Проблемы сохранения биологического разнообразия. Проблемы сохранения биологического разнообразия земли

Экология и УР Лекция 12

Биологическое разнообразие – это все множество различных живых организмов, изменчивость среди них и экологических комплексов, частью которых они являются. Биоразнообразие включает разнообразие на трех уровнях организации: генетическое разнообразие (разнообразие генов и их вариантов - аллелей), разнообразие видов в экосистемах и, наконец, разнообразие самих экосистем.

Биологическое разнообразие на видовом уровне охватывает весь набор видов на Земле от бактерий и простейших до царства многоклеточных растений, животных и грибов. В более мелком масштабе биологическое разнообразие включает генетическое разнообразие видов, образованное как географически отдаленными популяциями, так и особями внутри одной и той же популяции. Биологическое разнообразие включает также разнообразие биологических сообществ, видов, экосистем, сформированных сообществами и взаимодействия между этими уровнями.

Для беспрерывного выживания видов и природных сообществ необходимы все уровни биологического разнообразия, все они важны и для человека. Разнообразие видов демонстрирует богатство эволюционных и экологических адаптаций видов к различным средам.

Видовое разнообразие служит для человека источником разнообразных естественных ресурсов. Например, влажные тропические леса с их богатейшим набором видов производят замечательное разнообразие растительных и животных продуктов, которые могут использоваться в пищу, в строительстве и медицине.



Генетическое разнообразие необходимо любому виду для сохранения репродуктивной жизнеспособности, устойчивости к заболеваниям, способности к адаптации в изменяющихся условиях. Генетическое разнообразие домашних животных и культивируемых растений особенно ценно для тех, кто работает над селекционными программами по поддержанию и улучшению современных сельхозвидов.

Разнообразие на уровне сообществ представляет собой коллективный отклик видов на различные условия окружающей среды. Биологические сообщества, характерные для пустынь, степей, лесов и затопляемых земель, поддерживают непрерывность нормального функционирования экосистемы, обеспечивая ее «обслуживание», например, с помощью регулирования паводков, защиты от почвенной эрозии, фильтрации воздуха и воды.

На каждом уровне биологического разнообразия – видовом, генетическом и разнообразии сообществ специалисты изучают механизмы, которые изменяют или сохраняют разнообразие. Видовое разнообразие включает весь набор видов, обитающих на Земле. Определенные виды внутри биологических сообществ могут играть настолько важную роль, что определяют способность других видов сохраняться в сообществе. Такие ключевые виды влияют на организацию сообщества гораздо в большей степени, чем это можно было бы предсказать, исходя из их численности или биомассы.

Защита ключевых видов – приоритетная задача для природоохранных мероприятий, поскольку вслед за их исчезновением на охраняемой территории могут исчезнуть и многие другие виды.

Необходимость сохранения биологического и ландшафтного разнообразия обусловлена экологическим правилом , состоящим в том, что чем разнороднее и сложнее биогеоценоз, тем выше его устойчивость, способность противостоять различным внешним неблагоприятным воздействиям. Важная экологическая закономерность , определяющая устойчивость природных биогеоценозов, состоит также в том, что виды организмов, их слагающих, в процессе эволюции приспособились друг к другу настолько, что они как бы «заботятся» о целостности, устойчивости, оптимальной структуре своего биогеоценоза. Исчезновение единственного ключевого вида, даже такого, который составляет незначительную часть биомассы сообщества, может спровоцировать серию взаимосвязанных исчезновений других видов, что известно как каскад вымирания. В его результате появляется деградированная экосистема с гораздо более низким биологическим разнообразием на всех трофических уровнях. Возвращение ключевого вида в сообщество не обязательно восстановит последнее до исходного состояния, если к этому времени исчезли другие его члены и нарушены компоненты окружающей среды (например, почва).

Виды распределены по поверхности планеты неравномерно. Разнообразие видов в естественных средах обитания максимально в тропической зоне и уменьшается с увеличением широты. Самые богатые по видовому разнообразию экосистемы - дождевые тропические леса, которые занимают около 7 % поверхности планеты и содержат более 90 % всех видов. Коралловые рифы и средиземноморские экосистемы также отличаются видовым разнообразием.

По оценкам ученых, общее число видов живых существ составляет от 5 до 30 млн. Из них в настоящее время описано не более 2,0 млн. Таким образом, со времен Линнея, попытавшегося создать классификацию живых организмов, количество видов животных и растений, известных науке, возросло с 11 тыс. до 2 млн.

Животные - один из ведущих компонентов экологических систем Земли. В настоящее время науке известно (описано) немногим более 1 млн видов животных, что составляет приблизительно около половины всех существующих на планете. Основные группы организмов и их численность (количество видов, тыс.) представлены следующим образом:

Биологическое разнообразие видов максимально среди насекомых и высших растений. По оценкам специалистов, общее количество организмов всех жизненных форм колеблется между 10 и 100 млн. Эти миллионы видов животных и растений поддерживают условия, необходимые для продолжения жизни на Земле.

Причин необходимости сохранения биоразнообразия много: потребность в биологических ресурсах для удовлетворения нужд человечества (пища, материалы, лекарства и др.), этический и эстетический аспекты и т.д. Однако главная причина состоит в том, что биоразнообразие играет ведущую роль в обеспечении устойчивости экосистем и биосферы в целом (поглощение загрязнений, стабилизация климата, обеспечение пригодных для жизни условий). Биоразнообразие выполняет регулирующую функцию в осуществлении всех биогеохимических, климатических и других процессов на Земле. Каждый вид, каким бы незначительным он ни казался, вносит определенный вклад в обеспечение устойчивости не только своей локальной экосистемы, но и биосферы в целом.

Биоразнообразие является основой жизни на Земле и одним из факторов устойчивого развития . Биологические ресурсы Земли являются жизненно необходимыми для экономического и социального развития человечества. Поэтому получает все большее признание тот факт, что биологическое разнообразие является мировым достоянием огромной ценности для нынешних и будущих поколений. В то же самое время сегодня, как никогда, велика угроза существованию видов и экосистем. Угрожающими темпами продолжается исчезновение видов, вызванное деятельностью человека.

Человечество всегда оказывало негативное влияние на окружающую его природную среду, однако лишь на исходе второго тысячелетия стало ясно, что взаимодействие между человечеством и окружающей его природой приобретает характер затяжного общемирового конфликта, имя которому – глобальный экологический кризис . Уже с середины XX столетия человечество осознало, что для предотвращения глобальной экологической катастрофы требуется всестороннее сотрудничество профессиональных, государственных и общественных организаций на международном уровне. Почти сорок лет назад (1972 г.) в Стокгольме состоялась первая конференция ООН по окружающей человека природной среде. На этом форуме были намечены общие принципы международного сотрудничества в области охраны природы.

В 1992 году в Рио-де-Жанейро в ходе Конференции ООН по окружающей среде и развитию 145 стран подписали Конвенцию о биологическом разнообразии . Принятие этого документа красноречиво свидетельствует о важности проблемы сохранения всей совокупности живых организмов, населяющих нашу планету в их родной среде обитания, о понимании проблемы большинством государств мира и желании сделать всё возможное чтобы сохранить существующее разнообразие организмов. Было признано, что снижение уровня биологического разнообразия является одной из основных причин прогрессирующей деградации природных экосистем. Не вызывает сомнения, что только при условии сохранения оптимального уровня разнообразия возможно создание экосистем, устойчивых к экстремальным воздействиям физико-химических факторов, вредителей и болезней.

На основе решений Стокгольмской конференции были сформулированы современные принципы сохранения среды жизни. Первый принцип – принцип всеобщей связи в живой природе: выпадение одного звена в сложной цепи трофических и иных связей в природе может привести к непредвиденным результатам . Отсюда вытекает принцип потенциальной полезности каждого компонента живой природы : невозможно предвидеть, какое значение для человечества будет иметь тот или иной вид в будущем . На основании принципов всеобщей связи и потенциальной полезности каждого компонента живой природыформируется концепция невмешательства в процессы, протекающие в природных экосистемах: «Мы не знаем, к чему это приведет, поэтому лучше оставить все как есть». Идеальным способом сохранить status quo считалось создание охраняемых территорий с абсолютным заповедным режимом. Однако практика заповедного дела показала, что современные экосистемы уже утратили способность к естественному самовосстановлению, и для их сохранения требуется активное вмешательство человека. В результате стал неизбежным переход от концепции невмешательства и консервации существующего положения к концепции устойчивого развития общества и биосферы. Концепция устойчивого развития подразумевает повышение экологического и ресурсного потенциала природных экосистем, создание устойчивых контролируемых экосистем, удовлетворение потребностей общества в природных ресурсах на основе научно обоснованного рационального и многоцелевого природопользования, охраны, защиты и воспроизводства всех компонентов экосистем.

Дальнейшее развитие концепции устойчивого развития неизбежно привело к принципу необходимости сохранения биологического разнообразия : только многообразная и разнообразная живая природа оказывается устойчивой и высокопродуктивной . Принцип необходимости сохранения биологического разнообразия в полной мере согласуется с основными принципами биоэтики: «каждая форма жизни уникальна и неповторима», «каждая форма жизни имеет право на существование», «что не нами создано, не должно быть нами разрушено» . При этом ценность генотипа определяется не его полезностью для человека, а его уникальностью. Таким образом, было признано, что сохранение генофонда есть ответственность перед дальнейшей эволюцией.

Сохранение биоразнообразия является одной из глобальных экологических проблем и с каждым годом все больше обостряется по мере исчезновения новых видов. На сегодняшний день на нашей планете под угрозой исчезновения оказались 11 167 видов - на 121 больше, чем в 2000 г.

Климатические изменения, которые происходят на планете, к 2050 году могут привести к исчезновению до миллиона биологических видов. Исследование проводилось в шести отличающихся особым биологическим разнообразием регионах планеты, которые занимают около 20% всей площади суши. В исследовании использовались компьютерные модели, с помощью которых изучалось то, как 1103 вида растений, млекопитающих, птиц, рептилий, лягушек, бабочек и других беспозвоночных будут реагировать на температурные и другие климатические изменения. Учёные проиграли три сценария - минимальных, средних и максимальных климатических изменений. Они также изучили возможность изменения зоны обитания различных организмов. Их вывод: от 15 до 37% видов в изучаемых регионах могут исчезнуть до 2050 г. Если эти прогнозы экстраполировать на весь мир и на другие группы наземных животных и растений, то, согласно нашему анализу, более миллиону видов грозит вымирание. Многие виды лишатся подходящей среды обитания, а другие не смогут мигрировать на расстояния, достаточные для того, чтобы найти себе новый дом. При этом учёные отмечают, что если события пойдут по сценарию минимальных климатических изменений, то потери составят 18% видов. По среднему сценарию исчезнут 24% видов, а по максимальному - 35%. От исчезновения видов пострадает не только красота планеты, но и её жители. Миллиарды людей, особенно в развивающихся странах, тоже станут жертвами изменения климата, так как они зависят от природы в таких вопросах, как продовольствие, строительство жилищ и медицина.

Жители планеты и их деятельность представляют наибольшую угрозу для дикой природы. Под этим подразумевается осушение болот, вырубка лесов, распашка остатков целинных земель, затопление обширных пространств искусственными «морями»и многое другое. К примеру, именно деятельность жителей, вырубающих леса для постройки домов и ведения сельского хозяйства, привела к сокращению популяций некоторых видов обезьян. Во многих государствах Европы исчез аист - потому, что исчезли болота. Дрофа и стрепет становятся крайне редкими, потому что лишаются мест обитания – нераспаханной степи.

Мощным фактором отрицательного воздействия на животных стало широкое применение в сельском и лесном хозяйствах ядохимикатов. Пестициды действуют на всё живое, убивают и вредных, и полезных насекомых. Они губительны и для водных животных – рыб, ракообразных и моллюсков. Нередко применение пестицидов приводит к тому, что животные лишаются способности воспроизводить потомство. В результате ряд видов птиц, в том числе крупных хищников, стали редкими в Западной Европе (беркут) и США (белоголовый орлан, кондор) Некоторые животные невосприимчивы к ядовитым веществам, но способны накапливать их в своём организме. Так, в США вязы опыляли препаратом ДДТ для защиты от насекомых. Частицы ДДТ попали на землю и поглощались дождевыми червями. Странствующие американские дрозды, поедая дождевых червей и получая вместе с ними большие концентрации ядовитых веществ, погибали. От пестицидов гибнут многие птицы, млекопитающие и другие полезные животные.

Отрицательно влияет на животных загрязнение среды их обитания. Особенно опасно загрязнение воды. Синтетические моющие вещества и нефтепродукты, органические вещества, попадающие в водоёмы из животноводческих ферм с навозом, вызывают процессы гниения, что резко уменьшает содержание кислорода в воде и вызывает «заморы» - массовую гибель рыб и других животных. Вреден сплав леса. От гниения затонувшей древесины выделяются вредные вещества, от которых гибнет икра и мальки. В результате загрязнения рек исчезают и другие животные, в том числе ценные пушные звери и водоплавающие птицы.

Что же касается морских жителей, то только акул в новом списке исчезающих видов 57. Специалисты опасаются, что некоторые представители морской фауны вымрут ещё до того, как об их существовании узнают учёные. Большой ущерб рыбам, беспозвоночным, птицам и морскому зверю наносит загрязнение морей нефтью.

Существенной угрозой аборигенным животным является внедрение в сложившиеся природные сообщества географически удалённых видов, которые начинают господствовать, подавляя местные виды. Примеров этого много. Кролики, завезённые в Австралию, уссурийский енот, опрометчиво выпущенный в европейской части нашей страны, благородный олень, необдуманно завезённый в Новую Зеландию. Но особенно чувствительны к чужакам оказались животные пресной воды.

По данным специалистов, на планете под угрозой оказались целые экосистемы, особенно изолированных островов, так как на них формируется уникальное равновесие, способное рухнуть при внедрении в экосистему видов извне. Например, на Гавайский островах вымерло 26 видов и подвидов птиц, или 60% всей их фауны. На Маскаренских островах из 28 местных видов птиц вымерло 24, или 86%. Основные причины вымирания птиц океанических островов лежат, с одной стороны, во внесённых человеком изменениях их природы, а с другой стороны – в конкуренции со стороны ввезённых туда новых животных: свиней, крыс, кроликов, коз, кошек и др.

Для решения комплекса задач, связанных с проблемами биологического разнообразия, требуется выработать критерии для оценки биоразнообразия, выявить и оценить уровень разнообразия в конкретных экосистемах (природно-территориальных комплексах), разработать рекомендации по сохранению и приумножению выявленного разнообразия, апробировать и внедрить эти рекомендации в производство.

Под охраной биологического разнообразия понимают систему мероприятий, направленных на сохранение видового состава флоры и фауны как носителей наследственного достояния, поддержание оптимальной численности диких полезных животных, сохранение растений как продуктивных или потенциально ценных в научном и практическом отношении представителей живой природы. К данным мероприятиям относятся:

Создание особо охраняемых природных территорий;

Учреждение Красной книги в рамках государства или даже планеты;

Наполнение генетических банков и другое.

Генетический банк – это хранилище семян, замороженных тканей, половых клеток растений и животных, пригодных для последующего воспроизводства живых организмов, - их видов, сортов и пород; особенно семян культурных растений и их диких сородичей.

Большую роль в сохранении биологического разнообразия играют Красные книги животных и растений.

Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных; аннотированный перечень видов с указанием прошлого и современного распространения, численности и причин ее сокращения, особенностей воспроизводства, уже принятых и необходимых мер охраны живых организмов.

В 1948 г. был создан Международный союз охраны природы и (МСОП, IUCN) - международная неправительственная организация при ЮНЕСКО с консультативным статусом, которая в 1984 г. объединяла уже 502 организации из 130 стран мира. В 1949 г. была создана специальная общественная Комиссия по редким видам (Species Survival Commission)/ Основной своей целью комиссия поставила создание мирового аннотированного списка животных, которым грозит исчезновение. Для того, чтобы подчеркнуть особую значимость этого кадастра, Питер Скотт, возглавлявший комиссию вплоть до 1978 г., предложил назвать его Красной книгой, поскольку красный цвет - сигнал опасности. Уже в 1949 г. МСОП начал собирать информацию о редких животных и растениях. Понадобилось 14 лет, чтобы в 1963 г. появилась первая Красная книга МСОП (Red Data Book). Два тома представляли собой сводку о 211 таксонах млекопитающих и 312 таксонах птиц. Это были скрепленные между собой как перекидной календарь страницы, каждая из которых посвящалась отдельному виду. Предполагалось, что листы будут выниматься и дополняться новыми в зависимости от ситуации с охраной редких животных.
В 1966-71 гг. вышло второе издание, которое было уже гораздо более объемным, и включало сведения не только о млекопитающих и птицах, но и амфибиях и рептилиях. Так же как и первое, это издание не было рассчитано на широкое распространение.
Тома 3-го издания Красной книги МСОП начали появляться с 1972 г., и уже начали поступать в продажу, ее тираж был значительно увеличен.
Последнее издание, вышедшее в 1978-80 гг., включает 226 видов и 70 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб. Среди них 7 восстановленных видов и подвидов млекопитающих, 4 - птиц, 2 вида рептилий.

В последнее время в подготовке материалов и реализации самой идеи Красной книги появились новые тенденции и подходы.

С 1981 г. при участии Всемирного центра мониторинга окружающей среды (WCMC) в Кембридже (Великобритания) начали выходить издания, в титуле которых значилось «Красная книга МСОП». Теперь это были уже не перекидные страницы, а полноценные книги, обобщающие информацию о редких видах и их охране, и - впервые, - предназначенные к коммерческому использованию, и по очень высокой цене! Несколько позже появились «Красные списки угрожаемых видов» (последний - в 1996 г.), выходящие также под эгидой МСОП при участии более тысячи членов комиссии по редким видам. Опубликованные списки не являются вариантами Красной книги, хотя и близки к ней.

Красная книга Республики Казахстан учреждается в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» и является иллюстрированным изданием перечней редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, содержащим совокупность сведений о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на территории Республики Казахстан, необходимых мер по их изучению, охране, воспроизводству и устойчивому использованию. Красная книга Республики Казахстан является одновременно составной частью государственного кадастра животного и растительного мира.

Создание ООПТ . Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значения, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) сохраняют типичные и уникальные природные ландшафты, разнообразие животного и растительного мира, способствуют охране объектов природного и культурного наследия. Они находятся под особой охраной.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В первую очередь необходимо отметить, что каждый проект создан с целью сохранения природных территорий от агрессивного воздействия хозяйственной деятельности человека. Отличия заключаются лишь в мерах ограничения подобного вмешательства.

Заповедник – наиболее строгая форма территориальной охраны. Запрещена любая человеческая деятельность. Основные задачи заповедника – сохранение нетронутых экосистем и исследование естественных природных процессов. Посещение этих комплексов происходит по согласованию с кураторами зоны.

Национальный парк совмещает две функции – природоохранную и рекреационно-просветительскую, в связи с чем в нем выделяются разные зоны: от заповедной (полностью закрытой) до рекреационной. В национальных парках любая хозяйственная деятельность исключена практически полностью, однако посещение туристами не ограничивается.

Заказники создаются в целях сохранения отдельных ценных природных комплексов и объектов, в них ограничиваются только некоторые виды хозяйственной деятельности.

Памятники природы создаются для сохранения небольших по площади ценных природных объектов (роща, ущелье, гнездовая колония и т.п.).

Природные парки решают задачи сохранения природных комплексов в рекреационных целях.

К особо охраняемым природным территориям также относятся дендрологические парки и ботанические сады, а также лечебно-оздоровительные местности и курорты.

1. Создание и расширение системы особо охраняемых природных территорий – заповедников, национальных парков, природных заказников, памятников природы.

2. Воссоздание утраченных и деформированных ландшафтов, природных сообществ, восстановление исконного видового разнообразия.

3. Экологическая оптимизация различных форм природопользования. Следует стремиться к реализации следующих принципов:

– отказ от монокультур или уменьшение их площадей; поддержание или восстановление экологической мозаики, чередование различных природных сообществ;

– вовлечение в хозяйственный оборот наиболее продуктивных (с точки зрения данной отрасли) угодий и оставление менее продуктивных непреобразованными;

– реализация принципов и методов комплексного (интегрированного) использования природных ресурсов;

– сохранение традиционных форм природопользования в интересах коренного населения.

4. Использование системы мероприятий по поддержанию и увеличению биоразнообразия и биологической продуктивности естественных и полуприродных экосистем:

– использование биологических методов борьбы с нежелательными видами растений и животных;

– разведение в неволе и полувольных условиях диких животных;

– биотехнические (охотохозяйственные и рыбохозяйственные) мероприятия;

– рациональное управление экосистемами и популяциями диких животных.

Все эти мероприятия по сохранению, восстановлению и увеличению биологического разнообразия должны подкрепляться мерами организационного, в том числе правового и экономического, характера:

– повышением роли и эффективности мониторинга;

– упорядочением государственной системы охраны и использования природных ресурсов;

– освобождением от непрофессионализма и ведомственности;

– постепенной сменой экономической парадигмы эколого-экономической;

– введением экономических стимулов рационального природопользования для сохранения «биологического капитала» ;

– разработкой законодательно-правовой базы защиты исчезающих видов и сохранения биологического разнообразия.

При хозяйственном использовании природных ресурсов Земли возникает проблема сохранения природного разнообразия. Под природным разнообразием планеты Земля понимается совокупность представителей животного и растительного мира, природных комплексов, которые сформировались в процессе развития жизни на Земле и характерны для каждой природной зоны. Сохранить видовое разнообразие представителей растений и животных невозможно без охраны среды их обитания. Поэтому в 1995 г. была принята специальная программа сохранения природного разнообразия в Европе. Сохранение природного разнообразия позволяет рассматривать любую территорию (своей местности, страны, природной зоны) как сложное природное образование, которое включает животный и растительный мир и среду их обитания.

Природное разнообразие - это многообразие природных условий в пределах отдельной территории. В сохранении природного разнообразия каждый район Земли выполняет свою определенную роль. Для оценки природного разнообразия учитывают типы, площадь и границы земель, различающихся условиями для обитания животных, произрастания растений, жизни человека. Их может быть достаточно или недостаточно для сохранения природного разнообразия на конкретной территории.

Густозаселенные районы с интенсивным освоением почвенно-земельных ресурсов практически лишены естественных природных комплексов. Так, в Европе почти отсутствуют естественные леса. По расчетам ученых, в ближайшие 20-30 лет географическая оболочка может потерять до 1 млн видов растений и животных. (Вспомните, какие растения и животные уже исчезли на территории Беларуси.)

В современных условиях сохранение природного разнообразия - достаточно трудная задача. В отдельных районах не сохранились природные ландшафты, сокращается естественная растительность. Поэтому государства объединяют усилия по сохранению видового состава животного и растительного мира, принимают решения по сохранению больших территорий в естественном состоянии в Африке, Австралии, Северной и Южной Америке и даже в Антарктиде. В странах с исчезнувшими видами фауны и флоры проводятся мероприятия, направленные на их восстановление. На законодательном уровне строго ограничивается охота на диких животных, проводится акклиматизация животных с других регионов, создаются экологические природные коридоры для перемещения диких животных.

Природоохранные территории

В процессе хозяйственной деятельности человек не в состоянии изолировать природные компоненты от негативного воздействия. Природная среда уже сейчас настолько серьезно загрязнена и преобразована, что полностью ликвидировать загрязнение и восстановить природные комплексы очень трудно. Ученые выявляют виды растений и животных, которым угрожает опасность, определяют, сколько осталось их в природе, где они еще сохранились, как их охранять.

Для сохранения природы организуются природоохранные территории: заповедники, заповедно-рекреационные и ограниченно охраняемые. Эти территории охраняются от традиционного хозяйственного использования и поддерживаются в естественном состоянии для сохранения экологического баланса и возобновления природных ресурсов, а также для научных, учебно-просветительских, культурно-эстетических и других целей. Режим охраны таких территорий может быть заповедным, заказным или с ограниченным хозяйственным использованием. В соответствии с их статусом они предназначены для сохранения природного разнообразия на Земле, проведения научных исследований. По международным нормам общая площадь охраняемых территорий должна быть не менее 8 % территории страны.

К охраняемым объектам относятся: заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, заказники. Заповедники - особо охраняемые законом территории, которые полностью изъяты из хозяйственного пользования с целью сохранения природы в естественном состоянии. Биосферные заповедники образуют мировую сеть, где осуществляется комплексный экологический контроль за состоянием природных комплексов в различных природных зонах Земли. Они являются природными лабораториями, образцами данной территории для оценки изменений освоенных человеком природных комплексов. Общая площадь наиболее крупных заповедников мира - около 2 % площади суши. Наиболее крупные и известные заповедники - Астраханский, Ильменский (Россия). В Беларуси находится Березинский биосферный заповедник.

Заповедно-рекреационные природные территории включают территории национальных парков, получившие широкое распространение в мире. Целью их организации является охрана типичных и уникальных природных территорий, выполнение рекреационных функций (Йеллоустонский национальный парк - гейзеры, Секвойя - леса из секвойи, Мамонтова пещера и др.). При их посещении туристы обязаны выполнять установленные правила поведения. В Беларуси первым национальным парком стала Беловежская пуща. (Вспомните, какие охраняемые территории имеются в Беларуси.)

К ограниченно охраняемым территориям относятся ландшафтные, биологические, гидрологические заказники - участки природы, предназначенные для охраны и восстановления одного или нескольких видов растений, животных, компонентов природы, водных объектов (озер, болот) с ограниченным использованием других объектов природы.

В целях сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира, а также в интересах науки, учебы и просветительской работы человеком созданы коллекции деревьев и кустарников - ботанические сады.

Природное разнообразие представителей животного и растительного мира на Земле определяется сочетанием разнообразных природных условий. Главная проблема в области охраны природы, стоящая перед человечеством, - это сохранение природного разнообразия для будущих поколений.

Цель занятия:

  • проанализировать причины сокращения биологического разнообразия Земли;
  • выяснить основные элементы стратегии сохранения жизни в биосфере.

Задачи:

  • выявить существующие экологические проблемы глобального и регионального значения;
  • сформулировать понятие “биологическое разнообразие”;
  • определить последствия снижения биологического разнообразия;
  • обсудить проблему влияния деятельности человека на биологическое разнообразие экосистем.

Методы:

  • частично поисковый;
  • проблемный (ответ на вопрос: к потомкам с котомкой?);

Форма организации учебной деятельности: альманах (устный журнал).

Эпиграф к уроку:

Даже в грезах своих человек не может вообразить ничего прекрасней природы.

Ж.Б. Ламарк

Вводное слово учителя. Учеными описано 2,5 млн. видов, но предполагается, что их истинное число с учетом низших животных – “невидимок” достигает 5 млн., а может быть, даже 15 или 30 млн. Совокупность всех видов составляет биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие – это число различимых типов биологических объектов или явлений и частота их встречаемости на фиксированном интервале пространства и времени, в общем случае отражающие сложность живого вещества , способность его к саморегуляции своих функций и возможность его разностороннего использования. Оно включает в себя все виды животных, растений, грибов и микроорганизмов, экосистем и протекающих в них процессов. Биологическое разнообразие – частный случай всеобщего феномена разнообразия природы. Выделяют три уровня биологического разнообразия.

Все названные уровни биологического разнообразия тесно связаны между собой и составляют единую систему. Благодаря этому биоразнообразие относится к наиболее объективным факторам оценки состояния окружающей среды и устойчивости экосистем. Снижение биоразнообразия приводит к разрушению сложившихся экологических связей и деградации природных сообществ, к их неспособности самоподдерживаться и, в конечном счете, – к их уничтожению. Известно, что от 50 до 80 % видов планеты сосредоточено в тропиках, хотя последние занимают всего 7 % территории Земли. Однако, поскольку их экосистемы активно разрушаются человеком, то по крайней мере каждый третий вид так и погибнет, не получив своего научного названия. Разрушение тропических лесов уже привело к гибели около 6 тыс. видов организмов.

Следует помнить, что виды гибнут не только в тропиках, а везде, где разрушаются экосистемы или сильно сокращается их площадь. Люди научились использовать всего 0,1 % видов планеты. Мы применяем для своих нужд около 50 видов растений, в то время как 75 тыс. видов остаются невостребованными. Сокращение животного и растительного многообразия природы неминуемо сказывается и на человеке. Это понимали еще задолго до того, как возникли современные глобальные экологические проблемы. Еще в 1855 г. одним из индейских вождей было сказано: “Если бы все животные исчезли, люди бы тоже умерли от невыносимого одиночества, ибо то, что случается с животными, неминуемо происходит и с человеком. Все взаимосвязано. То, что суждено пережить Земле, суждено и детям Земли”. Поэтому все живое на Земле имеет ценностные свойства, занимая определенное место в структуре биосферы. Большинство ученых считают, что понимание всеобщей, универсальной ценности живой природы для жизни каждого человека, возведение ее на одно из самых высоких мест в системе ценностей и приоритетов – это магистральный путь обеспечения целостности природной среды и предотвращение глобальной экологической катастрофы. В связи с этим, утрата биологического разнообразия - это та проблема, которая существует повсеместно и делает каждого из нас сопричастным с ней. Теряя биоразнообразие Земли, человечество теряет свое будущее.

Задание : прослушать сообщения и составить вопросы по сообщению (2-3).

Сообщение № 1.

Проблема сокращения биологического разнообразия

Чрезмерная эксплуатация, а иногда и варварское уничтожение природных сообществ и отдельных видов организмов приводит к резкому снижению разнообразия живого. Мы являлись свидетелями вымирания, которое может стать крупнейшим в истории жизни на Земле. За последние 300 лет с лица Земли исчезло больше видов птиц и млекопитающих, чем за предшествующие 10 тыс. лет. У нас в стране исчезает примерно один вид млекопитающих за 3-5 лет, ежегодно мы теряем, по – видимому, несколько видов во всех группах животных и растений. В нарушенных, обедненных сообществах возникают новые виды с непредсказуемыми свойствами. При внедрении этих видов в стране сообщества может произойти их разрушение (таблица 1).

Как пишет Джеральд Даррелл: “По всему свету последовательно и немилосердно искореняли фауну; численность многих симпатичных и интересных животных сведена до такого минимума, что без нашей помощи и защиты популяция уже не возродиться. Если не найдется убежища, где они смогут без помех жить и размножаться, эти виды рано или поздно займут место в списке вымерших животных рядом с дронтом, кваггой и бескрылой гагаркой. Конечно, в последние десятилетия немало сделано для охраны дикой фауны. Учреждены заказники и заповедники, некоторые виды реинтродуцируют в районах прежнего обитания. Так, в Канаде при помощи авиации в ряде мест расселили бобров. Животное помещали в особый ящик, подвешенный к парашюту, и сбрасывали над подходящим участком. Приземлившись, ящик автоматически открывался, и бобер направлялся к ближайшему водоему.

Но сколько ни сделано, предстоит сделать куда больше. К сожалению, основная часть полезных усилий по охране животных была сосредоточена на видах, представляющих экономическую ценность для человека. А сколько малоизвестных видов, которые, хотя и защищены на бумаге, на самом деле потихоньку вымирают, потому что никто, кроме нескольких пытливых зоологов, не считает их достаточно важными и ценными, чтобы на них стоило тратить деньги. С каждым годом растет численность населения земного шара, человек осваивает все новые области, сжигая и уничтожая ресурсы природы. Нельзя утешаться мыслью о том, что отдельные частные лица и отдельные учреждения придают значение борьбе за спасение и сохранение истребляемых животных. Работа эта важна по многим причинам, и, пожалуй, главная из них следующая: человек, при всех его талантах, не может ни создать новый вид, ни возродить уничтоженный. Предложите разрушить лондонский Тауэр – какой поднимется шум! И справедливо. А вот какой – нибудь уникальный и замечательный вид фауны, на эволюцию которого ушли сотни тысяч лет, может запросто сгинуть, и лишь горстка людей возвысит голос протеста. Право же, пока мы не станем относиться к животным с таким же вниманием и почтением, с каким лелеем старинные книги, картины и исторические памятники, до тех пор у нас всегда перед глазами будут животные – беженцы, живущие на грани вымирания, всецело зависящие в своем существовании от милосердия единичных энтузиастов”. (Из книги “По всему свету”).

Таблица 1.
Сокращение видового разнообразия Земли после 1600 г. (по данным 1999 г.)

Компоненты биосферы Исчезло Под угрозой исчезновения
видов % от общего числа видов видов % от общего числа видов
Высшие растения 384 0,15 18699 7,4
Рыбы 23 0,12 320 1,6
Амфибии 2 0,05 48 1,1
Рептилии 21 0,33 1355 21,5
Птицы 113 1,23 924 10,0
Млекопитающие 83 1,99 414 10,0

Сообщение № 2.

Редкие и исчезающие растения Российской Федерации

По этой теме можно использовать следующую схему:

Сообщение № 3 . Редкие и исчезающие животные Российской Федерации

Сообщение № 4. Вымершие животные (растения)

Для этого сообщения можно использовать следующие таблицы:

Таблица 2.
Виды птиц, истребленные человеком

Виды птиц Местообитание Время истребления
Дронты (3 вида) Маскаренские острова (Индийский океан) 1680-1750-е г.г. (дронт – отшельник, возможно, дожил до начала XIX века)
Эпиорнисы (9 видов) Мадагаскар Середина XVII века
Моа, или динорнисы (более 20 видов) Новая Зеландия Середина XIX века
Бескрылая гагарка Острова Северной Атлантики (Америка и Европа) 1844 г., о. Исландия
Стеллеров баклан Командорские острова 1852 г.
Странствующий голубь Северная Америка 1900-1907 г.г. (1914 г. – умер в неволе)

Таблица 3.
Виды млекопитающих, истребленные человеком

Виды млекопитающих Местообитание Время истребления
Европейский тур Европа 1627 г. – последний убит около Варшавы (Польша)
Стеллерова корова У Командорских островов 1768 г., о. Беринга
Квагга Южная Африка 1878 г. у реки Оранжевая убита последняя вольная зебра. В 1883 г. последняя зебра умерла в зоопарке Амстердама
Сумчатый волк Австралия, Новая Гвинея, Тасмания 1933 г., о. Тасмания – последняя достоверная встреча

Возможные вопросы:

  1. Как деятельность человека влияет на растительные сообщества?
  2. Что означает косвенное влияние человека на сообщества? Привести примеры.
  3. Какие виды организмов занесены в Красную книгу Ярославской области?
  4. Какие организации занимаются вопросами охраны природы?
  5. Что может сделать каждый из нас в деле охраны природы?
  6. Каковы правила поведения в природе?

По итогам обсуждения сообщений и поисков ответов на вопросы заполняется таблица.

Таблица 4.
Проблема снижения биоразнообразия

Возможные причины снижения биологического разнообразия Последствия Стратегия решения проблемы
уничтожение природных сообществ (вырубка лесов, распашка степей, осушение болот, городские застройки, строительство дорог)

изменение природных сообществ в результате человеческой деятельности, создание агроценозов

ухудшение условий обитания организмов вследствие загрязнения окружающей среды

нерегламентированная охота, рыбная ловля, сенокошение и т.д.

изменение видового состава сообществ в результате биологического “загрязнения” (интродукция несвойственных данной местности организмов)

непонимание или игнорирование значения биоразнообразия

сокращение видового разнообразия планеты

нарушение экологического равновесия экосистем

глобальные изменения в биосфере

регулирование численности населения

энергосбережение

ресурсосбережение

уменьшение загрязнения окружающей среды

отказ от потребительского подхода к природным благам

сохранение биологического разнообразия природы

Закрепление можно провести в двух вариантах:

Вариант № 1

Игра “Дуэль” по теме “Редкие и охраняемые растения и животные Ярославской области”

Правила игры:

  • Класс (группа) делится на пары дуэлянтов (произвольно), которые садятся напротив друг друга.
  • Каждой паре дается вопрос по теме.
  • Представитель какой команды дает более правильный, точный ответ, в ту команду переходит и побежденный.
  • Так продолжается до последнего вопроса или абсолютного перевеса какой-либо команды.
  • Работа участников команды – победителя оценивается на “отлично”.

Вопросы к теме:

  1. В Скандинавии эту многолетнюю траву называют цветком тролля. У нас - “воловьим глазом”. Зацветает она только на девятый год. Каково название этого растения? Ответ : купальница
  2. Ночной хищник. Поймав на лету добычу, никогда не ощипывает ее, а глотает вместе с перьями или шерстью. Непереваренные остатки в виде комочков (погадков) птица отрыгивает. Назовите ее. Ответ : филин
  3. Однажды, как гласит легенда, нечистая сила попробовала спрятаться в цветке. Но какой-то архангел возмутился и метнул в цветок огненное копье. С тех пор нечистая сила как огня боится этого цветка, а сам цветок стал называться…? Ответ : прострел
  4. Это животное с крупную крысу; отлично плавает и ныряет. Голова оканчивается хоботком, которым оно отыскивает себе добычу в воде. Кто это? Ответ : выхухоль
  5. У данного растения очень красивые листья, но цветков никто никогда не видел. В связи с этим родилась легенда, что его цветки заколдованы и только счастливец может их увидеть. Это растение еще называют “ключ – травой” из-за якобы присущей ему способности помогать отыскивать клады. Каково название растения? Ответ : папоротник
  6. Согласно средневековому поверью, курение ветками этого растения изгоняет из дома злых духов и держит на расстоянии нечистого. Древние мудрецы советовали его применять, дабы обрести бессмертие. Назовите растение. Ответ : можжевельник
  7. Размах крыльев этой птицы достигает 150 см. Обычно ее видят как бы “трясущейся” над водой. Два пальца на ногах обращены вперед, два – назад, образуя клещи, которыми она ловит добычу. Единственная хищная птица в Европе, питающаяся в основном рыбой. Гнездо строит большое, из толстых сучьев, чаще на деревьях. Перелетная; любит возвращаться в старое гнездо каждый год. Кто она? Ответ : скопа
  8. По древнерусской легенде царевна Волхова полюбила удалого купца Садко, но тот отдал свое сердце Любаве, дочери лесов и полей. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. Ее слезы превращались в цветы – символ чистой и безответной любви. Назовите их. Ответ : ландыши
  9. Эта малоподвижная донная рыба достигает длины 12 см. Является своеобразным индикатором чистой воды. Свое название она получила за пристрастие прятаться под различными подводными предметами. Ведет одиночный, скрытный образ жизни. Очень любит свое потомство, постоянно обмахивает икринки грудными плавниками. Ответ: подкаменщик
  10. Одно из названий этого вымирающего потомка древнейших на Земле деревьев лепидодендронов – ликоподий, что означает “волчья нога”. Каждый год он вырастает на 0,5 м, укореняясь молодыми побегами, при этом те части растения, которые старше 5 лет, постепенно отмирают. Дайте другое название этого растения. Ответ : плаун топяной
  11. Какая птица выкармливает своих детенышей рыбой, а из рыбьих костей строит гнездо, которое обычно устраивает в норе, выкопанной в береговом обрыве, поросшем кустарником? Ответ : зимородок
  12. Это растение, по выражению Чарльза Дарвина, является “живым ископаемым”. Время его происхождения относится к послеледниковой эпохе. Растение вечнозеленое, обладает целебными свойствами, ягоды съедобны. Ответ : брусника

Вариант № 2

Венгерский кроссворд “Редкие животные и растения Российской Федерации”

Щ Л А Н Д Ы Ш Б З У К О Б Ч И К К
М Ф О Е Т А Р Б А Г А Н В Г Э Р Ш
А С И Т Л Ь С И П У Х А Д Ю Л О К
Х А Р З А Й Ю Х Ш И П Ж Р Р И Л О
А Я К У П А Л Ь Н И Ц А О З Ь М Р
О Ф Ы Ц М О Р О Ш К А Ъ Н А К Ю О
Н Г О Р П Б Ь П О Л И К С Е Н А С
Е Ш Ж Е Н Ь - Ш Е Н Ь З В Э Х Ы Т
В Ы Х У Х О Л Ь А К Щ М А Н У Л Е
Г Ц Й Ю Г О Р А Л Ф В А Я Ч И В Л
Е П Р О С Т Р Е Л И Т З У Б Р Ц Ь
К У Ъ С Т Р Е П Е Т Б П Л А У Н Е

Ответы на кроссворд:

В конце занятия подводятся итоги; выводы записываются в тетрадь:

  1. Действия человека сравнивают с такими отношениями, при которых один вид причиняет вред другому, не извлекая для себя никакой пользы.
  2. Благополучие человека зависит от биологического разнообразия планеты.
  3. Каждый человек должен включиться в работу по сбережению условий жизни разнообразных существ.

Домашнее задание: составить информационную карточку с описанием вида растения, животного или гриба, находящегося под угрозой исчезновения.

Информационная карточка о виде, находящемся в опасности:

  1. Научное (латынь) и обиходное название организма.
  2. Статус (что угрожает существованию данного вида организмов).
  3. Значение в сохранении генофонда.
  4. Краткое описание организма.
  5. Место обитания.
  6. Основные лимитирующие факторы.
  7. Принятые меры охраны.
  8. Необходимые меры охраны.

Понятие биологического разнообразия включает в себя все виды растений, животных и микроорганизмов, а также экосистемы, составной частью которых они являются. Этот термин охватывает разную степень природного разнообразия, включая как число видов, так и частоту их встречаемости.

Поддержание биологического разнообразия видов растений и животных на нашей планете важно как для современной жизни людей, так и для будущих поколений. По разным оценкам экспертов общее число видов растений, животных и микроорганизмов на Земле составляет от 5 до 30 млн. Из этого количества описаны и имеют видовое название около 2 млн. Известно, что большинство видов находится в тропиках, причем многие еще не описаны.

Вся история человечества связана с использованием растений, животных и микроорганизмов для обеспечения нормальных условий своего существования, однако использует оно в своих целях лишь несколько тысяч видов. Так, наши культурные растения, которые насчитывают всего 150 видов, находят широкое применение как источник пищи, и лишь 5000 видов из общего числа 265–000 когда-либо возделывались человеком. Мы еще недостаточно знаем о полезных свойствах растений и животных, которые могли бы найти применение в сельском хозяйстве, медицине и других отраслях нашей экономики. Вероятно, лишь на начальных этапах находится использование микроорганизмов.

Широкое использование человеком фауны началось с промысла крупных млекопитающих, рыб и птиц. Развитие земледелия привело к сокращению лесов. Одним из результатов такого хозяйствования стало снижение биологического разнообразия. В настоящее время серьезные опасения вызывает стремительное сокращение числа видов на Земле, особенно в последние годы. Потеря биологического разнообразия - это и потеря ценного генофонда, и потеря устойчивости экосистем. Быстрое сокращение разнообразия на уровне видов и экосистем (особенно тропических экосистем) по мнению экспертов, может привести к такой ситуации, когда в ближайшие 20–30 лет мы можем потерять около 1 млн видов. Это означает, что каждый день мы будем терять до 100 видов. Если же судить об утере видов с точки зрения генной инженерии, принимая во внимание, что каждая форма жизни уникальна, то вымирание лишь одного дикого вида означает безвозвратную потерю от 1 000 до 10 000 генов с неизвестными потенциальными свойствами.

В настоящее время нет такой экосистемы, которая бы в той или иной мере не испытывала мощное воздействие результатов хозяйственной деятельности человека, что в конечном итоге приводит к перестройке в видовом составе сообществ или к выпадению отдельных видов, однако связь разнообразия и устойчивости экосистем вряд ли укладывается в простую формулу «чем больше, тем лучше». Сообщества тропических лесов или коралловых рифов с их колоссальным видовым разнообразием более устойчивы к колебаниям численности их аборигенных обитателей, чем сообщества более высоких широт, но они менее устойчивы к нарушениям поступающим извне, в том числе и к антропогенным воздействиям. Потеря биологического разнообразия имеет серьёзные научные, эстетические и моральные аспекты.

Заповедник. Фото: Natalia V

Нарушения в разнообразии видов неизбежно приводит к нарушениям в структуре сообществ и к разрушению целых экосистем и, в конечном итоге, могут привести к экологическим катастрофам. Известно, что в нашей стране под угрозой исчезновения находятся экосистемы степей и экосистема Аральского моря, в критическом состоянии находятся озера Байкал и Севан, Балтийское и Каспийское моря, а также северные районы нашей страны в зоне их интенсивного освоения. Во всем мире идет процесс наступления пустынь и сокращения тропических лесов, а именно в тропиках находится больше всего видов. Все это вызывает естественную тревогу.

Сохранение биологического разнообразия - это не только сохранение экосистемы, но, самое главное, это сохранение тех условий природной среды, в которой возможна нормальная жизнь и деятельность человека.

Для обнаружения, систематизации и сохранения биологического разнообразия необходимо подготовить новое поколение специалистов по биологии сохранения и уделить приоритетное внимание музеям, университетам, природоохранным организациям и другим структурам, работающим в этой области. Такая ориентация потребует значительного сдвига в существующем политическом и социальном мышлении. Правительства и люди во всем мире должны понимать, что биологическое разнообразие исключительно ценно для существования человека. Конечно, перемены смогут произойти, если мы поймем, что продолжая разрушать биологические сообщества, мы действительно теряем нечто ценное.

Очевидно что наиболее целесообразно сохранение достаточно больших, богатых видами экосистем, в составе которых сохранятся и все входящие в них виды. Это - генеральная линия в борьбе за сохранение видового разнообразия жизни - создание территорий, на которых частично или полностью запрещается хозяйственная деятельность, а присутствие людей ограничивается штатом охраны и исследователей. Такие территории называют заповедниками. Возможны более «мягкие» формы охраны, при которых разрешаются одни формы деятельности, например сельское хозяйство, и запрещаются другие - охота, рыбная ловля, лесозаготовки. Такие территории с ограниченным хозяйственным использованием называют заказниками. В мире существует достаточное разнообразие форм охраны природных комплексов, но только заповедники со строгим режимом охраны являются истинными резерватами видов дикой природы.

По расчетам, сделанным разными авторами, остановить катастрофическое вымирание видов, создавая новые заповедники, можно, если полностью изъять из хозяйственного использования и перевести на режим строгой охраны от 30 до 40% территории суши.

Конечно, заповедники должны охватывать все почвенно-климатические зоны и создаваться прежде всего в наиболее населенных странах и регионах, где природа испытывает особенно сильное давление цивилизации и где особенно велико число видов, находящихся под угрозой. Очевидно, что в ближайшие десятилетия человечество еще не сумеет «поделить» Землю с дикой природой и необходимые площади не удастся сделать заповедными.

Еще одна возможность сохранения редких видов заключается в увеличении числа зоопарков и ботанических садов, разведении исчезающих видов в условиях неволи с последующим возвращением размножившегося вида в природную среду. Есть много примеров успешного сохранения отдельных видов таким способом. Например, европейский зубр, к началу 30-х годов сохранившийся только в неволе, был успешно размножен в заповедниках при полувольном содержании и затем выпущен в природу. При этом, поскольку для восстановления вида использовали скрещивание с близким видом - американским бизоном, было получено достаточное количество «нечистокровных» зубров, составивших основу стада зубров Кавказского заповедника. «Чистокровные» зубры живут теперь в Беловежской Пуще, Окском и Приокско-Террасном заповедниках. Их численность превысила критическую, хотя генетические последствия этапа, на котором неизбежным было близкородственное скрещивание, все еще обнаруживаются, и это требует продолжения селекционной работы.

Уссурийский тигр. Фото: Jean

«Последняя линия обороны» в борьбе с уменьшением видового разнообразия жизни на Земле - генетические криобанки, создание которых только начинается. Еще в начале XX века, вскоре после того, как в технике научились получать сжиженные газы с очень низкими температурами кипения, было обнаружено, что многие семена растений и даже некоторые животные, такие как тихоходки, приспособленные к высушиванию, не теряют жизнеспособности после замораживания в жидком азоте при температуре -196 градусов. Возникла новая отрасль биологии, которая исследует воздействие на живые клетки, ткани и организмы низких и сверхнизких температур, - криобиология. Выяснилось, что главной причиной гибели клеток при замораживании оказывается разрушение клеточных структур растущими в клеточных и межклеточных жидкостях кристалликами льда. Были найдены естественные и искусственные криопротекторы - вещества, влияющие на кристаллообразование льда в цитоплазме и предотвращающие таким образом образование крупных кристаллов, разрушающих клеточные структуры.

При достаточно бережном отношении к диким животным многие из них оказываются способными жить рядом с человеком. Например, один из лучших пернатых певцов наших лесов, черный дрозд, у нас еще живущий в наиболее глухих, мало посещаемых людьми лесах, во многих странах Европы уже стал типичной птицей городских парков. Бобры в Канаде в последние годы стали охотно селиться на речках вблизи городов, где запрещена охота.
Разработка норм и принципов землепользования, при которых оптимально сочетаются интересы хозяйственного использования земель и сохранения видового разнообразия исходных ландшафтных комплексов различных территорий - одна из важнейших задач, решение которых необходимо для обеспечения благополучного будущего людей на Земле и в каждой стране.

 Цель: дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности человека за окружающий мир природы;
Задачи:
Образовательные – создать условия для расширения и углубления знаний детей о формах биологического разнообразия, о необходимости создания Красной книги и ООПТ;
Развивающие – создать условия для организации самостоятельной работы школьников в малых группах; развивать у детей навыки общения, активность и самостоятельность,
воображение и творческие способности учащихся.
- способствовать воспитанию качеств творчески думающей личности, воспитанию коммуникативной культуры;
Воспитательные – воспитывать в детях бережное отношение к природе, познакомить со способами сохранения растений и животных на Земле;
- показать детям, что человек – работник в «царстве природы»; учить детей выполнять законы природы;
показать, что необходимо как для здоровья человека, так и для здоровья природы; воспитывать интерес к окружающему миру, чувство осознания своего единства с
природой
Оборудование: экран, проектор, персональный компьютер, FLASH-накопитель, конспект мероприятия, презентация «Земля только одна», стендовые доклады
учащихся.
Применяемые педагогические технологии: проектные, личностно-ориентированные, ИКТ
Ход урока:
Актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ученики! 22 мая - мы отмечаем прекрасный день -Всемирный день биологического разнообразия. А вот вы, ребята, знаете, что такое биологическое разнообразие? Как вы понимаете эти слова.
Ответы детей.
Учитель: Верно. Биологическое разнообразие - это «все многообразие форм жизни на Земле, миллионов видов растений, животных, микроорганизмов с их наборами генов и сложных экосистем, образующих живую природу». Попробуйте сформулировать тему нашего урока и его цель.
(выполняют просьбу учителя).
А теперь посмотрим в учебник на стр. 118 и попробуем найти формы биологического разнообразия. Кто раньше найдёт, тот и выходит заполнять схему. Давайте разобьёмся на группы и попробуем выполнить совместно это задание.
(дети работают в группах)
Спасибо, ребята, за работу. Мы заполнили схему, зарисовали её в тетрадь совместно.
Теперь День биологического разнообразия отмечается во всём мире: в каждой стране, в каждом населённом пункте.
А как вы думаете, с чем связана актуальность этого дня?
(связана с возникшими проблемами на нашей планете).
Сегодня у нас в гостях два необычных человека. Давайте посмотрим на них и попробуем понять их поведение.
Разыгрывается сценка, где 2 туриста загрязняют природу
Как вы думаете, ребята, всё ли правильно сделали эти 2 туриста?
(ответы детей)
Вы совершенно правильно подметили. Мы не имеем права строить своё благополучие за счёт гибели других биологических видов. Каждый биологический вид неповторим, вредных видов в природе нет.
Изучение нового материала.
А теперь давайте послушаем учеников, подготовивших чтение стихотворений на тему «Охрана природы».
Ученик 1. Всё так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Берёзу ножиком пырнул какой- то живоглот.
Мне кажется, из-под коры её слеза течёт.
От этой чёрствости людской болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет - я.
Ученик 2 .Если ты сорвёшь цветок...
Ученик 3 . Если я сорву цветок,
Ученик 2 .Если все и я, и ты
Если мы сорвём цветы...
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
Ученик 3. И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только я и ты,
Ученик 1 .Если мы сорвём цветы...
Ученик 4. Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
Ученик 5 .А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Ученик 4 .Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Ученик 5 .Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Ученик 4. Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Ученики вместе . Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
Ученик 6. Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Ученик 7 . Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Ученик 6. О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Ученик 7 .Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Ученик 6. Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Ученики вместе. Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!
Скажите, ребята, что вы почувствовали, прослушав эти стихотворения? Не стало ли Вам страшно за дальнейшую судьбу обитателей нашей планеты?
(ответы детей)
Учитель. Молодцы, ребята! И да, на самом деле, сегодня биологическое разнообразие стремительно сокращается. Никто до сих пор не знает, сколько видов обитает на нашей планете. А есть виды растений и животных, которые вообще исчезли.
А в чём причина?
(ответы детей)
Верно. Активная деятельность человека. Если не принять мер по защите биологического разнообразия, то в ближайшие десятилетия будут утеряны тысячи видов растений и животных. Конференция ООН, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 году, выразила беспокойство о дальнейшей судьбе биоразнообразия видов на нашей планете и предложила всей мировой общественности в первую очередь обратить внимание на его сохранение. А сейчас я Вам предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка.
Раз, два - встать пора,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим,
Девять, десять – сядем вместе!

Учитель. Спасибо, ребята, за наш совместный отдых. А теперь мы обсудим с вами возможности защиты всего живого на планете и выясним, по каким причинам происходит резкое сокращение видов на нашей планете? Я приглашаю выступить моих помощников с их подготовленными стендовыми докладами по основным проблемам сокращения биологического разнообразия.
Учащиеся защищают стендовые доклады.

Ученик 1. Защита стендового доклада «Загрязнение водоёмов в современном мире»

Ученик 2 Защита стендового доклада «Убийство с азартом»

Ученик 3.Защита стендового доклада «Велика планета, а ступить некуда …»

Учитель: Спасибо, ребята! Было очень интересно посмотреть ваши работы. Посмотрите теперь на доску. У меня здесь 4 слова.
(на доске написано заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы)
Как вы думаете, каким общим словом их можно назвать?
(ответы учащихся)
Какова роль этих территорий?
(ответы учащихся)
Теперь мы должны познакомиться с этими территориями и заполнить сравнительную таблицу, которая находится на доске. Работаем снова в группах и затем обсуждаем, что у нас с вами получилось.
(работают с текстом учебника и дополнительной литературой)
Учитель: Мы неплохо с вами поработали, а теперь я хочу заострить внимание ещё на одном моменте. Основой охраны природы и сохранения биологического разнообразия являются Красные книги. Давайте найдём информацию о Красной книге из дополнительных источников.
Когда была создана Красная книга Российской Федерации?
(Ответы учащихся: Красная книга животных Российской Федерации была создана в 1985 году, в ней – 247 видов. Красная книга растений Российской Федерации была создана в 1988 году, в ней – 533 вида.)
Учитель: Когда была создана первая Красная книга для нашей Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Кто авторы Красной книги Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Приведите примеры растений из Красной книги Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Приведите примеры животных из Красной книги Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Большое спасибо всем.
Рефлексия:
Учитель: Спасибо вам, ребята, за ваши интересные выступления. Я надеюсь, что ваши рассказы тронули сердца слушателей. Давайте покажем с помощью смайликов, как каждое выступление произвело на вас впечатление.
(дети показывают смайлики, идёт обсуждение выступлений.)
А сейчас давайте посмотрим презентацию и закрепим всё то, что мы узнали сегодня.
Закрепление: просмотр презентации «Земля только одна»
Учитель: Настало время подвести итог. Если мы будем проявлять к окружающей среде такое поработительское отношение, то сильно пострадаем от её мщения. Природу нельзя покорять, с ней надо сотрудничать.
Домашнее задание: я предлагаю вам на выбор:
-составить синквейн
-составить ребус
-составить кроссворд

А в заключение нашей встречи давайте послушаем песню «Мы хотим, чтоб птицы пели» и будем своими делами творить добро в том доме, где мы живём. Я призываю вас, ребята, сохранить мир вокруг себя, ведь Земля только одна…
Звучит песня «Мы хотим, чтоб птицы пели» в исполнении Валерии Федоренковой.
Спасибо всем за внимание, надеюсь, что наша встреча не прошла даром.