Прикладная культурология и сферы ее использования. Фундаментальная и прикладная культурология

Культурология как научная парадигма. Специфика культурологического метода познания.

Культурология складывается как гуманитарная парадигма, имеющая междисциплинарный статус, интегрирующая методы и результаты других социогуманитарных наук. Специф. Культур. Метода:

1. проблемная направленность

2. Доминирование антологической (творящей, собирающ. знание) деятельности

3. Полидисциплинность культурологи

4. Антропологическая направленность

Флоренский: «Познать разумом – познать противоречие, познать сердцем – познать всецело» Касслер: «Мы не в состоянии познать философию культуры с помощью только формальных и логических средств.»

Культурология использует систему методов .

1.Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде.

2. Логический метод - исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; 3.сравнительно-исторический метод . 4.Структурно-функциональный метод 5 Семиотический метод 6 Биографический метод 7 Метод моделирования 8 Психологический метод

Особенности культурологического метода Лихачева

Занимался обоснованием общих начал текстологии и истории древнерусской литературы. Говоря о важности метода, он отмечал, что «красота научной работы состоит главным образом в красоте исследовательских приемов, в новизне и скрупулезности научной методики… она–то и приводит к открытиям. Она дает метод обнаружения истины».

его интересуют, прежде всего, судьбоносные для становления отечественной культуры эпохи и периоды, привлекает человеческое, гуманистическое содержание и смысл русской литературы, искусства, философии, религии. Его взгляд на любые рассматриваемые им явления предполагает изучение и оценку их в контексте культуры, при этом временная, историческая плоскость анализа – лишь одна из многих. Он раскрыл особую роль национального языка, природу национальной самобытности России, проявляющейся в духовных исканиях народа, в канонах русской эстетики, в религиозном опыте русского православия.



Границы культурологической парадигмы Д.С.Лихачева можно обозначить несколькими смысловыми линиями, конструирующими его научный метод: целостность и проектный характер культурологической мысли, нравственная напряженность слова о культуре, гуманистическая направленность культурологического метода, проблемная ориентированность культурологических исследований. Важнейшие составляющие культурологической парадигмы становятся своеобразной концептуальной рамкой, с помощью которой ученый создает и исследует символический мир культуры, при этом различные грани метода обнаруживают свое «подобие» в структуре объекта познания

Цели и задачи теоретической, исторической и прикладной культурологии.

Задача прикладной культурологии - разработка культурной политики, экономическое и политическое обеспечение культурных программ. Целями прикладной культурологии являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов, существующих в практической жизни.

Теоретическая область – разработка теорий, которые позволяют выявить общие закономерности культурной жизни, понять ее сущность и смыслы. Целями теоретической культурологии являются целостное познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования.

Историческая культурология – это наука, изучающая историю цивилизации и культуры, однако с позиций не исторической, а культурологической методологии познания. Суть этого различия заключается в том, что прошлое изучается как совокупность событий и фактов не исключительных а происшествий, ситуаций и форм по определению нормальных, обыденных.

6. +59+60 «Проблемное поле» современной культурологии

1. группа категорий фиксирует культуру как целостность, включая культурно–исторические типы социокультурной организации, региональные культуры, этнические и социальные субкультурные сообщества, обыденную, элитарную и народную культуру.

2. Значительный пласт категорий фиксирует более индивидуальные аспекты культурологии свойства и функции культурных объектов и явлений; культурные ценности и нормы; культурную среду субъектов культуры.

3. культурологические категории отражают технологический пласт бытия культурных организмов: культурные модальности (эволюция, модернизация, прогресс, деградация, деструкция, циклизм); культурные процессы (генезис, формирование, функционирование, распространение, воспроизводство, сохранение, изменение); культурно–интеграционные и дифференциальные явления (кооперация, консолидация, солидарность, социальность, взаимопомощь); культурные технологии; межкультурные взаимодействия.

4. Проблема межкультурного диалога (развилка З и России в 15-16в)

5. Несовершенство капиталистический модели общества

6. Глубинные культурологические причины современного финансово-экономического кризиса коренятся в духовном надломе западной цивилизации, которому предшествовал отказ от базовых моральных основ христианства.

7. Логика становления и содержание понятия «культура»

1.от лат. Возделовать, обрабатывать, взращивать.

2. Воспитание, образование, развитие. Способность «возделования души»

3 «Культус» - ублажение бога, поклонение почитание.

4. Открытие культуры в современном значении 17-18 век. Понимание к-ры как 2 природы.

Происходит противопоставление культуры и природы. Культура утрачивает первоначальный, агрикультурный смысл. Культура как «взращивание души» начинает восприниматься непосредственно. Происходит универсализация – закономерность процесса развития.

Д. С. Лихачев: «Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти».

1. Разработка технологий управления культурными процессами

2. Проектирование социокультурных процессов

3. Выявление общих закономерностей развития культуры

4. Внедрение механизмов трансляции культурного опыта

20. Историческая культурология изучает…

1. Культуру отдельных социальных групп

2. Базовые образцы, воспроизводимые в каждой конкретной культуре

3. Культурные системы, складывающиеся по этническому признаку

4. Существовавшие в прошлом и существующие ныне варианты социокультурных систем

История культуры изучает...

1. Каждую отдельную культуру как уникальное и оригинальное явление

2. Практическое руководство культурой, существующее в конкретных прикладных дисциплинах (музееведение, литературоведение, театроведение)

3. Культуру как религиозный культ

4. Сущности, цели и ценности культуры вообще

22. «Историческая культурология» и «история культуры» – это…

1. Существует только история культуры, «Историческая культурология» – некорректный термин

2. тождественные понятия: историческая культурология, как и история культуры, изучают историю материальной и духовной культуры

3. Существует только «Историческая культурология»

4. нетождественные понятия: историческая культурология объединяет культурологические подходы к истории культуры, она более теоретична

23. Социология культуры как отрасль культурологического знания, изучает

  1. массовую культуру или культуру, созданную средствами массовой информации
  2. национальную культуру
  3. этническую культуру
  4. культуру примитивных первобытных народов

24. Проблемы демократизации общества, изменения культурных потребностей и целей человека в условиях урбанизации исследует …

  1. культурная антропология
  2. социология культуры
  3. культурология
  4. философия культуры

25. Раздел культурологии, изучающий культурные феномены как средство коммуникации, – это

  1. история культуры
  2. культурная семантика
  3. социология культуры
  4. синергетика

Основания культурологического знания и его место в системе наук изучает___культуры

  1. динамика
  2. морфология
  3. гносеология
  4. социология

27. Разделы культурологи выстраиваются по…

1. Основным научным задачам

2. Спонтанно возникающим проблемам

3. Образцу естественных наук

4. Основным прикладным задачам

28.Группы разделов культурологии – это…

1. исторический, история культурологической мысли

2. прикладной, теоретический

3. эволюционный, циклический

4. лингвистический, семиотический

29. Группы разделов культурологии – это Укажите не менее двух ответов

1. Методологический, исторический

2. Статистический,методический

3. Политический,социальный

4. Теоретический, прикладной

30. Группы разделов культурологии – это Укажите не менее двух ответов

1. Методологический, теоретический

2. Этнографический, современный

3. Ретроспективный, перспективный

4. Исторический прикладной

31. Группы разделов культурологии – это

Укажите не менее двух ответов

1. прикладная и теоретическая культурология

2. история культурологической мысли и историческая культуролгия

3. история культуры и кросс-культурная психология

4. философия культуры и этнокультурология

32. Для терминов «культурология» и «социология культуры» справедливо утверждение о том, что...

2. культурология является частью социологии культуры и анализирует культуру в контексте социальных процессов

3. культурология и социология культуры изучают цивилизационные процессы

4. культурология и социология культуры - две различные научные дисциплины, не связанные друг с другом

33. Для терминов «культурология» и «социология культуры» справедливо утверждение о том, что...

1. социология культуры опирается на понимание культуры и культурных процессов, выработанное в культурологии

2. культурология является частью социологии культуры

3. культурология изучают цивилизационные процессы, а социология культуры описывает культурные феномены

4. социология культуры является методологической базой культурологии

34. Область культурологического знания, которая изучает каждую отдельную культуру как уникальное и оригинальное явление, сравнивает разные культуры между собой – это…

1. История культурологической мысли

2. Социология культуры

3. Прикладная культурология

4. История культуры

Данное пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей. Подробно рассматриваются структура, состав и методы культурологического знания, взаимосвязь культурологии с другими науками, различные подходы к изучению культурного наследия. Пособие может быть использовано в качестве дополнительного материала при подготовке к экзамену по дисциплинам «Теория культуры», «История культуры», «Культурология», «Культура России». Рассчитано на широкий круг читателей.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурология. Учебное пособие для вузов (Н. И. Шельнова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Тема 4. Фундаментальная и прикладная культурология

1. Структура культурологического знания

В культурологии, как и в большинстве других наук, принято выделять два «крыла»: фундаментальное и прикладное. Целью фундаментальной культурологии является изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей.

На своем фундаментальном уровне культурология изучает:

1) культуру на историческом и теоретическом уровне;

3) функционирование явлений культуры в обществе.

Прикладная культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной, социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями.

Прикладной уровень культурологии ориентирован на использование фундаментальных знаний о культуре в целях:

1) прогнозирования и регулирования актуальных культурных процессов;

2) разработки социальных технологий трансляций культурного опыта и механизмов достижения определенного уровня развития тех или иных форм социокультурной практики;

3) управления и охраны культуры, а также культурно-просветительной, досуговой и иной работы.

Областями прикладной культурологии могут быть социокультурное проектирование, социокультурная политика, охрана культурного наследия, культурные аспекты социальной работы и социального участия, связи с общественностью, культурные аспекты менеджмента и работы организаций, имиджмейкинг, арт-бизнес, реклама, культурные аспекты работы с электоратом, организация межкультурной коммуникации и др. Известный отечественный культуролог А. Флиер предлагает несколько другое деление культурологических дисциплин по теоретико-эмпирико-практическому основанию. В работе «Культурология для культурологов» он выделяет несколько разделов.

1. Фундаментальная культурология, представляющая собой область, где слиты философия и теория культуры, исследующие наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры, а главное – формирующие ее эпистемологию – систему принципов, методологий и методов познания, систематизации и анализа изучаемого материала.

2. Антропология, исследующая культурное бытие людей на уровне, приближенном к их повседневной социальной практике, нормативные образцы поведения и сознания, непосредственные психологические мотивации и пр. В отличие от фундаментальной теории, антропология (социальная, культурная, психологическая и историческая) в целом тяготеет более к эмпирическому, измеряемому уровню познания. Ее теоретические концепции нередко кладутся в основу разработки практических технологий управления актуальными социокультурными процессами.

3. Прикладная культурология, которая по преимуществу и занимается непосредственной разработкой технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе.

2. Прикладная культурология

В последнее десятилетие наблюдается возрастание интереса именно к практической стороне культурологии. Прикладная культурология осуществляется в форме социально-культурной деятельности. Как утверждают специалисты Невского института культуры, во всем мире специальность «культуролог» из исследовательской, теоретической превратилась в практическую, связанную с непосредственным участием в деятельности больших и малых организаций, фирм, гуманитарных фондов и движений. Огромное значение культурологов-практиков наиболее явно прослеживается в связи с расширением области международных связей, увеличением иностранных инвестиций. Современное общество требует большого количества менеджеров высшего и среднего звена, владеющих навыками осуществления культурных контактов и культурного успешно реализовывать российские и международные культурные проекты как в государственных, так и в коммерческих структурах. Культуролог-практик реализует свои знания и умения в таких областях деятельности, как музейное дело, туристический бизнес, гостиничное хозяйство. Необходим культуролог и в международных коммерческих, исследовательских и общественных организациях в качестве специалиста по культурному консалтингу при разработке прикладных культурных проектов; в организациях, занимающихся артбизнесом и шоу-бизнесом в качестве разработчика и реализатора культурных проектов; в коммерческих структурах, деятельность которых связана с межкультурными контактами, в рекламных и креатив-агентствах, на телевидении и др. Нельзя забывать также и о культурно-просветительской, культурно-организаторской и культурно-воспитательной областях деятельности специалиста-культуролога. Культуролог-практик не только имеет определенные познания в таких областях, как теория и история культуры и искусства; этнопсихология и психология социальных групп; культурная карта регионов (Восточная Европа и страны СНГ; Западная Европа и Америка; Восточный регион); основы маркетинга в сфере культуры, менеджмент в сфере арт-и шоу-бизнеса; менеджмент в экскурсионно-туристической деятельности, культурное консультирование: формы и методы, практикум по культурному консалтингу коммуникативные технологии XX в.; международные организации и центры межкультурной коммуникации, деловые культуры в международном бизнесе; и др.

Социально-культурная деятельность предполагает специалиста, в той же степени обладающего практическими навыками осуществления менеджмента в сфере культуры – в сфере арт– и шоу-бизнеса, в экскурсионно-туристической деятельности; практически применяющего знания по прикладному культурному консультированию в работе референта в компаниях с иностранными инвестициями и сотрудниками из разных стран; свободно владеющего иностранным языком для устной и письменной коммуникации; профессионально пользующегося компьютером и владеющего возможностями Internet, проводящего практические тренинги по ведению менеджмента в сфере культуры; владеющего навыками разработки культурных проектов с учетом тендерной специфики и т. д.

Особую роль в обеспечении общества культурологами-практиками играют специальные учебные заведения, соответствующие отделения и факультеты вузов. Еще в 1868 г. Министр народного просвещения А. В. Головнин докладывал Александру II, что вузы России готовят специалистов только в каком-то одном направлении искусства. Он сетовал, что нет учебных заведений, выпускники которых вовлекали бы различные группы населения в мир культуры, т. е. обеспечивали бы культурную политику государства и отдельных регионов.

Так, например, исследования М. А. Ариарского и его школы прикладной культурологии раскрывают процесс формирования культурной среды, закономерности вовлечения человека в мир культуры и его практического освоения. Все, что делает Марк Ариарский, можно обозначить как восстановление необходимого звена между культурой и конкретным человеком, включенным в социально-культурную деятельность.

В наше время прикладная культурология, социально-культурная деятельность – одна из наиболее востребованных специальностей. Подготовкой специалистов данного профиля в нашей стране сегодня занимаются многие учебные заведения, школы, учебно-научные центры и пр.

Практические разработки и мероприятия по прикладной культурологии и социально-культурной деятельности ведутся и осуществляются на базе более традиционных кафедр учебных заведений страны: философии, истории, искусствоведения и пр.

Комплекс культурологического знания используется в экономической среде, для моделирования потребностей рынка, в системе маркетинговых исследований; в политике, для моделирования электората, при реализации политических программ.

Специалисты Академии славянской культуры, в частности А. Г. Климов, считая, что прикладная культурология существует везде, все же относят культурную деятельность к отрасли социальной, а потому в прикладной культурологии выделяют два основополагающих понятия – социокультурную практику и социокультурное проектирование. Социокультурная практика – любая форма активности, проявляющаяся в социокультурной системе, влияющая на взаимоотношения и способность людей жить в этой системе.

Фундаментальная (или теоретическая) культурология в форме научного знания служит для прикладной культурологии некой структурной основой, моделирующим и регулирующим началом, которое создает новые значения и смыслы. Человек, применяющий научное знание на практике, является носителем прикладной культурологии.

3. Взаимодействие теоретического и практического знаний

Проникая в сознание людей различными путями, научное (теоретическое) культурологическое знание формирует культурную среду, в которой живет и действует конкретный человек.

А. Г. Климов выделяет несколько путей распространения научного знания. Первый путь – обыденное сознание, основанное на стереотипных установках по отношению к науке в зависимости от уровня осведомленности.

Второй путь – это технологическая среда. Например, при применении электричества мы задумываемся о механизме его возникновения и действия и о том, к каким эффектам оно приводит, таким образом, мы проникаем на уровень научного знания.

Третий путь – специальная популяризация, которая чаще всего выражается в создании научно-популярных и образовательных журналов («Наука и техника», «Химия и жизнь»), репортажей, информационных передач на телевидении и радио.

Однако самым мощным по воздействию считается четвертый путь – социокультурное проектирование. В зависимости от объявленных целей и организационных средств, которыми пользуются социокультурные проекты, социальное проектирование может быть:

1) бизнес-характера: используются средства деловой организации. Цель – извлечение прибыли, организация коммерческих социальных организаций;

2) политическими: выработка законодательства, которое обеспечит прозрачность (люстрация) деятельности фирм, доступ к делам, которые ведут спецслужбы;

3) социальными: образовательные организации, благотворительность, здравоохранение, клиники для кошек. Используются средства бизнеса, но обеспечивают социальные функции;

4) культурными: учреждения, вырабатывающие культурные ценности. Танцы, художественные, печатные издания.

Социокультурные проекты ориентируются на выработку культурных ценностей, новых ценностных отношений. Новое знание проникает в действительность потому, что оно выставляет регламентацию основанием, определяя осуществление социокультурного проекта.

Одним из примеров создания и реализации социокультурного проекта может служить проект поддержки детского творчества – Петербургский открытый конкурс детских рисунков и проектов «Дом, в котором я хочу жить», включенный в программу мероприятий, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга.

Проект поддержки детского творчества «Дом, в котором я хочу жить» – это открытый общегородской конкурс детских рисунков и проектов на тему города, его архитектуры и жилища XXI в., который проходил с ноября 2002 г. по май 2003 г. В нем могли участвовать все дети и подростки от 7 до 17 лет.

Главной идеей организаторов конкурса было создать широкомасштабный проект по данной тематике, который дал бы возможность всем детям Петербурга выразить себя в творчестве, открыто высказать свое представление об идеальном доме и городе, интересное не только родителям и педагогам, но и строителям, проявить свой азарт, фантазию и стремление к творчеству.

В Тамбовском государственном университете ведется подготовка специалистов по социально-культурной деятельности, основные направления и сущность которой определяется следующими задачами:

1) противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

2) обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;

3) создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

4) стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

5) осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в т. ч. с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

6) эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката.

Среди видов социально-культурной активности выделяются следующие:

1) функциональные (информационно-познавательная и просветительская деятельность; организация самодеятельного творчества и любительских объединений; организация отдыха и развлечения);

2) дифференцированные (организация досуга детей и подростков, молодежного, семейного досуга, досуга лиц среднего и пожилого возраста).

Социально-культурная деятельность всегда осуществляется в той или иной форме, т. е. в виде запланированной информационно-просветительной, социально-педагогической, культурно-воспитательной акции, направленной на какую-либо аудиторию с целью донесения определенной информации до заранее предусмотренного объекта и активизации его творческого потенциала.

«В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее».

Формы социально-культурной деятельности подразделяются на:

1) массовые (аукционы, театрализованные представления, фестивали, олимпиады, праздники);

2) групповые (кружки, любительские объединения и клубы по интересам, диспуты, круглые столы, конференции);

3) индивидуальные (занятия в кружках и секциях, интерактивные компьютерные игры, консультации, беседы).

Выбор той или иной формы социально-культурной деятельности, ее разработка и проведение требуют определенной ответственности, т. к. каждая из них обладает некоторой самостоятельностью и может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию и других вовлекаемых в деятельность.

Вся социально-культурная работа должна быть направлена на анимацию общественного настроения, на формирование позитивного мышления и конструктивного действия, поэтому многие досуговые технологии включают в открытую информационную систему, с помощью которой обеспечивается свободный доступ к информации через музеи, библиотеки, дома науки и техники и т. п.

Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность участия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обоснованного общественного мнения, особенно на местном уровне.