светлана кондратьева
Конспект занятия «Путешествие капельки в природе» (старшая группа) Видео
Конспект занятия .
"Путешествие капельки в природе " старшая группа
Образовательная область : познание.
Цель : ознакомление детей с представлением о воде, ее свойствах; развитие навыка последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас; пробуждение интереса к природе , ее явлениям.
Задачи :
Образовательные :
1. Дать представление детям о природном явлении - круговорот воды в природе .
2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и местонахождении воды в природе .
3. Продолжать учить технике безопасности при проведении опытов.
Воспитательные :
Воспитывать экологическую культуру детей, бережное экономное отношение к воде.
Развивающие :
1. Развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности.
2. Развивать память и внимание, воображение и логическое мышление.
Методы и приемы : игровой, наглядный, экспериментирование и описание, рассказ воспитателя, вопросы к детям.
Планируемые результаты : в процессе исследовательской деятельности, воспитанник получит представления о воде и о ее свойствах, о круговороте воды в природе и о ее местонахождении.
Критерии оценки деятельности детей : активность, самостоятельность, взаимодействие со сверстниками и взрослым, эмоциональность.
Ход занятия:
Звучит аудиозапись – звуки воды. (Появляется капелька ) .
Воспитатель : ребята, посмотрите, кто это к нам в гости пришел? Кто это?
А знаете, что капелька мне рассказала ? Она говорит, что появилась только сегодня. Упала с неба. И говорит, что она мокрая и холодная. Она хочет найти свой дом и вернуться к маме. А еще она очень боится, что вся вода пропадет.
Воспитатель : ребята, а если вся вода пропадет? Что будет? (подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется, одна пустыня).
Воспитатель : ребята, я предлагаю вам с капелькой , послушать сказку про одну отважную капельку и какое путешествие она совершает в природе .
Презентация «Ходит капелька по кругу » .
Одна веселая капелька жила с подружками в море. Но вот однажды выглянуло
жаркое солнышко и стало своими лучами нагревать воду. От такой жары капелька воды с подружками стала превращаться в пар и подниматься все выше и выше. Капелек собралось много и они протянули друг к другу руки, превращаясь в легкое облачко. Вдруг прилетел ветер - озорник и подул на облачко. Оно соединилось с другими облачками, и превратились они в большую тучу. Эта туча закрыло солнышко, стало прохладно и капли пара стали остывать. И когда они остыли, снова превратились в капельки воды . Из тучки пошел сильный дождик, наша знакомая капелька снова попала в свой дом-море.
Воспитатель : вот какое сказочное путешествие совершила наша капелька . Оно называется круговорот воды (движение по кругу) повторите, как называется путешествие ?
(ответы детей)
Вот видишь, капелька , не надо бояться, что ты не попадешь домой. Выглянет солнышко и ты обязательно поднимешься к своей маме на облачко.
Воспитатель : Но перед тем как нам тебя отпустить, я вам предлагаю, всем вместе, окунуться в царство воды – подводную лабораторию, где мы в процессе исследования получим представления о воде и о ее свойствах.
Чтобы попасть в это царство, необходимо произнести волшебные слова, произносим все вместе…
Физкультминутка «волшебные слова» под музыку – журчание воды.
Дождик капнул на лошадку – правой рукой касаемся левой.
На цветы – круговое движение правой рукой,
И на дорожку – обе руки перед собой,
Льется, льется – ой-ой-ой – покачивание головой,
Побежали мы домой – бег на месте.
Воспитатель : вот мы и на месте. Занимайте, ребята, места в лаборатории.
Давайте вспомним правила поведения :
Быть аккуратными
Не спешить
Внимательно слушать
Не вставать с места
Не толкаться
Опыт №1 : Вода жидкая, может течь.
Воспитатель : если перелить воду из одного стакана в другой, мы увидим, что? Льется вода? Почему?
Вывод : Вода жидкая.
Опыт №2 : Какой формы вода?
Воспитатель : (Если взять узкую баночку и наполнить ее водой. Перелить эту воду в широкую баночку. А теперь разлить воду в тарелочку. Перелейте воду из своего стаканчика в тарелку. Она растекается лужицей).
Вывод : вода не имеет форму и принимает ту форму, в которой она находится.
Опыт №3 : Какого цвета вода?
Воспитатель : (Если взять стакан с водой и 5 разных цветных полосок, по очереди опускать и сравнивать цвет полоски с цветом воды в стакане. С какой полоской совпал цвет воды? (ни с одной)
Вывод : чистая вода не имеет цвета.
Опыт №4 : Вода может изменить свой цвет.
Воспитатель : в воду добавим волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? Возьмем ватную палочку и помешаем ею в стакане с водой. Какая стала вода?
Вывод : вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
Опыт №5 : Какого вкуса и запаха вода?
Воспитатель : (Если попробовать, понюхать воду и апельсиновый сок, то мы почувствуем, что вода не имеет вкуса и запаха, а апельсиновый сок наоборот.)
Вывод : у воды нет вкуса и запаха.
Опыт №6 : Вода – растворитель.
Воспитатель : (если размешать в воде сахар, соль и попробовать на вкус.
Что изменится? Вода станет соленой, сладкой).
А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Они растворятся).
Вывод : вода растворяет вещества.
Воспитатель : ну вот, Капелька , на этом наше увлекательное путешествие в страну водных превращений подошло к концу. Мы тебе показали и рассказали какими свойствами обладает вода. Ребята, а вы запомнили эти свойства?
Перечислите :
Вода не имеет формы;
Вода не имеет запаха и вкуса;
Вода – растворитель.
Капельке пора возвращаться на облачко, она говорит вам до свидания…и на память о встрече дарит вам свои маленькие капельки - обереги . До новых встреч, ребята….
Публикации по теме:
Картотека наблюдений в природе (старшая группа) Картотека наблюдений в природе Старшая группа Сентябрь Наблюдение в природе Деятельность детей на участке 1. Учить детей самостоятельно.
Конспект интегрированного занятия по изодеятельности «Путешествие в сказочный лес» (старшая группа) Интегрированное занятие по изодеятельности: «Путешествие в сказочный лес» (старшая группа) Задачи: 1. Учить комбинировать знакомые способы.
«Путешествие в Антарктиду» (старшая группа). Туева Татьяна Цель: Систематизировать представления детей об Антарктиде, как о самом чистом.
Конспект НОД по познавательному развитию средняя группа «Путешествие Капельки» Цели: 1. Формирование представлений о реке Увельки, представлений о природных источниках воды, воды используемой в быту, с помощью опыта.
Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие в весенний лес» (старшая группа) Тема: «Путешествие в весенний лес» Цель: Обобщить и закрепить знание детей о признаках весны, диких и домашних животных. Задачи: Образовательные:.
Конспект занятия по экологии «Будь другом природе». Свойства воды и воздуха. Старшая группа Задачи: Воспитательные: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение.
Конспект занятия «Путешествие в прошлое электрической лампочки» (старшая группа) Конспект занятия. «Путешествие в прошлое электрической лампочки». Старшая группа. Цель: познакомить с историей электрической лампочки.
Конспект занятия в творческой мастерской «Путешествие капельки» (подготовительная группа) Цель: развитие креативных способностей старших дошкольников. Коррекционно-образовательные задачи: - формировать умение продолжать мысль.
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в осенний лес» (старшая-подготовительная группа) Конспект интегрированного занятия на тему "Путешествие в осенний лес" Старшая-подготовительная группа Воспитатель: Дружнова Л. Е. МК ДОУ.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых.
Библиотека изображений:
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель:
- организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о свойствах воды, попытаться удивит детей “очевидностью” ещё одного замечательного свойства воды, которое они не замечали: вода в природе одновременно может находиться в трёх состояниях- жидком, твёрдом и газообразном;
- сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со свойствами воды (переход из одного состояния в другое);
- развивать любознательность, умение анализировать обобщать полученные знания;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование:
- презентация; компьютер; мультимедийный проектор;
- экран; учебник “Окружающий мир” 2 класс;
- рабочая тетрадь учащегося; банка; стакан с водой;
- ложка; полоски бумаги белого, синего и желтого цвета.
Ход урока
1. Организационный момент.
<Слайд 1, 2>
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
2. Сообщение темы урока.
<Слайд 3>
Меня пьют,
Меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода.)
<Слайд 4>
– Кто догадался о чем мы будем говорить на уроке? (О воде.)
<Слайд 5>
– Да. Сегодня мы узнаем о том, как вода умеет путешествовать.
Прочитайте пословицу.
“Капля воды дороже золота”.
– Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды.)
3. Вступительная беседа о значении воды.
<Слайд 6>
Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой, раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднимается сильный ветер. Он несет целые тучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучает жажда.
Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют головы. Буря затихла. Но воды все нет и нет. Один за другим падают люди и верблюды. Наконец остается один тощий верблюд с седоком. Вот и все, что уцелело от каравана. Где нет воды, там нет и жизни.
– От чего погибли люди и верблюды в пустыне? (Не было воды.)
– Зачем же вода нужна человеку?
4. Новый материал.
<Слайд 7>
– Давайте вспомним, что мы знаем о воде, какая она?
– Почему про воду говорят, что она “ вездесущая”?
– Найдите воду, где она спряталась в нашем классе?
– Имеет ли вода вкус?
– Налейте воду в стакан, попробуйте, понюхайте. Что вы заметили? (Вода без вкуса и запаха.)
– Положите в стакан с водой ложку. Через стакан можно ее увидеть? Какое свойство помогло вам в этом? (Прозрачность)
– Сравните воду с полоской белого, синего, желтого цвета. Что можно сказать: вода… (бесцветна)
– Перелейте воду в банку, из банки в стакан. Что это за свойство воды? (Текучесть)
– Вы налили чай, положили сахар, размешали его. Теперь чай сладкий. Благодаря какому свойству? (Вода растворитель.)
– Что происходит с водой в жаркий день? (Испарение.)
– Итак, какие свойства имеет вода?
<Слайд 8>
Свойства воды:
– без вкуса
– без запаха
– прозрачность
– бесцветность
– текучесть
– растворитель
– испаряемость
<Слайд 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15>
– Вода о себе говорит так:
Я и стужа и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
– Как это понять?
5. Инсценирование стихотворения.
<Слайд 16>
Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Поверь и я из океана!
На поле лег туман седой
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты?
Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана!
– Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
– Донесся шепот:
– Знай, малыш,
И я пришла из океана.
– Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
– Кто из вас, ребята, может сказать, в каком состоянии бывает вода?
– Рассмотрите рисунок, и расскажите, когда вода бывает в таком состоянии.
Состояния воды:
- Жидкое
- Твердое
- Газообразное
6. Путешествие капельки.
<Слайд 18, 19, 20, 21, 22, 23>
– Мы обсудили, какие свойства имеет вода, в каком состоянии она бывает, а теперь давайте проследим путь превращения воды из одного состояния в другое. Давайте послушаем, как путешествуют капельки.
Путешествие капельки.
В маленьком родничке, что спрятался среди кустов ивы, родилась капелька. Да, да, обыкновенная прозрачная капелька воды. Откуда взялась капелька, она сама не знала. Может быть, вместе с другими упала с неба или приплыла с подземного ручейка. Сейчас она с интересом знакомилась с окружающей природой, слушала журчание своего родного родничка, пение птиц, кваканье лягушек и мечтала… о путешествии. А для этого ей нужно было обязательно попасть в ручеек, который вытекал из родничка. Помог ей лягушонок, на своих лапках он принес капельку и других ее подружек в ручеек.
– Счастливого пути! – пожелал лягушонок капелькам. Ручеек бежал быстро и очень скоро влился в небольшую реку. Капельки играли, переливались на солнце, катались на речной волне. Всем было очень весело. Наступили жаркие дни. То одна капелька, то другая от жары изменялась, превращалась в малюсенькое облачко и, испаряясь, поднималась к небу. Настала очередь и нашей капельки. Сначала на небе она была одна, но потом к ней присоединились другие капельки, и облачко поплыло над лесами и полями, городами и селами. И все новые и новые капельки присоединялись к этому облаку, а оно соединялось с другими, превращаясь в огромную тучу. Наконец туча стала такой большой и тяжелой, что хлынул дождь! Наша капелька попала на землю, вместе с другими просочилась, она очистилась, стала прозрачной, похожей на маленький хрусталик. Теперь она снова жила в родничке и готовилась к новому путешествию.
<Слайд 24>
– Как же называется путешествие капельки? (Круговорот воды в природе.)
7. Физкультминутка.
<Слайд 25>
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
8. Закрепление полученных знаний.
<Слайд 26>
– Летом все понятно: испарение, осадки, вновь испарение…, а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет?
– Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой?
– Может ли вода испарятся при низких температурах?
– Для чего хозяйки вывешивают выстиранное бельё на улицу?
– Высыхает ли бельё зимой на улице?
– Значит, вода испаряется в мороз?
– В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твердого: из снега и льда.
– Зимой в виде чего возвращается вода на землю?
– А снег это вода?
Вывод: Круговорот воды бесконечен.
9. Работа в парах.
<Слайд 27>
Рабочая тетрадь стр. 27–28.
- Отметьте свойство воды.
- Напишите, какие бывают водоемы.
- Закончи высказывание. Вода может находиться в трех состояниях:_________________
- Соедини рисунки и подписи к ним
Проверка.
10. Итог урока.
<Слайд 28>
– В каких трех состояниях находится вода в природе? (В жидком, в твердом, газообразном)
– Как происходит круговорот воды в природе?
– В виде чего бывает вода? (Пар, роса, дождь, снег, иней, лед, град, туман)
11. Рефлексия.
<Слайд 29>
Оцени свою работу.
- Я работаю с настроением.
- Я доволен собой.
- Я испытывал иногда трудности.
12. Домашнее задание.
<Слайд 30>
В тетради выполнить рисунок-схему “Как капелька путешествовала”.
Напишите пословицы о воде.
Cлайд 1
Cлайд 2
Путешествие капельки Однажды, летним утром капелька по имени Долли лежала на листике водоросли под морским солнышком и загорала со своими братьями и сестрами. Внезапно в воздухе все закружилось, и Долли была с ее родственниками поднята в воздух. Они кружились вместе с ветром и внезапно упали на зеленую траву. Наша Долли была любознательна с детства и мечтала путешествовать. Ей сразу стало понятно, что они – на земле. И вдруг она отдалилась от дома так далеко. Внезапно ей показалось, что её мечта сбылась. Но это случилось не надолго. это капелька Долли, впервые путешествующая по круговороту воды.Cлайд 3
Вдруг их подняло в воздух, и крутя, понесло в горы. Долли была так рада тем что, она впервые путешествовала. Пробыли в горах они не так долго. Над их головами стали сгущаться тучи, их вновь подняло в воздух. Их понесло над землей, и Долли вдруг показалось, что она видит эти места в последний раз. Но она ошибалась. После их полета, Капельки упали на землю. Так пошел дождь.Cлайд 4
Они упали в речку. Река понесла их по течению и вынесла их в открытое море, в их родной дом. В этом путешествии Долли особенно понравилось катание по речке. Но пройдет ещё немного времени, и Долли снова отправится в это путешествие. И это повторится ещё не один раз…Cлайд 5
Cлайд 6
Вода в природе совершает путешествие по кругу: Вначале вода превращается в пар, испаряясь с поверхности моря Пар, поднимаясь в воздух превращается в облака. Из облаков проливается дождь Дождевая вода стекает в реку оттуда она попадает в море, и вскоре опять начинает испаряться.Cлайд 7
Что же такое круговорот воды в природе? Надеюсь, вы догадались, о чем речь? Речь о Мировом круговороте воды в природе. Именно о нем я и расскажу вам сейчас. Возврат воды на нашей планете насчитывает 300 миллиардов лет. Земля хранит свою воду и использует один и тот же запас. Как же это происходит? Это происходит благодаря Мировому круговороту воды в природе. Нагреваемая солнечными лучами, вода океанов и морей в виде водяного пара поднимается вверх, испаряется. Ветры разносят этот пар над землей, а, остыв, он выпадает в виде дождя. Потом выпавшие осадки стекаются реки, и те несут свои воды в моря. И всё повторяется сначала. Таким образом, вода проходит один и тот же путь много раз. Мировой круговорот воды в природе, это непрерывный процесс перемещения воды из океана, морей, рек на сушу и с суши в океан.«Путешествие капельки» конспект занятия в средней группе
Выполнила:
Заббарова Р.Н
Группа:924у
- Образовательная область
- Интеграция
- Виды деятельности
- Форма - проведения
- Познание.
- Коммуникация, Художественное творчество.
- познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
- занятие - путешествие.
Цели и задачи НОД
- Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
3. Прививать бережное отношение к воде;
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение
к окружающему миру, воспитывать правильное
отношение к своему здоровью.
- Заучивание стихотворений о воде.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение сказок, познавательной литературы о воде.
- Наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды).
- Наблюдение за цветами (полив).
- кукла «Капитошка»,
- капли воды (большие и маленькие),
- три ёмкости для опыта,
- воронка,
- плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле;
- готовые шаблоны для аквариума,
- макароны - рыбки.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Девиз: «С голубого ручейка
Начинается река
А игра – начинается с улыбки!»
2. Игровая ситуация (В гости приходит кукла «Капитоша»).
3. Беседа о необходимости воды для всех живых существ.
4. Путешествие – поиск капелек по группе:
Уголок природы (цветы надо поливать).
Аквариум (рыбки живут в воде, без неё они погибнут).
Около мойки (младшему воспитателю вода нужна, чтобы мыть посуду, вытирать пыль).
Игровой уголок (вода нужна, чтобы мыть игрушки, стирать куклам одежду)
В туалетной комнате (вода нужна, чтобы мыть руки, лицо, выполнять необходимые гигиенические требования).
5. Физкультминутка:
«Рыбки весело плескались
В тёплой, солнечной воде
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке!»
6. Экспериментальная деятельность:
«Как воду сделать чистой».
Для эксперимента возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Вода стала чистой.
Итог НОД
Ответы детей на вопросы:
«Для чего нужна вода?»
«Как нужно беречь воду?»
«Что будет, если на Земле исчезнет вода?»
Рисунки детей на тему:
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»