Сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.
  • Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

  • Подготовительный
  • Организационный
  • Заключительный

1 этап - подготовительный

(октябрь, ноябрь)

1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

2. Создание развивающей среды в группе

3. Донесение до участников проекта важности данной проблемы.

4.Подбор материала для продуктивной деятельности.

5.Составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП.

6. Разработка конспектов НОД, викторин.

7. Выбор диагностического инструментария.

2 этап - основной, практический

(декабрь – апрель)

Раздел программы

Формы и метода работы

Игровая деятельность

Использование дидактических, словесных, настольных, сюжетных, пальчиковых игр математического содержания.

Речевое развитие и чтение художественной литературы

Чтение математических сказок, русских народных сказок с элементами счета, заучивание считалок, стихов, потешек, пальчиковых игр на закрепление счета.

Продуктивная деятельность

Изготовление математического фриза, изготовление альбома «Веселый счет», лепка и украшение цифр и геометрических фигур, составление аппликации из геометрических фигур, рисование цифр, раскрашивание раскрасок.

Физическое развитие

Подвижные игры на ориентацию в пространстве, на повторение прямого и обратного счета.

Познавательная деятельность

Открытые занятия, математические викторины.

Театрализованная деятельность

Математический театр, пальчиковый театр.

Работа с родителями

Анкетирование родителей, домашняя игротека, выставка работ, сделанных родителями, выпуск стенгазеты, консультации для родителей, изготовление дидактических игр.


3 этап - заключительный

(май, июнь)

  • Используя диагностику, выявить уровень элементарных математических представлений у детей старшей группы.
  • Создание презентации по итогам реализации проекта.
  • Разработка методических рекомендаций для педагогов.

  • СанПиН 1.4.2.3049 -13

Информационное обеспечение:


Организационное обеспечение: * Пошив костюмов к сказке * Изготовление декораций * Подбор и изготовление атрибутов Материально-техническое обеспечение: * Проектор, ноутбук, экран * CD-диски, видеокассеты. * Подборка определенного песенного материала. * Репродукции, иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди». * Различные виды театров (кукольный, пальчиковый, теневой, настольный). * Набор инструментов для элементарного музицирования.

Методическое обеспечение

* Составить перспективный план работы над спектаклем.

* Разработать конспект с инсценировками и мини-сценками.

* Сценарий развлечения.

* Подобрать и оформить методический материал по театру музыкальных сказок


Ресурсное обеспечение проекта:

Нормативно-провавое обеспечение.

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
  • СанПиН 1.4.2.3049 -13
  • Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки Росиии) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

Информационное обеспечение:

  • Подбор методической и познавательной литературы, периодических изданий, интернет-ресурсов по теме проекта.
  • РМО и ГМО на курсах повышения квалификации музыкальных руководителей, педагогические советы учреждения.
  • Человеческие (кадровые) – музыкальный руководитель, воспитатели.




Долгер Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №23
Населённый пункт: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, х.Железный
Наименование материала: проект
Тема: "Проект по ФЭМП "Где я в этом мире"
Дата публикации: 29.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Проект по ФЭМП: «Где я в этом мире»
Актуальность проекта.
Одной из важных задач, выделяемой ФГОС в работе дошкольного образовательного учреждения, являетсятребования к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, стимулирующих познавательную активность дошкольников.Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги - исследователи, как Т. И. Ерофеева, В. Новикова, А. А. Столяр, Е. В. Сербина. В своем учебном пособии А. А. Столяр писал: " Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения п р о с т р а н с т в е н н ы х кат е го р и й (м е с то п ол оже н и я, уд а л е н н о с т и, про ст ранственных отношений между предмет ами). В п о н я т и е пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося". Поэтому считаю актуальным развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве. В связи с этим меня
заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требования.
Продолжительность проекта
: Краткосрочный.(1 месяц)
Цели проекта
: сформировать у детей старшего дошкольного возраста пространственные представления. Проблема заключается в отсутствии у детей опыта преодоления затруднений в проблемных ситуациях. Поэтому создание проблемных ситуаций в процессе формирования элементарных математических представлений является одной из важных задач.
Задачи проекта
: Образовательные: - закрепить и расширить пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перёд, сзади (за, между, рядом; - научить ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине) ; - научить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету; - научить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со стрелками - указателями маршрутов; - научить определять своё местонахождения среди окружающих людей и предметов. Развивающие: - развивать пространственную ориентировку у детей; стимулировать любознательность ребенка. развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность. Воспитательные: - воспитывать любознательность, умение внимательно слушать; -воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.
Участники проекта
: дети старшего дошкольного возраста, педагог, родители.
Руководитель проекта
: воспитатель: Долгер Т.В.

Предполагаемый

результат
: развитие понимания пространственных отношений между предметами, связанных с усвоением многих предлогов и наречий (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.) ориентирование на листе бумаги; осознание пространственных терминов и их появление в активном словаре.
Этапы проекта
(период 1 -30 октября 2015г.)
1 этап: Вводный
. Определение темы, цели, задач и содержания проекта, прогнозирование результата.
2 этап: Подготовительный
. Определение содержания деятельности всех участников проекта. Подбор методической литературы и необходимых материалов. Разработка конспектов, создание развивающей среды.(подготовка необходимых материалов, игр). Работа с детьми Беседа: «Что такое пространство? » Чтение худ. литературы: «Три медведя» , «Репка».С.Маршак «Усатый полосатый». Приобретение и изготовление необходимых дидактических материалов. Работа с родителями: Совместная деятельность: Изготовление и приобретение необходимых дидактических материалов. Беседа: «Как важно научить ребёнка ориентироваться в пространстве»
3 этап: Основной практический.
Содержание работы Совместная деятельность с родителями Дидактическая игра: «Весёлый круг» Беседа по картинке «Расскажи, где что (кто) находиться» Изготовление книжки малышки; «Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)».
Д.И: «Угадай-ка», «Что изменилось Игра «Внутри и снаружи» Д.И: «Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)». ДИ: «Встань впереди или сзади товарища» Игра «Кого загадали?», «Развивающий коврик» П.Игра «На параде», «Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь». Игра «Мастерская ков ров» Д/и: «Дополни предложение» Задание по картинке «Расставь в комнате недостающие предметы» Графический диктант.
«
В гости к другу» О.С. «Волшебный остров» Д/и: «Кто из детей стоит близко, а кто далеко Памятка для родителей с играми на р а з в и т и е о р и е н т и р о в к и в пространстве. Д/и: «Как пройти к зайке? » Задание по картинке «Расставь в комнате недостающие предметы» Графический диктант. Узор Д.И с блоками Дьенеша по сказке «Три медведя», «Колобок» О.С. «В гостях у медведя» П р а к т и к у м с р о д и т е л я м и «Использование блоков Дьенеша при обучению детей ориентировке в пространстве» П.игра«Воробушки и автомобиль» Игровое упражнение «Где лежит предмет? Беседа по картинке « В Деревне». Музыкальные д.и: Рисование карты: «Где находится клад»
«Где звенит колокольчик», «Откуда и чей голос».
3 этап. Результаты(
период с 27по 30 октября) Задача: Подведение итогов и анализ работы.
Методическая литература:
Учимся ориентироваться в пространстве. Материал для развития пространственного восприятия у дошкольников. Т. А. Шорыгина. М. 2004. Дидактический материал в картинках. Учусь ориентироваться в пространстве. Книга для занятий с детьми 5-7 лет. М. : Школьная Пресса, 2010. Смоленцева А.А. «Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием»; Смоленцева. – 2. изд., дораб. – Москва: Просвещение, 1993 Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. Автор- составитель Н. В. Лободина. Волгоград: Учитель, 2012.
Проект по формированию элементарных математических представлений по теме: «Ориентировка в пространстве»