Проблема самосознания в психологии личности. Самосознание и жизненный путь личности в представлении Рубинштейна

Изучение личности не заканчивается изучением ее психических свойств - темперамента, мотивов, способностей, характера. Завершающий этап – изучение самосознания личности. Долгие годы самосознание было Золушкой в отечественной психологии. И лишь с активным проникновением идей гуманистической психологии проблема самосознания стала активно разрабатываться.

Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С.Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».

Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.

Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.

Самосознание личности – это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений – самооценка.

О механизмах самосознания

Первый из них – это способность к осознанию психических явлений.

Уже в течение первого года жизни у ребенка формируется способность отделить себя от своих зрительных образов, т.е. осознать то, что мир существует независимо от него, но воспринимается посредством образов. Эта способность, формирующаяся в течение первого года жизни и развивающаяся впоследствии, составляет саму возможность осознания человеком своих психических процессов, переживаемых психических состояний, психических свойств и качеств.

По мнению В.В. Столина, в основе сознаваемости лежит расщепляемость, т.е. возможность человека выделить из среды то, что он сейчас воспринимается это вижу»), то, посредством каких зримых признаков он воспринимает и выделяет объект из среды («я понимаю, что я вижу»), и собственная позиция наблюдателя, связанная со схемой тела («я как-то отношусь к тому, что я вижу»). Данная способность позволяет человеку осознать себя, свою отдельность от мира, других людей, т. е. выделить свое феноменальное «Я».

Однако выделив себя из окружающей среды, ребенок взаимодействуя с самой средой и людьми, каким-то образом проявляет себя, иными словами, его действующее «Я» способствует формированию его феноменального «Я» или «Я»-концепции.

Основным механизмом формирования «Я»-концепции, т.е. собственно самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В.В. Столин выделяет следующие феномены:

1) принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредованное, другой точки зрения);

2) прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком, транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т.д.;

3) трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний;

4) система контроля за ребенком;

5) система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну);

6) семейная идентичность, т.е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье;

7) механизм идентификации.

Действие названных механизмов помогают ответить на вопрос: как происходит процесс наполнения «Я»-концепции, т.е. посредством чего усваивается и присваиваются представления о самом себе. Дадим краткий комментарий к действиям этих механизмов.

1) Принятие точки зрения другого на себя.

"Самосознание человека – это преобразованная и перенесенная во внутрь точка зрения других по поводу субъекта", – таково мнение Дж. Мид – автора теории символического интеракционизма.

Действительно, в процессе межличностного взаимодействия ребенок усваивает значимые для него точки зрения других людей и, присваивая их себе, формирует самосознание. В процессе принятия точки зрения других важно и оценить себя, опираясь на отношение других людей. Что же усваивается ребенком?

Это:

а) ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;

б) образ самого себя, как носителя определенных способностей и качеств;

в) отношение к себе родителей, выражаемое ими посредством эмоциональных и когнитивных оценок;

г) самооценки самих родителей, т. е. самооценка родителей или одного из них может стать самооценкой ребенка;

д) способ регуляции поведения ребенка родителями и другими взрослыми, который становится способом саморегуляции.

2) Прямое и косвенное внушение.

Что хотят внушить и внушают своему ребенку? Перечислить все невозможно, назовем лишь некоторые феномены: волевые и моральные качества, дисциплинированность, интересы, способности, оценочные характеристики.

3) Трансляция ребенку оценок, стандартов.

Родители всегда вооружают ребенка его конкретными оценками, целями поведения, идеалами, планами, стандартами исполнения действий. Если все они реалистичны, т. е. соответствуют возможностям ребенка, то достигая их, он повышает и свою самооценку, свой уровень притязаний, формируя тем самым позитивную «Я»-концепцию.

4) Система контроля.

Речь идет о влиянии системы контроля за ребенком, стиля воспитания, избираемого родителями на Я-концепцию ребенка. Контроль над поведением ребенка может осуществляться либо по линии предоставления автономии ребенку, либо по линии жесткого контроля. Кроме того, сам контроль может осуществляться двумя способами: либо поддержанием страха перед наказанием, либо вызыванием чувства вины или стыда. Наконец, контроль может быть абсолютно последовательным, либо случайным и непредсказуемым. С точки зрения формирующегося самосознания важно отдавать себе отчет, как система контроля, используемая родителями, трансформируется в систему самоконтроля за поведением у самого ребенка.

Например, жесткая дисциплина преобразуется в самодисциплину, а контроль с помощью страха превращается в самоконтроль с постоянной оглядкой на мнение других и избегания негативных о себе мнений. Предсказуемый либо непредсказуемый характер родительского контроля может трансформироваться в такое личностное качество как интернальность-экстернальность поведения.

5) Система комплиментарных отношений.

Речь идет о характере отношений, складывающихся между родителями и ребенком, которые могут предполагать:

а) равенство общающихся;

б) функциональное неравенство, т.е. неравенство, задаваемое ситуацией, статусами общающихся и т.п.;

в) систему трансакций – действий субъекта, направленных на другого с целью вызвать в нем желаемое субъектом состояние и поведение (трансакции по Э. Берну).

Очевидно, что чаще всего отношения между родителями предполагают функциональное неравенство, но с возрастом они могут меняться на равноправные.

6) Вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье.

Речь идет о роли семьи в формировании самосознания ребенка. В первую очередь следует охарактеризовать так называемую семейную идентичность, т.е. совокупность представлений, планов, взаимообязанностей, намерений и проч., которые создают семейное «МЫ». Именно оно, это семейное «МЫ» входит в содержание индивидуального «Я» ребенка. Кроме того, самосознание ребенка будет определяться и психологической структурой семьи, т.е. той невидимой сетью требований, предъявляемых членами семьи друг к другу. В этой связи семьи различаются на:

Семьи с жесткими непроходимыми границами между ее членами. Родители чаще всего ничего не знают о жизни ребенка, и только какое-то драматическое событие может активизировать внутрисемейное общение. Такая структура – барьер на пути формирования у ребенка семейной идентичности. Ребенок как бы исключается из семьи;

Семьи с диффузными, спутанными границами (псевдовзаимные семьи). В них поощряется выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрываются и подавляются. Такая недифференцированная семейная структура создает у ребенка трудности в самоопределении, в формировании его «Я», развитии самостоятельности.

Представленные характеристики разные семей – это два противоположных полюса, а в центре между ними нормально функционирующая семья.

7) Идентификация.

Одним из механизмов формирования самосознания является идентификация, т.е. уподобление Себя в форме переживаний и действий другому лицу. Идентификация– это и механизм формирования установок личности, и механизм психологической защиты. Действие этого механизма хорошо проиллюстрировано 3. Фрейдом в его теории психосексуального развития ребенка, в частности на третьей – фаллической стадии развития.

Этапы развития самосознания, его структура и функции

Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно.

Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела – субъективного образа взаимного положения состояния движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцептивной информации и о состоянии движения органов (кинестетической информации). Схема тела простирается за пределы физического тела и может включать в себя предметы, долго находящиеся с ним в прикосновении (одежда). Ощущения, возникающие у ребенка на основе проприоцептивной и кинестетической информации, создают у него эмоционально окрашенное впечатление комфорта или дискомфорта, т.е. то, что можно назвать самочувствием организма. Таким образом, схема тела – изначально первый компонент в структуре самосознания.

Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я». С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношений к «ТЫ».

Следующий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью, т.е. отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, т.е. уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу.

Важный этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью. Возникновение речи изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, т. е. из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.

О структуре самосознания

В структуре самосознания принято выделять: «Я»-реальное, т.е. совокупность представлений о себе в настоящем, «Я»-идеальное – т.е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я»-прошлое, т.е. совокупность представлений о своем прошлом «Я», «Я»-будущее, т.е. совокупность представлений о себе в будущем.

О функции самосознания

Ведущая функция самосознания – это саморегуляция поведения личности. Именно совокупность представлений о себе и оценка этих представлений представляет психологическую основу поведения личности. Человек в своем поведении может себе позволить ровно столько, насколько он знает себя. Эта формула в значительной мере обусловливает самодостаточность личности, степень ее уверенности в себе, независимость от других, свободу в поведении и осознание ограничений этой свободы.

С. Л. Рубинштейн. Самосознание личности и ее жизненный путь

Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к Я, то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца.

Прежде всего, это единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как Я является, таким образом, результатом развития.

Единство организма как единого целого и реальная самостоятельность его органической жизни являются первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылка. И соответственно этому элементарные психические состояния общей органической чувствительности ("синестезии"), связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания, поскольку клиника показала, что элементарные, грубые нарушения единства сознания в патологических случаях так называемого раздвоения, или распада личности (деперсонализации), бывают связаны с нарушениями органической чувствительности. Но это отражение единства органической жизни в общей органической чувствительности является разве только предпосылкой для развития самосознания, а никак не его источником. Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.

Не сознание рождается из самосознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, Я само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути.

Первый этап в реальном формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений. Эти последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

Дальнейшей ступенькой на этом же пути является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. И в этом втором, как и в первом случае, существенна не только сама по себе техника этого дела, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому прто^т возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом посредством хватательных движений. Одно, как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем Я. При этом человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного Я через познание других людей. Не существует Я вне отношений к ТЫ, и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта. Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы реальное становление ребенка практическим субъектом, сознательно выделяющимся из окружения.

Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания является и развитие речи. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом, играя значительную роль в развитии сознания ребенка, вместе с тем существенно увеличивает возможности ребенка, изменяя таким образом взаимоотношения ребенка с окружающими. Вместо того чтобы быть лишь объектом направляющихся на него действий окружающих его взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Все эти изменения в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его сознании, а изменения в его сознании, в свою очередь, ведут к изменению его поведения и его внутреннего отношения к другим людям.

В развитии личности и ее самосознания существует целый ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что реально делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни, как-то: сначала у ребенка развивающаяся способность к самообслуживанию и, наконец, у юноши, у взрослого, начало собственной трудовой деятельности, делающей его материально независимым; каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

Однако этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовку; дальнейшие достройка и отделка связаны с другой, более сложной внутренней работой, в которой формируется личность в ее самых высших проявлениях.

Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью самостоятельно выполнять те или иные задания. Она включает еще более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задания, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения. Лишь у подростка, у юноши совершается эта работа; вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение; к тому же приближение поры вступления в самостоятельную жизнь невольно с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серьезно задуматься над самим собой и приводит к значительному развитию у подростка и юноши самосознания. Развитие самосознания проходит при этом через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность в более высоком плане.

В каком-то очень широком смысле все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности. Но в более специфическом смысле своим, относящимся к его, человек признает не все, что отразилось в его психике, а только что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т. е. такую, которая явилась результатом какой-то собственной его деятельности. Точно так же и не всякое чувство, мимолетно коснувшееся его сердца, человек в равной мере признает своим, а только такое, которое определило его жизнь и деятельность. Но все это - и мысли, и чувства, и точно так же желания - человек по большей части в лучшем случае признает своим, в собственное же Я он включит лишь свойства своей личности - свой характер и темперамент, свои способности - и к ним присоединит он разве мысль, которой он отдал все свои силы, и чувства, с которыми срослась вся его жизнь.

Реальная личность, которая, отражаясь в своем самосознании, осознает себя как Я, как субъекта своей деятельности, является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющим те или иные общественные функции. Реальное бытие личности существенно определяется ее общественной ролью: поэтому отражаясь в ее самосознании, эта общественная роль тоже включается человеком в его Я.

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это - как и сознание вообще - не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство - мудрость.

Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя я самое в. Своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к. Я, то нельзя и отрыва равно вот второго. Поэтому вопрос,. Который встает перед нами в плане психологического изуч ения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как. Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и создателирца.

Прежде всего, это единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как. Я; в течени ние первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отно шению к ним субъект. Осознание себя как. Я является, таким образом, результатом развитиия.

Единство организма как единого целого и реальная самостоятельность его органической жизни являются первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылки. И соответственно этому элементарные психические состояния общей органической чувствительности ("синестезии"),. Связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания, поскольку клиника п оказали, что элементарные, грубые нарушения единства сознания в патологических случаях так называемого раздвоения, или распада личности (деперсонализациы), бывают связаны с нарушениями органической чу вствительносты. Но это отражение единства органической жизни в общей органической чувствительности является разве только предпосылкой для развития самосознания, а никак не его источником. Подлинный исто чник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущих реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающимс окружающими.

НЕ сознание рождается из самосознания, из. Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом п практической и теоретической деятельности,. Я же формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и. Основными событиями ее жизненного путти.

Первый этап в реальном формирования личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладения собственным телом, с возникновением произвольных движений. Эти последние вы ырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

дальнейшем ступенькой на этом же пути является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. И в этом втором, как и в первом случае, существенна не только сама по себе техника этого дела, сколько то из зменением во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому. ПРТО ^ т возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом посредством хватательных движ ений. Одно, как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношении к другу людям. Ребенок реально начинает становиться. Относительно самостоятельным субъектом разл ичных действий, реально. Выделяясь из окружающего. С осознания этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее в своем. Я. При этом человек осознает свою же стоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения. Лишь через. Свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного. Я через. Познань ие других людей. Не существует. Я вне отношений к. ТЫ, и не существует самосознания вне осознания. ДРУГ. ЧЕЛОВЕКА как самостоятельного субъекта. Самосознание является. Относительно поздним продуктом разви тия сознания, предполагающий в качестве своей основы реальное становление ребенка практическим субъектом, сознательно выделяющимся из окруженружения.

Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания является и развитие речи. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом, играя. Значительную р роль в развитии сознания ребенка, вместе с тем существенно увеличивает возможности ребенка, изменяя таким образом взаимоотношения ребенка с окружающими. Вместо того. Чтобы быть. Лишь объектом направляющих хся на него действий окружающих его взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействоват ь на мир. Все. Эти изменения в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его сознании, а изменения в его сознании, в свою очередь, ведут к изменению ег в поведения и его внутреннего отношения к другу людядям.

В развитии личности и ее самосознания существует. Целый ряд ступеней. В ряду внешне событий жизни личности сюда включается все, что реально делает человека самостоятельным субъектом общественной и личн ной жизни, как-то: сначала у ребенка развивающаяся способность к самообслуживания и, наконец, в юноши, у взрослого, начало собственной трудовой деятельности, делающей его материально независимым; кажд ое из. ЭТИХ внешним событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояни е человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другу людям, и к самому себе.

Однако. Этими внешними событиями и темы внутренними изменениями,. Которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают. Лишь фундамент, создают. Лишь основу в личности, осуществляют. Лишь первую, грубую ее формовку;. Дальнейшие достройка и отделка связаны с другой, более сложной внутренней работой, в которой формируется личность в ее самых высшей проявлениях.

Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью самостоятельно выполнять то или иные задания. Она включает еще более существенную способность самостоятельно, сознательно ставит перед со обой то или иные задания, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельно мировоз зрения. Лишь в подростка, в юноши совершается эта работа; вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение; к тому же приближение поры вступлении в самостоятельную жизнь невольно с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серьезно задуматься над самим собой и приводить к значительно развитию у подростка и юноши самосознания. Развитие самосознания проходит при этом через ряд ступеней - от наивного неведении в отношении самого себя ко все более углубленно самопознанию, соединяющемуся затем с в все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней ст. Орон, вот отражения более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность в более высоком планм плане.

В каком-то очень широком смысле все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности. Но в более специфических смысле своим, относящимся к его, человек признает. НЕ все, что отразилось в его психике, а только что было им пережито в специфических смысле этого слова,. Войдя в историю его внутренней жизни не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной ме ре признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т е такую, которая явилась результатом какой-то собственной его деятельности. Точно так же и не всякое чувств о, мимолетно коснувшееся его сердца, человек в равной мере признает своим, а только такое, которое определил его жизнь и деятельность. Но все это - и мысли, и чувства, и точно так же желания - человек по большей части в лучшем случае признает своим, в собственное же. Я он включить. Лишь свойства своей личности - свой характер и темперамент,. Свои способности - и к ним присоединит он разве мысль, котор ой он отдал все. Свои силы, и чувства, с которымы срослась вся его жизн жизнь.

Реальная личность, которая, отражаясь в своем самосознании, осознает себя как. Я, как субъекта своей деятельности, является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющих то или иные общественные функции. Реальное бытие личности существенно определяется ее общественной ролью: поэтому отражаясь в ее самосознании, эта общественная роль тоже включается человеком в егоЯ.

Самосознание человека,. Отражая реальное бытие личности, делает это - как и сознание вообще - не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже в собственных. Своих психических свойств вах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы,. Которые человек выдвигает,. Обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правил ьно осознать. Свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переж ивания, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности. Своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая то или иное отнош ение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена??мировоззрением, определяющим нормы оценкиценки.

Самосознание. НЕ изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые сторон ны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его вн утреннего существа, определяющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач,. Которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни в. Некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыски средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так,. Чтобы по-настоящему знать, ку да в жизни идти и зачем, - это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство - мудростьсть.

Рубинштейн. СЛ. Бытие и сознание -. М:. Пед академия наук. СССР, 1957-328 с

Самосознание личности

Психология, которая является чем-то большим, чем поприщем для досужих упражнений ученых книжных червей, психология, которая стоит того, чтобы человек отдал ей свою жизнь и силы, не может ограничиться абстрактным изучением отдельных функций; она должна, проходя через изучение функций, процессов и т. д., в конечном счете приводить к действительному познанию реальной жизни, живых людей.

Подлинный смысл пройденного нами пути в том и заключается, что он был не чем иным, как последовательно, шаг за шагом прокладываемым путем нашего познавательного проникновения в психическую жизнь личности. Психофизиологические функции включались в многообразные психические процессы. Подвергшиеся сначала аналитическому изучению психические процессы, будучи в действительности сторонами, моментами конкретной деятельности, в которой они реально формируются и проявляются, включались в эту последнюю; в соответствии с этим изучение психических процессов перешло в изучение деятельности - в том конкретном соотношении, которое определяется условиями ее реального осуществления. Изучение же психологии деятельности, всегда реально исходящее от личности как субъекта этой деятельности, было, по существу, изучением психологии личности в ее деятельности -^ ее мотивов (побуждений), целей, задач. Поэтому изучение психологии деятельности естественно и закономерно переходит в изучение свойств личности - ее установок, способностей, черт характера, проявляющихся и формирующихся в деятельности. Таким образом, все многообразие психических явлений - функций, процессов, психических свойств деятельности - входит в личность и смыкается в ее единстве.

Именно потому, что всякая деятельность исходит от личности как ее субъекта и, таким образом, на каждом данном этапе личность является исходным, начальным, психология личности в целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного психологическим познанием пути, охватывая все многообразие психических проявлений, последовательно вскрытых в ней психологическим познанием в их целостности и единстве. Поэтому при всякой попытке начать построение психологии с учения о личности из него неизбежно выпадает всякое конкретное психологическое содержание; личность выступает в психологическом плане как пустая абстракция. За невозможностью раскрыть вначале ее психическое содержание оно подменяется биологической характеристикой организма, метафизическими рассуждениями о субъекте, духе и т. п. или социальным анализом личности, общественная природа которой при этом психологизируется.

Как ни велико значение проблемы личности в психологии, личность в целом никак не может быть включена в эту науку. Такая психологизация личности неправомерна. Личность не тожественна ни с сознанием, ни с самосознанием. Анализируя ошибки гегелевской «Феноменологии духа», К. Маркс в числе основных отмечает, что для Гегеля субъект есть всегда сознание или самосознание. Конечно, не метафизика немецкого идеализма - И. Канта, И. Фихте и Г. Гегеля - должна лечь в основу нашей психологии. Личность, субъект - это не «чистое сознание» (Канта и кантианцев), не всегда себе равное «я» («Я+Я» - Фихте) и не саморазвивающийся «дух» (Гегель); это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру. Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития. Задача психологии - изучать психику, сознание и самосознание личности, но суть дела заключается в том, чтобы она изучала их именно как психику и сознание «реальных живых индивидов» в их реальной обусловленности.

Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделять в представлении себя свое «Я» от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир предметом осмысления и понимания. Этот процесс называется формированием самосознания человека.

Существует несколько точек зрения относительно формирования самосознания человека.

1. Самосознание есть исходная, генетически первичная форма человеческого сознания. Сторонники данной концепции утверждают, что на основе первичной самочувствительности (самоощущения) происходит синтез двух различных систем представлений о себе как «Я» и обо всем остальном как «не-Я». Таким образом, чувство «Я» существует как нечто совершенно автономное от процессов восприятия психикой внешних (для нее) фактов.

2. Самосознание – высший вид сознания, возникающий как результат предшествующего развития сознания (точка зрения С. Л. Рубинштейна). Данная концепция построена на предположении об исключительно внешней направленности нашей психики на самом первом этапе ее развития, и только в какой-то момент у человека обнаруживается способность к самовосприятию. Отражение внешнего мира – универсальный канал социализации, определяющая сторона сознания.

3. Сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловленно (И. М. Сеченов). Предпосылки самосознания заложены в так называемых «системных чувствованиях», которые носят психосоматический характер. Причем, первой половине «чувствований» соответствуют предметы внешнего мира, второй – собственные состояния тела – самоощущения. По мере объединения «предметных ощущений» складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений – представление о самом себе, т.е. формирующееся сознание отражает своего носителя и психические реакции как одну из сторон указанного взаимодействия. Аккумулирующий полюс психики становится основой формирования индивидуального самосознания.

Самосознание – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Самосознание выражается в эмоционально-смысловой оценке человеком своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразности действий и поступков. Вовлекаясь в деятельность, индивид становится объектом социальной оценки – как удовлетворяющий или неудовлетворяющий ее технологическим требованиям. Человек превращается в условие реализации (актуализации) самого себя. «Я», рассматриваемое действующим лицом как условие самореализации, приобретает личностный смысл. Смысл «Я», таким образом, и является единицей самосознания. Как единица самосознания смысл «Я» содержит когнитивную, эмоциональную и отношенческую компоненты, он связан с активностью субъекта, происходящей вне сознания, т.е. его социальной деятельностью. Самосознание позволяет личности выявлять свою социальную ценность и смысл своего бытия, формирует и изменяет представления о своем будущем, прошлом и настоящем (В. В. Столин). На индивидном уровне смысл «Я» частично тождествен самооценке.

Самооценка (иногда: самоотношение, субъективное отношение к себе, Я-концепция) – устойчивое структурное образование, наделяемое личностью для обозначения собственной ценности и значимости и влияющее на ее развитие, деятельность и поведение.

Самооценка человека формируется на основе оценок окружающими его деятельности, соотношения реального и идеального представления о себе. С точки зрения Т. Шибутани, каждый человек помещает самого себя как объект внутри своего символического окружения. Представление человека о самом себе не является прямым отражением того, что он есть, или того, что он делает. Человек постигает самого себя с помощью лингвистических категорий и общих предпосылок своей культуры. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что "мое отношение к самому себе опосредовано отношением ко мне другого". Эмпирически в жизни человека отношение других людей к нему определяет его отноше­ние к ним.

Побудительно-конст­руктивная роль положительной самооценки связана с форми­рованием у личности важных социально-психологи­ческих качеств, обладающих сильным мотивационным потенци­алом: человек начинает переживать себя активным субъектом действий, создателем альтернатив, ответственным за их выбор и реали­зацию, стремиться к самосовершенствованию и возможности самоутверждения (Р. М. Грановская).

Показано, что все ситуации принуждения и давления, которые угрожают самоуважению личности, лишают ее права выбора, отрицательно влияют на актуализацию возможностей человека (Л. И. Анцыферова). Негативное отношение к себе выступает преградой на пути развивающих социальных воздействий в сфере профессио­нальной и учебной деятельности, общения и семейной жизни. В поисках способов самоутверждения человек нередко прибега­ет к неконструктивным формам поведения.

Самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности (термин введен в психологию К. Левином и его учениками).

Уровень притязаний личности – стремление человека к достижению целей той сложности, на которую он считает себя способным.

Уровень притязаний личности формируется в результате переживания самой личностью своих достижений как успешных или неуспешных. Уровень притязаний может быть адекватным возможностям личности и неадекватным (завышенным или заниженным).

Таким образом, сущность психологическо­го механизма индивидуального самосознания следует рассматривать как интегрированную в целост­ный персонифицирующий центр систему самоданности основных психических процессов личности, как качество че­ловеческой природы, благодаря которому каждый из нас из "субъекта в себе " превращается в "субъект для себя".

Исследуя воздействие общества на личность, можно сказать, что влияние норм и предписаний обще­ства, обычаев и институтов зависит от объема и способа организации зна­ний, от убеждений и мировоззрения личности, от ее способнос­ти корректно осмысливать социальные ситуации, адекватно воспринимать собеседников, усматривать существенные проти­воречия в проблемных обстоятельствах. В психологии накоплены многие понятия, относящиеся к разным срезам мировоззрения: "когнитивная карта мира", "субъективная картина мира", "система личностных конструктов" и другие.

В рамках гуманистической психологии самосознание обозначают термином "внутреннее Я". Для обозначения данного понятия как трансперсональной (т.е. внеличностной) психической реальности Г. И. Гурджиев и его последователи (П. Д. Успенский) используют термин "сущ­ность" (essense). Этот термин, восходящий к латинскому слову essere – бытие, в аналогичном значении (сущность в себе – Ин-се) используется также в концептуальном аппарате онтопсихологии А. Менегетти. В аналитической психологии центральная психическая ин­станция обозначается термином "Я", или "самость" (seif). В психосинтезе для обозначения данного центра психики, скрытого за "скорлупой личности" и составляющего "сердце пси­хики человека" (Р. Ассаджиоли), используется термин " высшее Я". А. А. Радугин при анализе структуры самосознания использует понятия: текущее «Я» и личностное «Я».

Наиболее простая в науке модель структуры самосознания предложена К. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Он выделил два уровня ее самоотображения:

1) субъект человеческой психики есть так называемая «самость», которая содержит в большей степени бессознательные процессы, т.е. личность, которая мы есть;

2) форма проявления «самости» на поверхности сознания, так называемое сознательное «я», вторичный продукт сознательного и бессознательного существования человека.

Отечественная психология (С. Л. Рубинштейн), рассматривая самосознание как становление качественно новых возможностей индивида, представляет следующую структуру самосознания :

1. Непосредственно чувственный уровень, через который в самосознании индивида отражаются психосоматические реакции и процессы (самоощущение).

2. Целостно-личностный уровень (персонифицирующий), связанный с перцептивными механизмами личностных центров (восприятие, переживание и осознание себя, как деятельного начала).

3. Интеллектуально-аналитический уровень, служащий основанием и средством теоретической ступени самопознавательной деятельности (самонаблюдение, самоанализ, самоосмысление).

4. Целенаправленно-деятельностный уровень, выступающий своеобразным синтезом трех рассмотренных, через который осуществляется отражение и корректировка обратных связей психики с предметной и собственной субъективной реальностью.

С целенаправленно-деятельностным уровнем структуры самосознания связаны ведущие функции самосознания: регулятивно-поведенческая и мотивационная.

Субъективная картина жизненного пути в самосознании человека строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических фактах. Соотнести себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, особенности, и на этом основании определить свое место в этих формах, структурах – такова одна из главных задач индивидуальной жизни. Понять жизнь личности не как цепь случайностей, а через ее закономерные этапы впервые попыталась Ш. Бюллер. Индивидуальную, или личную, жизнь она назвала жизненным путем личности.

Жизненный путь личности – жизнь конкретной личности, имеющая определенные закономерности, поддающаяся описанию и объяснению; эволюция личности, последовательность возрастных этапов развития личности, этапов ее биографии; движение личности к высшим, более совершенным формам, к лучшим проявлениям человеческой психики.

С. Л. Рубинштейн представлял жизненный путь личности как целое, в котором каждый возрастной этап подготавливает и влияет на следующий. В качестве структур жизни и единиц анализа жизненного пути Ш. Бюллер выделяет события, С. Л. Рубинштейн – поворотные этапы в жизни человека, которые определяются личностью. Личность организует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет ее направление. С. Л. Рубинштейн выделял особую роль самосознания в организации личностью своей жизни.

Жизненный путь подлежит периодизации, не только возрастной (детство, юность, зрелость, старость), но и личностной, которая может не совпадать с возрастной. Качества личности выступают как движущая сила жизненной динамики, содержательности жизни. Побуждения к действию, притязания, способности, намерения, направленность, интересы выражаются в жизненных проявлениях личности. Способности личности к организации жизни, к решению ее противоречий, к построению ценностных отношений называют жизненной позицией, которая является особым жизненным и личностным образованием.

Жизненная позиция – способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, являющийся результатом взаимодействия личности с ее собственной жизнью, ее собственным достижением.

Жизненная позиция характеризуется противоречиями личности и способами их разрешения. Иллюстрацией неспособности решать жизненные противоречия являются два феномена – уход и возложение ответственности на другого. Негибкость жизненной позиции проявляется в стремлении сохранять свои взгляды на жизнь, «принципы», привычки, круг общения и т.д. неизменными.

Жизненная позиция личности может быть определена через ее активность как способ общественной жизни, место в профессии, способ самовыражения, совокупность отношений личности к жизни. Реализацию жизненной позиции во времени и обстоятельствах жизни, соответствующую динамическим характеристикам жизненного пути, называют жизненной линией.

Жизненная линия – это определенная последовательность (или непоследовательность) личности в проведении, реализации своей жизненной позиции, верность своим принципам и отношениям в изменяющихся обстоятельствах.

Основной характеристикой прогрессивной жизненной линии является непрерывное обратное влияние результатов предшествующего этапа (решений, поступков и т.д.) на последующий.

Удовлетворенность (или неудовлетворенность) жизнью является показателем реальной проблемности (наличии противоречий) личности. Стратегия жизни личности заключается в раскрытии и разрешении подлинных причин возникающих противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Способность личности разрешать противоречия является мерилом ее социально-психологической зрелости, мужества, стойкости и принципиальности.

Жизненная стратегия – это способы изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности; построение жизни исходя из своих индивидуальных возможностей и возможностей, вырабатываемых в жизни.

Принципиальное содержание жизненной стратегии состоит не только в своеобразном структурировании, в организации жизни, но и в созидании ее духовно-ценностного, духовно-этического уровня и способа, что приносит подлинное удовлетворение человеку.

1. Самосознание можно определить как:

а) повышенное внимание к себе;

б) уровень притязаний;

в) направленность личности;

г) образ себя.

2. Первые теоретические разработки в области Я - концепции принадлежат:

а) В. Вундту;

б) К. Роджерсу

в) Л.С. Выготскому;

г) У.Джемсу

3. Понятие «Я - концепция» зародилось в русле психологии:

а) гуманистической;

б) когнитивной;

в) гештальтпсихологии

г) культурно-исторической

4. Самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, исследовал:

а) В.М. Бехтерев;

б) Л.С. Выготский;

в) И.М. Сеченов;

г) П.П. Блонский.

5. Сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно, по мнению:

а) В.В. Столина;

б) В.М. Бехтерева;

в) И.М. Сеченова;

г) В. Вундта.

6. По С.Л. Рубинштейну, самосознание:

а) предшествует развитию сознания;

б) является этапом в развитии сознания;

в) возникает одновременно с сознанием;

г) развивается одновременно с сознанием.

7. Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием:

а) биологических потребностей;

б) уровня притязаний;

в) значимых отношений;

г) социальных потребностей.

8. Психологическим механизмом самосознания выступает:

а) эмпатия;

б) рефлексия;

в) идентификация;

г) атрибуция.

9. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется:

а) самооценкой;

б) самопрезентацией;

в) самовосприятием;

г) самоощущением.

10. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) влиянием

б) мировоззрением

в) личностным смыслом

г) потребностью

11. Компонентами установки не является сфера:

а) когнитивная

б) аффективная

в) поведенческая

г) волевая

12. Система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, причинами и мировоззрением предстает как:

а)убеждения;

б) установка;

в) мировоззрение;

г) аттитюд.

13. Основанием классификации интересов на материальные, духовные и общественные является:

в)устойчивость;

г) уровень действенности.

14. Критерием классификации интересов на активные и пассивные выступает:

в) устойчивость;

г) уровень действенности .

15. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:

а) установка;

б) притязание

в) мировоззрение;

г) личностный смысл.

16. Субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности называется:

а)установкой;

б) мировоззрением;

в) личностным смыслом;

г) направленностью.

17. Основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования,- это:

а) убеждение;

б) установка;

в) личностный смысл;

г) потребность.

18. Специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира называется:

а) влечением;

б) желанием;

в) интересом;

г) склонностью.

19. Мотивы, в которых потребности непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат деятельности, - это:

а) влечение;

б) желание;

в) интерес;

г) стремление.

20. Неосознаваемое состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность, называется:

а) влечением;

б) установкой

в) интересом;

г) стремлением.

21. Высшая форма направленности личности - это:

а) влечение;

б) желание;

в) интерес;

г) убеждение.

22. Понятие «установка» является синонимом понятия:

а) аттракция;

б) аттитюд;

в) атрибуция;

г) атония.

23. Установки:

а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;

б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства;

в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни;

г) не применяются в течение жизни

Тестовые задания по теме

«Ощущения и восприятие»

1. Ощущение – это:

а) отражение отдельных свойств предметов,

б) отражение действительности опосредованным путем при обязательном использовании речи, - ОТРАЖЕНИЕ.

в) отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений - МЫШЛЕНИЕ

г) отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей – ВОСПРИЯТИЕ.

2. Часть анализатора, воспринимающая воздействия раздражителей и преобразующая их в

нервный процесс, называется:

а) рецептор,

б) эффектор,

в) афферентные нервы,

г) корковый отдел анализатора.

3. Ощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве и о состоянии мышечной системы, называются:

а) интероцептивными,

б) проприоцептивными,

в) экстероцептивными,

г) субсенсорными.

4. К экстероцептивным ощущениям английский физиолог Ч.Шеррингтон отнес:

а) органические ощущения,

б) ощущения боли,

в) вкусовые ощущения,

г) все ответы неверны.

5. Нижний абсолютный порог – это:

а) величина раздражителя, прямо пропорциональная чувствительности данного анализатора,

б) минимальная интенсивность раздражителя, которая может вызвать едва заметное ощущение,

в) наименьшее различие между раздражителями, которое может быть воспринято в данных условиях,

г) максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще воспринимается в своей модальности.

6. Ученый, положивший начало изучению абсолютных порогов ощущений:

а) В.Вундт,

б) У.Джемс,

в) Г.Фехнер,

г) С.Стивенс.

7. Изменения чувствительности анализаторов происходят в результате:

а) сенсорной адаптации,

б) взаимодействия ощущений,

в) сенсибилизации под влиянием упражнений,

г) все ответы верны.

8. Сенсорная адаптация проявляется в том, что:

а) мы перестаем замечать соприкосновение одежды с кожей,

б) в темной комнате чувствительность глаза со временем обостряется в 200000 раз,

в) выходя из кинотеатра, мы сначала ослеплены ярким светом, затем начинаем видеть как обычно,

г) все ответы верны.

9. «Цветной слух» - это пример:

а) позитивной сенсорной адаптации,

б) сенсибилизации,

в) десенсибилизации,

г) синестезии.

10.Принципы организации элементов зрительного восприятия в целостную форму были впервые выделены в рамках:

а) теории деятельности,

б) гештальтпсихологии,

в) когнитивной психологии,

г) психофизики.

11. Свойство восприятия, благодаря которому мы воспринимаем цвет белой рубашки как «белый» в разных условиях освещенности, даже в сумерках, это:

а) константность,

б) предметность,

в) осмысленность,

г) обобщенность.

12. Под апперцепцией понимают:

а) зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни,

б) зависимость восприятия от перцептивных действий,

в) зависимость восприятия от взаимодействия анализаторов,

г) все ответы неверны.

Тестовые задания по теме «Внимание»

1. Физиологической основой внимания является:

а) активизация мозга ретикулярной формацией,

б) ориентировочный рефлекс,

в) механизм доминанты,

г) все ответы верны.

2. С точки зрения Т. Рибо, внимание:

а) всегда связано с эмоциями и вызывается ими,

б) есть особая активная способность духа,

в) обусловлено увеличением местной раздражительности ЦНС,

г) есть результат апперцепции.

а) А.А.Ухтомский,

б) П.Я.Гальперин,

в) Д.Н.Узнадзе,

г) Л.С.Выготский.

4. Произвольное внимание:

а) дано ребенку от рождения,

б) возникает в результате созревания организма,

б) формируется при общении ребенка со взрослыми ,

г) все ответы неверны.

5. Непроизвольное внимание:

а) непосредственно связано с направленностью личности, ее интересами,

б) управляется сознательной целью,

в) связано с борьбой мотивов,

г) все ответы неверны.

6. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является:

а) приложение волевых усилий,

б) возможность раскрывать в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи,

в) легкость и знакомость материала, на котором сосредоточено внимание,

г) привычные условия осуществления деятельности.

7. Распределение внимания заключается в том, что:

а) человек способен выполнять несколько видов деятельности одновременно,

б) человек способен сознательно перемещать внимание с одного вида деятельности на другой,

в) человек непроизвольно перемещает внимание с одного объекта на другой,

г) человек способен сосредотачивать внимание на одном объекте и отвлекать его от другого.

8. Послепроизвольное внимание характеризуется:

а) соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека,

б) приложением волевых усилий,

в) отсутствием интереса к процессу деятельности,

г) целенаправленным характером.

9. Ослабленность внимания связана с:

а) физическим или умственным утомлением,

б) ослабленностью организма вследствие заболевания,

в) расстройством нервной системы,

г) все ответы верны.

10. Подлинная рассеянность наблюдается тогда, когда:

а) человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться и довести дело до конца,

б) человек не может сосредоточиться на выполнении своих обязанностей, но доводит до конца дело,

которое ему интересно,

в) человек ничего не замечает вокруг себя, будучи углублен в свои мысли.

г) человек отвлекается при действии новых и необычных раздражителей.

Тестовые задания по теме «Представления и воображение»

1. К представлениям можно отнести:

а) образы ощущений,

б) образы восприятия,

в) образы памяти,

г) персеверативные образы.

2. Проявлением активного воображения являются:

а) мечты,

б) галлюцинации,

в) сновидения,

3. Воссоздающее воображение:

а) тесно связано с восприятием, памятью и мышлением человека,

б) лежит в основе научного творчества,

в) создает принципиально новые представления,

г) восполняет недостаток удовлетворения потребностей.

4. Способ создания новых образов воображения, при котором происходит присоединение частей

или свойств одного объекта к другому, называется:

а) апперцепция,

б) агглютинация,

в) акцентирование,

г) схематизация.

5. Воображение и физиологические процессы организма связаны следующим образом:

а) физиологической основой воображения является активность коры левого полушария головного

б) воображение есть высшее проявление человеческого духа и не связано с органическими

процессами,

в) физиологической основой воображения является ориентировочный рефлекс,

г)воображение играет существенную роль в регуляции процессов организма человека.

Решение творческих задач

а) происходит полностью осознанно и произвольно,

б) требует участия надсознательных процессов,

в) происходит методом проб и ошибок,

г) все ответы неверны

Тестовые задания по теме «Мышление»

1. Мышление – это:

а) процесс познания с помощью органов чувств,

б) процесс создания новых образов,

в) ступень познания, раскрывающая суть вещей,

г) все суждения верны.

2. Вид мышления, при котором человек в процессе решения задачи опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними, это:

а) практическое мышление,

б) наглядно-действенное мышление,

в) наглядно-образное мышление,

г) интуитивное мышление.

3. Вид мышления, при котором человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств, это:

а) теоретическое понятийное мышление,

б) дискурсивное мышление,

в) практическое мышление,

г) интуитивное мышление.

4. Операция мышления, сутью которой является мысленное отвлечение от несущественных

признаков с одновременным выделением существенных, называется:

а) обобщение,

б) анализ,

в) абстракция,

г) синтез.

5. Высокий уровень обобщения означает:

а) установление сходства и различия между предметами и явлениями,

б) выделение большого количества общих признаков предметов и явлений,

в) нахождение общего там, где оно мало заметно,

г) выделение общих и существенных признаков предметов и явлений.

6.Операцией мышления, противоположной абстракции, является:

а) конкретизация,

б) индукция,

в) анализ,

г) синтез.

7. Творческое мышление:

а) свойственно только некоторым выдающимся людям,

б) требует высокого уровня интеллекта,

в) отличается гибкостью,

г) отличается выраженной критической установкой.

8. Как показал Ж.Пиаже, мышление ребенка дошкольного возраста характеризуется:

а) недостатком знаний,

б) эгоцентризмом,

в) эгоизмом,

г) импульсивностью.

9. Согласно Ж.Пиаже, способность выполнять умственные операции с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий появляется в возрасте:

б) 7-10 лет,

в) 12-14 лет,

г) 16-18 лет.

10. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, развитие мышления ребенка происходит благодаря:

а) научению через наблюдение,

б) интериоризации первоначально внешних действий,

в) созреванию организма и нервной системы,

г) все ответы неверны.

Тестовые задания по теме «Речь»

1. Речь человека отличается от языка общения животных следующей функцией:

а) сигнальная,

б) выразительная,

в) обозначающая,

г) сообщающая.

2. Речь человека:

а) является средством общения,

б) является средством мышления,

в) является средством регуляции поведения,

г) имеет полифункциональный характер.

3. Наиболее простой формой речи является:

а) внутренняя речь,

б) разговорная речь,

в) письменная речь,

г) монологическая речь.

4. Эгоцентрическая речь имеет функцию:

а) привлечения к себе внимания,

б) воздействия на другого человека с целью удовлетворения собственных потребностей,

в) ухода в мир аутистических фантазий,

г) организации собственного мышления и деятельности.

5. Исторически первой формой речи являлась:

а) устная речь,

б) внутренняя речь,

в) кинетическая речь,

г) эгоцентрическая речь.

6. Последовательность стадий процесса овладения ребенком роднойречью:

а) типична для детей разных культур,

б) зависит от сложности языка,

в) зависит от методик обучения,

г) зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

7. Сензитивным периодом для развития речи считается возраст:

а) младенческий,

б) от 1 до 3 лет,

в) дошкольный,

г) школьный.

8. Мышление и речь соотносятся следующим образом:

а) это два самостоятельных, не связанных друг с другом процесса,

б) мышление – это беззвучная речь,

в) речь – орудие мышления,

г) мышление и речь тождественны.

З.Я. Баранова

О.В. Кожевникова

Практикум по общей и экспериментальной психологии (Учебное пособие).

Подписано в печать

Формат 60Х841/16. Печать офсетная. Усл.печ.л. Уч.-изд. Л. 6,0. Тираж 50 экз. Заказ №

Издательство 426034, Ижевск, Университетская, 1, корп.4.__

Тестовые задания по теме «Память»

1. Кратковременная память:

а) длится 5 минут,

б) обладает емкостью 11 элементов,

в) позволяет долго помнить телефонный номер,

г) все ответы неверны.

2. Долговременная память:

а) обладает ограниченной емкостью,

б) обладает практически неограниченной длительностью хранения,

в) более развита у пожилых людей,

г) все ответы верны.

3. Оперативной называют память:

а) в которой удерживается информация, непосредственно воспринятая органами чувств,

б) которая представляет собой запоминание двигательных умений и трудовых операций,

в) в которой осуществляется первичная переработка информации,

г) в которой сохраняется информация, необходимая для выполнения актуального действия, операции.

4. Семантическая память – это такая память:

а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования,

б) которая включает в себя знания о мире, правила, лежащие в основе языка и умственных операций,

в) в которой хранится информация, касающаяся жизненных событий,

г) все ответы неверны.

5. При непроизвольном запоминании:

а) продуктивность запоминания всегда ниже, чем при произвольном,

б) продуктивность запоминания связана с установкой на запоминание,

в) лучше запоминается материал, связанный с целью действия,

г) все ответы верны.

6. Повторение наиболее продуктивно для запоминания, если:

а) оно осуществляется концентрированно во времени,

б) оно распределено во времени,

в) заучиваемый материал не требует осмысления,

г) материал заучивается целиком, без деления на части.

7. Как показала Зейгарник, мы лучше помним какую-либо работу, если она:

а) была доведена до конца,

б) осталась незаконченной,

в) была сознательно прекращена,

г) привела к вознаграждению.

8. Ретроактивная интерференция (торможение):

а) связана с событиями, происшедшими до запоминания данного материала,

б) лежит в основе положительного переноса при научении,

в) усиливается, если материалы сильно различаются,

г) все ответы неверны.

9. При извлечении информации из памяти всегда легче:

а) вспомнить какой-то отдельно взятый элемент,

б) ответить на прямые вопросы,

в) узнать элемент информации среди предъявляемых других,

г) не учитывать контекста.

10. Улучшение воспроизведения заученного материала со временем без дополнительных его повторений и волевых усилий называется:

а) реминисценция,

б) припоминание,

в) ассоциация,

г) интерференция.

11.Современные модели и механизмы работы памяти разрабатываются в рамках:

а) ассоциативной теории,

б) гештальттеории,

в) психоанализа,

г) когнитивной психологии.