Причины социальной дезадаптации. Школьная дезадаптация

Тотальная или частичная утрата индивидуумом способности к приспосабливанию к условиям социума называется социальной дезадаптацией.

Также под этим термином понимают разрушение взаимосвязи между человеком и окружающей средой, что выражается в невозможности сопоставимости социальных условий и необходимости его индивидуального самовыражения.

Дезадаптация в социуме располагает различной степенью проявления и выраженности, а также может протекать в несколько этапов, среди которых выделяют латентную дезадаптацию, разрушение прежде сформировавшихся социальных связей и механизмов, укрепившуюся дезадаптацию.

Причины дезадаптации в социуме

Нарушение социальной адаптации – это процесс, который никогда не возникает спонтанно, без видимых на то причин, и не является врожденным. Формированию этого сложного механизма может предшествовать целый этап различных психологически-отрицательных образований индивидуума. Причина дезадаптации в социуме зачастую скрывается в ряде факторов, например, социальном, социально-экономическом или сугубо психологическом, возрастном.

В наше время наиболее актуальным фактором развития дезадаптации специалисты называют социальный. К нему относят ошибки в воспитании, серьезные нарушения в межличностных взаимосвязях субъекта, в результате чего происходит целый каскад так называемых ошибок накопления социального опыта. Такие последствия, чаще всего, формируются уже в детском или подростковом возрасте, на фоне недопонимания между ребенком и родителями, конфликтов со сверстниками, различных травм психики в раннем возрасте.

Что касается сугубо биологических причин, то они не так часто становятся фактором развития дезадаптации сами по себе. К ним относят различные врожденные патологии, травмы, последствия вирусных и инфекционных заболеваний с повреждением центральной нервной системы, которые затронули функции эмоциональной-волевой сферы. Такие индивидуумы более склонны к различного рода девиантному поведению, им сложно идти на контакт с окружающими, они агрессивны и раздражительны. Ситуация может усугубиться, если такой ребенок растет и воспитывается в неполноценной или неблагополучной семье.

К психологическим факторам можно отнести специфику формирования нервной системы и некоторые черты личности, которое в условиях неправильного воспитания или отрицательного социального опыта могут стать основанием для дезадаптации. Это выражается в постепенном формировании «аномальных» черт, таких как агрессивность, замкнутость, неуравновешенность.

Факторы социальной дезадаптации

Как уже говорилось, механизм нарушения способности приспосабливаться к условиям социума – достаточно сложный и разносторонний.

Таким образом принято выделять целый ряд факторов социальной дезадаптации, которые обуславливают специфику и выраженность этого процесса:

  • Культурная и социальная депривация по отношению к общему уровню социума. Речь идет о лишении индивидуума определенных благ, жизненно необходимых потребностей.
  • Банальная педагогическая запущенность, отсутствие культурного и социального воспитания.
  • Чрезмерная стимуляция новыми для себя «особенными» общественными стимулами. Тяга к чему-либо неформальному, бунтарскому. Такое часто характерно в подростковом возрасте.
  • Недостаток подготовки индивидуума к способности к саморегулции.
  • Утрата ранее сформированных вариантов наставничества, руководства.
  • Потеря индивидуумом ранее привычного для него коллектива или группы.
  • Низкий уровень психической или же интеллектуальной подготовки к освоению индивидуумом профессии.
  • Психопатические свойства личности субъекта.
  • Развитие когнитивного диссонанса, который мог возникнуть на фоне несовпадения личностных суждений о жизни и реальным положением субъекта в окружающем мире.
  • Внезапное нарушение ранее привязавшихся стереотипов.

Перечень данных факторов подразумевает некоторую особенность процессов дезадаптации. Точнее, подчеркивается тот факт, что когда идет речь о дезадаптации в социуме, то понимают ряд как внутренних, так и внешних нарушений привычных процессов социальной приспосабливаемости. Таким образом, социальная дезадаптация представляет собой не столько продолжительный процесс, сколько кратковременной ситуативное положение субъекта, ставшее следствием влияния на него некоторых травмирующих раздражителей внешней среды.

Эти непривычные для индивидуума факторы, внезапно возникающие в окружающих его условиях, по сути являются специфическим знаком того, что наблюдается дисбаланс между психической деятельностью самого субъекта и требованиями внешней среды, социума. Такую ситуацию можно охарактеризовать как некоторое затруднение, возникающие на фоне ряда приспособительных факторов к внезапно трансформирующимся условиям среды. Впоследствии это выражается неадекватной реакцией и поведением субъекта.

Корректировка дезадаптации в социуме

Специалистами разработан ряд различных методик, которые широко применяются в воспитании с целью предусмотреть возможные осложнения социализации будущего полноценного индивидуума. Корректировка дезадаптации в социуме, чаще всего, осуществляется посредством тренингов, основной задачей которых является развитие коммуникативных навыков, поддержание гармонии в семье и коллективе, исправление некоторых психологических свойств личности, которые могут препятствовать ее полному раскрытию, контакту с окружающими, саморегуляции, самоконтролю и самореализации.

Таким образом, основными функциями тренингов можно назвать:

  • Обучающая часть, которая заключается в формировании и воспитании различных черт и умений личности, которые станут основными для дальнейшего развития памяти, умения слушать и говорить, изучения языков, передачи полученной информации.
  • Развлекательная часть представляет собой подоплеку создания максимально комфортной и расслабляющей атмосферы на тренинге.
  • Заключение и развитие простых эмоциональных контактов, доверительных отношений.
  • Профилактика, направленная на пресечение ряда нежелательных реакций, склонности к девиантному поведению.
  • Всестороннее развитие личности, заключающееся в формировании и поддержание разных положительных черт характера путем моделирования всех возможных жизненных ситуаций.
  • Релаксация, целью которой является полный самоконтроль, избавление от возможного эмоционального напряжения.

Тренинги всегда основываются на различных специфических методиках работы с группой. Это также подразумевает индивидуальный подход не только к каждой группе, но и к каждому участнику группы. Такие тренинги являются своеобразной подготовкой каждого индивидуума к самостоятельной и полноценной социальной жизни, с возможностью самореализации посредством активного приспосабливания к условиям социума.

Термин школьной дезадаптации существовал со времен появления первых учебных заведений. Только раньше ему не придавалось особого значения, теперь же психологи активно говорят об этой проблеме и ищут причины ее появления. В любом классе всегда найдется такой ребенок, который не просто не успевает по программе, а испытывает значительные трудности в обучении. Иногда школьная дезадаптация никак не связана с процессом усвоения знаний, а проистекает из неудовлетворительного взаимодействия с окружающими. Общение со сверстниками – важная сторона школьной жизни, которую никак нельзя обойти стороной. Иногда случается так, что внешне благополучного ребенка начинают травить одноклассники, что не может не сказываться на его эмоциональном состоянии. В данной статье мы рассмотрим причины дезадаптации в школе, коррекцию и профилактику явления. Родители и педагоги, безусловно, должны знать, на что следует обратить внимание для предупреждения неблагоприятного развития событий.

Причины дезадаптации в школе

Среди причин дезадаптации в школьном коллективе наиболее часто встречаются следующие: неумение найти контакт со сверстниками, плохая успеваемость, личностные особенности ребенка.

В качестве первой причины дезадаптации выступает неумение строить отношения в детском коллективе. Иногда у ребенка просто отсутствует такой навык. К сожалению, не всем детям одинаково легко подружиться с одноклассниками. Многие просто страдают повышенной стеснительностью, не знают, как завести разговор. Трудности в установлении контакта особенно актуальны тогда, когда ребенок входит в новый класс с уже установившимися правилами. Если девочка или мальчик страдают повышенной впечатлительностью, им будет трудно справиться с собой. Такие дети обычно часто подолгу тревожатся и не знают, как следует себя вести. Ни для кого не секрет, что одноклассники больше всего подвергают нападкам именно новеньких, желая «проверить их на прочность». Насмешки лишают моральных сил, уверенности в себе, создают дезадаптацию. Не все дети могут выдержать подобные испытания. Очень многие замыкаются в себе, под любым предлогом отказываются посещать школу. Так формируется дезадаптация к школе.

Другая причина – отставание на уроках. Если ребенок чего-то не понимает, то постепенно теряется интерес к предмету, он не хочет выполнять домашние задания. Учителя тоже не всегда отличаются корректностью. Если ребенок плохо успевает по предмету, то ему ставят соответствующие оценки. Некоторые вообще не обращают внимания на отстающих, предпочитая спрашивать только сильных учеников. Откуда может взяться дезадаптация? Испытав на себе сложности в обучении, некоторые дети вовсе отказываются учиться, не желая вновь сталкиваться с многочисленными трудностями и непониманием. Известно, что учителя не любят тех, кто пропускает уроки и не выполняет домашние задания. Дезадаптация к школе возникает чаще тогда, когда ребенка никто не поддерживает в его начинаниях или в силу определенных обстоятельств ему уделяется мало внимания.

Личностные особенности ребенка тоже могут стать определенной предпосылкой к формированию дезадаптации. Излишне стеснительного ребенка нередко обижают сверстники или даже ему занижают оценки учителя. Тому, кто не умеет постоять на себя, часто приходится страдать от дезадаптации, поскольку он не может почувствовать себя значимым в коллективе. Каждому из нас хочется, чтобы его индивидуальность ценили, а для этого нужно проделать над собой большую внутреннюю работу. Не всегда маленькому ребенку это оказывается под силу, потому и возникает дезадаптация. Существуют также и другие причины, способствующие формированию дезадаптации, но они, так или иначе, тесно связаны с тремя перечисленными.

Проблемы со школой у младшеклассников

Когда ребенок только идет в первый класс, он естественным образом испытывает волнение. Все ему кажется незнакомым и пугающим. В этот момент для него как никогда важны поддержка и участие родителей. Дезадаптация в данном случае может носить временный характер. Как правило, спустя несколько недель проблема сама собой разрешается. Просто требуется время, чтобы малыш привык к новому коллективу, смог подружиться с ребятами, почувствовать себя значимым и успешным учеником. Не всегда это происходит так быстро, как хотелось бы взрослым.

Дезадаптация младших школьников бывает связана с их возрастными особенностями. Возраст семи – десяти лет еще не способствует формированию особенной серьезности к школьным обязанностям. Чтобы научить ребенка вовремя готовить уроки, так или иначе, требуется его контролировать. Не у всех родителей хватает времени, чтобы следить за собственным чадом, хотя, безусловно, они должны выделять для этого хотя бы час ежедневно. В противном случае дезадаптация будет только прогрессировать. Школьные проблемы могут впоследствии вылиться в личностную неорганизованность, неверие в себя, то есть, отразиться во взрослой жизни, сделать человека замкнутым, неуверенным в себе.

Коррекция школьной дезадаптации

Если получилось так, что ребенок испытывает определенные трудности в классе, обязательно следует начать принимать активные меры по устранению проблемы. Чем раньше это будет сделано, тем проще ему придется в дальнейшем. Коррекция школьной дезадаптации должна начинаться с установления контакта с самим ребенком. Выстраивание доверительных отношений необходимо для того, чтобы вы смогли понять суть проблемы, вместе выйти на истоки ее возникновения. Перечисленные ниже способы помогут справиться с дезадаптацией и повысить уверенность малыша в себе.

Метод беседы

Если вы хотите, чтобы ребенок вам доверял, с ним необходимо разговаривать. Никогда не следует игнорировать эту истину. Ничто не заменит живое человеческое общение, а стеснительному мальчику иди девочке просто необходимо почувствовать себя значимым. Не обязательно сразу начинать расспрашивать о проблеме. Просто побеседуйте для начала о чем-то постороннем, несущественном. Малыш сам раскроется в какой-то момент, не переживайте. Не нужно подгонять его, лезть с расспросами, давать преждевременные оценки происходящему. Помните золотое правило: не навредить, а помочь преодолеть проблему.

Арт — терапия

Предложите ребенку изобразить на бумаге свою главную проблему. Как правило, дети, страдающие от дезадаптации, начинают сразу рисовать школу. Нетрудно догадаться, что именно там и сосредоточена основная трудность. Не торопите и не прерывайте его во время рисования. Пусть выразит душу сполна, облегчит свое внутреннее состояние. Дезадаптация в детском возрасте – это непросто, поверьте. Ему тоже важно побыть наедине с собой, обнаружить имеющиеся страхи, перестать сомневаться в том, что они нормальны. После того, как рисунок будет завершен, расспросите ребенка, что к чему, обращаясь непосредственно к изображению. Так вы сможете прояснить некоторые значимые детали, выйти на истоки дезадаптации.

Учим общаться

Если проблема состоит в том, что ребенку трудно взаимодействовать с окружающими, то следует проработать с ним этот непростой момент. Выясните, в чем именно заключается сложность дезадаптации. Быть может, дело в природной стеснительности или просто ему неинтересно с одноклассниками. В любом случае помните, что для школьника оставаться вне коллектива – почти трагедия. Дезадаптация лишает моральных сил, подрывает веру в себя. Каждый хочет признания, чувствовать себя важным и неотъемлемым звеном общества, в котором находится.

Когда ребенка травят одноклассники, знайте, что это тяжелое испытание для психики. От этой трудности нельзя просто так отмахнуться, сделать вид, что ее вовсе не существует. Необходимо проработать страхи, поднять самооценку. Еще важнее помочь заново войти в коллектив, почувствовать себя принимаемым.

«Проблемный» предмет

Иногда ребенку не дает покоя неуспех по конкретной дисциплине. Редкий ученик при этом будет действовать самостоятельно, добиваться расположения учителя, дополнительно заниматься. Скорее всего, ему надо будет в этом помочь, направить в нужное русло. Лучше обратиться к специалисту, который сможет «подтянуть» по конкретному предмету. Ребенок должен почувствовать, что все сложности решаемы. Нельзя оставлять его наедине с проблемой или обвинять в том, что материал сильно запущен. И уж точно не следует делать негативных прогнозов по поводу его будущего. От этого большинство детей ломается, у них пропадает всякое желание действовать.

Профилактика школьной дезадаптации

Мало кто знает о том, что проблему в классе можно предупредить. Профилактика школьной дезадаптации состоит в том, чтобы не допускать развития неблагоприятных ситуаций. Когда один или несколько учеников оказываются эмоционально изолированными от остальных, страдает психика, теряется доверие к миру. Нужно учить вовремя решать конфликты, следить за психологическим климатом в классе, организовывать мероприятия, помогающие установить контакт, сближающие детей.

Таким образом, проблема дезадаптации в школе требует к себе внимательного отношения. Помогите ребенку справиться со своей внутренней болью, не оставляйте наедине со сложностями, которые наверняка кажутся малышу неразрешимыми.

Одним из направлений деятельности социального педагога является профилактика дезадаптивного поведения и СПР с дезадаптированными подростками.

Дезадаптация – относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непревычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды.

Дезадаптацию можно определить как затруднение, осложненное какими – либо факторами приспособления к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности.

Выделяют следующие типы дезадаптации:

1. В учреждениях образования социальный педагог чаще всего сталкивается с так называемойшкольной дезадаптациеей , которая как правило предшествует социальной.

Школьная дезадаптация - это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях – невозможным.

2. Социальная дезадаптация в педагогическом аспекте - особый вид поведения несовершеннолетнего, который не соответствует основным принципам поведения признанным повсеместно обязательным для детей и подростков. Она проявляется:

в нарушении норм морали и права,

в асоциальном поведении,

в деформации системы ценностей, внутренней саморегуляции, социальных установок;

отчуждении от основных институтов социализации (семьи, школы);

резком ухудшении нервно- психического здоровья;

Увеличении подростковой алкоголизации, склонности к суициду.

Социальная дезадаптация – более глубокая степень дезадаптация, чем школьная. Ей свойственны асоциальные проявления (сквернословие, курение, употребление алкоголя, дерзкие выходки) и отчуждение от семьи и школы, что приводит:

к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности,

трудностям в профессиональном определении;

снижению уровня нравственных и ценностных представлений;

снижению способности адекватной самооценки.

В зависимости от степени глубины, деформации социализации можно выделить две стадии дезадаптации :

1 стадия социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися

2 стадия представлена социально запущенными подростками. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением от семьи и школы как основных институтов социализации. Формирование таких детей идет под влиянием асоциальных и криминогенных групп. Для детей характерно бродяжничество, безнадзорность, наркомания; они профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно..

В литературе выделяют несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков:

наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная);

психолого- педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания)

социальный фактор (социальные и социально- экономические условия функционирования общества);

деформация самого общества

социальная деятельность самого индивида, т.е. активно- избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию;

социальная депривация, переживаемая детьми и подростками;

личностные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения.

Кроме социальной дезадаптации выделяют также:

2.. Патогенную дезадаптацию – вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы (олигофрения, умственная отсталость и т.д.).

3. Психосоциальную дезадаптацию вызвана половозрастными и индивидуально-психологическим особенностями ребенка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующая индивидуального подхода и специальных психосоциальных и психолого-педагогических коррекционных программ.

Реальность такова, что современные дети часто становятся заложниками дезадаптации в школе, которая накладывает существенный отпечаток не только на качество обучения, но и на развитие личности в целом. Для начала давайте выясним, что такое школьная дезадаптация, а затем попытаемся разобраться в причинах этого процесса.

Проявления и причины

Взрослые должны направлять деятельность школьников

Дезадаптация школьника – это отклонение социально-психологического характера, которое влияет на продуктивность учёбы ребёнка, а также на его отношения в коллективе и с самим собой. Под продуктивностью понимается степень усвоения школьником знаний, а также развитие у него различных умений и навыков.

Определить дезадаптивного ребёнка в школьном коллективе трудности не составляет. Эти дети, как правило, выявляют:

  • негативизм (отрицая абсолютно всё, что пытаются до них донести взрослые или сверстники);
  • сложности во взаимопонимании с учителями, родителями и друзьями;
  • склонность к прогулам школьных занятий;
  • повышенную возбудимость, находящуюся на грани агрессии.

Психологи считают, что причины такого поведения детей кроются в невротических расстройствах психики. И зачастую, являются не генетически обусловленными, а приобретёнными в ходе взаимодействия и взаимовлияния близкого окружения ребёнка. Среди главных причин школьной дезадаптации выделяют:

  • социальное расслоение на всех уровнях общения (дети из семей с разным уровнем доходов и различным моральным укладом не умеют находить общий язык и не стремятся понимать друг друга);
  • соматические расстройства (связанные с заболеванием внутренних органов в связи с проблемами психологического характера);
  • увеличивающийся процент детей с задержкой нормального психического развития;
    проблемы отношений в семье;
  • заниженная или завышенная самооценка у детей;
  • сниженные способности к познанию.

Чаще всего переход на новый качественный уровень обучения – из дошкольного учреждения в школу – становится своеобразным стрессом, так как предполагает совокупность новых умственных, физических и эмоциональных нагрузок на интеллектуальный потенциал ребёнка.

Профилактика и коррекция

Основой любой деятельности ребёнка должно быть общение

Работа психологов и педагогов заключается в разработке учебных технологий, которые учитывают состояние здоровья детей. И всё же нередки случаи, когда ребёнок дезадаптируется. И тогда нужно исправлять сложившуюся ситуацию. Создано немало рекомендаций, направленных на коррекцию дезадаптации школьников. Среди них есть ряд наиболее актуальных, призванных помочь детям почувствовать себя адекватными членами социума:

  • Систематические беседы учителей, школьных психологов с детьми и их родителями (таким образом не только можно обсудить и найти решение возникших проблем, но и способствовать установлению тесного контакта между ребёнком и привычным ему окружением взрослых);
  • Проведение детального самоанализа работы учителей и воспитательной службы учебного заведения (так легко можно предотвратить неправильное поведение взрослых по отношению к личности ребёнка);
  • Тщательное распределение учебной нагрузки на ребёнка (конечно, дети способны воспринимать бОльшие объёмы информации в сравнении с взрослыми, однако не стоит этим злоупотреблять, так как у школьника может появиться отторжение любой деятельности, связанной с образованием);
  • Формирование правильной школьной мотивации (очень часто родители излишне опекают малыша, от чего ребёнок боится школы, у него возникает неприятие всего, что с ней связано; в этом случае начинать коррекцию нужно с просветительской работы в отношении родителей).

В качестве профилактических мер по предупреждению дезадаптации можно выделить:

  1. Своевременную диагностику психофизического состояния ребёнка;
  2. Начало учебной деятельности в соответствие с метрическими данными – 6-7 лет;
  3. Учёт особенностей психики и возможностей ребёнка при поступлении в школу;

    Альберт Эйнштейн говорил: «Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста».

  4. Дифференциацию школьников внутри класса, параллели в соответствие с индивидуальными особенностями детей. Это могут быть классы с меньшим количеством учащихся, более лояльным дидактическим режимом или дополнительными лечебно-оздоровительными занятиями.
  5. Регулярные тренинги, которые проводятся психологами школы, для родителей, групп детей, подверженных дезадаптации.

Видео: Социальная адаптация школьников

Школьная дезадаптация – серьёзное нарушение психологического комфорта ребёнка и его окружения, поэтому решать данную проблему должны не только родители, но также учителя и профессиональные психологи. Только так можно помочь школьнику справиться с нарушением психофизического состояния и сформировать сильную личность.

Тема: «Психологические основы предупреждения и коррекции дезадаптации.»Преподаватель:
Филонова Вера
Олеговна

Дезадаптация –
это социально-психологический процесс
отклонений в развитии способностей
ребенка к успешному овладению знаниями
и умениями, навыками активного общения
и взаимодействия в продуктивной
коллективной учебной деятельности, т.е.
это нарушение системы отношений
ребенка с собой, с другими и с миром.

Виды дезадаптации (в зависимости от природы, характера и степени проявления)

Патогенная дезадаптация
Психическая дезадаптация
Социальная дезадаптация

Патогенная дезадаптация

Психические состояния, вызванные
функционально-органическими
поражениями ЦНС
-
В зависимости от степени и глубины
поражения патогенная дезадаптация
бывает:
Устойчивой
(психозы, психопатии, органические
поражения головного мозга,
отставание в умственном развитии,
дефекты анализаторов)
Имеющей
пограничный характер
(повышенная тревожность,
возбудимость, страхи,
навязчивые дурные
привычки и т.п.)

Психическая дезадаптация

Психические состояния, связанные с
половозрастными индивидуальнопсихологическими особенностями
ребенка.
-
Обуславливая определенную
нестандартность,
трудновоспитуемость детей,
требует индивидуального
педагогического подхода и, в
отдельных случаях, специальных
психолого-педагогических
коррекционных программ

Социальная дезадаптация

Нарушение детьми и
подростками норм морали и
права, деформация системы
внутренней регуляции,
ценностных ориентаций,
социальных установок
-
Социальная дезадаптация –
процесс обратимый

Причинами социальной дезадаптации ребёнка, могут быть следующие особенности его психики и личности:

- отсутствие навыков общения;
- неадекватное оценивание себя в ситуации
общения;
- высокие требования к окружающим;
- эмоциональная неуравновешенность;
- установки, препятствующие общению,
такие, например, как готовность унизить
собеседника, проявить свое превосходство;
- тревожность и боязнь общения;
- замкнутость.

Признаки дезадаптации
ребенка.
Изменение сна - это один из первых признаков, который появляется в результате
психологической перегрузки при посещении детского сада.
Поведение ребенка до и после детского сада. Гиперреактивность, агрессивность,
капризность, нетипичная для ребенка, или, наоборот, апатия, пассивность,
сонливость, нежелание заниматься ранее интересовавшими вещами должны
насторожить.
Проблемы с едой. У детей, которые даже в домашних условиях имели проблемы
с едой, дезадаптация к детскому саду очень часто выражается в нежелании есть в
детском саду.
Частые респираторные заболевания и обострение хронических заболеваний один из самых распространенных признаков того, что нагрузка при посещении
ребенком детского сада ему не по силам.

Особенности психики и личности ребёнка

Высокая тревожность также
может служить основой
появления трудностей
в общении у ребенка.
Неадекватное оценивание
ребенком себя
в процессе общения
Тревожность часто оказывается
связанной
с чувствительностью
и уязвимостью
Самооценка ребенка может
достаточное условие
для социальной дезадаптации.

10. Группы дезадаптированных детей (в зависимости от степени дезадаптированности)

Удовлетворительно
адаптированные
2. Слабо адаптированные
3. Дезадаптированные
1.
Целесообразно проводить
диагностику
эмоциональнопсихической
дезадаптации на

11.

Своевременная
диагностика и коррекция
причин дезадаптации
очень важна, так как
длительное воздействие
эмоциональной
дезадаптации вдет к
серьезным нарушениям в
развитии, к
формированию устойчиво
дезадаптивных
патологических черт

12. Этапы диагностики дезадаптации:

1.
Описательно – симптоматический
(выявление степени дезадаптированности)
Методы, позволяющие выявить
причины дезадаптации
2.
Основное направление работы –
консультирование самого ребенка,
педагога, родителей в процессе решения
выявленных проблем

13. Пути коррекции дезадаптации ребёнка.

- формирование навыков общения;
- гармонизация отношений ребенка в семье и
со сверстниками;
- коррекция некоторых личностных свойств,
которые препятствуют общению, либо
изменение проявления этих свойств так, чтобы
они не влияли негативно на процесс общения;
- коррекция самооценки ребенка
с целью приближения ее к адекватной.

14. Меры по индивидуальной коррекции дезадаптации

1. Педагогические (метод беседы)
2. Психологические (групповое и
индивидуальное консультирование,
Различные тренинги)