Привлечение внимания и эффективность. Приемы привлечения внимания аудитории

При подготовке к публичному выступлению не следует забывать о приемах привлечения внимания аудитории.

Любое выступление принято начинать с обращения. Нужно уделить особое внимание соответствию ситуации и состава слушателей выбранному обращению. Например, обращения "Дорогие друзья!", "Господа!", "Уважаемые гости!", "Коллеги!" дифференцируются в зависимости от состава аудитории.

Цели и основные моменты доклада или выступления лучше изложить в начале. Так, слушателям будет понятна авторская позиция по отношению к поднимаемым в выступлении проблемам.

Для привлечения внимания уместно использование парадоксальных ситуаций и изречений. Например, афоризмы Марка Твена позволяют нетривиально сформулировать мысль: "Человек, не читающий хороших книг, не имеет никакого преимущества перед теми, кто не умеет читать", "Нельзя полагаться на собственное суждение, если оно не основано на воображении", "Я всегда старался, чтобы учеба не препятствовала моему образованию".

В середине речи привлечь внимание поможет апелляция к текущему моменту, к ситуации "здесь и сейчас". Для этого необходимо следить за реакцией слушателей. Целесообразно также уместное и тактичное обращение к речи предыдущего выступающего, использование речевых формул: "как верно заметил...", "об этом сегодня уже говорил...", "как и предыдущий оратор, я...", "хотелось бы поддержать уже высказанную точку зрения...", "нельзя не согласиться с...", "позволю себе возразить..." и т.п.

Вставки, призванные вызвать смех и раскрепостить аудиторию, могут быть уместны, если слушатели утомлены. Анекдоты, занимательные истории, ссылки на личный опыт, связанные с темой выступления, могут быть приготовлены заранее. Известно, например, что американский президент Ф. Рузвельт привлекал внимание отвлекшегося собеседника словами: "Сегодня утром я убил свою бабушку". Эффект неожиданности стимулировал активное слушание.

Риторические вопросы (заключающие в себе утверждение и потому не требующие ответа), вопросно-ответный прием (оратор самостоятельно формулирует вопросы и сам дает па них ответы), вступление в диалог с аудиторией -все эти приемы помогут восстановить затухающее внимание к выступлению.

Провокационный вопрос или утверждение могут быть использованы в целях привлечения внимания и активизации аудитории. При этом желательно, чтобы выступающий и слушатели пришли к общему мнению по проблеме, поставленной провокационным вопросом или утверждением.

Подчиняя речь поставленным целям, выступающий должен демонстрировать убежденность, компетентность в обсуждаемых вопросах, подготовленность к выступлению или дискуссии, проявлять самообладание при негативной реакции аудитории, контролировать мимику и жестикуляцию.

Реакцию аудитории можно определить по поведению нескольких присутствующих, сидящих в разных местах зала. Опытным путем установлено, что лучше всего речь воспринимается слушателями, сидящими в средних рядах. Вопреки естественному желанию, выступающему не следует ориентироваться на наиболее эмоциональных слушателей, даже в том случае, когда они выражают явное одобрение. Надо стараться замечать разные реакции, не пытаясь немедленно отреагировать на их проявления.

Не прерывая зрительного контакта с аудиторией, особенно внимательно следует следить за ее реакцией в момент изложения мыслей или фактов повышенной экспрессивности. Более интенсивная реакция аудитории помогает вскрыть се действительное отношение к оратору и его речи.

Опытный оратор но малейшим изменениям в облике и поведении аудитории умеет распознать ее состояние. В каждый момент своей речи он способен поставить себя на место слушателей, воссоздавая их состояние и реакцию и должным образом распределяя внимание. Заслуженный профессор из рассказа А. П. Чехова "Скучная история", читая лекцию, сравнивает себя с хорошим дирижером, который, "передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти".

Среди других способов привлечения внимания аудитории (особенно в ситуации длительного публичного выступления) можно выделить следующие.

  • 1. Неожиданное прерывание мысли. Как считал П. С. Пороховщиков, "внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, - и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее". Кстати, подобный "перерыв" может быть использован и для того, чтобы возвратиться к тому месту в речи, которое случайно было пропущено увлекшимся оратором ("Да, чуть было не забыл...").
  • 2. Голосовые приемы. Для того чтобы активизировать внимание аудитории или сосредоточить его положении выступления, достаточно бывает усилить громкость речи или повысить тон голоса. При этом, конечно, следует соблюдать меру. Иногда может использоваться обратный прием: понижение громкости вплоть до шепота, а также понижение тона голоса. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно ее замедлением. Во всех этих случаях привлечению непроизвольного внимания способствует внешнее звуковое раздражение. Однако этика публичного выступления предполагает, что все, что было сказано тихо, необходимо после достигнутого эффекта привлечения внимания повторить с обычной громкостью.
  • 3. Пауза. Рассчитанная и умело выдержанная пауза не только в начале выступления, но и в середине речи может также оказать "гипнотизирующее" воздействие, сосредоточивая внимание аудитории на нужном месте речи. Нередко пауза действует даже сильнее, чем усиление громкости или повышение тона речи, будучи разновидностью прекращения раздражения.

В определенных случаях рекомендуется выдержать паузу, сосредоточив взгляд на тех, кто мешает публичному выступлению. Однако этот прием можно использовать один-два раза: при частом повторении он теряет свою действенность. Можно также ввести удлиненную паузу, срочно создав в речи кульминационный момент. И этим приемом нужно пользоваться в разумных пределах, потому что слишком часто вводимые паузы будут лишь раздражать аудиторию.

  • 4. Жест и движение. Эмоциональный или указующий жест помогает сосредоточить внимание аудитории, особенно в сочетании с другими приемами. Поднятая в нужный момент рука, сжатый кулак и другие жесты, как правило, приковывают взгляды слушателей и помогают овладеть их вниманием.
  • 5. Наглядные средства (иллюстрации, диаграммы, географические карты, реальные вещи и пр.) не только обладают информативной значимостью, но и помогают переключить или восстановить внимание аудитории, так как смена слухового восприятия на зрительное обязательно возбуждает непроизвольное внимание. Хороший эффект даст чтение выдержки из какого-либо документа, который оратор вынимает из кармана или разворачивает на глазах у публики. Современные электронные презентации позволяют объединить разные средства наглядности, однако нужно следить за тем, чтобы презентация не становилась главным средством привлечения внимания и не оттесняла оратора на задний план.
  • 6. Юмор в публичной речи - это одно из наиболее эффективных средств разрядки (подробнее о юморе см. п. 8.4). Вот как пользуется этим приемом профессор из "Скучной истории" А. П. Чехова: "Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок... один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать".

Конечно, перечисленные способы привлечения непроизвольного внимания имеют "вынужденный" характер. Оратор должен стремиться к гармоничному использованию всех средств, обеспечивающих сосредоточенность внимания слушателей на содержании речи.

При подготовке к публичному выступлению не следует забывать о приемах привлечения внимания аудитории.

Любое выступление принято начинать с обращения. Нужно уделить особое внимание соответствию ситуации и состава слушателей выбранному обращению. Например, обращения Дорогие друзья! Господа! Уважаемые гости! Коллеги! дифференцируются в зависимости от состава аудитории.

Цели и основные моменты доклада или выступления лучше изложить в начале. Так слушателям будет понятна авторская позиция по отношению к поднимаемым в выступлении проблемам.

Для привлечения внимания уместно использование парадоксальных ситуаций и изречений. Например, афоризмы Марка Твена позволяют нетривиально сформулировать мысль: Человек, не читающий хороших книг, не имеет никакого преимущества перед теми, кто не умеет читать. Нельзя полагаться на собственное суждение, если оно не основано на воображении . Я всегда старался, чтобы учеба не препятствовала моему образованию.

В середине речи привлечь внимание поможет апелляция к текущему моменту, к ситуации «здесь и сейчас». Для этого необходимо следить за реакцией слушателей. Целесообразно также уместное и тактичное обращение к речи предыдущего выступающего, использование речевых формул: как верно заметил…; об этом сегодня уже говорил…; как и предыдущий оратор, я…; хотелось бы поддержать уже высказанную точку зрения…; нельзя не согласиться с…; позволю себе возразить… и т.п.

Вставки, призванные вызвать смех и раскрепостить аудиторию, могут быть уместны, если слушатели утомлены. Анекдоты, занимательные истории, ссылки на личный опыт, связанные с темой выступления, могут быть приготовлены заранее. Известно, например, что американский президент Ф. Рузвельт привлекал внимание отвлекшегося собеседника словами: «Сегодня утром я убил свою бабушку ». Эффект неожиданности стимулировал активное слушание.

Риторические вопросы (заключающие в себе утверждение и потому не требующие ответа), вопросно-ответный прием (оратор самостоятельно формулирует вопросы и сам дает на них ответы), вступление в диалог с аудиторией – все эти приемы помогут восстановить затухающее внимание к выступлению.

Провокационный вопрос или утверждение могут быть использованы в целях привлечения внимания и активизации аудитории. При этом желательно, чтобы выступающий и слушатели пришли к общему мнению по проблеме, поставленной провокационным вопросом или утверждением.

Подчиняя речь поставленным целям, выступающий должен демонстрировать убежденность, компетентность в обсуждаемых вопросах, подготовленность к выступлению или дискуссии, проявлять самообладание при негативной реакции аудитории, контролировать мимику и жестикуляцию.



Реакцию аудитории можно определить по поведению нескольких присутствующих, сидящих в разных местах зала. Опытным путем установлено, что лучше всего речь воспринимается слушателями, сидящими в средних рядах. Вопреки естественному желанию, выступающему не следует ориентироваться на наиболее эмоциональных слушателей, даже в том случае, когда они выражают явное одобрение. Надо стараться замечать разные реакции, не пытаясь немедленно отреагировать на их проявления.

Не прерывая зрительного контакта с аудиторией, особенно внимательно следует следить за ее реакцией в момент изложения мыслей или фактов повышенной экспрессивности. Более интенсивная реакция аудитории помогает вскрыть ее действительное отношение к оратору и его речи.

Опытный оратор по малейшим изменениям в облике и поведении аудитории умеет распознать ее состояние. В каждый момент своей речи он способен поставить себя на место слушателей, воссоздавая их состояние и реакцию и должным образом распределяя внимание. Заслуженный профессор из рассказа А.П. Чехова «Скучная история», читая лекцию, сравнивает себя с хорошим дирижером, который, «передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя – победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти».

Среди других способов привлечения внимания аудитории (особенно в ситуации длительного публичного выступления) можно выделить следующие.

1) Неожиданное прерывание мысли . Как считал П.С. Пороховщиков, «внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее». Кстати, подобный «перерыв» может быть использован и для того, чтобы возвратиться к тому месту в речи, которое случайно было пропущено увлекшимся оратором («Да, чуть было не забыл... »).

2) Голосовые приемы . Для того чтобы активизировать внимание аудитории или сосредоточить его на том или ином положении выступления, достаточно бывает усилить громкость речи или повысить тон голоса. При этом, конечно, следует соблюдать меру. Иногда может использоваться обратный прием: понижение громкости вплоть до шепота, а также понижение тона голоса. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно ее замедлением. Во всех этих случаях привлечению непроизвольного внимания способствует внешнее звуковое раздражение. Однако этика публичного выступления предполагает, что все, что было сказано тихо, необходимо после достигнутого эффекта привлечения внимания повторить с обычной громкостью.

3) Пауза . Рассчитанная и умело выдержанная пауза не только в начале выступления, но и в середине речи может также оказать «гипнотизирующее» воздействие, сосредоточивая внимание аудитории на нужном месте речи. Нередко пауза действует даже сильнее, чем усиление громкости или повышение тона речи, будучи разновидностью прекращения раздражения.

В определенных случаях рекомендуется выдержать паузу, сосредоточив взгляд на тех, кто мешает публичному выступлению. Однако этот прием можно использовать один-два раза: при частом повторении он теряет свою действенность. Можно также ввести удлиненную паузу, срочно создав в речи кульминационный момент. И этим приемом нужно пользоваться в разумных пределах, потому что слишком часто вводимые паузы будут лишь раздражать аудиторию.

4) Жест и движение . Эмоциональный или указующий жест помогает сосредоточить внимание аудитории, особенно в сочетании с другими приемами. Поднятая в нужный момент рука, сжатый кулак и другие жесты, как правило, приковывают взгляды слушателей и помогают овладеть их вниманием.

5) Наглядные средства (иллюстрации, диаграммы, географические карты, реальные вещи и пр.) не только обладают информативной значимостью, но и помогают переключить или восстановить внимание аудитории, так как смена слухового восприятия на зрительное обязательно возбуждает непроизвольное внимание. Хороший эффект дает чтение выдержки из какого-либо документа, который оратор вынимает из кармана или разворачивает на глазах у публики. Современные электронные презентации позволяют объединить разные средства наглядности, однако нужно следить за тем, чтобы презентация не становилась главным средством привлечения внимания и не оттесняла оратора на задний план.

6) Юмор в публичной речи – это одно из наиболее эффективных средств разрядки (подробнее о юморе см. следующий раздел). Вот как пользуется этим приемом профессор из «Скучной истории» А.П. Чехова: «Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок... один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать».

Конечно, перечисленные способы привлечения непроизвольного внимания имеют «вынужденный» характер. Оратор должен стремиться к гармоничному использованию всех средств, обеспечивающих сосредоточенность внимания слушателей на содержании речи.

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных ритори­ческих пособиях, активно используются современны­ми ораторами.

1. Индуктивный метод - изложение материала от част­ного к общему. Выступающий начинает речь с частно­го случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агита­ционных выступлениях.

2. Дедуктивный метод - изложение материала от об­щего к частному. Оратор в начале речи выдвигает ка­кие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распростране­ние этот метод получил в выступлениях пропагандист­ского характера.

3. Метод аналогии - сопоставление различных явле­ний; событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способству­ет лучшему пониманию излагаемого материала, помо­гает восприятию основных идей, усиливает эмоцио­нальное воздействие на аудиторию.

4. Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения цент­рального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

5. Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

6. Исторический метод - изложение материала в хро­нологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения мате­риала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, не­стандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в вы­ступлении, его речь должна быть доказательной, суж­дения и положения убедительными.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но исоответствующим образом повлиять нанее, вызвать ответную реакцию, желание действо­вать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логичес­ких и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические - к чувствам.

Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном прин­ципе композиции, как принцип усиления. Суть его за­ключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные до­воды используются в конце рассуждения.

10. Приемы привлечения внимания аудитории.

Публичное выступление имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать, проду­мывая композицию основной части выступления. Каж­дая ораторская речь должна вызывать интерес у ауди­тории, стремление познать тему выступления Только интересные, содержательные лекции, доклады, беседы слушаются с большим вниманием. «Никогда, никаки­ми словами вы не заставите читателя познавать мир через скуку» , - писал Алексей Толстой. Об этом дол­жен помнить и оратор.

Но как бы ни интересна была лекция, внимание со временем притупляется и человек перестает слушать. В этом каждый мог убедиться на собственном опыте. Борьба с утомлением внимания - важная задача, о которой не должен забывать оратор, продумывая струк­туру своей речи. Поэтому выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слу­шателей и заранее планировать их при работе над композицией публичного выступления. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой прием исполь­зовать в том или ином месте.

Известный судебный дея­тель XIX века Пороховщиков (Сергеич) такими приема­ми считает прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом. Для привлечения внимания аудитории он рекомендует ора­торам прервать речь, сделать паузу.

Приемы стимулирования внимания и интереса

1. Сведения о практическом значении информации.

    Краткий исторический экскурс.

    Создание проблемной ситуации.

    Отстранение. Название этого приема происходит от слова «странный»: привычнее, обыденное вдруг подается под неожиданным углом зрения. Например, о серьезном говорится с юмором.

    «Личное сближение».

    Психологические паузы.

    Использование особенностей слушателей.

8. Импровизация.

Импровизированное отступление от заранее намеченного плана выступления_ощутимо оживляет его. Поводом для импровизации может быть что-то_ про­изошедшее во время или накануне выступления. На­пример: «Когда я ехал на встречу с вами...» или «Некоторые садятся подальше в надежде хорошо выспаться. Лучше спать впереди, потому что к сидя­щим сзади я чаще обращаюсь с вопросом, что они думают по поводу услышанного». Отступление должно быть достаточно непро­должительным.

9. Короткие рассказы.

    Соучастие.

    Вопрос-ответ.

    Риторические вопросы.

  1. Принципиально новые факты, новизна подхода.

15. Крылатые фразы, высказывания выдающихся личностей, пословицы и поговорки.

16. Подробности и прямая речь.

«Иногда богатые люди получают от высоких до­ходов мало счастья». Высказывание остаётся абстрактным, если его не сделать наглядным. Например: «Старый Рокфеллер зарабатывал в неделю более 1 миллиона долларов, а мог потратить на свою еду только 5 долларов, потому что был болен и питался кашей и картофе льным_пюре».

17.Использование «закона края».

18. Выдвижение гипотез, предположений.

19. Приемы П. Сергеича:

Прямое требование внимания от слушателей,

Употребление вставных предложений,

Обращение к слушателям с неожиданным вопросом,

Затянуть изложение и поддразнить любопытство,

Внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, - и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее,

Заранее намекнуть на то, о чем предстоит говорить впоследствии.

    Движение мысли.

Внимание всегда устремляется к тому, что нахо­дится в движении. Это правильно не только в отно­шении физического движения, попавшего в поле зрения, но и в отношении движения мысли. Внимание к движению мысли устойчиво, если мысль развивается логично. Слушателей покоряет упорядоченное поступательное развитие идей. Впечат­ления должны нарастать, тогда слушатели не утомля­ются, внимание поддерживается интересом. Чувство движения пропадает, если движение не будет поступательным.

    «Сократический диалог».

Обучение в школе Сократа велось методом вопро­сов и ответов, направляемых учителем. Суть умения в том, чтобы обнаружить, столкнуть противоречия и найти истину.

Этим обусловливается методическое построение сократического диалога. На первом этапе осмысливается одно положение, выдвинутое и аргументированное учителем-лектором. На втором - противоположное ему, но столь же аргументированное. На третьем - противоречие обнаруживается и фиксируется в со­знании слушателей, что создает проблемную напря­женность. На четвертом начинается диалектическое размышление - исследование противоречия и путей к его разрешению. И пятый этап - разрешение про­блемы, открытие истины.

    Яркие примеры из художественной литературы и из жизни.

    Видеоматериалы: видеосюжеты, слайды, плакаты, графики, схемы, диаграммы.

24.Средства пантомимики.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Дорогие друзья, сегодня я Вас познакомлю с приемами привлечения внимания собеседника .

Привлечение внимания – это важный аспект в любом переговорном процессе, в видении бизнеса через интернет, создание различного рода продающих страниц, использование различных штучек воздействия на психику человека, с целью привлечения внимания, и т.д.

Мы с вами знаем, что способов привлечения внимания в написании текста множество. Но мы сегодня поговорим о смысловой нагрузке привлечения внимания .

Это будет полезно как в интернет бизнесе, в бизнесе в реале, в деловом общении.

Чешский социолог Иржи Томан, выделил следующие способы привлечения внимания:

1. Сообщение нового . Всем людям свойственно любопытство, желание узнать что-то новое. При этом все стремятся получить новую информацию как можно скорее и с наименьшей затратой труда. Сообщение новой информации, касающейся профессии или увлечения слушателя также вызывает интерес. Внимание слушателя можно привлечь, предложив ему новые аспекты дела или новые аргументы, которых он до того не знал.

2. Рассказ или упоминание о чем-то необычном, что вызывает удивление . Люди любят слушать о необычных приключениях, новых достижениях науки и техники, об интересных случаях из жизни людей, и вообще обо всем, что отличается от повседневной жизни.

3. Привлечение внимания путем организации дискуссии или спора с третьим лицом . Такой способ содержит в себе определенную долю риска. Если полемика приобретет слишком острый характер, присутствующие могут проявлять осторожность в интересе и внимании к вам. Нельзя превращать дискуссию в конфликт. «…Всегда необходимо помнить, о том, что нельзя поддаваться искушению триумфовать над побежденным».

4. Использование оригинального и своеобразного стиля высказывания, усиление его образности . При этом необходимо помнить, что краткие и простые предложения намного понятнее, чем длинные и сложные.

5. Сообщение ярких и интересных сравнений и примеров в начале рассказа . Не нужно утруждать слушателя длинными вступлениями.

6. Выразительное интонирование речи: изменение в нужных местах темпа речи, тона и силы голоса, выделение определенных слов, использование пауз.

7. Сопровождение речи иллюстрациями и наглядностью, демонстрация фотографий, картин, приборов и т.п.

Мы должны с вами помнить о том, что начало вашего выступления- является значимым моментом в привлечении вашего внимания

С целью привлечения внимания партнера можно использовать:

Цитаты знаменитых людей;

Предложения, поражающие своей необычностью;

Истории, немедленно вызывающие сочувствие слуша¬телей;

Риторические вопросы;

Исторические эпизоды, занимательные приключения из прошлого или настоящего.

Следующим моментом, который является безотказным средством привлечения внимания - это юмор .

Эффект юмора считается общепризнанным, так как остроумная шутка действует мгновенно и безотказно.

Опытный оратор или лектор в выступлении периодически использует шутки, анекдоты с целью возбуждения интереса и поддержания контакта

И еще один момент, очень важный.

Есть компании, лидеры, наставники, которые постоянно стараются мотивировать людей, и не учитывают тот факт, что излишняя мотивация не способствует успеху, а наоборот, после супер мотивирующего мероприятия-человек просто исчезает или перестают работать, или у него снижается уровень работоспособности.

В психологии известен эффект Йеркса- Додсона, который состоит в том, что чрезмерно сильная- мотивация препятствует успеху деятельности , особенно сильно это проявляется в общении, в том числе и деловом. Одним из средств выхода из этой тупиковой ситуации можно предложить юмор. В данном случае он становится мостиком между мотивацией и успехом . Нужно самому уметь шутить над собой и позволять делать это другим.

Таким образом, юмор является незаменимым средством преодоления коммуникативных барьеров , в частности, связанных с отсутствием у партнера интереса к сообщению. Однако использование шутки, юмора в деловом общении должно соответствовать ряду требований :

Юмор должен быть нейтрален по смыслу, или хотя бы не направлен на партнера;

Шутка должна быть понятна и доступна собеседнику;

Юмор не должен затрагивать моральные и другие ценности партнера;

Юмор должен быть уместным.

Несоответствие юмора этим требованиям может привести к противоположному результату.

С целью привлечения внимания может использоваться комплимент . Он затрагивает чувство гордости собеседника, располагает его к теме общения. Завуалированной разновидностью комплимента является ссылка на компетентность партнера в данном вопросе, его профессионализм, авторитет.

Продолжение следует…

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Приемы управления вниманием в деловом общении

Для успешного взаимодействия необходимо настроить собеседника на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора и к происходящим событиям, сформировать готовность к пониманию и анализу сообщения. Для этого инициатору необходимо владеть приемами активизации и управления вниманием человека. Под активизацией внимания понимаются пробуждение активности восприятия человека, усиление его мыслительной деятельности и чувств.

Конечно, наиболее надежный способ привлечь внимание человека - начать говорить с ним о том, что его волнует. Однако нельзя не учитывать и то, как вы говорите. Вы можете сделать вашу речь выразительной, чувственной и эмоциональной, а можете говорить безлико и безразлично; ясно, что воздействие на слушателя при этом будет различным.

Средство, с помощью которого вы доносите ваше сообщение до партнера, - ваш голос. Возможно, вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие; ведь звук проходит и через воздушные каналы, соединяющие наши рот и уши. Поэтому нередко человек, который впервые слышит свой голос, записанный на пленку, не сразу узнает его. Ваш голос может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а может оказаться инструментом пытки для слушателя, если сделать его монотонным и неприятным для слуха.

Можно без преувеличения сказать, что голос человека - это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Для слушателя порой важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы это делаем.

1. Прием «нейтральной фразы». Он заключается в том, что общение с собеседником инициатор начинает с фразы, напрямую не связанной с интересующей его темой, но имеющей отношение к собеседнику.

2. Наиболее простым средством привлечения внимания собеседника является повышение голоса. Речь, конечно, не идет о повышении до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека - явный признак его слабости и бессилия. Но при этом нельзя не признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера.

3. Прием «завлечения». Суть его заключается в том, что инициатор общения вначале произносит что-то трудно воспринимаемое, например, очень тихо. Собеседнику для понимания приходится предпринимать усилия, которые предполагают концентрацию внимания. При этом необходимо отметить, что прием может оказаться эффективным только в том случае, если инициатору общения уже удалось произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в своих силах.

4. Важным способом фокусировки внимания является прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории. Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом и т. д.). Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание; постоянно уходя от чьего-то взгляда, вы показываете, что не желаете общаться. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для того, чтобы его удерживать в процессе общения.

5. Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на самые важные (с точки зрения говорящего) моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как, например, «прошу обратить внимание», «важно отметить, что...», «необходимо подчеркнуть, что...» и т. д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание.

6. Еще один прием поддержания внимания - это «навязывание ритма». Внимание человека постоянно колеблется (флуктуирует), и если намеренно не прилагать усилий к тому, чтобы все время его настраивать, то оно неотвратимо будет «убегать», переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому переключению монотонная, однообразная речь. Когда собеседник говорит именно так, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается сосредоточиться, тем сильнее его клонит в сон. Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи - наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внимания, не дает ему возможности расслабиться и что-то пропустить.

7. Прием «своевременного использования пауз» подготавливает партнера, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.

Использование пауз полезно для инициатора беседы в следующем ряде случаев:

Перед тем как начать говорить. Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию, настраивает его внимание на слушание и позволяет говорящему собраться с мыслями.

Для управления вниманием и усиления значения сказанного. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно не услышать или понять неправильно, применение пауз весьма полезно перед ними. В данном случае она сравнимо с остановкой гида перед особенно интересной картиной.

Вместо знаков препинания, когда паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понятности.

При смене характера беседы. В данном случае пауза разделяет ее процедуры, не позволяет смешивать различные этапы деловой встречи.

8. Прием «переформулировки» - действенное средство поддержания внимания и усиления воздействия. Уже высказанная ранее мысль переформулируется инициатором по-новому, иными словами и выражениями. Это тем более целесообразно, когда речь идет о сложных или очень значимых для собеседника вопросах. При отказе собеседника ответить на поставленный вопрос рекомендуется не настаивать на ответе, а переформулировать вопрос.

9. Прием «провокации». На короткое время у собеседника вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией. У него тотчас же появляется желание ее исправить, уточнить.

10. Прием «гиперболы». Не бойтесь прибегнуть к преувеличению, чтобы заострить внимание слушателя, но потом не забудьте четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.

11. Прием «прогноза». Основываясь на реальных фактах, предлагайте собеседнику прогнозы ожидаемых событий.

12. Прием «трехходовки». Применяется, когда собеседник вспылил. Выполняется в следующем порядке:

проговаривается его состояние: «Я вижу, что вы возмущены, вас что-то задело»;

проговаривается свое собственное состояние: «Я тоже немного взволнован»;

после небольшой паузы проговаривается оценка ситуации: «Если беседа так пойдет и дальше, у нас ничего не выйдет. Давайте успокоимся».

Управлять вниманием в деловом общении - важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать именно то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка.

Похожие рефераты:

Любая беседа слагается из многочисленных элементов, зависящих от внешних обстоятельств и сцепленных продуманной стратегией.

Многие неосознанно вырабатывают свою психологическую модель общения и воздействия на людей. Однако основные правила построения успешных межличностных отношений можно выделить в 16 принципов.

Профессионализм в создании доверительных взаимоотношений главным образом основывается на знаниях практической психологии. Она становится все более значимой в повседневной жизни современного человека.

Проанализировав структуру и механизмы общения, рассмотрим основные причины ошибок и затруднений, с которыми чаще всего сталкиваются люди в повседневном общении, а также основные способы преодоления создаваемых нами же коммуникативных барьеров.

Труднее всего наладить контакт с совершенно незнакомым человеком, который может стать потенциальным партнером или клиентом. Такой разговор психологи называют "холодным звонком". Его инициатором может быть и руководитель компании, и рядовой менеджер.

В большинстве случаев мы не утруждаем себя сознательными размышлениями о том, каким образом приветствовать других людей, как дать понять собеседнику, что теперь настала наша очередь говорить, как показать партнеру, что мы верим его словам.

Общение является результативным при том условии, что оно подчинено достижению ряда целей, например, таких, как: изучение психологии собеседника; установление более тесных контактов; обеспечение сотрудничества; обсуждение конкретной проблемы.

Ваш мозг может отключать и подключать слуховое восприятие. Многие люди могут спать, несмотря на невероятный ночной шум, но способны проснуться от шепота любимого человека. Чем больше вы будете тренировать этот навык, тем больше пользы он вам принесет.

Хорошо поставленный вопрос - тот, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве. Умение ставить вопросы есть необходимый признак ума.

Каждому из нас приятнее общаться не с тем человеком, который умеет говорить, а с тем, кто умеет нас слушать. Исследования показывают, что не более более 10% людей умеют выслушать собеседника. Узнайте наиболее важные приемы эмпатического слушания и такта.

Характеристики каналов связи общения. Компоненты коммуникативного акта. Правила культурного общения. Как склонить человека к своей точке зрения. Умение слушать в акте общения. Телефон как средство коммуникации.