Придаточное уступки союзы. Задание по тексту

СПП с придаточными уступительными

Придаточные уступительные указывают на факт, противоречащий содержанию главной части; событие, о котором говорится в придаточной части, должно было бы привести к результатам, проти­воположным тем, о которых говорится в главной, но не привело, то естьсодержат указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части предложения: Я уговорил Шакро идти берегом, хотя это был длиннейший путь (М. Г.).

Придаточные уступительные присоединяются к главной части одним из уступительных союзов (хотя; несмотря на то что; невзи­рая на то что; пускай; пусть; даром что) или сочетаниями относительных наречий как, сколько с частицей ни.

И зависимости от того, чем именно присоединяется придаточная часть к главной, находятся оттенки уступительного значения.

Наиболее широкое уступительное значение выражается и пред­ложениях с союзами хотя; несмотря на то, что : Он выглядит опрятным и чистым, несмотря на то, что одежда его изрядно поношена (Федосеев). В таких слу­чаях придаточная часть занимает постпозицию.

Если же придаточная часть с теми же союзами занимает препози­цию, то в сложном предложении выражаются уступительно-противительные отношения. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда главная часть имеет при себе противительный союз но или однако : Хотя мне было очень узко и неловко в новом платье, однако я скрыл это от всех (Л. Толстой); Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми (Короленко). Предложения этого типа можно считать переходными (между подчинением и сочи­нением).

Придаточные части с союзами пусть, пускай имеют оттенок «созна­тельного допущения». Например: Пускай тебе взгрустнется даже, ты головы не опускай (Лебедев-Кумач). Придаточные с этими союзами употребляются обычно в препозиции.

Придаточные же, присоединяемые при помощи сочетаний как ни, сколько ни, отчетливо выражают обобщительно-уступительное (или усилительно-уступительное) значение: Как ни оберегал себя Пантелей Прокофьевич от всяких тяжелых переживаний, но вскоре пришлось пережить ему новое потрясение (Шолохов); Но сколько Саша ни думал, ничего ему не приходило в голову (Попов).

Противопоставление сообщений главной и придаточной частей предложения, имеющееся в сложных предложениях с придаточными уступительными, роднит их со ССП с противительными отношениями. Однако составные части последних более равноправны, в них нет оттенка обусловленности. Ср.: Было темно, но мы не прекратили поисков. – Хотя было темно, мы не прекратили поисков.

Среди сложных предложений с уступительной придаточной выделяются такие, которые указывают на предельное проявление того, о чем в них сообщается, они называются обобщенно-уступительными. Ср.: Хотя утро было прекрасное, но мы выехали в поле не так рано (Акс.). - Как ни прекрасно было утро, но мы выехали в поле не так рано. Во втором предложении придаточная часть сообщает, что признак доведен до предела, и, несмотря на это, результат получается противоположный тому, которого следовало ожидать.

Обобщенно-уступительные предложения имеют в своем составе местоименные слова как, где, куда, кто, что, сколько и т.п. с частицей ни: Как ни полезна вещь, цены не зная ей, невежды про нее свой толк все к худу клонят (Кр.); Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна (Л. Т.).

Примечание. Те же сочетания могут входить в состав придаточных частей предложений, конкретизирующих обобщенный член главной части предложения. Такие предложения не являются уступительными, в них невозможна замена усилительного оборота с ни союзом хотя: Куда ни обратишь взоры, везде встретишь или воды, или камни (Бат.).

С помощью частицы все равно и вводного слова правда, синтаксически специализированных слов, уступительный оттенок значения вносится в различные типы СПП, ССП и БСС: Убьют ли его завтра утром, или посмеются над ним, то есть оставят ему эту жизнь, он все равно погиб, Убьет ли себя со стыда и отчаянья эта опозоренная женщина, или будет влачить свое жалкое существование, она все равно погибла (Чехов).

Несвободные конструкции . Есть несколько несво­бодных моделей, характерных для живой разговорной речи. Значение уступки в них выражено не столь явно – осложнено другими значе­ниями. Союз в них близок к частице и выступает в форме хоть (может опускаться, перемещаться).

а) В препозитивных придаточных и в главных сказуемые выражены формой повелительного наклонения. Например: Хоть горшком на­зови, только в печку не ставь (Пословица). В таких предложе­ниях выражается согласие с одним действием ради того, чтобы другое не было (или было) осуществлено. Ср.: Хоть совсем ничего не делай, только мне не мешай; Хоть всю ночь не спи, но сделай и др. Наличие противительного союза или частицы только, выступающей здесь как ограничительно-противительный союз, также обязательно для таких предложений.

б) В придаточных – повелительное наклонение, а в главных – изъявительное (обычно форма будущего времени): Хоть ты им обезьянку изобрети, не удивятся (Н. Успенский). Прида­точные имеют в таких предложениях оттенок, близкий к значению, выраженному в предложениях со словами даже если: содержат в себе указание на крайние, гиперболические условия, препятствующие действию главных, но не могущие отменить это действие. Фразеологизированные обороты не являются придаточными, а представляют собой экспрессивные формы усиления утверждения или отрицания: хоть убей, хоть , умри, хоть режь : Хоть убей, следа не видно; сбились мы. (Пушкин).

В сложноподчинённых предложениях помимо главного обязательно присутствует придаточное. Эта вторая зависимая часть может играть разные роли. Например, существует придаточное уступительное. Об особенностях таких предложений пойдёт речь в этой статье.

Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным

Русский язык многосложен и выразителен. Для усиления или акцентирования описания некоторых событий или явлений часто используется с придаточным уступительным. Обычно в нем содержится указание на определённое условие, которое могло бы помешать исполнению чего-либо, описанного в главной части, но вопреки этому действие свершается, свершилось или может свершиться. То есть придаточное уступительное - это речевая конструкция, содержащая не сработавшую причину, которая могла бы помешать действию, но не повлияла на него. Также следует знать, что оно является частью сложноподчинённого предложения, причём выступает всегда в роли зависимого. Например: «Несмотря на то, что во многих государствах разработана социальная программа помощи неимущим, нищие дети продолжают просить милостыню в переходах». Главная часть - «нищие дети продолжают просить милостыню в переходах». Уступка содержится в предложении «несмотря на то, что во многих государствах разработана социальная программа помощи неимущим». Эта часть является зависимой, так как отдельно без главной существовать не может - мысль не закончена и требует раскрытия.

Если же превратить обе части сложноподчиненного предложения в простые равнозначные единицы речи, то получится следующее: «Во многих государствах разработана социальная программа помощи неимущим. Нищие дети продолжают просить милостыню в переходах». В принципе, смысл высказывания сохранён, однако оба предложения являются противоречащими друг другу, что создаёт некоторую трудность в понимании главной идеи высказывания автора. Именно для наиболее удачного понимания смысла, для большей выразительности и создания яркого образа в речи используются сложноподчинённые предложения с придаточными уступки. Благодаря таким конструкциям основная мысль высказывания приобретает большую эмоциональность и окраску.

Вопросы, на которые отвечает придаточное уступки

В процессе синтаксического разбора сложных предложений следует определять связь между его частями. Поэтому очень важно помнить, что придаточные предложения уступительные отвечают на вопросы вопреки чему? невзирая на что? несмотря на что? и некоторые другие. Например: «Вопреки расхожему мнению о кровожадности тигров, практика доказывает иное: эти животные способны быть милыми, ласковыми и послушными, подобно домашним кошкам».

Рассмотрим связь: "Практика доказывает иное (вопреки чему?) вопреки расхожему мнению о кровожадности тигров". Налицо придаточное уступительное. В предложении оно стоит перед главной частью, выделяется запятой. Также следует знать, что придаточное уступительное относится ко всему главному. С зависимыми предложениями другого рода дело обстоит иначе. Например, придаточные места и времени относятся только к сказуемому главной части, а определительные - к существительному, местоимению или слову другой части речи, которое выполняет функцию существительного.

Союзы для связи частей в конструкциях рассматриваемого типа

Присоединяется придаточное уступительное к главному с помощью следующих союзов: невзирая на то что, невзирая на, несмотря на то что, несмотря на, даром что, пусть, пускай, хотя, хоть. В речи часто встречаются подобные конструкции. Помогут рассмотреть предложение придаточное уступительное примеры:

1. Даром что она была красавицей и умницей, замуж девицу никто не брал.

2. Пускай на улице идёт дождь, детям сидеть взаперти не резон!

3. Я уволю вас, невзирая на то, кем приходится директору школы ваша супруга!

4. Несмотря на стремительно ухудшающееся зрение, Валентин не прекращал своих опытов.

5. Хотя весна уже была в разгаре, курочка наша ни в какую не желала садиться на яйца.

6. Хоть ветер с ног сбивает, пусть снег засыпал дороги, идти на работу всё равно необходимо.

Появление в конструкции ещё одного союза «но»

Иногда в главном предложении дополнительно к уже имеющемуся союзу в придаточном уступительном появляется слово «но». Конструкция может существовать в обоих случаях. Однако при наличии «но» расставить знаки препинания становится проще, ведь всем известно, что перед этим союзом всегда стоит запятая. Для сравнения можно привести примеры, аналогичные использованным выше: «Хоть ветер с ног сбивает, пусть снег засыпал дороги, но идти на работу всё равно необходимо» или «Пускай на улице идёт дождь, но детям сидеть взаперти не резон».

Для самопроверки предлагается подсказка, основанная на вышеописанном способе построения сложноподчинённых предложений с придаточными уступки. Она гласит: если в главную часть можно подставить союз «но» без потери смысла, то требуется ставить запятую перед этим союзом. Определять данную конструкцию следует как сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

Следует подробнее остановиться на правописании союзов «несмотря» и «невзирая», а также перечислить сложные союзы, в состав которых входят данные слова.

Слитное и раздельное написание

Если предложение с придаточным уступительным включает в себя слова «несмотря» и «невзирая», необходимо знать, что они, имя форму деепричастия, пишутся с частицей «не» слитно. Для сравнения: «Таня мыла посуду, не смотря в сторону Валентина». «Не смотря» в данном случае является членом предложения (обстоятельством), поэтому пишется раздельно. «Несмотря на плохое самочувствие, Таня помыла посуду». Здесь слово «несмотря» членом предложения не является, а служит для присоединения придаточного уступки, поэтому пишется слитно.

В помощь тем, кто изучает русский язык и сомневается в правописании, можно предложить такую подсказку: если при словах «невзирая» или «несмотря» есть предлог «на», то это союз, и писать его следует слитно с «не», а вот при отсутствии такового наблюдается использование деепричастия, которое необходимо употреблять раздельно с «не».

Знаки препинания

Часто употребляется конструкция союзов «несмотря на» и «невзирая на», чтобы к главной части прикрепить придаточное уступительное. Примеры: «Невзирая на прогресс, существуют ещё такие уголки на планете, где уровень жизни населения ужасающе низок». В подобных конструкциях союз «невзирая на» или «несмотря на» входит в состав придаточной части. Следует помнить, что зависимое предложение отделяется от главного запятой.

Знаки при союзах «несмотря на то что» и «невзирая на то что»

Часто используется расширенная конструкция союза. Тогда требуется разделение запятой. Обычно это происходит в тех случаях, когда к главному предложению при помощи «несмотря на то что» или «невзирая на то что» прикрепляется придаточное уступительное. Союзы разделяют запятыми, которые ставятся перед словом «что». Например: «Несмотря на то, что супруги прожили вместе более полувека, им удалось сохранить нежность и взаимопонимание».

Прикрепление придаточного уступки союзными словами

Наряду с перечисленными выше союзами существует ещё один способ присоединения зависимой части предложения. Для прикрепления нередко используются в сочетании с частицей «ни», например: как ни, что (бы) ни, сколько ни. Обычно в этой роли выступают и наречия.

Кстати, присутствие усилительной частицы «ни» ещё раз подчёркивает акцентирующую роль придаточного уступки, о чём было сказано в начале статьи. При написании этих союзных слов с частицами не следует путать «ни» и «не». Примеры: «Сколько ни плакала Татьяна зимними вечерами, отношение Евгения к ней к лучшему не менялось». Мы видим сложноподчинённое предложение с придаточным уступки, которое присоединяется союзным словом «сколько» с усилительной частицей «ни». «Не плакала Татьяна более, и отношение к ней Евгения стало меняться в лучшую сторону». Это частица «не» с глаголом использована для отрицания.

Различия между придаточным уступки и обособленным обстоятельством уступки

Иногда можно встретить конструкции предложений, чрезвычайно сходные между собой по смыслу. Однако при синтаксическом разборе их следует различать. Таковыми являются сложносочинённые предложения, в составе которых присутствуют зависимые уступительные придаточные, и простые, где уступка выражается с помощью Трудность разграничения этих конструкций заключается в том, что зависимая часть сложного предложения и обособленный член отвечают на один и тот же вопрос. Для того чтобы эта мысль стала более понятной, следует обратиться к примерам.

1. «Несмотря на то, что все члены экспедиции смеялись и шутили, чувство тревоги не покидало Алексея…» уступительным «несмотря на то, что все смеялись и шутили», к которому можно задать следующий вопрос: «Несмотря на что?» В качестве доказательства выделим в этой зависимой части сложного главные члены предложения: «члены экспедиции» - подлежащее, «шутили» и «смеялись» - однородные сказуемые.

2. «Несмотря на смех и шутки всех членов экспедиции, чувство тревоги не покидало Алексея…». с подлежащим «чувство тревоги» и сказуемым «не покидало». Уступка присутствует в обособленном обстоятельстве «несмотря на смех и шутки всех членов экспедиции», которое так же, как и придаточное, отвечает на вопрос «несмотря на что?»

Для того чтобы не допускать ошибок при написании текстов, следует помнить: придаточное уступки выделяется запятыми; части союзов «несмотря» и «невзирая» пишутся слитно; с союзными словами используется усилительная частица «ни».

Конспект урока русского языка в 9 классе (авторы учебника: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова). Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия и уступки.

Цель: формирование умений: 1) определять структуру сложноподчинённого предложения с придаточными причины, условия и уступки, отличать указанные виды придаточных от других видов; 2) правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с изучаемыми придаточными; 3) определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные с главными.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    Связный рассказ о сложноподчинённых предложениях с придаточными места и времени.

    Закрепление темы «Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени». Задание: запишите предложение и сделайте синтаксический разбор: Я неотрывно смотрел на крепость до тех пор, пока она не скрылась за поворотом.

    Сообщение темы и целей урока.

    Изучение нового материала.

Работа с учебником. Ученики рассматривают схемы сложноподчинённых предложений со значением обусловленности, называют виды этих предложений, средства связи; читают теоретический материал на стр. 84-85; составляют схему сложноподчинённого предложения с придаточным причины:

почему? отчего? по какой причине?

, (союзы потому что, оттого что, так как, ибо )

Выполнение упражнений. Упр.131: выписать в три группы сложноподчинённые предложения с придаточным причины, которое стоит: 1) после главного, 2) перед главным, 3) в середине главного.

Ученики читают теоретический материал на стр. 89, составляют схему сложноподчинённого предложения с придаточным условным :

при каком условии?

, (союзы если, когда, коль )

Выполнение упражнений. Упр.138 устно (по цепочке). Составить схемы 1,4,5,7 предложений (на доске).

Выводы (комментарий учителя):

    Условные придаточные предложения относятся ко всему главному предложению; средством связи между главной и придаточной частями служат только союзы.

    Придаточные предложения могут занимать любое место по отношению к главному.

    Вид придаточного предложения можно определить с помощью вопроса.

    Наиболее распространённый союз – если .

Чтение теоретического материала на стр. 91-92, составление схемы сложноподчинённого предложения с придаточным уступки .

несмотря на что?

, (союзы хотя, пускай, пусть, несмотря на , сочетания как ни, сколько ни, кто ).

Выполнение упражнений. Упр. 144 письменно (чётные предложения – 1 вариант, нечётные предложения – 2 вариант). Взаимопроверка.

    Закрепление изученного материала.

    Конструирование СПП с придаточным условия и уступки (устно):

А) дополните главные предложения придаточными условия:

Приятно отдохнуть за городом…

Машина … может прослужить ещё лет десять.

Б) дополните придаточные условия главными предложениями:

Если идти ночью по незнакомой дороге …

Если завтра музей будет открыт…

В) дополните незаконченные предложения:

Настроение у всех превосходное, несмотря на то что…

В марте обычно снег тает, хотя…

    Тестовые задания.

А) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

    Весной, когда оживает природа, чувствуешь необыкновенный прилив сил.

    Он понял тогда, что Левинсон хотел проверить боевую готовность отряда.

    Несмотря на то что была солнечная погода, в парк мы так и не пошли.

    Я присел на скамейку, чтобы не упасть.

Б) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

    У меня было такое чувство, будто я в чём-то ошибся.

    Если команда нашей школы выиграет завтрашний матч, то она выйдет в финал.

    Я смотрел на крепость и пытался угадать, какая история связана с ней.

    Комплексная работа с текстом. «Готовимся к ОГЭ».

Задание. Прочитайте текст, объясните орфографию и пунктуацию, определите тему и основную мысль текста.

Спишите сложноподчинённые предложения с придаточными условия, составьте их схемы.

Настоящая дружба очень пом..гает и в горе, и в радости . В радости ведь тоже нужна помощ(?) чтобы ощутить счаст..е до глубины души, ощутить и поделит(?)ся им. Неразделё(н,нн)ая радость – не радость. Человека портит счаст..е если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий пора утрат опять(?)таки нельзя быть одному. Горе человеку если он один. Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее что пр..обрели в молодые годы не растрачивайте богатств молодости.

Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, соверш..нные в молодости. Хорошие будут радовать дурные – не давать спать! (по Д.С.Лихачёву).

VІ. Итог урока.

VІІ. Домашнее задание.

    Теоретический материал учебника по теме урока.

    Упр. 151 (устно)

    Сочинение – рассуждение (не менее 50 слов) «Что такое дружба» с использованием сложноподчинённых предложений с обстоятельственными придаточными.

Урок №39. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, условия. 9класс

Глездунова С.Н., учитель русского

языка и литературы МБОУ «МСШ»

Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках русского языка.

Задачи:

    показать особенности СПП с придаточными уступительными и условными;

    научить различать придаточные уступки и условия от других видов придаточных;

    совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

    развивать речь обучающихся.

    воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока.

    Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Работа у доски.

Из упр. 128 выписать 2 предложения с придаточными времени и произвести синтаксический разбор. Выписать слова с пропущенными орфограммами, объяснить.

III. Орфографическая работа. (Взаимопроверка).

Интересная картина – подлинник; репродукция работы; совершенная копия; оригинал красивее копии; оригинальный язык; принять решение; принял участие; приняла гостей; приняло в соответствии с уставом; приняли единогласно.

2. Работа в паре : Расставьте знаки препинания, определить вид придаточных.

1. Палатку надо натягивать так чтобы она гудела как барабан. 2. Потом ее надо окопать чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочили поле. (К.Паустовский) 3. Почти нет той минуты в сутках чтобы в последедовских полях не кипела работа. (М. Салтыков-Щедрин) 4. Я хочу чтоб к штыку приравняли перо. (В.Маяковский) 5. Надо всегда выступать честно чтобы ни перед кем не было стыдно. (К.Паустовский) 6. Она любила Ричардсона не потому чтобы прочла не потому чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. (А.Пушкину)

Проверьте себя (на мультимедийной доске): Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. – придаточное образа действия. к а к?

Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочили поле. - придаточное цели с какой целью?

Почти нет той минуты в сутках, чтобы в последедовских полях не кипела работа. - придаточное определительное к а к о й?

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. – придаточное изъяснительное ч т о?

Надо всегда выступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно. - придаточное цели. с какой целью?

Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. - придаточное причины по какой причине?

III. Сообщение темы и цели урока .

IV. Изучение нового материала.

1. Вопросы и задания.

– Какое значение имеют сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия? (Общее значение обусловленности.)

– Рассмотрите таблицу на с. 84-85 учебника § 19. Назовите виды предложений со значением обусловленности.

Сегодня на уроке мы познакомимся с обстоятельственными придаточными уступки и условия. (Постановка цели и задач урока обучающимися)

Работа с таблицей (у каждого на парте)

Средства связи:

Союзы:

Союзные слова:

хотя (хоть)

сколько ни

несмотря на

несмотря на то что

даром что

Придаточные условия относятся ко всему главному предложению.

В качестве средства связи могут выступать союзы если, коли, кабы, ежели, когда в значении если , как в значении если и раз в значении если .

В сложноподчиненных предложениях придаточные условия могут занимать позицию как перед главным предложением, так и после главного предложения.

Вы никогда не забудете красоты этого города, если хоть раз видели его.

Если вы хоть раз видели этот город, вы никогда не забудете его красоты.

Придаточные уступки с ообщают о тех условиях, вопреки которым совершаются какие-либо действия.

Маленькая Варя выпрашивала конфеты (несмотря на что?), несмотря на то, что они вредны для зубов.

Придаточные уступки относятся ко всему главному предложению.

Средствами связи придаточных уступки с главной частью предложения могут являться союзы хотя, пусть, пускай . А также несмотря на то что, невзирая на то что и даже даром что .

Придаточное предложение уступки

Назовите придаточное; определите вид придаточного

Когда уже все расселись, в огромном розовом театре потухли сразу все лампочки. Он остановился там, где горел костер. Как только рассвело, мы прибыли на вокзал. Когда мне хорошо, или наоборот, больно, я всегда вспоминаю эту джазовую мелодию. Мы пошли в сторону леса, куда указал нам старик.

Придаточное предложение условия Вопрос Союзы Если Если бы Ежели Раз Когда (= если) Коли Когда бы

СПП с придаточным условия (При каком условии?) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. Приходи сено косить, (при каком условии?) только если не будет дождя. Её лицо делалось лучше, (при каком условии?) когда матушка улыбалась.

Физпауза.

Игра«Продолжи предложение»:

СПП с придаточным условия

Мне бы хотелось встретиться с тобой в субботу, если…

Ты выиграл бы конкурс, ежели…

Команда выйдет в финал, если…

Ты не получил бы плохую оценку, когда бы (= если бы)….

СПП с придаточным уступки

Продолжите СПП с придаточным уступки

Мы прекрасно провели время, несмотря на то…

Он пришел на занятие, хотя…

Вы не достигните результата, как ни…

Физпауза для глаз.

V. Закрепление, систематизация, применение.

1.Работа по упр.133(1-3предложение), 134 (1-3)

2. Упр. 135 (1-4предложение).

3. Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания: (работа в парах)

    (Не)смотря на гололед автобусы вышли на линию.

    (Не)смотря на меня он угрюмо шел.

    Куй железо, пока не остыло.

    Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето выдалось дождливое.

    Нет таких дел, которые не одолел бы человек.

    Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится,везде главы слетают с плеч.

4 . Конструирование СПП с придаточным условия и уступки (устно):

А) дополните главные предложения придаточными условия:

Приятно отдохнуть за городом…

Машина … может прослужить ещё лет десять.

Б) дополните придаточные условия главными предложениями:

Если идти ночью по незнакомой дороге …

Если завтра музей будет открыт…

В) дополните незаконченные предложения:

Настроение у всех превосходное, несмотря на то что…

В марте обычно снег тает, хотя…

Тестовое задание.

А) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

Весной, когда оживает природа, чувствуешь необыкновенный прилив сил.

Он понял тогда, что Левинсон хотел проверить боевую готовность отряда.

Несмотря на то что была солнечная погода, в парк мы так и не пошли.

Я присел на скамейку, чтобы не упасть.

Б) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

У меня было такое чувство, будто я в чём-то ошибся.

Если команда нашей школы выиграет завтрашний матч, то она выйдет в финал.

Я смотрел на крепость и пытался угадать, какая история связана с ней.

Комплексная работа с текстом. «Готовимся к ОГЭ». Задание. Прочитайте текст, объясните орфографию и пунктуацию, определите тему и основную мысль текста.

VI. Выводы по уроку. Рефлексия.

Используя начало, создайте 2 предложения, применяя знания, полученные на уроке, определите вид придаточных, составьте схемы:

Я понял, что…

Несмотря на то что

Несколько человек зачитывают, объясняют.

VII. Итог урока.

С какими предложениями познакомились на уроке?

Почему их так назвали?

На что указывают придаточные уступки?

При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VIII. Домашнее задание.

    Выучит правила на стр. 84-85, § 19, для 1группы: упр. № 134 (5-6), 135 (5-7).

    Творческое задание для 2группы: из текстов художественной литературы выписать пять СПП с придаточными уступки и условия или составить сказку о придаточных уступки и условия.