Примеры несправедливости из истории. Правда в моей жизни

Классный час «Что такое справедливость?»

Задачи

1. Научить учащихся разбираться в понятии «справедливость» (к другим людям и к себе).

2. Способствовать формированию этого качества в ребенке.

Оборудование: ручки и бумага для игры «Добрый гном»; карточки с описанием определенных ситуаций.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Что такое справедливость и несправедливость? (Дети отвечают.)

Из словаря С.И. Ожегова: справедливый - действующий беспристрастно, соответствующий истине. Приведите примеры справедливости и несправедливости.

(Дети приводят примеры из своей жизни.) Есть моральные и правовые отношения. В моральных отношениях человек руководствуется моральными правилами поведения, а в правовых - законами, деловым этикетом и т. д. Соответственно, различают моральную и правовую справедливость.

Быть справедливым к одноклассникам в моральном отношении - значит проявлять свои достоинства, не мешая (не препятствуя) окружающим проявлять их достоинства. Совершая те или иные действия и поступки, нельзя наносить ущерб другим, ограничивать или принижать их достоинства. (Достоинства - это положительные моральные качества, привычки, увлечения, желания, планы и т. д.)

Приведу примеры моральной справедливости к одноклассникам, другим людям и к себе. На добрые слова следует отвечать словесной благодарностью, на добрые дела - услугой. За серьезную помощь (доброту) - платить добротой. Справедливо вознаграждать одноклассников за их хорошие поступки уважением и расположением (симпатией). Справедливо извиниться перед тем одноклассником, в отношении которого допустили несправедливость, нечаянно или умышленно. Отсюда правило: «Не мешайте другим и не давайте без надобности мешать себе». Быть справедливым - значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.

Работа со стихотворением

Учитель. Прослушайте стихотворение и обсудите в группе, как вы поняли смысл этих строк.

* * *

Мама учит не прятать у сердца обид,

Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?

Если слово ты дал - это слово навеки, гранит,

Если в гору идешь, поднимайся, других не толкая.

С. Островой

(Дети в группах обсуждают стихотворение. Учитель выслушивает мнение каждой из групп.)

Беседа

Учитель. Что такое справедливость к одноклассникам, другим людям, к себе? Быть справедливым - значит использовать свои права, не нарушая при этом чужих прав.

Каждый учащийся имеет право на нормальные условия учебы и отдых на перемене. Несправедливо по отношению к одноклассникам мешать им на уроке учиться. Несправедливо брать чужие вещи без разрешения. Несправедливо по отношению к себе, имея закрепленное законом право на учебу, не выполнять свои учебные обязанности.

Первоклассник Максим, в качестве наказания поставленный дома в угол, говорит сам себе: «Можно из угла выходить? Нет, стой, Максим! Зачем ты бил девочку?»

Почему мальчик не вышел из угла, а продолжает стоять? (Мальчик считает справедливым наказание за хулиганский поступок, за нарушение права девочки на неприкосновенность ее личности.)

О каких справедливых или несправедливых поступках вы читали, слышали, какие видели или совершали сами? (Дети рассказывают свои истории.)

Осмысление отношений в классе

Учитель. Давайте попробуем ответить на вопросы.

1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков?

2. Чему можно поучиться у окружающих вас одноклассников?

3. Чему можно поучиться у вас?

4. Мешают ли вам на уроке другие ученики?

5. Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? Как вы действуете в этих ситуациях?

(Эти вопросы можно обсудить в группах, а можно задавать их всему классу, слушая мнения учащихся по очереди.)

Игра «Добрый гном»

Каждый учащийся пишет на листочке бумаги свое имя и складывает листок.

Учитель перемешивает листочки и раздает их учащимся, причем нельзя, чтобы ребенку достался листок с его именем, также нельзя рассказывать, кому какой листок достался.

Правила игры: для того, кто вам достался, вы добрый гном. Это означает, что вы в течение определенного времени, например недели, должны сделать что-нибудь приятное, при этом не привлекая к себе внимания. Кто для кого был добрым гномом, каждый узнает позже. Одно из главных условий - на добрые дела не должны быть потрачены деньги. В этой игре очень важно, чтобы каждый ребенок получил приятный сюрприз. Но может возникнуть проблема, если кто-то активно не любит доставшегося ему товарища и откажется быть для него добрым гномом.

Игры-ситуации

Учитель. У меня в руках конверт с описанием различных ситуаций. Разбейтесь на группы и попробуйте разыграть эти ситуации. Помните, вам надо поступить по справедливости.

Ситуации

1.Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг совершает плохой поступок (толкается, обижает девочек, дерется).

4. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

5. Твой друг сделал что-то плохое, а тебе за него попало.

Подведение итогов

Учитель. Что нового для себя вы почерпнули из этого классного часа?

(Дети высказывают свои мнения.)

В школьную программу входят задания, в которых необходимо написать сочинение «Что такое справедливость». Независимо от возраста учащихся, понимание о честности и справедливом отношении присуще каждому. И маленькие дети, и учащиеся старших классов даже своими словами смогут описать слово "справедливость". Сочинение может быть написано как о каких-то определенных событиях, так и в форме свободного рассуждения. Задача родителей и учителей - подсказать учащимся, как правильно изложить свои мысли, чтобы получить высокий балл за выполненную работу.

Как составить план сочинения

Чтобы сочинение «Что такое справедливость» было написано идеально, необходимо составить для ребенка план изложения мыслей. Это несложно: достаточно просто взять во внимание основные требования к таким заданиям. План может быть следующим:

  1. Вступительная часть сочинения. Здесь нужно рассказать о том, что такое справедливость, чему это определение присуще в жизни.
  2. В основной части необходимо описать, сталкивался ли ребенок с событиями, в которых с ним поступили неправильно. В этом пункте нужно детально описать свои переживания и четко изложить мысль о понимании справедливости.
  3. В заключение следует указать, что нужно сделать, чтобы справедливость всегда была на стороне того, кто прав.

Такой план поможет ребенку в правильной очередности изложить свои мысли и получить хорошую оценку за свои старания.

Сочинение «Что такое справедливость» для младших классов

Самые маленькие дети прекрасно могут отличить правду от неправды, поэтому написать сочинение про справедливость не составит труда. Как пример можно показать детям следующий вариант сочинения:

"Я люблю, когда все в жизни происходит правильно. Иногда отсутствие справедливости меня очень огорчает. Поэтому очень хочется, чтобы все было честно.

Однажды я столкнулся с ужасным отношением к себе. Я самостоятельно выучил предмет и хорошо написал задание. Один из одноклассников переписал у меня из тетради всё слово в слово. После проверки учитель раздал тетради, и я увидел в своей плохую оценку. Возле отметки было написано, что я переписал работу у того, кто на самом деле списал у меня. Разочарованию не было предела, и я просто не знал, как доказать свою правоту. Самое интересное, что мальчик, который у меня списал, получил хорошую оценку. Это и была настоящая несправедливость.

Хотелось бы пореже сталкиваться с такими ситуациями. Очень больно и обидно, когда происходит такое".

Такое сочинение полно искренности и основано на реальных событиях. Именно такие работы достойны высоких оценок. Ведь главная цель такого творческого задания - передать собственные переживания и правильно их выразить в тексте.

«Что такое справедливость» - сочинение-рассуждение для старшеклассников

Ученики старше пятого класса могут написать более сложную работу с использованием сложных оборотов и изречений. Сочинение «Что такое справедливость» для старшеклассников может быть следующего содержания:

"В жизни каждый человек порой сталкивается с различными ситуациями. Нередко происходят события, в которых с человеком поступают несправедливо без весомой на то причины. Самое главное - правильно реагировать и уметь доказать свою правоту.

Есть множество поступков, в которых можно объяснить справедливое либо несправедливое отношение к человеку. У меня есть конкретный пример, когда с человеком поступили не так, как он того заслуживает. Мой папа уже десять лет работает на одном предприятии. Получает он немного, но на жизнь хватает. Однажды освободилось место начальника как раз того отдела, в котором работает мой отец. Он был полностью уверен, что именно ему дадут эту должность. Тем не менее неведомо откуда вдруг появился новичок в компании и занял вакантное место. Это было очень несправедливо по отношению к моему папе.

Ситуации могут быть разные, самое главное - достойно уметь принять любое отношение к себе. Ведь сколько людей, столько и мнений. Пусть же справедливость восторжествует".

Старшеклассники прекрасно понимают, что такое справедливость. Сочинение будет написано легко и без затруднений. Нужно лишь четко изложить свои мысли и понять, что хочет увидеть преподаватель в данном задании.

«Слово «верумический» образовано от латинского слова «верум», означающего истину, правду, справедливость и правильность. Это слово обозначает все самые важные смыслы, содержащиеся в верумическом концепте, который позволит людям в будущем построить совершенное общество без войн, преступности, терроризма и лжи и поможет полностью избавиться от болезней и даже от смерти…»

Примеры действия справедливости

Здесь приведены примеры действия справедливости, исходя из принципа справедливости как точного соответствия деяния и воздаяния. Эти примеры показывают, что почти все люди слишком легкомысленны, чтобы правильно судить о справедливости жизни. Многие люди легко совершают гадости и причиняют окружающим большие страдания, но при этом они также легко оправдывают сами себя. Поэтому, когда с ними случаются большие беды, люди их воспринимают как очевидную незаслуженную несправедливость, и, конечно же, такое мнение не имеет под собой никаких серьезных объективных оснований.


Пример 1. Родитель бросил семью ради «большой любви», и ребенок остался без отца или без матери.

Этот родитель в следующей жизни будет ребенком, которого бросит мать или отец из-за «большой любви». Эта же участь может ожидать и того, кто был предметом «большой любви» и принял перебежчика.


Пример 2. Замужняя женщина родила ребенка от любовника, и никто об этом не знает, кроме женщины.

В следующей жизни и эта женщина, и любовник будут рождены своими матерями не от мужей, а от любовников. Каждый будет считать своим отцом мужа своей матери, но это будет ложью. Эта ложь раскроется, семья распадется, настоящий отец останется неизвестным. Дети (бывшие в прошлой жизни неверной женой и любовником) останутся на всю жизнь без отца.


Пример 3. Чиновник злоупотребляет своим служебным положением в личных интересах (взятки, вымогательство, протекция, воровство, клевета, содействие осуждению невиновных).

В следующей жизни этот чиновник родится в самых низах общества, он будет нуждаться в пище, в жилье и в денежных средствах, хотя он будет умен и талантлив. Возможно, он будет осужден по ложному обвинению. Он будет болен алкоголизмом, он будет считать жизнь абсолютно несправедливой и жестокой, будет смотреть новости по телевизору (или более продвинутому видеоустройству) и ругать власть. Вообще, достижение высокого социального положения – это большая редкость, такой шанс выпадает очень редко. После этого человек несколько жизней попадает в самые низы общества, чтобы ощутить на себе все последствия своих действий. Власть действительно возлагает на человека очень большую ответственность. Последствия безответственного, бездарного и самоуправного использования власти являются очень тяжелыми и длительными.

Верно и обратное: если человек правильно использовал власть, старался сделать жизнь простых людей лучше, старался строго соблюдать государственный закон, старался внедрить по-настоящему прогрессивное, то этот человек может прожить счастливо несколько следующих жизней, будучи не обремененным ни заботами, ни ответственностью.


Пример 4. Человек всю жизнь (возможно, еще и несколько предыдущих жизней) честно и тяжело работал, но ни денег, ни власти, ни славы, ни счастья не получил.

В следующей жизни этот человек может получить большое наследство, может родиться в семье богатых родителей, может получить «зеленый свет» в карьере, которая выстроится легко и без особых усилий. Возможно, что этот человек будет пользоваться большим успехом у противоположного пола.


Пример 5. Человек работает учителем и преподает ложные мировоззренческие знания школьникам и студентам. Этот пример по своей сути относится и к религиозным проповедникам, и к пропагандистам эзотерических учений, и к организаторам различных тренингов по типу «методика исполнения желаний» и «привлечение финансового успеха».

Ложные знания всегда приносят страдания от применения этих знаний. Учителя, преподающие ложные знания, в следующей жизни, будучи школьниками и студентами, получат те знания, которые они преподавали другим. Из-за этого они сами пострадают, когда будут применять эти ложные знания. Все действия, причиняющие страдания детям, несут с собой справедливые негативные последствия, которые проявятся только в следующей жизни. Это происходит потому, что виновник страданий детей сам должен пострадать по справедливости, когда он сам вновь будет ребенком.

Пример 6 (реальный случай). Молодая женщина, родив ребенка, решила от него избавиться и выбросила его на мороз в мусорный контейнер. Ребенок умер.

Эта женщина в следующей жизни сразу после рождения будет выброшена на мороз в мусорный контейнер. Все люди, узнав об этом, будут считать это жуткой несправедливостью жизни, считая погибшего ребенка невинным младенцем. Люди будут ошибаться: это будет абсолютно справедливо.


Пример 7. Девушка, провожая своего любимого парня в армию, обещала ему, что будет его ждать. Обещание она не сдержала, и это привело к трагическим последствиям. Парень, находясь на службе, узнал об измене и, не имея возможности очной встречи с девушкой и выяснения отношений, испытал психологический шок и покончил счеты с жизнью, выстрелив в себя из боевого оружия.

Такой поступок девушки может принести ей очень много страданий. Здесь присутствуют и измена, и нарушение обещания, и причинение очень больших душевных страданий парню, и причинение пожизненного горя матери парня из-за смерти сына. Последствия для девушки могут быть очень серьезными, возможно, они будут связаны с предательством ее мужа, которое принесет трагические последствия для ее детей. По справедливости девушка должна испытать все, что связано с предательством в самый трудный момент. Девушка может испытать страдания из-за смерти ее ребенка, возможно, что ее сын погибнет в аналогичных условиях после измены его невесты или жены. Возможно, что ее дочь покончит жизнь самоубийством из-за несчастной любви. Вообще все, что связано с супружеской неверностью и невыполненными обещаниями партнеру противоположного пола, имеет серьезные последствия, если это приносит большие страдания партнеру.

Невыполненное женское обещание, которое партнер принял как клятву, и которое принесло трагические последствия, может привести к тому, что женщина может быть подвергнута жестокому насилию в этой жизни или в следующей жизни, если клятва давалась в девичестве. Такие последствия вызывает справедливое принудительное исполнение клятвы. Лучше вообще никогда и никому не давать никаких клятв и никаких серьезных жизненно важных обещаний, а если уж клятва была дана, то ее необходимо строго исполнять или нужно добиться разрешения на ее отмену у того, кому была дана клятва.

Если было обещание дать кому-то небольшую сумму денег, то неисполнение этого обещания приведет к соответствующему материальному ущербу. Если неисполненное обещание привело к серьезным последствиям, то это соответственно отразится на том, кто давал обещание. Об этом следует помнить всем – и мужчинам, и женщинам… и политикам, которые бездумно и легко раздают обещания множеству людей – всему народу.


Пример 8. Человек обманул другого человека. Это может быть мелкая ложь, как кажется обманщику, например, проспав и опоздав на работу, человек солгал начальнику, что попал в автомобильную пробку, сохранив у начальства хорошее мнение о себе.

Обман всегда связан с тем, что у обманутого человека создается неправильное мнение о реальности, то есть обманщик создает заблуждение в знаниях своей жертвы. Это деяние происходит без согласия жертвы, то есть против его воли насильственным путем. Обман всегда является насилием, как и любое другое насилие, включая воровство. Обман, конечно, ближе к воровству, к скрытому насилию, чем к открытому насилию. При обмане совершается подлог, и вместо истины подкладывается ложь. Это похоже на то, как вместо свежих продуктов в магазине продается просроченный продукт, на котором перебивается дата изготовления.

Нетрудно понять, что последствия обмана могут быть очень разнообразными, начиная от покупки тухлой рыбы при полной уверенности, что рыба свежая, и заканчивая аварией на дороге, когда машина считалась исправной, но на самом деле оказалась неисправной.

Именно из-за того, что люди используют в своей коммуникации ложь, они не могут понять, что справедливость является законом природы, потому что справедливые последствия очень часто и даже обычно по форме не совпадают с причиной, вызвавшей эти последствия. Так, человек, солгавший начальнику или подчиненному, может получить в магазине тухлую рыбу и, конечно же, посчитает это несправедливостью, хотя и словесная ложь, и тухлая рыба вместо свежей – это, по сути, одно и то же: это подлог.


Пример 9. Человек всем рассказывает о несправедливости жизни, о том, как с ним несправедливо поступили. При этом человек сам свято верит, что жизнь несправедлива.

Это случай добросовестного заблуждения, как говорят специалисты. Это не считается ложью, это считается ошибкой. Но на самом деле это порождение лживости и безответственности человека. На самом деле это автоматическая ложь, которую человек говорит на автопилоте, подсознательно. Все заблуждения в знаниях человека формируются автоматически в качестве справедливого последствия совершения обмана других людей. Справедлива жизнь или несправедлива – это ключевой вопрос мировоззрения, и этот вопрос связан с фундаментальной истиной бытия. Человек, который легкомысленно относится ко лжи, не считая ее большим грехом, всегда будет иметь в своих знаниях ключевую ошибку, заставляющую его ошибаться в действиях и страдать.

Добросовестный человек легко может вспомнить все свои халатно сделанные дела, попытаться просчитать последствия и убедиться, что его действия неоднократно могли привести к людской трагедии, а может, это даже и произошло, но об этом не известно. Любая мелочь может привести к трагедии, любое непродуманное слово может решить судьбу другого человека. Когда по-настоящему добросовестный человек это поймет, он поймет и то, что он просто не может оценить события жизни относительно справедливости. Ни у одного человека нет достаточной информации, чтобы вынести однозначный приговор жизни, что она несправедлива.

Можно привести соответствующий жуткий реальный пример из жизни. Однажды произошел трагический случай: мужчине отрезало голову листом железа, который сорвался с крыши дома. Так или иначе, у этой трагедии есть виновник, который не сделал того, что должен был сделать, чтобы этого не произошло. Возможно, это рабочий, который плохо закрепил лист на крыше. Возможно, это поставщик крепежного материала для листа, который оказался бракованным. Возможно, это начальник, который перегрузил работой своих рабочих, и они не успели или забыли закрепить лист. Возможно, это чиновник, который неверно составил требования для производства работ. Короче, какой-то виновник есть, но он не знает, что произошло по его вине. Как незнание о законе гравитации не отменяет действие этого закона, так и незнание о законе справедливости не отменяет его действия. У виновника этой трагедии тоже произойдет трагедия, и окружающие будут абсолютно уверены, что это несправедливо, ибо никто не будет знать о том, какая трагедия произошла по его вине. Возможно, что вина есть на многих, которые причастны к трагедии с листом железа, тогда она будет распределена на всех, и это будет менее заметно.


Люди не могут судить о справедливости или несправедливости событий жизни!


Мало кто понимает, что утверждение о несправедливости жизни несет с собой самые негативные последствия. Когда-нибудь люди поймут, что причиной всех бед людских является субъективный вердикт о несправедливости жизни и существовании зла. Это, кстати, означено как первичный грех даже в Библии. Позднее это будет показано подробно.

Мнение о несправедливости жизни очень негативно влияет на действия людей. Только из-за того, что люди считают жизнь несправедливой, существуют войны, преступность и ложь. Поэтому все люди, которые говорят о несправедливости жизни, так или иначе, виновны в существовании войн, преступности и лжи. К большому сожалению, современная психология и философия об этом не говорят и не изучают этот вопрос, заставляя людей так грубо ошибаться и совершать то, чего делать просто нельзя ни в коем случае. Утверждение о несправедливости жизни является главной причиной войн, преступности, болезней и лжи. Нетрудно понять, что если природный закон справедливости существует, то те, кто эту причину порождают, будут пожинать ее плоды – таков объективный закон природы.

Можно говорить, что кто-то поступил подло, можно говорить, что кто-то нарушил договор или уговор, можно говорить, что кто-то нарушил закон, кто-то обидел, вызвал возмущение, оскорбил или унизил, но ни в коем случае нельзя говорить, что кто-то поступил несправедливо. Лучше вообще не оценивать жизнь относительно справедливости или несправедливости, лучше просто говорить о деле, о реальных событиях, о своих желаниях или о своих чувствах, но о справедливости или несправедливости событий лучше не судить. Как только человек начнет судить о справедливости или несправедливости конкретных жизненных ситуаций, он обязательно ошибется, потому что у него нет всей необходимой информации для таких суждений. Так, например, уже было сказано, что обман другого человека может обернуться покупкой тухлой рыбы себе на ужин, но это необязательно, может и колесо у машины лопнуть, это тоже будет подлогом, равным обману. Главное в справедливости – это точное соответствие причиненных и полученных страданий (или радостей). Форма того, через что приходят страдания (или радости), часто бывает неважна, хотя есть и такие случаи, когда форма должна быть практически идентичной, что обычно связано с жаждой идентичной мести.

Нам часто кажется, что мы ничего не можем изменить, ни на что не можем повлиять. К счастью, это не так. Можем. И чем больше граждан верит в это и шаг за шагом отстаивает свое законное, тем лучше всем. Три очень разных примера приведу, но они про одно и то же: про справедливость и про то, что неприкасаемых не бывает.

Пример первый, про мигалки. Года три-четыре назад казалось, что их не победить. В Москве по крайней мере уж точно. Они были повсюду: разворачивались через двойную сплошную, летели по встречке, хамили водителям. Перекрытие движения часа на два каждый день было обычным делом. Но перекрывали и на пять-шесть часов, стояли все — автобусы, троллейбусы, маршрутки и даже «скорые». Зверели все. А сейчас мигалок стало заметно меньше, их почти не видно, а уж ведут они себя почти стыдливо. А если вдруг нет, то граждане знают: «Синие ведерки» мимо такого не пройдут и не проедут.

«Синие ведерки» — мое самое любимое движение. Это большая и неформальная группа умных и активных граждан, которые ведут свою спокойную борьбу с несправедливостью на дорогах эффектно и эффективно. По большому счету, именно «Синие ведерки» добились перелома ситуации, за что им слава, почет и большая человеческая благодарность. Они юридически грамотны, оснащены техникой и хорошо знают технологию, открыты и публичны, а также доброжелательны. И не боятся общаться с любым представителем любой власти в любых кабинетах — помнится, года два назад у них был большой разговор с Ольгой Егоровой, главой Мосгорсуда, насчет ее авто с мигалкой, которое нарушало правила. Поговорили серьезно, и все — авто больше не шалит, всем хорошо.

Всего этого добились обычные граждане, уважающие себя, свое время и свои права. Они занимаются сейчас многими другими полезными делами, которые связаны с дорогой: платными парковками, правами граждан на машино-место, работой такси, удобным подъездом к магазинам, защищают бизнес, который страдает от корыстолюбивых гайцев, норовящих запретить парковку в «кармане» у ресторана, а уж тем более у социального магазина — как у нас на Таганке, например.

Второй пример как раз про неприкасаемых. Назовем этот пример «казусом Сугробова». Денис Сугробов, знаменитый 37-летний генерал, начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, близкий родственник главы Главного контрольного управления президента Константина Чуйченко, сейчас в тюрьме. Он и еще 12 влиятельных полицейских чинов в тюрьме, обвинения им предъявляются — врагу не пожелаешь, вплоть до организации преступного сообщества. Впрочем, опытные наблюдатели говорят, что Денис Сугробов и компания пали жертвой самых высоких интриг — путинские силовики зачищают площадку от медведевских.

Генерал Сугробов был не самым одиозным начальником ГУЭБ, знавали мы генералов и пооборотистей — при нем даже кое-какая борьба с коррупцией наблюдалась, однако и в ангелы его мы не запишем, нет-нет. Просто здесь, как рапортовал герой Михаила Ефремова в фильме «Заяц над бездной»: «За время проведения поисковой операции сотрудниками КГБ были задержаны сотрудники милиции, убиты два кабана». Казалось бы — при чем тут активность граждан? А вот при чем. Генерал и его генеральские люди многих под монастырь подвели, в том числе не сильно причастных, а также совсем непричастных — уж это как водится. Умные сидельцы и адвокаты, а также особо активные родственники сидельцев сейчас оспаривают дела, вытаскивая людей из тюрьмы, активно сотрудничая со следствием уже по Сугробову, и правильно делают, и молодцы. Чего зря сидеть-то. И это — кстати — неприкасаемым на заметку.

А вот еще недавний случай с экс-сенатором по фамилии Сабадаж. Он у нас миллиардер и владелец всяких интересных активов, тем не менее арестован по подозрению в покушении на мошенничество в особо крупном размере. Вряд ли ему по такой статье много дадут, но дело вовсе не в нем. Самое интересное в этом казусе то, что в деле замешаны налоговые инспекции, которые могли быть использованы для хищения средств из бюджета, в том числе инспекция № 28, чье руководство проходит красной строкой в деле Сергея Магнитского. Так вот же, и Магнитский это утверждал, за что и погиб, и многие активные граждане требовали и требуют расследования и наказания участников аферы с последующим убийством — а начальство говорило, что все хорошо. Оказалось, что граждане правы. А граждане, кстати, всегда правы. Население может ошибаться, требовать хлеба и зрелищ и даже получать иногда что-то в наборе, а с гражданами этот номер не пройдет. Чем больше граждан — тем легче всем. И власти, кстати, тоже — лучше работают инстинкты, отвечающие за самосохранение, и легче проходят дурные мысли про неприкасаемость.

Справедливость – это своего рода негласный закон, согласно которому каждый должен получить по заслугам . Однако многие современные люди живут по принципу «кто успел, тот и съел». Наглость для них — «второе счастье». И кажется, справедливости как таковой в жизни нет вообще, а есть только хаос, в котором мы отданы на волю случая. Однако в этой статье я попробую доказать обратное. Справедливость существует. Ее проявление доступно нашему пониманию как минимум в 90% происходящих явлений. Остаточные 10% мы, как правило, понимаем спустя время.

Справедливость в отношении к богатым и бедным

Возьмем для примера детей богатых родителей, ведущих разгульный образ жизни. Одни люди трудятся, и получают гроши, иные имеют богатство, не прилагая никаких усилий. В чем же здесь справедливость? Попробуем разобраться.

Когда человек упорным трудом заработал свое благосостояние, ему нет смысла, потому что его богатство – это заслуженный результат его работы. В этом есть справедливость. Не так ли? Рассмотрим иной случай.

Когда избалованный сынок богатых родителей получает все возможные материальные блага, и прожигает жизнь в усладе своего тела и ума, можно подумать, что ему повезло, и никакой справедливостью тут даже не пахнет. Однако как ни прискорбно, справедливость здесь в том, что этому человеку на самом деле вовсе не повезло, потому что он не сможет ценить блага доставшиеся легкой ценой, а когда столкнется с трудностями, ему, приученному к халявной роскоши и комфорту, придется нелегко. Поэтому и здесь завидовать нечему. Когда человек не имеет жизненного опыта, получает блага «на халяву», и не способен их ценить, тогда даже в комфортных условиях, будучи богатым, он может чувствовать себя униженным и несчастным.

А если же человек рос не в тепличных условиях, не был избалован, а преодолевал трудности и привык проявлять самостоятельность, тогда, при столкновении с новой проблемой он будет справляться относительно легко, потому что имеет заслуженный опыт преодоления трудностей и разрешения проблем. Халявное богатство в иных случаях – даже не благо, а скорей – проклятье. Заслуженное собственными силами богатство ценно даже не столько само по себе, сколько тем опытом, который человек обрел, пока его достигал. В этом – справедливость жизни.

Справедливость – нематериальна

Истинная справедливость – это мера нашего опыта. Чем больше мы пережили, чем больше трудностей и проблем разрешили, тем большей глубины понимания жизни мы по справедливости достигаем. В этом смысле справедливость измеряется обретаемой мудростью.

Если у человека с рождения проблемы со здоровьем, именно благодаря этим проблемам, он учится проявлять волю к жизни, вкус которой большинство здоровых людей не знают. Его награда – сила духа, которой позавидовал бы спортсмен. Эти качества по справедливости человек обретает, когда не сдается даже в тяжелых условиях.

Неважно, как это называть – справедливостью, или воздаянием, в каких бы условиях инфантильный человек не оказался, он страдает от собственной инфантильности. Его самоощущение, мысли и чувства определяются его жизненным опытом. Мы творим глупости и совершаем ошибки до тех пор, пока в силу определенных событий и переживаний не обретем понимание собственных действий. Глупость сама наказывает себя. Личный опыт – и есть истинное .

Среди материально богатых людей есть немало мудрецов, самооценка которых не зависит от престижности внешних проявлений их личности. Такие люди могут одеваться скромно, водить недорогую машину, и владеть относительно недорогим жильем. Проработка экономит уйму энергии, времени и средств. Если пестование ЧСВ и потакание самолюбия не является основной прерогативой, человек может радоваться жизни в любых условиях. Мудрец проявляет учтивость и понимание. Глупец следует сомнительным принципам до тех пор, пока результаты этих тенденций не проявятся во всей красе.

Месть или справедливость?

Месть обожает выступать под флагом справедливости. Если вы жаждете самостоятельно проучить кого-либо, стоит честно вглядеться в собственные мотивы. Чаще всего в таких ситуациях все сводится к удовлетворению раненого самолюбия, и потаканию чувства собственной важности. Если тешить ЧСВ, раскачивая маятник , то после возвышения над кем-либо создается ровно такой же потенциал для личного унижения. Чем выше заберешься, тем больнее падать.

При встрече с неразумным, или даже агрессивным человеком нет особого смысла реагировать на его поведение ответной агрессией. Жизнь проявляет законы справедливости и без наших потуг. Если человек действительно действует негармонично, реальность так, или иначе находит способ скорректировать его поведение.

Если вас нагло подрезали на дороге, или где-нибудь в метро наступили на ногу, или вы идете по узкой тропе, а человек идущий на встречу, не уступает дорогу, имеет ли смысл переживать и опускаться до мести? Неразумная личность и без наших потуг найдет свои грабли. Жизнь так устроена, что по-настоящему грубые качества неизбежно встречают ответную неприветливую реакцию. Иными словами, глупость и грубость наказывает себя самостоятельно.

Дон Хуан говорил, что «жизнь – это отражение нашего Духа». Встречая на пути наглядные отражения собственных качеств, мы растем над собой.. Наглец неизбежно встречает другого наглеца, и когда это происходит, они бессознательно вдвоем начинают работать над своими качествами в непростых условиях. Иногда люди годами мастерски избегают подобной проработки, но чем дольше побег от себя, тем дольше длятся страдания. Злой человек мучается от собственной злости, наглец от наглости, глупец от глупости. И в этом, как ни прискорбно, проявляется справедливость жизни.

Однако нет смысла втихомолку тешить торжествующими мыслями о том, что кто-то будет заслуженно страдать. Такие мысли – это все та же болезненная двойственность, лежащая в основе негативных переживаний. Мстительность создает негативный эмоциональный фон, приводит к недоверию и вражде.

Истинная справедливость

Итак, если для человека мерилом всех ценностей являются материальные блага, конечно, жизнь будет казаться несправедливой и случайной. Материальное преходяще, и вовсе не гарантирует ни счастья, ни душевного покоя.

С опытом мы начинаем понимать, что в жизни все по своему уравновешено. Сам опыт – беспристрастный судья, управляющий нашими душевными состояниями. Индивидуальная жизнь в своей сущности – это наша реакция на происходящее. Реакция обусловлена опытом. В этом – истинная справедливость жизни.