Елена Чаплыгина
Социальный проект «Какие они, профессии?»
Лысенко Наталья Борисовна, старший воспитатель
Оферкина Любовь Михайловна, музыкальный руководитель
АнтоноваТатьяна Сергеевна, инструктор по физическому
воспитанию МБДОУ ЦРР - д/с «Золушка»
Тип проекта : творческий (познавательный)
Длительность : апрель-май 2015г.
Возрастная группа : старшая группа (5-6 лет)
Участники проекта : дети старшей группы, старший воспитатель Лысенко Н. Б., музыкальный руководитель Оферкина Л. М., инструктор по физическому воспитанию Антонова Т. С., родители воспитанников.
Сроки реализации : апрель-май 2015г.
Образовательная область : «Познавательное развитие»
Актуальность проекта :
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу . Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде . В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии . Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика , милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают , как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка . Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Проблема : Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, я спланировала работу в данном направлении, т. к. считаю, что знакомство детей с профессиями , их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов. Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно - ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, я имею в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.
Цель проекта : Формирование у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями пекаря , библиотекаря, пожарного, продавца. Повышение познавательной активности в рамках познавательной деятельности.
Задачи проекта :
1. Закрепить знания детей о профессиях : пекарь, библиотекарь, пожарный, продавец.
2. Развивать познавательный интерес детей к профессиям , расширять детский кругозор.
3. Определить значимость профессий .
4. Формировать уважение к труду взрослых разных профессий .
5. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях , изо и других видах деятельности.
Планируемые результаты :
1. Более глубокие знания детей о профессиях пожарного
2. Появление интереса, желания узнать как можно больше о других профессиях .
3. Рассказы детей об этих профессиях .
4. Понимание значения слово «профессия » и где её можно получить, приобрести.
5. Формирование бережного отношения к результатам труда взрослых, уважение к человеку- труженику.
6. Активизация речи детей по теме проекта (спец одежда, пожарный «рукав» , формуляр читателя, закваска, печь, замес, витрина и т. д.)
7. Появление исследовательского интереса (выпечка хлеба, варка каши, издательство книг, газет и т. д.)
Реализация проекта проводится в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, раздел «Познавательное развитие» .
В ходе реализации проекта необходимо выяснить , что знают дети о профессиях и что хотят узнать .
Что мы знаем? Что мы хотим узнать?
Что есть такие профессии как профессия пекаря , пожарного, библиотекаря, продавца.
Знаем номер службы 01 или 112.
Где можно купить вещи, продукты.
Из чего пекут хлеб, варят каши.
Книга – это здорово!
В мире много разных профессий . Что такое спец. одежда?
Как появились первые книги?
История возникновения пожарных дружин на Руси.
Где в старину люди приобретали необходимые для жизни вещи, продукты?
Современные машины, облегчающие труд человека.
Какие ещё бывают профессии .
Как стать хорошим пекарем, врачом, строителем, библиотекарем и т. д. ?
Проблемные ситуации в ходе реализации проекта , которые заставят детей проявить познавательную мотивацию : почему книги делают из бумаги? Почему спец. одежду шьют из спец. материалов? Почему в выпечку кладут дрожжи? Можно ли сварить кашу в холодной или тёплой воде?
Этапы реализации проекта .
1 этап – постановка проблемы
Обсуждение с детьми вопроса, знают ли они что такое профессия , какие бывают профессии , какая профессия самая главная ?
Что нужно сделать, чтобы стать пожарным, пекарем, библиотекарем, продавцом?
Какими качествами должны обладать люди данных профессий ?
Какую пользу приносят люди этих профессий ?
Какую носят одежду люди этих профессий ?
Какие технологии и орудия труда используют люди данных профессий ?
Подготовка :
Отобрать иллюстрации, видеопрезентации об этих профессиях .
Подобрать познавательную, художественную литературу, рассказывающую о профессиях пожарного , пекаря, библиотекаря, продавца.
Составить конспекты ООД .
Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковую гимнастику.
Организовать экскурсии на хлебозавод или пекарню, в пожарное депо, в детскую библиотеку, в магазин (по возможности, в редакцию газеты «Вестник Когалыма» ).
2 этап - проектирование
Обсуждение вариантов поиска информации : расспрос родителей, поиск энциклопедий, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций, фотоиллюстраций, картинок.
Совместное обсуждение со взрослыми, какие атрибуты необходимо изготовить для с-р игр, при каких условиях и как они будут печь хлеб, варить кашу.
3 этап - поиск информации
Создание развивающей среды.
Внесение в группу иллюстрации пожарного, пекаря, библиотекаря, продавца.
Пополнение уголка книги следующими произведениями : Маршак «Рассказ о неизвестном герое» , «Пожар» ; Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?» , «Кому что нужно?» , С. Михалков «А что у вас?» , В. Маяковский «Кем быть?» , «Хлеб- всему голова» , В. Степанов «Какие бывают профессии » и др.
Внесение дидактических и настольных игр : «Кому что нужно для работы?» , «Магазин покупок» , «Ассоциации » , лото «Профессии » , «01- пароль отважных» , «В мире профессий » , «Кем быть?»
ООД (план занимательной деятельности)
Речевое развитие : Тема «Профессии » (составление рассказа по картинкам) .
Социально-личностное : Темы : «Кому нужно позвонить, если ты увидел огонь?» , «Один дома!» ,«Библиотекарь, библиотека и книги» , «Откуда хлеб на стол пришёл» .
Изобразительная деятельность : Рисование – пожарный, продавец, пекарь в спецодежде.
Коллективная аппликация (коллаж) «Мужские и женские профессии » .
Лепка предметов для труда пекаря, пожарного, продавца (каска, весы, посуда, полка для книг)
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась :
В ходе режимных моментов;
В процессе организации педагогом различных видов детской деятельности (игровая, коммуникационная, продуктивная, познавательно-исследовательская («Почему книги делают из бумаги» , «Почему спецодежду шьют из специальных материалов» , восприятие художественной литературы);
В ходе экскурсий на хлебозавод (пекарню, в детскую библиотеку, в магазин, в пожарное депо, в издательство «Вестник Когалыма» ;
В ходе самостоятельной деятельности детей.
Предметно-развивающая среда группового помещения и внутреннего помещения детского сада (кухня, библиотека д/с, организованные экскурсии в пожарное депо, хлебозавод, детскую библиотеку, магазин стали местами поиска ответов на познавательные запросы ребят.
В рамках работы над проектом установлено эмоциональной взаимодействие с родителями воспитанников :
Рассказы родителей, бабушек. дедушек о том, кем они работают, как они выбирали профессию , что делают на работе, какую пользу приносит их труд людям;
Изготовление атрибутов к с/р играм по теме проекта ;
Привлечение детей к приготовлению разнообразных блюд, обогащали знания детей о пользе тех или иных продуктах, о творческом подходе к приготовлению пищи.
Фотовыставка «Мои родители и их профессия » .
4 этап - продукт детской деятельности
Изготовление карточек для игры в библиотеку, «продуктов» для игры в магазин (из солёного теста - хлебобулочные изделия, из бумаги и картона –шоколадки, конфеты и т. д. ; акция «Мы- друзья книги» (ремонт книг) .
Продуктивная деятельность - выпечка хлеба (булочек, печенья, приготовление каши «для настоящих героев» .
Создание альбома с рисунками детей, совместные творческие работы (аппликация, поделки из пластилина, выставка поделок.
Выпечка хлеба, печенья.
Варка каши «Дружба»
Чтение художественной литературы по теме проекта (например, чтение еврейской сказки о пекаре «Белая одёжка» ).
Сюжетно-ролевые игры : «Магазин» , «Кулинария» , «Пожарное депо» , «Семья» , «Библиотека» , «В гости к бабушке» .
Разучивание игр, загадок, физкультминуток, динамических пауз, пословиц, стихов, песен по теме проекта .
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?
Взаимодействие с музыкальным руководителем :
Разучивание песен «Мы сегодня повара» муз. и слова Зайцевой, «Модницы» Г. Ф. Вихарёва, постановка «Танец поваров» .
Развлечение «Кем быть?»
Взаимодействие с инструктором по физическому воспитанию :
Проведении динамического часа «Пожарные на учениях» , игр- эстафет «Весёлый магазин» , «Убегу от огня» , «Тушение пожара» , «Кто быстрее испечёт» и др.
5 этап – презентация проекта
Создание альбома «Все работы хороши!» или («Мужские и женские профессии » , «Кем быть?» , «Кем работают наши родители»
Выставка атрибутов к с/р играм с привлечением родителей «Сделаем игры наших детей яркими и интересными»
Развлечение «У меня растут года!» (совместно с родителями)
Использованная литература :
1.«Беседа с дошкольниками о профессиях » Т. В. Попова, 2005г.
2.«Профессии . Какие они ?» Т. А. Шорыгина, 2007г.
3. «Учимся, говорим, играем» Г. И Сергеенко, 2006г.
4. «Развитие речи в детском саду» Г. А. Кошлева,2009 г.
5. «ОБЖ для дошкольников» Т. П. Гарнилеева,
Интернет ресурсы :
1. http://минобнауки. рф .
2. http://www.teoriy
1.Описание проблемы.
Мы хотим обратить ваше внимание на тех людей, которые не реализовались в жизни, которые живут бесцельно, которые прожив жизнь не реализовались, как личности. Как правило эти люди озлобленны, они зачастую одиноки. Многие из них заливают горе алкоголем, погибают от наркотиков. Из-за этого возникают насилие в семьях, разводы, где страдают дети.
Давайте посмотрим в корень, в начало этой проблемы. Обратим внимание на то, когда эти люди заканчивали школы и стояли перед выбором будущей профессии. Кем они хотели стать в жизни? Многие из них мечтали, но так и не достигли своей мечты. Не смогли реализовать себя в будущей профессии.
Этому могли помешать социальная среда, экономические перемены, влияние родителей, собственная неопределенность. Ведь большинство вообще не знают себя, свои способности и таланты. Такие люди ни о чём не мечтают и не знают кем бы они хотели быть.
Проблема:
Выпускники до конца не осознают, кем на самом деле они хотят быть.
Выбор профессии –сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существует опасность–затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. К тому же мир профессий, как и всё остальное в этом возрасте часто кажется чёрно-белым: в «хорошей» профессии всё хорошо, в «плохой» -всё плохо. Очень важен уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себя. Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, включающих оценку своих объективных возможностей.
В современном образовательном учреждении отсутствует эффективная работа по подготовке подрастающего поколения к эффективному поведению в условиях современного рынка труда.
Соответственно,явной становится необходимость разработки модели профориентационной,предпрофильной подготовки подрастающего поколения в современном образовательном учреждении.
2.Цели и задачи
Ø Создание условий для развития самостоятельной активно-развивающейся творческой личности, способной к адаптации в обществе.
Ø Разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки подрастающего поколения.
Ø Сочетать трудовое воспитание с нравственным, сделав профессиональную ориентацию элементом свободного социального самоопределения личности.
Ø Направить старшеклассников в специальные центры, чтобы они открыли себя, узнали свои наклонности. Чтобы было стремление достичь поставленных целей, преодолев препятствия, не останавливаться на достигнутом.
Ø Поэтому мы организуем команду социальных волонтёров с подготовленной программой, в которую включены тесты и семинары профессиональной направленности. Покажем презентацию своей будущей профессии.
Задачи:
Ø Создать условия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах,формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.
КГК СК ОУ «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида№9»
р. п. Переяславка, Хабаровского края
Социальный проект
«Твой профессиональный выбор».
Подготовила:
воспитатель I квалификационной категории,
Савочка Валентина Александровна
2014 г.
Методический паспорт проекта «Твой профессиональный выбор».
Должность : воспитатель
Тип проекта - исследовательско-творческий.
Участники проекта: воспитанники 8-х классов ; педагоги школы – воспитатель, психолог, социальный педагог.
Вид проекта - краткосрочный.
Тема проекта: «Твой профессиональный выбор».
Технология организации учебно-исследовательской деятельности в процессе психологического сопровождения предпрофильной подготовки позволяет включение обучающихся в систему совместной практико-ориентированной деятельности: проектной, исследовательской.
Актуальность. Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Выпускники коррекционной школы оказываются перед необходимостью выбора дальнейшего направления собственной деятельности. Ребятам впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого будет зависеть их дальнейшая судьба, их путь к успеху.
Цель проекта: Воспитанникам предоставятся условия для формирования осознанного выбора профессии.
Задачи:
Развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения.
Обучение основам выбора профессий.
Осуществление самостоятельного, осознанного и ответственного выбора в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющего общества и рынка труда.
Проектирование своего образовательного и профессионального (карьерного) маршрута.
Описание проекта.
Проектная деятельность учащихся при изучении материала «Твой профессиональный выбор». Проект исследовательский, открытой координации и предназначен для учащихся 8-х классов. Работа в данном проекте позволяет обучающимся сориентироваться в современном мире профессий, сформировать психологическую готовность учащихся к выбору профессии на основе знаний о своём профессиональном и личностном потенциале.
Продукт проекта.
Результаты самостоятельной познавательной работы воспитанников оформляются воспитанниками в виде презентации по избранной профессии.
Обеспечение - материально-техническое, учебно-методическое, информационное:
оборудование изобразительной деятельности (бумага, карандаши, фломастеры, простые карандаши); словари; газеты «Презент», «Из рук в руки»; интернет - ресурсы , компьютеры.
Межпредметные и метапредметные связи: обществознание, история, чтение, информатика и ИКТ, психология, профориентация и самоопределение.
План реализации проекта.
Проект относится к внеурочной деятельности и состоит из следующих этапов:
Название этапа |
Сроки реализации |
|
1. Подготовительный этап. Погружение в проект. |
выделение предполагаемых направлений работ; предварительное ознакомление с вводными установками на проектный день; Опросник «Лист выбора профессии» - педагог Савочка В.А.; Тестирование на «Профпригодность» - педагог Савочка В.А.; Методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной) - педагог-психолог школы; Анкета «Мир профессий» ( Дифференцированно-диагностический опросник ( разработка критериев для составления профессиограмм; начало работы по сбору информации о рабочих профессиях для презентаций. Подготовка рисунков по теме «Мир профессий» |
За 2 недели до проектного дня |
2. Основной этап. Реализация идеи. |
продолжение работы по сбору информации о рабочих профессиях; виртуальная экскурсия по профессиональным училищам г. Хабаровска и Комсомольска-на Амуре; экскурсия в Центр занятости района имени Лазо; систематизация и анализ полученных данных; обсуждение способов оформления конечных результатов; подведение итогов, оформление результатов. |
За неделю до проектного дня |
3. Заключительный этап |
презентация проекта в ходе деловой игры «Твой профессиональный выбор»; представление результатов выполненного проекта в виде материального продукта (рисунки, презентации воспитанников о профессиях); рефлексия. |
В день проекта |
В результате анализа полученной информации обучающиеся смогут самоопределиться с выбором профессии, оценить будущие перспективы выбранной профессии.
Методическая разработка итогового занятия по реализации проекта
Дата проведения: 3 февраля 2014 г.
Тема
мероприятия
:
«Твой профессиональный выбор»
Слайд
№ 1
Форма
мероприятия:
Деловая игра
Цель:
Воспитанники получат возможность
расширить представление о мире профессий,
способах трудоустройства.
Задачи:
1.Образовательная: познакомить воспитанников с доступными для них способами поиска работы.
2. Коррекционная - развивающая: коррекция дефекта волевого качества – безынициативности на основе развития познавательной активности; развивать навыки абстрактного мышления на основе элементов деловой игры.
3. Воспитательная: воспитывать толерантность, доверие друг к другу, умение высказывать свое мнение, соблюдая нормы современного этикета.
Используемые технологии:
проектного обучения
игровые;
информационно-коммуникационная;
«создание ситуации успеха»;
ситуативные;
здоровьесберегающие.
Методы:
Словесные – опрос, объяснение, рассказ; практические – поручение, упражнение; наглядные – показ слайдов.
Место проведения: учебный класс
Время проведения: 45 минут
Оборудование
и материалы:
компьютер с мультимедиа проектором,
презентации; бланки резюме, ручки,
карточки с заданием, газеты с объявлениями
о работе, мячик, выставка книг о профессиях.
Предварительная
подготовка:
учащимся было предложено разделиться
на группы (штукатуры-маляры, повара,
каменщики, токари), найти информацию
по выбранной специальности, подготовить
презентации; познакомились с
профессиональными учреждениями,
обучающими выпускников школ-интернатов;
посетили Центр занятости населения
района Лазо; оформили выставку рисунков
«Мир профессий».
Занятие№1
Ход занятия:
I . Организационная часть:
Сообщение темы и цели занятия, мотивация учебной деятельности.
(При работе с кроссвордом осуществляется фронтальная работа с коллективом детей, в ходе которой воспитанники вспоминают различные профессии.)
С помощью кроссворда определите, и назовите главное слово нашего занятия.
По вертикали: 1. ? Слайды № 2-11
По горизонтали: 1. Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу «….. и нюхая наестся»
Повар - человек, профессией которого является приготовление пищи; в настоящее время, как правило, на предприятиях общественного питания.
По горизонтали: 2. Загадка:
Нам даёт товар и чек
Не философ, не мудрец
И не суперчеловек,
А обычный...
Продавец
- лицо, выступающее посредником между
производителем товара и покупателем.
В самых общих чертах задача продавца
состоит в том, чтобы предоставить
покупателю необходимый ему товар, и
получить за этот товар деньги.
По
горизонтали: 3. Загадка:
Кто приносит нам газеты,
И от бабушки приветы?
Почтальон:
Пока
не придумали электронной почты, огромную
роль играли люди, доставляющие письма.
Итак, речь идёт о почтальоне - человеке,
разносящем корреспонденцию и газеты.
Этот человек приносит хорошие и плохие
вести в конвертах.
По
горизонтали: 4. Токарь детали обтачивает,
а ………. – вытачивает.
Фрезеровщик
- специалист по работам на фрезерном
станке. На сегодняшний день, профессия
фрезеровщика востребована, во всех
метало - и деревообрабатывающих отраслях
во всём мире. Огромный спрос на специалистов
в этой области имеет Россия и Китай.
По горизонтали: 5. Разводит пчёл……..
Пчеловод - специалист по разведению пчел, их содержанию и получению продуктов пчеловодства.
По горизонтали: 6. Кто не может обойтись без следующих предметов: молоток, гвозди, рубанок.
Столяр - актуальная профессия в настоящее время приобретает новые сферы влияния. В основном столяр - это работник строительных или ремонтно-строительных организаций, предоставляющий всевозможные услуги по обработке дерева.
По горизонтали: 7. Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек.
Лесник
Краткое
описание:
Наш
народ, как и многие другие, многим обязан
лесу. Это щедрый подарок природы для
нас и его необходимо сберечь. Так вот
охрана леса от злоумышленников и пожаров
- это основная обязанность лесника.
Работают эти люди в лесном хозяйстве,
или, как ещё говорят, в лесничестве.
Казалось бы, лесник круглый год на
вылазке, но на самом деле такая работа
тоже подразумевает под собой определённые
трудности и даже опасности.
По
горизонтали: 8.
О ком поется в песне: «Первым делом,
первым делом – самолеты, ну а девушка,
а девушки – потом»?
Пилот
По горизонтали: 9. Представителю, какой профессии советуют: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь»?
Швея Слайд № 12
Назовите главное слово.
Слово педагога.
Разговор у нас с вами пойдет о профессиях. После 9-ого класса вам предстоит выбрать ту профессию, по которой вы продолжите своё дальнейшее обучение.
Именно об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашей деловой игры: «Твой профессиональный выбор». Выбор профессии – один из важнейших шагов в ваше будущее. Многие из вас уже определились в ходе реализации проекта, кем быть и куда поступить. Но, наверняка, некоторых еще не ответили самому себе, а хочу ли я им стать.
Выбрав правильно профессию, то есть профессию по душе, мы обретаем счастье. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».
Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно … (продолжите фразу).
Ответы детей (задуматься о будущем, решить, кем стать, выбрать работу по душе, найти своё место в жизни).
Эти
слова «реши, кем стать» вы слышали не
раз и от педагогов, и от родителей. Но
все же в глубине души вы понимаете, что
скоро подойдет то время, когда с этим
вопросом вы столкнетесь с глазу на глаз.
II
.
Основная часть
1. Работа с толковым словарём .
Что такое профессия, специальность, квалификация? Слайд № 13
Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.
Специальность - вид занятия в рамках одной профессии (например, специальность врача - хирург, терапевт и так далее).
Квалификация - уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда.
Должность - это положение, которое вы занимаете на работе, ваши служебные обязанности.
В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:
требует специальной подготовки, обучения;
практикуется человеком регулярно;
служит источником средств к существованию.
Современный рабочий должен обладать знаниями в разных областях, в том числе и умением работы на компьютере. Управлять сложными современными машинами, работать у станков и без знаний профессии это невозможно. В современном мире особенно востребованы люди рабочих профессий.
Скажите, пожалуйста, а какие рабочие профессии вы знаете? (столяр, портной, штукатур, маляр, повар, каменщик, дворник)
А кто знает, где можно получить рабочую профессию?
Правильно, профессию можно получить в профессиональных училищах, колледжах.
В этих учебных заведениях готовят специалистов многих рабочих профессий. Профтехучилища нашей страны готовят специалистов более чем тысячи профессий. В профессиональном училище, колледже вы получите знания по избранной профессии, а по окончании получите документ – свидетельство.
Итак, рабочую профессию вы можете получить в профессиональных колледжах и техникумах, где открыты коррекционные группы. Куда принимают ребят из нашей школы. Посмотрите на слайд, как много учебных заведений, которые могут принять вас. Слайд № 14
15 января мы с вами совершили виртуальную экскурсию по ПУ Хабаровского края. Слайд № 15
Ученица.
Приходи сюда учиться
Ученик и ученица,
Много здесь профессий разных,
Выбрать что, не знаешь сразу.
В жизни каждая сгодится,
Стоит только научиться.
2)
Конкурс профессиограмм.
Наш класс заранее был разбит на группы,
на столах таблицы с названиями групп,
то есть выбранные вами профессии: токарь,
каменщик, штукатур – маляр и повар. И
задача каждой группы сегодня – защитить
выбранную вами профессию, доказать что
ваша профессия самая, самая, самая.
Каждая группа получила задание:
составить профессиограмму по следующему
плану:
1. Краткое описание
2. История
3. Значимость профессии
4. Уникальность
5. Риски
6. Где получить данную
профессию.
Каждая группа защищает
презентацию.
III . Итоги занятия. Рефлексия.
Ребята! Давайте перечислим профессии, с которые мы с вами познакомились в ходе реализации проекта (воспитанники перечисляют).
- Где обучают этим профессиям?
-Где можно работать?
-Какую специальность вы можете приобрести (столяра) , а переквалифицироваться?
(например: токарь-сварщик, фрезеровщик и т.д.)
Занятие №2
Ход занятия:
I . Организационная часть:
1) Конкурс «Угадай пословицу» (закончить конец пословицы): Слайд № 16
Ребята прочитайте пословицы.
Терпенье и труд….(все перетрут.)
Без труда не вытащишь….(и рыбку из пруда)
Землю солнце красит,…(а человека труд)
Труд человека кормит, …(а лень портит)
-Скажите, о чем они?
Это пословицы о труде.
Пословицы о работе.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?
Я думаю, что мы будем говорить о труде, о работе.
Мне кажется, мы будем говорить о работе, о труде.
II . Основная часть
После окончания ПТУ, что планируете делать? (работать)
Но прежде всего нужно трудоустроиться.
Из скольких слов состоит это слово? - труд и устройство. Слайд № 17
Подберите синонимы к слову труд.
ТРУД – работа, занятие, дело.
А что такое устроить?
Устроить
Трудоустройство
Вакансия
Какой в вашем представлении должна быть работа, чтобы её можно было назвать хорошей?
Слайд № 18
Хорошая работа
Достойно оплачиваемая
Комфортные условия
труда и режим работы
Труда и режим работы
Дружный производственный
коллектив
Современные инструменты,
оборудование
Социальные гарантии
(соц. пакет)
2) Упражнение «Легальная и нелегальная работа» Слайд № 19
Материал: несколько наборов карточек по числу мини-групп.
Рассказ о наличии на рынке труда легальной и нелегальной работы (социальный педагог).
Задача: разложить карточки в соответствии с плюсами и минусами легальной и нелегальной работы.
Вопросы для обсуждения:
Почему так решили?
Что вы предпочли при устройстве на работу?
Русская пословица гласит “Всяк кузнец своего счастья”. Как вы понимаете? (ответы учеников) Каждый делает свое счастье. Счастье - это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией).
3) Упражнение «Мяч плюс профессия, или кто назовёт больше профессий?»
Все встают в круг. Участники, бросая мяч, друг другу, называют профессию. Побеждает тот, кто назовёт большее количество профессий.
Примечание. Нельзя дважды подряд бросать мяч одному и тому же игроку, повторять уже названную профессию и держать мяч более трёх секунд.
Вопрос: «В чём были затруднения?» [Скажите, куда надо обращаться, если у тебя нет работы?]
Можно обратиться в Центр занятости.
Можно искать работу по объявлениям в газете.
Можно посетить Интернет.
Посоветоваться с родителями, друзьями. С лайд № 20
-Что такое центр занятости или биржа труда? Слайд № 21
Это государственное учреждение, занимающееся трудоустройством безработных, помогающее обучиться новой профессии (переквалифицироваться) и выплачивающее денежное пособие безработному.
23-24 января мы с вами посетили Центр занятости населения района Лазо и узнали о порядке постановки на учёт и оформлении необходимых документов. Слайд № 22
Работа с толковым словарём.
Вакансия – должность, место.
Хорошо, правильно, способов найти работу много. Мы проведем деловую игру «Я ищу работу».
Как будем искать работу? У нас есть различная информация.
Дайте мне, пожалуйста, газету «Работа».
Я хочу найти работу в базе данных о вакансиях.
Я прочитаю объявления, можно мне газету.
Я обращаюсь в интернет.
Я посоветуюсь с родственниками (по телефону)
4) Упражнение. Найти объявление в газете для трудоустройства (определить время выполнения, раздать газеты, объявления, и т.д.) Слайд № 23
-Какую работу вы выбрали?
Я выбрал (а) работу...
- Молодцы все выбрали работу. Скажите, а как вы выбирали работу?
Меня заинтересовала высокая заработная плата.
Я выбрала по месту жительства.
Я выбрал (а) работу..., потому что я люблю... .
Я выбрал (а) эту работу... потому что мне нравится работа на компьютере.
Я люблю рисовать и хочу работать художником оформителем.
Молодцы, все выбрали работу по своим интересам. Маша по..., Сергей по...
Давайте сделаем вывод. Как же нужно выбирать работу?
Работу надо выбирать, учитывая способности, склонности и интерес.
Важным моментом при поиске работы является резюме - краткая форма изложения основных личных и профессиональных данных соискателя. (Работа со словарём - понятие «резюме»)
Этот
вид самопрезентации уже достаточно
прочно закрепился на российском рынке
труда.
При составлении резюме необходимо
помнить, что от того, как Вы представите
в нем свой профессиональный опыт, во
многом зависит Ваш успех в поиске работы.
Резюме - тот документ, из которого
работодатель получает первую информацию
о претенденте на вакансию и составляет
свое мнение о нем.
Ваша цель – добиться, чтобы работодатель захотел с встретиться с Вами лично.
Какие данные обязательно нужны для составления резюме? Слайд № 24
Фамилия, Имя и Отчество.
Цель.
Кратко, но совершенно конкретно опишите, на получение какой должности Вы претендуете.
Контактные координаты.
Укажите Ваши почтовый адрес, номера телефонов со временем связи (например, с 10.00 до 19.00 по будням), e-mail, факс. Помните: работодатель может прочесть Ваше резюме в любой удобный для него момент. Он должен иметь возможность протянуть руку к телефону или набрать Ваш адрес на клавиатуре - и связаться с Вами. Если он отложит сеанс связи, завтра его могут заинтересовать другие кандидаты на должность.
Образование.
Перечислите школы, курсы, техникумы, которые Вы окончили или в которых учитесь.
Трудовой опыт.
Это основная часть в бланке резюме .
Навыки работы.
В этом разделе резюме следует указать Ваши возможности, которые могут быть полезными на предполагаемом месте работы, хотя они не относятся к непосредственным служебным обязанностям. Здесь можно упомянуть наличие водительских прав, владение навыками работы на компьютере.
Дополнительная информация.
5) Упражнение «Учимся составлять резюме» Слайд № 25
Материал: шаблоны резюме.
Необходимо заполнить резюме (представление о своих профессиональных качествах при приеме на работу работодателю).
Вопросы для обсуждения:
Для чего нужно резюме?
Как составить хорошее резюме?
К резюме можно приложить копии документов, подтверждающих вашу личность и наличие профессии. Даже если не требуется резюме, эти документы необходимо предъявить работодателю для дальнейшего трудоустройства.
Какие документы нужны для трудоустройства? Слайд № 26
1. Документ об образовании
2. Паспорт
3. ИНН
4. Страховое пенсионное свидетельство
5. Фотографии
6. Резюме
7. Заявление о приеме на работу
8. Характеристика
9. Медицинская книжка
10. Трудовая книжка Слайд № 27
III . Итоги занятия. Рефлексия.
Вопрос: «Каким будет моё будущее?» задаёт себе каждый человек, и выбор профессии сейчас является одним из важнейших элементов ступеньки в будущее. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных профессиях. Пока не поймет что его. Но это самый трудный и долгий путь, ведь в жизни есть и другие радости. А возможен и второй: надо изучить, прежде всего, себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти и внимания, особенности нервной системы. Узнать о профессиях сейчас, об их особенностях – это начало пути к успеху, к благополучию в будущем.
Ребята! Давайте перечислим профессии, с которые мы с вами познакомились (воспитанники перечисляют).
- Где обучают этим профессиям?
-Где можно работать?
- Зачем человек трудиться? - (ответы детей). Потребность, деньги, интерес, времяпровождение…
-
Какая
организация поможет вам с
трудоустройством?
Снова
вернемся к теме нашего мероприятия. По
заголовку его, определите
.
Какова наша главная цель была на нём?
-
(ответы детей).
Расширить
знания о рабочих профессиях,
способах
трудоустройства,
определиться
с выбором профессии на сегодня.
Заключительный
момент.
Закончить нашу игру мне бы
хотелось следующим стихотворением.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни
загадок в запасе хранит.
Какой она
будет – тропинка твоя,
Это тебе
доказать предстоит.
Будешь ли ты
водить корабли,
Или секреты веков
узнавать,
Построишь ли мост от Луны
до Земли,
Может, ты станешь железо
ковать.
Вырастешь клоуном – самым
смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Не
узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе,
Поверь в свои силы, в победу поверь.
(«Тропинка», Саматовой Л.С.)
Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. Я надеюсь и верю в вас. Уходя из класса мне бы хотелось, чтобы вы поняли, что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.
Всем спасибо за участие!
Используемая литература:
1. Карлина Р.П. «Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение» - Волгоград: Учитель, 2012.
2. Родионова С.А., Корепанова Т.А. «Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы: программы, планирование, тематическое занятие». – Волгоград: Учитель: И.П. Гринин Л.Е., 2014.
3. Худенко Е.Д. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей». – М.: АРКТИ, 2008.
Приложение № 1
СЛОВАРЬ
Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.
Специальность - вид занятия в рамках одной профессии (например, специальность врача - хирург, терапевт и так далее).
Квалификация - уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда.
Должность - это положение, которое вы занимаете на работе, ваши служебные обязанности.
ТРУД – работа, занятие, дело.
Устроить - это значит определить, найти хорошее место работы.
Трудоустройство - это значит, найти хорошее место работы.
Вакансия - наличие незанятого рабочего места, должности, на которую может быть принят новый работник
Вакансия – свободная должность.
Работодатель – человек, который дает работу.
Аттестат зрелости – документ об образовании.
Резюме – анкета, самореклама.
Центр занятости или биржа труда - это государственное учреждение, занимающееся трудоустройством безработных, помогающее обучиться новой профессии (переквалифицироваться) и выплачивающее денежное пособие безработному.
Работу надо выбирать, учитывая способности, склонности и интерес .
Способности - природная склонность к занятиям чем-либо; талант, дарование.
Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности
Интерес - это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять. Проявлять интерес к делу.
Приложение № 2
Ненормированный рабочий день: ты можешь работать и 2 часа в день, или вообще не приходит на работу, главное-в сроки сдать задание.
Трудовая книжка.
Трудовой договор, где оговариваются твои права и обязанности, в случае разногласий с руководством о не выполнении пунктов, указанных в договоре, ты имеешь права подать на него в суд. Зарплата+ «ХАЛЯВА».
Регистрация в пенсионном Фонде. Чем больше стаж работы, тем выше пенсия в старости.
Нет налогов.
Социальные льготы (пособия, оплаченный декретный отпуск и т.д.). Например, учителя имеют льготы на оплату за квартиру, свет, воду. Милиционеры, налоговые инспекторы - бесплатный проезд в общественном транспорте и т.д.
Совмещение нескольких работ (учёб).
Законный ежегодный отпуск. Нет испытательного срока. (см. также «-«).
Ежемесячная зарплата.
Нет ответственности
Карьерный рост.
Легкость трудоустройства.
Оплаченные командировки, курсы переквалификации, больничные.
Должностные права и обязанности (если ты бухгалтер на предприятии, то тебя не имеют права заставлять делать работу секретаря или слесаря).
Нормированный рабочий день (если в договоре твой рабочий день составляет 8 часов, то тебя не могут заставить работать 12 часов.)
Оплаченный испытательный срок.
Нет трудового стажа и трудовой книжки (нет начислений на будущую пенсию).
Нет возможности быстрого обогащения.
Связанность договором.
Неоплаченные отпуск, командировка, больничный, декрет.
Ответственность.
Нет «шарового « заработка.
Налоги государства. Отсутствие социальных льгот.
Возможность обмана. Неполучение заработанных денег.
Испытательный срок.
«Бумажная волокита « (очень много беготни и заполнения бумаг при устройстве на работу).
Нет трудового договора.
Обязательность работы (ты не имеешь права уйти с работы раньше положенного, доже если переделал всю работу – « Сиди и считай мух на окне!!!»).
Незаконная деятельность.
Ненормированный рабочий день (ты можешь работать и 12 – 15 часов день, что нарушает условия Трудового Кодекса (закона).
Не имеешь права уйти с работы, не предупредив за месяц.
Незаконное увольнение.
Иногда отсутствие выходных.
Если есть испытательный срок, то он неоплаченный.
Приложение № 3
РЕЗЮМЕ КАНДИДАТА
ВАКАНСИЯ: _________________________________________________________________________________
ФИО: _________________________________________________________________________________
КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: _________________________________________________________________________________
Пол: __________
Возраст: __________
Семейное положение: _______________________________
Образование: _______________________________________________________________________________
Опыт работы (подчеркнуть): без опыта / менее года / 1 год / 2 года / 3 года / 4 года / более 5 лет
Гражданство: ______________________
Район проживания: ________________________________
Наличие водительских прав: ________________________
Умею работать с компьютером (да или нет)____________
Трудовой стаж:
ПЕРИОД |
ОРГАНИЗАЦИЯ |
ДОЛЖНОСТЬ |
ЗАРПЛАТА |
Какая-либо дополнительная информация, которую Вы бы хотели сообщить о себе:
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Дата: «____» ________________ 20___ года. Подпись: ____________________________ курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.
Бекметова Алина
Проект "Профессия XXI века!" необходим для решения проблемы вовлечение подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района в социальную практику путем ее профессионаотной ориентации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс
социальных проектов по профориентации
среди учащихся 8-11 классов
общеобразовательных школ
проект: "Профессия XXI века!"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Руководитель проекта Антипова Екатерина Аркадьевна
Елабуга, 2016
Автор проекта Бекметова Алина Руслановна, 8 Б класс, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя бщеобразовательная школа №1" Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г.Елабуга, пр.Мира д.53, кв.32, 89046671361.
Руководитель проекта Антипова Екатерина Аркадьевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя бщеобразовательная школа №1" Елабужского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского языка и литературы, г.Елабуга, пр.Мира д.55, кв.55, 89872774096, [email protected].
Сведения о проекте Проект "Профессия XXI века!" необходим для решения проблемы вовлечение подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района в социальную практику путем ее профессиональной ориентации.
Основное содержание проекта
Актуальность проекта
Выбор профессии – это серьезный шаг, который предстоит сделать каждому из нас. От этого выбора зависит вся дальнейшая наша жизнь. Сделать единственно правильный выбор, реализовать себя в изменяющихся социально – экономических условиях весьма сложно.
В настоящее время становится актуальным оказывать профориентационную помощь молодежи. Это прежде всего связано с повышением требований современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии. С точки зрения государственных интересов, профориентационная работа с молодежью становится основой для развития кадрового потенциала всей страны. Профориентационная работа выступает залогом развития личности.
В Елабужском районе также проводится работа по профориентации школьников и студентов, но, к сожалению, все чаще мы читаем в газете и в Интернете объявления о приеме на работу. Очень много свободных рабочих мест, но работодатели не могут найти людей на эту должность. Мне кажется, что проблема в том, что люди не имеют нужного образования для этой должности.
Школьники участвуют в различных конкурсах по профориентации, ездят на экскурсии на Экономическую зону, с ними проводят классные часы на данную тему. Но все это не достаточно, чтобы заинтересовать школьников. Очень важно с 8 класса психологически подготовиться к выбору профессии. А для этого нужна поддержка не только со стороны школы и родителей.
Цель проекта: разработка мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию молодежи, удовлетворяющую перспективным направлениям социально-экономического развития Елабужского муниципального района .
Задачи:
- мотивация учащихся к осознанному выбору будущей профессии;
- наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
- сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
- Расширение представлений у обучающихся об отраслях и профессиях, потребностях и требованиях к основным компетентностям кадров в условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий и производственных отношений;
- повышение престижа востребованных рабочих профессий и инженерных специальностей с учетом требований рынка труда.
Целевая группа: проект " Профессия XXI века!" рассчитан на подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района.
Методы:
1. Психологические тренинги в классе "О выборе профессии" совместно с сотрудниками психологического центра для детей "Шанс-Омет".
2. Психологические консультации для школьников и их родителей по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития .
3. Просмотр видеороликов о профессиях, востребованных на рынке труда в настоящее время. (Ролики должны быть созданы работодателями различных предприятий Елабужского района.)
4. Письменный тест-опрос учащихся о профессиях, которые им наиболее интересны.
Мероприятия :
1. Проведение классных часов совместно с представителями экономической зоны (и других предприятий) и профессиональных учебных заведений города (вузов и сузов) на тему "Востребованные профессии Елабужского муниципального района ".
2. Проведение классного часа совместно с родителями "Профессии моих родителей".
3. Профориентационные экскурсии. Ознакомление подростков с трудовой профессией через практику . (Беседа учащихся с сотрудниками предприятий о их должности и рабочем месте, совместное участие в работе).
Партнеры: Центр занятости населения, психологического центр для детей "Шанс-Омет", профессиональные учебные заведения города, работодатели различных предприятий, МБОУ СОШ Елабужского района РТ.
Выводы: Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника. Из этого следует, что методы профориентационной работы представляет собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально-технических и высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у учащихся психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности.
Предполагаемые результаты.
1) Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центра занятости населения, психологического центра для детей "Шанс - Омет", работодателей различных мероприятий. 2) Увеличение спроса среди учащихся на рабочие профессии.
Практическое использование проекта Данный проект можно применить с 1 сентября 2016 года во всех школах Елабужского муниципального района. Это поднимет спрос молодёжи на рабочие места, и поможет подросткам определиться с выбором профессии, начиная с 8 класса.
Список использованной литературы
1. Е.А. Климов. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990.
2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003.
3. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007.
4. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии - М.: Генезис, 2007.
5. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006.
Информационные источники
http://www.rabotka.ru/infoworker/ Справочник профессий;
http://azps.ru/porientation/ Профориентация;
http://www.mubiblioteka.ru/kak_vibrat_professiyu/ Как выбрать профессию.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Проект по профориентации учащихся
« Профессии, которые мы выбираем »
Руководители проекта:
Зам. директора по УМР Проскурякова С.В.
Преподаватель специальных дисциплин Пахомова И.А.
г. Лабинск 2016г.
Введение
Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %- по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью ссуза или вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.
В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший:
что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
что он может (возможности и способности),
что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Профессии, которые мы выбираем», который предлагается учащимся 9 –х классов попробовать себя в профессии Повар
Цели проекта:
формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора;
показать обучающимся значимость и необходимость рабочих профессий;
привлечь внимание школьников к развитию и совершенствованию экономики и социальной сферы через профессиональное самоопределения молодежи с учётом региональной специфики и в соответствии с государственной политикой в области образования.
Задачи:
осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
ознакомление с основными принципами выбора профессии;
знакомство с особенностями современного рынком труда;
составление индивидуального образовательного плана или программы
саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
Организация занятий «Профессии, которые мы выбираем» опирается на использование следующих важных принципов :
свободного выражения своего мнения;
взаимоуважения;
доверительности;
обратной связи;
безоценочности.
Особенности организации:
Место проведения занятий: ГБПОУ КК ЛСТТ
Продолжительность проекта: учебный год
Методы:
лекционный метод передачи знаний;
психодиагностические методы исследования личности;
методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
обучение по программе профессионального обучения по профессии
16675 Повар.
Для того чтобы правильно выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:
информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;
информация о профессии 16675 Повар.
Учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Учащиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке (“профессия”, “специальность” и др.);
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Предполагаемые конечные результаты, порядок их контроля и оценки, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект.
В результате реализации авторского проекта, направленного на социально-экономическое развитие региона, предполагается достижение результатов, направленных на формирование активной жизненной позиции обучающихся, повышение их гражданского самосознания, развитие личности молодого человека, его духовно – нравственное становление и подготовку к жизненному и профессиональному самоопределению.
Работа по профориентации обучающихся будет продолжена в 2017 – 2020 учебных годах с ежегодным промежуточным мониторингом полученных результатов. Оценка ожидаемых результатов и долгосрочный эффект от реализации проекта предполагает качественное развитие кадрового потенциала Краснодарского края через подготовку специалистов для работы в организациях и учреждениях из числа местных жителей.
Заключение
Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Список литературы.
Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.
Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.
Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб: Речь, 2007. – 365 с.
Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С.Пряжников – М.: ВАКО, 2005.- 288 с
http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fszn.permkrai.ru%2F%3Fo%3D563%26id%3D2241%26m%3