Призвание варягов. Призвание варягов – быль или легенда

Исследователи считают, что начало русской государственности относится к призванию на Русь варягов, которые заняли на данной территории места правителей. Как и почему произошло это событие? В девятом веке (его первую половину) чуди, мери, словены, кривичи выплачивали дань варягам, которые находились за морем. Однако в 862 году варяги были прогнаны с земель перечисленных племён. При этом, сразу же между ними начинаются конфликты (об этом, например, сообщает нам Новгородская летопись).

Для того чтобы остановить эти усобицы старейшины племён решают пригласить незаинтересованных правителей со стороны. Данный правитель должен был соблюдать нейтралитет, не защищая интересы только одного племени, что в итоге должно было положить конец междоусобицам. На роль таких правителей рассматривались дунайчи, хазары, поляки и варяги.

Также существует и иная версия, согласно которой Гостомысл (Новгородский князь) перед кончиной велел, чтобы после него правил потомок варяга Рюрика, который был женат на дочери князя Умиле. В «Повести временных лет» говорится, что старейшины славянских и финских племён отправились выбирать за море среди варягов-руси.

В результате такого похода были выбраны три брата, которые согласились на предложение. Взяв с собою всю русь братья пришли княжить: Рюрик – в Новгороде, Трувор в Изборске, а Синеус – в Белоозере. Так и пошло название – русская земля.

Ещё по одной версии «призвание варягов» являлось более поздней вставкой в летопись, а саму эту легенду создали самостоятельно печерские монахи, которые таким образом хотели подчеркнуть независимость от Византии Киевской Руси. Данная легенда, по мнению исследователя Лихачёва, является отражением средневековой традиции народов поиска правителей среди иноземной древней знати, что якобы повышало авторитет династии, а также придавало больший авторитет в глазах подданных.

Иные исследователи истории Руси считают, что такая «варяжская» тема полностью отвечает фольклорному бродячему сюжету о возникновении государственной власти. Именно подобные сюжеты мы можем увидеть в легендах разных народов.

Также имеются разногласия относительно и того года когда был посажен Рюрик на княжество. Некоторые летописи (к примеру, Новгородская и Лаврентьевская) утверждают, что вначале сам Рюрик правил в Ладоге, а уже после кончины братьев он основал Новгород.

Принято полагать, что Русское государство началось с призвания варягов на Русь в роли правителей. Как же это происходило, а главное почему. На протяжении всей первой половины 9 века, славянские и финские племена выплачивали варягам дань. Варяги приходили каждый месяц из-за моря, чтобы собрать её. В 862 году племена набрались сил и смогли прогнать их со своих земель. Но как утверждает одна летопись, сразу после этого между ними вспыхнули конфликты.

Тогда, чтобы прекратить междоусобные войны, старейшины племён решают пригласить на роль правителя кого ни будь со стороны. Этот правитель должен был сохранять менталитет и не идти на поводу ни у одного племени. Таким способом старейшины хотели добиться равноправия. Они долго перебирали все возможные кандидатуры и решили остановить свой на Варягах.

По мнению другой версии, князь Новгородский Гостомысл до своей смерти наказал, чтобы наследником его стал потомок Рюрика варяга, который женат был на его дочери, которую звали Умила. Как бы там ни было в одном обе легенды сходятся. Старейшины племён отправились искать себе правителя из варягов. Лихачёв в одном из своих переводов летописей утверждает, что варягов прозвали “Русь”. Говорил, что к Руси пришли кривичи и представители других племён и просили выбрать князя, который будет править их поселениями.

Лишь трое братьев согласились на столь странное предложение. Забрав Русь с собой, они ушли на новые для себя земли, то стать там князьями. Самы старший из трёх братьев Рюрик, стал князем в Новгороде, средний брат Сениус начал царствовать в Белоозере, а младший из братьев Трувор остался в Изборске. Отсюда и пошло название Земля Русская. Теперь варяги были ответственные за мир и порядок между племенами. Они также следили за сбором податей для того, чтобы содержать войско, а также гарантировали защиту от иноземных захватчиков.

По мнению другой версии, эту запись в летописи сделали Печерские монахи. Они придумали эту легенду для того, чтобы выделить независимое положение Киевской Руси от Византийского влияния. Как считает Лихачёв, эта легенда была создана для того, чтобы потомки искали истоки правительства за границей. Это должно было укрепить веру народа во власть, а также поднимет на значительный уровень авторитет всей династии.

Некоторые историки считают варяжскую легенду весьма правдоподобной, ведь она отвечала всем сюжетам фольклора о возникновении отдельных государств. Такие сюжеты можно просмотреть в легенде образования любого государства. Некоторые утверждают, что переписывая историю, монахи называли Русью не варягов а племя, которое вместе с остальными пришло просить князя для их племён.

Значимым аргументом подтверждения этой истории служит запись о существовании города Старая Руса, которая была сделана ещё раньше чем появились варяги. Город этот стоял на территории Новгорода. В следствии чего становиться ясно, что Руссы появились тут задолго до варяжских князей.

). Варяги из заморья взимали дань с чуди , и со словен , и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
В год 6368 (860 ).
В год 6369 (861 ).
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик , в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?". Те же ответили: "Были три брата" Кий" Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам ". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде."

Из текста следует, что обратились за помощью не ко всем варягам, а именно к варягам-руси. И именно эти варяги-русь вместе с Рюриком пришли к словенам. С приходом Рюрика и притоком варягов-руси летописец связыет то, что все восточнославянские племена, стали прозываться Русью. Подтверждение этому летописец находит в греческих летописях.

"В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил , стала прозываться Русская земля . Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом".
"В год 6374 (866 ). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград"
Таким образом с появлением в Новгороде и Киеве варягов, называемых русью, летописец связывает и появление упоминаний руси в греческих летописях в связи с походом Аскольда и Дира на Царьград через несколько лет после захвата Киева.
Для нас рассказ о призвании варягов важен еще и тем, что здесь Нестор опять, как и в недатированной части летописи, упорно противопоставляет варягов шведам и норманнам. Я специально выделил это место. Это еще раз показывает, что никакого отношения варяги-русь к скандинавии, шведам и норманнам не имели.

Образование русского государства неразрывно связано с таким событием, как Сегодня между историками ведутся бурные дискуссии по поводу того, имеет ли место данное событие в истории страны или же оно искусно выдумано летописцами. Для начала следует разобраться, кем являются эти самые варяги - потомки русских князей. Согласно теории одних ученых, варягами в древности назывались скандинавские викинги. Из некоторых источников также известно византийское происхождение варягов. Данным термином назывались воины, находящиеся на особом положении при дворе византийских императоров, начиная с 11 столетия. В соответствии с древнерусскими источниками, варягами считались наемники из-за моря (в данном случае Балтийского), независимо от их национальной принадлежности.

Согласно летописи, осенью 862 года и произошло призвание варягов, дата эта, конечно, весьма условна, однако, именно она фигурирует во многих письменных источниках тех лет. Основным источником, который содержит подробные сведения о происхождении данного события, является «Повесть временных лет». Однако варяги на Руси появились задолго до их призвания. Известно, что, начиная с девятого века, племена словен, чуди, кривичей и другие исправно платили дань приходившим из-за Варяжского воинам, то есть варягам. К 862 году эти воины были изгнаны с русских земель объединенными силами славянских племен, однако, вскоре после этого события между самими племенами начались жестокие междоусобные войны. Тогда-то их представители и решили призвать на правление князя со стороны и отправились на его поиски за море.

Первыми варягами, призванными править в чужих землях, были три брата: Рюрик, Синеус и Трувор, занявшие города Изборск и Ладогу, а также берега Белого Озера. Кстати, сегодня существует определенная точка зрения, согласно которой имена Синеус и Трувор являются вымышленными летописцем. В то же время имеется масса источников, свидетельствующих о том, что данные имена действительно существовали и были весьма распространены среди древних скандинавов. Управление первых князей землями заключалось в сборе с них дани в пользу содержания войска на случай войны. В 864 году перебирается из Ладоги в новый и хорошо укрепленный город Новгород и отдает в правление собратьям столицу кривичей Полоцк, Белоозеро, Муром и Ростов. Такое распределение земель способствует образованию первого на севере Европы единодержавного государства под названием Верхняя Русь. Таким образом, состоялось призвание варягов в русские земли и было положено начало правлению правившей страной аж до конца 16 века.

Данное событие не перестает будоражить умы современных исследователей и любителей истории. К примеру, в главе «Повести временных лет», посвященной призванию, можно найти массу противоречий. Если варяги были изгнаны из русских земель, почему именно к ним было решено обратиться для призвания князя? Такое странное поведение наших предков историки объясняют следующим образом: племена, освободившиеся от поборов одних захватчиков, готовились к новому более сокрушительному натиску других. Угроза нападения скандинавов на северные русские земли была весьма реальной. Призвание варягов на правление и выбор Рюрика в качестве управленца способствовали сохранению мира на славянских землях, а также защищали их от нападок враждебно настроенных ранее скандинавов.

Становление русского государства связано с именем Рюрика. Существование данной исторической личности сегодня подтверждено многими фактами, однако, споры о том, кем на самом деле был Рюрик, до сих пор ведутся. Некоторые ученые отождествляют его с неким странствующим датским рыцарем Рёриком, который являлся отличным воином и храбро служил своим господам, грамотно защищал их земли и совершал удачные набеги на земли соседей. К тому моменту, когда состоялось призвание варягов в русские земли, Рёрик приобрел бесценный опыт дипломата, полководца и искателя приключений. Возможно, именно он был призван в качестве князя посланниками древнерусских племен.

Несмотря на все споры ученых о том, верно ли поступили старейшины племен, призвав править своими землями иностранца, данное событие оказало большое влияние на развитие страны в целом. Варяги привезли с собой хорошее оружие, способное защитить от натиска врага, совершенные корабли, способствовали организации торговли между Русью и другими европейскими государствами. В то же время от славянских народов они получили мед, воск, зерно. Скандинавы обогатились арабским золотом, хлынувшим в их земли по знаменитым морским путям «из варяг в арабы» и «из варяг в греки».

(в переводе Д. С. Лихачева )

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.

В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.