Призрак атамана. Почему на самом деле Стенька Разин утопил персидскую княжну? Главный бунтовщик Руси XVII века

Реальные исторические лица нередко становятся героями устного народного творчества, потом из фольклорных текстов попадают в художественную литературу, и, когда пройдет достаточно времени, порой становится трудно отделить исторические факты от вымысла. Но зато они превращаются в важный объект исследования не только для историков, но и для филологов и специалистов по мифологии и фольклору.

Исторические деятели становятся мифологическими или художественными персонажами, часто далекими от собственных прообразов. Достаточно вспомнить сложные «отношения» господаря Валахии Влада Цепеша с героем древнерусской «Повести о Дракуле воеводе» и романа Брэма Стокера или же вождя племени онондага Гайаваты с героем поэмы Генри Лонгфелло. Мы хотели бы рассказать о недавно появившемся исследовании, тоже посвященном связям истории, фольклора и литературной традиции - монографии С. Ю. Неклюдова «Легенда о Разине. Персидская княжна и другие сюжеты» (издательство «Индрик», 2016).

Автор книги - профессор Сергей Юрьевич Неклюдов, доктор филологических наук, основатель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ - неоднократно участвовал в проекте «Публичные лекции Полит.ру», с материалами его выступлений можно ознакомиться на сайте ( , ). Среди его научных интересов важное место занимает исследование механизмов повествовательной традиции, объединяющее как фольклорные, так и авторские тексты, зависимые от фольклора и наследующие устойчивые компоненты фольклорных произведений.

В книге Сергея Неклюдова о Степане Разине описываются не только зафиксированные собирателями легенды, былички, песни, народные драмы и поверья о Разине, но и анализируется развитие «разинского мифа» в литературной традиции. Центральное место в этом мифе занимает эпизод с персидской княжной, ставший общеизвестным благодаря стихотворению Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень…» (1883), ставшему народной песней.

Читатели «Легенды о Разине» познакомятся со Стенькой Разиным, ставшим персонажем нишей мифологии. Он оказывается хранителем заговоренных кладов, духом-хозяином Волги. В сказаниях о жизни Разина он предстает как могущественный колдун и оборотень. Прослеживается история эпизода с персидской княжной в фольклоре и русской литературе вплоть до XXI века.

Мы расскажем лишь об одном рассматривающемся в книге вопросе: произошла ли история с персидской княжной в действительности. Сергей Неклюдов приводит убедительные аргументы в пользу того, что на самом деле никакой персидской княжны, брошенной Разиным в Волгу, не было.

Общепринятый вариант истории о Разине и княжне выглядит так. Летом 1669 года казаки Степана Разина на юге Каспийского моря разгромили в морском бою у острова Свиной флот Мамед-хана, персидского наместника Астрабада. Среди пленных были сын и дочь Мамед-хана. Сына звали Шабын-Дебей, или Шаболда, имя дочери неизвестно. Разин взял их с собой в Астрахань, куда он прибыл к концу лета. В Шабын-Дебея он подарил астраханскому воеводе Ивану Прозоровскому, девушку оставил при себе. В определенный момент, еще до ухода разинцев на Дон осенью 1669 года, он бросил ее в Волгу.

Долгое время единственным источником, в котором была упомянута «персидская княжна» были воспоминания голландского путешественника Яна Стрёйса (Jan Jansen Struys,1630 - 1694). В 1668 году он нанялся в качестве «парусного мастера» на военный корабль «Орел» и в августе 1669 года оказался свидетелем первого пребывания Степана Разина и его казаков в Астрахани. Книга Стрёйса о его приключениях была издана в Нидерландах в 1675 году, исследователи полагают, что его воспоминания обработал для публикации амстердамский географ и литератор Олферт Даппер. Вот, как выглядит история персидской княжны в изложении Стрёйса:

При нем была персидская княжна, которую он похитил вместе с ее братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому, а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть свое горе, а все-таки должна была погибнуть таким ужасным и неслыханным образом от этого бешеного зверя (перевод Э. Бородиной).

Разин бросает в Волгу персидскую княжну. Гравюра из амстердамского издания книги Яна Стрёйса (1681)

Именно рассказ Стрёйса был использован русскими историками XIX века в их описаниях разинского восстания, в частности в получившей большую известность работе Н. И. Костомарова «Бунт Стеньки Разина». На костомаровский текст опирался Дмитрий Садовников при сочинении своего стихотворения и все последующие поэты и литераторы, описывавшие этот эпизод.

Никаких других упоминаний о «персидской княжне» в письменных источниках не обнаруживается. В частности, об этом молчит немецкий путешественник и секретарь шведского посольства в Персии Энгельбрехт Кемпфер (1651 - 1716), составивший довольно подробное описание персидского похода Разина. Напротив, пленение сына персидского наместника подтверждается рядом русских документов.

Только после Второй мировой войны оксфордский профессор С. А. Коновалов нашел в Стокгольмском государственном архиве воспоминание другого очевидца разинского бунта, содержащее свидетельство утопления девушки Степаном Разиным. Это записки Людвига Фабрициуса (1648 - 1729), голландца на русской военной службе, а позднее шведского дипломата. В 1956 году С. А. Коновалов издал фрагменты воспоминаний Фабрициуса, относящиеся к восстанию Степана Разина, в английском переводе, а в 1968 году они вышли в русском переводе в сборнике «Записки иностранцев о восстании Степана Разина».

Взятие Астрахани Разиным. Гравюра из книги Стрёйса

В 1667 году Фабрициус служил в Астрахани под началом воеводы Прозоровского. В июне 1670 года под Черным Яром, когда войско воеводы С. И. Львова перешло на сторону Разина, Фабрициус оказался в стане казаков. Осенью того же года он убежал в Персию, где, в частности, помог выкупиться на свободу Яну Стрёйсу, попавшему к тому времени в рабство. Весной 1672 года Фабрициус вернулся в Астрахань и находился на русской военной службе до отъезда в Швецию в 1678 году.

Интересующий нас эпизод в изложении Фабрициуса значительно отличается от повествования Стрёйса. Дело происходит не в Астрахани летом 1669 года, а значительно раньше, когда Степан Разин зимой 1667 - 1668 годов был блокирован царскими стрельцами в городке Гурьев на реке Яике, но, в конце концов, сумел вырваться. Детали события тоже отличаются. Вот, что рассказал Фабрициус:

Они разбили наш сторожевой отряд и ушли под парусами в море. Но сначала Стенька весьма необычным способом принес в жертву красивую и знатную татарскую деву. Год назад он полонил ее и до сего дня делил с ней ложе. И вот перед своим отступлением он поднялся рано утром, нарядил бедняжку в ее лучшие платья и сказал, что прошлой ночью ему было грозное явление водяного бога Ивана Гориновича, которому подвластна река Яик; тот укорял его за то, что он, Стенька, уже три года так удачлив, столько захватил добра и денег с помощью водяного бога Ивана Гориновича, а обещаний своих не сдержал. Ведь когда он впервые пришел на своих челнах на реку Яик, он пообещал богу Гориновичу: «Буду я с твоей помощью удачлив — то и ты можешь ждать от меня лучшего из того, что я добуду». Тут он схватил несчастную женщину и бросил ее в полном наряде в реку с такими словами: «Прими это, покровитель мой Горинович, у меня нет ничего лучшего, что я мог бы принести тебе в дар или жертву, чем эта красавица». Был у вора (Schelm) сын от этой женщины, его он отослал в Астрахань к митрополиту с просьбой воспитать мальчика в христианской вере и послал при этом 1000 рублей (перевод Г. И. Федоровой).

Вместо персидской княжны в рассказе фигурирует татарская дева, она тонет не в Волге, а в Яике, причем неясно, была ли она сброшена с борта судна или с берега. Появляется упоминание о «водяном боге Иване Гориновиче». При этом, если в истории Стрёйса принесение девушки в жертву Волге выглядит спонтанным поступком, то в рассказе Фабрициуса Разин обещал отдать Гориновичу лучшую свою добычу заранее.

Видимо, Стрёйс и Фабрициус записали различные версии одной легенды, но повествование Фабрициуса лучше соответствует фольклорным аналогам. Сергей Неклюдов приводит большое количество примеров сюжета о принесении девушки в жертву духу воды, распространенных от Китая до Малой Азии. Есть подобные мотивы и в фольклоре башкир, живших на юге Урала. Отсутствие других свидетельств о персидской княжне заставляет предполагать, что в изложении Стрёйса были внесены изменения в имевшийся сюжет: история была перенесена на два года позже, из Гурьева в Астрахань, а девушка превратилась в персиянку и обрела реального брата. Дополнительным аргументом в пользу такого вывода служит простое соображение: маловероятно, чтобы на военном судне, которое отправилось на бой с разинцами, оказалась знатная женщина.

История в версии Фабрициуса представляет собой изложение распространенного фольклорного сюжета, имеющего обрядовую основу. Герой приносит девушку в жертву местному божеству - хозяину водоема, чтобы обеспечить себе возможность выйти в море и выполнить заключенный ранее договор. Сергей Неклюдов отмечает, что невозможно узнать, описывает ли Фабрициус реально совершенный Разиным ритуал или же народное предание добавило типичный сюжет к истории разинского бунта. Второй вариант кажется более вероятным, так как ни в одном традиции, где присутствует подобный фольклорный сюжет, надежные источники не засвидетельствовали ни одного случая действительного исполнения такого обряда. Мы всегда сталкиваемся, по словам Сергея Неклюдова, не с этнографическими, а с фольклорными фактами.

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)

"Из Каспия он вошёл в Яик (река Урал), поднялся до Яицкого городка – столицы яицкого казачества. Разин взял город хитростью, а вернее – коварством. Атаман с несколькими казаками попросил впустить их в город богу помолиться. Их впустили. Стенька со своими казаками выхватили спрятанные кинжалы, перебили охрану и удерживали распахнутые ворота до подхода основных сил. В это же время «пятая колонна» в городе, те же голутвенные, напирали на стрельцов с тыла. Уже после взятия города разинцы порубили сто семьдесят стрельцов. Воеводе Яцыну отрубили голову"

Надо понимать, почему у подавляющего большинства казаков Урала взятие Яика не вызвало поддержки. Наоборот, Разин в этом краю лишился народной поддержки.
Яик - столица Уральского казачества, уже в ту пору назывался Гурьевом-городком. Был построен сыном местного владельца солеварни и учуга (фактории по засолке балыков, икры и рыбы) Исаем сыном Гурьевым - крещеным татарином.
Гурьев являлся крупным региональным центром СТАРОВЕРОВ. Населен был КАЗАКАМИ, - субэтносом, образовавшимся в результате долговременного смешивания тюркских народов и беглых русских крепостных, - сохранивших демократические традиции, и не подчинявшихся Москве. СТРЕЛЬЦОВ В ГОРОДКЕ НЕ БЫЛО! Алексей Михайлович даровал атаману войска ЯИЦКОГО Тимофею Тамбовцеву грамоту на охрану окраин русских от набегов со стороны персов и "не мирных татар" (степных кочевников всех видов).

Попросившись помолиться Степан Разин выдал себя ЗА СВОЕГО, но предал свято чтимые в степи законы гостеприимства. Атаман Яцын (он же и местный батюшка) принял мученическую смерть, будучи заживо сожженным вместе с семьей. Жители городка поголовно вырезаны.
Примечательно, что с Уральска (в верховьях Урала) спустился отряд уральского казачества верхового. Разин, не вступая в схватку покинул Яик, взяв богатую добычу. Город Гурье после этой катастрофы уже никогда не восстановил своего прежнего экономического влияния и значения.

Источник: Игорь Солодовников, "На краю Руси обширной среди Урала берегов...", изд-во "Лад", Алма-Ата, 1993 год. (Книга, вышедшая тиражом 5 тыс. экземпляров была частично уничтожена контрразведкой независимого Казахстана, усмотревшей в ней "пропаганду национальной розни" и призыв к возврату исторических границ России) Текст скрыт

Реакции на комментарий

2

Утопил ли Стенька Разин княжну?
(Из истории казачьих нравов и обычаев)

Королев В.Н.
доктор исторических наук, профессор,
Ростовский государственный университет, г. Ростов-на-Дону.

Хорошая доскональная работа профессионального историка.

http://www.razdory-museum.ru/c_razin-1.html Текст скрыт

Реакции на комментарий

2

ПЕСНЬ О СТЕНЬКЕ РАЗИНЕ

Уж чует беду настороженный горец –

Итиль ему гибель несёт на волнах.

На стругах вступает и малых челнах.

То войско царёвых ослушников вышло

На промысел золота и ясыря.

Далече со стругов над Волгою слышно,

Как хают стрельцы да казаки царя.

Раскатистый смех над водой раздаётся –

Уже во хмелю с мёду Разин Степан.

Пока на востоке заря не займётся,

Не выпустит чарку из рук атаман.

Надолго запомнят кюльзюмские воды

Упряжные песни донских казаков;

И долго ещё тем персидским походом

Дышать будет море, впитавшее кровь.

Ни царь, ни боярин, ни дьяк и ни стольник –

Никто атаману давно не указ,

Коль вольному – воля, а дикому – поле.

И скрипнул зубами Разбойный приказ.

Суров атаман для боярского брата,

Кому не понятна его правота.

Но всё это – плата, кровавая плата

Ещё со времён Соляного бунта.

И правит свой суд над боярами Разин.

И суд его скор: коль виновен – секи!

И будь ты хоть князем – вали его наземь!

И голову - с плеч! Не робей, казаки!

Стоит на коленях и скручен, как вязень,

Боярин, и ждёт над собою суда.

И молча глядит на боярина Разин,

Как смотрит на кролика хищный удав.

И молвит тогда атаман своё слово:

Суди его, Круг! Как решишь, так и быть.

Достоин ли он наказанья какого,

Чтоб голову – с плеч, альбо всё же простить?

Кончай его, батька! И думать не стоит, -

Казачий ответствует Разину Круг, -

Пущай повисит он над Волгой-рекою.

А ну-ка, ребята, верёвку – на сук!

Решение Круга – закон атаману,

И нету другого закона ему.

С того и приходит он гостем незваным,

Земные поклоны не бьёт никому.

Встают на востоке кровавые зори,

Недоброе в северных слышно ветрах.

То Разин Степан во Хвалынское море

На стругах выходит и малых челнах.

Лев СТЕПАНЕНКО

Http:steplev.narod.ru Текст скрыт

Реакции на комментарий

2

Степан Разин. Автор Валерий Алябьев

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.

Если дома не сидится,
Ты лети по небу птицей,
Набирай себе народу
Да спускай стружки на воду.

Долго по морю ходили
Да с добычею пришли:
Шёлк да шали расписные,
Да ворсистые ковры.

Были кубки золотые,
Денег полная мошна,
Клинки дамасские, стальные
Да персидская княжна.

Нет почтения к коврам,
Развесили по бортам,
Паруса то все в шелках,
Сабельки да в яхонтах.

Ты встречай, встречай гостей
Да послушай новостей,
Принимай всю нашу дань,
Южный город Астрахань.

Сыпали всю денежку
Мы в народ по бережку,
Схоронился воевода
Да начальство от народа.

Было дело славное,
Да оно ли главное?
Это ль память вечная?
Это ль цель конечная?

Погожу рубить сплеча,
Чтобы дело сдвинулось.
Три дороги в три луча
Передо мной раскинулось.

Налево тропка узкая,
Там с болотом тёмный лес.
Будет песня грустная,
Коль в трясину ты залез.

И среди лесов ничьих
Нравы там разбойничьи,
Вороны речистые,
Сила да нечистая.

Там добыча славная,
Лёгкая да крупная.
Будет дело главное,
Будет жизнь преступная.

Вряд ли силушка найдётся
С искушением бороться,
И в угаре во хмельном
Подружишься с топором.

И разбойникам под стать
Будешь по лесу гулять,
Через ночи длинные
Кровь течёт невинная.

Не губи, послушай,
Ты людские души,
Раз нарушишь ты запрет,
То назад возврата нет.

С топором да с кистенём
Жизнь твоя сгорит огнём.

За столом богатым
С брагой, осетриной
От родного брата
Нож получишь в спину.

Косточки да не найдут,
Что в болоте погниют.

Как направо ты пойдёшь,
Долю лучшую найдёшь:
Будешь жить да в сытости,
Довольности, умытости.

Чтоб за милости платить,
Будешь ты нагайку вить
И пойдёшь хлестать людишек,
Неугодных казачишек.

Самому царю в угоду,
Да в несчастие народу,
Лижешь зад боярину,
А сечёшь крестьянину.

Предстоит большой урок,
Как получишь вилы в бок.
Что ж не получается,
Песня не слагается.

Дорога прямо свежая,
Нехожая, неезжая.
Степи там раздольные,
Дуют ветры вольные!

Что там? Господу известно.
Тебе тоже интересно:
Может, в пытках закричишь,
Ну а, может, и взлетишь.

На волне народной ввысь,
Коль не трусишь, поднимись!
Если же погибнешь в битве,
То останешься в молитве.

Ну, да только не в церковной,
Будешь в памяти народной.
Вот и дело главное,
Вот и песня славная!

Думает Степан
Думу вольную,
А под ним курган
По над Волгою.

Он как будто врос
В каменный утёс,
Ты не жди подмогу,
Сам ищи дорогу.

3-
Ветер в небе тучи гнал,
До рассвета дождь хлестал,
Разгулялась непогода,
Да попряталась природа.
Под дождём горит костёр,
Приглушённый разговор.
У костра возле реки
Удалые казаки,

Крепостные да крестьяне,
Оборванцы каторжане,
Добрый молодец стоял,
Перед ними речь держал.

Удалые молодцы,
Ваши сабельки остры,
Вот он я, зовусь Степаном,
Выбирайте атаманом.

Нам ли осторожничать,
Мы пойдём разбойничать,
Сперва щупаем купцов,
Потом щупаем стрельцов,

Лишних слов не говоря,
Мы на батюшку-царя!

Вместе схватимся за трон
Да как следует встряхнём,
Силой силушку осилим
Да царя то с трона скинем.

Уцелеет голова,
Спилим трон то на дрова,
Показним бояр-вельмож
Да церковников-святош!

И, заслышав о Степане,
Враз заспорили крестьяне:
Не видать нам вольной воли,
Проклинать нам горьку долю.

В одиночку, вскладчину
Отработай барщину,
А потом попробуй в срок
Заплати ка ты оброк.

Измываются над нами,
Как сводить концы с концами,
Лучше чем вот так вот жить,
Себя в петле удавить.

Так что Разин ты Степан,
Будь над нами атаман!

Опираясь на косу,
Встал с повязкой на носу:

Братцы, я в лицо не ранен,
Был я, братцы, каторжанин,
Там приказчики сидят,
В думных избах суд вершат.

И огнём калёным жгут,
И щипцами ноздри рвут,
Испробуешь батога,
Да а потом на каторгу.

Доли лучшей не найдёшь,
Год протянешь и помрёшь.

Так что, Разин ты Степан,
Будь над нами атаман!

Задумались казаки,
Видно, думы нелегки:
Жизнь прослужишь без наград,
А потом закабалят.

Так что, Разин ты Степан,
Будь над нами атаман!

Широко, как водится,
Расплескалась вольница
По дорогам, по степным,
По широким столбовым.

По лесам да по полям,
Городам да деревням,
Противу боярской кривды
Удаль молодецкой битвы.

На него нашли управу,
Повели да на расправу.

Чтобы было веселей,
Ты испробуешь плетей,
Только плети – не беда,
Если спробуешь кнута.

Вскинешь голову на плаху,
И топор опустят с маху!

4-
Ой, ты, Волга-матушка,
Растеклась по камушкам,
Ой, ты, степь широкая,
Ой, ты, синь глубокая!

Здесь простора глаз да глаз,
Только воля не про нас,
Силушка, да скрытая,
Жизнь, да жизнь забитая!

Раз в вороньем воеводстве
С воронами в инородстве
Сокол по небу летал,
Сверху вниз поглядывал.

Глянул на простор огромный,
А кругом одни вороны,
Что не так, закаркают,
Позатопчут, заклюют.

Только нашему Степану
Жизнь такая не по нраву,
Стал он крыльями их бить,
Род вороний изводить.

Как затеял это дело,
Небо сразу почернело,
То не тучи чёрные,
Вороны проворные!

Навалились да всей кучей,
Били по груди могучей,
Обложив со всех сторон,
Стаи чёрные ворон.

Только лишь рассвет занялся,
Пир кровавый собирался,
Там, в ущелье, между скал
Он, растерзанный, лежал.

Вот и главная ворона,
На башке сидит корона,
Подхалимы царские –
Шапки да боярские.

Вот, дурак иного рода,
Это царский воевода,
Вслед воришки меньшие,
Дворяне да помещики.

Разом кинулись клевать,
Тело мёртвое терзать.
Ты не дай им, Господи,
Да нажраться досыта!

Ты проснись, Степан,
Головой тряхни,
Злобным воронам
Головы сверни.

Да и мы с тобой,
Если сдружимся,
Навалим гурьбой,
Поднатужимся.

Пусть стоит стена
И не сдвинется.
Да не выдержит,
Опрокинется.

Да повыведем
Всех богатеньких,
Закачаются
На рогатинках!

Я дождусь, дождусь,
Как забитая
Всколыхнётся Русь
Неумытая!

Стенька Разин - герой песни, буйный разбойник, в порыве ревности утопивший персидскую княжну. Вот все, что большинству известно о нем. И все это - неправда, миф.

Реальный Степан Тимофеевич Разин - выдающийся полководец, политический деятель, "отец родной" всех униженных и оскорбленных, был казнен то ли на Красной, то ли на Болотной площади в Москве 16 июня 1671 года. Его четвертовали, тело разрубили на части и выставили на высоких шестах у Москвы-реки. Там оно провисело, по меньшей мере, пять лет.

«Степенный мужчина с высокомерным лицом»

То ли от голода, то ли от притеснений и бесправия бежал из-под Воронежа на вольный Дон Тимофей Разя. Будучи человеком сильным, энергичным, смелым, он довольно скоро вошел в число "домовитых", то есть богатых казаков. Женился на плененной им же самим турчанке, которая родила трех сыновей: Ивана, Степана и Фрола.

Внешность среднего из братьев описана голландцем Яном Стрейсом: "Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью". Многие черты его внешности и характера противоречивы: к примеру, существует свидетельство шведского посла о том, что Степан Разин знал восемь языков. С другой стороны, согласно преданию, когда его и Фрола пытали, Степан шутил: "Слыхал я, будто только ученых людей обривают в священники, мы с тобой оба неученые, а все же дождались такой чести".

Челночный дипломат

К 28 годам Степан Разин становится одним из виднейших казаков на Дону. Не только потому, что он был сыном домовитого казака и крестником самого войскового атамана Корнилы Яковлева: раньше качеств полководца в Степане проявляются дипломатические качества.

К 1658 году он в составе донского посольства отправляется в Москву. Полученное задание выполняет образцово, в Посольском приказе его даже отмечают как человека толкового и энергичного. Вскоре он примиряет в Астрахани калмыков и нагайских татар.

Позже, в походах Степан Тимофеевич будет неоднократно прибегать к хитрости и к дипломатическим уловкам. К примеру, по окончании длительного и разорительного для страны похода "за зипунами" Разина не только не арестуют как преступника, но отпустят с войском и частью оружия на Дон: таков результат переговоров казацкого атамана с царским воеводой Львовым. Более того, Львов "принял Стеньку в названые сыновья и по русскому обычаю подарил ему образ девы Марии в прекрасном золотом окладе".

Борец с бюрократией и тиранией

Ждала Степана Разина блестящая карьера, если бы не случилось событие, кардинальным образом изменившее его отношение к жизни. Во время войны с Речью Посполитой, в 1665 году, старший брат Степана Иван Разин решил увести с фронта свой отряд домой, на Дон. Ведь казак - вольный человек, может уйти, когда захочет. Иного мнения придерживались государевы воеводы: они догнали отряд Ивана, вольнолюбивого казака арестовали и предали казни как дезертира. Бессудная казнь брата пострясла Степана.

Ненависть к аристократии и сочувствие бедным, бесправным людям окончательно укоренились в нем, и через два года он начинает готовить большой поход "за зипунами", то есть за добычей, для того, чтобы накормить казацкую голытьбу, уже в течение двадцати лет, с момента введения крепостного права, стекающуюся на вольный Дон.

Борьба с боярами и прочими угнетателями станет главным лозунгом Разина в его походах. И главной причиной того, что в разгар Крестьянской войны под его знаменами будет находиться до двухсот тысяч человек.

Хитрый полководец

Предводитель голытьбы оказался изобретательным полководцем. Выдав себя за купцов, разинцы взяли персидский город Фарабат. В течение пяти дней они торговали награбленными ранее товарами, разведывая, где находятся дома богатейших горожан. А, разведав, ограбили богачей.

В другой раз хитростью Разин победил уральских казаков. На сей раз разинцы прикинулись богомольцами. Войдя в город, отряд из сорока человек захватил ворота и позволил зайти всему войску. Был убит местный атаман, а яицкие казаки сопротивления донским не оказали.

Но главная из "умных" побед Разина - в битве у Свиного озера, в Каспийском море недалеко от Баку. На пятидесяти кораблях к острову, где был разбит лагерь казаков, приплыли персы. Увидев противника, силы которого превосходили их собственные в несколько раз, разинцы бросились к стругам и, неумело управляя ими, попытались уплыть. Персидский флотоводец Мамед-хан принял хитрый маневр за побег и приказал сцепить персидские корабли между собой, чтобы, как в сети, поймать все войско Разина. Воспользовавшись этим, казаки принялись из всех орудий стрелять по флагманскому кораблю, взорвали его, а когда тот потянул на дно соседние и среди персов поднялась паника, принялись топить один за другим другие суда. В итоге от персидского флота осталось всего три корабля.

Стенька Разин и персидская княжна

В сражении у Свиного озера казаками был пленен сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда. Согласно легенде, в плену оказалась и его сестра, в которую был страстно влюблен Разин, которая будто бы даже родила донскому атаману сына и которую Разин принес в жертву Волге-матушке. Однако существованию персидской княжны в реальности нет никаких документальных подтверждений. В частности, известна челобитная, с которой обращался Шабалда, прося отпустить его, но при этом принц ни словом не обмолвился о своей сестре.

Прелестные письма

В 1670 году Степан Разин начал главное дело своей жизни и одно из главных событий в жизни всей Европы: Крестьянскую войну. О ней не уставали писать в иностранных газетах, за ее ходом следили даже в тех странах, с которыми у России не было тесных политических и торговых связей.

Эта война уже не была походом за добычей: Разин призывал к борьбе с существующим строем, планировал идти на Москву с целью свержения, но не царя, а боярской власти. При этом он надеялся на поддержку запорожских и правобережных казаков, отправлял к ним посольства, но результата не добился: украинцы были заняты собственной политической игрой.

Тем не менее война стала всенародной. Бедняки видели в Степане Разине заступника, борца за их права, называли отцом родным. Города сдавались без боя. Тому способствовала активная агитационная кампания, проводимая донским атаманом. Используя присущую простому люду любовь к царю и набожность,

Разин распустил слух, будто с его войском следуют наследник царя Алексей Алексеевич (на деле умерший) и опальных патриарх Никон.

Первые два корабля из плывших по Волге были накрыты красной и черной материей: на первом якобы находился царевич, на втором - Никон.

Расходились по всей Руси разинские "прелестные письма". "За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны", - писал Разин. Его агитационная политика была настолько успешной, что царь даже допрашивал Никона о связи того с бунтовщиками.

Казнь

Накануне Крестьянской войны Разин захватил фактическую власть на Дону, нажив себе врага в лице собственого крестного отца атамана Яковлева. После осады Симбирска, где Разин потерпел поражение и был тяжело ранен, домовитые казаки во главе с Яковлевым смогли арестовать его, а затем и его младшего брата Фрола. В июне отряд из 76 казаков доставил Разиных в Москву. На подходе к столице к ним присоединился конвой из ста стрельцов. Братьев одели в лохмотья.

Степана привязали к позорному столбу, установленному на телеге, Фрола приковали так, чтобы он бежал рядом. Год выдался засушливым. В разгар жары арестантов торжественно провезли по улицам города. Затем жестоко пытали и четвертовали.

После смерти Разина о нем стали слагаться легенды. То он бросает со струга двадцатипудобые камни, то защищает Русь вместе с Ильей Муромцем, а то добровольно садится в тюрьму, чтобы выпустить заключенных. "Полежит так маленько, отдохнет, встанет... Дай, скажет, уголь, напишет тем углем на стене лодку, насажает в ту лодку колодников, плеснет водой: река разольется с острова до самой Волги; Стенька с молодцами грянут песни - да на Волгу!.. Ну, и поминай как звали!"