Проект: "Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности". Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность

юлия артюшенко
Формирование связной речи посредством театрализованной деятельности

Сила воздействия иносказательного искусства кукол,

сила метафоры очень велика, и мы обязаны не только

знать эту силу, но и быть осторожными, чтобы вместо

пользы не причинить вреда.

Детские сердца прекрасны, как венецианское стекло,

но и обращаться с ними надо также осторожно.

С. В. Образцов

Театрализованные игры выступают эффективным средством социально – эмоционального, речевого и художественно – эстетического развития дошкольника, всесторонне обогащают его опыт, активизирует интерес к искусству, способствуют раскрытию и развитию творческих способностей. Использование театральных приёмов на занятиях по развитию речи рассматривается как метод разностороннего развития дошкольника. Эффективность этого метода подчёркивается путём сопоставления возрастных психологических особенностей восприятия речи и речевого творчества детей. Главный принцип организации работы по данному направлению – интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс.

Театрализованные игры требуют от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театрализованной , изобразительной, музыкальной, поэтому реализация данного направления предполагает преемственность в работе воспитателя и специалистов ДОУ. Фрагменты театрализованных игр включаются в занятия по физической культуре и музыкальные.

Особые требования предъявляются к речевому материалу, который используется в процессе театрализованных игр . Он должен быть доступен детям не только в смысловом, но в произносительном и эмоциональном плане. Вне занятий ведётся индивидуальная работа по совершенствованию эмоциональной выразительности речи и звукопроизношения .

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры , в которой он производит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценивать роль родного языка, который помогает, прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, невозможно. С. Я. Рубинштейн писал : «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам.» Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи . Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъяснятся. Уже в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества личности, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель дошкольного образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей. В театрализованной игре ребёнок может занимать и осваивать различные игровые позиции, исходя из индивидуальных возможностей и способностей : «ребёнок-режиссёр» , «ребёнок-актёр» , «ребёнок-зритель» , «ребёнок-декоратор» .

Особенность периода дошкольного возраста – обеспечение уровня общего психического развития, что в дальнейшем служит основой для приобретения знаний в различных областях. С качественным изменением контингента детей дошкольных учреждений меняется и педагогическая ситуация, что в свою очередь стимулирует на поиск новых идей, позволяет трансформировать и модифицировать привычные формы профилактической и коррекционно – развивающей работы, её методы и содержание. Учитывая исключительное значение речи в развитии ребёнка , понимая и принимая во внимание специфические особенности развития детей, мы пришли к выводу о необходимости использования в воспитательно-образовательном процессе системы игр и упражнений, в частности театрализованных .

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением , движением под музыку и т. д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Цель : развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность .

Задачи и методы :

Последовательное знакомство детей с видами театра ;

Поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

Совершенствование артистических навыков детей;

Раскрепощение ребёнка;

Работа над речью, интонациями;

Коллективные действия, взаимодействия;

Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Знакомство детей с театральной куклой – бибабо – и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели – это создаёт радостную атмосферу.

Начиная со второй младшей группы детей, последовательно знакомят с видами театров , основами актёрского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой . Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр , так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребёнок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актёры драматического театра . При этом они наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев.

Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности .

Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать :

Во второй младшей группе – формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных) ;

В средней группе – обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме) ;

В старшей группе – совершенствовать образные исполнительские умения;

В подготовительной группе – развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Упражнения для социально-эмоционального развития детей;

Коррекционно-развивающие игры;

Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения («учись владеть своим телом» , образные упражнения;

Упражнения на развитие детской пластики;

Ритмические минутки (логоритмика) ;

Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

Театральные этюды ;

Отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорацией и т. д.

В работе театральной студии участвуют не только дети и воспитатели, но и родители.

Творческие упражнения

Развитие интонационной выразительности

1. Исполнить песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят» : сначала голосом Козы, потом - Волка.

Козлятушки, ребятушки,

Отомкнитеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла…

2. Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Н. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чём спрашивают.

Развитие пластической выразительности при создании образа

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа, по выбору детей.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку.)

3. Ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.

Развитие выразительности и воображения

1. «Лисичка подслушивает» . Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

2. «После дождя» . Жаркое лето. Только прошёл дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Ирина Пельнова
Опыт работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности»

1слайд : Визитная карточка

Пельнова Ирина Юрьевна,воспитатель МБДОУ детского сада №16 «Жемчужинка»

Педагогический стаж :13 лет

Образование : средне-специальное, студентка второго курса Нижегородского государственного университета «им. Лобачевского»

Награды : почетная грамота МБДОУ (2014) за введение инновационных технологий в работу

Профессиональное кредо :

«Горжусь профессией своей за то,

что детство проживаю многократно»

2слайд : Тема

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности »

3 слайд :Условия формирования личного вклада в развитие образования (со слайда)

Работа по развитию речи включает в себя наличие следующих условий :

1. Научно-исследовательские условия

2. Методические условия

3. Организационно-педагогические условия

Мною были изучены теории философов, психологов, педагогов в области развивающего развития (Выготского Л. С. ,Эльконина Д. Б. ,Тихеева Е. И. ,Флёрина Е. А.) .По мнению большинства учёных развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка . Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

4 слайд :Актуальность.

Анализ РППС группы на соответствие ФГОС ДО выявил следующие проблемы :

Недостаточность обеспечения реализации образовательного потенциала пространства группы для речевого развития детей ;

Диагномтика по развитию речи показала ,что

Низкая речевая активность детей

Кроме того, существует проблема :

Неудовлетворённость взаимодействия с родителями воспитанников;

Именно театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, темп, выразительность речи . Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей . И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью : «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности ».

5 слайд :Теоретическое обоснование личного вклада

Это одно из самых эффективных способов воздействия на детей ,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения :учить играя.

Кроме того,одной из требований ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Образовательна программа нашего учреждения ставит задачи развития свободного общения…

Выготский писал : «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка , но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи ».

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

6слайд. Цель и задачи

Перед собой я поставила следующую цель

Создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредсвом театрализованной деятельности .

И такие задачи :

Развивать все компоненты устной речи ;

Воспитывать интерес и любовь к чтению;

-Развивать литературную речь ;

Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения;

-Развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности ;

Удовлетворить потребности детей к самовыражению ;

Привлечение родителей к партнёрству,т. к. совместная театрально-игровая деятельность -уникальный вид сотрудничества.

7слайд. Ведущая педагогическая идея опыта работы :

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры , в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение , совершенствует речь.

8слайд :Деятельностный аспект

В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения : игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей , беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память , воображение, творческое воображение.

9слайд :Диапазон личного вклада (Совместная деятельность )

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи , использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности . По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях

10слайд :Диапазон личного вклада (совместная деятельность с логопедом )

Очень важна работа с учителем-логопедом. Совместно мы проводим различные ….

11 слайд : Диапазон личного вклада (самостоятельная деятельность )

В самостоятельной деятельности дети сами выбирают виды театра и понравившиеся им роли. Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, что способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность. В самостоятельной деятельности ребёнок учится продумывать свои действия, поступки героев, которых он проигрывает. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию организованности, самостоятельности. Через свои ролевые высказывания ребёнок усваивает смысл, экспериментирует со словом, мимикой, жестом.

12слайд : Диапазон личного вклада (работа с родителями )

Важно участие родителей в работе с театрализованной деятельностью . В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей . Много усилий родители приложили к пошиву костюмов как для детей ,так и для взрослых. Укрепляю партнерские отношений с семьей каждого воспитанника, повышаю компетентность родителей, уверенность в собственных возможностях, привлекаю к участию в различных мероприятиях.

13слайд :условия

Процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда они самостоятельно могут выбрать вид театра и роль . Большое значение имеет использование разноообразных технических средств таких как, магнитофонные записи, просмотр видео на ноутбуке и т. д.

14слайд. Условия развития детей в театрализованной деятельности

Дети развиваются и общают свой словарный запас не только во время театральной деятельности . Много дети познают в свободной деятельности . Во время сюжетно-ролевой игры они самостоятельно задумывают сюжет и развивают его замысел . Когда дети занимаются с настольными играми у них развивается воображение . Рисуя дети ….

15 слайд :Показ сказки детям раннего возраста

Своими маленькими постановками мы радуем детей раннего возраста демонстрируя им свои мини постановки.

16слайд : Знакомство с постановкой сказки

Анализируя работу с детьми я пришла к выводу, что дети могут показать открытый показ. К выбору сказки я подошла с креативностью, решив показать старую сказку «Волк и семеро козлят» ,но на новый лад. Вначале работы я прочитала детям старый вариант сказки и мы обсудили его.

17 слайд :Совместный показ сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

Проделав большую работу с детьми и родителямимы показали сказку детям всего детского сада.

18 слайд : Совместный показ сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает , успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей .

19 слайд :Результативность

У детей улучшилась речь . Я в своей работе , в совместной деятельности детей и воспитателя , систематически проводила театрализованную игру . Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм , у детей развилась эмоциональная сфера , расширился и обогатился опыт сотрудничества детей , как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей . Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал правильно и красиво говорить. И я в своей работе совместно с родителями приложила немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

20 слайд : ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Консультации педагогам «Развитие речи детей младшего возраста с помощью театрализованных игр »,февраль 2014г. МО в ДОУ

Демонстрация результатов на сайтеДОУ,педагогическая копилка :статья «Дети в садике живут»

Сетевые педагогические сообщества : публикации на сайтах сайт;сценарий сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

21 слайд : РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Мониторинг речевого развития

детей второй младшей группы

Из опыта работы

«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

Чекунова Елена Александровна,

воспитатель МБДОУ № 61,

г. Апатиты Мурманской обл.

«… Не только интеллектуальное развитие ребенка,

но и формирование его характера,

эмоций у личности в целом,

находится в непосредственной зависимости от речи»

(Лев Семенович Выготский)

Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает большую услугу в познании мира, в котором мы живем.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.

Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.

Исследования психологов, педагогов (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Развитие речи осуществляется в различных видах деятельности детей: ознакомлении с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, а также в игровой (игра-драматизация) и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Проанализировав литературу и требования программ по данной теме, сделала вывод, что действенным средством для развития связной речи детей является творческая театрализованная деятельность.Мои наблюдения показывают, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.Театрализованные игры пользуются у детей неизменной лю­бовью.Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Театрализованная деятельность развивает речевую сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил коррекции черт детей.

Работу над темой «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи » осуществляю в соответствии с основной образовательной Программой дошкольного образования МБДОУ № 61 г. Апатиты, которая разработана на основе содержания общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нарушениями связной речи и недостатком словарного запаса. Среди родителей воспитанников группы было проведено анкетирование, в результате которого отмечены социально-педагогические проблемы воспитания и развития. Также в группе детей проводилось обследование в области «Социально-коммуникативного развития» и «Речевого развития», в результате которого выявлены проблемы в улаживании конфликтов с помощью убеждений и объяснений; дети не всегда берут ответственность и самостоятельность в выполнении поручений; редко умеют договариваться о теме игры и вести ролевой диалог. Наблюдения за детьми показали, что дети испытывали трудности при выполнении разных заданий:

  • в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова;
  • умении вслушиваться в текст;
  • улавливать интонации;
  • особенности речевых оборотов;
  • четко, последовательно излагать мысль;
  • самостоятельно пересказать текст;
  • в исполнении роли ребенок не владел разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).

Задачами работы по театрализованной деятельности являются:

формировать умение детей излагать свои мысли связно, последовательно;

— формировать грамматический, лексический строй речи;

— развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

— продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

— продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;

— продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи.

Для решения поставленных задач в группе создана развивающая предметно пространственная среда , обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группефункционируютцентры, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка. Их оснащение периодически пополняется.

Наполняемость среды (центров) в рамках данной темы:

«Центр игры»

В данном центре находятся: сюжетные игрушки; игрушки транспорт разного вида; игрушки, изображающие предметы труда и быта; ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», Больница», «Мастерская», «Гараж», «Почта», «Путешествия», «Ателье»); игрушки-животные; куклы; наборы разных видов посуды; разграниченные зоны (кукольный уголок, салон красоты, магазин, больница, почта и т.д.).

«Центр театра»

В группе функционирует театрализованный уголок с разными видами театра (настольный, би-ба-бо, плоскостной, теневой, дисковый, пальчиковый); маски, шапочки, парики, элементы костюмов, бутафория (носы, очки, усы и т.д.); театральный грим; картинки и иллюстрации к сказкам; фланелеграф, ширма; атрибуты для ярмарки (платки, ленты, шапки, венки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия («Герои сказок», «Какая это сказка?» и т.д.). Разработан перспективный план работы по теме, создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

«Центр речевого развития»

В данном центре имеются: дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книги по тематикам, развивающие журналы по развитию речевых навыков; «Чудесный мешочек» с различными предметами; наглядно-дидактические пособия и игры: «Рассказы по картинкам», «Что было сначала, а что потом», «Добавь словечко», «Последовательности», «Расскажи почему?»; картотеки коммуникативных и речевых игр.

Для реализации поставленных задач использовала основные направления работы:

  1. Работа с детьми, которая включала в себя:

— диагностику эмоционально-личностного развития (2 раза в год);

— практико-ориентированную направленность в реализации задач.

Осуществляла данную работу посредством следующих форм работы:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации (подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок);
  • речевые игры и упражнения (на развитие монологической и диалогической речи);
  • упражнение «Интервью из сказки» (развитие умения отвечать на вопросы);
  • придумывание сказок и рассказов по детским рисункам;
  • составление рассказов по картинкам из сказок и по схемам;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения, образные упражнения;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
  • знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.;
  • показ театрализованных представлений, спектаклей.

Детское художественное творчество носит поэтапный характер

На первом этапе — обогащается восприятие за счёт жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями.

Знакомлю детей с произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), с их содержанием, художественной формой, с выразительным, мудрым языком народных сказок.

Осуществляю знакомство с окружающим миром в соответствии с содержанием литературного произведения. У детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность и активность.

Второй этап — собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки. Развивается речь со всех сторон: обогащается словарь образной лексикой, совершенствуется звуковая сторона речи (интонационная выразительность, дикция, сила голоса), дети обучаются навыкам диалогической речи (умение спросить, ответить, подать реплику, выслушать).

С воспитанниками провожу работу по развитию сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений; пластических этюдов.

Третий этап — характеризуется появлением новой продукции.

С детьми разыгрываю игры-драматизации и спектакли по мотивам прочитанных литературных произведений.

Таким образом, важное условие успешности драматизации – глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение.

Они узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения. На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Для такого понимания необходимо шире использовать упражнения и пластические этюды.

Когда дети начинают выполнять пластические этюды, их действия сопровождаю словами, характеризующими повадки зверей. Затем усложняю задачу. Уже начиная со среднего возраста дошкольники умеют проводить этюды без речевого сопровождения.

У детей 5-6 лет характеризуется формированием контекстной (связной) речи. Ребенка привлекает повествование-импровизация, у него проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов фраз.

При этом стараюсь использовать игры на словообразование. Перед детьми ставлю цель — оформить свои мысли в виде рассказа, затем оказываю им необходимую помощь, подсказываю сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения.

В своей работе использую метод составления рассказа «Размытое письмо». Это грамматическое упражнение. При составлении рассказов совершенствуются связная речь, понимание смысловой стороны слова и особенно-синтаксической структуры предложений.

Организую театрализованные игры через такие виды деятельности как театрализованная игра в организации образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

  1. Организация театрализованной игры.

1) В ходе непрерывно образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).

Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.

2) Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на

свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей . Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

Также включаю игры и речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Правильно формулирую вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуем из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.

После ответа на вопросы предлагаю детям «показать» сказку в игре-драматизации. Особенно важна игра-драматизация для детей среднего дошкольного возраста, т.е. пятого года жизни. При повторном рассказывании сказки использую настольный театр. Затем дети прослушивают аудиозапись сказки, смотрят презентацию. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.

Наблюдение за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться с волнением участвуя в игре-драматизации.

  1. Работа с родителями

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы взаимодействия:

— Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы).

— Анкетирование: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».

— Оформление папки — передвижки: «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?».

— «Трудовой десант»- изготовление и подбор атрибутов к праздникам.

— Консультации: «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».

— «Родительские посиделки».

— Разработки памяток «Домашний театр», «Развиваем речь детей через театрализованные игры».

— Дни открытых дверей «Мы всегда вам рады!»

— Участие в психолого-педагогическом проекте по сказкотерапии с детьми и родителями «Вместе лучше» (совместно с педагогом-психологом).

  1. Работа с педагогами

Достижение планируемых результатов предполагает совместное взаимодействие воспитателя с другими педагогами ДОУ.

В процессе работы были проведены:

— показ ОД: «Интеллектуальное кафе «Дикие животные» для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие»).

— показ театрализованных игр, сказок: «Репка на новый лад», «Английские песенки», «Карусель сказок».

— показ сюжетно-ролевой игры «Поезд» для детей средней группы.

— Консультации для воспитателей: «Кукольный театр», «Праздник для всех».

Свой педагогический опыт обобщила и распространила на разных уровнях:

— Участие в городском Фестивале экологических театров г. Апатиты «Солнечный лучик» с экологической сказкой «Лесной спецназ».

— Выступление с опытом работы по теме самообразования на педсовете МБДОУ №61.

— Международный конкурс «Педагог по призванию». Номинация: «Творческие работы и методические разработки педагогов». Работа: конспект ОД «Хрустальная зима»для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

— Международный конкурс «Ты-гений». Номинация: «Лучший открытый урок». Название работы: конспект ОД «В поисках Бурёнки» (ОО «Речевое развитие»).

— Выступление на региональном семинаре-практикуме:«Создание условий для развития социальных возможностей ребёнка в рамках педагогической деятельности» на базе ГОБУЗ г. Апатиты с сообщением из опыта работы на тему: «Организация коммуникативных игр в социально-личностном развитии воспитанников».

— Показ ООД по ОО «Речевое развитие» на тему: «Потерянные письма» с детьми старшей группы (уровень ДОУ).

— Выступление с опытом работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи» на педсовете №3 МБДОУ №61.

При проведении данной работы я наблюдала положительную динамику развития речевых навыков в освоении детьми средней группы образовательной программы по образовательной области «Речевое развитие». Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (47,7%); средний уровень – 11 детей (52,3%). Низкий уровень не выявлен. Общая динамика по сравнению с началом года составила рост показателей на 20%.

На начало 2016-2017 учебного года анализ диагностики ОО «Речевое развитие» в старшей группе показал средний уровень сформированности навыков и умений воспитанников. Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (50%); средний уровень – 10 детей (50%). Низкий уровень не выявлен. Прогноз положительный.

По результатам учебного года наблюдения показали, что у детей повысился интерес к театрально — игровой деятельности, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

Видны результаты: дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, повысилось исполнительское умение в создании художественных образов, могут показать небольшую знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев

Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей, посредством театра, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.






Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.


Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе.


В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.


Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Связная речь Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.


ТЕАТРСКАЗКА Связная речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. ИГРА


На что направлена театрализованная деятельность? На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций; На развитие мышления, воображения, внимания, памяти; На развитие фантазии; На формирование волевых качеств; На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникатив- ных, организаторских, двигательных и т.д.)


Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка Театрализованная игра: Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.); Совершенствует артикуляционный аппарат; Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.






Речь ребенка и различные виды театра Пальчиковый театр *Способствует развитию речи, внимания, памяти; *формирует пространственные представления; *развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; * повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.




















Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; Способствует самопознанию и самовыражению личности; Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Игра-драматизация Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.







за последние годы отмечается увеличение количества детей имеющих нарушения связной речи.

А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Речь во всём своем многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются

Просмотр содержимого документа
««Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (из опыта работы)»

«Речевое развитие детей дошкольного возраста

через театрализованную деятельность»

(из опыта работы)

МБДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социальному развитию детей

г. Бокситогорска»


Чистякова Ирина Евгеньевна

воспитатель

первой квалификационной категории

Образование: Высшее

Трудовой и педагогический стаж – 4 года


Актуальность

В настоящее время всё чаще игровую деятельность детей заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция увеличивается с каждым годом.

Вследствие этого за последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения связной речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Речь во всём своем многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются, таким образом, данная тема является всё более значимой и актуальной, чтобы заниматься её изучением.


Цель: создание условий для развития связной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие речи дошкольников через театрализованную

деятельность будет эффективнее, если:

1) использовать специальные задания и упражнения, на формирование выразительности речи, в организованной образовательной деятельности;

2) учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников.

3) приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности.


Задачи:

  • воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
  • совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, эффективному общению и речевой выразительности;
  • совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Формы работы направленные развития речи

  • Чтение и совместный анализ сказок
  • Проигрывание отрывков сказок
  • Прослушивание сказок, стихотворений
  • Составление сказок с помощью мнемотаблиц, схем
  • Режиссерская игра
  • Словесные, настольные и подвижные игры
  • Этюды и упражнения
  • Хороводные игры, музыкотерапия
  • Дыхательная и артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковые игры с проговариванием
  • Разучивание чистоговорок

Работа по речевому развитию в театрализованной деятельности

  • Просмотр спектаклей и беседы по ним
  • Просмотр видеоматериала
  • Игры-драматизации
  • Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
  • Упражнения по развитию мимики, пантомимики, моторики
  • Игры и ситуации по произведениям
  • Подвижные речевые игры с персонажами сказок

Значение: В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Педагогические технологии:

Здоровье-сберегающие

Развивающее обучение (развивающая среда)

Исследовательская деятельность

Интегрированное обучение

Проектная деятельность

Взаимодействие с семьей


Виды театров используемых в работе:

  • настольный кукольный пальчиковый теневой *на палочках
  • театр на фланелеграфе костюмированый масочный



Работа с родителями:

Родительские собрания

Анкетирование

Дни открытых дверей

Проекты

«Дни добрых дел».

Консультации

«Почтовый ящик»

Индивидуальные беседы

Выставка фотографий

Фотовыставки с рассказом

Творческие совместные выставки.


Выводы:

Театрализованная деятельность является самым распространенным видом игровой деятельности детей, которая способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь.

Позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность (доброта, дружба, честность, смелость).

С помощью сказок ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать не только речевые нарушения, но и робость, неуверенность в себе, застенчивость.