Презентация на тему варфоломей варфоломеевич растрелли. Презентация на тему "франческо бартоломео растрелли "

ее ее Бартолом о Франч ско Растр ллиее (Варфолом й ее ее Варфолом евич Растрелли) 1700 ­ 1771 - русский архитектор итальянс кого происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинског о барокко. Сын обрусевшего итальянца К. Растрелли (скульптор)

Отец Франческо, Бартоломео Карло в конце 1715 года принял предложение о т российского посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I.

Уже в феврале 1716 г. Карло Растрелли прибыл в Петербург с шестнадцатилетним сыном - своим ближайшим помощником.

Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.

Ранняя задокументированная работа Растрелли - каменный трёхэтажный дворец Дмитрия Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге (1721-1727). Эта постройка вписывалась в основное русло петровского барокко и мало отличалась от подобных сооружений.

Между 1727 и 1730 г.г. Растрелли создает план каменного дворца с садом для князя Ивана Долгорукого и план нового здания Арсенала в Москве.

Стремительное возвышение зодчего началось после вступления на российский престол Анны Иоанновны. Растрелли был назначен придворным архитектором, получив контроль над всеми основными строительными начинаниями двора. Важным этапом в жизни и творчестве архитектора является время его пребывания в старой столице - Москве, куда он переехал вместе с отцом в 1730 г. Московские постройки архитектора являлись для него своеобразным экспериментом. Именно в

Утраченные постройки: 1.Зимний дворец Анны Иоанновны, 2.Зимний Кремлевский дворец, г. Москва.

Осенью 1734 г. Бирон призывает к себе архитектора для того, чтобы доверить ему возвести замок в Курляндии в Руентале - день закладки дворца - 24 мая 1736 г.

В ноябре 1741 г. произошел очередной дворцовый переворот, тот, что привел на высочайший трон дочку Петра I Елизавету Петровну.

В конце февраля 1741 г. Растрелли подготовил план нового Летнего дворца, а в июне того же года в торжественной обстановке состоялась его закладка. (Летний дворец Елизаветы Петровны в С-Петербурге утрачен).

В 1749 г. Елизавета Петровна издает указ о строительстве Смольного монастыря в Петербурге и поручает его Растрелли. Растрелли не пришлось завершить сооружение собора: в 1757 г. сооружение (начатое в 1748 г.) приостановилось в связи с архитектурных ансамблей XVIII в. Семилетней войной. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли, одним из замечательных

Работая над сооружением Смольного монастыря в декабре 1745 г., Растрелли получает новое приказание императрицы Елизаветы Петровны - активизировать сооружение Верхних палат в Петергофе.

Большой Петергофский дворец.(1747-1755 г.г.)

15 июня 1752 г. Елизавета Петровна впервой устроила в обновленном Петергофском дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.

Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к более значительному и цельному произведению зодчего - Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села. Работы Растрелли в Царском Селе начались в 1748 г.

Первоначально они заключались главным образом в переделках старого дворца. С 1752 г. Растрелли приступил к новой перестройке всего здания. Екатерининский дворец Царского Села - одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII в. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом - это произведение

Внутреннее убранство Екатерининского дворца

16 февраля 1753 г. Елизавета Петровна издает указ о строительстве нового Зимнего дворца. Однако прошло больше года, пока был бесповоротно утвержден напротив него. четвертый по счету план Зимнего дворца. По замыслу Растрелли, Зимний строится на Дворцовом лугу. Площадь перед дворцом окружит галерея с широким разрывом


Екатерина II времени над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали давать заказы, считая, что его манера (барокко) стала немодным. Обер-архитектор просит дать ему отпуск, и 10 августа 1762 г. Екатерина II подписывает надлежащий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что еще раз вернется к работе. Но за время его отсутствия обстановка ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что переделываются внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 г. Екатерина II принимает заключение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де

В 1764 г. Растрелли отправляется в Митаву, столицу Курляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Бирону. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сын Бирона Петр, управляющий всеми делами, дал понять, что хочет брать молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли. Крупнейший по размерам барочный дворец Прибалтики, построенный по проекту Б.Растрелли как парадная городская резиденция герцогов Курляндии и Семигалии в их столице - Митаве (ныне Елгава).

В феврале 1769 г. Растрелли сызнова отправляется в Италию с коммерческой целью - приобрести там картины итальянских живописцев с тем, чтобы после этого перепродать их в Петербурге. Нет никаких сообщений, сколь удачной была эта коммерческая акция, но известно другое - прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 г. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер.


Растрелли Бартоломео Карло родился в 1675 году во Флоренции в семье состоятельного дворянина Франческо Растрелли. Заметив художественные наклонности сына, отец, отдал его в скульптурную мастерскую, где Растрелли прошел отличную выучку. Он хорошо рисовал, умел работать в бронзе, постиг художественное литье и ювелирное дело, получил навыки архитектурного проектирования, познакомился со строительной техникой и гидравликой, освоил искусство театрального живописца. Но применить свои способности на родине он не смог: некогда процветавшая Флоренция переживала тяжелый экономический и политический кризис.


Не нашлось заказов и при папском Дворе в Риме. Растрелли возвращается во Флоренцию, вскоре женится на испанской дворянке, вместе с ней едет в Париж. Там в 1700 году у них родился сын - Франческо Бартоломео Растрелли, будущий знаменитый архитектор. В 1707 году за надгробие маркизу де Помпону, министру Людовика XIV, которое понравилось вдове и многим влиятельным лицам, Растрелли получил графский титул. Памятник Растрелли.


Царствование Людовика близилось к концу, и многие мастера не имели заказов. Петр 1, заинтересованный в привлечении в Россию художников, и понимая создавшуюся обстановку, писал русскому резиденту во Франции Н. Зотову, чтобы тот не упустил "потребных и добрых" мастеров. В апреле 1715 года Зотов начинает вести переговоры со многими мастерами, в том числе и с Растрелли. С 1 мая 1715 года скульптор уже был принят по договору "с сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет". В его обязанности входило проектирование дворцов, садов, каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливка скульптуры из меди, свинца и железа, изготовление портретов из воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для театральных представлений. Специальным пунктом договора предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников. 24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и вскоре занял ведущее положение среди скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда.


Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он участвовал в планировке Васильевского острова и в строительстве дворца в Стрельне, представил на конкурс проект здания сената, делал модели гидравлических машин для фонтанов, преподавал в рисовальном отделении Академии наук, исполнял эскизы маскарадных костюмов, а также занимался скульптурой. Но вскоре французский архитектор Ж.Б. Леблон, приехавший почти одновременно с Растрелли и соперничавший с ним, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому разносторонне одаренный Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры и прежде всего показал себя как изумительный портретист. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствовавшую победоносному духу петровского царствования с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи. Дворец в Стрельне


Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты. Первой значительной портретной работой является бюст А. Д. Меншикова выполненный в конце 1716 года. Годом позже появилась эта работа в бронзе, а в конце 1840-х годов скульптор Витали повторил портрет в мраморе (ГРМ). бюст А. Д. Меншикова


Многократно обращался Растрелли к образу Петра I. Еще при жизни царя, в 1719 году, он снял с него маску (ГЭ), творчески интерпретировал ее и создал абсолютно достоверный портрет. Тогда же был сделан восковой бюст Петра в латах. После смерти Петра I по заказу Екатерины I Растрелли выполнил "Восковую персону" (ГЭ) - раскрашенную фигуру в натуральную величину, облаченную в одежды Петра. Две последние работы интересны как своего рода "документы". маска Петра I «Восковая персона» Петра I


Подлинной удачей Растрелли является бронзовый бюст Петра I (, ГЭ; вариант - ГРМ): образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень динамичный по форме. Б. К. Растрелли выполнил еще два бюста Петра: один в дереве - для военного корабля, другой - из позолоченного свинца (Копенгагенский музей). Портретные бюсты Растрелли - скорее монументальные, а не станковые произведения. В них переданы не только индивидуальные черты отдельных лиц, но. и характер целой эпохи. бюст Петра I


Много лет работал Растрелли над конным монументом Петра. Еще в 1720 году по заказу царя он сделал небольшую модель будущего памятника. В 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет, уже после смерти скульптора, при участии его сына, архитектора Ф. Б.Растрелли, статую отлили в бронзе. Памятник был установлен Павлом 1 лишь в 1800 году перед Михайловским замком. Там он стоит и поныне с надписью Прадеду - правнук". Это - первый конный памятник в русском искусстве, хоть установлен он и позже знаменитого "Медного всадника". модель будущего памятника памятник Петра I


В 1741 году скульптор закончил работу над статуей "Анна Иоанновна с арапчонком" (ГРМ), в которой органично соединились портретная характеристика и монументальное обобщение. Если в образе Петра и его сподвижников - порыв и горение, то в названном произведении - олицетворение одного из самых мрачных периодов истории России. "Анна Иоанновна с арапчонком"


Портретные работы - не единственное, что оставил Растрелли. Он много работал как мастер декоративной скульптуры в Стрельне, Летнем саду и особенно в Петергофе. Творчество Растрелли заметно сказалось и на развитии медальерного искусства России. Значительный интерес представляет участие Растрелли в работе над проектом Триумфального столпа, идею которого выдвинул Петр в подражание римской Колонне Траяна. По мысли Петра "столп в память Северной войны" должен был увековечить военные подвиги русской армии, приведшие к образованию могучей Российской империи. Но после смерти Петра колонну стали называть "Столп памяти Петра I и Северной войны".


Грандиозную колонну, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны, должна была венчать статуя Петра I. Однако Триумфальный столп так и не поставили ни при Петре I, ни при его преемниках. Не была даже закончена модель статуи. Только в 1938 году модель столпа реконструировали, и теперь она находится в Эрмитаже. Растрелли принадлежит архитектурное решение колонны. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра Екатерина I передала эту работу Андрею Нартову - талантливому резчику и токарному мастеру. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее, решение этого своеобразного памятника характерно для творчества Растрелли.


Согласно договору, Растрелли должен был обучать одаренных людей "художествам и ремеслам". Он пытался организовать профессиональную школу скульпторов, но не оказалось условий для систематических занятий. Все же известно, что у скульптора было много учеников и некоторые из них стали его помощниками. Растрелли умер 18 ноября 1744 года.















1 из 14

Презентация на тему: Растрелли

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Бартоломео Карло Растрелли. РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) (1700, Париж - 1771, Петербург), граф, русский архитектор, итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. Один из величайших российских архитекторов 18 века наряду с Кваренги и Росси. Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой.

№ слайда 3

Описание слайда:

Елизавета Петровна Анна Иоанна Образование получил в Париже, учился также и у отца - скульптора. В 1716 вместе с отцом в качестве его помощника приехал в Россию, а с 1722 начал работать самостоятельно. Для продолжения образования в 1722-30 побывал в Италии, Германии и Франции. Был любимым архитектором Елизаветы Петровны, при ней созданы его лучшие работы. Получил звание генерал-майора, стал кавалером ордена св. Анны и академиком архитектуры (1770). После себя оставил школу учеников и последователей. В Москве и Санкт-Петербурге строил для Анны Иоанновны, в Санкт-Петербурге и его пригородах - для Елизаветы Петровны, в Курляндии - для фаворита Анны Иоанновны Бирона, в Киеве - Андреевскую церковь (проект 1747, построена в 1748-1767 архитектором И. Ф. Мичуриным).

№ слайда 4

Описание слайда:

По заказу Анны Иоанновны выполнил ряд построек: небольшой деревянный дворец Зимний Анненгоф (1730) в Московском Кремле и летний Анненгоф в Лефортове (оба не сохранились). После переезда императрицы в Санкт-Петербург в 1732 начинает работу над новым Зимним дворцом (третьим по счету) на месте нынешнего. Для этого перестраивает и объединяет в одно целое дома Апраксина и Кикина. Для Бирона строит два дворца - в Митаве и Рундале. В Рундальском дворце проявляется и его незаурядный талант декоратора.

№ слайда 5

Описание слайда:

и В 1741, после восхождения на престол Елизаветы Петровны, начинается пора блистательного расцвета таланта Растрелли. Он получает самые крупные официальные заказы. В великолепных творениях этого времени выражается лицо Российской империи, воплощаются идеи славы, могущества и богатства России. В 1741-42 на месте нынешнего Инженерного замка Растрелли строит новый летний деревянный дворец, заказанный еще при Анне Леопольдовне и завершенный при Елизавете Петровне. Этот Летний дворец стал любимым местопребыванием императрицы Елизаветы. В композиционном решении дворца и в оформлении его интерьеров уже складывается зрелый почерк мастера. Строительство императорских дворцов продолжается: в 1746-55 строится Большой Петергофский, в 1752-1756 - Царскосельский. Растрелли превращает петровские Верхние палаты в монументальное парадное сооружение. Фасад Большого Петергофского дворца имеет значительную протяженность, в его композиции четко выражены отдельные, связанные между собой объемы, акцентирована центральная часть из трех ризалитов.

№ слайда 6

Описание слайда:

Отделка фасадов сдержанна, хотя включает разнообразные барочные декоративные элементы - русты, картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах, узорные балконные решетки. Особую пышность придают замыкающие композицию два павильона, церковный и «Под гербом», с их украшенными золоченым рельефным декором куполами и золочеными главками. Ряд интерьеров (Парадная лестница, Танцевальный зал, Аудиенц-зал, церковь) еще до 1941 сохранял пышную барочную отделку, осуществленную по проектам Растрелли. Во время войны дворец был разрушен. С 1951 ведется его реставрация. В настоящее время восстановлена большая часть его интерьеров.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Царскосельский дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего. В основе его центральной части - каменные палаты Екатерины I. Он также характеризуется протяженностью фасада. Сложный ритм членений и огромное богатство элементов декоративного оформления контрастируют с организующим фасады в одно целое принципом симметрии. Парадный двор эффектно замыкается двумя колоссальными дугами одноэтажных служебных корпусов - циркумференций. Их соединяет чугунная ограда с воротами, увенчанными гербом Российской империи. Архитектор виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный размах композиции, пластика, рельефность архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор. В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора. В оформлении интерьеров дворца мастер широко применяет роспись, золоченую резьбу и зеркала, отчего залы сверкают роскошью и великолепием. Монументальной росписи плафонов вторят паркетные полы, украшенные декоративными мотивами, набранными из редких пород дерева. Наибольшую известность получили такие шедевры оформительского гения архитектора, как Тронный зал, Картинный зал, Янтарная комната. Реставрация разрушенного во время Великой Отечественной войны дворца началась в 1957 и еще не окончена, но основные интерьеры уже восстановлены.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

В 1754-1762 Растрелли строит главную резиденцию русских императоров - Зимний дворец - самый известный памятник зрелого барокко в России. В плане грандиозный комплекс представляет собой замкнутое каре с внутренним двором. Фасады оформлены непрерывным ритмическим членением стен выступами и отступами, колоннами с эффектными капителями. Особо акцентированы углы здания, обработанные колоннами, собранными в пучки. Все это создает впечатление чрезвычайно богатой пластической разработки стены, которая воспринимается как многослойная, пульсирующая в вечном движении структура. Торжественность, великолепие, парадное назначение здания подчеркнуты архитектором с помощью всего орнаментально-декоративного богатства барокко. Растрелли использует весь диапазон архитектурного декора, составляющего специфику его стиля: колонны, полуколонны, пилястры, кариатиды, атланты, надоконные сандрики и картуши, разнообразные наличники, мощно раскрепованные фронтоны и антаблементы. Особенно красивы протяженные фасады дворца - один, тянущийся вдоль стальной глади Невы, и другой, раскрывающийся на Дворцовую площадь. Планировка внутренних помещений и здесь следует принципу бесконечной парадной анфилады, характерному для стиля барокко и применяемому Растрелли во всех его сооружениях. Интерьеры Зимнего перестраивались многократно и особенно после разрушительного пожара в 1837. О внутренних работах Растрелли можно составить представление по блистательной Иорданской лестнице и убранству дворцовой церкви.

№ слайда 11

Описание слайда:

Особое место в творчестве Растрелли занимает культовая архитектура. Он создал тип пятиглавого, наподобие русских храмов 17 в., барочного храма, с роскошным золоченым резным иконостасом - прототип для церковного зодчества Санкт-Петербурга середины 18 столетия. В каждом из построенных дворцовых зданий Растрелли сооружал домовую церковь. Самый знаменитый из его храмов - Смольный собор (1748-1764). Растрелли создал проект всего монастырского ансамбля. В его центре возвышается великолепный собор, в план которого заложен равноконечный крест. Двухъярусная структура здания состоит из кубического основного объема, на котором возвышается пятиглавие. Четыре меньшие боковые главы на столпообразных основаниях тесно примыкают к мощной центральной. Пластика фасадов отличается исключительной живописностью. Стены растворяются в выступах и отступах, углы которых акцентированы сдвоенными колоннами в первом ярусе и пилястрами во втором. Это облегчает переход к стройному пятиглавию, подчеркивает вертикальные членения и создает впечатление взлета вверх всей этой пластически-живописной массы. Проект предполагал возведение перед собором величественной 140-метровой колокольни. Замысел не осуществлен, и это одна из крупных потерь в истории русской архитектуры. Внутренняя отделка собора закончена архитектором В. П. Стасовым в классицистическом стиле только в 1832-35 годах.

№ слайда 14

Описание слайда:

Бартоломео Франческо Растрелли Крупнейший архитектор русского барокко – Бартоломео Франческо Расстрелли родился в Париже в 1700 году, в семье итальянского скульптора Бартоломео Карло Растрелли. В 1716 году он приехал в Росиию вместе с отцом, получившим заказы. Помогал ему в проектировании. Его отец получал много архитектурных заказов, хотя сам был скульптором. Сын помогал ему в них. В том числе он выполнил порученный отцу заказ проекта паркового ансамбля на мызе Стрельна.


Затем в 1730 он был назначен придворным архитектором Анны Иоанновны и спроектировал для нее деревянный дворец Анненгоф в Лефортово. Увы, он тоже не сохранился… Первой его самостоятельной работой в 1721 стал проект дома молдавского господаря Кантемира. До нашего времени не сохранился. Снесен Баженовым.








Следующая работа Растрелли, () не сохранилась до нашего времени. Это был деревянный Летний Дворец. Впоследствии он был разобран при возведении Михайловского замка. По мнению многих искусствоведов, это была самая значительная из ранних работ Бартоломео Франческо Расстрелли.






В годах он возводит Воронцовский дворец.


В годах Растрелли строит Строгановский дворец. Но эпоха барокко уже близится к концу…


Последним крупным произведением Расстрелли становится Смольный монастырь. Но даже он не был доведен до конца. Задуманная автором гигантская колокольня так никогда и не была построена… - Но почему!? - воскликнет разгневанный и удивленный читатель. – Почему исчез стиль русского барокко, прекрасный и величавый?! - И мы ответим, что…










При правлении Елизаветы архитектор выполняет огромный объём работ. Однако получить патент обер- архитектора он не может целых десять лет. И только после своего объявления о отъезде из России (ноябрь 1748 года) императрица даёт ему этот патент, таким образом увеличив жалование и статус зодчего. Само собой, из России Растрелли не уезжает.


В 1748 году императрица Елизавета издаёт указ о начале строительства Смольногго монастыря и поручает это Франческо Бартоломео Растрелли. Строительство велось с 1749 года, в 1751 году из- за Семилетней войны воплощение проекта пришлось прекратить. Однако и уже созданное является одним из самых значительных творений архитектора


С 1752 по 1754 года по проекту Растрелли строится дворец Строгановых. Граф Строганов оказался единственным заказчиком, который кроме денежного вознаграждения одарил архитектора щедрым подарком. Он заказал портрет Растрелли у художника П. Ротари, приехавшему в Петербург, чтобы написать портреты членов императорской семьи


16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издаёт указ о начале строительства нового Зимнего дворца. Начато строительство после именного указа императрицы в июле 1754 года. Завершается оно уже при Петре III, который приказал окончить работы к 6 апреля 1762 года. Именно Пётр III оказался единственным из правителей при которых творил Растрелли, кто наградил его за труды. Он пожаловал Растрелли звание генерала-майора и орден Святой Анны.


В 1758 году по проекту Франческо Бартоломео началось строительство Гостинного двора. Однако вскоре оно было приостановлено. Трудности заключались в неприятии проекта купцами, которые посчитали его слишком дорогим. В 1761 году строительство возобновилось, но уже по другому проекту.




Умер архитектор в 1771 году, совсем скоро после того как его приняли в члены Императорской Академии художеств. В последние годы жизни Растрелли любил повторять: «Архитектора здесь ценят только тогда, когда в нём нуждаются». Ни точная дата смерти, ни место захоронения до сих пор являются неизвестными.