Презентация по истории замок рыцаря. Презентация «Средневековые рыцари и замки

Данная работа предназначена для 6 класса. Учащиеся познакомятся с жизнью и бытом рыцарей, выяснят, как проходило их воспитание. Презентация поможет учащимся наглядно представить жизнь рыцарей. На уроке рассматривается понятие рыцарь, отличительные особенности рыцарства. Иллюстрации, исполmзованные в презентации, помогут ученикам представить жизнь в средневековом замке, рыцарские турниры и развлечения. Формируется понятие о рыцарской чести.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "В рыцарском замке"»


6 класс

Тема урока:

« В рыцарском замке»


План:

1.Замок феодала.

2.Снаряжение рыцарей.

3.Рыцари на досуге.

4.Рыцарская честь.




Запишем определение:

Замок – это жилище феодала и его крепость


Замок феодала

Сначала замки строились из дерева, позднее – из камня. Мощные зубчатые стены служили надёжной защитой.


Замок феодала

Замок часто возводился на холме или высокой скале, окружали рвом и водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера.




Замок феодала

Через ров или реку перекидывали подъёмный мост, на ночь или при нападении врагов он поднимался. Из башен наблюдали стражники. Заметив врага, они трубили сигнал тревоги.


Замок феодала

Чтобы проникнуть в замок, нужно было преодолеть много препятствий: засыпать ров, одолеть холм по открытому пространству, взять штурмом крепость.


Над всеми постройками замка возвышалась главная башня – донжон

В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду, даже если другие укрепления были захвачены.



Замок феодала

Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землёй. Если удавалось её разбить, то приходилось сражаться за каждый этаж.


Снаряжение рыцаря

Военное дело стало занятием исключительно феодалов на протяжении многих веков. Часто феодалы сражались всю жизнь.


Снаряжение рыцаря

Рыцарь был вооружён большим мечом, длинным копьём, боевым топором и палицей. Большим щитом он мог прикрыться с ног до головы.


Снаряжение рыцаря

Тело рыцаря первоначально защищала кольчуга, доходившая до колен, позднее её заменили латы. На голову надевал шлем и в минуту опасности рыцарь на лицо опускал забрало.


Снаряжение рыцаря

Сражались рыцари на сильных и выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Боевой конь, рыцарское снаряжение стоили очень дорого, поэтому только землевладелец мог нести службу.


Основное время феодалы отдавали войнам и военным упражнениям, охоте и пирам. Охота служила не только развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи.


После охоты феодал устраивал пир, на котором присутствовало много гостей, столы ломились от угощений. Музыканты развлекали гостей.


Турниры – военные состязания рыцарей в силе и ловкости. Там собиралось много зрителей, порой даже из нескольких стран.




  • Во время торжеств нередко проходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды.

Только после длительной службы отличившихся посвящали в рыцари.

Во время большого праздника воин становился на колени перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью по затылку или клинком меча по спине – это был единственный удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него.


Подведём итог урока.

Домашнее задание

  • Параграф 11, нарисовать герб своей семьи.

В рыцарских замках Составитель: учитель музыки МБОУ «Гимназия №53» Г. Нижнего Новгорода Шишкина С.В.

Плывя по “ленте времени”,

От древности до наших дней,

Мы видим славных рыцарей,

И замки, и коней.

Тишина стоит вокруг,

Вышли рыцари на круг,

Шлем одев, закрыв забрало,

Выхватив из ножен меч,

Стал рубить врага он с плеч,

После боя, славный рыцарь,

Положив и щит, и меч,

Сделав вдох и выдох длинный,

Отдохнуть решил присесть.

  • Что бы вы хотели узнать на уроке?
  • Сформулируйте цель нашего занятия?
  • Согласны ли вы, что тема
  • “В рыцарских замках” вам может пригодиться?

Замок – это жилище феодала и его крепость. Замок возводили на холме, окружали широким рвом с водой. Через ров перебрасывали подъемный мост. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход. Взять замок приступом было очень сложно – нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице.

Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось по наследству.

Все рыцари проходили обязательное обучение. Они могли не уметь читать и писать, но владеть оружием и скакать на коне они обучались с детства.

Они проводили время в походах, сражениях и турнирах. Но многие из них любили … (поэзию и музыку).

Занятия рыцарей

Рыцарский турнир

Пир в рыцарском замке

М. И. Глинка ”Рыцарский романс”

Кто такие рыцари, что они делали, какими качествами обладали?

Как музыка помогла вам определить, что рыцарь смелый, отважный…?

Определите настроение, лад, темп, музыкальный образ?

Найдите в учебнике:

  • Когда могла звучать музыка в замке?
  • Кто мог исполнять, музыкальные произведения в замках?
  • Как называют бродячих музыкантов?

    На какую тему исполняли свои произведения бродячие музыканты?

    Почему бродячие музыканты должны были знать все новости?

    Какие функции они выполняли?

Многие из рыцарей любили поэзию и музыку. Подобные рыцари и стали первыми композиторами.

Трубадуры писали стихи и музыку к ним, а их неизменные спутники-слуги - менестрели - пели песни своего господина. Каждый трубадур долго обучался правилам хорошего тона и обхождения с дамой, а также поэзии и музыке.

Каждый трубадур, шпильман … долго обучался правилам хорошего тона и обхождения с дамой, а также поэзии и музыке. От настоящего трубадура требовалось знать ходящие в народе новости, иметь хорошую память, показать осведомленность о последних сплетнях о королевском дворе, уметь экспромтом сочинить стихи для сеньора или дамы и играть, по меньшей мере, на двух музыкальных инструментах, которые тогда любили при больших и малых феодальных дворах.

Трубадуры и менестрели странствовали по стране. Свои песни они посвящали прекрасным дамам. Поэтому главной темой их творчества была возвышенная любовь, а девизом – создание прекрасной мелодии, идущей от сердца. Они сочиняли песни легкие и понятные всем.

В своих песнях трубадуры рисовали сцены битв, воспевали красоту родной природы. Некоторые песни трубадуров до сих пор поют во Франции.

Как звучала музыка трубадуров?

Работа в парах:

1.Обоснуйте, почему говорят: “Мой дом – моя крепость”?

2. Составление кодекса чести рыцаря продолжив предложения?

(Рыцарь должен быть воспитанным; должен быть защитником; должен быть предан Прекрасной Даме; обладать такими качествами – отвагой…)

3. Назовите музыкальное произведение, которое воспевало сегодня на уроке рыцарство?

Песня «В старом замке»

(муз. Е. Крылатова,

сл. Ю. Энтина)

  • Совпали ли цели урока с результатами урока?
  • Что нового узнали?
  • Составьте схему:

  • Какое поведение в наше время считается рыцарским?
  • Дополните предложение:

    Я оцениваю свою работу на уроке….., потому что …

Спасибо за урок!

Cлайд 1

Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ « Никольская СОШ» Подлеснова Н. М. 2009г

Cлайд 2

Рыцарь (первоначально - «всадник»;) - средневековый дворянский почётный титул в Европе Рыцарем долгое время мог быть сделан каждый.

Cлайд 3

Рыцарские заповеди - быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п. Рыцарские доблести - мужество верность щедрость благоразумие общительность, чувство чести вольность

Cлайд 4

Феодал - землевладелец, по отношению к которому крестьяне находятся в крепостной зависимости. Крупный феодал. Права феодала: сбор огромных налогов с населения его страны; суд над обычными жителями; объявление войны другим феодалам и заключение мира с ними; обеспечение безопасности вверенного феода.

Cлайд 5

Позднее феодалы выработали особые правила рыцарской чести: рыцарь должен искать подвигов, бороться с врагами христианской веры, защищать слабых и обиженных. Правила чести применялись только в отношениях между феодалами. Но и здесь они постоянно нарушались. В повседневной жизни, в семье многие феодалы были грубы, жестоки и заносчивы. К труженикам крестьянам, ко всем «неблагородным» они относились свысока, называли их «подлым простонародьем». «Лучше всего, когда крестьянин плачет; худо, когда он радуется»,- говорили господа. Даже в рыцарских песнях феодалы выражали ненависть к людям, которые их кормили и одевали: Мужики, что злы и грубы, На дворянство точат зубы, Только нищими мне любы! Любо видеть мне народ Голодающим, раздетым, Страждущим, не обогретым!.. Чтоб крестьяне не жирели, Чтоб лишения терпели,- Надобно из года в год Всех держать их в чёрном теле… (Бертран де Борн, 1195 год)



СЛОВО « РЫЦАРЬ » ПЕРВОНАЧАЛЬНО ОЗНАЧАЛО « ВСАДНИК » Рыцарями могли быть только люди « благородного » происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы. Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений – герцогов, графов, баронов. Для того чтобы стать настоящим воином рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов (землевладельцев) или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось не обязательным.


КОГДА ЮНОШЕ ИСПОЛНЯЛОСЬ 15 ЛЕТ, ОН ПОСТУПАЛ НА СЛУЖБУ К РЫЦАРЮ, СТАНОВИЛСЯ ОРУЖЕНОСЦЕМ. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вёз доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие. И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и, конечно, прекрасных дам.




А чтобы в мирное время не притупилось их военное искусство, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами. На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла.




Жили рыцари в замках. Замок – это дворец и крепость феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищенных местах: главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Суровые, мощные замки с XI – XII вв. становятся более живописными, свободными по планировке, с XIII – XIV вв. превращаются в сложные комплексы построек, и, наконец, в дворцовые ансамбли.


Замки знати были не очень удобными жилищами. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов.




Главной причиной для строительства замков стала сама феодальная система. Владетельные суверены царили на принадлежавших им землях и распоряжались судьбами живущих на них людей. Стремясь увеличить размеры владения, упрочить свою власть, феодалы нередко нападали на территорию ближнего или дальнего соседа. И конечно же, соседи тоже не оставались в долгу. Потому - то и приходилось господам превращать свои дома в неприступные крепости. Так возникли замки.











Двойные стены этой крепости были толщиной в 6 метров, а на углах еще мощнее. В центре замка находится огромный зал высотой в два этажа. Свет сюда попадает лишь через несколько маленьких окошечек, расположенных высоко под потолком. Вид замка с высоты птичьего полета


АРХИТЕКТОРЫ, ПРИСТУПАЯ К СТРОИТЕЛЬСТВУ ЗАМКОВ, ВСЕГДА В ВОЕННЫХ ЦЕЛЯХ ИЗНАЧАЛЬНО ПРЕДУСМАТРИВАЛИ СООРУЖЕНИЕ УЗКИХ И МАЛЕНЬКИХ ОКОН, ЧЕРЕЗ ТАКИЕ ОКНА ВОИНЫ МОГЛИ ПОРАЖАТЬ НЕПРИЯТЕЛЯ, САМИ ПРИ ЭТОМ ОСТАВАЯСЬ В БЕЗОПАСНОСТИ. ТАК ВЫГЛЯДИТ ЗАМОК ХЕДИНГЭМ СЕГОДНЯ.