Примерная программа по естествознанию. Примерная программа учебной дисциплины, естествознание

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Темниковский сельскохозяйственный колледж»

Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание»

(образовательная программа среднего (полного) общего образования для среднего профессионального образования)

Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет

сельского хозяйства»

Темников 2014

Обсуждена и одобрена на Составлена в соответствии с

заседании предметной государственными требованиями к

(цикловой) комиссии минимуму содержания и уровню

общеопрофессиональных и подготовки выпускников по

специальных дисциплин специальности 120701

протокол № 1 от «___»_____20___г. «Землеустройство»

Председатель ________ Е.Н.Гришина Зам. директора по учебной работе

Л.В.Щербакова

«___» __________ 20 ____г.

Составители: преподаватели ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

Игонова М.А.,Сергеева Л.Ю.

Рецензенты: преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

«Темниковский сельскохозяйственный колледж» -

Дунин И.А.

Учитель МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа № 2» - Макеева Н.В.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)

по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет сельского хозяйства».

Рецензия

на рабочую программу

профессионального модуля дисциплины «Естествознание»

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет сельского хозяйства»

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Рабочая программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии», обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического профиля. Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественно-научного образования, позволяет специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно. Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественно-научную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.

В программе для социально-экономического и гуманитарного профилей в учреждениях СПО представлены дидактические единицы, при изучении которых целесообразно акцентировать внимание на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это вода и атмосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических состава и свойств, их значения для жизнедеятельности людей («Химия с элементами экологии»). Это разделы, посвященные человеческому организму: важнейшие химические соединения в организме («Химия с элементами экологии»), системы органов, их функции, охрана здоровья, профилактика заболеваний и вредных привычек («Биология с элементами экологии»). Важно уделить внимание более глубокому изучению темы «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности», вопросам экологического содержания. Вместе с тем, количество лабораторных работ и опытов в этом содержании программы значительно меньше. Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Рецензент: преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Темниковский

сельскохозяйственный колледж» _____________И.А.Дунин

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образо вания

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

(ФГБОУ ВПО «ПВГУС»)

кафедра «Современное естествознание»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

для студентов всех специальностей

среднего профессионального образования
А.И. Бочкарёв, В.М. Васюков, О.В. Козловская, И.А. Дымченко

Тольятти-2013

УДК
Рецензент:

зам. директора Института экологии Волжского бассейна РАН,

Заслуженный деятель науки Российской Федерации,

доктор биологических наук, профессор С.В. Саксонов
Концепции современного естествознания: учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей среднего профессионального образования / А.И. Бочкарёв, В.М. Васюков, О.В. Козловская, И.А. Дымченко. – Тольятти: изд-во ПВГУС, 2012 – 184 с.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей среднего профессионального образования и разработан на основании Федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации для студентов СПО

© А.И. Бочкарёв, В.М. Васюков, О.В. Козловская, И.А. Дымченко
© Поволжский государственный

университет сервиса
Содержание
1. Рабочая учебная программа дисциплины 6

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины 6

1.2. Место дисциплины в структуре ООП специальности 7

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 7

1.4. Структура и объем дисциплины 9

1.4.1. Структура дисциплины (распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий) 9

1.1. Научное познание и роль науки в обществе. Структура естествознания 14

1.2. Естественные и гуманитарные науки 15

1.3. Эмпирический и теоретический уровни в естествознании 16

1.4. Возникновение рационального мышления. Формирование научного метода. Классический и неклассический периоды естествознания 17
Лекция № 2. Механический детерминизм. Корпускулярные и континуальные концепции в естествознании 21

2.1. Механика Ньютона и детерминизм Лапласа. Законы сохранения 21

2.2. Дискретность и непрерывность материи в классическом естествознании 23

2.3. Концепции дальнодействия и близкодействия 24
Лекция № 3. Пространство, время, относительность. Статические закономерности в природе 25

3.1. Эволюция представлений о пространстве и времени 25

3.2. Постулаты и следствия специальной теории относительности 27

3.3. Взаимосвязь массы и энергии как основа ядерной энергетики. Основные положения и выводы общей теории относительности 28

3.4. Описание состояний в динамических и статических теориях. Законы термодинамики 29

3.5. Хаос, беспорядок и порядок в природе. Энтропия 30
Лекция № 4. Квантовые представления в физике микромира. На переднем плане микромира 32

4.1. Противоречия в классической теории излучения и проявления концепции квантов. Корпускулярно-волновой дуализм 32

4.2. Особенности описания состояний в квантовой механике. Дискретные уровни энергии электронов в атомах и принцип Паули 33

4.3. Методы изучения микромира. Ускорители элементарных частиц. Стандартная модель элементарных частиц 35

4.4. Проблемы объединения фундаментальных взаимодействий 37
Лекция № 5. Строение вещества 39

5.1. Химия и алхимия 39

5.2. Учение о составе вещества. Понятие о химических элементах. Периодическая система Д.И. Менделеева 40

5.3. Учение о структуре вещества 42

5.4. Химические связи и строение молекул. Учение о химических процессах 42

5.5. Неорганические и органические соединения 43

5.6. Каталитическая и эволюционная химия 46
Лекция № 6. Вселенная. Звезды. Земля 47

6.1. Масштабы и строение Вселенной 47

6.2. Развитие космологических и космологических представлений 48

6.3. Экспериментальные обоснования концепции Большого Взрыва. Темная материя и темная энергия 48

6.4. Разнообразие звезд, их строение и устойчивость. Рождение и термоядерная жизнь звезд. Смерть звезд 49

6.5. Солнце и солнечная система 50

6.6. Предмет и методы наук и Земле. Возникновение Земли и основные периоды геологической эволюции 51

6.7. Внутренние и внешние оболочки Земли 52

6.8. Тектоника литосферных плит. Эволюция атмосферы и гидросферы 54
Лекция № 7. Жизнь 55

7.1. Структурная иерархия живой материи. Феноменология жизни 55

7.2. Молекулярные процессы в клетке 58

7.3. Происхождение жизни и основные этапы ее эволюции 66

7.4. Генетика и эволюция 69
Лекция № 8. Человек. Биосфера 77

8.1. Человек в иерархической структуре царства животных. Основные стадии антропогенеза 77

8.2. Социальная природа человека 79

8.3. Человек разумный 81

8.4. Экосистема и ее элементы 85

8.5. Геохимические функции живого вещества. Биосфера и человек 90

8.6. Глобальный экологический кризис 93
Лекция № 9. Естествознание и научно-технический прогресс. Самоорганизация эволюционных процессов в природе и в обществе 95

9.1. Естествознание и техника 95

9.2. Особенности эволюционных процессов в природе 97

9.3. Синергетика как наука о самоорганизации. Закономерности самоорганизации. Генезис синергетики. Моделирование самоорганизующихся процессов в природе и обществе 109
3. Практические занятия 117

3.1. Практические занятия 117

3.2. Лабораторный практикум 119

Лабораторная работа № 1. Изучение движения тел 120

Лабораторная работа № 2. Изучение статического равновесия механических систем 122

Лабораторная работа № 3. Изучение эволюции организационных структур методом моделирования электростатических полей 124

Лабораторная работа № 4. Исследование обменных процессов 127

Лабораторная работа № 5. Основные закономерности протекания химических процессов 130

Лабораторная работа № 6. Земля во Вселенной 134

Лабораторная работа № 7. Солнечная активность 137

Лабораторная работа № 8. Сравнение строения клеток прокариот и эукариот 140

Лабораторная работа № 9. Выявление активности процесса фотосинтеза 141

Лабораторная работа № 10. Исследование динамики открытых систем 142

Лабораторная работа № 11. Имитационное моделирование филогенеза 144

Лабораторная работа № 12. Изучение индивидуальных авторитмов 147

Лабораторная работа № 13. Исследование принципа симметрии 149

Лабораторная работа № 14. Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни 154

Лабораторная работа № 15. Изучение информационного поля конкурентного взаимодействий в малой социальной группе 155

Лабораторная работа № 16. Изучение оптических явлений и иллюзий восприятия действительности 158

4. Самостоятельная работа 162

5. Образовательные технологии 166

6. Оценочные средства для контроля успеваемости , промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 166

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 173

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 176

Примерная технологическая карта дисциплины 179

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Концепции современного естествознания» является формирование у обучающегося естественнонаучного мировоззрения, развитие фундаментального синергетического мышления, через познание многообpазия и целостности пpиpоды, науки, техники, технологии, формирование у обучающихся необходимых для их инновационной профессиональной деятельности совокупности компетенций.

Освоение курса позволит обучающему понять взаимодействие гуманитаpной и естественнонаучной форм единой культуpы, ее связи с особенностями мышления, пpиpоды отчуждения и необходимости их воссоздания на основе целостного взгляда на естественную и искусственную природу, материальный и духовный миpы и применить в своей инновационной профессиональной и жизнедеятельности.

Освоение и понимание сущности конечного числа фундаментальных законов пpиpоды позволяет обучающему воспринимать облик совpеменного естествознания, включающего высокие технологии, с научной точки зрения, а также познакомить с пpинципами научного моделиpования и проектирования пpиpодных технических и социальных систем.

Понимание принципов преемственности и непpеpывности в изучении пpиpоды, общества и мышления, а также необходимости формирования адекватного языка описания по меpе усложнения пpиpодных (естественных) и технических (искусственных) и социальных систем: от квантовой и статистической физики к химии и молекуляpной биологии, от неживых систем к клетке, живым оpганизмам, человеку, биосфеpе и ноосфере необходимость осознания проблем взаимодействия общества и природы, нового диалога человека и природы, через связь и осознание основных концепций и законов современного естествознания в прошлом, настоящем и будущем.

Формирование научного мировоззрения невозможно без фоpмиpования представлений о смене типов научной pациональности (парадигм), в естествознании как ключевых этапах pазвития современного естествознания; представлений о пpинципах унивеpсального эволюционизма и синеpгетики как диалектических пpинципах pазвития в пpиложении к неживой и живой пpиpоде, человеку и обществу; без понимания pоли исторических и социокультуpных фактоpов и законов самооpганизации в пpоцессе pазвития естествознания и техники , диалога науки и общества, человечества и пpиpоды.

Это возможно лишь при изучении мультидисциплинарного курса «Концепции современного естествознания», формирующего представления о современной естественнонаучной картине мира, воспитывающей основные приемы познавательной деятельности, формирующей синергетический стиль мышления, общекультурные и профессиональные компетенции без которых не может обойтись ни один бакалавр, магистр, специалист, в какой бы области профессиональной инновационной деятельности он не работал.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП специальности

Курс «Концепции современного естествознания» представляет собой интегративную дисциплину по выбору математического и общего естественнонаучного цикла специальностей СПО.

При изучении дисциплины используются базовые знания по курсам: «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «Естествознание» и другие. В свою очередь, курс является базовым для дисциплин: «Экология», «Естественно-научные основы высоких технологий», «Фундаментальные основы этногенеза», «Фундаментальные основы защиты информации» и др.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В процессе освоения мультидисциплинарного курса «Концепции современного естествознания» обучающийся формирует и демонстрирует следующие общекультурные и общепрофессиональные компетенции при освоении ООП СПО, реализующей ФГОС СПО:

Данный раздел формируется в соответствии с ФГОС

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:


  1. гуманитарный потенциал современного естествознания, связанный с формированием мировоззрения, развитием мышления, воспитанием чувств; мультидисциплинарность культуры, естественно-научные картины мира; научные методы анализа, обобщения, восприятия информации, постановки целей и выбора путей ее достижения; взаимоотношения человека с природой; место человека в ней (ОК-1);

  2. достижения современного естествознания в исследовании человека , соотношения личности и индивидуальности, творческой самореализации, закономерности развития интеллекта, основы саморазвития и самосовершенствования в синергетической среде мультикультурного профессионального образования, формирующего профессионализм выпускников (ОК-4);

  3. естественно-научные основы здоровья, работоспособности и творческой природы человека, физиологии, свои достоинства и недостатки, средства самосовершенствования, основы самоорганизации в системах любой природы; закономерности саморазвития личности; роста квалификации и мастерства, бесконфликтной профессиональной деятельности (ОК-8);

  4. принципы и основы формирования и развития научного знания; основные концепции естествознания, принципы самоорганизации в живой и неживой природе, принципы воспроизводства и развития живых систем, структуру биосферы и ноосферы; эволюцию естественно-научной и гуманитарной форм культуры на пути к единой инновационной культуре (ОК-7);

  5. закономерности развития и редукции сложных открытых систем в условиях случайного выбора, способы нахождения организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях , самостоятельного принятия решений и готовностью нести за них ответственность (ОК-3);

  6. синергетику кооперативных явлений в природе, работы в коллективе, творчества, методы инновационного социотехнического проектирования, принципы и методы творческой деятельности, формирования лидера, организации и управления малыми и средними группами, истоки конфликтности и толерантности в коллективе, в команде (ОК-6);

  7. глобальные процессы в природе и обществе и их направленность, концепции биосферы, ноосферы, пассионарности, солнечной и экономической активности , синергетику социально-экономических систем, социогенетические циклы, мотивационные основы жизнедеятельности (ОК-9).

Уметь:


  1. применять знания принципов и законов современного естествознания; использовать их в мультидисциплинарном качестве; ставить цели, анализировать и оценивать информацию; планировать и достигать цели в профессиональной деятельности (ОК-1);

  2. использовать достижения современного естествознания в исследовании биосоциальной сущности человека, его естественного стремления к личностному и профессиональному саморазвитию через творчество в повышении своей квалификации и мастерства (ОК-4);

  3. развивать способность на естественно-научной основе критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбрать средства устранения недостатков и развития достоинств (ОК-8);

  4. объективно оценивать различные социальные явления и процессы, происходящие в обществе , понимать потребности общества, личности и возможности естественно-научного знания, использовать методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем (ОК-7);

  5. находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях снижать априорную неопределенность случайного выбора, самостоятельно принимать решения и быть готовым нести за них персональную ответственность (ОК-3);

  6. использовать кооперативные явления в природе, принципы творчества, разрабатывать инновационные проекты, творчески работать в команде, руководить творческой деятельностью, управлять малыми и средними группами, инновационными предприятиями, преодолевать конфликтные ситуации в коллективе (ОК-6);

  7. понимать социальную значимость своей профессии, использовать знания законов современного естествознания, эволюции глобальных, локальных, региональных социотехнических систем в поддержании высокой мотивации к выполнению своей профессиональной деятельности в ноосферных циклах пассионарности, солнечной и экономической активности, быстрой смены технологий (ОК-9).

Владеть:


  1. культурой естественно-научного, инновационного мышления, способностью обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели, выбирать пути их достижения, синергетически мыслить глобально, а поступать локально в соответствии с целями развития культуры, общества и человека (ОК-1);

  2. навыками применения естественно-научных знаний закономерностей интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, способностью постоянного повышения своей квалификации и мастерства (ОК-4);

  3. способностью на естественно-научной основе критической оценивать свои достоинства и недостатки в условиях безграничных возможностей открытого кризисного, неравновесного мира, выбора оптимальных путей и средств устранения своих недостатков, самосовершенствования и самореализации (ОК-8);

  4. способностью использования богатого арсенала научных методов и средств исследования в области современного естествознания, совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей синергетической образовательной среды современного естествознания в профессиональном образовании и жизнедеятельности (ОК-7);

  5. способностью и навыками организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях случайного выбора в открытом неравновесном, нелинейном, кризисном мире, самостоятельного принятия ответственных решений в условиях ограниченных времени и средств, готовностью нести за них персональную ответственность (ОК-3);

  6. способностью и навыками творческой работы в малом и среднем инновационном коллективе, разработки инновационных проектов, кооперации с коллегами, работы в команде и самостоятельно, а также управления малыми и средними инновационными коллективами (ОК-6);

  7. способностью понимать высокую социальную значимость своей профессии , поддерживать мотивацию к выполнению своей профессиональной деятельности в условиях глобальных процессов в природе и обществе, ноосферных циклов пассионарности, солнечной и экономической активности, быстрой смены технологий (ОК-9) .

1.4. Структура и объем дисциплины

1.4.1. Структура дисциплины (распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов.

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий


№ семестра

Число

недель в семестре


Количество часов

по плану


Количество часов

в неделю


Самост.

работа


Всего

Лекции

Лабораторные

занятия


Практические

занятия


Всего

Лекции

Лабораторные

занятия


Практические

занятия


Всего часов

Всего в неделю

4

17

108

18

14

14

3

1

1

1

62

4

Согласовано:

Предметной комиссией

Председатель

___________/_./

подпись ФИО

«________»___________2011 г.

Утверждено:

Заместителем директора по УР

___________/_/

подпись ФИО

«________»___________2011 г.

Конспект лекций

по дисциплине: «Естествознание»

Разработал преподаватель

_________________/./

«_____»________2011 г.

О Г Л А В Л Е Н И Е

О Г Л А В Л Е Н И Е.. 2

Пояснительная записка. 4

Введение. 6

Основные понятия механики. Кинематика точки. 9

Законы динамики И. Ньютона. Гравитационные силы.. 13

Сила упругости и силы трения. 18

Закон сохранения импульса. 24

Кинетическая и потенциальная энергия. 29

Закон сохранения энергии в механике. 33

Основы молекулярно-кинетической теории. 37

Электростатика. Электрический заряд. Элементарные частицы.. 41

Законы постоянного тока. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. 45

Основные понятия химии. Основные законы химии. 51

Моль. Молярная масса. 54

Задачи. 56

Вещества органические и неорганические. 57

Классификация неорганических веществ – оксиды, кислоты, соли, основания. 60

Кислотные дожди. Показатель кислотности растворов рН. 62

Строение атома и атомного ядра. Изотопы в природе. 66

Химический состав воздуха. Загрязнение атмосферы и его источники. 69

Химические элементы в организме человека. 74

Органические вещества клетки. Основные жизненно необходимые соединения – белки, жиры и углеводы. Биополимеры. 77

Основные признаки живых организмов. Клеточная теория. 81


Строение растительной и животной клетки. Прокариоты и эукариоты.. 84

Основы генетики. 88

Генотип и фенотип. 90

Модификационная и наследственная изменчивость. 98

Мутационная изменчивость Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. 100

Список использованной литературы.. 113

Пояснительная записка

Материал, изложенный в «Конспекте лекций» произведен в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В предлагаемом курсе рассматриваются наиболее важные концепции, которые выработало естествознание на протяжении всей истории своего развития, составляющие фактически ядро современной научной картины мира. «Естествознание» формирует целостную картину знаний о природе в ее непрерывном развитии. Специфические стороны этой науки – физика, химия, биология, экология – показаны уровни системы знаний, в которой фундаментальные физические принципы являются теоретической основой всего естествознания. Миропонимание на теоретическом уровне, или теоретическая картина мира, представлено научными, философскими, религиозными идеями.

Конспект лекций предназначен для студентов гуманитарных специальностей в рамках среднего профессионального образования . Содержание конспекта лекций направлено на то, чтобы обеспечить необходимый уровень естественнонаучной грамотности студентов. Отбор содержания отвечает требованиям актуальности и доступности, что с одной стороны предусматривает знакомство с ключевыми достижениями естественных наук и определяющим влиянием на развитие современных технологий, так и предполагает наглядный качественный уровень освоения этого материала.

Освоение материала, изложенного в конспекте лекций, позволит студентам:

Ориентироваться в естественнонаучной информации на уровне сообщений СМИ и научно-популярных источников;

Иметь представление об естественнонаучном методе познания и использовать знакомство с этим методом для получения фактов, оценки достоверности информации, построения аргументации;

Использовать естественнонаучные знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности, особенно, когда это касается вопросов питания, медицины, применения соединений бытовой химии, экологии, экономии энергии.

Конспект лекций включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с элементами экологии», «Биология с элементами экологии». Такой подход к структурированию содержания дисциплины «Естествознание» не нарушает привычной логики естественнонаучного образования в целом.

Заметное место в преподаваемой дисциплине отводится интегрирующим, межпредметным идеям и темам. Это, прежде всего темы, освещающие естественнонаучную картину мира: атомно-молекулярное строение вещества, общие принципы классической механики, законы И. Ньютона, превращение энергии, современное представление об элементарных частицах, клеточное строение живой материи, основные этапы эволюции органического мира, эволюционная теория Ч. Дарвина, основы генетики, эволюция человека как биологического организма, а также вопросы экологии.

Введение

Естествознание - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание - одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной и с.-х. техники и медицины; естественно-научный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.


Предмет и цели естествознания

Предмет Естествознание - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры.

Цели естествознания : 1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления и 2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Можно сказать: познание истины (законов природы) - непосредственная или ближайшая цель Е., содействие их практическому использованию - конечная цель Е.

Закономерности и особенности развития естествознания

2. Взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей Е., когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами).

3. Повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному (в т. ч. исходному пункту научного развития), но на более высокой ступени этого развития - движение по спирали.

Подразделения естествознания

Астрономия

Биология

Биофизика

Биохимия

Генетика

География

Геология

Радиобиология

Радиохимия

Физическая химия

История развития естествознания

1. Период механического и метафизического Естествознание, начавшийся с возникновения Естествознание как систематической экспериментальной науки в эпоху Возрождения, (со 2-й половины 15 в. до конца 18 в.). Естествознание этого периода революционно по своим тенденциям. Здесь выделяется Естествознание начала 17 в. (формирование механического Естествознание - Г. Галилей) и конца 17 в. - начала 18 в. (завершение этого процесса - И. Ньютон).

2. Период открытия всеобщей связи и утверждения эволюционных идей – стихийно-диалектический. На первый план выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращения форм энергии и видов вещества. В геологии возникает теория медленного развития Земли (Ч. Лайель), в биологии зарождается эволюционная теория (Ж. Ламарк), палеонтология (Ж. Кювье), эмбриология (). Возникла необходимость сочетать анализ с синтезом в целях теоретического охвата накопленного опытного материала. Три великих открытия (2-я треть 19 в.) - клеточная теория, учение о превращении энергии и дарвинизм.

Затем последовали открытия, раскрывавшие диалектику природы полнее: создание теории химического строения органических соединений (,1861), периодической системы элементов (, 1869), химической термодинамики (-Гофф, Дж. Гиббс), основ научной физиологии (, 1863), электромагнитной теории света (Дж. К. Максвелл, 1873).

В учебнике освещены вопросы землеведения, ботаники и зоологии, отражены взаимосвязи между ними. Книга снабжена богатым иллюстративным материалом, а также содержит большое количество практических заданий и тестов для самоконтроля. Предлагаемый читателю учебник адресован в первую очередь будущим учителям, которым предстоит преподавать в начальной школе предмет «Окружающий мир».

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И

    ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    Западный филиал РАНХиГС

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Директор колледжа

    Л.И.Мотолянец

    «____» ________________ 2015 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

    Естествознание

    уровень подготовки

    базовый

    профиль образовательной программы среднего образования

    социально-экономический

    специальность

    38.02.07 "Банковское дело"

    Квалификация выпускника

    специалист банковского дела

    Форма обучения

    очная

    Калининград 2015

    Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и качеству освоения дисциплины «Естествознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и примерной программой общеобразовательной дисциплины «Естествознание» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 374 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).

    Разработчики:

    И.А.Марушко, преподаватель Западного филиала РАНХиГС

    И.А.Федорцова, преподаватель Западного филиала РАНХиГС

    Т.В. Бондарева, преподаватель Западного филиала РАНХиГС

    Рецензенты:

    Н.В.Горская, преподаватель Западного филиала РАНХиГС

    З.А.Гринько, заместитель директора ГБУ КО ПОО «ХПТ»

    Рассмотрено на заседании ПЦК «Общеобразовательных дисциплин»

    Председатель ПЦК________________Н.В.Горская

    Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

    максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часов, в том числе:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;

    самостоятельной работы обучающегося 54 часа.

    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объём часов

    162

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    108

    в том числе:

    практические, лабораторные занятия, контрольные работы

    34

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    54

    в том числе:

    внеаудиторная самостоятельная работа:

    Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий, экскурсии и др.

    54

    Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта (2 семестр)

    2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Естествознание»

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

    Объем часов

    Уровень освоения

    1

    2

    3

    4

    РАЗДЕЛ 1 «ФИЗИКА»

    34 +14+24

    теор +пр.+с.р

    Введение

    (1ч)

    Физика - фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Открытия в физике - основа прогресса в технике и технологии производства.

    Тема 1.1. Механика (9ч)

    Кинематика. Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь. Перемещение. Виды движения (равномерное, равнопеременное). Скорость. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Ускорение. Свободное падение тел.

    2-3

    Динамика. Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики. Силы в природе. Закон всемирного тяготения.

    Законы сохранения в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса и реактивное движение.

    Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

    Практическая работа №1 «Решение задач по теме «Механика»

    Контроль знаний по теме «Механика»

    Самостоятельная работа : решение задач по теме «Механика», сообщения по темам: «Физика в моей профессии», «Перегрузки, невесомость в жизни человека», «К.Э. Циалковский - основоположник космонавтики»,

    Тема 1.2.

    Основы молекулярной физики и термодинамики (12ч)

    Молекулярная физика. Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение .

    2-3

    Идеальный газ. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния идеального газа.

    Практическая (лабораторная) работа №2 : «Исследование изотермического процесса»

    Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества

    Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Тепловые машины и их применение.

    Практическая работа № 3: Решение задач

    Контроль знаний по теме «Молекулярная физика и термодинамика»

    Самостоятельная работа : Подготовка докладов «Роль МКТ в природе и технике», «Влияние тепловых двигателей на окружающую среду Калининградской области», «Значение влажности воздуха для живых организмов», «Моющие средства - вещества повышающие смачиваемость», подготовка отчёта по лабораторной работе.

    Тема 1.3 Основы электродинамики (14ч)

    Электростатика. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

    2-3

    Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними.

    Постоянный ток. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.

    Практическая (лабораторная) работа №4: «Измерение силы тока и напряжения на различных участках цепи» или «Определение удельного сопротивления проводника»

    Магнитное поле. Магнитное поле и его основные характеристики. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции.

    Практическая работа №5 «Решение задач по теме «Электродинамика»

    Контроль знаний по теме «Основы электродинамики»

    Самостоятельная работа : подготовка рефератов «История развития представлений о природе электричества», «Действие электрического тока на тело человека», «Меры безопасности при работе с электроприборами»,

    Тема 1.4.Колебания и волны (6ч)

    Механические колебания и волны. Свободные колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Механические волны и их виды. Звуковые волны. Ультразвуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике.

    2-3

    Электромагнитные колебания и волны. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн.

    Световые волны. Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света. Линзы. Формула тонкой линзы.

    Практическая работа №6 «Решение задач по теме «Колебания и волны»

    Контроль знаний по теме «Колебания и волны»

    Самостоятельная работа : подготовка рефератов «Ультразвук и его использование в технике и медицине», «Первые шаги в геометрической оптике», «Проблемы энергосбережения»

    Тема 1.5 Элементы квантовой физики (4ч)

    Квантовые свойства света. Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект.

    Физика атома. Модели строения атома. Опыт Резерфорда.

    Физика атомного ядра и элементарных частиц. Состав и строение атомного ядра. Радиоактивность. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

    Самостоятельная работа : «Применение фотоэффекта в технике (фотореле, фоторезисторы). «История открытия явления естественной радиоактивности», «Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием»,

    Тема 1.6. Вселенная и её эволюция (2ч)

    Строение и развитие Вселенной. Модель расширяющейся Вселенной.

    Происхождение Солнечной системы. Современная физическая картина мира.

    Дифференцированный зачёт по разделу «Физика»

    Самостоятельная работа : подготовка рефератов «Возможные сценарии эволюции Вселенной», Астероиды.

    РАЗДЕЛ 2 «ХИМИЯ»

    20+10+15

    Теор +пр.+с.р

    Введение

    Химическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира.

    Роль химии в жизни современного общества. Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества.

    2

    Тема 2.1.

    Общая и неорганическая химия

    (16 ч)

    Основные понятия и законы химии.

    Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества. Основные законы химии. Масса атомов и молекул. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов.

    2

    2-3

    Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

    Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

    2

    Практическая работа № 7

    «Решение расчетных задач с использованием основных законов химии. Решение задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, количества вещества и т.д.»

    2

    Самостоятельная работа :

    Современные открытия химической науки (создание презентаций). Биографии ученых, внесших особый вклад в развитие химической науки (создание презентаций).

    Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово). Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии.

    Подготовить сообщение на тему «Открытие периодического закона».

    Ядерные реакции и их значение (подготовка сообщений).

    Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве.

    Строение вещества .

    Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.

    2

    2-3

    Самостоятельная работа :

    Структуры Льюиса (подготовка сообщений). Дисперсные системы в быту (подготовка презентаций). Полярность связи и полярность молекулы. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы.

    Вода. Растворы .

    Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое.

    1

    Самостоятельная работа :

    Сванте Аррениус – создатель теории электролитической диссоциации (изучение биографии, создание презентации).

    Химические реакции.

    Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит.

    1

    Практическая работа № 8:

    «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса. Выполнение упражнений на расчет скорости химической реакции, принцип Ле Шателье»

    2

    Самостоятельная работа :

    Действие принципа Ле Шателье в жизни (подготовка сообщений). Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы. Подготовка сообщений на тему: «Особенности биохимических окислительно-восстановительных процессов в организмах».

    Классификация неорганических соединений и их свойства .

    Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты, основания, соли. Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора.

    1

    Самостоятельная работа :

    Применение кислот, оснований, солей и оксидов в быту (подготовка сообщений, создание презентаций, решение тестовых заданий). Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование.

    Подготовить доклад на тему: «Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля».

    Металлы и неметаллы .

    Металлы. Общие физические и химические свойства металлов.

    Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека.

    1

    Практическая работа № 9:

    «Выполнение упражнений на составление молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Идентификация неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений»

    2

    Самостоятельная работа :

    Применение металлов и неметаллов (подготовка сообщений, создание презентаций). Характеристика элемента по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева (выполнение по алгоритму). Генетическая связь неорганических соединений (составление и решение цепочек превращений).

    Подготовить доклады на темы: «Роль металлов в истории человеческой цивилизации», « Металлы главных подгрупп», «Металлы побочных подгрупп».

    Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии. Производство чугуна и стали.

    Тема 2.2. Органическая химия

    (10 ч)

    Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.

    Основные положения теории строения органических соединений.

    Многообразие органических соединений. Понятие изомерии.

    1

    2-3

    Углеводороды и их природные источники.

    Углеводороды.Предельные и непредельные углеводороды. Реакция полимеризации. Природные источники углеводородов. Углеводороды как основа международного сотрудничества и важнейший источник формирования бюджета РФ.

    1

    Практическая работа № 10

    Структурные формулы углеводородов, изомеры и гомологи. Название углеводородов по международной номенклатуре IUPAC.

    2

    Самостоятельная работа :

    Составление обобщающей таблицы «Углеводороды». «Нефть и продукты переработки нефти (подготовка сообщений, создание презентаций).

    Подготовка докладов на темы: «Химия углеводородного сырья», «Углеводородное топливо, его виды и назначение», «Экологические аспекты использования углеводородного сырья».

    Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука. Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Коксохимическое производство и его продукция.

    Кислородсодержащие органические соединения.

    Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры: их строение и характерные химические свойства. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.

    2

    Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

    Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков. Химические свойства белков.

    Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах и химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Генетическая связь между классами органических соединений

    2

    Практическая работа № 11

    «Спирты. Фенолы. Номенклатура и изомерия; способы получения, химические свойства.

    Альдегиды. Карбоновые кислоты. Номенклатура и изомерия; способы получения, химические свойства».

    2

    Самостоятельная работа :

    Кислородсодержащие соединения в быту (проведение исследований продуктов питания, бытовой химии на содержание представителей спиртов, сложных эфиров, карбоновых кислот, жиров, углеводов).

    Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола.

    Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу.

    Применение ацетона в технике и промышленности.

    Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая).

    Подготовка сообщений и мультимедийных презентации по темам «Биологическая роль углеводов».

    Расчет калорийности продуктов питания. Значение аминокислот, белков для полноценного питания человека (подготовка сообщений, презентаций). Исследование предметов домашнего быта, являющихся пластмассами.

    Промышленное производство химических волокон.

    Составление кроссворда на тему «Органические вещества».

    Подготовка докладов на темы: «Биологические функции белков», «Белковая основа иммунитета», «Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы».

    2

    Тема 2.3.

    Химия и жизнь

    (1ч)

    Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения:

    белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы - главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека.

    Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.

    Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила

    безопасной работы со средствами бытовой химии.

    1

    2-3

    Самостоятельная работа:

    Роль химических элементов в жизни растений. Удобрения. Химические средства защиты растений.

    Дифференцированный зачёт по разделу «Химия»

    1

    РАЗДЕЛ 3 «БИОЛОГИЯ»

    20+10+15

    Теор +пр.+с.р

    Введение

    (1 ч)

    Биология – совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии: Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в биологии. Определение жизни. Уровни организации жизни.

    2-3

    Тема 3.1.Клетка

    (8 ч)

    История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка - структурно-функциональная единица жизни. Строение клетки. Прокариоты и эукариоты - низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации

    Биологическое значение химических элементов . Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ.

    Вирусы и бактериофаги . Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы - возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции.

    Практическая работа №7: Решение биологических задач по теме «Нуклеиновые кислоты»

    Самостоятельная работа : Составление рефератов, дидактических карточек - схем или презентаций по теме «Клетка – как основная единица строения организма и его жизнеобеспечения», «Вирусы, профилактика СПИДа».

    Тема 3.2. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

    (12 ч)

    Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.

    Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение.

    Индивидуальное развитие организма . Образование и развитие зародыша и плода. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и другие.

    Наследственность и изменчивость . Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме. Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека

    Лабораторная работа №4: изменчивость, построение вариационного ряда, вариационной кривой.

    Практическая работа №7: Решение элементарных генетических задач

    Самостоятельная работа :Самостоятельная работа: составление рефератов по теме «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. Мутагенные свойства вредных веществ, накапливающихся в атмосфере. Наследственные заболевания и профилактика». Составление биологического кроссворда.

    Тема 3.3. .Вид, его критерии

    (3 ч)

    Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Движущие силы эволюции в соответствии с СТЭ. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс .

    2-3

    Гипотезы происхождения жизни . Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас.

    Самостоятельная работа: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. Человеческие расы, опасность расизма .

    Тема 3.4 Экосистемы.

    (4 ч)

    Предмет и задачи экологии : учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере.

    2-3

    Практическая работа №8: экскурсияпо теме «Экология Калининградской области»
    Дифференцированный зачёт по разделу «Биология»

    Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

    1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

    2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

    3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

    3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Освоение программы дисциплины «Естествознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования, учебных кабинетов по физике, химии, биологии, в которых имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

    В состав кабинетов по физике, химии, биологии входят лаборатории с лаборантской комнатой. Помещения кабинетов физики, химии и биологии должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащены типовым оборудова нием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся .

    В кабинетах должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.

    В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы дисциплины «Естествознание» входят:

      многофункциональный комплекс преподавателя;

      наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портреты выдающихся ученых в области естествознания и т. п.);

      информационно-коммуникационные средства;

      экранно-звуковые пособия;

      комплект электроснабжения кабинетов;

      технические средства обучения;

      демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

      лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы, в том числе для постановки демонстрационного и ученического эксперимента, реактивы);

      статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели, включая натуральные объекты;

      вспомогательное оборудование;

      комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

      библиотечный фонд.

    В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение дисциплины «Естествознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями, справочниками по физике, химии, биологии, научной и научнопопулярной литературой естественно-научного содержания.

    В процессе освоения программы дисциплины «Естествознание» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по естествознанию, включая физику, химию, биологию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

    3.2. Информационное обеспечение обучения

    Основные источники по физике:

      Саенко О.Е.,Трушина Т.П., Арутюнян О.В. Естествознание: учебное пособие /. - М.: КНОРУС, 2014. - 368 с. - (Среднее профессиональное образование)

      Самойленко П. И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

      Самойленко П. И. Сборник задач по физике для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.образования. - М., 2014.

      Дмитриева В.Ф. Физика, учебник для студентов образовательных учреждений СПО, 16-е изд., стер.- М.: Академия, 2012.

      Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей. - М.: Академия,2014

      Дмитриева В.Ф. Задачи по физике. - М.: Академия, 2012

      Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений.- 9-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2015.

    Дополнительные источники по физике:

      Мякишев Г.Я. и др. Физика. 10,11 кл. - М., Дрофа, 2002

      Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10,11 кл. – М.:Просвещение, 2005.

      Кошкин Н.И., Васильчикова Е.Н. Элементарная физика: Справочник. – М.: Высшая школа, 2003.

      Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М: Просвещение., 2003.

      Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.

      Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.

      Методика преподавания физики в средних специальных учебных заведениях. /Под ред. А.А.Пинского, П.И.Самойлснко, - М., 2010.

    Основные источники по химии:

      Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2012.

      Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2012.

      Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 20013.

      Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2012.

      Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 20014.

      Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2012.

      Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

      Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. - М., 2014.

      Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. - М., 2014

      Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

      Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

    Дополнительные источники по химии:

      Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений.– М., 2014.

      Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: Пособие для поступающих в вузы.– М., 2011.

      Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях.– М., 2013.

      Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2013.

      Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2012.

      Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека.– М., 2014.

      7.Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие.– М., 2013.

      Ерохин Ю.М. Химия: учебник.– М., 2012.

    Основные источники по биологии:

      БеляевД.К., ДымшицГ.М., КузнецоваЛ.Н. идр. Биология (базовый уровень). 10 класс. - М., 2014.

      БеляевД.К., ДымшицГ.М., БородинП.М. идр. Биология (базовый уровень). 11 класс. - М., 2014.

      Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. «Биология». М.: «Школа-Пресс», 2012.

      Качанова Л.В. «Тестовые задания различного уровня». Колледж «Интеграл», 2013.

      Качанова Л.В. «Лабораторные работы по биологии». Колледж «Интеграл», 2014.

      КонстантиновВ.М., РезановА.Г., ФадееваЕ.О. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. В.М.Константинова. - М., 2014.

      ЕлкинаЛ.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. - М., 2010.

    Дополнительные источники по биологии:

    1. Айла Ф., Кайгер Дж. «Современная генетика». «Мир», 2011.

    2. Биологический энциклопедический словарь, М., 2012.

    3. Грин Н. «Биология». М., 2014.

    4. Дарвин Ч. «Происхождение путем естественного отбора».

    5. Дегтярев В. В. «Охрана природы», 2014.

    6. Соломина С. Н. «Взаимодействие общества и природы». М.: «Мысль», 2015.

    7. Яблоков А. В. «Эволюционное учение». М.: «Высшая школа», 2012.

    8. Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. - М., 2007, 2010.

    9. Биология. Руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. - М., 2010.

    Интернет-ресурсы:

    По физике:

      www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).

      www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).

      www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).

      www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

      ru.wikipedia.org/wiki/

      www .fizika .ru

      www .fizzzika .narod .ru

      www .fieldphysics .ru

      www .alleng .ru /edu /phys .htm

      www.physica-vsem.narod.ru

      www.pnpi.spb.ru

    По химии:

      www. chemistry-chemists. com/ index. html (электронныйжурнал « Химикиихимия»).

      www. hemi. wallst. ru (« Химия. Образовательный сайт для школьников»).

      www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

      www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

      www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).

      www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).

    Побиологии:

      www.biology.asvu.ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

      www.window.edu.ru/window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

    4. КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯДИСЦИПЛИНЫ

    Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, лабораторных и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

    По окончанию изучения каждого раздела («Физика», «Химия», «Биология») дисциплины «Естествознание» программа предусматривает дифференцированный зачёт в виде тестирования.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    СТУДЕНТОВ

    Содержание обучения

    Содержание обучения

    Характеристика основных видов деятельности студентов

    (на уровне учебных действий)

    РАЗДЕЛ 1 «ФИЗИКА»

    Введение

    Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства

      Механика

    Кинематика

    Ознакомление со способами описания механического движения,

    основной задачей механики. Изучение основных физических величин кинематики: перемещения, скорости, ускорения. Наблюдение относительности механического движения. Форму- лирование закона сложения скоростей. Исследование равноускоренного прямолинейного движения (на примере свободного падения тел) и равномерного движения тела по окружности. Понимание смысла основных физических величин, характеризующих равномерное движение тела по окружности

    Динамика

    Понимание смысла таких физических моделей, как материальная

    точка, инерциальная система отсчета. Измерение массы тела различными способами. Измерение сил взаимодействия тел. Вычисление значения ускорения тел по известным значениям действующих сил и масс тел. Умение различать силу тяжести и вес тела. Объяснение и приведение примеров явления невесомости.

    Применение основных понятий, формул и законов динамики к решению задач

    Законы сохранения в механике

    Объяснение реактивного движения на основе закона сохранения

    импульса. Применение закона сохранения импульса для вычисле-

    ния изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле.

    Характеристика производительности машин и двигателей с использованием понятия мощности

    2. Основы молекулярной физики и термодинамики

    Молекулярная физика

    Формулирование основных положений молекулярно-кинетической теории. Выполнение экспериментов, служащих обоснованием молекулярно-кинетической теории. Наблюдение броуновского движения и явления диффузии. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Представление в виде графика изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Измерение влажности воздуха

    термодинамика

    Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса превращения вещества из одного агрегатного состояния

    в другое. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты на основании первого закона термодинамики. Объяснение принципов действия тепловых машин

    3.Электродинамика

    Электростатика

    Вычисление сил взаимодействия точечных электрических заря-

    дов. Вычисление напряженности и потенциала электрического поля одного и нескольких точечных зарядов. Измерение разности потенциалов. Приведение примеров проводников, диэлектриков и конденсаторов. Наблюдение явления электростатической индукции и явления поляризации диэлектрика, находящегося в электрическом поле

    Постоянный ток

    Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и вну-

    треннего сопротивления источника тока. Сбор и испытание электрических цепей с различным соединением проводников, расчет их параметров

    Магнитное поле

    Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током,

    картинок магнитных полей. Формулирование правила левой руки для определения направления силы Ампера. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле, объяснение принципа действия электродвигателя. Исследование явления электромагнитной индукции

    4.Колебания и волны

    Механические колебания и волны

    Приведение примеров колебательных движений. Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Наблюдение колебаний звучащего тела. Приведение значения скорости распространения звука в различных средах. Умение объяснять использование ультразвука в медицине

    Электромагнитные

    Колебания и волны

    Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока

    в цепи. Объяснение превращения энергии в идеальном колебательном контуре. Изучение устройства и принципа действия трансформатора. Анализ схемы передачи электроэнергии на большие расстояния. Приведение примеров видов радиосвязи. Знакомство с устройствами, входящими в систему радиосвязи. Обсуждение особенностей распространения радиоволн

    Световые волны

    Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Наблюдение явления дифракции и дисперсии света. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет оптической силы линзы.

    5 .Элементы квантовой физики

    Квантовые свойства света

    Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Расчет максимальной

    кинетической энергии электронов при фотоэффекте

    Физика атома

    Формулирование постулатов Бора. Наблюдение линейчатого и непрерывного спектров. Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое. Объяснение принципа действия лазера

    Физика атомного ядра и элементарных частиц

    Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрация ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер. Понимание ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценности овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности

    6. Эволюция вселенной

    Строение и развитие

    Вселенной

    Объяснение модели расширяющейся Вселенной

    Происхождение

    Солнечной системы

    Наблюдение звезд, Луны и планет в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа

    РАЗДЕЛ 2 «ХИМИЯ»

    Введение

    Раскрытие вклада химической картины мира в единую естественно-научную картину мира. Характеристика химии как производительной силы общества

    Важнейшие химические понятия

    Умение дать определение и оперировать следующими химическими понятиями: «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула», «относительные атомная и молекулярная массы», «ион», «аллотропия», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «валентность», «степень окисления», «моль», «молярная масса», «молярный объем газообразных веществ», «вещества молекулярного и немолекулярного строения», «растворы», «электролит и неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «окислитель и восстановитель», «окисление и восстановление», «скорость химиической реакции», «химическое равновесие», «углеродный скелет», «функциональная группа», «изомерия».

    Основные законы

    химии

    Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установление причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических фор мул и уравнений.

    Раскрытие физического смысла символики Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установление причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.

    Характеристика элементов малых периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева

    Основные теории

    химии

    Установление зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов.

    Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств

    веществ от их состава и строения кристаллических решеток.

    Формулирование основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.

    Формулирование основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств важнейших представителей основных классов

    органических соединений.

    Важнейшие вещества

    и материалы

    Характеристика строения атомов и кристаллов и на этой основе -

    общих физических и химических свойств металлов и неметаллов.

    Характеристика состава, строения, свойств, получения и применение важнейших неметаллов.

    Характеристика состава, строения и общих свойств важнейших классов неорганических соединений.

    Описание состава и свойств важнейших представителей органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, карбоновых кислот (уксусной кислоты), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), аминокислот, белков, искусственных и синтетических полимеров.

    Химический язык

    и символика

    Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.

    Называние изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.

    Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций.

    Химические реакции

    Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам.

    Химический эксперимент

    Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами техники безопасности.

    Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента.

    Химическая информация

    Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

    Профильное и профессионально значимое содержание

    Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

    Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.

    Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

    Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

    Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников

    РАЗДЕЛ 3 «БИОЛОГИЯ»

    Биология - совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии

    Знакомство с объектами изучения биологии.

    Выявление роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей

    Клетка

    Знакомство с клеточной теорией строения организмов.

    Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке. Знание строения клеток по результатам работы со световым микроскопом. Умение описывать микропрепараты клеток растений. Умение сравнивать строение клеток растений и животных

    Организм

    Знание основных способов размножения организмов, стадий онтогенеза на примере человека. Знание причин, вызывающих нарушения в развитии организмов. Умение пользоваться генетической терминологией и символикой, решать простейшие генетические задачи. Знание особенностей наследственной и ненаследственной изменчивости и их биологической роли в эволюции живого

    Вид

    Умение анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни на Земле. Умение проводить описание особей одного вида по морфологическому критерию. Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Умение доказывать родство человека и млекопитающих, общность и равенство человеческих рас

    Экосистемы

    Знание основных экологических факторов и их влияния на организмы. Знание отличительных признаков искусственных сообществ - агроэкосистем. Получение представления о схеме экосистемы на примере биосферы. Демонстрация умения постановки целей деятельности, планирование собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране.

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».