1. Прикладная социология и социальная практика. Организация и проведение прикладного социологического исследования.
2. Виды прикладного социологического исследования.
3. Этапы прикладного социологического исследования.
Литература
1. Андреенков ВТ., Кабыша А.В. Структура и процесс социологического исследования // Социология. - М., 1996.
2: Организация и проведение конкретного социологического исследования //Рабочая книга социолога. - М., 1983.
3.
4. Ядов В.А. Социологическое исследование; методология, программа, методы. - М., 1987.
Тема 2. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Общая характеристика программы социологического исследования.
2. Методологическая часть программы социологического исследования.
3. Процедурная часть программы методологического исследования.
Литература
1. Социологический словарь. - Мн., 1991.
2. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М, 1987.
Тема 3. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
1. Понятие генеральной совокупности и выборки.
2. Репрезентативность, эффективность, дизайн и виды выборки.
3. Ошибки выборки.
Литература
1. Кокрен У. Методы выборочных исследований. -М, 1976.
2. Оперативные социологические исследования. -Мн., 1997.
3. Паниотто В.И. Качество социологической информации. - Киев, 1986.
4. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. -Киев, 1986.
Тема 4. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СБОРА ПЕРВИЧНОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Общая характеристика эмпирических методов познания.
2. Анализ документов.
3. Опросные методы сбора первичной социологической информации.
4. Наблюдение и эксперимент в социологическом исследовании.
Литература
1. Андреенков ВТ. Методы сбора и анализа данных // Социология / Под. ред. Г.В. Осипова. -М., 1996.
2. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. -М., 1987.
Тема 5. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ. ПОСТРОЕНИЕ ВЫВОДОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ
1. Статистическая обработка и анализ первичных социологических данных.
2. Качественный анализ социологических данных.
Литература
1. Аргунова К.Д. Качественный регрессионный анализ в социологии. -М., 1990.
2. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. -М, 1987.
3. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. - М., 1989.
4. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. - М, 1979.
5. Типология и классификация в социологических исследованиях. -М., 1982.
6. Факторный, дискриптивный и кластерный анализ. -М., 1989.
Тема 6. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
1. Социальные технологии и менеджмент.
2. Роль социальных технологий в повышении эффективности социальной организации.
3. Социальные технологии и политическая жизнь.
Литература
1. Бабосов Е.М. Социология управления. - Мн., 2000.
2. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М., 1996.
3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1992.
3.2.4. Формы проведения семинарских занятий и их методическое обеспечение
Семинарские занятия получили свое название от латинского слова «зеттапит», что означает рассадник, или рассаживание слушателей и проведение беседы (диспута) на заданную тему. Семинары (беседы, диспуты) появились в античном мире и представляли собой основную форму обучения. Их суть заключалась в сообщениях учащихся с комментариями и заключениями педагогов.
В современной высшей школе семинар, наряду с лекцией, стал одной из основных форм практического усвоения знаний как по гуманитарно-общественным, так и по естественным дисциплинам. Он предназначен для углубленного изучения предмета при активном использовании творческих способностей самого студента. Цели и задачи семинарских занятий весьма разнообразны. Они стимулируют:
Развитие навыков профессиональной речи;
Развитие самостоятельного мышления;
Умение аргументировать и обосновывать свою точку зрения;
Изучение и анализ первоисточников;
Изучение дополнительной по изучаемой теме литературы;
Критическое отношение к своему выступлению и выступлению своих сокурсников;
Умение сопоставлять данные разных источников и обобщать их;
Умение связывать теоретические положения с практическими ситуациями;
Выработку твердых профессиональных убеждений.
Семинар лишь тогда выполняет свои познавательные и воспитательные функции, когда на нем происходит живое, заинтересованное обсуждение, доходящее подчас до острых, горячих споров по вопросам, сформулированным в плане семинара. А это возможно лишь при условии, что все студенты или по крайней мере большинство из них серьезно изучили рекомендованную литературу, что они ясно видят теоретическую и практическую значимость обсуждаемых на семинаре вопросов. Для поддержания творческого накала студенческой мысли важно также, чтобы семинары велись не по сложившемуся трафарету, а в том или ином отношении отличались друг от друга. Возможности для этого весьма широки.
В практике преподавания общественных наук в вузах сложилось примерно 15 более или менее разнящихся между собой форм семинарских занятий, к ним относятся:
Вопросно-ответная система;
Развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам плана семинарского занятия;
Устные доклады студентов с последующим их обсуждением;
Обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами;
Теоретическая конференция в группе или на потоке;
Семинар-диспут;
Семинар пресс-конференция;
Комментированное чтение первоисточников;
Решение задач и упражнений;
Работа с так называемыми обучающими и экзаменующими машинами;
Семинар по материалам социологических исследований, проведенных студентами под руководством преподавателя;
Семинар на производстве;
Семинар-экскурсия в музеи или по памятным местам;
Контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам, темам с последующим обсуждением;
Семинар-коллоквиум.
Каждая из указанных форм имеет как свои преимущества, так и свои недостатки.
Охарактеризуем коротко каждую из названных форм. Вопросно-ответная система сводится к беседе преподавателя последовательно то с одним, то с другим студентом. В этом случае вопросы задаются не всей группе, а одному студенту, с которым ведется беседа. В случае допущения студентом неточностей или узости ответа преподаватель сам исправляет и дополняет его. В результате основная масса студентов остается пассивной и нередко занимается посторонними делами либо лихорадочным перелистыванием своего конспекта, учебника в ожидании своей очереди диалога с преподавателем.
Наиболее распространенной формой проведения семинарских занятий является развернутая беседа. Данная форма предполагает подготовку всех студентов по вопросам семинара, их выступления и заключение преподавателя по отдельным вопросам семинара и семинару в целом. Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение поставленных вопросов максимум студентов, активизировать их внимание, использовать основные и дополнительные средства.
Форма семинара в виде развернутой беседы не исключает возможности заслушивания сообщений отдельных студентов, получивших от преподавателя предварительное задание по тем или иным вопросам темы. Но во всех этих случаях подобные сообщения выступают не в качестве основы для обсуждения, а только дополнением к обсуждению стоящих в плане вопросов.
Иначе обстоит дело в следующей форме семинаров - в системе докладов. Здесь доклады студентов и их обсуждение составляют основу всего семинара. Система докладов включает в себя большое разнообразие вариантов. Иногда преподаватель сам или по желанию студентов назначает докладчиков, а также и содокладчиков, оппонентов. Иногда преподаватель назначает, напротив, только оппонентов по каждому вопросу плана или по некоторым из них. При обсуждении оппонент выступает с разбором выступлений студентов, отмечает неверные положения и неточности, дополняет материал, подводит итоги состоявшейся дискуссии. Для того чтобы справиться с этой задачей, он обязан особенно тщательно готовиться по соответствующему вопросу темы. Как видим, суть дела заключается в том, чтобы поручить отдельным студентам время от времени руководить обсуждением того или иного вопроса на семинаре и подводить итоги, делать выводы о его плюсах и минусах. Это позволяет особенно эффективно формировать у студентов навыки педагогической работы.
Рассматривая развернутую беседу и систему докладов как относительно самостоятельные формы проведения семинаров, следует подчеркнуть, что они имеют много общего. И тут и там - главное в
творческом обсуждении соответствующих вопросов. Правда, в первом случае группа готовится полностью, а во втором - инициатива отдается докладчикам. Опыт показывает, что при докладной системе с большим трудом удается обеспечить подготовку всей группы по тем вопросам, которые распределены в качестве доклада. Отсюда вытекают два методических вывода: 1) используя преимущества каждой из форм, обращать особое внимание на преодоление присущих им слабых сторон; 2) чередовать на занятиях ту или другую формы, не допуская увлечения одной из них.
Следующей формой проведения семинарских занятий является обсуждение рефератов. От обычных докладов реферат отличается большей самостоятельностью, углублением элементов собственного исследования, творческого поиска, научности. Хорошо, если реферат был предварительно прочитан перед семинаром остальными студентами, но технически это обеспечить затруднительно. Поэтому зачастую автор воспроизводит свой реферат в качестве устного сообщения.
Реферативный метод способствует формированию у студентов навыков исследовательской работы, активизирует семинарские занятия по социологии, позволяет связывать изучение этой дисциплины с профилирующими науками и с производством, что обеспечивается выбором соответствующей тематики рефератов.
Семинар в виде теоретической конференции является формой, весьма близкой к семинарам, на которых обсуждаются доклады и рефераты. Отличие ее заключается, с одной стороны, в более тщательной подготовке, а с другой стороны, в том, что проводится она нередко не с одной группой, а с несколькими или даже с целым потоком. Тема конференции берется не обязательно из общего плана семинаров. Чаще она ставится как таковая после изучения большой темы или же после изучения всего курса данной дисциплины.
Семинар-диспут как одна из форм занятий, проводимых в группе или на курсе, рекомендуется многими преподавателями. Содержанием вопросов, выносимых на обсуждение такого семинара, могут быть проблемы, по которым проходила или проходит дискуссия в нашей научной литературе. При этом одному докладчику поручается изложить одну из существующих точек зрения, а другому - иную. Очень важно организовать диспут так, чтобы студенты могли представить себе как сильные, так и слабые стороны спорящих сторон. В случае, если в науке итоги дискуссии уже подведены и одна из точек зрения стала общепринятой, преподаватель должен позаботиться, чтобы и на семинаре она оказалась зафиксированной.
Семинар в виде пресс-конференции заключается в том, что преподаватель поручает нескольким студентам подготовку докладов по 190
каждому пункту плана семинара. На очередном занятии после краткого вступления руководитель семинара представляет по своему выбору слово для доклада одному из готовившихся студентов. Доклад длится 10-12 мин. Затем студенты должны задать докладчику свои вопросы. Вопросы и ответы на них составляют центральную часть семинара. Отсюда и название его: семинар пресс-конференция. При этом имеется в виду, что для формулировки вопроса студент должен иметь определенные знания по теме, предварительно изучить соответствующую литературу. Характер его вопроса во многом определяется глубиной самостоятельной работы. Отвечает на вопросы сначала докладчик. Если руководитель семинара посчитает эти ответы недостаточными, он предоставляет возможность высказать свое мнение другим студентам. В случае необходимости преподаватель дополняет сказанное и вносит нужные коррективы в заключительной части семинара.
Комментированное чтение первоисточников - это такой вид семинара, при котором по поручению преподавателя один из студентов читает вслух то или иное произведение, а затем объясняет, как он понял прочитанное. Другие студенты вносят поправки и дополнения к сказанному. Затем следующий отрывок читает другой студент, снова проводится обсуждение зачитанного и т.д.
Решение тестовых задач и упражнений в качестве семинарского занятия весьма полезно для развития активного мышления студентов. Если до недавнего времени решение задач практиковалось лишь в области естественнонаучных дисциплин, то в последние годы оно начинает применяться также и в преподавании общественных наук: философии, политологии, социологии, экономической теории.
Работа с обучающими и экзаменующими машинами помогает закреплению знаний и выработке навыков работы с компьютерной техникой. В настоящее время здесь широко используется Интернет. Нередко эта форма семинарских занятий определяется как программированное обучение.
Семинары на материалах конкретных социологических исследований. Большой интерес и высокую активность студентов вызывает вынесение на обсуждение результатов конкретных социологических исследований, осуществленных самими студентами под руководством преподавателя, например, по вопросу роста общественной активности молодежи в вузах, на предприятиях и т.д. Использование материалов таких исследований на семинарах позволяет студентам при изучении социологии лучше почувствовать ее практическую значимость, полнее связать теоретические положения с практикой. А все это способствует существенному оживлению семинаров, делает их более действенными.
Одна из форм проведения семинара- занятие непосредственно на производстве (промышленном предприятии, НИИ, фирме). Такие семинары практикуются нечасто, так как они связаны с большой затратой времени на их подготовку. Вместе с тем проведение их дает немалый эффект, особенно в плане знакомства студентов с их будущей работой.
Письменные работы позволяют обеспечить фронтальный контроль студентов, приучают их четко формулировать свою мысль, помогают выяснить, что именно у них осталось недостаточно осмысленным. Формы и объем письменных работ различны. Иногда их проводят без предупреждения студентов, по ранее пройденному материалу. Чаще же - по запланированной на данный семинар теме или одному из ее вопросов. Во избежание заимствований студентами друг у друга излагаемого в контрольной работе материала некоторые преподаватели каждому студенту дают свой вопрос, заранее печатая их на машинке. Одни преподаватели отводят на письменную работу оба часа семинара, другие - один час или даже полчаса, взяв какой-либо узкий вопрос, а остальное время посвящают развернутой беседе по плану семинара. Многолетняя практика проведения письменных работ свидетельствует, что после них студенты начинают значительно лучше готовиться к занятиям. В результате работа семинаров активизируется, эффективность их резко повышается. Разумеется, злоупотреблять письменными работами нельзя, целесообразно рекомендовать проведение письменных работ 1 - 2 раза в семестр. По завершении письменной работы семинар продолжается в форме развернутой беседы по тем же вопросам. Что касается оценки письменных работ, то итоги их объявляются на следующем семинаре. Поскольку проверка письменных работ требует от преподавателя дополнительной затраты времени, ее можно включить в объем нагрузки под названием «контролируемая самостоятельная работа» студентов.
Семинар-коллоквиум. Коллоквиум, т.е. собеседование со студентами, имеет своей целью выяснение глубины их знаний. В некоторых случаях его проводят по дополнительным темам, которые не предусмотрены программой, но вызывают интерес той или иной части студентов. В других случаях речь идет о дополнительных занятиях по каким-то сложным темам курса, оставшимся не вполне усвоенными группой. Наконец, чаще всего коллоквиумы проводятся с целью выяснения знаний студентов, которые по тем или иным причинам не выступали на нескольких последних семинарах или пропустили их. В этом случае коллоквиум выглядит как своеобразный зачет по пройденным темам.
При всем обилии форм семинарских занятий основными и наиболее распространенными среди них остаются развернутая беседа и докладная система. Что касается остальных, то они представляют собой либо вариации этих двух, либо некоторые дополнения к ним, что избавляет учебный процесс от некоторой его трафаретности.
Каждая из рассмотренных форм, как уже отмечалось, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому следует варьировать формы семинаров, постепенно усложняя их в процессе изучения курса. Считая целесообразным использование уже сложившихся форм семинаров, вместе с тем следует подчеркнуть необходимость постоянного поиска новых форм, проведения педагогических экспериментов и широкого обмена опытом педагогической деятельности.
С методической точки зрения, как преподавателю, так и студенту важно знать не только формы проведения семинарских занятий, но и критерии оценки их качества. В методологической литературе имеется несколько вариантов таких критериев. Сошлемся на тот, который был предложен С. Кисельгофом и его коллегами-соавторами. С точки зрения этих исследователей, критериями оценки качества семинарского занятия могут быть: 1) план семинара; 2) список рекомендованной литературы; 3) организация семинара; 4) активность студентов; 5) стиль проведения семинара; 6) подготовленность преподавателя и его мастерство; 7) отношение преподавателя к студентам; 8) отношение студентов к преподавателю и к изучаемому предмету.
Рассмотрим эти пункты более подробно.
План семинара определяется темой, которую предстоит изучить, и программой изучаемого курса. План семинара по социологии составляется преподавателем и полностью зависит от его опыта и мастерства. При этом имеются различные ситуации: либо семинары ведет сам лектор, либо он только читает лекции, а семинары ведет за ним преподаватель, либо лектор читает лекции и ведет семинары в отдельных группах потока, а в остальных группах этого же потока занятия проводит преподаватель.
Ясно, что во всех этих случаях необходима четкая согласованность между лекционными и семинарскими темами; между темами, что изучаются в одной группе и в параллельных; требуется идентифицировать количество вопросов, формы проведения занятий и контроля занятий. Все эти моменты определяются методикой подготовки семинара. При этом необходимо согласовать как творческую деятельность преподавателя (составление плана семинара, который может быть скупым или развернутым, затеоретизированным или обыденно-приземленным, согласованным с профилем специальности или отвлеченным от нее и т.д.), так и организующую деятельность
кафедры, которая должна проводить разностороннюю методическую работу, в частности, утверждать рабочие планы каждого преподавателя с тем, чтобы избежать какого-либо произвола в преподавательской деятельности.
Качество рекомендованной литературы определяется тем, что список ее может быть или слишком узким, или слишком широким; он может включать либо устаревшие работы, либо такие, которых еще нет в вузовской библиотеке. Поэтому четкое оформление списка рекомендуемой литературы является важным методическим требованием подготовки семинара, особенно при изучении социологии.
Организация семинара - многоаспектный критерий. Здесь отражается степень готовности как студентов, так и преподавателя. Организация может быть четкой, слаженной, а может быть весьма хаотичной. Время проведения семинара должно быть строго расписано и полностью соответствовать цели занятия. Преподаватель не должен злоупотреблять своим правом вторгаться в ответы студентов, он должен умело направлять ход обсуждения, четко регулируя при
этом время обсуждения. Лишь в результате такой слаженной работы
преподавателя и студентов удается в полной мере разобрать все аспекты рассматриваемой проблемы.
Активность студентов проявляется как в их ответах, так и в отношении к ответам своих товарищей, к замечаниям и дополнениям преподавателя, в фиксации важных положений рассматриваемых вопросов в виде специальных записей и т.д.
Стиль проведения семинара характеризуется такими качествами, как высокий интерес слушателей, их оживленное и заинтересованное участие в обсуждении вопросов или же, наоборот, скука, трафаретность, формализм, отсутствие какого-либо интереса со стороны студентов.
Следующий пункт также отражает профессиональное мастерство преподавателя, его теоретическую и психологическую готовность к проведению семинара. Здесь особенно зримо ощущается разница между молодым, начинающим преподавателем и преподавателем, уже имеющим богатый опыт преподавательской деятельности.
Преподаватель, обладая рядом профессиональных качеств, в то же время является личностью с набором своих психологических качеств. Психологические качества преподавателя должны соответствовать его профессии. Здесь особенно ценится мера, причем мера во всем: и в строгости, и в либерализме. Здесь не проходят цинизм преподавателя и его высокомерие по отношению к студентам, особенно к их недостаткам, равнодушное отношение к аудитории и преподавательской деятельности, его профессиональную этику.
Как ответная реакция строится и отношение студентов к преподавателю. Это отношение можно уложить в шкалу: уважительное, равнодушное, критическое, враждебное.
Все формы семинарских занятий могут быть использованы при изучении социологии как общей дисциплины. Учитывая тот факт, что социология четко подразделяется на две части - теоретическую и прикладную, - возможны несколько вариантов определения тематики семинарских занятий и стратегии их проведения, что определяется либо кафедрой, либо самим преподавателем. Эта стратегия определяется количеством часов, отводимых на семинарские занятия по социологии, и методическими установками, разработанными на кафедре.
Первый вариант. Курс социологии полностью основывается на рассмотрении вопросов теоретической социологии. Темы по прикладной социологии опускаются. В этом случае на семинарах рассматриваются либо те же темы, что и на лекциях, либо какие-то дополнительные вопросы теоретической социологии.
Второй вариант. В тематику общего курса по социологии включается хотя бы одна лекция по прикладной социологии (как правило, в конце курса). И тогда этой теме отводится одна лекция и одно семинарское занятие. Остальные темы семинаров посвящаются, как и в первом варианте, вопросам теоретической социологии.
Третий вариант. Темы лекционного материала полностью посвящены теоретической социологии (18-20 часов), а тематика семинаров полностью (8-10 часов) посвящена проблемам прикладной социологии.
Какой из этих вариантов назвать наиболее продуктивным? Трудно ответить на этот вопрос. Все будет зависеть и от решения кафедры, и от подготовленности преподавателя и его субъективных устремлений, и от интересов слушателей, и от профиля специальности.
Среди преподавателей социологов бытует мнение, что прикладная часть социологии менее интересна для студентов не социологов. Поэтому и в лекциях, и на семинарах в рамках общего курса этой дисциплины большее внимание уделяется именно проблемам теоретической социологии.
Однако опыт показывает, что сами студенты с наибольшим вниманием относятся к темам именно прикладной социологии. И хотя они понимают, что сами никогда не будут профессионально заниматься прикладными социологическими исследованиями, но интуиция им подсказывает важность именно этого материала. Ведь ни в одном другом курсе они столь подробно не изучают саму технологию исследовательской деятельности, критерии достоверности полученных сведений, логику их обобщения и анализа. А все это необ-
ходимо не только профессиональному социологу, добывающему социологическую информацию, но и любому пользователю этой информации, хотя бы для того, чтобы правильно пользоваться ею. Так что третий вариант, из выше перечисленных, можно было бы порекомендовать в качестве базового, используя остальные в качестве своеобразных альтернатив.
Более широкое использование в рамках семинарских занятий проблем прикладной социологии позволяет разнообразить их проведение, использовать целый арсенал практических знаний и упражнений, выполняемых как дома, так и в ходе самого семинара, что способствует активизации самостоятельной работы студентов, включению их в реальный процесс социологического исследования проблем общественной жизни, содействует повышению их интереса к самой этой дисциплине.
3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
3.3.1. Самостоятельная работа студентов как форма обучения в вузе
Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей школе, при этом ее значение имеет неуклонную тенденцию к возрастанию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляемых к специалисту с высшим образованием, все больший удельный вес занимает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации, способность к самообразованию и накоплению знаний. В процессе самостоятельной работы раскрываются способности человека, формируются его качества как творческой личности, поэтому умение самостоятельно добывать и пользоваться информацией -одно из наиболее ценных качеств современного специалиста.
Формирование навыков самостоятельности и других качеств будущего специалиста определяется не только целями и задачами высшей школы. Во многом оно обусловливается самой социально-психологической природой человека, его активностью, стремлением к деятельности, к самореализации через творческий труд. Данная посылка основывается на идее деятельной природы человека.
Особенность вузовского обучения и состоит в том, чтобы развить творческий потенциал студента. Вся методика обучения в вузе нацелена на активизацию этой потенции, раскрытие творческих возможностей каждого обучающегося. Именно поэтому самостоятельная
работа студентов в вузе становится важной составной частью процесса обучения, вузовской дидактики.
Очень часто этот вид обучения осуществляется стихийно, однако он имеет свою структуру и свои методические приемы организации и совершенствования.
Теория самостоятельной работы студента предполагает определение сущности этого вида работы, анализ ее структуры и видовых отличий.
Следует отметить, что разные авторы рассматривают сущность самостоятельной работы по-разному. Одни из них понимают самостоятельную работу как форму организации процесса обучения, другие считают, что самостоятельная работа является средством обучения, третьи считают, что это особый фон вузовского обучения, дополняющий аудиторные занятия и т.д. Например, Р. Микельсонтюд самостоятельной работой понимает выполнение учащимися заданий под наблюдением преподавателя, но без его помощи; Б. Есипов – как работу без непосредственного участия педагога, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. Есть работы, в которых при определении сущности самостоятельной работы обучающихся подчеркивается, как важный ее признак, отсутствие инструктажа преподавателя. П. Пидкасистый рассматривает эту работу как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность. А. Лындина - как наличие такой ситуации, при которой обучающийся способен проявить собственные творческие способности и т.д.
Все эти определения частично верны и их объединение позволяет сформулировать общее представление о самостоятельной работе студентов. При этом можно выделить две ситуации. Первая состоит в том, что студент стремится самостоятельно найти ответы (или решения) на вопросы (задачи), которые перед ним поставил преподаватель. Вторая ситуация предполагает более широкое проявление творческих способностей студента, когда он сам формирует задачи и проблемы с дальнейшим поиском их решения. Первая ситуация чаще всего проявляется в ходе лекционных и семинарских занятий, вторая - в процессе подготовки научных работ, подготовки курсовых и дипломных проектов. Ясно, что и участие преподавателя здесь будет проявляться по-разному.
Итак, самостоятельная работа студента - это проявление его творческих способностей при усвоении материала, его наполнении и использовании в практических ситуациях.
Этот процесс имеет как объективные методические основы своей организации, так и субъективные формы проявления. Именно поэтому он имеет, с одной стороны, свои приемы и формы организа-
ции, а с другой стороны, носит стихийный индивидуальный характер. Наличие этой стороны самостоятельной работы и сбивает некоторых теоретиков на утверждение, что присутствие преподавателя в ней должно быть сведено к минимальному. Однако эта минимизация не избавляет преподавателя от необходимости организовывать и контролировать ход осуществления самостоятельных занятий студентов, что особенно зримо проявляется в тех случаях, когда приходится рассматривать конкретные виды проявления самостоятельной работы.
Анализируя и обобщая имеющиеся в педагогической литературе подходы к рассмотрению сущности самостоятельной работы студентов, можно выделить такие признаки, которые позволяют классифицировать виды этой работы. Эти виды выделяются: по характеру решаемых задач, по источникам информации, по роли преподавателя, по виду учебно-познавательной деятельности студентов, по месту выполнения, по содержанию заданий. Рассмотрим эти признаки более подробно.
1. Основными целями самостоятельной работы студентов явля
ются:
Приобретение новых знаний;
Углубление ранее приобретенных знаний;
Обобщение, систематизация и практическое применение знаний;
Формирование практических умений и навыков;
Самоконтроль в процессе усвоения знаний и выработка навыков их использования при решении практических проблем;
Развитие у студентов внимания, памяти, методов логического мышления, гражданских качеств и т.д.
2. По характеру учебно-познавательной деятельности самостоя
тельную работу можно подразделить на:
Репродуктивную (усвоение учебного материала);
Продуктивную (самостоятельное приобретение нового знания и его использование при решении конкретных задач и ситуаций).
3. По методу выполнения самостоятельная работа подразделяется
на аудиторную и внеаудиторную.
Аудиторная самостоятельная работа студентов определяется учебным планом и программой учебной дисциплины, регламентируется учебным расписанием, проводится под непосредственным руководством преподавателя и включается в лекционные, семинарские, лабораторные занятия, коллоквиумы, проведение различных рода практик и т.д.
Внеаудиторная самостоятельная работа - это различные виды учебной, производственной, научно-исследовательской и самообра-198
зовательной деятельности. Она подразделяется на обязательную и дополнительную.
Обязательная внеаудиторная работа осуществляется в виде:
Выполнения заданий и упражнений при подготовке к семинарским занятиям и контрольным работам;
Прослушивания аудиоматериалов;
Просмотра видеоматериалов;
Работы со справочными изданиями (словарями, справочниками, энциклопедиями);
Чтения и конспектирования основной литературы;
Выполнения индивидуальных домашних заданий;
Выполнения курсовых и дипломных работ;
Подготовки к практике.
Дополнительная внеаудиторная работа связана с глубоким и всесторонним изучением предмета, совершенствованием интеллекта обучающегося и включает в себя:
Решение домашних заданий творческого характера;
Выполнение научно-исследовательской работы;
Изучение дополнительной научной, научно-популярной и учебной литературы;
Подготовку к олимпиадам, конференциям и т.п.
4. По участию преподавателя в осуществлении самостоятельной работы студентов она подразделяется на:
Работу под руководством преподавателя, но без его непосредственного вмешательства (например, при проведении контрольных работ);
Работу под опосредованным руководством преподавателя (через выполнение его заданий);
Полностью самостоятельную работу (удовлетворение своих личных познавательных интересов без какого-либо участия преподавателя).
Преподавателю принадлежит центральное место в системе вузовского образования, поскольку он выполняет государственные цели обучения, от его деятельности зависит совершенствование научной организации учебного процесса и учебно-воспитательной работы.
Задача преподавателя - обеспечить условия для самостоятельного получения знаний из различных источников (печатное слово, устное слово, в процессе эксперимента и т.д.). Для этого необходима определенная материальная база и соответствующее методическое обеспечение.
Основными формами самостоятельной работы при изучении социологии являются: активность на лекциях и семинарах, подготовка рефератов, научных работ.
Лекция - одна из возможностей активизации самостоятельной работы студента. Это проявляется в том, что, следуя логике изложения материала на лекции, студент учится осмысливать основные положения социологии, самостоятельно выделяет главные идеи, конспектирует излагаемый материал, часто переводя его в систему понятных ему знаков, параллельно осмысливая и запоминая полученные сведения.
Восприятие лекции и ее запись - сложный процесс, который требует от студента постоянного внимания и напряжения воли на усвоение рассуждений лектора, обдумывание сказанного, сжатое изложение материала на бумаге в удобной для восприятия форме. То есть самостоятельная работа студента на лекции проявляется в ос-
мышлении новой информации и ее краткой рациональной записи. Недостаточно понятые места лекции отмечаются студентом на полях конспекта. В конце лекции он может задать вопрос и внести уточнения в свой конспект.
Заключительный этап социологического исследования включает обработку, интерпретацию и анализ данных, построение эмпирически выверенных и обоснованных обобщений, выводов, рекомендаций и проектов. Этап обработки подразделяется на несколько стадий:
Редактирование информации - проверка, унификация и формализация полученной в ходе исследования информации. На стадии предварительной подготовки к обработке осуществляется проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковываются некачественно заполненные анкеты;
Кодирование - перевод данных на язык формализованной обработки и анализа путем создания переменных. Кодирование представляет собой связующее звено между качественной и количественной информацией, характеризующееся числовыми операциями с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произошел сбой, замена или потеря кода, то информация будет неверной;
Статистический анализ - выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы;
Интерпретация - превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом .
Анализ информационного материала различается в зависимости оттого, какое исследование проводится - качественное или количественное. В качественном исследовании анализ обычно начинается уже на этапе сбора данных, поскольку ученый делает комментарии в своих полевых записях, отмечает обсуждаемые идеи и т.д. В период анализа исследователю иногда приходится вновь возвращаться к сбору данных, если их оказалось недостаточно или чтобы проверить правильность выдвинутых гипотез. В качественном анализе перед исследователем стоят проблемы соблюдения баланса между описанием и истолкованием (важно дать как можно более полное, максимально приближенное к действительности представление о наблюдаемом явлении, но избежать излишних комментариев), правильного соотношения между его интерпретациями и тем, как ситуацию воспринимают и понимают ее участники (важно максимально полно способствовать передаче восприятия действительности самими действующими лицами и избегать оправданий или диагностирования их поведения, чисто воспроизвести мнения действующих лиц, но и не менее важно сохранить те стороны изучаемого явления, которые подлежат лишь аналитической конструкции). В количественном анализе оперируют понятиями переменных, влияющих друг на друга. При сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении результатов разных исследований используется совокупность методов и моделей прикладной математической статистики. К первой группе относят выборочный метод, описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирование экспериментов, ко второй - ряд методов многопеременной статистики, различные методы шкалирования, таксономические процедуры, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей.
Основные процедуры социологического измерения.
Измерением называется процедура наложения объектов измерения (относительно свойств и отношений между ними) на определенную числовую систему с соответствующими отношениями между числами, которые в социологических исследованиях называют шкалами.
Шкала - это отображение произвольной эмпирически системы с отношениями в числовой системе, состоящей из множества всех действительных чисел. Номинальной шкалой называется шкала наименований, включающая перечень качественных объективных характеристик респондента (пол, национальность, образование, социальное положение) или мнений, установок, оценок. Упорядоченная номинальная шкала (или шкала Гуттмана) предназначена для измерения субъективного отношения к объекту, установок субъекта. Эта шкала обладает такими важными достоинствами, как кумулятивность и репродуктивность. Ранговая шкала включает ранжированное распределение ответов в порядке убывания или увеличения интенсивности исследуемого признака. Интервальная шкала - это тип шкалы, определяемый разностью (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального объекта, выраженной в баллах или числовых значениях. Каждая шкала допускает лишь определенные операции между символами (индикаторами признака) и вычисление лишь конкретного набора статистических характеристик.
Отработка шкалограммы имеет свою процедуру: отбирается экспериментальная группа (около 50 человек), которой предлагается высказаться по поводу суждений, предположительно образующих континуум. Высший балл по шкале определяется суммированием оценок по каждому ответу. Данные опроса экспериментальной группы располагают в виде матрицы так, чтобы упорядочить опрошенных по числу набранных баллов от высшего к низшему. Знак "+" означает благожелательное отношение к объекту оценивания, "-" - неблагожелательное.
Анализ и обобщение.
Существуют качественные и количественные виды анализа массовой информации. К качественным видам относятся:
Функциональный анализ, направленный на выявление устойчивых инвариантных связей объекта;
Структурный анализ, связанный с выявлением внутренних элементов объектов и способа их сочетания;
Системный анализ, представляющий собой целостное изучение объекта.
Количественный (статистический) анализ информации включает совокупность статистических методов обработки, сравнения, классификации, моделирования и оценки данных, полученных в результате социологического исследования. По характеру решаемых задач и используемого математического аппарата методы статистического анализа подразделяются на четыре основные группы:
1) одномерный статистический анализ - дает возможность анализировать эмпирическое распределение измеренных в социологическом исследовании признаков. В этом случае вычленяются дисперсии и средние арифметические значения признаков, определяются частоты встречаемости различных градаций признаков;
2) анализ сопряженности и корреляции признаков - предполагает использование совокупности статистических методов, связанных с вычислением парных корреляций между признаками, измеренных в количественных шкалах, и анализ таблиц сопряженности для качественных признаков;
3) проверка статистических гипотез - позволяет подтвердить или опровергнуть определенную статистическую гипотезу, обычно связанную с содержательным выводом исследования;
4) многомерный статистический анализ - позволяет анализировать количественные зависимости отдельных содержательных сторон исследуемого объекта от множества его признаков .
Таблица сопряженности признаков - форма представления данных об объектах социологического исследования на основе группировки двух или более признаков по принципу их сочетаемости. Наглядно можно представить лишь в виде набора двумерных срезов. Таблица сопряженности позволяет провести поградационный анализ влияния какого-либо признака на другие и визуальный экспресс-анализ взаимовлияния двух признаков. Таблицы сопряженности, образованные двумя признаками, называются двумерными. Для них разработано большинство мер связи, они более удобны для анализа и дают корректные и значимые результаты. Анализ многомерных таблиц сопряженности признаков в основном состоит из анализа составляющих ее маргинальных двумерных таблиц. Таблицы сопряженности признаков заполняются данными о частотах совместной встречаемости признаков, выраженных в абсолютном или процентном отношениях.
Существует два основных класса статистических выводов, которые делаются при анализе таблиц сопряжения: проверка гипотезы о независимости признаков и проверка гипотезы о связи между признаками.
Статистические методы анализа включают в себя:
Анализ средних величин;
Вариационный (дисперсионный) анализ;
Изучение колебаний признака относительно его среднего значения;
Кластерный (таксономический) анализ - классификацию признаков и объектов при отсутствии предварительных или экспертных данных о группировке информации;
Логлинейный анализ - поиск и оценку взаимосвязей в таблице, сжатое описание табличных данных;
Корреляционный анализ - установление зависимости между признаками;
Факторный анализ - многомерный статистический анализ признаков, установление внутренних взаимосвязей признаков;
Регрессионный анализ - изучение изменений значений результатирующего признака в зависимости от изменений признаков-факторов;
Латентный анализ -- выявление скрытых признаков объекта;
Дискриминантный анализ - оценка качества экспертной классификации объектов социологического исследования.
Исследование считается завершенным тогда, когда представлены результаты. В соответствии с целью исследования они имеют различную форму: устную, письменную, с использованием фотографий и звука; могут быть краткими и сжатыми или пространными и подробными; составленными в расчете на узкий круг специалистов или для широкой публики.
Заключительный этап социологического исследования состоит в подготовке итогового отчета и последующем предоставлении его заказчику. Структура отчета определяется типом проведенного исследования (теоретическое или прикладное) и соответствует логике операционализации основных понятий. Если исследование носит теоретический характер, то в отчете основное внимание уделяется научной постановке проблемы, обоснованию методологических принципов исследования, теоретической интерпретации понятий. Затем дается обоснование построения применяемой выборки и - непременно в форме самостоятельного раздела - проводится концептуальный анализ полученных результатов, а в конце отчета излагаются конкретные выводы, возможные практические результаты и способы их реализации. В отчете о прикладном исследовании основное внимание уделяется решению задач, выдвинутых практикой и предложенных заказчиком. В структуре такого отчета обязательны описание объекта и предмета исследования, задач исследования, обоснование выборки. Основной акцент направлен на формулирование практических выводов и рекомендаций и реальные возможности их реализации.
Число разделов в отчете, как правило, соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается ответ на главную гипотезу. Первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социологической проблемы, характеристику параметров исследования. Во втором разделе описываются социально-демографические особенности объекта исследования. Последующие разделы включают ответы на выдвинутые в программе гипотезы. Заключение дает практические рекомендации, в основе которых лежат общие выводы. К отчету обязательно делается приложение, содержащее все методологические и методические документы исследования: статистические таблицы, диаграммы, графики, инструментарий. Они могут быть использованы при подготовке программы нового исследования .
1. Представление результатов социологического исследования.
2. Качественный анализ и интерпретация результатов исследования.
3. Оформление результатов прикладного социологического исследования.
4. Практическое внедрение результатов социологического исследования.
1. Результаты прикладных социологических исследований могут быть использованы в интересах практики лишь в том случае, если они представлены в форме, удобной для восприятия, понимания и формулировки выводов исследования, выработки рекомендаций заказчику. Известно несколько способов представления результатов обработки исходных данных:
· построение рядов распределений значений изучаемых признаков (линейные и по заданному условию). Результаты могут быть представлены в абсолютном и относительном виде;
· таблицы, отражающие структуру группировки респондентов, наименование или характеристику связи между признаками, время и место проведения исследования;
· графические средства представления результатов обработки, имеющие наибольшую наглядность. Их использование предпочтительнее в итоговых информационно-справочных и аналитических материалах, адресованных руководителям и широкой публике. В практике социологических исследований наибольшее распространение получили такие графические отображения результатов обработки, как полигоны, гистограммы, круговые диаграммы, схемы и координатные поля.
Для различных методов обработки, задач исследования и потребностей заказчика могут быть рекомендованы определенные формы представления результатов. Сочетание табличных и графических форм представления должно быть разумным, соответствовать тексту.
2. Наглядное оформление результатов исследования – еще не гарантия его практической ценности. Лишь после правильной интерпретации информация может служить основанием для выводов и рекомендаций.
При интерпретации результатов социологического исследования следует помнить, что ее объектом является зафиксированный при помощи различных измерительных процедур (шкал, баллов и т.д.) выбор, сделанный респондентом в определенных условиях. Интерпретировать – значит найти, объяснить причину того или иного выбора. Поскольку часть информации, содержащейся в исходных данных, при обработке теряется в силу различных причин, возможна искаженная интерпретация.
Целью интерпретации выступает поиск причин , объясняющих наличие связей между объектами или их свойствами. Корректность выводов по результатам обработки данных исследования может быть обеспечена в том случае, если интерпретация результатов не вызывает сомнений и не банальна. Из рассмотрения должны быть исключены явно абсурдные результаты и общеизвестные факты. Во-вторых, обоснованность выводов исследования должна быть проверена эмпирическим способом или путем сравнения с результатами других исследований. В-третьих, для сформулированных предложений нужен точный адресат, они должны нести в себе элемент новизны и частично содержать механизм их реализации.
3. Затратив много времени и сил на осмысление полученного задания, разработку программы и инструментария, опросив значительное количество человек, обработав полученную информацию на выходе, исследователь может получить негативную оценку проделанной работы. Такое случается, если в итоговых документах он не может «подняться» до приемлемого уровня обобщений, выявить причины изучаемых явлений, четко сформулировать выводы, не предложит ясных и понятных практических рекомендаций по разрешению выявленных проблем.
При оформлении результатов социологического исследования важно сочетать грамотную подачу текста, четкость выводов, предложений и рекомендаций , графические средства представления материала, повышающие наглядность . Качественное оформление итоговых документов, их практическая ценность – показатель социологического мастерства исследователя.
К числу итоговых документов социологического исследования относят: отчет о результатах; аналитическую записку; практические рекомендации, которые могут оформляться в виде приложения к первым двум документам или быть самостоятельным документом; справку-доклад; информационную записку.
Отчет о результатах исследования – документ, который в установленной форме отражает содержание программы исследования, порядок его выполнения, полученные результаты, практические рекомендации и возможные пути их реализации. Отчет документирует научно-практические предпосылки исследования, логику его проведения, методы, полученную информацию и важнейшие результаты. Это стандартизированный документ, требования к которому зафиксированы в ГОСТах. Грамотное составление отчета об исследовании требует определенной научной подготовки и опыта проведения исследований.
Аналитическая записка по результатам социологического исследования – это материал, сочетающий в себе особенности служебного и научно-исследовательского документа. Структура аналитической записки в основном ориентирована на показ результатов исследования, а не способов их достижения. Объем записки, как правило, составляет 5–10 машинописных страниц. В первой части кратко дается характеристика исследования: изучаемые вопросы, места проведения, источники информации, ошибка репрезентативности (объем выборки). Затем излагаются полученные результаты, сгруппированные в смысловые блоки. По каждому вопросу блока вначале формулируются выводы, затем приводятся комментарии к результатам обработки, которые при необходимости подкрепляются цифрами, подтверждающими их обоснованность. Допустимо использование в тексте таблиц и графиков.
Практические рекомендации – документ, который отражает накопленный положительный опыт по решению той или иной проблемы, а также возможные подходы, направления и способы ее решения, возникшие в ходе исследования. Качество рекомендаций оценивается по следующим параметрам:
· четко определено, кому они предназначены, и кто может выполнить выдвинутые предложения;
· хотя бы схематично определен механизм их реализации (формы и методы работы по достижению оптимальных результатов);
· изложены простым и ясным языком.
Справка (справка-доклад) – документ, основной целью которого является привлечение заказчика к проблемам, требующим немедленного решения. В ней отражаются общие выводы по итогам исследования или по главным его вопросам. Текст справки должен быть предельно ясным, а выводы конкретными. Вначале дается характеристика исследования, а затем излагаются основные выводы. Для подтверждения сделанных выводов используют самые веские итоговые данные, иногда используются таблицы и графики. Предложения завершают справку, объем которой не более двух-трех страниц.
Информационная записка представляет собой сжатое изложение сведений цифрового и графического характера, необходимых для подготовки других материалов, уточнения деталей наиболее интересных, с точки зрения заказчика, проблем, а также аргументации выступлений, например, в средствах массовой информации. Материал подается обычно в виде отдельных цифр, таблиц и комментариев к ним. Особенностью информационной записки следует считать отсутствие в ней выводов и рекомендаций. Объем записки не ограничивается.
4. После подготовки итоговых документов и разработки предложений по решению изучавшейся проблемы собственно проведение исследования заканчивается. Забота о реализации предлагаемых выводов и предложений в первую очередь должна лежать на лице, заказавшем (задавшем) исследование.
Нужно учитывать, что внедрение полученных результатов на практике (и соответственно, оценка эффективности исследования) зависит от множества факторов. Во-первых, от качества проведенного исследования и практической ценности предлагаемых путей решения проблемы. Во-вторых, от способности исследователя предложить не один, а несколько путей реализации предложений, что позволило бы вовремя сменить тактику работы исполнителей. В-третьих, от возможностей заказчика по их реализации.
В ряде случаев может быть целесообразным совместное участие исследователя и заказчика в реализации предложений. Непрерывное взаимодействие с управленцами в процессе отработки лучших форм, способов действий, приемов решения практических задач, в моделировании, разработке прогнозов может быть весьма полезным. Варианты решений могут быть проработаны заранее или возникать в процессе задания заказчиком текущих условий в форме варьирования значением социального показателя (например, на ЭВМ).
Социологи-прикладники, приглашенные во внедренческую команду, могут выполнять экспертно-консультационные услуги на основе следующих видов моделей:
· структурных – текущие предложения по оптимизации структуры объекта (явления) и системы воздействующих на нее факторов;
· динамических, позволяющих на основе предыдущих состояний социального объекта и его свойств определить последующие;
· имитационных, отражающих изменение социального объекта (явления) в пространстве и времени на основе изучения структурных схем, подключения решающих правил и определения устойчивых состояний системы (поле «игровых ситуаций» с жесткими правилами игры);
· на основе искусственного интеллекта – в отличие от предыдущего вида моделирования здесь по желанию заказчика могут меняться и правила игры в рамках постоянно пополняемых на базе знаний и базе решающих правил.
В настоящее время с учетом результатов социологических исследований проводится оптимизация структуры предприятий и учреждений, разрабатываются планы выпуска продукции, создается имидж руководителей. Довольно часто цифры из отчетов по социологическим исследованиям используются руководителями как аргумент при обосновании своей точки зрения или принятии управленческого решения. Эффективными формами использования социологических данных являются сообщения (факсы) в информационные агентства и статьи (сообщения) в средствах массовой информации.
Социологическую информацию нельзя абсолютизировать и рассматривать в качестве «единственно верной». По своей природе она является вероятностной, иногда может отражать интересы, мнения большей, но не самой активной части коллектива, социальной группы, общества в целом. Комплексный анализ всех информационных потоков помогает принимать взвешенные управленческие решения по назревшим проблемам, а результаты социологических исследований выступают одним из источников такой информации.
Готовые ПТК МИЭП и ответы на ТЕСТЫ МИЭП можно заказать на сайте
Прикладное социологическое исследование (ПСИ) - непосредственный сбор, обработка и анализ первичной социологической информации. Его основной целью является получение фактов, которые составляют эмпирический базис социологии или имеют самостоятельное прикладное значение. Прикладное социологическое исследование всегда проводится по определенным правилам. Этапы проведение ПСИ.
1. Предварительный: составление программы и плана-графика ПСИ плановых документов исследования.
2. Полевой: подготовка исследовательской группы, подготовка поля исследования, пилотаж, полевое исследование.
3. Упорядочение, обработка и анализ полученной информации.
4. Составление итоговых документов, в которых отражаются результаты ПСИ и методы их получения.
Виды социологического исследования. В зависимости от целей ПСИ они делятся на разведывательные, описательные и аналитические.
Разведывательное исследование {пилотажное) используется в качестве предварительного этапа масштабных исследований. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрошенной программе и методике. Разновидностью пилотажного исследования является экспресс-опрос (так называемый зондаж общественного мнения).
Описательное исследование применяется в случае исследования большой общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Такое исследование проводится по разработанной программе и на базе методически апробированного и инструментария.
Аналитическое исследование - самый глубокий вид социологического анализа, ставящий своей целью кроме описания изучаемого явления еще и выявление причин, лежащих в его основе.
Исходя из частоты проводимых исследований, разделяют точечные и повторные их виды:
§ точечное исследование (разовое) дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках явления или процесса в момент его изучения;
§ повторное исследование, проводимое последовательно через определенные промежутки времени, основанное на единой программе и инструментарии, дает представление о динамике изучаемого объекта;
§ панельное исследование - особый вид повторного. Панельное исследование предусматривает неоднократное изучение одной и той же группы лиц через определенные промежутки времени. Непрерывное и оперативное получение данных о явлениях и процессах, происходящих в обществе, называется социальным мониторингом.
Изучение социальных процессов методами прикладной социологии начинается с разработки программы исследования. От качества программы, ее научного уровня зависит эффективность всей последующей работы социолога.
Программа ПСИ - это теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного социального объекта. Требования к объекту ПСИ следующие:
1. четкое обозначение явления по следующим параметрам - профессиональная (отраслевая) принадлежность, пространственная ограниченность, функциональная направленность;
2. определенная временная ограниченность;
3. возможность его количественных измерений;
Предмет ПСИ - это те стороны (свойства, отношения) объекта исследования, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.
В пределах одного и того же объекта исследования могут быть несколько предметов исследования.
Например, в рамках конкретного школьного коллектива (объекта исследования) в качестве предмета исследования могут выступать: дисциплина учащихся, социально-психологический микроклимат в классах, общественно-политическая активность школьников, их гражданские позиции и ряд других характеристик. Бывает иначе: объект исследования формулируется более узко - досуг подростков, проживающих в данном населенном пункте. Тогда предметом исследования станут: склонность подростков к вредным привычкам (табакокурение, пьянство, наркомания), половая распущенность школьников и другие явления, связанные с поведением представителей данной социальной группы во время досуга. Возможны случаи, когда объект и предмет исследования совпадают. Например, объект исследования - спортивные команды, участвующие в соревновании.. Предмет исследования - все существенные стороны их деятельности, связанные со спортом.
Уточнения границ объекта и в определенной мере предмета исследования проводится параллельно с расчетом (обоснованием) выборки исследования. С ее помощью заранее определяются масштабы (объемы) работы социологической группы с целью минимизации затрат на проведение исследований.
Генеральная совокупность - это множество (совокупность) всех элементов объектов исследования, ограниченных естественными территориально-временными рамками и программой исследования, а выборочная совокупность - это часть элементов, извлеченная определенным образом из целого и предназначенная для непосредственного изучения (наблюдения). Выборка исследования, как часть объекта исследования, должна по основным социально-демографическим или иным существенным признакам быть подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет из себя уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности). Социологи считают, что нет, например, необходимости, изучая отношение населения того или иного города к исследуемым проблемам, опрашивать всех жителей этого населенного пункта. Достаточно опросить часть, но эта часть должна быть подобна целому (по полу, возрасту, образованию, социальному положению и другим параметрам, важным для исследуемой проблемы). В качестве основы выборки используют данные переписи населения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой организаций, домовые книги, избирательные списки, картотеки отделов кадров и другие документы, к которым может получить доступ социолог.
Типы выборок в прикладном социологическом исследовании:
1. Эмпирическая - применяется в практике небольших по объему исследований.
Делится на виды: а) стихийная выборка (выбор «первого встречного»); б) квотная выборка (создается «модель», пропорционально воспроизводящая генеральную совокупность по основным, наиболее существенным признакам).
2. Вероятностная (случайный отбор) - используются приемы теории вероятности.
Основные виды вероятностной выборки:
а) простая вероятностная выборка (простой случайный отбор) - когда, например, выбираются карточки с номерами респондентов по принципу «жребия»;
б) систематическая вероятностная выборка (например, каждый пятый или сотый);
в) серийная (гнездовая) - когда отбираются гнезда (цехи, бригады, студенческие группы, другие подразделения генеральной совокупности), иногда полярные по исследуемым качествам (передовые - отстающие, курящие - некурящие, и т. д.).
Выборки бывают районированными, если отбору предшествует разделение генеральной совокупности на части (например, школы или больницы области можно разделить на городские и сельские, «благополучные» и «неблагополучные»). Иногда выделяют выборки многоступенчатые (на первой ступени - отбор, например, по районам, на второй - по предприятиям, на третьей - по цехам, участкам). Особый вид многоступенчатой выборки - многофазовый отбор, когда из отобранной выборки отделяется подвыборка меньшего объема.
Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность, т. е. способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной. Любая выборка в большей или меньшей степени отклоняется от генеральной совокупности. Степень этого отклонения принято называть ошибкой выборки.
Выделяют два вида ошибок:
1. случайные ошибки, - связанные со статистическими погрешностями (зависят от динамики исследуемых признаков) и непредвиденными нарушениями процедуры сбора информации (процедурные ошибки, допущенные при регистрации признаков);
2. систематические ошибки, - возникшие из-за неполной объективности выборки генеральной совокупности (недостаток
3. информации о генеральной совокупности, отбор наиболее «удобных» для исследования элементов генеральной совокупности), а также из-за несоответствия выборки целям и задачам исследования.
Существует следующая приблизительная оценка результатов выборочного исследования. Повышенная надежность исследования допускает ошибку выборки до 3 %, обыкновенная - до 3-10 % (доверительный интервал распределений на уровне 0,03-0,1), приближенная - от 10 до 20 %, ориентировочная - от 20 до 40 %, а прикидочная - более 40 %.
Репрезентативность выборки оценивают на основании предварительного расчета и анализа возможных ошибок. Существуют математические формулы расчета предельной ошибки выборки. Эти формулы, опирающиеся на закон больших чисел, применимы, как правило, только при крупных исследованиях на значительных территориях, с охватом населения страны или региона.
При проведении социологических исследований в небольших коллективах выборка определяется преимущественно эмпирическими методами в процессе сбора информации (опросы проводятся до получения устойчивых результатов). При исследовании, например, проблем школьников, учитывая сравнительную однородность единиц наблюдения, расчет выборки можно проводить в период сбора информации одновременно с согласованием объектов исследования. Так, если опросить всех учеников-старшеклассников одной и той же школы и сравнить результаты по каждому классу в отдельности, можно убедиться, что распределение ответов мало различается. Это значит, что можно было бы ограничиться опросом одного или двух-трех классов (если позволяют цель и задачи исследования).
Репрезентативность выборки можно определить и иным способом. Опросить вначале предполагаемое количество респондентов (например, 50 % общего количества). Затем собранный массив анкет разделить на две части по статистически случайному принципу. Обработав каждую часть в отдельности и обнаружив, что расхождение в ответах незначительно, можно придти к выводу о возможности в последующих исследованиях уменьшить объем выборки в два раза.
Применяют и другие способы. Например, в различные анкеты, используемые в одном исследовании, включают по 2-3 блока одних и тех же (контрольных) вопросов.
Затем, начав, скажем, с первой анкеты, постепенно после каждого нового опроса уменьшают объем выборки, обращая внимание на степень искажений ответов по контрольным вопросам. Они должны быть незначительными, в допустимых пределах.
Эти и другие подобные им приемы несовершенны, однако помогают будущему социологу накопить определенный опыт в проверке репрезентативности собранной информации.
Цель и задачи исследования
Цель исследования - конечный результат научного исследования.
Целью социологического исследования может быть получение новых знаний об объекте исследования, его структуре, взаимодействии с другими объектами. В качестве цели исследования нередко выступают прогнозы основных направлений развития изучаемых явлений или процессов.
Нередко в отчетах о социологических исследованиях можно обнаружить неправильные определения цели исследования, например, такие: «Исследование состояния дисциплины в трудовом коллективе» или «Изучение причин текучести кадров». В этих примерах изложены, скорее, задачи исследования, а не его цель. Целью прикладного исследования будет не сам процесс исследования, а то, что следует за ним. Иначе говоря, формулировка цели должна давать ответ на вопрос: «Для чего проводится исследование, какую пользу предполагается получить после его завершения?» Конкретизируется цель задачами исследования.
Например, при изучении ценностных ориентации студентов, цель исследования может быть: определить условия и факторы для создания в университете благоприятного социовоспитывающего пространства, активно содействующего формированию гражданской позиции студентов, определяющей их отношение к происходящим событиям, понимания своего места в обществе; разработать предложения по оценке работы кадров, ответственных за ведение воспитательной работы.
Задачи исследования - это действия, которые планируется совершить для достижения цели; это своеобразные ступеньки, по которым надо пройти, чтобы достигнуть конечного результата. «Изучить...», «составить...», «проанализировать...» - такими словами часто начинаются формулировки задач исследования.
Если цель исследования выражается одним или несколькими предложениями, то задачи часто излагаются на десятках страниц, их может быть много в рамках одного исследования.
Задачи исследования бывают различных типов: основные (главные, наиболее существенные) и не основные (частные, производные, дополнительные). К первым относят те, которые прямо направлены на достижение цели исследования. Назначение вторых - конкретизация, уточнение основных задач. Получение побочных, второстепенных выводов.
Например, при исследовании ценностных ориентации студентов, задачами исследования могут быть:
Выяснить иерархию основных ценностных ориентации современной молодежи,
Выяснить, какие социальные институты, по мнению самой молодежи, являются основополагающими при формировании гражданской позиции до поступления в вуз. Выяснить, какие социальные институты, структурные подразделения и общественные организации университета являются основополагающими при формировании гражданской позиции во время учебы в вузе, а также определить, существует ли зависимость между наличием сформированной собственной позицией и уровнем доверия к различным социальным институтам и структурам университета (ректорат, деканаты, профессорско-преподавательский состав, общественные объединения (БРСМ, профсоюзы и др.), кураторы, работники психологической службы, работники идейно-воспитательной службы и т. д.).
Задачи исследования в процессе своей разработки должны быть согласованы (скоординированы) с гипотезами.
Гипотезы исследования
Гипотезы исследования - это обоснованное предположение о структуре социальных объектов, механизме их внутренней динамики, взаимодействии с внешними факторами или другими объектами, а также тенденциях и основных направлениях (перспективах) развития. По сути дела, исследование - это проверка выдвинутой гипотезы. Гипотезы можно классифицировать:
§ по степени общности предположений - гипотезы-основания и гипотезы-следствия;
§ по степени разработанности и обоснованности - первичные и вторичные;
§ с точки зрения задач исследования - основные и неосновные.
Требования к сформулированным гипотезам:
§ гипотезы должны соответствовать целям и задачам исследования;
§ опираться на известные социологические теории, истинность которых доказана;
§ не противоречить проверенным, научно подтвержденным эмпирическим фактам;
§ основываться на репрезентативной информации;
§ проверяться методами и средствами, не выходящими за рамки возможностей социологической лаборатории.
Например, при исследовании ценностных ориентации студентов, гипотезой исследования может быть: предварительный анализ проводимых ранее локальных социологических исследований позволяет сделать предположение: причина в слабой мотивации формирования личности современного студента с основополагающими ценностями заключается в недостаточной идейно-воспитательной работе профессорско-преподавательского состава и структурных подразделений.
Социология, в отличие от других наук об обществе, активно использует эмпирические методы: анкетные опросы, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных и документов. Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.
Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.
Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.
Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.
В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.
Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.
В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:
1) разработка программы и приемов исследования;
2) проведение эмпирического исследования;
3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.
Все указанные этапы чрезвычайно важны и требуют особого внимания. Первый этап будет подробно рассмотрен в следующей лекции. Второй этап зависит от выбранного типа социологического исследования и методик. Поэтому остановимся подробнее на рассмотрении этапа составления отчета о социологическом исследовании.
Итоги анализа полученной в ходе эмпирического исследования информации отражаются, как правило, в отчете, который содержит в себе данные, интересующие заказчика. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем дедукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается отчет по главной гипотезе.
Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников, сроки проведения и т. д.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, социальное положение и др.). Последующие разделы включают в себя поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.
Разделы отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый параграф целесообразно завершать выводами. Заключение отчета лучше представить в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на 30–40 или 200–300 страницах. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.
Приложение к отчету содержит методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т. д. Кроме того, в приложение чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в отчет. Это может быть использовано при проведении последующих программ исследования.
2. Программа социологического исследования
Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.
Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную .
Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.
Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.
Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.
Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных показателей. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как его сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.
Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.
Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.
С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предметы исследования.
Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.
Предварительный системный анализ объекта – это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.
Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент.
Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.
Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов.
Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу.
Можно выделить несколько типов гипотез:
1) основные и выводные;
2) основные и неосновные;
3) первичные и вторичные;
4) описательные (предположение о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами) и объяснительные (предположение о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях).
Основные требования к формулировке гипотез. Гипотеза:
1) не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;
2) не должна противоречить ранее установленным научным фактам;
3) должна быть проста;
4) должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.
Основная трудность формулирования гипотез заключается в необходимости соответствия их целям и задачам исследования, которые содержат ясные и точные понятия.
Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т. е. описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования.
Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности.
Тип и способ определения выборки напрямую зависит от вида исследования, его целей и гипотез.
Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании, т. е. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной.
Выборочный метод основан на двух принципах: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.
В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, каким образом это будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ.
После составления программы исследования начинается организация полевого исследования.
Программа социологического исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы социологического исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.
3. Методы социологических исследований
Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.
В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие.
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино– или телеаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации – возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте.
Существует возможность фиксации характера поведения, мимики, жестов, выражения эмоций. Выделяют два основных типа наблюдения: включенное и невключенное.
Если поведение людей изучается социологом как участником группы, то он проводит включенное наблюдение. Если социолог изучает поведение со стороны, то он проводит невключенное наблюдение.
Главным объектом наблюдения выступает как поведение отдельных людей и социальных групп, так и условия их деятельности.
Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.
Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик.
Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.
Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры:
1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;
2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
3) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;
4) формулирование гипотез и определение задач;
5) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.
Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.
Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации. Изучение документов позволяет выявить тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов.
Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях, письмах и т. п.
Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристик и конкретно-исторического развития изучаемого явления или процесса.
Важной особенностью информации является агрегированный характер, что означает соотнесенность с некоторой группой как целым.
Отбор источников информации зависит от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора.
Различают:
1) внешний анализ документов, при котором изучаются обстоятельства возникновения документов; их исторический и социальный контекст;
2) внутренний анализ, в ходе которого изучается содержание документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.
Изучение документов проводится качественным (традиционным) или формализованным качественно-количественным анализом (контент-анализом).
Опрос – метод сбора социологической информации – предусматривает:
1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;
2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию.
В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.
Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.
Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.
Несмотря на некоторую гибкость, интервью проводится в соответствии с определенной программой и планом исследования, в которых фиксируются все основные вопросы и варианты дополнительных вопросов.
Можно выделить следующие типы интервью:
2) по технике проведения (свободное и стандартизированное);
3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное).
Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.
При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.
На первом этапе определяются теоретические предпосылки опроса:
1) цели и задачи;
2) проблема;
3) объект и предмет;
4) операционное определение исходных теоретических понятий, нахождение эмпирических индикаторов.
В ходе второго этапа обосновывается выборка, определяется:
1) генеральная совокупность (те слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса);
2) правила поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки.
На третьем этапе обосновывается опросный лист (вопросник):
2) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности как источника искомой информации;
3) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению опроса, установлению контакта с респондентом, регистрации ответов;
4) обеспечение предварительных условий для обработки результатов на ЭВМ;
5) обеспечение организационных требований к опросу.
В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.
В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.
Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.
Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – метод экспертных оценок.