Приемы и способы манипулирования людьми. · Ваша «плата» перевешивает Вашу выгоду

Манипуляции в общении мы встречаем каждый день: на работе, в семье, общаясь с друзьями или посторонними людьми. Стоит ли бояться такого психологического воздействия? Как уберечься от манипуляции?

Определение понятия

Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.

Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.

Виды манипуляций в общении

Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях. Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) – это фактически управление сознанием человека.

Основные виды воздействия делятся на:

  • осознанные – человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
  • неосознанные – человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).

Второстепенные виды делятся на:

  • лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
  • поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).

Зачем они нужны?

Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения.

Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.

Во-первых , следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.

Во-вторых , нужно определиться со средствами. Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо), такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору. Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.

Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.

Приемы манипуляции в общении

Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию. В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа. В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.

Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.

Воздействие любовью

В этом приеме любовь – не безусловное чувство. Человека воспринимают только в том случае, ели он выполняет определенные требования или условия. Например: «Если ты сделаешь так-то и так-то, я буду любить тебя», «В нашем коллективе остаются только достойные сотрудники, остальные уходят по своей воле». В манипуляции предлагаются условия, выполнив которые, человек получит к себе как минимум хорошее отношение, как максимум – любовь. Жестокость этого психологического воздействия заключается в том, что личность не воспринимают целиком (с достоинствами и недостатками), а только одобряют ее хорошее поведение.

Воздействие страхом

Страх и недостаточная информированность адресата позволяют ловко манипулировать его действиями и поступками. Например: «Если ты не поступишь в институт – станешь нищим», «Вы отличный специалист, но на эту вакансию появился еще один соискатель». Все придуманные страхи идут от недостатка информации. Прислушиваясь к манипулятору, адресат допускает большую ошибку. Порой за таким воздействием скрывается желание заставить человека что-либо делать лучше, без дополнительной мотивации или финансирования.

Воздействие виной

Чувство вины чаще всего используется манипуляторами в семейной жизни. Испытывая его, человек стремится возместить нанесенный ущерб. Например: «Ты гулял и веселился со своими друзьями, а я одна и с ребенком нянчусь, и тебе уют создаю», «Вам сегодня лучше отдохнуть, а я могу сделать за вас вашу работу». Манипулятор будет постоянно давить на чувство вины или находить новые эпизоды. Адресат же в такой ситуации постарается нивелировать дискомфорт и раз за разом будет попадать в одну и ту же ловушку. Чувство вины впоследствии рождает агрессию, поэтому и манипулятору следует с осторожностью использовать такое психологическое воздействие.

Воздействие неуверенностью в себе

В этом случае манипулятор давит своим авторитетом. Он прямым текстом указывает на некомпетентность адресата в тех или иных вопросах. Например: «Ты обязана слушать меня – я жизнь прожила! Ты без меня ни на что не способна», «Вообще-то я тут начальник, поэтому мне решать, как это должно быть сделано». Такое самоутверждение за счет другого может проходить на разных уровнях и по разным вопросам. Воздействие будет продолжаться до тех пор, пока адресат не избавится от своей неуверенности, слабости и не приобретет необходимые навыки.

Воздействие гордостью

Тщеславие, гордость – замечательный рычаг для психологического воздействия. Например: «Вижу, что моя женушка устала на работе. Но ты же умница и отличная хозяйка – удиви моих друзей вкусным ужином», «Я готовлю для вас повышение по службе, но, к сожалению, зарплату пока придется оставить прежней». Чем больше человек стремится доказать кому-либо свои умения, чем чаще он старается догнать и обогнать в успешности своих знакомых, тем быстрее он станет жертвой психологического воздействия.

Воздействие жалостью

Такой прием часто используется детьми и юными девушками. Задача его – вызвать жалость к себе и желание помочь. Например: «Я так устаю, сил никаких нет, а еще надо ужин тебе готовить», «Я начальник и каждый раз получаю высказывания за вашу плохую работу и плачу за вас штрафы». Жертва в этом психологическом воздействии получает помощь. Но она сама не стремится улучшить свою жизнь, а предпочитает жаловаться. Легкий энергетический «вампиризм» этого действа вызывает впоследствии презрительное отношение к манипулятору.

Как узнать о психологическом воздействии?

Существуют разные способы общения. Манипуляция – один из них. Но как несведущему человеку понять, что его разводят на чувства или пытаются подтолкнуть к определенному действию? Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них.

  1. Эмоции . Если адресат почувствовал, что оппонент «давит» на чувства (например, на жалость, сопереживание, стыд, мстительность), значит, идет процесс управления сознанием.
  2. Непонятные слова . В речи появляются профессиональные термины, «умные» словечки. Они являются отвлекающим маневром, который призван завуалировать ложь.
  3. Повтор фразы. Адресат слышит повторение одного и того же высказывания в речи. Таким образом манипулятор пытается «зомбировать», внушить необходимую мысль.
  4. Срочность . Она создает определенный уровень нервозности. Адресат не успевает осмыслить сказанное, а его уже призывают к действию. Его внимание отвлечено, и в суете он начинает выполнять то, чего добивается оппонент.
  5. Дробление смысла. Во время дискуссии адресату не выдается вся информация. Она дробится на кусочки таким образом, чтобы человек не сумел охватить всю новость целиком, а сделал ложные выводы на основании обрывочной фразы.
  6. Навязывание стереотипов. Манипулятор намеренно обращается к известным истинам, подчеркивая общность адресата с ними. Это навязывание стереотипного мышления или поступков приводит к выполнению их объектом воздействия.

Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.

В деловых отношениях

Манипуляции в деловом общении, их наличие или отсутствие, больше зависят от профессионализма работника и его уверенности в своих силах. Трудно воздействовать на человека, знающего себе цену. Если же работник некомпетентен или слишком стеснителен, чтобы подчеркивать свои достоинства, работодатель или коллеги не преминут этим воспользоваться.

Частыми способами воздействия в рабочей обстановке являются:

  • насмешки, упреки; адресат нервничает, раздражается и выполняет необходимые манипулятору действия;
  • демонстративная обида – нежелание признавать свою точку зрения неправильной, а адресат постарается исполнить все прихоти обиженного;
  • лесть, поддержка призваны для того, чтобы снизить бдительность человека и сделать его жертвой воздействия.

Манипуляции в деловом общении можно избежать, если четко высказывать свое мнение (заведомо правильное), быть уверенным в своих профессиональных качествах. Можно во время воздействия постараться прервать беседу телефонным звонком или срочным делом. Даже простая смена темы дискуссии поможет избежать манипуляции.

В межличностных отношениях

Манипуляции в межличностном общении чаще всего бывают основаны на гендерной принадлежности. Этот фактор позволяет использовать стереотипы поведения («Все женщины делают это», «Настоящие мужчины так не поступают»).

Другой вариант – вызвать желание защитить свою гендерную принадлежность («Ты все правильно сделал, это поступок настоящего мужчины»). Успешность психологического воздействия напрямую зависит от арсенала средств и умения их использовать в разных ситуациях.

В семейных отношениях

Самыми распространенными семейными манипуляциями являются истерики, молчание, демонстративный отъезд «к маме», гулянки с друзьями, запои. Психологическое воздействие используют и родители, и дети. Это способ добиться своей выгоды, играя на чувствах других.

Чтобы избежать подобных воздействий в семье, стоит научиться доверять друг другу и открыто обсуждать свои желания, поступки. Возможно, поначалу конфликтные ситуации будут частым явлением. Со временем родственники научатся спокойно разговаривать о своих целях и мотивациях. Но существуют и конструктивные манипуляции, способные вдохновить супруга или ребенка на новые свершения.

Как защититься от психологического воздействия?

Защита от манипуляций в общении прежде всего состоит в избегании манипулятора. Следует свести к минимуму контакты с человеком или, если это невозможно, постараться отключить свои эмоции. Если не принимать решения поспешно, под воздействием чужих слов, а обдумать их, то это поможет снизить интенсивность психологического воздействия.

Желание манипулировать – это чаще всего скрытое желание власти. Похвала или положительная оценка заставят человека пересмотреть свои способы взаимодействия с людьми.

Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.

Нужно научиться отказывать. Лучше прослыть человеком черствым, чем постоянно выполнять чужую работу.

Манипуляции в общении и их нейтрализация – обычные явления в социуме. Поэтому всегда следует помнить о том, что каждый человек имеет право:

  • на ошибки и собственное мнение;
  • на то, чтобы изменить свое мнение, передумать;
  • не отвечать на вопросы, если они кажутся некорректными;
  • быть собой, не стараться быть привлекательным для всех подряд;
  • быть нелогичным.
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы


    Несколько лет назад автор этих строк преподавал PR в одном из коммерческих ВУЗов Санкт-Петербурга. Не секрет, что преподавателей подобных дисциплин как правило не хватает. Поэтому, найдя «ценного кадра», представители ВУЗа стремятся загрузить его по максимуму. Но в мои планы это не входило.

    Рано утром у меня дома раздался звонок. «Здравствуйте, Вас беспокоят с кафедры рекламы. Запишите Ваше расписание по заочникам: понедельник, 8:30. Среда, 8:30»… С просонья я вспылил: что? Тащиться к Вам в такую рань? «У нас очень плотное расписание - оправдывалась кафедральная дама. - Но я посмотрю, что можно сделать… А в 12:30 Вас устроит?» У меня от сердца отлегло. 12:30 - это совсем другое дело… Стоп! И тут только я сообразил, что впервые слышу про «заочников». С помощью нехитрой уловки мне попытались «втюхать» лишние 32 часа…

    Да, жертвой манипуляции может стать представитель любой профессии, но чаще всего это сотрудник фирмы, работающий «на контактах».
    Теперь допустим, у нас есть вполне обычный среднестатистический менеджер. Как ему действовать в подобных неприятных, но, увы, вполне реальных ситуациях?

    «Прежде чем обсуждать способы борьбы с манипуляциями, необходимо определиться, что это такое, и почему нужно с этим бороться. Ведь - посудите сами - на манипулировании сознанием основаны все отношения между людьми. Та же скидка в магазине - что это, как не попытка манипулировать покупателем?
    А вот классический пример: допустим, по улице идет девушка в короткой юбке. Если она оделась так осознанно для привлечения внимания - это манипуляция? Если же это сделано не осознанно - значит, это не манипуляция? Итак, объясните нам, что Вы называете манипуляцией?»
    И все же предоставим высоколобым теоретикам искать единственно верное определение манипуляции (а различных определений нам встретилось несколько десятков). Мы же будем отталкиваться от приведенных в начале статьи ситуаций - однозначно вредных для фирмы. Как не допустить подобное?
    С этой целью мы провели мини-исследование, проанализировав печатные и интернет-публикации, а также опросив ряд специалистов - бизнес-тренеров, консультантов и просто бизнесменов, на крупнейшем Интернет-форуме www.triz-ri.ru/forum. Мы пытались найти ответы на вопросы: какие существуют способы манипуляции? И как от них защититься?
    Вот некоторые результаты.

    Часть I. Способы манипуляций.

    1. Манипулятор требует от жертвы принятия решения непременно «здесь и сейчас» (т.к. «завтра будет уже поздно»).

    2. Манипулятор играет на «азарте», жадности, зависти и любви к дармовщинке («Остался последний экземпляр… Или я ухожу к конкурентам… Конкуренты уже купили, а Вы что же?… Денег нет, что ли? Так и скажите…Только сегодня с 50%-й скидкой… В подарок - замечательный фонарик и набор ножей…»)

    3. Манипулятор сообщает жертве «страшный эталон », по сравнению с которым «цена просто смешная» («И полное обслуживание у нас стоит 2000 долларов… /пауза/… Ну, если без лазерной коррекции - а она, честно говоря, в вашем случае не очень и нужна - то 1000 долларов. Есть, конечно, еще компакт-пакет, за 700 долларов и супер-компакт за 450. Ну, если без стационара, то 300. На мой взгляд, дешевле 150 просто ну не имеет смысла…»)

    4. Манипулятор отвлекает внимание жертвы, «сбивает с толку» (приход кого-либо, посторонний звонок; жертве мимоходом сообщается что-то значимое для нее, но не относящееся к теме)…

    5 . Манипулятор подменяет цель общения - вместо цели X, которой он на самом деле добивается, упор делается на обсуждение цели F(X), как будто цель Х - нечто уже само собой разумеющееся («Вам удобнее во вторник в 14:30 или в четверг в 16:30?» «Платить будете наличными или по безналу?»)
    Вариант: манипулятор обращается к «партнеру» - например, по телефону - и обсуждает детали «уже состоявшейся» сделки («я понимаю, что рабочий день уже закончился, но я не хочу заставлять клиента ждать, поэтому ты уж подъезжай пожалуйста… через 20 минут мы тебя ждем… ну хорошо, через 25, /обращение к «жертве»/ - Вы подождете 25 минут?». Теперь, когда «партнер», не взирая на закончившийся рабочий день, приедет, отказываться «просто некрасиво»).

    6 . Манипулятор играет на чувстве собственной важности собеседника: занимает намеренно «подчиненную» роль, демонстрирует свое незнание, некомпетентность («Я хотел бы обратиться к Вам за советом. Мне порекомендовали Вас как опытного специалиста, поэтому, вероятно, только Вы сможете мне помочь…»). Это приподнимает жертву в своих глазах и усыпляет ее бдительность.

    7 . Манипулятор ссылается на авторитеты , либо выдает себя за авторитет (миллионер, профессор, «лично знающий товарища Шульберта», «Академик Всемирной академии гештальт-терапии и психоанализа»; многочисленные атрибуты - дорогая одежда, часы, автомобиль, «звонки с обсуждением миллионных сделок» и т.п.)

    8 . Манипулятор использует так называемые «поглаживания »:
    - Поддакивание.
    - Дружеские жесты и мимика: хлопок о плечу, обнимание, подмигивание.
    - Заступничество. "Чего Вы к человеку пристали? Он все делает правильно".
    - Успокаивание. "Не бойтесь, не волнуйтесь, все хорошо" (отнимая при этом кошелек).
    - Использование имени собеседника. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.
    - Комплименты. «Читал Вашу книгу, не мог оторваться. Это потрясающе!»
    - Сообщение хороших новостей.
    - «Общие интересы»: «Я тоже болельщик. Как вчера Зенит сыграл?»

    9. Манипулятор играет на дружеских либо родственных связях. «Ты же не откажешь другу». Недаром считается, что родственники и друзья - плохие бизнес-партнеры.

    10 . Взаимный обмен (Р. Чалдини). Манипулятор делает жертве «уступку», создавая впечатление, что отказывается ради нее от чего-то ценного («Только для Вас я поговорю с начальником, может он позволит сделать скидку… хотя и не хочется его беспокоить… но уж для вас, так и быть…»)
    Вариант - большее-затем-меньшее требование («Купите билет на замечательный спектакль. Не хотите? Почему? Ах, как жаль… Ну, тогда купите хотя бы шоколадку»).

    11. Последовательность (Р. Чалдини). Манипулятор играет на желании людей быть последовательными в своем поведении. Жертва совершает казалось бы мелкие незначительные действия, незаметно приближаясь к навязываемому решению.

    Пример: Схема, по которой атеистически воспитанные россияне постепенно становились православными. Сначала им предложили быть более терпимыми к различным взглядам, в том числе к религии. Потом - становится модной точка зрения, что «я не верю, но наверно что-то такое сверхъестественное все-таки есть». Потом граждан начинают приучать к традициям - кулич к пасхе, «ХВ» - «ВВ». Потом - репортажи с церковных праздников по телевидению. И так, шаг за шагом…
    Но довольно страшилок. Разобравшись с частью «деструктивной», переходим к части конструктивной.

    Часть II. Как противостоять манипуляциям?

    Для начала - список популярных, но малоприменимых на практике («неинструментальных») призывов:
    * Надо обладать развитой рефлексией - «понимать самого СЕБЯ, свои потребности, состояния, свои цели и цели окружающих»…
    * Стараться быть более внимательным; повысить личную стрессоустойчивость;
    * Быть профессионалом! «Настоящий Мастер не попадает в сложные ситуации...»
    * Ответная манипуляция. «Переманипулировать манипулятора»;
    * Постоянно анализировать и сравнивать данную ситуацию с другими известными нам примерами подобных ситуаций…;
    * Посетить «Тренинг по защите от манипуляций, по обретению и совершенствованию навыков ассертивного поведения и управления конфликтами». Там научат…
    * Получить удовлетворение (!) от понимания, что происходит манипуляция (какой-то мазохизм...)

    Кстати, автор этих строк предлагал студентам одного из ВУЗов ответить на вопрос: как менеджеру фирмы бороться с манипулятором? Вот некоторые ответы: «Да такой проблемы вообще не существует!», «Надо быть профессионалом!», «Надо быть внимательным!», «Уволить плохого менеджера и найти хорошего!» и т.п. Чтоб давать такие «советы», большого ума не надо. А вот следовать им…
    Ужесточим ситуацию: представьте себе усталого, невыспавшегося и не очень сообразительного менеджера (точно не бывавшего на тренингах ассертивного поведения), в конце рабочего дня, у которого одновременно звонят два телефона и кто-то лезет в дверь со стопкой бумажек. Как быть ему, бедному?

    Способы защиты от манипуляций:
    1. Уход - смена темы разговора, уклонение от острых тем, прерывание беседы, изгнание манипулятора. Поменьше бывать в зоне контакта с манипулятором. (К сожалению, это не всегда возможно).
    «Варианты прерывания контакта с манипулятором в личном общении:
    - ой, что-то в глаз попало...
    - простите, одну минуту, телефон звонит (у меня виброрежим...)
    - Вы что-то роняете и наклоняетесь.
    в телефонном общении:
    - простите, одну минуту...
    - плохо слышно...
    - простите, срочное сообщение, с вашего позволения я перезвоню Вам через... минут».

    2. «Я тупой», «в упор не понимаю» .
    Вспомним диалог Ришелье и Миледи из «Трех мушкетеров» - на «прозрачные» намеки Миледи Ришелье отвечает: «Не понимаю, о чем вы. Не понимаю, решительно не понимаю».

    3. Наоборот, открыто спросить: «Говорите прямо, чего Вы хотите? » или просто проговорить мотив манипулятора: «Насколько я понял, Вы хотите получить этот журнал бесплатно?»
    «Пример ситуации - коммуникация с начальством (или с заказчиком), когда оно (начальство или заказчик) пытается не заплатить, заплатить мало и пр. за уже сделанную работу, при этом внешне демонстрирует претензии к качеству работы.
    - Ну, Вы понимаете, что сейчас это невозможно, потому что мы сейчас вкладываемся в…. И потом, когда мы договаривались, то это было так, а сейчас… И вообще я вот хотел немного другого….
    Способ прерывания манипуляции - “Констатация факта ”. Вместо того, чтобы втягиваться в долгие споры и переубеждения - начинаем переводить с языка “мычания и интерпретаций” на язык фактов.
    - Т.е. Вы недовольны качеством работы? Что необходимо исправить?
    - Ну, нет, я не думаю, что надо исправлять….
    - Итак, исправлять ничего не нужно. Т.е. она Вас устраивает.
    - Вы намерены воспользоваться результатом, но не намерены за него заплатить.
    - Нет! Что вы! Мы заплатим….
    Итак, Вы намерены заплатить».

    4. Формализация общения , сведение общения с манипулятором к формальным процедурам.
    - Говорить только стандартные фразы («речевые модули»);
    - ссылаться на начальство и на порядки, которые заведены в Вашей организации;
    - подолгу заполнять бумаги, заставлять собеседника расписываться в каждой из них;
    - предложить связаться с Вами письменно («Мы рассмотрим Ваше предложение и обязательно ответим»);
    - дать визитку, листовку и показать, что разговор закончен;
    - передать решение другому сотруднику (типичный бюрократический прием - спихнуть просителя «к Иван Иванычу в 314-й кабинет»).

    Пример процедуры принятия решений в ситуациях, где возможны манипуляции:
    Прежде чем обратиться к руководителю Посетитель должен быть ознакомлен с данными правилами.
    Посетитель должен изложить свою просьбу в письменном виде.
    Посетитель должен обосновать свою просьбу, предоставив следующие документы (указать какие именно).
    Посетитель должен быть ознакомлен с критериями, которые могут способствовать принятию положительного решения (указать критерии).
    После того, как будут представлены все необходимые документы, Посетителю следует назначить срок принятия решения.

    Теперь - несколько советов по борьбе с конкретными приемами манипуляций, перечисленными в 1-й части данной статьи.

    «Здесь и сейчас ». Ни в коем случае не принимать решение «здесь и сейчас», не показывать своей реакции. Просто принять информацию к сведению и отложить решение на завтра. «Утро вечера мудренее».
    Пример: Трумэн сообщает Сталину, что Соединенные Штаты создали ядерное оружие. Трумэн и Черчилль пристально наблюдают за реакцией Сталина. Тот спокойно пожимает плечами и удаляется в свои апартаменты.
    «Устроители неудавшегося шоу пришли к заключению, что Сталин просто не понял значения сказанного. Трумэн был явно в растерянности. Его обескуражило, что первая попытка атомного шантажа не достигла цели, потому что в последующие дни советская делегация и сам Сталин вели себя так, будто бы ничего не произошло.
    На самом же деле, вернувшись в свой рабочий кабинет, Сталин тут же связался с Курчатовым и коротко сказал: "Немедленно ускорьте нашу работу!"»

    Игра на «азарте» .
    Ответить самому себе на вопросы:
    нужно ли мне ИМЕННО ЭТО;
    нужно ли мне это ИМЕННО СЕЙЧАС;
    нужно ли мне именно это ТАКОЙ ЦЕНОЙ;
    нужно ли это ИМЕННО МНЕ.
    Помни о бесплатном сыре!
    (Заметим, что данный совет все-таки не очень технологичен, так как подразумевает немалые умственные и моральные усилия со стороны манипулируемого).

    Последовательность.
    Отказаться БЕЗ объяснения причин. Одно из проявлений стремления быть последовательным - желание человека обязательно аргументировать свои действия. Но вступление в дискуссию с манипулятором - это первая уступка ему. Поэтому можно вслед за бизнес-тренером Сергеем Озолем посоветовать последовать примеру профессора Преображенского из романа "Собачье сердце":
    - Купите несколько журналов в пользу детей Германии по полтиннику за штуку.
    - Не хочу.
    - Вы не сочувствуете детям Германии?
    - Сочувствую.
    - А, полтинника жалко!
    - Не жалко.
    - А почему же не покупаете?!
    - Не хочу.

    Да, чуть не забыли. Как же быть с девушкой в откровенном наряде? Это манипуляция или нет?
    За разъяснением вновь обратимся к специалистам.
    «В приведенном примере задан критерий: если действуют сознательно - манипуляция есть; если действуют не сознательно - манипуляции нет, - говорит Игорь Викентьев, директор компании «ТРИЗ-ШАНС». - Выбрана определенная система отсчета. Вероятно, эту систему отсчета можно использовать в работе психотерапевта. Но мы говорим про манипуляции в бизнесе.

    Для ответственных случаев и в социальных системах, и в бизнесе существует не одна система отсчета, а несколько:
    - на уровне индивидуума: воспитание + мораль;
    - на уровне организации, куда так или иначе включен индивидуум: правила, «фирменные стандарты», инструкции и т.п.
    Недаром одежда персонала на ряде фирм (в том числе длина юбок у женщин) жестко регламентируется.

    Кстати, по поводу "откровенных нарядов": лица, называющие себя художниками, неоднократно появлялись голыми на Пушкинской площади Москвы и в других публичных местах. Независимо от осознанности/неосознанности и даже от приза критиков за аналогичную выходку на последнем бьеннале в Дюссельдорфе, бездуховный наряд милиции решал эту проблему весьма оперативно... Наряд милиции не рассматривал критерий "осознанность/неосознанность"».

    Мы манипулируем друг другом, не осознавая этого. Знать о приемах манипуляций нужно для того, чтобы не поддаваться чужому влиянию, когда кто-то действует целенаправленно. Примеров такого воздействия много, мы ежедневно подвергаемся атакам манипуляторов.

    Способы манипулирования людьми. Для того чтобы овладеть некоторыми из них необходима длительная практика, какие то из них большинство людей свободно использует, порой даже не подозревая этого.

    Об одних приемах манипулирования достаточно просто знать, чтобы уметь защититься от них, другими же надо овладеть, дабы уметь им противодействовать.

    Знать механизмы манипулирования человеческой психикой необходимо, это позволяет обезопасить себя от вторжения в свою психику и умело противодействовать различным приемам и способам манипуляции.

    Так же изучать и знать приемы манипулирования необходимо и для того чтобы научиться умело в них разбираться и использовать их себе во благо. Без этих знаний сложно добиться .

    Применяя тот или иной способ манипуляции, следует учитывать тот факт, что жизнь человека многогранна, по уровню образования, по жизненному опыту, по множеству других факторов. Поэтому в некоторых случаях, для более эффективного воздействия, важным моментом в использовании различных способов манипуляции является подготовка к их применению.

    Первым делом необходимо определиться с конкретным приемом, который применим в данном случае, а для этого следует выбрать мишень воздействия. Такими мишенями могут быть:

    1. Интересы человека, его потребности и склонности;
    2. Убеждения (политические, религиозные, нравственные), мировоззрение;
    3. Привычки, стиль поведения, способы мышления, привычки, особенности характера, профессиональные навыки;
    4. Психическое и эмоциональное состояние (как в общем, так и на данный момент).

    То есть для того, что бы тот или иной способ манипулирования возымел действие хорошо бы узнать адресата этого воздействия как можно лучше, собрать о нем больше информации.

    Также на подготовительном этапе опытный манипулятор продумывает места и условия своего воздействия. Для него важно повысить вероятность возникновения у манипулируемого нужных ему реакций, ощущений и эмоций.

    Поэтому создавая условия для увеличения внушаемости, он выбирает уединенные, изолированные места (хотя это не всегда так, иногда ситуация требует обратного) и только потом не имея помех применяет заготовленный прием манипулирования.

    Успех любого из способов манипуляций зависит от установленного контакта между людьми. Умению войти в контакт и удерживать его в литературе по деловому общению придается огромное значение, это не способ манипулирования, установление контакта это основа коммуникативного общения.

    Искусный манипулятор, действующий тонко, это знает, он идет на контакт и всячески его развивает (формирует доверие), с целью его дальнейшего использования. Для него это подготовительный этап, во время которого он всячески подстраивается под собеседника, используя технику присоединения.

    Суть этой техники найти общие интересы и взгляды, создать атмосферу откровенности, создать благоприятное впечатление о себе. Манипулятор порой даже начинает копировать жесты партнера по общению, мимику, принимает похожие позы, делает все, чтобы расположить к себе.

    Когда все подготовительные этапы пройдены, собрана необходимая информация, выяснены слабые стороны, продуманы условия, можно приступать к применению приемов и способов манипуляций. Хотя для использования некоторых приемов предварительная подготовка вовсе не требуется.

    Способы манипулирования людьми

    К каждому способу манипулирования, приведенному ниже, прилагается краткая инструкция по противодействию ему, защите от него.

    Перед тем как перейти к рассмотрению приемов манипуляции также сразу хочу заметить, что не всегда способы манипулирования, используются по отдельности, часто для эффективности воздействия применяются комбинации приемов и способов.

    Ложное переспрашивание

    Данный способ манипулирования используется для того чтобы изменить общий смысл сказанного, изменяя его значения себе в угоду. Манипулятор как будто бы в целях уяснения, переспрашивает, повторяя вами сказанное лишь в начале, далее подменяет слова и в целом смысл.

    Предельно внимательно вслушивайтесь в то, что вам говорят. Услышав искаженный смысл, тут же поправляйте.

    Показное безразличие и невнимательность

    Когда один человек пытается доказать свою правоту, убедить в чем то другого тот показывает свое безразличие и к собеседнику и к тому, что он говорит.

    Манипулятор рассчитывает на стремления оппонента, во что бы то не стало доказать свою значимость, использовать те факты, ту информацию которую ранее он не собирался разглашать. То есть попросту выведывается нужная информация.

    Поспешкое перескакивание на другую тему

    Озвучив одну тему, манипулятор стремительно переходит к другой, тем самым не давая возможности собеседнику, опротестовать первую или как то в ней усомнится. Делается это с целью фиксации этой информации (не всегда правдивой) в подсознании собеседника. Это способ манипуляции можно характеризовать как внушение с дальнейшим использованием.

    Следует внимательно, относится к услышанному и подвергать все анализу.

    Цитирование слов оппонента

    В данном случае манипулятор цитирует, причем неожиданно, слова оппонента. В большинстве случаев слова частично искажаются.

    Защищаясь можно ответить тем же, выдумать фразу и выдать ее за слова манипулятора, некогда им сказанные.

    Мнимая ущербность

    Манипулятор показывает свою слабость, добиваясь снисходительного к себе отношения. В такие моменты манипулируемый перестает всерьез воспринимать человека как конкурента и соперника, его бдительность притупляется.

    Не поддаться этому приему манипуляции можно только в случае если вы всегда будете любого человека воспринимать в серьез и видеть в нем, сильного соперника.

    Ложная влюбленность

    Очень распространенный прием манипулирования. За счет признания в любви, в почтении и уважении, можно добиться куда большего, нежели просто попросить.

    «Холодный разум» здесь вам в помощь.

    Неистовый гнев и яростный напор

    Немотивированным гневом манипулятор вызывает у человека желание успокоить своего собеседника и рассчитывает, что тот пойдет на определенные уступки. Так же как и предыдущий этот способ манипуляции достаточно распространен.

    Противодействие:

    1. Не обращайте внимания на ярость собеседника, не начинайте его успокаивать, а покажите свое безразличие к его поведению, это собьет его с толку;
    2. Или наоборот, касаясь манипулятора (не важно, руки или плеча) и смотря ему прямо в глаза, начните резко взвинчивать свой агрессивный темп, отвечая ему. С помощью одновременного воздействия визуального, кинестетического и аудиального раздражителя манипулятор вводится в транс. И уже вы можете ставить ему свои условия, вводить в его подсознание свои установки.
    3. Можно подстроится, вызвать в себе подобное расположение духа и постепенно начать успокаиваться, успокаивая и манипулятора.

    Ложная спешка и быстрый темп

    Манипуляция возможна за счет навязывания очень быстрого темпа речи и проталкивания своих идей. Манипулятор, прикрываясь спешкой и отсутствием времени забалтывает своего собеседника, который, не успевая не то чтобы ответить, а даже подумать, тем самым демонстрирует свое молчаливое согласие.

    Болтливость, говорливость и многословность манипулятора можно прекратить вопросами и переспрашиванием. Сбить темп поможет, например такая уловка как – «Извини мне надо срочно позвонить. Подождешь?»

    Высказать подозрительность и вызвать оправдания

    Этот способ манипулирования используется для ослабления защитного барьера психики человека. Роль манипулятора, в каком либо вопросе разыграть подозрительность, ответной реакцией на которую будет желание оправдаться. Этого он и добивается. Защитный барьер ослаб, можно «проталкивать» нужные установки.

    Защитой здесь выступает осознание себя уверенной в себе личностью. Покажите манипулятору, что вам все равно, если на вас обижаются, и вы не побежите догонять, если он захочет уйти. Влюбленные возьмите на вооружение, не позволяйте собой манипулировать !

    Ложная усталость

    Манипулятор дает понять, что сильно устал и не в состоянии, что-либо доказывать и выслушивать возражения. И по тому манипулируемый быстрее соглашается с его словами, и идя у него на поводу не утомляет его возражениями.

    Не поддавайтесь на провокации.

    Подавить авторитетом

    Тонкость этого способа манипуляции заключается в специфики психики человека – поклонение и слепое доверие авторитету, в какой либо области. Манипулятор, пользуясь своим авторитетом, давит на человека, и часто мнение, совет или просьба, лежат вне пределов его авторитетности. Как же можно отказать от просьбы или не согласится с таким человеком?

    Верьте в себя, в свои способности, в свою индивидуальность и исключительность. Долой низкую самооценку !

    Ложная влюбленность

    Манипулятор как бы по секрету, чуть ли не шепотом, прикрываясь мнимой дружбой, советует манипулируемому поступить определенным образом. Уверяет в выгоде и пользе этого поступка, на самом же деле преследует свои интересы.

    Не следует забывать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, за все надо платить.

    Вызвать сопротивление

    Известно, запретный плод сладок, и психика человека устроена так, что ему часто интересно именно то, что находится под запретом или для достижения чего необходимо приложить усилия. Манипулятор как тонкий психолог, пользуясь этими особенностями человеческой психики, вызывает у объекта своего воздействия такие желания. Конечно себе в угоду.

    Всегда помните свои интересы. Принимайте решения хорошо подумав, взвесив все «за» и «против».

    От частности к ошибке

    Манипулятор обращает внимание объекта манипуляций лишь на одну деталь, не позволяя рассмотреть картину в целом, и заставляет его на основании этого сделать выводы. Применение этого способа манипулирования людьми широко распространено в жизни.

    Многие люди делают выводы и судят, о каком либо предмете или событии, не обладая подробной информации и не располагая фактами, парой даже не имея собственного мнения по этому вопросу, они судят, основываясь на мнениях других. Манипуляторы этим пользуются и таким образом навязывают свое мнение.

    Увеличивайте свой кругозор, развивайтесь, работайте над повышением уровня собственных знаний.

    Ирония с усмешкой

    Манипулятор, как будто сомневаясь в словах оппонента, специально выбирает ироничный тон разговора, провоцируя его на эмоции. В эмоциональном состоянии, в гнев человек впадает в измененное состояние сознания и более подвержен внушению.

    Эффективной защитой против этого способа манипуляции служит полное безразличие.

    Сбить с мысли

    Манипулятор, что бы направить разговор в нужное ему русло, постоянно перебивает мысли собеседника.

    Не обращайте на это внимание, или, используя речевые психотехники, попробуйте высмеять манипулятора и если вы находитесь в коллективе, на его перебивания всерьез обращать внимание уже ни кто не будет.

    Ложное признание выгодных условий

    В данном случае идет намек от манипулятора на более выгодные условия, в которых будто бы находится объект манипуляции. Манипулируемый начинает оправдываться и открывается для внушения, которое незамедлительно следует.

    Не стоит оправдываться, наоборот признайте свое превосходство.

    Имитация предвзятости

    Манипулируемый ставится в такие условия, когда ему надо отвести подозрение в предвзятости к манипулятору. И он сам начинает его нахваливать, говорить о его добрых намерениях, тем самым дает себе установку не реагировать критично на слова манипулятора.

    Если уж вы попали в такую ситуацию, опровергните свою предвзятость, но не нахваливая манипулятора.

    Ввести в заблуждение специфической терминологией

    Манипулирование осуществляется за счет применения манипулятором в разговоре неизвестных манипулируемоу терминов. Последний попадает в неловкое положения и боясь показаться неграмотным боится что эти термины обозначают.

    Не стесняйтесь и не бойтесь уточнить не понятное для вас слово.

    Навязывание ложной глупости

    Говоря простым языком, этот способ манипуляции заключается в том, чтобы опустить человека ниже плинтуса. В ход идут намеки на его безграмотность и глупость, что приводит объект манипуляций в состояние временного замешательства. Тогда то манипулятор и производит кодирование психики.

    Не обращайте внимание, тем более, если знаете, что перед вами грамотный манипулятор, опытный мошенник или гипнотизер.

    Навязывание мысли повторяемостью фраз

    При этом способе манипулирования, за счет неоднократного повторения фраз, манипулятор внушает объекту какую либо информацию.

    Не стоит фиксировать внимание на том, что говорит манипулятор. Можно поменять тему разговора.

    Ложная невнимательность

    Манипулятор играет на собственной якобы невнимательности. Добившись нужного результата, он как бы замечает, что сделал, что-то неправильно, ставя манипулируемого перед фактом – «Ну что тут поделаешь, не увидел, не услышал, не так понял…»

    Надо четко выяснять и доносить смысл достигнутых договоренностей.

    Скажи «Да»

    Подобный прием манипуляции осуществляется за счет построения диалога таким образом, когда манипулируемый все время соглашается со словами манипулятора. Так манипулятор подводит объект воздействия к принятию своей идеи.

    Смените направленность беседы.

    Наблюдение и поиск схожих черт

    Манипулятор выдумывает или находит некую схожесть между собой и манипулируемым, невзначай обращает на это внимание, тем самым повышает доверие к себе и ослабляет защиту. Можно действовать продвигать идею, внушать мысль (используя другие способы и приемы манипулирования), просить.

    Защита – резко сказать манипулятору о своей с ним непохожести.

    Навязывание выбора

    Манипулятор ставит вопрос так, что не дает объекту иного выбора варианта кроме как из тех, которые он предложил. Например, официант в ресторане спрашивая, подойдя к вашему столику – «Какое вино вы сегодня будите пить красное или белое?», заставляет вас задуматься над выбором из предложенного им, а вы допустим, планировали заказать себе дешевенькой водочки.

    Четко и ясно представлять, что вы именно хотите и не забывать о своих интересах и планах, чего бы это не касалось.

    Валерия Чумакова | 19.03.2015 | 3214

    Валерия Чумакова 19.03.2015 3214


    Мы расскажем, как распознать манипуляцию и не попасться в ловушку!

    Манипуляцию можно определить как скрытое психологическое воздействие, представляющее собой стремление изменить восприятие или поведение других людей.

    Кнопка «пуск» защитных механизмов включается, когда мы видим, что нами пытаются манипулировать. Для того чтобы осознать это и увидеть, что вами манипулируют, нужно знать, как она выглядит.

    Предметом манипуляций становятся ценности человека и его слабые места. Согласитесь, никто не хочет показаться глупым, слабым, бедным, униженным, скупым. Именно такие качества и чувства являются базой для построения манипуляционного воздействия. Манипулирование – это тонкая игра на ваших эмоциях, чувствах, ценностях.

    Виды манипуляций

    Обратите внимание на распространенные виды манипуляций. Возможно, у вас уже был опыт попадания в такие ловушки?

    • Манипуляция чувствами . Самая распространенная манипуляция среди близких людей – «если ты меня любишь, то…». Манипулятор рассчитывает, что у вас возникнет страх быть отвергнутым, потерять его любовь и расположение, и, следовательно, вы выполните то, что ему нужно.
    • Манипуляция-похвала и манипуляция «на слабо» рассчитаны на то, что для жертвы важен социальный статус, значимость его особы и всяческие этому подтверждения, желание угодить. Фразы наподобие: «Ты замечательно это сделала, просто поразительно! Жаль, что у меня еще одно такое же задание… Даже не могу представить, кому его поручить…», либо: «Я думаю, что ты точно не сможешь с этим справиться…» – прекрасно демонстрируют эти виды манипуляции.
    • Манипуляция-пауза провоцирует человека что-то сказать, сделать, чтобы исправить положение – заполнить многозначительную паузу.
    • Манипуляция-эмоция. Это фразы, рассчитанные на эмоции и сопереживание, фразы, вызывающие глубокие чувства в отношении человека, ситуации, определенных действий. Манипулятор, например, может выступать в роли несчастной жертвы, рассказывающей о трагичной истории и затем просящий о чем-то, «нажимая» на ваши чувства.
    • Манипуляция «выбор без выбора» , когда манипулятор задает вам вопрос, предположительно предоставляя вам выбор и скрывая при этом основной посыл. Например: «Завтра сходим с тобой в кафе или в кино?». Выбор есть, не так ли? Но вопрос в другом – вы не говорили, что вы куда-то собираетесь именно завтра, почему вообще завтра? На этом не делается акцент в вопросе.
    • «Смещение акцентов» проявляется в предоставлении основного факта как второстепенного: «Я приготовила замечательный ужин и, помимо того, что я поцарапала машину, я купила тебе замечательный галстук, помнишь, вон тот?» – это упрощенный пример такой манипуляции.

    Как противостоять манипуляциям?

    А теперь подробнее рассмотрим основные способы противостояния манипуляции.

    1. Сосредоточьте внимание на своих основных целях: зачем вы пришли сюда? Чего вы хотели добиться? Что для вас важно?
    2. Контролируйте свои эмоции, ориентируйтесь на разум, но не чувства.
    3. Отстранитесь. Если чувствуете, что не готовы что-то сделать, но при этом ясно ощущаете давление манипулятора – возьмите паузу, отстранитесь от разговора на несколько минут.
    4. Выйдите из активной зоны манипуляции: смените позу, поменяйтесь местами с манипулятором, уйдите в другое помещение, если есть возможность.
    5. Научитесь отказывать.
    6. «Переведите стрелки» – сместите акцент на что-то другое в теме, переведите разговор в другую сторону.
    7. Отсутствие реакции – не реагируйте на слова манипулятора, сделайте вид, что не услышали, не поняли.
    8. Научитесь управлять собой, своими состояниями (успокаиваться, «выключаться» из ситуации, контролировать свою мимику и жесты).
    9. Будьте нейтральны во всем (в эмоциях, в состояниях, речи, фразах) – это не даст манипулятору зацепиться за ваши слабые стороны.
    10. Задавайте вопросы, проясняйте ситуацию. Также можно в открытую спрашивать о намерениях собеседника: «Чего именно вы хотите?».

    Манипуляции можно избежать, если вовремя осознать, что вы стали ее объектом.

    Каждый человек является потребителем или поставщиком в любой социальной сфере (торговля, коммуникации, семейные отношения, досуг). Межличностное взаимодействие (реальное, виртуальное) – сфера потребления, в которой распространена проблема манипуляций. Но независимо от сферы все манипуляции основаны на единых психологических механизмах, от чего остается актуальным вопрос: как обезопасить себя и научиться противостоять манипуляциям, распознавать их.

    Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться в сути манипуляций как социальном и психологическом явлении, узнать о видах и техниках манипуляции, принципах влияния. И, конечно, разобраться в методиках сопротивления, подобрать эффективную систему противостояния.

    Техниками манипуляций пропитана каждая сфера жизнедеятельности и любая система отношений (родитель-ребенок, взрослый-взрослый, работник-начальник, продавец-покупатель).

    • В средствах массовой информации озвучиваются новости о том, как люди против своей воли берут кредиты, покупают товары, вступают в организации или следуют чьим-то рекомендациям (например, нашумевшая в 80-х годах деятельность А. Чумака или в 90-х годах «МММ» и подобные ей современные пирамиды).
    • Актуальность проблемы обуславливает также возросшая ситуация риска в интернете в молодежной среде. Например, группы смерти или мобильные игры, основанные на манипуляциях сознанием подростков и психологическом воздействии на подвижную психику.
    • Реклама, гадалки, народные целители – система манипуляций и внушения.

    Манипуляции – управление сознанием с целью выгоды манипулятора. И встречается это на каждом шагу.

    Что такое манипуляции

    Психологическое манипулирование – управляющее воздействие на человека и его психику со стороны манипулятора. При этом скрывается истинная цель, называется ложная, а преимущество достигается за счет жертвы.

    Жертва манипулятора – человек, на которого против его воли оказано воздействие по формированию потребностей и мотивов.

    Манипулятор – человек, влияющий на сознание других людей. Всего бывает 4 типа манипуляторов:

    • активный,
    • пассивный,
    • соревнующийся,
    • безразличный.

    При этом по типу поведения манипулятора также можно выделить:

    • диктатора,
    • тряпку,
    • хулигана,
    • судью.

    Названия моделей поведения говорят сами за себя.

    Противоположность манипулятору – актуализатор. В психологии принято считать, что в человеке заложены обе противоположности, но, как и всегда, побеждает та, которую он больше подпитывает. Задача человека, чтобы стать личностью – научиться быть актуализатором.

    Сравнительная характеристика манипулятора и актуализатора выглядит следующим образом (таблица ниже).

    Манипулятор Актуализатор
    Ложь, фальшивость, маневрирование, разыгрывание роли. Честность, прозрачность, искренность, чистосердечность.
    Апатия, скука. Не осознает ценности жизни, не видит и не слышит других людей. Интерес к жизни, хорошее видение и слушание других. Развитые эстетические чувства.
    Закрытие, скрытие планов и намерений от другого человека. Открытость, свободное выражение своих целей и действий.
    Цинизм, безверие, недоверие к себе и другим. Доверие к себе и другим, готовность справиться с трудностями, адекватная самооценка.

    Основа манипуляций

    В основе манипуляций, как отмечает в своей работе Т. В. Барлас, лежат мотивы человека, точнее влияние на мотивы.

    • Обычно задействованы несколько мотивов, например, в сфере труда это мотив заработка, престижа, личного роста, мотив интереса к самой работе.
    • Однако преобладает, как правило, один из них.

    Существует мнение, что человек начинает манипулировать кем-то в случае его собственного внутреннего конфликта мотивов.

    Признаки манипуляций

    Нами манипулируют, когда:

    • вынуждают делать то, что мы не хотим или не планировали;
    • наш вклад в общее дело больше, чем вклад оппонента;
    • собеседник не заинтересован в нашем благополучии.

    Виды и техники манипуляций

    Существует несколько вариантов манипуляций. Например, можно выделить косвенные и прямые.

    Прямые манипуляции

    Подразумевает влияние на сознание рациональными аргументами, то есть реальными характеристиками товара (дела, поступка). Актуально в том случае, когда человек принял решение, что ему это нужно, но не имеет конкретных установок (для чего и что именно).

    Косвенное воздействие

    Используется в случае, когда человек не собирается приобретать вещь (поступать каким-либо образом), но психологическими манипуляциями ему это хотят навязать. В этом контексте распространены две техники: упущенной возможности и исключительности.

    • Первое основано на страхе того, что упущенное станет ценнее. В торговле это акции, скидки, «последние часы», «последние дни», «последние товары». В отношениях – это фразы типа «Если не поедем на курорт, то я уйду от тебя».
    • Техника исключительности действует на самооценку потребителя. То есть чувство собственного удовлетворения и достоинства при покупке товара VIP (премиум) или женитьбе на девушке, за которой «бегала толпа женихов».

    Влияние на подсознание

    Это, пожалуй, самый эффективный и излюбленный (особенно рекламщиками) метод. Эти методики, как правило, применяются в рекламе, медиасреде или на презентациях товаров от фирм-мошенников.

    Ассоциации

    Принцип этой технологии основан на выстраивании связей. Например, в рекламе, где шоколад помогает знакомиться с людьми. На уровне подсознания это сохранится как установка купить это продукт. То есть речь идет о создании ассоциативных связей между продуктом и личной ценностью или удовольствием:

    • престиж и статус;
    • любовь и брак;
    • сексуальность и привлекательность;
    • благополучие семьи;
    • удача;
    • комфорт (моральный и материальный);
    • история и культура (национальные ценности);
    • устранение недуга и боли.

    Транс

    К этой технике относится:

    • обилие кадров, частота их смены, то есть перегрузка сознания;
    • наглядная демонстрация трансового состояния (замирание в одной позе, без речи и движений);
    • нелепые фразы и противоречия, ляпы (сознание разбирается, подсознание впитывает);
    • нарастающее напряжение с неожиданной развязкой.

    Игра как манипуляция

    На уровне интимно-личностного общения манипуляции и мотивы осуществляются в форме игры, например, по Э. Берну самой распространенной является ссора (скандал). К ее компонентам относится:

    • уловка (обсуждение больной темы в неподходящей ситуации);
    • уязвимое место (актуальная потребность, важный мотив, который постоянно находится во внимании у второго «игрока»);
    • взаимодействия (реплики, постепенно набирающие громкость и размах);
    • ошеломление и развязка (временная или окончательная размолвка);
    • выигрыш (экзистенциальный, то есть подтверждение своего убеждения, или психологический, то есть достижение неосознаваемого мотива).

    Та же схема игры, кстати, может встречаться в торговле:

    • продавец закидывает уловку («Эта модель самая лучшая, но она подороже»);
    • человек ощущает удар по уязвимому месту (достаток);
    • покупает вещь (развязка);
    • а потом жалеет о покупке и не понимает, как это вышло.

    Однако игры в близких межличностных отношениях не обязательно являются манипуляциями и несколько отличаются от явных игр-манипуляций.

    • В личностных играх оба участника должны быть активны, истинные мотивы ими обычно не осознаются, выигрывают оба участника, но выигрыш не имеет практического воплощения, игра длится долго.
    • При манипуляции активен один участник, его мотивы осознанны, выигрыш практичен, манипуляция короткая.

    Уловки-манипуляции в общении

    В сфере общения Р. В. Козьяков выделяет уловки-манипуляции. Всего 3 группы.

    Организационно-процедурные

    Уместны для накала атмосферы во время обсуждений, переговоров, бесед (больше актуальны для делового общения). К ним относят:

    • формирование первичной установки (настраивание партнера на нужный манипулятору лад);
    • предоставление материалов накануне;
    • недопущение повторного обсуждения;
    • накал атмосферы агрессорами спора;
    • первоочередная преемственность в голосовании;
    • приостановка обсуждения на желаемом варианте;
    • выборочная лояльность в соблюдении регламента;
    • принятие псевдорешения;
    • перерыв в обсуждении;
    • выпускание пара на несущественных вопросах;
    • случайный некомплект документов;
    • избыточное информирование;
    • потеря документов;
    • игнорирование предложений;
    • резкая смена темы.

    Логические

    К ним относятся:

    • неопределенность тезиса;
    • несоблюдение закона достаточного основания;
    • порочный круг доказательств;
    • причинно-следственный силлогизм;
    • неполное опровержение;
    • неправомерные аналогии.

    Психологические

    Самая широкая группа, используются при любой виде, стиле и форме общения:

    • раздражение оппонента;
    • использование непонятных слов и терминов;
    • неожиданно быстрый темп обсуждения;
    • перевод спора в домыслы;
    • чтение мыслей на подозрение;
    • отсылка к высшим интересам без их расшифровки;
    • суждения типа «это банально»;
    • приучение к конкретной мысли;
    • недосказанность с намеком на особые мотивы;
    • ссылка на авторитет;
    • обвинение в утопичности идей;
    • лесть или комплимент;
    • ложный стыд (иногда с упреком);
    • принижение иронией;
    • демонстрация обиды;
    • авторитетность или откровенность заявления;
    • двойная бухгалтерия;
    • мнимая невнимательность;
    • непонимание или недопонимание;
    • практическая неприемлемость;
    • опора на прошлое заявление;
    • ярлыки;
    • подмена информации;
    • видимая поддержка;
    • лингвистическая косметика;
    • сведение факта к личному мнению;
    • селекция аргументов;
    • насмешка;
    • троянский конь;
    • бумеранг;
    • умалчивание;
    • полуправда;
    • ложь;
    • кнут и пряник;
    • многовопросье;
    • «вы что-то имеете против?».

    От чего зависит успех манипуляции

    Не каждое воздействие на психику оказывается успешным. Почему некоторые люди легко поддаются манипуляциям, а другие не поддаются вовсе; почему в одной ситуации человеком легко манипулировать, а в другой – сложно? Не каждые условия обеспечивают успех манипуляции. Манипуляция успешна:

    • при авторитетности манипулятора;
    • при болезни или слабости жертвы;
    • в соответствующей обстановке (для гадалки важно наполнить комнату мистикой);
    • при благоприятных для манипулятора личностных качествах жертвы (неуверенность, стыдливость, робость);
    • при развитых способностях и образованности манипулятора (в вопросах техник);
    • при грамотном воздействии манипулятора на мотивы и интересы жертвы;
    • при необразованности жертвы в вопросе манипуляций.

    Способы и методики сопротивления манипуляциям

    Противодействие манипуляциям оказывают внутренние естественные и сознательные техники, применяемые человеком.

    Анализ ситуации

    Перед выбором техники сопротивления необходимо провести анализ игры (манипуляции) по следующему плану:

    1. Выявить главный признак: очевидное противоречие реального результата и выдвигаемых целей взаимодействия.
    2. Определить конкретный тип (игра или манипуляция) и возможные выигрыши. Если один участник получит практический выигрыш – манипуляция, но если другой получит при этом психологический – игра. Если практического выигрыша нет вовсе – игра.
    3. Выявить истинные мотивы и цели участников. Именно они определяют исход. Или определить конкретную форму манипуляции из названных ранее.

    Сопротивление

    Сопротивление манипуляциям может быть пассивным и активным.

    Пассивное сопротивление

    Для него характерно:

    • задержка спонтанных реакций на провокации;
    • ограничение скорости атаки;
    • анализ ситуации;
    • принуждение манипулятора отказаться от своих замыслов или раскрыть их.

    Этот тип сопротивления эффективен в ситуации растерянности жертвы или при нежелании портить отношения с манипулятором.

    К формам пассивной защиты относят:

    • игнорирование (полное или частичное) слов (отсутствие реакции);
    • неожиданное, но тактичное молчание;
    • имитация того, что сказанное не было услышано;
    • согласие со всем («да, вы правы, я не прав»);
    • повторение просьбы манипулятора, но с вопросительной интонацией.

    Как правило, манипулятор не ожидает такой реакции или быстро распознает это сопротивление и тогда отступает.

    Очевидно, что эти формы требует от потенциальной жертвы большого самообладания. Реализовать это можно с помощью определенных приемов:

    1. Разглядывание. Фокусировка не на словах манипулятора, а на его лице (притом взгляд должен быть максимально независимым и спокойным) или на окружающей обстановке.
    2. Наблюдение. Представление манипулятора в другом виде (ниже, толще, голым, серым или слишком ярким) или моральное возвышение над ним (искреннее понимание того, что агрессия следует из-за глубокого несчастья манипулятора), отстранение (паузы, необходимые для подбора достойного и тактичного ответа).
    3. Нельзя пытаться оскорблять манипулятора.

    Активное сопротивление

    Предполагает противоположное поведение: разоблачение и ответный удар. Использовать можно 4 методики:

    1. Перед разговором (дискуссией, взаимодействием) открытое обсуждение недопустимости манипуляций. Однако редко можно спланировать этот прием, и его часто нарушают.
    2. Тогда рекомендуется обратить внимание на раскрытие сути уловки. Во всеуслышание рассказать о конкретном типе выявленной манипуляции, ее авторе, его действиях и намерениях («Вы что нас тут всех надуть пытаетесь, Иван Иванович»).
    3. Повторное напоминание о недопустимости манипуляций. Достаточно намекнуть манипулятору о том, что его разоблачили.
    4. Ответная уловка. Последний вариант активного сопротивления, представляющий собой явное противоборство и соревнование в мастерстве манипуляций. Но побеждает обычно тот, кто смог вовремя отступить.

    Подсознательные защиты

    У каждого человека, заподозрившего манипуляцию в свой адрес, обычно включаются подсознательные базовые защиты:

    • уход,
    • изгнание,
    • блокировка,
    • управление,
    • замирание,
    • игнорирование.

    Иногда встречается комплексная реакция из нескольких базовых. Но обычно это не лучший итог разрешения ситуации манипулирования, то есть вариант «уйти и хлопнуть дверью» не избавляет человека от позиции жертвы. Именно поэтому эффективнее специфические способы сопротивления, осознанные и контролируемые, специально усваиваемые и отрабатываемые.

    Выдает ли манипулятор себя?

    Манипуляции тесно связаны с ложью (утаиванием информации или предоставлением неверных фактов). Потому можно смело утверждать, что невербально манипулятор, как и лжец, . А значит, можно заподозрить манипуляции, если быть внимательным.

    • Общими для всех людей являются учащение дыхания или моргания при вранье, чувство комка в горле, напряжение лицевых мышц, покраснение щек, изменение зрачков.
    • Еще один показатель – изменение голоса (тембра и темпа, интонаций).
    • Конечно, имеются более индивидуальные показатели, которые можно зафиксировать только у хорошо знакомого человека. Подробнее об этом читайте в статье .
    • Вместе с этим можно манипулировать, пользуясь общеизвестными жестами, например, раскрытые ладони – знак честности и открытости.
    • Но с другой стороны это работает и в обратном направлении. Чем больше человек повторяет этот жест, тем меньше врет он и меньше врут ему. Так работает наше подсознание.
    • Еще один жест, свойственный манипуляторам – выставление при приветствии правой ноги вперед и попытка положить свою ладонь сверху. Обнаружив этот жест и перевернув руку манипулятора, можно невзначай намекнуть на свою силу и занять этим доминирующее положение. Но идеально – добиться равного положения (уважение к себе и другому).

    Невербальные признаки стоит учитывать на втором этапе алгоритма выявления манипуляций. А уже после в зависимости от личностных способностей можно прибегнуть к пассивным или активным формам сопротивления.