Проблемы с кавказцами в армии. Кавказцы в армии и идеалист акопов

Преамбула
Из волка не сделаешь пса (слова из кавказской песни)

Известный и очень уважаемый мной публицист Пётр Акопов написал статью под названием "Российская армия способна вырастить новую элиту кавказских республик" . Вот адрес оригинала: http://vz.ru/politics/2016/4/12/805011.html . Это пока единственный раз, когда я с ним не согласен, во всяком случае - с заголовком.

Мое мнение по этому поводу таково.

У Российской армии не получится сделать элиту кавказских республик какой-то принципиально иной, более правильной или "больше лучше", как это не получилось ни у советской, ни у имперской армий. Одно дело, когда речь идет о неких обязанностях в плане призыва на действительную службу, другое дело, когда кто-то надеется на что-то в связи с этим. Выдумывать себе надежду на то, что послужив в армии, "кавказцы" станут более пророссийскими или чуть больше начнут уважать Россию и русских категорически не стоит. Связано это с тем, что методы светского национального государства не работают в родо-племенном обществе исламского толка.

Методы из национального государства не работают в родо-племенном обществе

Мой личный опыт нахождения в кавказской информационной среде утвердил меня в мысли, что исламские народы Северного Кавказа не собираются отказываться от архаичности устройства своего общества, не собираются каким-либо образом меняться "на российский манер" (им больше нравится "арабский манер"). Их устраивает свое сегодняшнее особое положение в российском государстве и это психо-идеологическое состояние им выгодно, как ментально так и материально. Особый статус "тех кого нельзя трогать потому, что убьют-покалечат" и "все равно меня диаспора отмажет" - это то, что нужно "кавказскому" большинству.

Если уж что-то и способно серьезно повлиять на кавказские социумы так это продолжительный труд в сельском хозяйстве или на промышленном производстве.

Чем меньше в "кавказце" полуразбойника-полубандита-полувоина-полуспортсмена - тем лучше.

"Кавказец"-труженик - хорошо, "кавказец"-воин - плохо

Близость к оружию, жизнь по-военному образцу, ореол воина - все это потворствует той самой сложившейся у горских народов в конце 19-века, а это усложняет интеграционные процессы, изменяет русло общественных течений и влияет на вектор формирования смыслов. Только совместное проживание и совместный мирный, обыденный труд с русскими могут серьезно повлиять в лучшую сторону на сегодняшних "кавказцев", но именно это сегодня и не делается, а один-два года службы в армии ровным счетом ничего не меняют.

На данный момент, "кавказцы" очень хорошо осознают что они являются раздражающей социально-общественной проблемой в России, что государство идёт на поводу у их капризов и страшилок и пытаются по-максимуму выжать из этого дивиденды. Являясь, по-сути, хулиганами государственного масштаба, они научились отжимать "ништяки" посредством тактики запугивания и стратегии вечного недовольства. Особенно хорошо это получается у Чечни, которая является лидером общественного мнения на Северном Кавказе, которой тайно завидуют окружающие Чечню горские национальные республики и чье нарочито-демонстративное "купание в золоте" и "пацанское прокидывание Кремля" вселяет надежду на то, что так вольготно и по-горски получится жить у любого "кавказца".

"Кавказцам" в России все должны, все обязаны

Недовольство и обиженность регулярно и очень грамотно поддерживается в кавказской блогерской среде посредством ЖЖ и Facebook. Среди "кавказцев"-блогеров существует особый сорт писателей, которые поддерживают свой социум в напряженном состоянии. Есть люди, которые ежедневно, методично и целенаправленно "окучивают" эту тему, создают фейковые аккаунты, формируют мнимое общественное мнение, занимаются коллективной обработкой ума тех "кто сбился с пути истинного кавказца".

Конкретное общественное мнение и религия
в разы сильнее абстрактной государственной или национальной идеи

Любой отслуживший в армии, чуточку обрусевший, "кавказец" будет практически моментально перекован обратно в "правильного кавказца" под влиянием настроений в своей информационной среде. По этому, не надо надеяться на то, что новая российская армия, создаст новых "кавказцев" или, наконец-то, сделает из "кавказцев" имиджевых горцев.

Дагестан продолжает оставаться основным поставщиком для российских СМИ. А дагестанские призывники продолжают оставаться головной болью офицеров. Дело иногда доходит до массовых рукопашных и захвата рассвирепевшими кавказцами целых воинских частей. О том, в чем причина этого остросоциального армейского явления и как с ним бороться, мы поговорили с нашим старым знакомым, дагестанским экспертом и политологом Магомедом Османовым.

Брошенная молодежь

– Магомед, в чем причина армейских конфликтов?

– Тут надо немного копнуть – и прошлых лет, и новейшую. Дагестан – это страна воинов и абреков. Самым достойным времяпровождением у нас исстари считалась война. Это в нашем генетическом коде. Мы много лет – и вполне успешно – воевали с персами. Набеговая система, обкладывание данью зажиточных низинных соседей – тех же грузин – считалось в горах очень престижным занятием. А потом к нам пришла Россия. После замирения Кавказа набеговая система была похоронена и многие горцы увидели массу преимуществ в существовании под крылом Белого царя. Россией была продумана сложная система управления в многонациональной республике, минимально ущемляющая права горцев. А потом к нам всем в гости пришла гражданка Перестройка. А вслед за ней полыхнула Чечня. Во время чеченских войн Россия о Дагестане забыла. Ей было не до него. Все силы были брошены на борьбу с самым кровавым, заподлястым и криминальным государством на свете – свободной Ичкерией. Чеченские же боевики, в свою очередь, мечтали пополнить ряды своих полевых отрядов боевиками из Дагестана. Еще бы, такой ресурс пропадает! А у нас в республике тогда свирепствовала лютая безработица. Она, собственно говоря, и сейчас высокая, но тогда была просто массовой, обвальной. Боевики из Чечни сулили (и реально давали) рекрутам большие деньги, причем только за курс молодого бойца в лагере. Мол, три месяца у нас потренируешься, и все – бери деньги, езжай домой, ты никому ничем не обязан. На деле же было все не так, конечно. У боевиков, как известно, вход – рубль, выход – пятнадцать, вернее, только на поле боя.

– А как на это смотрели родители рекрутов? В горах ведь сын без ведома отца шага не сделает.

– Ну, во-первых, не так все однозначно. Родители порой и рады за сыном присмотреть, научить уму-разуму, но в условиях деградации социально-экономической жизни вынуждены пахать круглосуточно, чтобы лишнюю копейку в дом принести. Уходят на работу – сын еще спит. Приходят – уже спит. Или наоборот, на улице с приятелями болтается, травку курит, ждет, когда предки заснут, чтобы мозги поменьше выносили. А потом, рекрутеры им тоже в уши дули, что родители – они, конечно, хорошие и тебя любят, но они уже безнадежно отстали от этой жизни, а сейчас настало время справедливой веры, джихада против неверных, а в качестве конечного вознаграждения – гурии и прочие прелести жизни. И юноша уходит в параллельный мир. Ко всему прочему, из мятежной Чечни на побывку приезжали бывалые боевики – этакие Робин Гуды из леса, бородатые, обстрелянные, на новых иномарках, хрустели пачками долларов. Мы их называли «боевыми крутышкамии». Но молодежь велась на этих крутышек, лупила на них свои восторженные глаза. И зачастую убегала в леса. Многие возвращались домой «двухсотыми». Кто-то вообще не возвращался. Но крови федералам они попили немало.

Чувствуя себя брошенными Россией, не только молодняк, а весь Дагестан симпатизировал дерзким и неожиданно разбогатевшим чеченцам. В Чечне культ абречества, дерзкого воина возродился с невероятной стремительностью. К тому же в эту кавказскую «черную дыру» закачивались бешеные деньги – Арабскими Эмиратами, Турцией, Западом – всеми, кому не лень. Ичкерийские боевики всем своим примером показывали местной молодежи: будете такими, как мы, будете независимыми и богатыми! Мало того, с помощью своих арабских спонсоров они облагодетельствовали пару аулов в самом Дагестане – в даргинских Карамахи и Чабанмахи. Там каждый, кто принял ваххабизм, получали в подарок «Камаз». Их у нас прозвали «камазистами-ваххабистами». Это имело колоссальный пропагандистский успех. Боевики кичились своим бесстрашием и жестокостью, отравляя нашу молодежь.

Надо признать, этому вовсю потворствовали местные власти. Тогда в Махачкале на каждом перекрестке, на каждом вещевом рынке продавались видеокассеты, где боевики перерезают горло еще живым пленным русским солдатам. Работающие в республике спецслужбы не пресекали эту мерзкую торговлю. Дагестан на глазах безвозвратно погружался в пучину сепаратизма и мрачного средневековья. Вот в такой атмосфере и воспитывалась молодежь того времени. Что мы и расхлебываем до сих пор. Дошло до того, что дагестанцев-призывников вообще перестали забирать в армию, видя в каждом из них потенциального ваххабита-перебежчика. Военные рассуждали просто: мы его выучим, вооружим, а потом полк бросят в Чечню, и дагестанец вместе с автоматом уйдет к сепаратистам. В этом была своя логика. И наша тектоническая молодежь в это тектоническое время осталась без дела. Осознав всю опасность ситуации, в Кремле пошли на беспрецедентные меры – вступили в сепаратные переговоры с ненавистным Басаевым и затащили-таки его в Дагестан. Говорят, они просто взяли в заложники его детей – а как иначе с таким чудовищем договориться? И он туда вошел. Пришел не как гость – пришел диктовать свои условия, со своей «Исламской миротворческой бригадой». Фактически это был захватнический экспедиционный корпус. В нем кроме кнута для молодежи был приготовлен и пряник – более 500 молодых парней из Ботлихского района получили авансом по 150 долларов. Правда, за остальной частью пришли всего 17 человек. Они начали подозревать, что добром это не кончится, и перестраховались.

В итоге горцы оказали Басаеву ожесточенное сопротивление. И вместе с федеральными войсками попросили «покинуть помещение». Кстати, чекисты тогда дали ему уйти – свято блюли договоренности и выполнили свои обещания. А я считаю, это было ошибкой. Надо было там же, в Дагестане, валить эту нелюдь. Детей его отпустили, надеясь «на понимание», а он потом натворил дел: взорвал два самолета в Домодедово, взял Назрань…

Во время его вояжа в Дагестан произошел интересный казус – один из молодых рекрутированных им дагестанцев расстрелял семерых боевиков. И сам погиб. Ему дали Звезду Героя. Этот пример стал знаковым для нашей молодежи – Дагестан отвернулся от воюющей Чечни. Ситуация тогда была спасена.

А дети «сатаны» (так в России называли Басаева) погибли при бомбежке его аула – от точного попадания бомбы. Все шестеро.

– Новое время – новые песни. Сейчас вашу молодежь активно заманивают в ИГИЛ (запрещенная в России организация). Многие соглашаются…

– Причины те же: безработица, полный вакуум идеологии (как во всей России), отсутствие привлекательной для дагестанцев общероссийской национальной идеи, ощущение брошенности республики на произвол судьбы и полной оторванности от России, неизжитые у горской молодежи комплексы абрека и наемника плюс наша неизбывная и безграничная кавказская алчность. Боевики знали, на чем подловить местных горских кайфоловов. Это же песня, а не жизнь: повоевал 3–4 месяца, и ты уже мажор на новой машине. Можно рассекать по местным трассам, разбрасывать пальцы веером, рисоваться перед девчонками, пыль в глаза пускать. В горах же понты – особенно по молодости – по-прежнему дороже денег.

– Обратная сторона такого «мажорства» – пуля в лоб или осколок между глаз.

– Но ведь каждый же считает, что ему страховая грамота прямиком от Аллаха выписана. Мол, пуля кого угодно догонит, а я – заговоренный. Но с тех пор как ИГИЛ в Сирии прищемили и частично утилизировали, многие стали возвращаться.

«Мы здесь всех ломали, ломаем и будем ломать!»

– Ладно, с ИГИЛом понятно. А почему дагестанцы с первых дней службы в армии вступают в конфликт с сослуживцами?

– Во-первых, у нас в горах молодежь взрослеет раньше – и психологически, и физиологически. Горский юноша в 18 лет – как русский лет в 25. Получается, что из России в армии идет служить мальчик, а из Дагестана – почти мужчина. Причем зачастую с солидной базой спортсмена-единоборца и комплексом абрека, спустившегося со своих гор за равнинной добычей. Ну, типа, и где тут мои овцы? Придя в войска, он чувствует, что здесь он фактически самый старший. К тому же русские юноши в этом возрасте закомплексованы почему-то все. То ли от позднего взросления, то ли сама жизнь их с детства прессует. Плюс женское воспитание. У вас же в России куда ни плюнь – везде бабы окаянные рулят: в детсаде, школе, в семье, во власти, зачастую на работе. Не всякий этот бабий прессинг выдержит. И глядя на запрессованных, кавказец хочет быть первым не только фактически, но и по званию. Ведь как устроен любой горец? Он жаждет быть хозяином положения везде, где бы ни находился. Даже если горец окажется среди пингвинов на Северном полюсе или среди мартышек в Африке – он и там возжелает быть «началником полюса» или «королем-львом саванн и джунглей». А пингвины, макаки и прочие «овцы» по щелчку его пальцев будут отжигать лезгинку. Недаром у нас говорят: «Если из двух дагестанцев одного сделать начальником – то начальников будет трое».

Молодежи это касается в еще большей степени. А если солдат еще и физически сильный (а в Дагестане – культ силы, у нас весь молодняк ходит с поломанными на ковре ушами), он пытается еще и офицеров подмять – чтобы быть в части полновластным хозяином. И еще в уши взводному дует: «Хочешь, чтобы в части был порядок – даже в твое отсутствие? Сделай меня и моих земляков сержантами! Лучше нас, «нациков», порядок в части никто не наведет! Я тут всех построю». И многие офицеры, озверевшие от «любимого личного состава», заглатывают эту наживу вместе с поплавком. И попадают в «дагестанский капкан».

Кстати, очень хорошо это поведение кавказцев в армии было показано в нашумевшем в свое время фильме «Фанат». Там кавказские каратисты умасливают офицеров и третируют личный состав роты. А потом пишут домой упоительные письма: офицеры пляшут под нашу дуду, солдат всех ломаем… Или еще хлеще: выкладывают в интернете фото, где один щупленький дагестанец снимается на фоне солдат, на спинах которых написано «Кавказ» или «Дагестан». Правда, группу поддержки из кавказских качков он в кадре почему-то не показывает. Это вообще борзость за гранью добра и зла. Такие интернет-откровения должны сразу становиться достоянием военной прокуратуры. И здесь явно корячится статья и дисбат. А все это – прямое следствие офицерского то ли наива (что очень плохо), то ли безразличия к судьбам солдат (что вообще неприемлемо), то ли полного отсутствия дисциплины в части в принципе (что тоже ни в какие ворота). После таких фото часть нужно переворачивать вверх дном, офицерам (и особенно замполитам) обеспечивать явку на ковер к прокурору с отрыванием голов и погонов. Французы говорят: лучшее средство от перхоти – это гильотина. Так вот, лучшее средство от перхоти, которая заменяет мозги организаторам таких фотосессий, – технический нокаут. Но лучше все-таки вышибать эти авгиевы конюшни из дурных голов еще на стадии профилактики.

– А если «начальники пингвинов» нарываются на русского солдата-каратиста?

– Тогда начинается следующий номер марлезонского балета – включается план «Б». Он, кстати, тоже хорошо показан в «Фанате». Абреки, почувствовав реальную угрозу, тут же предлагают достойному сопернику заключить «союз нерушимый» против всего остального личного состава: «Давай, Вася, присоединяйся к нам – мы с тобой всех остальных в части построим!». И Вася (не от большого ума, разумеется) к ним присоединяется. И беззаветная команда начинает гнуть всех остальных уже вместе. И в Дагестан по интернету летят мессиджи: «Вся часть в наших руках. Мы здесь всех ломали, ломаем и будем ломать!». А потом в процессе бесконечной ломки случается какое-то ЧП, и горцы дружно указывают на Васю – это он виноват, он нас подстрекал!

– Но вернемся к нашим баранам. В смысле – к проблемам с дагестанскими призывниками. Кто виноват – понятно. Вопрос номер два – что делать? Вообще их не призывать?

– Ни в коем случае. Иначе они так и будут носиться по нашим горам и весям с задранными хвостами, и кончится все это каким-нибудь ИГИЛом. С ними надо работать – и здесь, в Дагестане, и в самой армии.

– План действий, пожалуйста…

– Не вопрос. Армейскому руководству надо просто понять несколько вещей. Первое. Призывники из Дагестана – группа особого риска, требующая к себе особого отношения. Второе. Горцы с первых дней службы должны понимать, что любое глумление над солдатами чревато уголовным преследованием. Кто этого не понял – тому покупать билет в дисциплинарный батальон. В-третьих (я уже устал об этом говорить) – если кто-то что-то не понял, его надо выбрасывать из армии, как котенка в форточку, а не переводить из части в часть, как сейчас принято. Накосячил – пусть летит в свой аул впереди собственного визга. Смотри, что получилось на Дальнем Востоке, в Белогорье. Дагестанец Абдулхалидов в одной части не ужился (не получилось самоутвердиться), его в другую перевели – вместо того чтобы из армии вышвырнуть. А в другой он на стрельбище расстрелял трех солдат и офицера. И пошел в местную чайхану кофе пить – с чувством выполненного долга. Его пристрелили, конечно, но кто вернет солдат матерям? А убрали бы его вовремя – все были бы живы. В-четвертых, пора вводить военную полицию – чтобы вовремя нейтрализовать таких, как Абдулхалидов.

«Гай-гуй-Махачкала» на острове Кунашир

– Но у нас же вроде есть для этого комендантские роты...

– …где служат писари и разнорабочие. Этот институт в войсках почему-то дискредитирован полностью. Во внутренних войсках функции военной полиции частично выполняют краповые береты. Но в роте их два-три человека, не больше, и им тоже надо служить, а не бесконечно приводить в чувство оборзевших призывников. Над всеми воинскими частями, где служат дагестанцы, должен быть установлен жесточайший контроль вплоть до Верховного главнокомандующего. Опыт захвата дагестанцами целой пулеметно-артиллерийской бригады на острове Кунашир несколько лет назад должен был чему-то научить. Кстати, на Кунашире офицеры образцово-показательно «заглотили все наживки», которые подбросили им дагестанцы. Сначала повелись на песни кавказских сирен («лучше нациков никто порядок в части не наведет»), потом горцы без особого труда скормили им легенду о том, что Коран не позволяет им мыть посуду и драить армейские нужники, припахав на это дело всех остальных солдат. После чего стали уходить в самоволки и драться с местными парням на местных дискотеках. Опять сошло с рук. Дальше пошло по нарастающей. Даже попытка отобрать у местного участкового табельное не вывела офицерский состав части из летаргического сна. Квинтэссенцией этой вакханалии стало посещение местным чеченцем, отслужившим в этой же части, своих собратьев по интеллектуальному увечью, беснующихся в казармах. Я до сих пор не в силах понять, где во время всего этого беспредела была хваленая комендантская рота дивизии? При виде пьяного в лоскуты «постороннего лица» на территории части на офицеров снизошло прозрение. К тому же это лицо отчетливо послало дежурного по части по широко известному в народе адресу. С пулей в корпусе живая мишень скачками понеслась к КПП. После его госпитализировали. А потом вспыхнул бунт. Озверевшие дагестанцы захватили в части пирамиду с оружием. У нас в Дагестане такое лихое творчество масс называют «Гай-гуй-Махачкала». Ситуацию спас только местный ОМОН. Командир отряда на свой страх и риск ворвался на территорию части и прошелся по всей этой банде асфальтовым катком правосудия.
А до этого «Гай-гуй» произошел в дальневосточной авиационной части, которую захватили не поделившие власть с офицерами, озлобившиеся чеченцы. Ситуацию разрулил будущий президент Ичкерии – тогда еще генерал-майор Джохар Дудаев. Их на Дальнем Востоке хватало – этих «гаев» и «гуев». Только выводов никто не сделал.

«Славянский газават»

– К сожалению, после всех этих бунтов по многим дальневосточным частям прокатилась волна антикавказского бумеранга. Местным горцам припомнили все – даже то, чего никогда и не было. Солдаты и офицеры устроили абрекам «кабаньи бега» и гонки с преследованием. Теперь дагестанцы в полной мере узнали, что такое «счастье взахлеб и небо в алмазах».

Под Новосибирском капитан артиллерии Алексей Левый публично, прямо на плацу, отметелил четырех уроженцев республики. Те даже в прокуратуру на него заявление написали. Потом, правда, забрали обратно – у самих рыло было в пуху по самые не балуйся. Но русский бунт, бессмысленный и беспощадный, по горцам прошелся. Скучно им не было и мало не показалось, что не есть «яхши и комильфо», конечно. Но эту волну праведного гнева остановить было еще труднее, чем на Кунашире.

Ноу-хау

– Кроме того, не стоит спешить доверять дагестанцам оружие. Им это надо еще заслужить. А будущих офицеров нужно учить работать с кавказским контингентом еще в военных училищах – чтобы они не оказались в положении офицеров на Кунашире. Это целая наука, между прочим. Также нужно внимательнее ознакомиться с творческим опытом «купирования» процесса разложения горцев на местах. В некоторых частях внутренних войск, например, к процессу «избавления от перхоти в головах» подошли творчески. Местные краповые береты устраивают для особо обнаглевших организаторов фотосессий «дагестанскую карусель».

– Это что за ноу-хау?

– Сугубо в рамках боевой подготовки и для пользы дела «фотолюбитель» в полной экипировке выходит на ковер против нескольких опытных бойцов. Даже если он мастер спорта по борьбе, после пяти минут такой «карусели» по спортзалу картина мира в его голове радикально меняется. Говорят, очень убедительно действует. А самое главное – все живы-здоровы, все в рамках устава.

Новая «Дикая дивизия»?

– И наконец, самое главное. Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что кавказцы в массе своей очень хорошие воины. И грех не использовать этот ресурс и потенциал. В конце концов, «Дикая дивизия» во время Первой мировой была одной из самых боеспособных частей на фронте. Во время конных атак горцы-джигиты одними своими гортанными воплями и устрашающим видом наводили ужас на врагов. Дагестанцы тоже хотят, чтобы у них была своя «Дикая дивизия» – как у Кадырова. У Рамзана есть, у красавчика Саида-Магомеда Какиева есть (в Ливане стоят), а мы что – рыжие? Смотри, как успешно воевали и воюют чеченцы – и в Осетии, и на Донбассе, и в Сирии. Военная полиция в том же Алеппо почти целиком из чеченцев набрана. Но мы-то не хуже! Масса дагестанцев воевала в Афганистане, многие вернулись с наградами. Мой племянник, например, служил на БТС – бронированном тягаче с тяжелыми противоминными катушками. Несколько раз был контужен. Награжден орденом Красной Звезды.

А служить в «Дикой дивизии» – мечта любого горца. Все прелести в одном флаконе: реализуешь себя как мужчина и получаешь за это немалые деньги. Только батальоны надо комплектовать из бойцов одной национальности – тогда там грызни и дедовщины не будет.
И новому хозяину Дагестана Владимиру Васильеву этот вопрос придется решать. Как и все остальные. «Это не я к вам пришел, это Россия к вам пришла», – сказал он. Так вот, Владимир Абдуалиевич, молодые (и не очень) дагестанцы тоже хотят прийти к России. И в составе своей дагестанской «Дикой дивизии» защищать ее интересы на дальних рубежах – как наш сосед Рамзан.

Но это уже тема отдельного разговора.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Какие народы России не призывают в армию?

Служба в Вооруженных Силах является достаточно важным, ответственным и обязательным этапом для каждого гражданина. Благодаря постоянной модернизации армия может предоставить молодому человеку не только навыки общей военной подготовки, но и освоить множество интересных профессий. Однако, не всем суждено попасть в войска, ведь в силу особенностей призывной кампании призыву не подлежат граждане, которые относятся к малочисленным народам.

Какие народы не призывают в армию?

На территории современной России проживает порядка 140 млн. граждан, при этом среди общего количества населения присутствуют малочисленные народы со средним количеством человек порядка 10 000 — 100 000 особей. К малочисленной группе народов относятся: Ингуши, Якуты, Лезгины, Аварцы, Марийцы , Кумыки , Чуваши, Чеченцы, Даргинцы и Кабардинцы. К общему списку относятся коренные жители всех отдаленных районов, в частности Таймыра и Эвенкии . Большинство отечественных военкоматов не призывают также и Дагестанцев, за исключением отдельных случаев, когда гражданин самостоятельно обращается с целью службы и дальнейшего трудоустройства.

Основные причины отсутствия призыва

Отсутствие воинского призыва среди перечисленных групп народов обусловлено тем, что граждане проживают в достаточно отдаленных районах, где фактически отсутствует инфраструктура и административное управление. Представителям военкоматов проблематично, а иногда попросту невозможно организовать призывную кампанию. К примеру, чтобы поставить на учет всех юношей в Якутии требуется обустроить специальные пункты для медицинского обследования и оформления документов. Северные военкоматы не имеют таких средств, ведь любые призывные мероприятия это прежде всего большие финансовые затраты.

Однако, отсутствие денег не единственная причина. Например, в Чечне фактически нет призыва в армию только потому, что в республике отсутствует настроенная система воинского учета. Мало того, не во всех районах есть военкоматы. Помимо перечисленных причин отсутствию призыва среди малочисленных народов способствует принятие положения в Конституцию в 1993 году, где четко прописано, что каждый призыв регулируется федеральными законами, а количество человек для службы устанавливает президент. При этом конкретные регионы, откуда должен осуществляться набор не указываются.

Почему чеченцы не служат в российской армии?

Еще не так давно, в конце 2014 года, чеченский народ с восторгом встретил новость о начале призыва в Российскую армию. Последний раз чеченцев призывали на воинскую службу в РФ 20 лет назад. Однако весной 2016 года призыв из Чечни вновь был приостановлен.

Суть проблемы

По мнению либеральной прессы, за предыдущий год на срочную службу в армии РФ не призвали ни одного гражданина Чечни. Около 7 000 потенциальных солдат остались за бортом. По мнению тех же источников, во всех остальных республиках Кавказа с призывом все обстоит разительно иначе. Также было отмечено, что решение не призывать чеченцев исходит непосредственно от высшего руководства.

Сомнительная привилегия

В 2017 году жителям Чечни вновь придется пропустить весенний призыв, о чем сообщает республиканский комиссариат. Решение было принято в связи с желанием минимизировать риск столкновений внутри воинских частей, которые, увы, имеют место быть. Чаще всего призывники с кавказских земель формируют так называемые землячества в частях, провоцируя конфликты на культурного-национальной почве.

Существует и другая версия такого решения: Генштаб не желает заниматься подготовкой будущих чеченских боевиков. Ведь не секрет, что многие жители Чечни приходятся пусть и дальними, но все же родственниками реальных боевиков. Нет никакого смысла обучать военному делу своих врагов. При этом реализовать тщательный отбор среди чеченцев по принципу "лоялен/не лоялен" практически невозможно или слишком затратно.

Перспективы решения проблемы

Если рассматривать статистику 2014 года, когда впервые за 20 лет в российскую армию приняли чеченских солдат, то она носит весьма позитивный характер. Динамика службы призывников из Чечни характеризуют в оптимистичном ключе: около 181 военнослужащих из северо-кавказского региона вернулись на родину с благодарственными письмами. 100 из них получили повышение в звании до младшего командира. Из этого можно заключить, что в ближайшее время призыв чеченских жителей может возобновиться. К тому же с точки зрения государственной политики такой подход как минимум неприемлем, а как максимум может повлечь межнациональную рознь. Ведь далеко не все чеченцы являются боевиками. Плюс, сегодня существуют солидные базы данных по каждой семье в Чечне, которые позволяют автоматически получать сведения о каждом призывнике.

16/12/2010

Мне довелось 2 года служить бок о бок с ребятами из солнечного Дагестана. Это самое многонациональное государство в мире - здесь и аварцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, ногайцы, даргинцы, кумыки, рутульцы, агулы, цахуры и прочие... и все они дагестанцы.


Е сть такая легенда, которую мне рассказал мой армейский друг-дагестанец Ибрагим, что Бог ходил по миру с мешком и раздавал народам языки. В районе Дагестана Господь задремал и мешок опрокинулся, из которого на маленькую территорию просыпалось языков больше, чем положено.

Служил я в Сковородинском погранотряде. Уже тогда я недоумевал - зачем к нам отправляют служить кавказцев? У них там, проблемы с местом службы то ли? Так вот, тогда нам необстрелянным бойцам учебки объяснили, что когда придет призыв дагестанцев, то их группа из 15-20 человек будет «держать» весь учебный центр. Мы тогда бахвалились, дескать, да быть такого не может... Вы знаете, так и случилось. Они держались всегда вместе и готовы были прийти на помощь друг другу, в независимости от того, прав ли их соотечественник или нет.

А вот русские ребята не могли похвалиться такой же сплоченностью. Правда, у нас был начальником учебной погранзаставы капитан Ахромеев, который бывал в горячих точках. И сержанты не промах. В общем, чтобы давать отпор дагестанцам, которые могли с ноги открывать двери подразделений, у нас появилась новая команда дневального: «Даги!» Когда мы слышали, то не в зависимости, в какой бы части расположения мы не находились - все бежали к тумбочке дневального хватали дагестнаца за руки и ноги и выбрасывали за двери. По-тихоньку мы отвадили непрошеных кавказских гостей заходить к нам. Но это была только учебка.

В гарнизоне царили другие порядки, вернее там царили - дагестанцы. В каждом подразделении их было по 4-5 человек, но этого было достаточно, чтобы держать в подчинении всю часть. Когда я перешел в гарнизон, то еще застал дембелей, которые по слухам «окормляли» не только отряд, но еще и Сковородино, возле которого находилась часть. Как только наступала ночь они переодевались в спортивные костюмы и занимались рэкетом. Поэтому, когда они демобилизовались с облегчением вздохнули и гражданские силовики и руководство отряда.

Да, чего там говорить, когда дагестанцы вместе - сразу проявляется склонность к криминалу. Нет, я не говорю о всех - были среди них ребята, которые были выше всего этого, но это скорее из разряда - исключение. И мне пришлось столкнуться с этим, как говорится, на собственной шкуре. Случилось это после того, как меня перевели из комендантской роты в саперную. В первой у меня остались амурские друзья, в новом подразделении - никого и куча дагестанцев. Первую же зарплату, которую мы получали в кабинете начальника роты, у меня попытались прихватизировать. Всех, кто выходил из кабинета с деньгами приглашали в туалетную комнату «поговорить» представители Дагестана. Я для себя решил держаться до последнего. Были и угрозы и «давление на больную мозоль», но из туалета я вышел со своей денюжкой в кулаке... вышел на улицу - закурил с досады. Я прекрасно понимал, что мне необходимо с ними служить еще 1, 5 года... Мои тяжелые раздумья прервал какой-то солдатик, который выкрикнул: иди скорее там наши амурские за тебя встряли... Оказывается, кто-то сообщил в нашу комендантскую роту, что меня пытались «прессовать». Когда я стал подниматься на 5 этаж инженерно-саперной роты, то увидел своих комендантских товарищей... Драки тогда так и не произошло - увы, не выполнил я возложенной на меня роли лидера, который выкрикнет: «Бей, дагов!» Но после этой истории меня стали уважать.

За годы службы я видел какие дагестнацы бывают жестокие и беспощадные... Не буду здесь рисовать ужасные картины и так атмосфера наэлектризованная событиями в Москве. Хочу сказать, что среди дагестанцев я смог найти настоящего друга... К сожалению, впоследствии, под давлением своих собратьев он внезапно прекратил со мной общение. Но и того, что он мне рассказал хватило, чтобы понять кое-что об этом народе.

Из рассказов Ибрагима я понял, за что недолюбливают нас сыны гор:

1. Разобщенность а-ля моя хата с краю, отсутствие среди русских взаимовыручки;
2. Трусливость, отсутствие отваги;
3. Кидаем хлеб на землю;
4. Аборты наших женщин и, вообще, не желание иметь много детей;
5. Доступность наших женщин;
6. Пьянство мужчин до потери пульса;
7. И многое другое...

Понятно, что можно и с позиции русичей составить не меньший список относительно кавказцев. Но дело в другом - нам нужно что-то самим тоже предпринимать, чтобы нас уважали. Формировать общественное мнение - требовать от правительства стимуляции национальных проектов и прочего. Но самое главное, чтобы нас зауважали - нам нужно самим начать себя уважать... А это без помощи Божией не получится. Получается, что единственная доступная национальная идея - это духовный подъем посредством Православия. Именно через веру предков мы можем быть сплоченными, смелыми во Христе, уважать чужой труд, продолжать свой род во множестве потомков, быть целомудренными и знать меру в питие. В точку сказал Достоевский, что русский мужик без Бога - дрянь. Может хватит быть дрянью?

Вроде назвал банальные вещи, но ведь у нас есть программа для действий... Хотя бы в автобусе, когда кто-то кого-то обижает - ведь мы можем заступиться, а не прятать лицо в окно? А то ведь опять у нас дальше кухонного патриотизма дело не двинется... И в крайности впадать тоже не стоит... Я про тех невиновных ребят, которых пинали, чтобы отыграться... Ведь это настоящая проблема, когда мы сопереживанием насилию... Ведь по слову свт. Василия Великого, кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием. Какие же мы после этого христиане?

кавказцы в армии

Одна из современных проблем нашего общества – это кавказцы в армии . Призывники из южных регионов нашей Родины совершенно не поддаются дисциплине и воспитанию. Держатся обособленно, враждебно, радикально настроены по отношению к представителям иных народностей.

Не секрет, что современное российское общество разделено на несколько лагерей по этническим взглядам. Часть россиян полагает, что совместное проживание народов с разными культурами и вероисповеданиями вполне допустимо, при соблюдении общепринятых норм поведения в обществе. Многие с опаской относятся к соседям, говорящим на другом языке, исповедующих иную веру. И совсем уж радикальны взгляды у многотысячной прослойки неонацистов различного толка, не приемлющих проживание в стране людей с иной культурой, с иным религиозным взглядом.

Расставание с родными, смена привычного распорядка и стрессовые ситуации, через это проходят все без исключения призывники. Но на почве чего зарождаются этнические конфликты в армии?

История возникновения этнических конфликтов в армии

Особое обострение волна национальной неприязни переживала в конце 80-тых годов. Министерством обороны страны умышленно скрывалась статистика конфликтов (случаев неуставных отношений) именно с национальной окраской, имевших место в армии. Как повествуют осведомленные источники, особой жесткостью среди кавказцев в армии конца периода СССР отличалась дагестанская, ингушская, чеченская и армянская диаспоры. В частях, где соединялись десятки, сотни призывников одного возраста из южных регионов, устанавливалась негласная «верховная власть» — южане сплоченно подавляли, вытесняли, избивали и устраивали кровавые разборки с любым представителем иного этноса, невзирая на вероисповедание. Именно тогда появилось выражение, что «чурки в армии — это неконтролируемое зло».

Известно, что даже азербайджанские призывники часто бывали мучимы и побиваемы собратьями по исламу — дагестанцами и чеченцами. Таким образом, вопрос исламизации неформальных «отрицателей» с южных широт отпадал — это были землячества в армии, сообщества, обусловленные неким кодексом горца.

Но в силу сравнительно жесткого порядка в вооруженных силах СССР, повальные местнические сообщества носили очаговый, стихийный характер. Затяжными бывали конфликты на кораблях, где проходили срочную службу сроком в 3 года (срок службы в ВМФ СССР был уменьшен до 2 лет лишь в 1990 году). Так же в отдаленных гарнизонах и местностях с преобладанием местного населения, представляющего «титульную» нацию призывников в части — в Дагестане, Чечено-Ингушской республике, в Армении.

С начала 1992 года, когда началось формирование отдельной, исключительно российской армии, подобные сообщества стали выявляться все реже, так как Минобороны разработало специальный план призыва и прохождения срочной службы для представителей южных республик — им разрешалось проходить военную службу непосредственно в регионе проживания. Исключение делалось лишь для Дагестана, откуда на Северный флот призывалось и призывается до 3 тысяч призывников ежегодно.

Меры противодействия подобным проявлениям

Хочется добавить, что сейчас такое поведение недопустимо в современных вооружённых силах РФ. Проводятся тщательные проверки, ежедневные телесные осмотры военнослужащих, строгие судебные наказания вплоть до судимостей за проявление дедовщины. Прослеживается негласная директива по ограничению количества призывников для прохождения срочной службы из некоторых южных регионов вообще.

В Дагестане, КЧР, Ингушетии проводятся воспитательные работы среди молодых людей призывного возраста. Им объясняется, что этнические конфликты, враждебное отношение к сослуживцам позорит эти народности.

Если хотите, что бы вас по-настоящему уважали и сослуживцы и командиры – ведите себя по человечески, демонстрируйте свой ум, честь и порядочность, тогда и «чуркой» в армии вас не назовут. Настоящему, достойному мужчине не пристало поведение близкое к звериному, стайному.

Это правильный подход, учитывая, что без военного билета хорошей работы в этих республиках не найти.

Беспредел кавказцев в армии видео. программа на НТВ.

Жириновский — этнические конфликты решаются легко — как? Смотри.