Пристли 31 июня читать онлайн. Джон Бойнтон Пристли «31 июня

Да, знаменитый английский драматург Джон Пристли иногда писал фантастику. Но всемирную популярность завоевали не его толстые научно-фантастические романы, а короткая юмористическая повесть «31 июня». Назвать эту повесть прекрасной - значит, мало сказать о ней.

Итак, в этот невероятный «лунный день» волшебники Мальгрим и Марлаграм открыли дверь в суматошную современность из времен короля Артура. Лично мне кажется, что снятый по этой повести одноименный фильм даже наполовину не дает представления о достоинствах языка и сюжета этой искрометной повести. Ирония автора, по-английски утонченная, тем не менее, столь убийственна, что в какой-то момент времени насквозь фэнтезийный дворец в Перадоре начинает казаться «островком реальности» на фоне маразматических реалий XX века. И лишь любовь принцессы Мелисенты и художника Сэма придает смысл существованию обоих миров.

Оценка: 10

Совершенно нехарактерная для Джона Бойнтона Пристли, автора изумительных детективов и тонких мрачных психотриллеров, книга. Не фантастика, нет. Сказка для взрослых и пОдростков. Намеренно наивная, добрая. Достаточно смешная и весьма оптимистичная. Интрига закручена лихо, герои колоритны и весьма харАктерны. Обыденное, привычное (это современное времени написания пьесы, уже годов полста тому), изящно переплетается со сказочно-фантастическим (времена короля Артура). Народ жалуется тут, что похоже на пьесу - одни диалоги. Так ведь Пристли драматург, стиль для него привычен. Возможно, повесть и писалась изначально как драматическое произведение для Лондонского ТЮЗа:wink:.

При этом отнюдь не лучшая книга писателя, отнюдь.

Оценка: 10

Джон Бойнтон Пристли - унылый реалист, скучный, как английское судопроизводство, и вдруг блестящая, смешная и сентиментальная повесть, лучшее описание любви во всей английской литературе. И тут же дивная классификация драконов, страшнейший из которых -- свирепый, исполинский винтохвостый дракон. У меня не хватает превосходных эпитетов для характеристики этого гениального произведения. Единственная претензия к автору: он больше не написал ничего подобного. Напрасно я читал одну книгу Пристли за другой, всюду мне заунывно напевали: «Чёрный рыцарь взял моё сердце в полон». Видно и впрямь тридцать первое июня бывает раз в жизни, и это касается как календаря, так и книг.

Оценка: нет

Редкостной души произведение (именно - души).

Самое интересное, вот уникальный феномен, в этой книге нет зла... в отличии от преобладающей массы фэнтези-фантастики.

Поразительно просто. Обычно, вот любят современные пейсатели, разрисовать мрачную Жуть, потустороннюю Тьму, вселенскую Подлость, всеобщую Несправедливость, зажравшихся садистов Аристократов, какие то извращенные Изнасилования, мерзкую Педофилию... и прочее.. прочее...

А вот в этой книге, этого просто Нет! Даже вот, королю, при его пустой казне, когда предложили ввести налог на воздух, и все остальное, он разгневался, и посадил этих советчиков в темницу (!), представляете? да любой современный, и не только, чиновник, олигарх, властьдержащий удавится же за копейку, а людей вообще... ну знаете....

А принцесса Мелисента? Вовсе она не глупенькая, одно то, что она как самый здравомыслящий человек на какой-то телепередаче для домохозяек, просто встала, и пошла по своим делам, а не толкла в ступе воду, чего стоит?

Да. Хороший роман. Ничего не скажешь.

Спасибо an2001 за совет.

Оценка: 9

Только что перечитал повесть, и заметил как изменилось собственное восприятие. 15 лет назад все воспринималось ярче: сюжет захватывающий, шутки смешные, герои берут за живое. Сейчас все не так. Повесть уж слишком проста, круговерть перемещений туда-сюда в определенный момент просто наскучивает. Создалось устойчивое впечатление, что книга это один диалог, описания практически отсутствуют, из-за этого сложно сосредоточится и вспомнить кто из персонажей в каком мире находится. Между тем, герои повести раскрываются через диалоги, и это скорее плюс, чем минус. Здесь каждый найдет себе любимого персонажа, поскольку выбор есть на любой вкус. Если по первому прочтению мне больше всех запомнилась центральная пара Мелисента и Сэм и еще буфетчица с вечным погодным вопросом, то сейчас я бы выделил шкипера Планкета и Диммока, который запомнился своей бизнес-хваткой, и отсутствием уныния даже в теле дракона.

Если бы нужно было охарактеризовать повесть одним словом, то это слово было бы «балаган» - в хорошим, истинном значении.

Нельзя не упомянуть про фильм. Он просто другой, и очень верно, что сделан в виде мюзикла. Сэм, Нинет, Мелисента и король в фильме - более цельные образы, чем однобокие книжные персонажи Пристли.

Тем кто не читал, стоит ознакомится с этим произведением желательно лет до 20.

Оценка: 7

Эту книгу стоит читать, если вы хотите попробовать английского юмора, щедро сдобренного иронией. Стоит читать и если вам нравится приключенческое фентези с перемещениями во времени. И возможно небезынтересно это будет тем, кто любит не совсем обычные романтические истории. Ведь всё это происходило (или будет происходить?) в необычный день, лунный день 31 июня, не существующий в обычных календарях.

А может герои этой истории живы и сейчас, среди нас? Присмотритесь, подумайте - может быть вы знакомы с леди Нинет или мистером Диммоком, капитаном Планкетом или буфетчицей Куини? И если уж быть совсем внимательным, то может быть удастся разглядеть в городской толпе Сэма и Мелисенту.

Оценка: 9

Что в наше время, что в средние века - все живут какой-то пустой и несерьезной жизнью: постоянно перебрасываются ничего не значащими фразами про погоду, которая «опять разгулялась», или вовсе - плоскими шуточками... а больше, похоже, ничем не заняты (и если попытаются что-то делать - тут же шум работающих дрелей помешает...)

Главный герой - ну да, он получил в жены принцессу... но будут ли они счастливы? Вряд ли. Нудная рутина их поглотит... в каком бы мире ни жили. А потом как начнутся семейные склоки... вот вам и вся «милая сказка». История, вполне себе напоминающая «Янки при дворе короля Артура»: люди никогда не изменятся, как бы печально это ни было. И по-прежнему страшна сытая пошлость...

Ну, а в фильме - там оба мира показаны куда серьезнее. И леди Нинет не пародийная «злыдня», а более неоднозначный характер; и Лэмисон - вовсе не такой глупый; и Мальгрим напоминает средневекового Воланда, который ни добро и ни зло, а где-то «по ту сторону». По-своему обаятельны не только буфетчица Куини и Планкетт, но даже (как ни смешно!) недотёпа король...

Думаю, не нужно объяснять, что мне нравится больше - книга или фильм. Впрочем, и то, и то хорошо по-своему; классика есть классика. (А на среднюю оценку не смотрите - это просто по старой памяти...)

Оценка: 6

Какая-то очень здравая наивность есть в этой книге, вдобавок к доброму юмору. Никто особо не удивляется и долго не размышляет по поводу путешествий из одного века в другой, колдовства и технических новинок. Отрицательных персонажей, можно сказать, нет, есть - злоумышляющие, которые, конечно, поймут, что так нельзя (потому что все равно ничего не выйдет). Все действующие лица, а их достаточно много и отношения между ними становятся все сложнее, тем не менее ярко обрисованы - в основном посредством своей речи.

Вообще в то время было немало таких книг и фильмов, особенно у нас в стране, где и короли, и волшебники, и прочие сказочные герои были похожи на обычных людей нашего времени. (Почему-то вспоминалась фраза из «Золушки»: «А еще корону надел!») Поэтому-то им так просто договориться между собой и даже организовать туристическую фирму! Да и о наших современниках говорится с долей юмора. Мне больше всего запали в душу шкипер Планкет - миляга старик и буфетчица из «Вороного коня».

Книга попалась мне в переводе С.Маркиша и В.Хинкиса, и хотя я не специалист в этом деле, но на мой читательский вкус - переведено великолепно.

Фильм по повести неплох, но будь в нем поменьше песен и плясок и побольше той загадочности, без которой обошелся Пристли, получилось бы интереснее.

Оценка: 10

Замечательная, фантасмагорическая, добрая и юмористическая, очень волшебная сказка. Пристли удалось в столь малый объем произведения вместить очень много замечательного, по-детски доброго и открытого: тут есть и принцесса Милисента, и придворный музыкант, и глуповатый король, и злой, но очень забавный волшебник Мальгрим. Есть маленькое королевство Перадор, в котором кипят большие государственные страсти. А совсем рядом, на расстоянии одного лишь звездного моста, находится суматошный, современный век двадцатый. И именно там живет художник Сэм, которому 31-го июня, в лунный день, суждено полюбить принцессу из Средневековья. Они далеко друг от друга, их разделяют время и пространство. Но..Это все-таки сказка и все в ней возможно.

Оценка: 10

Этого дня нет ни в одном календаре, после 30 июня неизбежно наступает 1 июля... или всё-таки оно существует, это 31 июня? Всем нам порой хочется вырваться за грань скучных будней и поверить в реальность существования чуда, вот тогда она и наступает эта дата. Повесть Дж. Б. Пристли - это своего рода посвящение всему жанру классического фэнтези, написанное талантливо, со знанием дела и любовью к литературе подобного рода. Если смотреть поверхностно, то перед нами синтез городского и сказочного фэнтези с активным использованием попаданцев, но по мере чтения всё оказывается не так однозначно. В какой-то момент начинает казаться, что повесть можно отнести к жанру фантастики, есть попытка научно обосновать возможность перемещения между мирами, автор предлагает нам теорию шести измерений пространства, но всё же частое использование магии, колдуны, рыцари и драконы свидетельствует о фэнтезийной природе произведения. Находится место здесь и для социальной сатиры, в отдельных эпизодах автор высмеивает современные телешоу, раскрывает неприглядную изнанку мира бизнеса. Стоит отметить пародийный элемент повести, но пародия здесь добрая, а не ехидная, как бывает иногда.

Многие помнят замечательный советский музыкальный фильм, снятый по мотивам данной повести, стоит отметить, что по сюжету книга и фильм существенно отличаются, кроме завязки и имен главных героев между ними не так много общего, так что если вы помните сюжет кинокартины, читать книгу будет всё равно интересно. Сюжет развивается параллельно - в Лондоне 1961 года и в вымышленном государстве Перадор, населенном персонажами из легенд о короле Артуре. Принцесса Мелисента, увидев в волшебном зеркале лондонского художника Сэма без памяти влюбляется в него, а Сэм рисует портрет Мелисенты, уверенный в том, что это вымышленный образ, но узнав, что девушка реальна, отправляется на её поиски в Перадор. Конфликт строится на соперничестве Мелисенты и леди Нинет, обе они хотят выйти замуж за Сэма, каждой из них помогает могущественный волшебник - Мелисенте - старый Марлаграм, а Нинет - его племянник Мальгрим, в общем классическая борьба добра со злом, хотя постепенно грани между этими понятиями стираются, повесть похожа на красочный калейдоскоп или скорее театральный фарс в цветистых сказочных декорациях.

Главный герой Сэм на поверку оказывается совсем не героем - романтичный художник, который предпочитает спокойствие и уют смертельному риску и опасностям, а поиски прекрасной принцессы всегда готов немного отложить ради сытного обеда. Романтическая линия стараниями автора максимально нереалистична, такое бывает только в сказках, скажет читатель, и будет несомненно прав. В определенный момент начинаешь понимать, что все персонажи старательно отыгрывают свою роль так, словно они находятся на театральных подмостках, автор сознательно создает такой эффект, ведь мир фэнтези - это страна мечты, то чего не бывает в реальной жизни. За что можно полюбить трусоватого увальня Сэма или же глупенькую Мелисенту (кроме как за привлекательную внешность) - но в сказке возможно всё, об этом говорит нам автор, выдавая предельно неправдоподобную концепцию романтической «любови». Все персонажи не выходят за рамки отведенных им функций, но ощущения картона при этом не производят.

Довольно удачными получились роли второстепенных персонажей, которых однако можно и нужно было раскрыть на порядок лучше - невозмутимая буфетчица Куини, каламбурящие стражники королевской темницы Джек и Фред, сам взбалмошный король Мелиот, ну и конечно же вечно пьяный капитан Планкетт, готовый на любой случай выдать подходящую историю из опыта своих морских приключений. Последний из перечисленных персонажей достоин самого пристального внимания. Именно Планкетт чаще всего получает роль резонера и даже «бога из машины», его сюжетная функция очень важна, и образ получился шикарный. Однако это еще не всё, фамилия нашего капитана - отсылка к одному из родоначальников жанра фэнтези Лорду Дансени, настоящее имя которого было Э. Планкетт. Сюжетная фабула «31 июня» по всем параметрам, кроме финала напоминает роман Дансени «Дочь короля Эльфландии» - герой из нашего времени влюбляется в сказочную принцессу и отправляется на её поиски в вымышленный мир.

Одним из основных мотивов повести Пристли является следование за мечтой, перенос персонажей из реального в вымышленный мир, желание вырваться за рамки повседневности - эта атмосфера была преобладающей в творчестве Дансени, можно вспомнить и Г. Уэллса, те его произведения, которые можно отнести к магическому реализму и фэнтези. Способы перехода героев из одного мира в другой заставят вспомнить «Хроники Нарнии» и «Гарри Поттера». Также очевидна полемика автора с М. Твеном и его «Янки при дворе короля Артура». Если у Твена магия - не более чем шарлатанство, то Пристли эксплуатирует колдовские способности двух своих чародеев по полной. Из минусов стоит отметить довольно предсказуемый сюжет и финал, потенциал второстепенных персонажей раскрыт не полностью, любовная линия нереалистична, хотя здесь это не баг, а фича, но всё же. Рекомендовать повесть можно практически всем, но в особенности ценителям старого, дотолкиновского фэнтези - здесь обыгрывается масса классических штампов и сюжетных ходов, свойственных произведениям начала прошлого века.

Повесть
о верной любви,
предприимчивости и прогрессе
в век короля Артура и в век атома

Глава первая. Принцесса Мелисента и волшебное зеркало
В Лунный день, 31 июня, в Перадоре выдалось ясное летнее
утро -- как раз такое, какие всем нам помнятся по далеким
прежним годам, но с тех пор как будто не повторялись ни разу.
Крошечное королевство, одно из вассальных владений великого
короля Артура, чья резиденция была в Камелоте, зевая,
просыпалось в дымном золоте утра. По той прискорбной причине,
что Артуровой Англии прогресс был неведом, все вокруг жили
очень мирно и тихо: нигде не сносили старинных зданий, чтобы
расчистить участки для контор и административных корпусов,
никто не старался съесть живьем конкурента, ни один из
подданных короля Мелиота не наживал себе язвы или нервного
расстройства из-за трудностей с транспортом и служащие не
втискивались в мчащиеся под землей поезда. Поскольку об
экономике тогда еще понятия не имели, Перадор не строил
безнадежных планов превышения вывоза над ввозом. Собственно
говоря, там вообще не занимались планированием, если только не
считать планом обеденное меню.
Западную башню замка короля Мелиота занимала его
единственная дочь и наследница принцесса Мелисента со своими
двумя молоденькими фрейлинами и прислугой. В главном покое --
Ковровой зале -- сидел музыкант принцессы, молодой человек по
имени Лэмисон, и лениво перебирал струны лютни. Это был один из
тех чахлых, угрюмых и вечно надутых молодых людей, которые
весьма собою довольны без всяких на то оснований -- он даже не
умел мало-мальски прилично играть на лютне. Его треньканье было
прервано появлением двух фрейлин -- леди Нинет и благородной
Элисон.
У Нинет были темно-рыжие волосы, зеленые глаза, прелестная
фигура и мерзкий характер. Элисон была меньше и мягче --
хорошенькая, тихая, словно мышка, девушка, какие никогда не
переродились в Англии со времен короля Артура до наших дней.
Несмотря на ранний час, обе девушки уже скучали, и потому у
Нинет был вид вызывающий и раздраженный, а у Элисон --
задумчивый и понурый.
Нинет незамедлительно набросилась на Лэмисона:
-- Ах, да перестаньте вы! Опять это старье! Надоело!
Неужели вы не знаете ничего другого?
Элисон ограничилась мягким упреком:
-- Ведь вы обещали выучить песню "Черный рыцарь взял мое
сердце в полон", -- сказала она.
Лэмисон пробурчал что-то невнятное и перестал играть, но
не двинулся с места, ожидая появления принцессы Мелисенты.
Девушки больше не обращали на него ни малейшего внимания, они
стояли рядышком и перешептывались.
-- Если Мелисента принесет волшебное зеркало, -- сказала
Нинет, -- я попрошу разрешения заглянуть в него.
-- Ах... Нинет... неужели ты отважишься?
-- Конечно! Ведь зеркало не ее, и она вот-вот должна
вернуть его тому волшебнику, может, даже сегодня утром. А если
она кого-то в нем увидела, то, может, и я увижу.
-- Опять, наверно, нас усадят за вышивание, -- вздохнула
Элисон. -- И у меня разболится голова. Почему это у нас в
Перадоре не бывает никаких событий? Моя двоюродная сестра Элайн
дивно проводит время в Камелоте. Искусные чародеи, тут же под
боком два великана и дракон, целых четыре заколдованных замка,
на каждом шагу рыцари Круглого Стола: только и ищут, кого бы
спасти, что ни вечер -- гости, приемы... -- Она снова
вздохнула.
Нинет фыркнула.
-- Что толку попусту вздыхать! Надо самим позаботиться,
чтобы случались всякие события!
-- Только не с моим добродетельным нравом, -- грустно
промолвила Элисон.
-- Ну, а я, слава богу, безнравственна, -- сказала Нинет,
и ее зеленые глаза заблестели. -- Пусть только случай
представится или хоть полслучая -- уж я позабочусь о том, чтобы
события у нас были! Вот увидишь!
Поспешно вошла принцесса Мелисента, на ходу протирая
шелковой тряпицей волшебное зеркало -- около восемнадцати
дюймов в длину и столько же в ширину, -- сделанное из
блестящего металла и оправленное в темную деревянную раму. У
принцессы были золотистые волосы и большие серые глаза, и
вообще она была очаровательна, но в то утро она рассталась со
своей обычной дремотной и улыбчивой безмятежностью и вид у нее
был совсем хмурый.
-- Я просто вне себя! -- объявила она. -- Все утро смотрю,
смотрю, а его нет и нет. Но я уверена, что он по-прежнему обо
мне думает. Я чувствую, что думает! Видно, чары не действуют.
-- Может быть, если я попытаюсь... -- начала Нинет.
-- Ни в коем случае! Магистр Мальгрим, волшебник, дал мне
зеркало только на время. -- Тут она заметила музыканта. --
Идите, Лэмисон. Нынче утром музыки не будет. Мы не в духе. --
Она умолкла, выжидая, пока он выйдет. -- Нет, это меня с ума
сводит! Неужели я больше его не увижу? Какой сегодня день?
-- Лунный день, тридцать первое июня, -- сказала Элисон.
-- И погода чудесная. Мы не выйдем погулять?
-- Нет, отец желает говорить со мною. Придется сесть за
вышивание.
Обернувшись к Элисон, Нинет скорчила недовольную гримаску.
-- Ах нет, Мелисента, пожалуйста, подождите. Вы ведь нам
еще не рассказали, как был одет этот рыцарь.
-- Да, право, не знаю, -- начала принцесса задушевно и
доверительно, -- кажется, на нем была белая рубашка, а поверх
-- желтый камзол или что-то в этом роде. И потом, мне кажется,
что он не рыцарь. И даже не оруженосец. Наверное, какой-нибудь
художник. -- Она помедлила, потом, решившись, сказала еще более
доверительно: -- А вот это уже тайна: его зовут Сэм.
-- Сэм? -- в один голос воскликнули Нинет и Элисон.
-- Сэм, -- повторила принцесса с нескрываемым
удовольствием. -- Правда, миленькое имя? И еще про одну вещь я
вам не рассказала -- он умеет выдувать дым изо рта.
-- Как дракон? -- спросила пораженная Элисон.
-- Вовсе не как дракон. У него это получается не свирепо,
а очень мило!
-- Может, он волшебник? -- предположила Нинет.
Это задело принцессу.
-- Вот еще! Оттого что вашу тетку подозревали в
колдовстве, у вас, Нинет, только и на уме всякие там чародеи,
колдуны, волшебники...
Раздался оглушительный стук в двери, после чего они
распахнулись настежь, пропустив герольда короля Мелиота --
грузного пьяницу с громовым голосом
-- Благородная принцесса Мелисента... сударыни!-- загремел
он. -- С вашего позволения честь имею объявить: его королевское
величество Мелиот -- король Перадора, высокий повелитель
Бергамора, Марралора и Парлота, властелин Лансингтона, Нижних
Мхов и Трех Мостов!
-- Ну, это уж слишком! -- сердито сказала Мелисента. --
Кому какое дело до этих Нижних Мхов и Трех Мостов?
Прежде чем герольд успел ответить, у самых дверей заиграли
трубы. Девушки зажали уши и состроили недовольные гримаски.
Вслед за тем совершился выход короля Мелиота -- ничуть, однако,
не величественный по причине крайней поспешности. На короле
была самая легкая его корона и мантия, некогда великолепная, но
теперь изрядно обносившаяся и с довольно четкими следами яичных
и винных пятен. Король был одним из тех обремененных властью
людей пожилого возраста, которым кажется, будто они вершат
великие дела, меж тем как на самом дели они просто по уши
увязли во всяческих мелочах. Слова из уст короля сыпались
быстро и отрывисто, и ему всегда до того не терпелось высказать
свое суждение, что нередко он сам себя перебивал.
-- Доброе утро, Мелисента! Доброе утро, девочки! --
проговорил он в ответ на их реверансы. -- За работу еще не
принимались? Производство ковров сократилось на семьдесят пять
процентов, с тех пор как мы потеряли нашу дорогую королеву. Так
дело не пойдет. Извольте задуматься над этим. Кстати, мы только
что получили приглашение на конференцию в Камелот.
Лица девушек разом прояснились.
-- Когда мы едем? -- спросила Мелисента.
-- Ты не едешь. Только мужчины... Даже королев и то не
звали: кое-какие проблемы обороны. Да и вообще Камелот сейчас
не место для юных девиц. Королева Джиневра, конечно, женщина
обаятельная, но... так сказать...
-- Ах, отец, ну что вы, ей-богу! -- воскликнула Мелисента.
-- Мы отлично знаем про нее и про сэра Ланселота...
-- Ничего ты не знаешь! -- закричал король, внезапно
рассвирепев. -- И никто ничего не знает! Все это дурацкий
вздор!
-- Ну что ж, если это вздор, -- сказала Мелисента, --
почему мне нельзя...
Но король не желал больше слушать никаких возражений.
-- Не вздумай спорить с нами, девочка. У тебя нет ни
логики, ни здравого смысли. А теперь -- тихо. Нам надо
подумать. Зачем мы здесь? Ах да, мы хотим взять с собой в
Камелот нашего карлика Грумета. Куда ты его девала?
-- Нет, отец, дорогой, пожалуйста, не увозите опять
Грумета в Камелот, -- запротестовала Мелисента. -- Он не умеет
говорить... и у него только два трюка, да и те уже
старые-престарые...
-- Вполне довольно. Между прочим, трюк с паштетом из
оленины имел в прошлый раз потрясающий успех. Сэр Пелеас
предлагал нам в обмен на Грумета своего главного оружейника.
Нет, он нам необходим. Где он? Говори толком, дитя мое, где он?
Мелисента была в чрезвычайном затруднении.
-- Видите ли, отец... дело в том, что... я послала его
поискать одного человека...
-- Одного человека? -- вскричал король, -- Кого? Куда?
Зачем?
-- Ну... ты помнишь магистра Мальгрима, волшебника?
-- Как же. Недавно заявился. Прибыл с письмом от короля
Марка, ищет нашего покровительства. Не очень-то он нам
понравился. Слишком нос задирает. Так что с ним такое?
-- Он одолжил мне волшебное зеркало, -- сказала Мелисента
все так же нерешительно. -- Если кто-нибудь о тебе думает, ты
увидишь его в этом зеркале...
-- Вздор! Вы, девчонки, готовы поверить во что угодно. Где
оно? -- Мелисента протянула ему зеркало, и мгновение-другое
король не отрываясь глядел в него. -- Ну, ясно, так мы и
думали. Наше собственное лицо -- и ничего больше!
-- Смотрите внимательно, государь, -- сказала Нинет,
сочтя, что ей пора вступить в разговор.
-- А мы и смотрим внимательно, -- отозвался король, все
еще не отводя глаз от зеркала. -- Ох, это еще кто такой? Вроде
бы сэр Кэй, управитель дворца в Камелоте. Да, верно... он
сейчас думает о нас.
-- Обо всех нас? -- осведомилась Мелисента. -- Да нет, о
нас лично, о нашем королевском величестве. Ей-богу, он опять
собирается поместить нас в те же холодные покои на северной
стороне, а там сквозняк так и гуляет. Ну уж нет, на этот раз мы
там жить не станем. Вот... держи свое зеркало. Но при чем тут
наш карлик? Ты ведь говоришь, что послала его искать кого-то,
так, что ли?
Он взглянул на дочь с некоторым подозрением.
-- Вчера, -- мечтательно промолвила Мелисенга, -- я
посмотрела в это зеркало и увидела человека по имени Сэм,
который думал обо мне. Он был так мил.
-- Мил? Вздор! И кто он такой, этот Сэм? Мы никогда о нем
не слыхали. Стало быть, ты отправила нашего карлика с
поручением к этому проходимцу?
-- Я попросила магистра Мальгрима, волшебника, чтобы он
своими чарами помог карлику Грумету найти Сэма. Потому что Сэм
не в нашем королевстве и вообще ни в одном из тех, какие мы
знаем...
-- Ну, а где же он тогда?
-- Видите ли... Сэм вообще не имеет отношения к тому, что
называют всамделишной жизнью.
-- А-а-а, вон оно что, так бы сразу и говорила. -- Король
Мелиот был восхищен собственной проницательностью. -- Забила
себе голову мифами, легендами, сказками, а? Дело неплохое, если
только этим не злоупотреблять. Так-так... Ну, а теперь
подавай-ка сюда карлика.
-- Но я не могу, отец. Он отправился искать Сэма, я ведь
вам уже сказала.
-- Какой смысл, -- вопросил король раздраженно, --
посылать всамделишного карлика на розыски человека, которого на
самом деле нет?
-- Да я не говорила, что Сэма нет на самом деле, наоборот!
-- Если он не из всамделишной жизни, стало быть, его на
самом деле нет! -- Король орал во всю глотку и сверкал на
принцессу глазами. -- Он воображаемый! Вот и посылай на розыски
воображаемых карликов -- ради бога, сколько душе угодно. Но
зачем посылать всамделишного карлика? Сто чертей! Ни логики, ни
разума, ни здравого смысла! Нет, дочка, это у тебя, видно,
летний приступ бледной немочи! -- Он кинулся к дверям и еще на
ходу закричал: -- Магистр Джарви! Магистр Джарви!
Спустя несколько мгновений в дверях показалась длинная и
важная физиономия королевского медика. Он поклонился и
вопросительно взглянул на короля.
-- Нет, не мы -- принцесса Мелисента, -- проговорил король
нетерпеливо, -- Страдает видениями... вздорные выдумки.
Говорит, будто отправила карлика Грумета искать какого-то типа,
которого на самом деле не существует. Наверно, приступ
чего-нибудь этакого...
-- Отец, я совершенно здорова...
-- Вздор!
-- Ваше высочество, -- сказал Джарви, приближаясь, --
осмелюсь заметить: хоть сколько-нибудь уверенно обратиться к
опытному медику с таким заявлением, как ваше, могут весьма
немногие. Готов согласиться, что вы чувствуете себя
совершенно здоровой. Но быть совершенно здоровой и
чувствовать себя здоровой -- далеко не одно и то же.
Позвольте, ваше высочество.
-- Стой смирно, дитя мое! -- предупредил король. -- Ради
твоего же блага!
Медик сосчитал у принцессы пульс, пощупал ей лоб, оттянул
книзу веко, посмотрел язык и заставил свою пациентку сказать
"а-а-а". Сам он то и дело приговаривал "хм-хм".
-- Ну, твое мнение, Джарви? -- спросил король нетерпеливо.
-- Говори. Не можем же мы торчать здесь весь день.
-- Естественная гармония четырех первичных влаг несколько
нарушена, -- сказал Джарви с неописуемой важностью. -- Плотная,
черная и кислая влаги, очищенные от соков селезенки,
недостаточно надежно оберегают в крови горячую влагу, или же,
как учит нас Гален, природная пневма, возникающая в сердце, не
сдерживает в должной мере пневму жизненную, возникающую в
печени. Отсюда слишком быстрое, освобождение возникающей в
мозгу душевной пневмы, что в свою очередь разжигает пустую игру
воображения.
-- Верно! -- вскричал король. -- Пустая игра воображения!
Вот что неладно с нашей девочкой! Ах, что бы мы стали делать
без науки -- подумать страшно. Какое снадобье назначишь,
Джарви?
-- Распустить в уксусе жемчужину, добавить толченого зуба
дракона, принимать на ночь и утром: толченую мумию и корень
мандрагоры в теплом вине -- в полдень и вечером, Не есть
пудингов с олениной и свининой. Не надевать алых платьев. До
новолуния носить под сорочкой крылышко летучей мыши и
высушенную жабу. И еще, пожалуй, палец повешенного...
-- Ни за что на свете! -- Мелисента отчаянно замотала
головой и топнула ножкой.
Медик снисходительно улыбнулся.
-- Хорошо, можно обойтись без пальца. Но снадобья
принимайте...
-- За этим присмотрим мы, -- сказал король. -- Ступай,
магистр Джарви. Прими нашу благодарность. -- Он помахал-рукой,
потом повернулся к дочери. -- Мелисента, отсюда ни на шаг!
-- Ах, отец, я буду сидеть взаперти?
-- Вот именно, взаперти. Леди Нинет, благородная Элисон,
извольте позаботиться об этом -- или вам несдобровать. Чтобы
отсюда ни на шаг! И чтобы никаких глупостей! А карлик Грумет --
не сойти мне с этого места! -- валяется пьяный где-нибудь в
замке. Если он вернется сюда, отправьте его ко мне немедленно.
Мелисента была в отчаянии.
-- Но магистр Мальгрим поклялся, что может послать Грумета
из всамделишной жизни туда, где Сэм...
Король Мелиот двинулся было к двери, но тут повернулся и
погрозил дочери пальцем.
-- Мальгрим -- шарлатан. Грумет -- жалкий пьянчужка,
бессловесная тварь. Ты -- вздорная больная девчонка, у тебя
воспаление мозгов. Твой Сэм -- легенда, персонаж из сказки,
романтические бредни. Наши повеления вам известны -- всем вам,
извольте подчиняться. Доставайте-ка свои иглы и нитки. Мы
заняты делом. И вы должны заниматься делом -- делом, делом,
делом, делом! -- Он отворил дверь и крикнул: -- Отставить
трубы, отставить! Нагремелись нынче утром, хватит.
И он исчез.
Три девушки. поглядели друг на друга в унынии и
растерянности.
-- Теперь -- за вышивание, -- грустно промолвила Элисон.
-- Мы должны что-нибудь придумать, -- сказала Нинет. Но на
этот раз в словах ее не было ни уверенности, ни запала, ни
коварства.
Повернувшись к ним спиной, Мелисента молчала. Она глядела
в синее и золотое утро, которое обещало так много и не принесло
ничего, кроме толченой мумии, мандрагорового корня и прочей
мерзости.

Глава первая. Принцесса Мелисента и волшебное зеркало

В Лунный день, 31 июня, в Перадоре выдалось ясное летнее утро — как раз такое, какие всем нам помнятся по далеким прежним годам, но с тех пор как будто не повторялись ни разу. Крошечное королевство, одно из вассальных владений великого короля Артура, чья резиденция была в Камелоте, зевая, просыпалось в дымном золоте утра. По той прискорбной причине, что Артуровой Англии прогресс был неведом, все вокруг жили очень мирно и тихо: нигде не сносили старинных зданий, чтобы расчистить участки для контор и административных корпусов, никто не старался съесть живьем конкурента, ни один из подданных короля Мелиота не наживал себе язвы или нервного расстройства из-за трудностей с транспортом и служащие не втискивались в мчащиеся под землей поезда. Поскольку об экономике тогда еще понятия не имели, Перадор не строил безнадежных планов превышения вывоза над ввозом. Собственно говоря, там вообще не занимались планированием, если только не считать планом обеденное меню.

Западную башню замка короля Мелиота занимала его единственная дочь и наследница принцесса Мелисента со своими двумя молоденькими фрейлинами и прислугой. В главном покое — Ковровой зале — сидел музыкант принцессы, молодой человек по имени Лэмисон, и лениво перебирал струны лютни. Это был один из тех чахлых, угрюмых и вечно надутых молодых людей, которые весьма собою довольны без всяких на то оснований — он даже не умел мало-мальски прилично играть на лютне. Его треньканье было прервано появлением двух фрейлин — леди Нинет и благородной Элисон.

У Нинет были темно-рыжие волосы, зеленые глаза, прелестная фигура и мерзкий характер. Элисон была меньше и мягче — хорошенькая, тихая, словно мышка, девушка, какие никогда не переводились в Англии со времен короля Артура до наших дней. Несмотря на ранний час, обе девушки уже скучали, и потому у Нинет был вид вызывающий и раздраженный, а у Элисон — задумчивый и понурый.

Нинет незамедлительно набросилась на Лэмисона:

— Ах, да перестаньте вы! Опять это старье! Надоело! Неужели вы не знаете ничего другого?

Элисон ограничилась мягким упреком:

— Ведь вы обещали выучить песню «Черный рыцарь взял мое сердце в полон», — сказала она.

Лэмисон пробурчал что-то невнятное и перестал играть, но не двинулся с места, ожидая появления принцессы Мелисенты. Девушки больше не обращали на него ни малейшего внимания, они стояли рядышком и перешептывались.

— Если Мелисента принесет волшебное зеркало, — сказала Нинет, — я попрошу разрешения заглянуть в него.

— Ах… Нинет… неужели ты отважишься?

— Конечно! Ведь зеркало не ее, и она вот-вот должна вернуть его тому волшебнику, может, даже сегодня утром. А если она кого-то в нем увидела, то, может, и я увижу.

— Опять, наверно, нас усадят за вышивание, — вздохнула Элисон. — И у меня разболится голова. Почему это у нас в Перадоре не бывает никаких событий? Моя двоюродная сестра Элайн дивно проводит время в Камелоте. Искусные чародеи, тут же под боком два великана и дракон, целых четыре заколдованных замка, на каждом шагу рыцари Круглого Стола: только и ищут, кого бы спасти, что ни вечер — гости, приемы… — Она снова вздохнула.

Нинет фыркнула.

— Что толку попусту вздыхать! Надо самим позаботиться, чтобы случались всякие события!

— Только не с моим добродетельным нравом, — грустно промолвила Элисон.

— Ну, а я, слава богу, безнравственна, — сказала Нинет, и ее зеленые глаза заблестели. — Пусть только случай представится или хоть полслучая — уж я позабочусь о том, чтобы события у нас были! Вот увидишь!

Поспешно вошла принцесса Мелисента, на ходу протирая шелковой тряпицей волшебное зеркало — около восемнадцати дюймов в длину и столько же в ширину, — сделанное из блестящего металла и оправленное в темную деревянную раму.

Джон Бойнтон Пристли

Джон Бойнтон Пристли

Повесть о верной любви, предприимчивости и прогрессе в век короля Артура и век атома.

о верной любви, предприимчивости и прогрессе

в век короля Артура и век атома

Глава 1 ПРИНЦЕССА МЕЛИСЕНТА И ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО

В Лунный день, 31 июня, в Перадоре выдалось ясное летнее утро – как раз такое, какие всем нам помнятся по далёким прежним годам, но с тех пор как будто не повторялись ни разу. Крошечное королевство, одно из вассальных владений великого короля Артура, чья резиденция была в Камелоте, зевая, просыпалось в дымном золоте утра. По той прискорбной причине, что прогресс Артуровой Англии был неведом, все вокруг жили очень мирно и тихо: нигде не сносили старинных зданий, чтобы расчистить участки для контор и административных корпусов, никто не старался съесть живьём конкурента, ни один из подданных короля Мелиота не наживал себе язвы или нервного расстройства из-за трудностей с транспортом, и служащие не втискивались в мчащиеся под землёй поезда. Поскольку об экономике тогда ещё понятия не имели, Перадор не строил безнадёжных планов превышения вывоза над ввозом. Собственно говоря, там вообще не занимались планированием, если только не считать планом обеденное меню.

Западную башню замка короля Мелиота занимала его единственная дочь и наследница принцесса Мелисента со своими двумя молоденькими фрейлинами и прислугой. В главном покое – Ковровой зале – сидел музыкант принцессы, молодой человек по имени Лэмисон, и лениво перебирал струны лютни. Это был один из тех чахлых, угрюмых и вечно надутых молодых людей, которые весьма собою довольны без всяких на то оснований – он даже не умел мало-мальски прилично играть на лютне. Его треньканье было прервано появлением двух фрейлин – леди Нинет и благородной Элисон.

У Нинет были тёмно-рыжие волосы, зелёные глаза, прелестная фигура и мерзкий характер. Элисон была меньше и мягче – хорошенькая, тихая, словно мышка, девушка, какие никогда не переводились в Англии со времён короля Артура до наших дней. Несмотря на ранний час, обе девушки уже скучали, и потому у Нинет вид был вызывающий и раздражённый, а у Элисон – задумчивый и понурый.

Нинет незамедлительно набросилась на Лэмисона:

– Ах, да перестаньте вы! Опять это старьё! Надоело! Неужели вы не знаете ничего другого?

Элисон ограничилась мягким упреком.

– Ведь вы обещали выучить песню «Чёрный рыцарь взял моё сердце в полон», – сказала она.

Лэмисон пробурчал что-то невнятное и перестал играть, но не двинулся с места, ожидая появления принцессы Мелисенты. Девушки больше не обращали на него ни малейшего внимания, они стояли рядышком и перешёптывались.

– Если Мелисента принесёт волшебное зеркало, – сказала Нинет, – я попрошу разрешения заглянуть в него.

– Ах… Нинет… неужели ты отважишься?

– Конечно! Ведь зеркало не её, и она вот-вот должна вернуть его тому волшебнику, может, даже сегодня утром. А если она кого-то в нём увидела, то, может, и я увижу.

– Опять, наверно, нас усадят за вышивание, – вздохнула Элисон. – И у меня разболится голова. Почему это у нас в Перадоре не бывает никаких событий? Моя двоюродная сестра Элайн дивно проводит время в Камелоте. Искусные чародеи, тут же под боком два великана и дракон, целых четыре заколдованных замка, на каждом шагу рыцари Круглого Стола: только и ищут, кого бы спасти, что ни вечер – гости, приёмы… – Она снова вздохнула.

Нинет фыркнула.

– Что толку попусту вздыхать! Надо самим позаботиться, чтобы случались всякие события!

– Только не с моим добродетельным нравом, – грустно промолвила Элисон.

– Ну а я, слава Богу, безнравственна, – сказала Нинет, и её зелёные глаза заблестели. – Пусть только случай представится или хоть полслучая – уж я позабочусь о том, чтобы события у нас были! Вот увидишь!

Поспешно вошла принцесса Мелисента, на ходу протирая шёлковой тряпицей волшебное зеркало – около восемнадцати дюймов в длину и столько же в ширину, – сделанное из блестящего металла и вставленное в тёмную деревянную раму. У принцессы были золотистые волосы и большие серые глаза, и вообще она была очаровательна, но в то утро она рассталась со своею обычной дремотной и улыбчивой безмятежностью, и вид у неё был совсем хмурый.

– Я просто вне себя! – объявила она. – Всё утро смотрю, а его нет и нет. Но я уверена, что он по-прежнему обо мне думает. Я чувствую, что думает! Видно, чары не действуют.

– Может быть, если я попытаюсь… – начала Нинет.

– Ни в коем случае! Магистр Мальгрим, волшебник, дал мне зеркало только на время. – Тут она заметила музыканта. – Идите, Лэмисон. Нынче утром музыки не будет. Мы не в духе. – Она умолкла, выжидая, пока он выйдет. – Нет, это меня с ума сводит! Неужели я больше его не увижу? Какой сегодня день?

– Лунный день, тридцать первое июня, – сказала Элисон. – И погода чудесная. Мы не выйдем погулять?

– Нет, отец желает говорить со мною. Придётся сесть за вышивание.

Обернувшись к Элисон, Нинет скорчила недовольную гримаску.

– Ах нет, Мелисента, пожалуйста, подождите. Вы ведь нам ещё не рассказали, как был одет этот рыцарь.

– Да, право, не знаю, – начала принцесса задушевно и доверительно, – кажется, на нём была белая рубашка, а поверх – жёлтый камзол или что-то в этом роде. И потом мне кажется, что он не рыцарь. И даже не оруженосец. Наверно, какой-нибудь художник. – Она помедлила, потом решившись сказала ещё более доверительно: – А вот это уже тайна: его зовут Сэм.

– Сэм, – повторила принцесса с нескрываемым удовольствием. – Правда, миленькое имя? И ещё про одну вещь я вам не рассказала – он умеет выдувать дым изо рта.

– Как дракон? – спросила поражённая Элисон.

– Вовсе не как дракон. У него это получается не свирепо, а очень мило!

– Может, он волшебник? – предположила Нинет.

Это задело принцессу.

– Вот ещё! Оттого что вашу тётку подозревали в колдовстве, у вас, Нинет, только и на уме всякие там чародеи, колдуны, волшебники…

Раздался оглушительный стук в двери, после чего они распахнулись настежь, пропустив герольда короля Мелиота – грузного пьяницу с громовым голосом.

– Благородная принцесса Мелисента… сударыни! – загремел он. – С вашего дозволения, честь имею объявить: его королевское величество Мелиот – король Перадора, высокий повелитель Бергамора, Марралора и Парлота, властелин Лансингтона, Нижних Мхов и Трёх Мостов!

– Мне кажется, вы усердствуете не по разуму, – сердито сказала Мелисента. – Ну кому какое дело до этих Нижних Мхов и Трёх Мостов?

Прежде чем герольд успел ответить, у самых дверей заиграли трубы. Девушки зажали уши и состроили недовольные гримаски. Вслед за тем совершился выход короля Мелиота – ничуть, однако, не величественный по причине крайней поспешности. На короле была самая лёгкая его корона и мантия, некогда велколепная, но теперь изрядно обносившаяся и с довольно чёткими следами яичных и винных пятен. Король был одним из тех обременённых властью людей пожилого возраста, которым кажется, будто они вершат великие дела, меж тем как на самом деле они просто по уши увязли во всяческих мелочах. Слова из уст короля сыпались быстро и отрывисто, и ему всегда до того не терпелось высказать своё суждение, что нередко он сам себя перебивал.

– Доброе утро, Мелисента! Доброе утро, девочки! – проговорил он в ответ на их реверансы. – За работу ещё не принимались? Производство ковров сократилось на семьдесят пять процентов, с тех пор как мы потеряли нашу дорогую королеву. Так дело не пойдёт. Извольте поразмыслить над этим. Кстати, мы только что получили приглашение на конференцию в Камелот.

Лица девушек разом прояснились.

– Когда мы едем? – спросила Мелисента.

– Ты не едешь. Только мужчины… Даже королев и то не звали: кое-какие проблемы обороны. Да и вообще Камелот сейчас не место для юных девиц. Королева Джиневра, конечно, женщина обаятельная, но… так сказать…

– Ах, отец, ну что вы, ей-богу! – воскликнула Мелисента. – Мы отлично знаем про неё и про сэра Ланселота…

– Ничего ты не знаешь! – закричал король, внезапно рассвирепев. – И никто ничего не знает! Всё это дурацкий вздор!

– Ну что ж, если это вздор, – сказала Мелисента, – почему мне нельзя…

Но король не желал больше слушать никаких возражений.

– Не вздумай спорить с нами, девочка. У тебя нет ни логики, ни здравого смысла. А теперь – тихо. Нам надо подумать. Зачем мы здесь? Ах да, мы хотим взять с собой в Камелот нашего карлика Грумета. Куда ты его девала?

– Нет, отец, дорогой, пожалуйста, не увозите опять Грумета в Камелот, – запротестовала Мелисента. – Он не умеет говорить… и у него только два трюка, да и те уже старые-престарые.

– Вполне довольно. Между прочим, трюк с паштетом из оленины имел в прошлый раз потрясающий успех. Сэр Пелеас предлагал нам в обмен на Грумета своего главного оружейника. Нет, он нам необходим. Где он? Говори толком, дитя моё, где он?

Мелисента была в чрезвычайном затруднении.

– Видите ли, отец… дело в том, что… я послала его поискать одного человека…

– Одного человека? – вскричал король. – Кого? Куда? Зачем?

– Ну… ты помнишь магистра Мальгрима, волшебника?

– Как же. Недавно заявился. Прибыл с письмом от короля Марка, ищет нашего покровительства. Не очень-то он нам понравился. Слишком нос зад...

31 июня - один из моих любимых фильмов. Изящная, остроумная сказка о настоящей любви. Фильм снят по повести Дж.Пристли. В свое время я очень хотела ее прочитать. Но почему-то никак не могла найти книгу. Возможно повесть в СССР не издавалась. Но в интернете есть все. Нашлась и эта повесть. Она имеет лишь отдаленное сходство с фильмом. Здесь больше иронии. Но читается легко.

Повесть
о верной любви,
предприимчивости и прогрессе
в век короля Артура и в век атома

Глава первая. Принцесса Мелисента и волшебное зеркало

В Лунный день, 31 июня, в Перадоре выдалось ясное летнее утро -- как раз такое, какие всем нам помнятся по далеким прежним годам, но с тех пор как будто не повторялись ни разу. Крошечное королевство, одно из вассальных владений великого короля Артура, чья резиденция была в Камелоте, зевая, просыпалось в дымном золоте утра. По той прискорбной причине, что Артуровой Англии прогресс был неведом, все вокруг жили очень мирно и тихо: нигде не сносили старинных зданий, чтобы расчистить участки для контор и административных корпусов, никто не старался съесть живьем конкурента, ни один из подданных короля Мелиота не наживал себе язвы или нервного расстройства из-за трудностей с транспортом и служащие не втискивались в мчащиеся под землей поезда. Поскольку об экономике тогда еще понятия не имели, Перадор не строил безнадежных планов превышения вывоза над ввозом. Собственно говоря, там вообще не занимались планированием, если только не считать планом обеденное меню.
Западную башню замка короля Мелиота занимала его единственная дочь и наследница принцесса Мелисента со своими двумя молоденькими фрейлинами и прислугой. В главном покое -- Ковровой зале -- сидел музыкант принцессы, молодой человек по имени Лэмисон, и лениво перебирал струны лютни. Это был один из тех чахлых, угрюмых и вечно надутых молодых людей, которые весьма собою довольны без всяких на то оснований -- он даже не умел мало-мальски прилично играть на лютне. Его треньканье было прервано появлением двух фрейлин -- леди Нинет и благородной Элисон.
У Нинет были темно-рыжие волосы, зеленые глаза, прелестная фигура и мерзкий характер. Элисон была меньше и мягче -- хорошенькая, тихая, словно мышка, девушка, какие никогда не переродились в Англии со времен короля Артура до наших дней. Несмотря на ранний час, обе девушки уже скучали, и потому у Нинет был вид вызывающий и раздраженный, а у Элисон -- задумчивый и понурый.
Нинет незамедлительно набросилась на Лэмисона:
-- Ах, да перестаньте вы! Опять это старье! Надоело! Неужели вы не знаете ничего другого?
Элисон ограничилась мягким упреком:
-- Ведь вы обещали выучить песню "Черный рыцарь взял мое сердце в полон", -- сказала она.
Лэмисон пробурчал что-то невнятное и перестал играть, но не двинулся с места, ожидая появления принцессы Мелисенты. Девушки больше не обращали на него ни малейшего внимания, они стояли рядышком и перешептывались.
-- Если Мелисента принесет волшебное зеркало, -- сказала Нинет, -- я попрошу разрешения заглянуть в него.
-- Ах... Нинет... неужели ты отважишься?
-- Конечно! Ведь зеркало не ее, и она вот-вот должна вернуть его тому волшебнику, может, даже сегодня утром. А если она кого-то в нем увидела, то, может, и я увижу.
-- Опять, наверно, нас усадят за вышивание, -- вздохнула Элисон. -- И у меня разболится голова. Почему это у нас в Перадоре не бывает никаких событий? Моя двоюродная сестра Элайн дивно проводит время в Камелоте. Искусные чародеи, тут же под боком два великана и дракон, целых четыре заколдованных замка, на каждом шагу рыцари Круглого Стола: только и ищут, кого бы спасти, что ни вечер -- гости, приемы... -- Она снова вздохнула.
Нинет фыркнула.
-- Что толку попусту вздыхать! Надо самим позаботиться, чтобы случались всякие события!
-- Только не с моим добродетельным нравом, -- грустно промолвила Элисон.
-- Ну, а я, слава богу, безнравственна, -- сказала Нинет, и ее зеленые глаза заблестели. -- Пусть только случай представится или хоть полслучая -- уж я позабочусь о том, чтобы события у нас были! Вот увидишь!
Поспешно вошла принцесса Мелисента, на ходу протирая шелковой тряпицей волшебное зеркало -- около восемнадцати дюймов в длину и столько же в ширину, -- сделанное из блестящего металла и оправленное в темную деревянную раму. У принцессы были золотистые волосы и большие серые глаза, и вообще она была очаровательна, но в то утро она рассталась со своей обычной дремотной и улыбчивой безмятежностью и вид у нее был совсем хмурый.
-- Я просто вне себя! -- объявила она. -- Все утро смотрю, смотрю, а его нет и нет. Но я уверена, что он по-прежнему обо мне думает. Я чувствую, что думает! Видно, чары не действуют.
-- Может быть, если я попытаюсь... -- начала Нинет.
-- Ни в коем случае! Магистр Мальгрим, волшебник, дал мне зеркало только на время. -- Тут она заметила музыканта. -- Идите, Лэмисон. Нынче утром музыки не будет. Мы не в духе. -- Она умолкла, выжидая, пока он выйдет. -- Нет, это меня с ума сводит! Неужели я больше его не увижу? Какой сегодня день?
-- Лунный день, тридцать первое июня, -- сказала Элисон. -- И погода чудесная. Мы не выйдем погулять?
-- Нет, отец желает говорить со мною. Придется сесть за вышивание.
Обернувшись к Элисон, Нинет скорчила недовольную гримаску.
-- Ах нет, Мелисента, пожалуйста, подождите. Вы ведь нам еще не рассказали, как был одет этот рыцарь.
-- Да, право, не знаю, -- начала принцесса задушевно и доверительно, -- кажется, на нем была белая рубашка, а поверх -- желтый камзол или что-то в этом роде. И потом, мне кажется, что он не рыцарь. И даже не оруженосец. Наверное, какой-нибудь художник. -- Она помедлила, потом, решившись, сказала еще более доверительно: -- А вот это уже тайна: его зовут Сэм.
-- Сэм? -- в один голос воскликнули Нинет и Элисон.
-- Сэм, -- повторила принцесса с нескрываемым удовольствием. -- Правда, миленькое имя? И еще про одну вещь я вам не рассказала -- он умеет выдувать дым изо рта.
-- Как дракон? -- спросила пораженная Элисон.