Презентация в гостях у е а благининой. Биография и творчество елены александровны благининой

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Во что верят иудеи. Еврейские праздники

Иудеи верят в единого Бога – Яхве или Иегова. Бог – Творец и Владыка мира бестелесен и Его нельзя увидеть. Поэтому изображения Бога строго запрещено в иудаизме. « Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицом Моим »

Галаха – свод иудейских религиозных заповедей и норм поведения. Определяет, кто является евреем, а кто нет, как вести себя в повседневной, семейной жизни. Галахическое законодательство опирается на пять неравноценных, с точки зрения иудаизма, источников: Письменный Закон; установления, основанные на предании; Устный Закон; постановления софрим; обычай. На протяжении многих веков Галаха оставалась главным фактором, обеспечивающим сохранение внутренней целостности разбросанного по всему миру народа, пока устои исконной веры в его избранность не пошатнулись под натиском нарастающего материализма и атеизма, с одной стороны, и новых универсальных идеалов и чаяний - с другой.

Иудейский канон составляют Танах, ветхозаветная часть Библии, которая была написана и составлена до появления христианства, и Талмуд. Талмуд (от древнееврейского ла-мейд - учение) представляет собой многотомный сборник еврейской религиозной литературы, сложившейся в течение многих веков - с IV в. до н. э. по IV в. н. э Столетиями первоначальное содержание Талмуда передавалось от поколения к поколению устно в отличие от Ветхого завета, который назывался писаным законом, Талмуд назывался устным законом

В основе талмудического творчества был Танах, в особенности первая его часть - Пятикнижие, или Тора. Приспосабливая Библию к историческим обстоятельствам, талмудисты разработали множество правил, постановлений и запретов, рассчитанных на усиление национальной замкнутости и религиозной обособленности еврейских народных масс.

На протяжении многих сотен лет иудеи, проживавшие в той или иной стране объединялись в общины, во главе которой стоял раввин – человек хорошо знающий тексты Танаха и Талмуда и умеющий толковать их. Местом собрания членов иудейской общины является синагога. Это любое приличное помещение, хорошая комната, где есть свиток Торы. Обычная синагога – это не храм, это дом молитвы, дом собраний. Община всегда старалась, чтобы это здание было красивым, уютным, достойно украшенным. В синагоге члены общины совместно изучают Священное писание. В каждой синагоге есть специальная ниша или шкаф, где хранится Священное писание, располагается оно у стены, которая обращена в сторону Иерусалима. В каждой синагоге есть место для сбора пожертвований, ведь заповедь о милосердии и помощи нуждающимся – одна из важнейших в иудаизме.

Шабат (суббота) – седьмой день недели, когда Бог, сотворив мир, «почил от всех дел». В этот день иудеям категорически запрещается работать. Нельзя разжигать огонь, пользоваться электричеством (включать свет). Нельзя писать, путешествовать из одного населенного пункта в другой, переносить любые предметы, лишать жизни любое живое существо, ездить верхом или на машине, поливать растения и вести земледельческие работы. Нельзя даже трогать деньги или обсуждать дела. Суббота – семейный праздник, который иудеи посвящают особым молитвам и обрядам. Законы и предписания субботы начинают действовать с захода солнца, а заканчиваются с появлением на небосклоне трех первых звезд вечером следующего дня.

Рош-ашана – еврейский Новый год. Празднуется два дня в сентябре-октябре. Это День суда над всеми обитателями Вселенной. В этот день определяется, что произойдет с человеком в течение наступающего года. Во время праздничного угощения принято обмакивать хлеб в мед, а также есть яблоки с медом. Это символ того, что наступающий год будет сладким, т.е. удачным. Во время праздничных болгослужений обычно трубят в бараний рог – шофар. Звук шофара означает для всех иудеев призыв к покаянию. С этого дня наступают десять «грозных дней» покаяния.

Йом-кипур – Судный день. В этот день все иудеи соблюдают строгий пост и все время проводят в молитвах. На протяжении Йом-кипура действуют пять запретов. Нельзя: есть и пить, умываться, чем-либо умащать кожу, носить кожаную обувь, заниматься любовью.

Песах (пасха) – отмечается в память о выходе еврееев из Египта. По преданиям в этот день в Иерусалимском храме совершался обряд приношения Богу первого снопа весеннего урожая. В дни праздника иудеям запрещено есть любую пищу, подвергшуюся хоть какому-брожению: кефир, сметану, пироги и хлеб из дрожжевого теста. Поэтому евреи изготавливают специальный пресный хлеб – мацу.

Шавуот (Пятидесятница) – наступает на пятидесятый день после Песаха. В этот день иудеи отмечают дарование Моисею Богом скрижалей с десятью заповедями на горе Синай. В праздник Шавуот принято читать в синагоге книгу Руфь. Также существует обычай не спать всю ночь праздника, подготавливая себя учением и молитвами к дарованию Торы. В этот день также запрещена работа.

Другие праздники: Суккот – праздник собранного урожая. Гошана Раба – великое спасение. В этот день читаются все молитвы, которые начинаются со слова «Спаси!» Ту-Би Ав – прекращение мора, уничтожавшего выходцев из Египта. Ханука – освящение, очищение от скверны храма, захваченного греками. В этот день зажигают специальный светильник ханукию с восемью чашечками. Пурим – празднуется в память спасения евреев от персов. Это самый веселый праздник, «день пира и радости».



Основные понятия урока: ИУДЕИ - последователи иудаизма. ИУДЕИ - последователи иудаизма. Палестина (Ханаан) – Земля обетованная, обещанная Богом Аврааму и его потомкам. Палестина (Ханаан) – Земля обетованная, обещанная Богом Аврааму и его потомкам. Израиль («правящий силой Бога») – второе имя Яакова (Иаков), сын Исаака, а также название древнего и современного еврейского государства. Израиль («правящий силой Бога») – второе имя Яакова (Иаков), сын Исаака, а также название древнего и современного еврейского государства. Стена Плача – святое место иудеев, часть западной стены Иерусалимского храмового комплекса. Ныне от одного из самых величественных религиозных сооружений в истории человечества осталась только часть западной стены, которая сохраняется и почитается как святое место - Стена Плача. Стена Плача – святое место иудеев, часть западной стены Иерусалимского храмового комплекса. Ныне от одного из самых величественных религиозных сооружений в истории человечества осталась только часть западной стены, которая сохраняется и почитается как святое место - Стена Плача. Диаспора (от греческого «рассеяние») – расселение евреев по миру. Диаспора (от греческого «рассеяние») – расселение евреев по миру. Политеизм – многобожие. Политеизм – многобожие. Монотеизм – единобожие. Монотеизм – единобожие. Холокост – массовое истребление евреев в годы Второй мировой войны, когда погибло 5,5 – 6 млн. человек – 60 % тогдашнего еврейского населения Европы. Холокост – массовое истребление евреев в годы Второй мировой войны, когда погибло 5,5 – 6 млн. человек – 60 % тогдашнего еврейского населения Европы.


Этнические и региональные религии На смену первобытным формам религиозных верований приходят этнические и региональные религии (национально – государственные). На смену первобытным формам религиозных верований приходят этнические и региональные религии (национально – государственные). Основная их черта: принадлежность к этим религиям определяется принадлежностью к тому или иному народу или государству


Особенности этнических и региональных религий: Возникновение устойчивой идеи Бога или богов. Возникновение устойчивой идеи Бога или богов. Политеизм (многобожие). Политеизм (многобожие). Представления о загробном мире. Представления о загробном мире. Специализация культовой деятельности, Специализация культовой деятельности, выразившаяся: 1)в появлении постоянных культовых сооружений (Иерусалимский храм, храм Артемиды в Эфесе; 2) в установлении религиозного ритуала т.е. системы молитв, обрядов, культовых действий и церемоний; 3) в выделении исполнителей и организаторов религиозных действий в отдельную социальную группу, место в которой чаще всего переходит по наследству. выразившаяся: 1)в появлении постоянных культовых сооружений (Иерусалимский храм, храм Артемиды в Эфесе; 2) в установлении религиозного ритуала т.е. системы молитв, обрядов, культовых действий и церемоний; 3) в выделении исполнителей и организаторов религиозных действий в отдельную социальную группу, место в которой чаще всего переходит по наследству.


ПЕРИОДЫ (этапы) истории иудаизма: Первый период – «Дохрамовый период» до 10 века до н.э. Первый период – «Дохрамовый период» до 10 века до н.э. Период «Первого Храма» - для поклонения богу Яхве в Иерусалиме израильско-иудейский царь Соломон воздвиг ставший знаменитым во всём древнем мире ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ (945 г. До н.э.). Период «Первого Храма» - для поклонения богу Яхве в Иерусалиме израильско-иудейский царь Соломон воздвиг ставший знаменитым во всём древнем мире ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ (945 г. До н.э.). «Вавилонский плен. Период второго храма». «Вавилонский плен. Период второго храма». «Период диаспоры»(евреи расселяются по всему миру). Особенно много евреев поселилось в Испании, позднее в Германии и странах Арабского халифата. Закончился этот период восстановлением по решению ООН государства Израиль. «Период диаспоры»(евреи расселяются по всему миру). Особенно много евреев поселилось в Испании, позднее в Германии и странах Арабского халифата. Закончился этот период восстановлением по решению ООН государства Израиль.


Тест на закрепление: Политеизм – это: а) вера в духов; б) вера в единого бога; в) вера во многих богов; г) вера в некую сверхъестественную силу, правящую миром. 2. Политеизм возник в: а) первобытных религиях; б) этнических и региональных религиях: в) мировых религиях; г) нетрадиционных религиях.


3. Ученые изучают первобытные верования, используя источники: а) законодательные; б) археологические; в) статистические; г) лингвистические. 4. Комплекс обрядов и верований, связанный с поклонением древнего человека животным и растениям, называется: а) тотемизм; б) фетишизм; в) анимизм; г) даосизм.


5. Характерной чертой магии является: а) поминальный обряд; б) колдовство и заклинания; в) почитание какого – либо объекта 4 г) политеизм. 6. В первобытных религиях ядром религиозного культа были: а) жертвоприношения; б) проповеди и молитвы; в) посты; г) праздники.






ТАНАХ (Та НаХ) состоит из 3-х частей: 1 часть: Закон – «Пятикнижие Моисея», или Тора (др.евр. «учение»). Автор её пророк Моисей, который вывел иудеев из Египта в Землю обетованную – Палестину. 2 часть: Пророки- книги (видения пророков, которым периодически открывал свою волю Яхве).




Второй источник вероучения иудаизма – ТАЛМУД (др. – евр. – «изучение») - это основанный на библейском вероучении многотомный религиозно – философский, моральный, бытовой, законодательный и судебный кодекс. - это основанный на библейском вероучении многотомный религиозно – философский, моральный, бытовой, законодательный и судебный кодекс.


ТАЛМУД 1 часть МИШНА - (повторение) – МИШНА - (повторение) – Истолкование древними мудрецами содержания Священного Писания. 2 часть Гемара (завершение, окончание, полное разъяснение) – толкование МИШНЫ. Гемара (завершение, окончание, полное разъяснение) – толкование МИШНЫ.




Декалог (10 заповедей): 1. Почитать единого Бога. 2. Не создавать себе кумира. 3. Не поминать имени Бога всуе. 4. Уважать субботу как день почитания Бога. 5. Уважать родителей. 6. Не убивать. 7. Не прелюбодействовать. 8. Не красть. 9. Не лжесвидетельствовать. 10. Не желать ничего из того, что принадлежит другому человеку.