Дистактная и контактная ассимиляция
Полная и неполная ассимиляция
Прогрессивная и регрессивная ассимиляция
Консонантная и вокалическая ассимиляция
Консонантная ассимиляция
– уподобление согласного согласному, напр.
Размещено на реф.рф
в слове лодка
звонкий согласный [д]
заменяется глухим [т]
- [лотка]
.
Вокалическая ассимиляция
– уподобление гласного гласному, напр.
Размещено на реф.рф
вместо ʼʼбываетʼʼ
в просторечии часто говорится [быват]
.
Прогрессивная ассимиляция
– предшествующий звук влияет на последующий. В рус. яз. прогрессивная ассимиляция очень редка, напр.
Размещено на реф.рф
диалектное произношение слова ʼʼВанькаʼʼ
как ʼʼВанькяʼʼ
. Прогрессивная ассимиляция часто встречается в англ. (cats, balls),
фр.- subsister,
нем., баш. (ат + лар = аттар) и других языках.
Регрессивная ассимиляция – последующий звук влияет на предшествующий. Она наиболее характерна для русского языка: ʼʼлодка [лотка]ʼʼ , водка [вотка], ʼʼвстал в три [фстал ф три]ʼʼ
В англ. ʼʼnewspaperʼʼ
[z] под влиянием [р] переходит в [s], во фр.
Размещено на реф.рф
absolu
[b] - в [р], нем. Staub
завершается [р], в баш. ʼʼкитеп бараʼʼ (уходит)
переходит в ʼʼкитеббараʼʼ.
Примером полной ассимиляции может служить само слово ʼʼассимиляцияʼʼ . Аналогичный пример ассимиляции - ʼʼагглютинацияʼʼ .
Рус. сшить [шшыть], высший [вышший], анᴦ. cupboard ʼʼшкафʼʼ, ʼʼбуфетʼʼ произносится ["kDbad]. Нем. Zimber перешло в Zimmer ʼʼкомнатаʼʼ, selbst ʼʼсамʼʼ произносится .
При неполной ассимиляции звук теряет только часть своих признаков, напр., ʼʼкде - гдеʼʼ, ʼʼседесь - здесьʼʼ, где согласные теряют признак звонкости.
Дистактная ассимиляция . Один звук влияет на другой на расстоянии, хотя они отделены друг от друга другими звуками.
Рус. хулиган - хулюган (просторечие), англ. foot ʼʼногаʼʼ - feet ʼʼногиʼʼ, goose ʼʼгусьʼʼ - geese ʼʼгусиʼʼ. В древнеанᴦ. яз. fori (мн. число от fot ʼʼногаʼʼ), ʼʼ/"ʼʼ изменил гласный корня, а затем отпал. То же в нем. яз.: Fuss ʼʼногаʼʼ- Fusse ʼʼногиʼʼ, Gans ʼʼгусьʼʼ- Game ʼʼгусиʼʼ.
При контактной ассимиляции взаимодействующие звуки находятся в непосредственном контакте.
Сингармонизм (гармония гласных ) – дистактная прогрессивная ассимиляция по ряду и лабиализации. Гласные суффиксов и обычно непервых слогов слова уподобляются по ряду или по огубленности (гласные переднего ряда – гласным переднего, гласные заднего ряда – гласным заднего ряда), ᴛ.ᴇ. напр., в простом слове бывают только гласные и, э или только у, о .
Это явление свойственно, напр., языкам тюркской семьи языков (турецкий, башкирский, татарский, узбекский и другие), угро-финским языкам (венгерский, финский и другие), а также одному из древнейших языков - шумерскому.
Напр., бала
(ребенок) + лор
(окончание мн. ч.) = балалар.
Размещено на реф.рф
Здесь все гласные
заднего ряда: гласный [а] в баш. яз. ближе к заднему ряду.
Но для слова ʼʼкешеʼʼ (человек) окончание будет не ʼʼларʼʼ, а ʼʼлэрʼʼ - кешелэр.
Буква э обозначает гласный переднего ряда [ае].
Еще примеры: венᴦ. levelemben ʼʼв моем письмеʼʼ, Magyar orszagon ʼʼв Венгрииʼʼ,
koszonom ʼʼспасибоʼʼ (сингармонизм по лабиализации), фин. talossa - ʼʼв домеʼʼ, тур.
evlerinde ʼʼв их домеʼʼ. Следы сингармонизма отчетливо видны в заимствованных из
тюркских языков рус. словах барабан, бурундук, карандаш, таракан и др.
Сингармонизм подчеркивает единство слова, но приводит к некоторому фонетическому однообразию слов.
● Диссимиляция
Это явление, обратное ассимиляции . Представляет собой расподобление артикуляции двух одинаковых или подобных звуков.
Феврарь
перешло в февраль
(ср.
Размещено на реф.рф
англ. February,
нем. Februar, фр./evrier), коридор - колидор
(в просторечии), фр.
Размещено на реф.рф
couroir - couloir
(рус. кулуар), велблюд - верблюд -
примеры дистактной диссимиляции.
Контактная диссимиляция наблюдается в словах легко [лехко], скучно [скушно].
● Метатеза
(гр.
Размещено на реф.рф
перестановка) - взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова.
Слово мармор
(гр.
Размещено на реф.рф
дардаро;) перешло в рус. мрамор, талерка
(нем. Teller
или шведское talrik) -
тарелка, долонъ
стала ладонь, творушка - ватрушка, каталажка -
такелаж, невро(-патолог) - нерв. Англ. thridda - third (третий), герм. Ъгеппеп перешло в анᴦ. burn (гореть), bridd- в bird (птица).
Нем. Brennstein -Bernstein, фр./ormaticu -fromage.
К примеру, президент СССР Горбачев всегда произносил Арзебажан вместо Азербайджан - так ему было удобнее.
● Гаплология (греч. "anxooq - простой) – упрощение слова вследствие диссимиляции, при которой происходит выпадение одинаковых или сходных слогов.
Напр., минералолог ия - минералогия, корнено сый - курносый, близозор кий - близорукий, трагикоком едия - трагикомедия, стипепе ндия - стипендия. Но в самом слове гаплоло гия - гаплологии (*гаплогия) нет.
Анᴦ. miners" rights вместо miners"s rights (при совпадении одинаково звучащих формантов мн. числа и притяжательного падежа последний формант отпадает).
Дистактная и контактная ассимиляция
Полная и неполная ассимиляция
Прогрессивная и регрессивная ассимиляция
Консонантная и вокалическая ассимиляция
Консонантная ассимиляция – уподобление согласного согласному, напр. в слове лодка звонкий согласный [д] заменяется глухим [т] - [лотка] .
Вокалическая ассимиляция – уподобление гласного гласному, напр. вместо «бывает» в просторечии часто говорится [быват] .
Прогрессивная ассимиляция – предшествующий звук влияет на последующий. В рус. яз. прогрессивная ассимиляция очень редка, напр. диалектное произношение слова «Ванька» как «Ванькя» . Прогрессивная ассимиляция часто встречается в англ. (cats, balls), фр.- subsister, нем., баш. (ат + лар = аттар) и других языках.
Регрессивная ассимиляция – последующий звук влияет на предшествующий. Она наиболее характерна для русского языка: «лодка [лотка]» , водка [вотка], «встал в три [фстал ф три]»
В англ. «newspaper» [z] под влиянием [р] переходит в [s], во фр. absolu [b] - в [р], нем. Staub завершается [р], в баш. «китеп бара» (уходит) переходит в «китеббара».
Примером полной ассимиляции может служить само слово «ассимиляция» . Аналогичный пример ассимиляции - «агглютинация» .
Рус. сшить [шшыть], высший [вышший], анг. cupboard «шкаф», «буфет» произносится ["kDbad]. Нем. Zimber перешло в Zimmer «комната», selbst «сам» произносится .
При неполной ассимиляции звук теряет только часть своих признаков, напр., «кде - где», «седесь - здесь», где согласные теряют признак звонкости.
Дистактная ассимиляция . Один звук влияет на другой на расстоянии, хотя они отделены друг от друга другими звуками.
Рус. хулиган - хулюган (просторечие), англ. foot «нога» - feet «ноги», goose «гусь» - geese «гуси». В древнеанг. яз. fori (мн. число от fot «нога»), «/"» изменил гласный корня, а затем отпал. То же в нем. яз.: Fuss «нога»- Fusse «ноги», Gans «гусь»- Game «гуси».
При контактной ассимиляции взаимодействующие звуки находятся в непосредственном контакте.
Сингармонизм (гармония гласных ) – дистактная прогрессивная ассимиляция по ряду и лабиализации. Гласные суффиксов и обычно непервых слогов слова уподобляются по ряду или по огубленности (гласные переднего ряда – гласным переднего, гласные заднего ряда – гласным заднего ряда), т.е. напр., в простом слове могут быть только гласные и, э или только у, о .
Это явление свойственно, напр., языкам тюркской семьи языков (турецкий, башкирский, татарский, узбекский и другие), угро-финским языкам (венгерский, финский и другие), а также одному из древнейших языков - шумерскому.
Напр., бала (ребенок) + лор (окончание мн. ч.) = балалар. Здесь все гласные
заднего ряда: гласный [а] в баш. яз. ближе к заднему ряду.
Но для слова «кеше» (человек) окончание будет не «лар», а «лэр» - кешелэр.
Буква э обозначает гласный переднего ряда [ае].
Еще примеры: венг. levelemben «в моем письме», Magyar orszagon «в Венгрии»,
koszonom «спасибо» (сингармонизм по лабиализации), фин. talossa - «в доме», тур.
evlerinde «в их доме». Следы сингармонизма отчетливо видны в заимствованных из
тюркских языков рус. словах барабан, бурундук, карандаш, таракан и др.
Сингармонизм подчеркивает единство слова, но приводит к некоторому фонетическому однообразию слов.
● Диссимиляция
Это явление, обратное ассимиляции . Представляет собой расподобление артикуляции двух одинаковых или подобных звуков.
Феврарь перешло в февраль (ср. англ. February, нем. Februar, фр./evrier), коридор - колидор (в просторечии), фр. couroir - couloir (рус. кулуар), велблюд - верблюд - примеры дистактной диссимиляции.
Контактная диссимиляция наблюдается в словах легко [лехко], скучно [скушно].
● Метатеза (гр. перестановка) - взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова.
Слово мармор (гр. дардаро;) перешло в рус. мрамор, талерка (нем. Teller или шведское talrik) - тарелка, долонъ стала ладонь, творушка - ватрушка, каталажка -
такелаж, невро(-патолог) - нерв. Англ. thridda - third (третий), герм. Ъгеппеп перешло в анг. burn (гореть), bridd- в bird (птица).
Нем. Brennstein -Bernstein, фр./ormaticu -fromage.
Например, президент СССР Горбачев всегда произносил Арзебажан вместо Азербайджан - так ему было удобнее.
● Гаплология (греч. "anxooq - простой) – упрощение слова вследствие диссимиляции, при которой происходит выпадение одинаковых или сходных слогов.
Напр., минералолог ия - минералогия, корнено сый - курносый, близозор кий - близорукий, трагикоком едия - трагикомедия, стипепе ндия - стипендия. Но в самом слове гаплоло гия - гаплологии (*гаплогия) нет.
Анг. miners" rights вместо miners"s rights (при совпадении одинаково звучащих формантов мн. числа и притяжательного падежа последний формант отпадает).
Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.
Значение слова сингармонизм
сингармонизм в словаре кроссвордиста
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
сингармонизм
сингармонизма, мн. нет, м. (от греч. syn - вместе и harmonia - созвучие) (лингв.). В нек-рых, преимущ. тюркских языках - уподобление гласных звуков в слове корневому гласному.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
сингармонизм
м. Уподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному, свойственное некоторым языкам (в лингвистике).
Энциклопедический словарь, 1998 г.
сингармонизм
СИНГАРМОНИЗМ (от греч. syn - вместе и harmonia - созвучие) единообразное по составу гласных (иногда согласных) оформление слова как морфологической единицы. Присущ главным образом агглютинативным (см. Агглютинация) языкам.
Сингармонизм
(от греч. sýn ≈ вместе и harmonía ≈ созвучие), единообразное оформление корня и аффиксов, состоящее в выравнивании гласных (иногда согласных) слова по какому-либо признаку звука ≈ ряда (тембровый С.), огублённости (бемольный С.) или подъёма (компактностный С.); например, в венгерский язык направительный (аллативный) аффикс haz/höz (ablak-haz ≈ «к окну», küszöb-höz ≈ «к порогу») получает огласовку в зависимости от огласовки корня ≈ переднерядную или заднерядную. С. ≈ свойство преимущественно агглютинативных языков (тюркских, финно-угорских, монгольских, тунгусо-маньчжурских, некоторых западноафриканских и палеоазиатских). Как ударение в флективных языках, С. обеспечивает спаянность компонентов слова, сигнализируя его целостность и отдельность. Однако С. обычно не действует в сложных словах; во многих языках, имеющих С., гласные е, i нейтральны и могут появляться в словах как с передней, так и с задней огласовкой. Некоторые учёные сближают С. с германским умлаутом, который напоминает С. лишь фонетически, а не функционально. С. часто отождествляется и с гармонией гласных, однако понятие С. включает и гармонию согласных (некоторые языки Северной Америки и Океании). С. ≈ явление суперсегментное (см. Суперсегментные единицы языка).
В. А. Виноградов.
Википедия
Сингармонизм
Сингармони́зм (от греч. συν- - с, вместе и ἁρμονία - созвучие, гармония) - морфолого - фонетическое явление, состоящее в уподоблении гласных (иногда согласных) в рамках одного слова по одному или нескольким фонетическим признакам, таким, как
Сингармонизм
(от греч. syn - вместе и harmonia - созвучие) - упорядоченное расположение одинаковых или сходных ударных и безударных гласных стиха, придающее стихотворному тексту особую звуковую окраску и эмоциональную выразительность.
Пример:
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
А. Пушкин
Любви и очи, и ланиты...
К. Батюшков
"В XVIII и XIX вв. поэты часто пользовались гармонией, упорядоченным расположением ударных гласных стиха..." (Энциклопедический словарь юного литературоведа).
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .
Смотреть что такое "сингармонизм" в других словарях:
сингармонизм - сингармонизм … Орфографический словарь-справочник
Сингармонизм - (от греч. συν с, вместе и ἁρμονία созвучие, гармония) морфолого фонетическое явление, состоящее в уподоблении гласных (иногда согласных) в рамках одного слова по одному или нескольким фонетическим признакам, таким, как ряд, подъём (открытость)… … Википедия
СИНГАРМОНИЗМ - [Словарь иностранных слов русского языка
сингармонизм - а, м. гр. syn вместе + harmonia созвучие. В языкознании уподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному, свойственное некоторым языкам. БАС 1. Сингармонизм характерен для тюркских языков. Крысин 1998. Лекс. СИС 1937:… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СИНГАРМОНИЗМ - (от греч. syn вместе и harmonia созвучие) единообразное по составу гласных (иногда согласных) оформление слова как морфологической единицы. Присущ главным образом агглютинативным (см. Агглютинация) языкам … Большой Энциклопедический словарь
СИНГАРМОНИЗМ - СИНГАРМОНИЗМ, сингармонизма, мн. нет, муж. (от греч. syn вместе и harmonia созвучие) (линг.). В некоторых, преим. тюркских языках уподобление гласных звуков в слове корневому гласному. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Сингармонизм - (от греч. σύν вместе и ἁρμονία созвучие) морфонологическое явление, состоящее в единообразном вокалическом (иногда и консонантном) оформлении слова как морфологической единицы. В языках с сингармонизмом в структуре слова выделяется независимый … Лингвистический энциклопедический словарь
сингармонизм - (др. греч. σύν âместе + άρμονια связь, созвучие) Явление, наблюдаемое в основном, в тюркских языках, финно угорских, состоящее в том, что гласным корня каких л. слов определяется характер последующих гласных в аффиксах этого же слова. Например:… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
сингармонизм - (от греч. sýn вместе и harmonía созвучие), единообразное по составу гласных (иногда согласных) оформление слова как морфологической единицы. Присущ главным образом агглютинативным (см. Агглютинация) языкам. * * * СИНГАРМОНИЗМ СИНГАРМОНИЗМ (от… … Энциклопедический словарь
Сингармонизм - (от греч. sýn вместе и harmonía созвучие) единообразное оформление корня и аффиксов, состоящее в выравнивании гласных (иногда согласных) слова по какому либо признаку звука ряда (тембровый С.), огублённости (бемольный С.) или подъёма… … Большая советская энциклопедия
Сингармонизм - м. Уподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному, свойственное некоторым языкам (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
(др.-греч. σύν âместе + ´αρμονια связь, созвучие)
Явление [гл. обр. в тюркских языках], состоящее в том, что гласным корня определяется характер последующих гласных в аффиксах данного слова: oda комната – odalar комнаты (турецк.)
- - упорядоченное расположение одинаковых или сходных ударных и безударных гласных стиха, придающее стихотворному тексту особую звуковую окраску и эмоциональную выразительность...
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
- - единообразное по составу гласных оформление слова как морфологической единицы. Присущ главным образом агглютинативным языкам...
- - фонетическое явление, пронизывающее собой весь звуковой строй языков урало-алтайской семьи, хотя и присущее отдельным ее членам не в одинаковой мере. В языках других семейств, за исключением резьянского говора,...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - единообразное оформление корня и аффиксов, состоящее в выравнивании гласных слова по какому-либо признаку звука - ряда, огублённости или подъёма...
Большая Советская энциклопедия
- - уподобление гласных аффиксов гласному корня по признаку места образования, лабиализации и др.; разновидность прогрессивной ассимиляции. Широко распространена в агглютинативных языках...
Большой энциклопедический словарь
- - ]греч. συναρμόζω "связывать, соединять", ἁρμονία "связь, слаженность, стройность") Уподобление гласных в служебных морфемах гласному корня и тождество гласных при удвоении корня: топот, щебет, колокол...
Справочник по этимологии и исторической лексикологии
- - То же, что сингармонизм...
- - Уподобление последующих гласных в аффиксах какого-либо слова предшествующим гласным корня того же слова. Так, аффикс множественного числа турецкого слова oda - lar , т. е. комнаты - odalar’...
Словарь лингвистических терминов
- - ...
Орфографический словарь русского языка
- - СИНГАРМОНИ́ЗМ, сингармонизма, мн. нет, муж. . В некоторых, преим. тюркских языках - уподобление гласных звуков в слове корневому гласному...
Толковый словарь Ушакова
- - сингармони́зм м. Уподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному, свойственное некоторым языкам...
Толковый словарь Ефремовой
- - ...
Орфографический словарь-справочник
- - сингармон"...
Русский орфографический словарь
- - СИНГАРМОНИЗМ а, м. гр. syn вместе + harmonia созвучие. В языкознании - уподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному, свойственное некоторым языкам. БАС-1...
Исторический словарь галлицизмов русского языка
- - лингв. приспособление, АККОМОДАЦИЯ аффиксных гласных корневым в некоторых языках...
Словарь иностранных слов русского языка
- - ...
Формы слова
"гармония гласных (сингармонизм)" в книгах
1. Гармония сама по себе, или гармония в делом как принцип
автора Лосев Алексей Федорович1. Гармония сама по себе, или гармония в делом как принцип Не нужно доказывать того, что такое общее учение о гармонии должно предшествовать всем ее отдельным проявлениями. Если мы всю эту структуральную область противопоставили понятийной, или, как можно было бы сказать,
Глава II. ГАРМОНИЯ (HARMONIA) В ЦЕЛОМ, ИЛИ ГАРМОНИЯ КАК ПРИНЦИП
Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей ФедоровичГлава II. ГАРМОНИЯ (HARMONIA) В ЦЕЛОМ, ИЛИ ГАРМОНИЯ КАК
6. Античная гармония и гармония средневековая
Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович6. Античная гармония и гармония средневековая Об античной гармонии имеется целый ряд важных работ, которые перечислены у нас ниже (Дополнительная библиография, Общая литература, Гармония). Из этих работ мы сейчас указали бы на работу Л. Шпитцера, поскольку в ней
Артикулирование гласных
Из книги Научитесь говорить так, чтобы вас услышали. 245 простых упражнений по системе Станиславского автора Сарабьян ЭльвираАртикулирование гласных Непрерывность и ровность звучания голоса достигается работой над гласными звуками. Гласные звуки придают речи мелодику, звучность, текучесть. Хорошо поставленные гласные позволяют наиболее полно выражать эмоции. Четкость артикуляции, хорошую
Правописание безударных гласных
Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир ВладимировичПравописание безударных гласных § 33. Общее правило. Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той же значимой части слова (в том же корне, в той же приставке, суффиксе, окончании) проверяемый гласный
I. Правописание гласных в корне
Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар ЭльяшевичI. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: примерять (м?рить) костюм – примирять
I. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ
автора Розенталь Дитмар ЭльяшевичI. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ § 1. Проверяемые безударные гласные Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: леса (лес), лиса (ли?сы), примерять
§ 235. Произношение гласных звуков
Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 235. Произношение гласных звуков Основной особенностью русского литературного произношения в области гласных является их разное звучание в ударном и безударном слогах при одинаковом написании. В безударных слогах гласные подвергаются редукции. Существуют два типа Смит Свен
Отработка гласных звуков Гласные звуки отвечают за певучесть, мелодичность голоса. Хорошо развитые, открытые гласные разнообразят интонацию, позволяют «играть» голосом, делают его выразительным.Комплекс следующих упражнений поможет вашему голосу стать подвижным и
5. Во славу гласных - и согласных
Из книги Эмбриология поэзии автора Вейдле Владимир Васильевич5. Во славу гласных - и согласных Вы считаете, да и принято, в общем, считать, что ни гласные, ни согласные «сами по себе» ничего не значат, и не видите вы, при этом, или не признаете разницы между «ничего не значить» и «смысла (или хоть смысловой окраски) не иметь». А я
Интерпретация гласных фонем
Из книги Турбулентное мышление [Зарядка для интеллекта] автора Гаврилов Дмитрий АнатольевичИнтерпретация гласных фонем В древние времена язычества искусство красноречия считалось магическим и относилось к числу даров бессмертных богов. Зная же подлинные имена вещей, по тем же воззрениям, можно было управлять миром. «Лирикам» мы бы посоветовали обратиться