Презентация на тему иннокентий анненский. Презентация на тему "иннокентий федорович анненский"

Слайд 2

(1855-1909) поэт, переводчик, драматург, критик, педагог.

Слайд 3

Родился в семье государственного чиновника Фёдора Николаевича Анненского (умер 27 марта 1880 года) и Наталии Петровны Анненской (умерла 25 октября 1889 года). Его отец был начальником отделения Главного управления Западной Сибири. Когда Иннокентию было около пяти лет, отец получил место чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел, и семья из Сибири вернулась в Петербург, который ранее покинула в 1849 году.

Слайд 4

Слабый здоровьем, Анненский учился в частной школе, затем - во 2-й петербургской прогимназии (1865-1868). С 1869 года он два с половиной года обучался в частной гимназии В. И. Беренса. Перед поступлением в университет, в 1875 году он жил у своего старшего брата Николая, энциклопедически образованного человека, экономиста, народника, помогавшего младшему брату при подготовке к экзамену и оказывавшего на Иннокентия большое влияние.

Слайд 5

По окончании в 1879 году историко-филологического факультета Петербургского университета долгое время служил преподавателем древних языков и русской словесности в гимназии Гуревича. Был директором коллегии Галагана в Киеве (январь 1891 - октябрь 1893), затем 8-й Санкт-Петербургской гимназии (1893-1896) и гимназии в Царском Селе (16 октября 1896 - 2 января 1906). В 1906 году он был переведён в Санкт-Петербург окружным инспектором и оставался в этой должности до 1909 года, когда он незадолго до своей смерти вышел в отставку.

Слайд 6

В 1877 году И. Анненский страстно влюбляется в Н. Хмара-Борщевскую и через два года по окончании университета женится на ней. Стремясь обеспечить семью (Надежда Валентиновна выходила за него замуж, имея двух детей), молодой преподаватель ведет в гимназии до 56 уроков в неделю, что и совсем здоровому человеку не под силу… В 1880 году у них родился сын Валентин.

Слайд 7

Печататься Анненский начал в 80-х годах, публикуя рецензии на филологические работы и статьи. В 90-х годах в журнале "Русская школа" появились его "Педагогические письма", там же печатались статьи о Гоголе, Гончарове. В "Журнале министерства народного просвещения" издаются переводы отдельных трагедий Еврипида (всего он перевел 19 трагедий Еврипида).

Слайд 8

Анненский также написал четыре трагедии на темы греческой мифологии. Первый стихотворный сборник Анненского ("Тихие песни") вышел в 1904 году под псевдонимом Ник. Т-о. Второй сборник - "Кипарисовый ларец" - вышел уже после смерти поэта, в 1910 году. В 1923 году сын поэта В.Кривич издал третий сборник - "Посмертные стихи".

Слайд 9

Анненский умер в Петербурге в 1909 году от инфаркта. Похоронен в Царском Селе.

Слайд 10

Две любви Есть любовь, похожая на дым; Если тесно ей - она одурманит, Дать ей волю - и ее не станет... Быть как дым,- но вечно молодым. Есть любовь, похожая на тень: Днем у ног лежит - тебе внимает, Ночью так неслышно обнимает... Быть как тень, но вместе ночь и день...

Слайд 11

На пороге Дыханье дав моим устам, Она на факел свой дохнула, И целый мир на Здесь и Там В тот миг безумья разомкнула, Ушла, - и холодом пахнуло По древожизненным листам. . С тех пор Незримая, года Мои сжигая без следа, Желанье жить всё жарче будит, Но нас никто и никогда Не примирит и не рассудит, И верю: вновь за мной когда Она придет - меня не будет

Слайд 12

Выполнила: ученица 11 класса Прокопьева Анастасия Проверила: учитель русского языка и литературы Ноздрина Лидия Ивановна

Посмотреть все слайды

БиографияИ. Ф. Анненский родился в Омске, вскоре семья
переехала в Петербург. В автобиографии будущий поэт
сообщал, что вырос "в среде, где соединялись элементы
бюрократические и помещичьи". "С детства любил
заниматься историей и словесностью и чувствовал
антипатию ко всему элементарному и банально-ясному".
Писать стихи Анненский начал довольно рано. Так как в
1870-е годы понятие "символизм" не было еще ему
известно, он называл себя мистиком и "бредил
религиозным жанром" испанского художника XVI I в. Б. Э.
Мурильо, который и "старался „оформлять словами"".
Следуя совету своего старшего брата, известного
экономиста и публициста Н. Ф. Анненского, считавшего,
что до тридцати лет не надо публиковаться, молодой
поэт не предназначал свои поэтические опыты для
печати. В университетские годы изучение древних
языков
и
античности
на
время
вытеснило
стихотворчество; по признанию поэта, он ничего не
писал, кроме диссертаций. После университета началась
"педагогически-административная"
деятельность,
которая, по мнению его коллег-античников, отвлекала
Анненского от "строго научных занятий", а по мнению
сочувствующих его поэзии, мешала творчеству.
И. Ф. Анненский

Биография

В печати Анненский дебютировал как критик. В 1880 -
1890-е годы он опубликовал ряд статей, в основном о
русской литературе XIX в. В 1906 г. вышла первая, а в 1909
-вторая из "Книг отражений" - собрание критики,
отличающееся
уайльдовским
субъективизмом,
импрессионистичностью восприятия и ассоциативнообразными настроениями. Сам автор подчеркивал, что он
"вовсе не критик", а только "читатель".
Анненский-поэт считал своими предтечами французских
символистов, "парнасцев и проклятых", которых много и
охотно переводил. Их заслугу, "кроме обогащения языка",
он
видел
в
"повышении
нашей
эстетической
чувствительности
и
увеличении
шкалы
наших
художественных ощущений". Переводы французских
поэтов составили значительный раздел его первого
сборника стихов. Из русских поэтов-символистов
Анненскому ближе всего К. Д. Бальмонт, вызывавший у
автора "Тихих песен" "благоговение". Он высоко ценил
"новую гибкость и музыкальность" поэтического языка
Бальмонта.
К. Д. Бальмонт

Биография

Анненский вел достаточно "уединенную"
литературную жизнь: он не отстаивал права
"нового" искусства на существование в период
"бури и натиска", не участвовал в последующих
внутрисимволистских баталиях. Первые его
публикации на страницах символистской прессы
относятся к 1906 г. (журнал "Перевал"),
"Вхождение" Анненского в символистскую среду
фактически состоялось в последний год его
жизни. Поэт и критик читает лекции в
"Поэтической академии", входит в состав членов
"Общества ревнителей художественного слова"
при новом петербургском журнале "Аполлон",
печатает на его страницах свою программную
статью "О современном лиризме".
Скоропостижная смерть поэта у Царскосельского
вокзала вызвала широкий
резонанс в
символистских кругах. В среде близких к
"Аполлону" молодых поэтов акмеистической
ориентации, упрекавших символистов за то, что
они
"просмотрели"
Анненского,
стал
складываться посмертный культ поэта.
Царскосельский вокзал

Творчество

Второй сборник стихов вышел через четыре месяца
после его смерти. Подготовку "Кипарисового ларца" (в
кипарисовой шкатулке хранились рукописи Анненского)
завершал его сын - В. И. Анненский-Кривич, биограф
поэта, его редактор и комментатор. Есть основания
полагать, что Кривич не всегда пунктуально следовал
авторской воле отца. С "Кипарисовым ларцом" к
Анненскому пришла, наконец, запоздалая слава. "Книгу
я сейчас просматриваю, - писал Блок сыну поэта. -
Через всю усталость и опустошенность этой весны -
она проникает глубоко в сердце. Невероятная близость
переживаний, объясняющая мне многое о самом себе".
Брюсов, обративший уже раньше внимание на
"свежесть" эпитетов, сравнений, оборотов и даже
просто выбираемых слов в сборнике "Тихие песни",
теперь как несомненное достоинство отметил
невозможность "угадать" у Анненского "по двум
первым стихам строфы двух следующих и по началу
стихотворения его конец".
В 1923 г. Кривич опубликовал оставшиеся тексты поэта в
сборнике "Посмертные стихи Ин. Анненского".
В. И. Анненский-Кривич

Творчество

Лирический герой Анненского - человек,
разгадывающий "постылый ребус бытия". Поэт
подвергает пристальному анализу "содержание
нашего я", "которое хотело бы стать целым
миром, раствориться, разлиться в нем, я,
замученное сознанием своего безысходного
одиночества, неизбежного конца и бесцельного
существования; я в кошмаре возвратов, под
грузом наследственности, я среди природы, где,
немо и незримо упрекая его, живут такие же я, я
среди природы, мистически ему близкой и кемто больно и бесцельно сцепленной с его
существованием".
Сопоставляя лирику Анненского со стихами
символистов "младшего" поколения, С. К.
Маковский увидел корни глубоко трагического
миросозерцания
поэта

неверии
в
трансцендентальный
смысл
Вселенной",
отрицающем, в конечном итоге, "категорически
и безусловно" "смысл личного бытия".
С. К. Маковский

Творчество

Неповторимое
своеобразие
стихам
Анненского
придает
"легкая ирония", которая, по
словам Брюсова, стала "вторым
лицом" поэта, и "неотделима от
его духовного облика".
Манера письма автора "Тихих
песен" и "Кипарисового ларца"
"резко
импрессионистическая",
Вяч.
Иванов
назвал
ее
"ассоциативным символизмом".
Поэзия, по мнению Анненского, не
изображает, а намекает на то, что
недоступно
выражению, "мы
славим поэта не за то, что он
сказал, а за то, что он дал нам
почувствовать несказанное".
“Кипарисовый Ларец”
Валерий Брюсов

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Биография И. Ф. Анненский родился в Омске, вскоре семья переехала в Петербург. В автобиографии будущий поэт сообщал, что вырос "в среде, где соединялись элементы бюрократические и помещичьи". "С детства любил заниматься историей и словесностью и чувствовал антипатию ко всему элементарному и банально-ясному". Писать стихи Анненский начал довольно рано. Так как в 1870-е годы понятие "символизм" не было еще ему известно, он называл себя мистиком и "бредил религиозным жанром" испанского художника XVI I в. Б. Э. Мурильо, который и "старался „оформлять словами"". Следуя совету своего старшего брата, известного экономиста и публициста Н. Ф. Анненского, считавшего, что до тридцати лет не надо публиковаться, молодой поэт не предназначал свои поэтические опыты для печати. В университетские годы изучение древних языков и античности на время вытеснило стихотворчество; по признанию поэта, он ничего не писал, кроме диссертаций. После университета началась "педагогически-административная" деятельность, которая, по мнению его коллег-античников, отвлекала Анненского от "строго научных занятий", а по мнению сочувствующих его поэзии, мешала творчеству.

Слайд 3

Описание слайда:

Биография В печати Анненский дебютировал как критик. В 1880 - 1890-е годы он опубликовал ряд статей, в основном о русской литературе XIX в. В 1906 г. вышла первая, а в 1909-вторая из "Книг отражений" - собрание критики, отличающееся уайльдовским субъективизмом, импрессионистичностью восприятия и ассоциативно-образными настроениями. Сам автор подчеркивал, что он "вовсе не критик", а только "читатель". Анненский-поэт считал своими предтечами французских символистов, "парнасцев и проклятых", которых много и охотно переводил. Их заслугу, "кроме обогащения языка", он видел в "повышении нашей эстетической чувствительности и увеличении шкалы наших художественных ощущений". Переводы французских поэтов составили значительный раздел его первого сборника стихов. Из русских поэтов-символистов Анненскому ближе всего К. Д. Бальмонт, вызывавший у автора "Тихих песен" "благоговение". Он высоко ценил "новую гибкость и музыкальность" поэтического языка Бальмонта.

Слайд 4

Описание слайда:

Биография Анненский вел достаточно "уединенную" литературную жизнь: он не отстаивал права "нового" искусства на существование в период "бури и натиска", не участвовал в последующих внутрисимволистских баталиях. Первые его публикации на страницах символистской прессы относятся к 1906� г. (журнал "Перевал"), "Вхождение" Анненского в символистскую среду фактически состоялось в последний год его жизни. Поэт и критик читает лекции в "Поэтической академии", входит в состав членов "Общества ревнителей художественного слова" при новом петербургском журнале "Аполлон", печатает на его страницах свою программную статью "О современном лиризме". Скоропостижная смерть поэта у Царскосельского вокзала вызвала широкий резонанс в символистских кругах. В среде близких к "Аполлону" молодых поэтов акмеистической ориентации, упрекавших символистов за то, что они "просмотрели" Анненского, стал складываться посмертный культ поэта.

Слайд 5

Описание слайда:

Творчество Второй сборник стихов вышел через четыре месяца после его смерти. Подготовку "Кипарисового ларца" (в кипарисовой шкатулке хранились рукописи Анненского) завершал его сын - В. И. Анненский-Кривич, биограф поэта, его редактор и комментатор. Есть основания полагать, что Кривич не всегда пунктуально следовал авторской воле отца. С "Кипарисовым ларцом" к Анненскому пришла, наконец, запоздалая слава. "Книгу я сейчас просматриваю, - писал Блок сыну поэта. - Через всю усталость и опустошенность этой весны - она проникает глубоко в сердце. Невероятная близость переживаний, объясняющая мне многое о самом себе". Брюсов, обративший уже раньше внимание на "свежесть" эпитетов, сравнений, оборотов и даже просто выбираемых слов в сборнике "Тихие песни", теперь как несомненное достоинство отметил невозможность "угадать" у Анненского "по двум первым стихам строфы двух следующих и по началу стихотворения его конец". В 1923 г. Кривич опубликовал оставшиеся тексты поэта в сборнике "Посмертные стихи Ин. Анненского".

Слайд 6

Описание слайда:

Творчество Лирический герой Анненского - человек, разгадывающий "постылый ребус бытия". Поэт подвергает пристальному анализу "содержание нашего я", "которое хотело бы стать целым миром, раствориться, разлиться в нем, я, замученное сознанием своего безысходного одиночества, неизбежного конца и бесцельного существования; я в кошмаре возвратов, под грузом наследственности, я среди природы, где, немо и незримо упрекая его, живут такие же я, я среди природы, мистически ему близкой и кем-то больно и бесцельно сцепленной с его существованием". Сопоставляя лирику Анненского со стихами символистов "младшего" поколения, С. К. Маковский увидел корни глубоко трагического миросозерцания поэта "в неверии в трансцендентальный смысл Вселенной", отрицающем, в конечном итоге, "категорически и безусловно" "смысл личного бытия".

Слайд 7

Описание слайда:

Творчество Неповторимое своеобразие стихам Анненского придает "легкая ирония", которая, по словам Брюсова, стала "вторым лицом" поэта, и "неотделима от его духовного облика". Манера письма автора "Тихих песен" и "Кипарисового ларца" "резко импрессионистическая", Вяч. Иванов назвал ее "ассоциативным символизмом". Поэзия, по мнению Анненского, не изображает, а намекает на то, что недоступно выражению, "мы славим поэта не за то, что он сказал, а за то, что он дал нам почувствовать несказанное".

1 слайд

Иннокентий Анненский Мир природы и человека Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №3» г.Сарова Нижегородской области. 2010г.

2 слайд

Учитель А тот, кого учителем считаю, Как тень прошёл, и тени не оставил. Весь яд впитал, всю эту одурь выпил, И славы ждал, и славы не дождался, Кто был предвестьем, предзнаменованьем, Всех пожалел, во всех вдохнул томленье - И задохнулся... А.А.Ахматова (Памяти Иннокентия Анненского. 16 января, 1945) Что сказано в нём об Анненском-человеке и особенностях его поэзии?

3 слайд

Штрихи к портрету Родился в Омске, в семье крупного чиновника. Преподавал древние языки, античную литературу, русскую словесность. Был директором Царскосельской гимназии. Стихи начал печатать поздно, в начале 1900-х годов. Он выступал также как литературный критик. Книга стихов «Кипарисовый ларец» (1910) Анненского пытались «сделать своим» символисты, называли своим наставником акмеисты.

4 слайд

У сборника «Кипарисовый ларец» в какой-то мере типичное для поэтов Серебряного века, любивших оригинальные и необычные заглавия, название. Это настоящий ларец из кипарисового дерева, в котором Анненский хранил свои тетради со стихами. Но не может не звучать и символическое значение: в русской традиции кипарис понимался как дерево скорби, а согласно античной легенде в этом дереве была заключена душа юноши Кипариса, любимца Аполлона.

5 слайд

Книга стихов «Кипарисовый ларец» Стихи – «жемчужины безупречного совершенства» Круг идей поэта «остр и нов» Психологически достоверно отражены «мелочи и уколы жизни»

6 слайд

«Что же в русской поэзии предварял, предзнаменовал собой Анненский?» «Он обновил весь русский стих.» «Он менял не форму стиха, - наполнение.» «Он привёл с собой сотни небывалых эпитетов.» «Он сделал метафоры конкретикой, а конкретику жизни – символом.» «Он изменил прихотливый внутренний ритм и рисунок русского стиха.» «И, наконец, он увидел весь сумрак и ужас, который всем нам в нашем (20) веке предстоял.» (Борис Евсеев)

7 слайд

Основные мотивы лирики И. Ф. Анненского Мотив двоемирия («Свечку внесли», «Мучительный сонет»). Мотив тоски и одиночества человека, живущего в неблагополучном мире. Противопоставление мира реального миру идеальной красоты («Тоска мимолётности», «Тоска припоминания»). Мотив сочувствия и жалости к несчастным («В дороге», «Картинка»). Мотив совести, ответственности каждого за всё, что совершается при нём («К портрету Достоевского», «Старые эстонки»). Мотив неприятия буржуазного мира с его жестокостью, “рыночностью”, уподоблением человека вещи («Кулачишка»). Мотив возвышенной любви и невозможности её в этом мире («Среди миров», «Сиреневая мгла», «Смычок и струны»). Мотив мучительности творчества («Поэзия», «Поэту», «Старая шарманка»). Мотив природы, отторгнутой от жизни городского человека и страдающей от него («За оградой», «Желание жить», «Ноябрь», «Ветер»).

8 слайд

Задание №1 С каждым днём в искусстве слова всё тоньше и всё беспощадно-правдивее раскрывается индивидуальность с её капризными контурами, болезненными возвратами, с её тайной и трагическим сознанием нашего безнадёжного одиночества и эфемерности. Не то я, которое противопоставляло себя целому миру, будто бы его не понявшему, а то я, которое жадно ищет впитать в себя этот мир и стать им, делая его собою». (И.Ф.Анненский) Поэт пишет о лирическом я, которое «жадно ищет впитать в себя этот мир и стать им, делая его собою». Попробуйте объяснить эту мысль, перечитывая стихотворения «Снег», «Тоска мимолётности», «Мучительный сонет» и другие.

9 слайд

«Любите ли Вы стальной колорит, но не холодный, сухой, заветренно-пыльный, а стальной – только по совпаденью – влажный, почти парной, когда зелень темней от сочности, когда солнце ещё не вышло, но уже тучи не могут, не смеют плакать, а дымятся, бегут, становятся тонкими, просветлёнными, почти нежными? Сейчас я из сада. Как хороши эти большие гофрированные листья среди бритой лужайки, ещё эти пятна вдали, то оранжевые, то ярко-красные, то белые… Я шёл по песку, песок хрустел, я шёл и думал… Зачем не дано мне дара доказать другим и себе, до какой степени слита моя душа с тем, что не она, но что вечно творится и ею, как одним из атомов мирового духа, непрестанно создающего очаровательно-пёстрый сон бытия? Слово?.. Нет, слова мало для этого… Слово слишком грубый символ … слово опошлили, затрепали, слово на виду, на отчёте… Поэзия, да: она выше слова.» И. Анненский

10 слайд

Задание №2 Сопоставьте текст письма Анненского со стихотворением «Мучительный сонет». Что сближает письмо и стихотворение? Как и в чём их объединяет позиция автора? Что привносит в текст поэтическая интонация, музыка поэтического слова? Найдите в стихотворении все лексические повторы. Как они помогают передать душевное состояние лирического героя?

11 слайд

Едва пчелиное гуденье замолчало, Уж ноющий комар приблизился, звеня... Каких обманов ты, о сердце, не прощало Тревожной пустоте оконченного дня? Мне нужен талый снег под желтизной огня, Сквозь потное стекло светящего устало, И чтобы прядь волос так близко от меня, Так близко от меня, развившись, трепетала. Мне надо дымных туч с померкшей высоты, Круженья дымных туч, в которых нет былого, Полузакрытых глаз и музыки мечты, И музыки мечты, еще не знавшей слова... О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне, Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне! Какие детали земной жизни названы в стихотворении? - Какие знаки другого мира указаны в третьей строфе сонета? Попытайтесь объяснить образ: “И музыки мечты, ещё не знавшей слова...” - Вспомните определение сонета как стихотворной формы и скажите, как вы понимаете последние две строчки? - Можно ли сделать вывод о том, что уже в поэтике первого трилистника проявились элементы символистских и акмеистических систем?

12 слайд

Тоска мимолетности Бесследно канул день. Желтея, на балкон Глядит туманный диск луны, еще бестенной, И в безнадежности распахнутых окон, Уже незрячие, тоскливо-белы стены. Сейчас наступит ночь. Так черны облака... Мне жаль последнего вечернего мгновенья: Там все, что прожито, - желанье и тоска, Там все, что близится, - унылость и забвенье. Здесь вечер как мечта: и робок и летуч, Но сердцу, где ни струн, ни слез, ни ароматов, И где разорвано и слито столько туч... Он как-то ближе розовых закатов.

13 слайд

«Тоска мимолётности» Какой смысл имеет факт, что действие происходит в сумерках, когда луна ещё только всходит? Что вообще человек переживает в это время суток? О каком состоянии героя можно догадаться по словам: “в безнадёжности”, “уже незрячие тоскливо-белы стены”, “так чёрны облака”, “Там всё, что прожито, - желанье и тоска, // Там всё, что близится, - унылость и забвенье”. Прочитаем третью строфу. Как действуют сумерки на героя, и был ли он счастлив вечером, хотя он говорит “здесь вечер как мечта...”?

И. Ф. Анненский родился в Омске, вскоре семья переехала в Петербург. В автобиографии будущий поэт сообщал, что вырос "в среде, где соединялись элементы бюрократические и помещичьи". "С детства любил заниматься историей и словесностью и чувствовал антипатию ко всему элементарному и банально-ясному". Писать стихи Анненский начал довольно рано. Так как в 1870-е годы понятие "символизм" не было еще ему известно, он называл себя мистиком и "бредил религиозным жанром" испанского художника XVI I в. Б. Э. Мурильо, который и "старался „оформлять словами"". Следуя совету своего старшего брата, известного экономиста и публициста Н. Ф. Анненского, считавшего, что до тридцати лет не надо публиковаться, молодой поэт не предназначал свои поэтические опыты для печати. В университетские годы изучение древних языков и античности на время вытеснило стихотворчество; по признанию поэта, он ничего не писал, кроме диссертаций. После университета началась "педагогически-административная" деятельность, которая, по мнению его коллег-античников, отвлекала Анненского от "строго научных занятий", а по мнению сочувствующих его поэзии, мешала творчеству.