Приложение 19 к санпин 2.4 2.2821 10. Действующие санпин для школьных учебных заведений с изменениями и поправками

Обеспечение оптимальных условий ведения образовательного процесса невозможно без строгого соблюдения требований комфортности и безопасности, установленных на государственном уровне. СанПиН для школ - нормативный, регулярно обновляемый документ, регламентирующий порядок работы учебных учреждений с целью создания и поддержания среды, во всех отношениях безопасной для участников учебно-воспитательного процесса.

В условиях стремительно меняющейся социальной действительности пересмотр ранее утвержденных социально-гигиенических требования является необходимой практикой. Ввиду того, что следование государственным нормативам вменяется в обязанность всех учебных заведений без исключения, актуализация знаний по СанПиН должна стать привычной для всех сотрудников школ без исключения.

СанПиН для школ

Организация учебно-воспитательного процесса в условиях массовости, которая является характерной для национальной образовательной культуры, несет повышенные риски для здоровья и нормального самочувствия детей школьного возраста, учителей и непедагогических работников школы. Регулярно дополняемый и обновляемый СанПиН для школ определяет множество параметров обеспечения процесса обучения школьников, в частности принципы проектирования, ремонта и реконструкции образовательных организаций. Получение лицензии на ведение учебной деятельности не представляется возможным в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии конструктивных и материально-технических параметров ОУ нормативным требованиям.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Важную информацию о соблюдении санитарно-гигиенических норм в школе читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

- Нарушения СанПиН, из-за которых школы штрафуют при приемке (чек-лист с примерами)
- Какие нарушения допускают школы при организации питания (полезная таблица)

Структурно свод санитарно-эпидемиологических правил для образовательных организаций представляет собой проект нормативного документа, который регламентирует обеспечение учебно-воспитательного процесса по таким параметрам:

  1. Размещение, здание и территории школы, прилегающих технических построек.
  2. Принципы оснащения помещений, выбора оборудования для ОУ.
  3. Нормы СанПиНа для школы по обеспечению оптимального воздушно-теплового режима, источников искусственного и естественного оснащения, водоснабжения и системы отвода отходов.
  4. Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательной деятельности.
  5. Организация медицинского обслуживания участников образовательного процесса.

Также в документе в форме приложений представлены рекомендации по формированию у детей правильной осанки, составлению расписания уроков, а также требования к размеру инструментов и инвентаря, используемого при трудовом обучении.

В рамках проведения обзора основных положений СанПиН для школ с изменениями на 2019 год хочется уделить особое внимание тому факту, что в условиях постоянного повышения требований к качеству обучения и его результатам, продиктованных требованиями времени, а не формализмом, возникает много сложностей с определением оптимального показателя учебной нагрузки, особенно для детей, испытывающих сложности с освоением программного содержания или имеющих дефекты развития. В свете этого требуют пристального рассмотрения санитарно-гигиенические требования к объему максимально допустимой образовательной нагрузки. Методы современной диагностики позволяют выявлять патологии на ранней стадии развития, что позволяет судить о значительном проценте российских школьников разного возраста, страдающих от проявлений хронических недугов, аллергических реакций, временных дисфункций, связанных со стремительным ростом. Ведущие отечественные медики, специалисты по возрастному развитию, психологи, педагоги ищут возможность обеспечить условия для максимального снижения рисковости процесса активного обучения по отношению к показателям здоровья, и результаты научных поисков нашли свое отражение в своде санитарно-гигиенических требований.

В новом СанПиНе для школ закреплено, что реализация программного содержания реализуется через урочную и внеурочную деятельность, что несет дополнительные риски для повышения уровня нагрузки. С развитием общества проблема образовательной перегруженности детей усугубляется ввиду последовательного завышения ожиданий, поэтому для школьной администрации с целью выполнения актуальных санитарно-эпидемиологических требований особо важно следить за тем, чтобы количество уроков в расписании ни в коем случае не превышало установленные нормы при сохранении максимально допустимого объема домашней работы, что обусловит возможность сохранения и укрепления психофизического здоровья детей. В СанПиНе для школы 2019 отмечено, что общий объем дневной учебной нагрузки не должен превышать:

  • для учащихся первых классов - 4 урока и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физкультуры;
  • для учащихся младшей школы 2-4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физкультуры;
  • для учащихся 5-7 классов - не более 7 уроков;
  • для учащихся 8-11 классов - не более 8 уроков.

СанПиН для школ с изменениями регламентирует организацию обучения первоклассников только в первой половине дня в рамках пятидневной учебной недели. Школам рекомендовано соблюдение «ступенчатого» режима наращивания учебной нагрузки младших школьников: последовательный переход от практики проведения трех уроков в день длительностью не более 35 минут (сентябрь-октябрь) к организации четырех уроков в день длительностью до 35 минут (ноябрь-декабрь) и впоследствии к проведению четырех уроков в день длительностью до 40 минут (январь-май). С целью минимизации уровня эмоциональной нагрузки детей бальное оценивание и выдача домашнего задания в первом классе упраздняется, при необходимости - допускается введение дополнительной каникулярной недели. В рамках работы групп продленного дня услуги по уходу и присмотру за первоклассниками организуются с обязательной организацией полдника, прогулок и дневного сна.

Ввиду того, что на основании множественных исследований доказана неодинаковые показатели интеллектуальной активности детей в разные дни недели, СанПиН для общеобразовательных школ предусматривает создание условий для осознанного снижения уровня учебной нагрузки в начале и конце учебной недели, что должно быть учтено при составлении расписания занятий. Специалистами разработана шкала трудности предметов, которую можно скачать по ссылке и использовать при проектировании учебной нагрузки. Дополнительно важно обеспечить проведение контрольно-проверочных работ и изложение нового материала в середине учебной недели, не позже 2-4 урока, и предупредить группировку предметов, по которым требуется значительная домашняя подготовка. Уроки физкультуры рекомендовано проводить в конце учебного дня, если это невозможно, следует хотя бы отказаться от организации контрольно-проверочных работ после физической активности школьников.

СанПиН для школ с изменениями на 2019

Свод санитарно-эпидемиологических правил, представленный на общегосударственном уровне и утвержденный Главным санитарным врачом РФ, должен учитываться при проектировании образовательной среды во всех учебных заведениях без исключения, в том числе практикующих введение инклюзии. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ содержит нормативы как обязательные для выполнения, так и носящие рекомендательный характер. Но независимо от типа этих требований, все они направлены на создание оптимальных условий для ведения учебной и педагогической деятельности с эпидемиологической, санитарно-гигиенической и психологической точки зрения.

Неизменной особенностью применения санитарно-гигиенических правил и нормативов относительно действующих образовательных учреждений является тот факт, что здания многих из них проектировались и возводились в прошлом веке, а потому их конструкторские и материально-технические особенности не рассчитаны на удовлетворение актуальных требований учебного процесса, в частности, установку компьютерных сетей, проектирование безбарьерной образовательной среды, установку и обслуживание специального оборудования. Таким образом, реализация последних изменений СанПиН для школы невольно трансформируется в разработку регламента комплексных работ, направленных на перестроение отдельных структурных блоков организации и пересмотр привычных практик по обеспечению процесса обучения детей, что, к слову сказать, требует времени и не всегда может быть выполнено в краткие сроки.

Хочется отметить, что изменения перечня санитарно-эпидемиологических правил последних лет преимущественно затрагивают требования к школьным помещениям, учебному оборудованию, организации занятий и обеспечению питания. К числу наиболее значимых требований, обусловленных обновлением структурного документа, относятся следующие:

  1. Здание ОУ согласно СанПиН для школ должно располагаться в жилом массиве или районе.
  2. Меблировка учебных комнат подбирается с учетом возраста учеников и маркируется согласно актуальным требованиям. Стулья, парты, шкафы, отличающиеся большими габаритами, располагают в задней части класса, на максимальном удалении от доски, малогабаритную мебель - в передней части комнаты. При этом учащихся с нарушением зрения рассаживают на ближнее к доске парты, детей с пониженными иммунитетом - подальше от наружной стены. Не менее двух раз в год учащихся пересаживают рядами, не нарушая соответствие мебели росту.
  3. Согласно актуальным нормам СанПиНа для школы все помещения учреждения должны быть связаны единой отопительной и вентиляционной системой. Для систематического контроля температуры в классах устанавливаются измерительны
  4. е приборы (термометры).
  5. Освещение учебных комнат должно обеспечиваться за счет источников естественного и искусственного освещения.

Последней норме уделяется особо пристальное внимание, что обусловлено достаточным влиянием освещения на порядок организации образовательной работы и необходимостью ведения комплексной профилактики заболеваний зрительной системы в условиях ежедневного активного пользования современных школьников смартфонами, гаджетами и ПК. СанПиН для школ 2019 устанавливает, что в классах независимо от времени суток и поры года должен обеспечиваться уровень освещенности 300-500 люксов, в спортивном зале - 200 люксов, в общих и подсобных помещениях - 150 люксов. При этом в проекте изменений «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10» № 8 от 22.05.2019 предусмотрено, что в помещениях административно-хозяйственного значения, на пищеблоке и в обеденном зале, спортивном и актовом залах, кабинете информации отсутствие инсоляции допускается.

Не менее важными условиями обеспечения СанПиН для школ 2019 является ограничение числа учащихся в классе до 25 и менее, в зависимости от площади помещения. Что касается объема учебных часов в неделю, то их количество не должно превышать 21-37 (точное число устанавливается с учетом возрастного фактора).

СанПиН 2.4.2.2821-10 для школы с изменениями 2019 года

Поскольку обеспечение учебно-образовательного процесса затрагивает ряд факторов, изменение нормативов, как правило, касается всех сфер школьной жизни. СанПиН для школ с изменениями на 2019 год предусматривает необходимость введения ряда положений, в числе которых хочется особенно выделить следующие:

  1. Расположение (обустройство) стоянки для транспорта в непосредственной близости к школе. Если стояночное место небольшое, следует позаботиться о том, чтобы оно первоочередно использовалось для сбора учащихся непосредственно перед их транспортировкой (в рамках экскурсионной, спортивной, оздоровительной активности), в особенности для школьников с ОВЗ.
  2. Наличие отапливаемых коридоров между зданиями школы (для всех климатических зон, за исключением IV климатического района и подрайона III Б).
  3. Спортивные залы, вспомогательные помещения, мастерские, столовую необходимо оборудовать на первом этаже здания ОУ. Гардеробная комната может быть обустроена на цокольном этаже.

Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ, пищеблок следует разделить на зоны для обеспечения безопасности производственного труда и предупреждения нарушения санитарных норм. Для этого на территории подсобных помещений необходимо выделить участки для работы с сырыми овощами, заготовками, приготовления горячей еды, а также моечный сектор с раздельными зонами обработки кухонной и столовой посуды. К пищеблоку должна примыкать кладовая, включающая отдельное помещение для хранения скоропортящегося пищевого сырья.

При обустройстве школьного медицинского кабинета следует предусмотреть, чтобы все поверхности (стены, пол, потолок) были покрыты гладкими водостойкими материалами, позволяющими проводить систематическую влажную уборку и дезинфекцию. В случае возникновения повреждений, препятствующим проведению этих манипуляций, облицовку необходимо обновить - фрагментарно или полностью. Суммарная площадь медкабинета, где проводятся осмотры учащихся, и процедурной должна составлять не менее 12 кв. м. Для обеспечения беспрепятственного проведения медицинских процедур кабинет необходимо укомплектовать умывальником с подводкой холодной и горячей воды, источниками естественного и искусственного освещения, изолятором для школьников, по состоянию здоровья требующим ухода и присмотра до момента прибытия родителей или скорой помощи.

Согласно последним изменениям СанПиН для школ допустимый минимум помещений малокомплектных образовательных учреждений должен включать: учебные кабинеты, санитарные узлы для учащихся и персонала (оборудуются отдельно), столовую, спортивный зал (с оборудованными раздевальными комнатами площадью не менее 14 кв. м каждая и душевыми для мальчиков и девочек), актовый зал, библиотеку, гардероб, административно-хозяйственные помещения (в т.ч. помещения для хранения уборочного инвентаря), рекреации, медицинский кабинет (процедурная, кабинет врача). Спортивный зал с раздевалками, технологические мастерские, столовая и гардероб должны быть размещены на первом этаже здания школы, допускается оборудование гардеробной в цокольном этаже.

С целью обеспечения максимального комфорта участников образовательного процесса новыми санитарно-гигиеническими требованиями рекомендовано укомплектование гардеробных скамьями, вешалками, крючками, а также обустройство спортивных залов системами звуко- и шумоизоляции для обеспечения допустимого уровня вибрации. Исполнение этих требований обусловлено не только нормативами, но и необходимость обеспечения оптимального микроклимата в стенах школы.

Действующий СанПиН для школ также предусматривает необходимость установки в ученых кабинетах классных досок темно-коричневого или темно-зеленого цвета, а также подвод к лабораторным комнатам холодной воды. В условиях требования времени рекомендуется оснащать классы интерактивными досками, сенсорными экранами и другим учебным оборудованием нового поколения, строго соблюдая временные рамки использования средств ИКТ с учетом возраста учащихся и их реальных образовательных потребностей.

Действующий СанПиН для школ

Процесс школьного обучения обусловливает необходимость создания оптимальных условий для всех его участников без исключения, но применимо к детям младшим школьникам действуют дополнительные предписания. СанПиН для начальной школы 2019 содержит ряд уточнений, которые важно учитывать для правильной организации образовательного процесса, а именно:

  1. Образовательные учреждения начального уровня должны характеризоваться пешей доступностью с учетом климатических условий. Расстояние от ОУ до дома учащегося в I подзоне I климатического района должно составлять не более 300 м, II подзоне I климатического района - 400 м, во II и III климатических зонах - 2 км. При этом учебные помещения начальной школы необходимо выделить в отдельный архитектурный блок и оборудовать выходами на пришкольный участок.
  2. Обустройство гардеробных для младших школьников разрешается в рекреациях при условии установки индивидуальных шкафчиков.
  3. СанПиН для начальной школы предусматривает закрепление за классами учебных помещений, оснащенных раковинами.
  4. Основным видом мебели для детей младшего школьного возраста остается пара, оснащенная регулятором для корректировки наклона поверхности. Во время занятий письмом и чтением рабочую поверхность необходимо закрепить под углом 7-15 градусов, при этом передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на определенную длину, устанавливаемую с учетом номера мебели (на 4 см у парт первого номера, на 5-6 см - второго и третьего номеров и на 7-8 см у парт четвертого номера). Продолжительность непрерывной работы за конторкой должна составлять 7-10 минут. При составлении расписания уроков важно чередовать различные виды деятельности в соответствии с гигиеническими требованиями, предписанными к распределению учебной нагрузки. Для классов начальной школы СанПиН не предусматривает возможности проведения сдвоенных уроков, за исключением тематических занятий физической культурой (посещение бассейна, катание на лыжах).
  5. В малокомплектных школах сельской местности допускается учреждение классов-комплектов, если организация учебного процесса в иных условиях не представляется возможным. Оптимальным является вариант формирования комплектов из двух классов (первый и второй, второй и третий, второй и четвертый), при этом продолжительность совмещенных уроков следует сокращать на 5-10 минут во избежание переутомления учащихся (особенно актуально для последних уроков, четвертого и пятого). Количество обучающихся в классе-комплекте варьируется согласно рекомендациям, представленным в п. 10.15 нового СанПиН для школ 2019.
  6. С целью профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата необходимо обеспечить дошкольников двумя комплектами учебников: одним - для использования в классе, вторым - для выполнения домашних заданий.
  7. При условии организации группы продленного дня необходимо оборудовать спальные комнаты, раздельные для мальчиков и девочек. Спальни необходимо укомплектовать подростковыми или одноярусными встроенными кроватями, расставленными на удалении 60 см от наружных стен, 20 см - от отопительных приборов. Ширина между кроватями должна составлять не менее 110 см, между изголовьями кроватей - 30-40 см. При наличии в спальне или общих комнатах ковровых покрытий организуется их ежедневная уборка пылесосом, раз в году - генеральное очищение с просушиванием и выколачиванием на свежем воздухе.

СанПиН для кабинетов школы

Специфика образовательной деятельности предусматривает длительное пребывание участников учебно-воспитательного процесса в замкнутом, специально оборудованном помещении, к оснащению которого предъявляются особые требования. СанПиН для кабинетов школы, содержащий актуальные обновления, включает ряд требований и рекомендательных мер касательно оснащения классов, и эти две группы понятий важно разграничивать, поскольку между «запрещено» и «рекомендовано» есть большая разница. Чтобы обеспечить оптимальные условия для организации обучения детей в школе и избежать штрафных санкций, руководству ОУ следует актуализировать свои знания по вопросам санитарно-гигиенических норм оснащения учебных кабинетов, четко разграничивая запреты и рекомендации.

Наиболее строгие требования предъявляются к организации освещения, в частности, рациональному обеспечению дневного света классов. Для этого согласно правилам СанПиН для школ необходимо:

  1. Отказаться от практики закрашивания оконных стекол.
  2. Не размещать на подоконниках классных комнаты цветы. Зеленые растения, способствующие насыщению воздуха кислородом и созданию благотворного микроклимата, размещают в специальных подставках высотой 0,65-0,7 или в подвесных кашпо, в простенках между оконными рамами.
  3. Очищение окон проводится по мере загрязнения, но не реже двух раз в год (традиционно осенью и весной).

Ввиду того, что новые СанПиНы для школы в 2019 году сохраняют требования по рациональному расходованию дневного света и обеспечения должного уровня инсоляции классных комнат, директору школы важно инициировать разъяснительные беседы с педагогами по вопросам озеленения классных комнат, а также распорядиться о донесении данной информации о родителей. Важно понимать, что повсеместно распространенная практика размещения комнатных цветов на подоконнике требует оперативного пересмотра, но полный отказ от озеленения ввиду отсутствия свободной площади для размещения подставок или трудности подвешивания кашпо также является неправильным. Дополнительным аргументом в пользу требований СанПиНа является риск повышенного внимания детей, в особенности младшего школьного возраста, к цветочным горшкам: учащиеся в отсутствие педагога нередко пробуют на вкус цветы, изымают из горшка частицы растения, твердый дренаж, землю. Установка кашпо позволяет предупредить эти действия, грозящие не только получением предупреждений от представителей уполномоченных органов, но и возникновением внештатных ситуаций (возникновения аллергических реакций, пищевых отравлений).

СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ также устанавливает требования к непрерывной инсоляции учебных помещений и кабинетов для школ с учетом локального расположения на уровне:

  • 2,5 часа - в северной зоне (севернее 58° с.ш.);
  • 2 часа в центральной зоне (58-48° с.ш.);
  • 1,5 часа в южной зоне (южнее 48° с.ш.).

Что касается оснащения учебных помещений, то для этих целей может использоваться мебель различного типа - парты, одно- и двухместные ученические, лабораторные и чертежные столы, стулья (но не табуреты), конторки. Ученическая мебель должна быть изготовлена из безопасных материалов, соответствовать росто-возрастным показателям, а также требованиям функциональности и эргономичности. Используемая мебель согласно СанПиН для школ должна быть соответствующим образом промаркирована: пометки в форме круга или полос наносят на боковую наружную поверхность.


Для обеспечения комфорта участников образовательного процесса при меблировке учебных помещений важно обеспечить достаточную ширину проходов:

  • между рядами двухместных столов - не менее 0,6 м;
  • между партами и наружными продольными стенами - 0,5-0,7 м;
  • от последних столов до наружной стены - 1 м;
  • от демонстрационного стола до классной доски - 1 м;
  • от первой парты до доски - 2,4 м;
  • от наиболее удаленного рабочего места обучающегося до доски - не более 8,6 м.

Согласно СанПиН для общеобразовательных школ с изменениями на 2019 год, нижний край классной доски должен размещаться на высоте 0,7-0,9 м. Удаление рабочих мест учащихся относительно окна не должно быть более чем на 6 м. Чтобы избежать переохлаждения, в школах, находящихся в первом климатическом районе, парты следует размещать не ближе, чем за 1 м к наружной стене.

Санитарно-эпидемиологическими нормами закреплены требования и к порядку обустройства напольного покрытия кабинетов, которое должно быть дощатым, паркетным, плиточным или линолеумным. Если полы покрыты плиткой, важно обеспечить ее шероховатость и матовость во избежание травмоопасного скольжения и создания бликов. СанПиН также предусматривает, чтобы полы в классных комнатах не имели каких-либо механических повреждений, несущих дополнительные риски для участников образовательного процесса.

В завершение хочется отметить, что соблюдение СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ остается гарантией создания оптимальных условий ведения образовательного процесса, и этот момент важно донести не только до педагогического состава, но и родительской общественности. В современной школьной практике нередки ситуации, когда в угоду мнимому комфорту мамы и папы спешат внести изменения в традиционное обустройство классов, инициируя проведение ремонтных работ особым образом. Во избежание конфликтных ситуаций следует разъяснять родителям особенности техдокументации, которая находится в общем доступе и подлежит быстрому скачиванию. В противном случае избежать множественных патологий развития детей (нарушение осанки, зрения, повышение уровня психологического дискомфорта и прочее), а также штрафных санкций не представляется возможным.