Презентация на тему некрасов крестьянские дети. «Крестьянские дети

Слайд 1

«Крестьянские дети»
Н.А.Некрасов

Слайд 2

Родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирове, где располагался полк его отца.

Слайд 3

Отец поэта – Алексей Сергеевич Некрасов - принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. И он, и его братья избрали военную карьеру. Алексей Сергеевич принимал участие в Отечественной войне 1812 года, а его братья погибли в Бородинском сражении. Отец Некрасова – типичный служака из дворян-крепостников, чуждый каких бы то ни было интересов. Офицерские похождения, безудержный разгул и карты наполняли его жизнь в часы, свободные от службы.

Слайд 4

Мать Некрасова – Елена Андреевна, женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, она была полной противоположностью грубому и ограниченному мужу. Елена Андреевна серьёзно занималась воспитанием детей, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела.
Любимое место матери Некрасова

Слайд 5

В конце 1824 года семья переехала в своё родовое имение Грешнево, в двадцати верстах от Ярославля.

Слайд 6

В августе 1832 года Алексей Сергеевич Некрасов «представил для обучения» в ярославскую гимназию двух своих сыновей – Андрея и Николая.

Слайд 7

От бывшей усадьбы Грешнево сохранился каменный флигель начала XIX в. По преданию, в этом доме А.С.Некрасов держал своих крепостных музыкантов. В конце XIX в. был надстроен второй, деревянный этаж, и в бывшей «музыкантской» зашумел придорожный трактир «Раздолье». Сохранился небольшой уголок усадебного парка и липы, посаженные матерью поэта…

Слайд 8

Абакумцево. Фамильный склеп Некрасовых.

Слайд 9

Могила Е.А.Некрасовой, матери поэта, находится в самой почётной части церковного кладбища, у алтаря.

Слайд 10

Недалеко от церкви – двухэтажный деревянный дом. Это школа для крестьянских детей, построенная Н.А.Некрасовым на его средства в 1872 году.

Слайд 11

Во время одного из приездов в Грешнево летом 1861 года Некрасов создаёт стихотворение «Крестьянские дети». Стихотворение написано в форме записок охотника. Начало и конец его – это рассказ о встрече охотника с ребятишками. Поэт показывает, что общение с природой, труд формируют в крестьянских детях находчивость, любознательность, терпение. В произведении показаны разные стороны жизни крестьянских детей, переданы лирические раздумья поэта о нелёгкой крестьянской доле.
Стихотворение «Крестьянские дети»

Слайд 12

В.Маковский. Крестьянские дети

Слайд 13

Словарная работа вирши - стихи вереница - ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим кинулись прочь – убежали мякина - остатки колосьев

Слайд 14


1. Охотник рад возвращению в родную деревню. 2. Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина. 3. Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми. 4. Раздумья о детском труде. 5. Встреча поэта с «мужичком» Власом. 6. Представление Фингала для деревенских зрителей. 7. Гроза разлучает с крестьянскими детьми.
План стихотворения

Слайд 15

Каким настроением проникнута I часть? Как определить, что охотник доволен ночлегом? Как воспринимает окружающую обстановку?
Радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей.

Слайд 16

«Жизнь и творчество Некрасова» - Н. Николай Алексеевич Некрасов. Г. Некрасов. Родился Н. Выполнил ученик 6ж класса Горошко Александр Учитель И.П. Фукс. В 1846 году Николай Некрасов с И. Жизнь и творчество. 1821 – 1877 гг. А. А.Некрасов.

«Некрасов 10 класс» - Выполнили ученики 10 класса СОШ№2 Волков И. и Грушко Е. руководитель Емельянова О. Б. Тупик, в который приходят чувства. В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Цель: И всё же почему нам нравится любовная лирика Некрасова? Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно.

«Некрасов лирика» - В чём особенность поэзии и новаторство Н.А. Некрасова? Тема: Своеобразие лирики Н.А.Некрасова. Тема поэта и поэзии в лирике. Княгиня Волконская «Нет! Любуйся, а нам не мешай!». «Мороз, Красный нос». «На Волге». «Да знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный?». «Русские женщины». (1821-1878). «…Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз.

«Поэма Некрасова» - «Русские женщины». Жизнь - героическое усилие... Полина Гебль (Анненкова). Приход в редакцию Добролюбова. 1860 г. – уход из «Современника» И. С. Тургенева. Написана на материале истории декабристов. Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немиров. Первыми в нач. 1827 в Нерчинские рудники приехали Е. И. Трубецкая, М. Н. Волконская, А. Г. Муравьева.

«Некрасов Николай Алексеевич» - В 1838 г. начал печатать свои стихи. В 16 лет Некрасов по настоянию отца поехал поступать в Петербург поступать в Дворянский полк (офицерское училище). Некрасов был поэтом глубоко национальным. Чего только не пришлось пережить Некрасову! Памятники Н.А.Некрасову. Некрасов Николай Алексеевич (1821 – 1877).

«Стихотворения Некрасова» - А. Н. Островский. Петербург в жизни Н.А.Некрасова. Поэт и гражданин. Некрасов утверждает гражданскую роль поэта. Почти 20 лет Некрасов будет руководить журналом. И. А. Гончаров. Д. В. Григорович. А. Я. Панаева. И. С. Тургенев. Бурлаки на Волге. И.Е.Репин. Писательница. Л. Н. Толстой. 2. Стихотворение – поэтический манифест демократического поэта.

Всего в теме 30 презентаций

Содержание презентации:

Одно из наиболее знаменитых стихотворных произведений Николая Алексеевича Некрасова – «Крестьянские дети» было написано в 1861 году в начале июля. Написанию этого стихотворения поспособствовало в первую очередь то, что поэт достаточно много времени проводил в деревне и наблюдал за детьми крестьян, которые также проявляли интерес к автору.

В основу поэмы «Крестьянские дети» лег не выдуманный автором эпизод, когда во время очередной охоты в деревне он прилег отдохнуть в сарае, а проснувшись, обнаружил, что за ним наблюдают крестьянские дети.

Дети обсуждали его внешний вид, ружье и собаку. Так и появилась у автора идея написать данную поэму. Эта поэма была опубликована в том же году в журнале «Время», в его десятом выпуске.

Автор, исходя из собственных «дипломатических» соображений решил не публиковать поэму «Крестьянские дети» в журнале «Современник». Не лишним будет заметить, что на тот период времени издательством журнала «Время» занимался Достоевский.

Стоит упомянуть о том факте, что автор работал над произведением около 14 дней. Можно с уверенностью заявить о том, что Некрасов в этом произведении искренне переживает за нелегкую судьбу детей, которые пока еще не могут осознать, что ожидает их в дальнейшем и почему они не могут также как и барские дети, делать все, что вздумается.

Такие чувства объясняются тем, что Некрасов сам жил в родовом имении и вырос с детьми крепостных крестьян. Не лишним будет отметить тот факт, что поэма «Крестьянские дети» сильно отличается от других, более мрачных произведений Некрасова.

Многие литературные критики заявляли о том, что данным произведением Некрасов показал другую, светлую, сторону жизни крепостных крестьян. До этого, в русской литературе были лишь произведения, которые показывали крестьян с негативной стороны – как постоянную грязь и тьму.

Данная поэма разделена на четыре части, в каждой из которых Некрасов постарался максимально подробно описать ту или иную жизненную ситуацию детей крепостных крестьян.

В данном произведении герои представляют собой хоть и маленьких, но достаточно сильных личностей. Дети готовы самостоятельно справляться с любыми жизненными трудностями, принимать важные решения и отвечать за содеянные поступки.

Автор понимает, что беззаботное детство у его маленьких героев в скором времени закончится и им придется испытать все тяготы крепостной жизни. И поэтому он обращается к детям с такими словами: «Играйте же дети! Растите на воле, на то вам и красное детство дано».

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ №____

Тема урока: Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Обучающие:

    учить школьников анализировать поэтическое произведение

    учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций

    формировать представление об историческом прошлом

    учить работать с произведением, ориентироваться в тексте

    учить рассуждать

    обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

    пробуждать интерес к истории своей Родины

    развивать познавательную активность детей

    развивать самостоятельность учащихся

    развивать устную речь учащихся

    формировать у детей навык самоконтроля (оценить работу на уроке).

Воспитательные:

    формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины

    воспитывать патриотизм

    прививать интерес к книге, к чтению

    раскрыть нравственный смысл произведения

    воспитывать эстетические чувства

    прививать навыки умственного труда.

ОБОРУДОВАНИЕ:

учебник Литература 5 кл. Под ред. В.Я.Коровиной. – Ч.1. –М.:Просвещение, 2008

презентация репродукций картин к стихотворению Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

портрет Н.А.Некрасова.

НА ДОСКЕ:

1.Эпиграф к уроку.

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

2.Портрет поэт

1.Орг. момент. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей и тоже улыбнитесь им. Подарите тем, кто вас окружает, частичку своего хорошего настроения. Тихонько сели.

2.Повторение ранее изученного. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на предыдущих уроках?

Что запомнилось вам из его биографии? (выдать листочки по биографии)

- С какими произведениями этого писателя мы уже познакомились? О чем стихотворение Некрасова «На Волге»? Кто такие бурлаки?

Что воспевает поэт в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос»?

У человека какая бывает красота? (внутренняя и внешняя)

Всегда ли человек красивый внешне и душевно красив? Приведите примеры.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 1-2

3.Тема и цель урока.

- Как вы думаете, что мы с вами будем изучать сегодня?

4.Изучение нового материала.

- Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку, записанный на доске. Как вы понимаете эти слова?

В конце урока мы еще раз вернемся к ним.

Родившись в дворянской семье, Некрасов почему-то пишет стихотворения о крестьянских детях.

Помочь разобраться в этом нам помогут наши докладчики (дано заранее задание найти материал о детстве Некрасова).

Докладчик 1.

«Грешнево лежало отнюдь не «в неведомой глуши». Здесь Некрасову, народному поэту, крепко повезло. Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до времени не ехал, а, так сказать, сидел натней, Русь же ехала и – ещё больше – шла перед ним.

«Костромская почтовая дорога (луговая),- описывали её в середине 19 века военные статистики Генерального штаба, - идет от Ярославля по левому берегу реки Волги по ровным и низменным местам и близ села Борок входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до границы губернии этим трактом считается 45 вёрст, в пределах губернии находится одна почтовая станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошади содержится 20, а повёрстная плата по 1, 0,5 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна».

Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест.

«Сельцо Грешнево, - вспоминал сам поэт, - стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге…барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства». «Всё, что по ней шло и ехало и было ведомо» - и это дни, месяцы и целые годы».

Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом воплотил все увиденное, запечатленное в своих произведениях.

Докладчик 2.

Из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич.

«…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участи в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»

- Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим репродукцию картины Маковского.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ- слайд 3. (репродукция картины Владимира Егоровича Маковского «Крестьянские дети»

- Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян.

Докладчик 3.

Николай Скатов в своей статье о Некрасове писал следующее:

«…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. «Отношения мои к грешнёвцам были такие:

…Благодарение Богу,

Я совершил ещё раз

Милую эту дорогу,

Вот уж запасный амбар,

Вот уж и риги…как сладок

Тёплого колоса пар!

Останови же лошадок!

Видишь: из каждых ворот

Спешно идёт обыватель.

Всё-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая короткость».

Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда – позднее – и вмешиваясь. И помогая.

И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <...>

Некрасов сочувствовал тяжелой жизни крестьян.

Подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» «Однажды в студеную зимнюю пору…», изученный еще в начальной школе.

-Знакомы ли вам эти строчки?

Этот отрывок взят из большого стихотворения «Крестьянские дети».

Как зовут мальчика? (Власом). Сколько ему лет? (Шестой миновал)

Как выглядит мальчик? (в бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребенка к другому)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 4-8.

Физ. мин.

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли!

Руки в стороны, вперед.

Потянулись и нагнулись,

В исходное положение вернулись!

Повернулись влево - вправо, вправо-влево!

Тихо сели. Вновь за дело.

5.Чтение учителем стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» (12 минут)

Доска: Нацеливание: - проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает автор от встречи с детьми? (бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям)

6.Выявление уровня восприятия учащимися стихотворения

Что понравилось? Что не понравилось?

Что поняли? А что не поняли?

Что заставило улыбнуться, а что –задуматься?

Что интересного в стихотворении?

Мы с вами уже говорили, что отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…» - это составная часть большого стихотворения Некрасова «Крестьянские дети». Это значит, что само стихотворение неоднородно: в нем есть составные части.

7. Работа с композицией стихотворения, составление плана, заполнение таблицы.

С чего начинается стихотворение? (рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на охоте).

-До каких слов идет рассказ об этом случае? («…Так рядом с Гаврилой…- «Услышит, молчи!»

Это значит, что со слов после черты: «О милые плуты! Кто часто их видел…» - идет совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?

(После просмотра текста, дети найдут, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю со словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».

-Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети.

Каково было сразу поведение детей? ( они боялись, но постепенно осмелели).

Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки – Фингал. Рассказчик стал командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену : (найти в тексте)

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!

Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

-Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен такой рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?

Представьте себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи, которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации и добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе смеялись и шутили.

Приложение 1

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

Рассказчик

Слушатели

Друзья, гости

Встреча охотника с крестьянскими детьми

Друзья,гости

История встречи с детьми – как красивая рама большой картины.

Приложение 2

Это стихотворение можно сравнить с домом.

У нас есть стены дома-начало и конец. На следующем уроке мы посмотрим, что же внутри этого дома, и где крыша? (начертить на доске схематично). Для того, чтобы следующий урок был продуктивным, надо поработать дома.

8. Повторение и закрепление пройденного.

Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось?

Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?

Работа с эпиграфом.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 9-10

9. Итоги.Рефлексия