Презентация на тему герасим замечательное лицо. Урок развития речи по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

«Ася Тургенев» - Повесть «Ася» (1858). В.А.Недзвецкий. В.Г.Перов. Портрет И.С.Тургенева. 1872. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818-83), русский писатель. МОУ Томинская СОШ. 2009 – 2010 учебный год. Тургенев Иван Сергеевич Повесть «Ася». Подготовила Чуйдук Н.А., учитель русского языка и литературы I категории.

«Базаров» - Базаров о Павле Петровиче. Но, несмотря на крушение своих идеалов, Базаров вызывает огромное уважение. Эпизод дуэли. Н.Н. Страхов. И Кукшина попала за границу. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. 1) Базарову 2) Аркадию 3) Николаю Петровичу 4) Павлу Петровичу. Сатира. Иван Сергеевич Тургенев.

«Тургенев Отцы и дети» - Учитель русского языка и литературы. МОУ СОШ № 2 ЗАТО п. Солнечный Оловянникова Елена Петровна. Такова идеальная гармония бытия и в представлении Тургенева. Собрать информацию о Евгении Базарове. 2 группа. 1 группа. Аркадий Кирсанов. 5 группа. П. Вайль, А. Генис. Павел Петрович Николай Петрович Старики Базаровы Одинцова.

«Жизнь и творчество Тургенева» - Обзор творчества. Вопросы для обсуждения. Журнал «Русский вестник». Взрослая жизнь. Темы проектов. Детство. Гостями Тургенева в Спасском-Лутовинове были А. А. Фет, М. С. Щепкин, Н. А. Некрасов. Род Лутовиновых. Мать писателя. В 1836 г. Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Основные цели и задачи.

«Тургенев писатель» - Последние годы жизни. Что нового вы узнали из биографии писателя? Урок по литературе в 10 классе. Юные годы писателя. Творчество И.С.Тургенева. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. Цели урока: Вопрос: П.Л.Лавров. Творчество писателя. И снова работа. Произведения писателя.

«Иван Тургенев» - В произведениях Тургенева отчетливо проступают следы лутовиновской старины. Комнаты расписаны разными красками. Там и воздух-то как будто «полон мыслей»!.. «К о г д а в ы б у д е т е в с п а с с к о м…». Перед фасадом были разбиты пышные цветники с фигурными клумбами. Б р а т ь я. Иван тургенев в возрасте 12 лет.

Всего в теме 43 презентации

Слайд 1

Слайд 2

Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках.
Во дворе московского поместья Герасим смотрится, как Гулливер среди лилипутов. Эпитет – это слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества и признаки. Описывая Герасима, автор употребляет такие эпитеты, как могучие руки, богатырская сила.

Слайд 3

Вообще, Герасим был нрава строгого и серьёзного, любил во всём порядок, даже петухи при нём не смели драться, - а то беда!
Мир безмолвия, в который погружён богатырь, прост и суров, избыточно полон трудов, послушания и строгого порядка. Мир слов, в котором живут все обитатели поместья, включая старуху-барыню, - лжив, хитёр, жесток и порочен.

Слайд 4

Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, - а коротких: он принимал их за своих.

Слайд 5

Слайд 6

В. М. Максимов. Всё в прошлом.

Слайд 7

История Герасима и Муму – это история любви двух одиноких сердец во враждебном мире.

Слайд 8

Никто не сочувствует Герасиму. Если он глухонемой, значит, человек второго сорта.

Слайд 9

Капризы барыни – для всех закон.

Слайд 10

Решающий поединок Герасима с трусливой челядью похож на сказочное действо, богатырскую победу над нечестивыми, торжество русского духа.
Каморка Герасима – маленькая крепость. Отношения между Герасимом и населением «двора» переходят во враждебные и принимают характер военных действий.

Слайд 11

Высшее мистическое проявление любви Герасима к Муму заключено в его готовности убить самое дорогое на свете существо.

Слайд 12

Сравнение – это художественное определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим. Сравнения помогают нам понять состояние Герасима в разные периоды его жизни. Когда его привезли из деревни в город, он был похож на загнанного зверя, молодого быка, попавшего с плодородного поля в вагон железной дороги. В конце повести герой похож на льва, царя зверей, свободного и раскрепощённого.
Герасим всегда беспрекословно подчинялся барской воле, но, когда погибла Муму, в нем поднялось чувство протеста против равнодушия и лицемерия, царившего в барском доме, против причуд скучающей старухи. Пробудившееся человеческое достоинство, тяга к земле стали сильнее привычной рабской покорности, и герой понял, что по-прежнему жить не сможет.

Слайд 13

Герой отличается от других тем, что в условиях крепостного права, уродующего человеческую душу, он один сохранил доброту, честность, порядочность, чувство собственного достоинства, гордость и независимость. Пейзаж – художественное описание природы. Герасим глубоко чувствует природу, её красоту. В финале рассказа описание прекрасной летней ночи и наступающего утра помогают понять новое душевное состояние героя, ощущение свободы, красоты жизни.
Почему Герасим назван в рассказе «самым замечательным лицом»?

Слайд 14

Это рассказ о неизбежной гибели крепостного права, о том, что грядут новые времена.
Главная мысль рассказа «Муму».
«Бунт» Герасима воплощён не только в уходе из московского поместья, но и в окончательном отчуждении от людей.
Завьялов. Месть Самсона. 1836

Слайд 15

Тестовая работа по произведению
У себя в деревне Герасим: А)пахал Б)плотничал В)был кузнецом 2. В городе он стал: А)сапожником Б)дворником В)портным Жил Герасим у барыни: А)вместе с другими Б)отдельно от всех В)у него не было своего угла Дворня относилась к нему с: А)любовью Б)уважением В)ненавистью На какую степенную птицу походил Герасим? А)петух Б)индюк В)гусак По характеру он был: А)общительным Б)добродушным В)замкнутым 7. Что подарил он Татьяне в первый раз? А)крендель Б)шоколад В)пряничного петуха Герасим желал жениться на Татьяне, потому что: А)было одиноко жить в каморке Б)полюбилась Татьяна В)было трудно справляться с домашними делами
Появление Муму в жизни Герасима: А)отдалило его от людей Б) не изменило его жизнь В) позволило отдать всю невостребованную любовь В предложении: «Он шёл с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с тем радостной решимостью» выделенные слова являются: А)эпитетами Б)аллегорией В) сравнением Слова «решимость» и «отвага» – это: А)синонимы Б)омонимы В)антонимы Описывая Герасима: «вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле»-автор использовал: А)сравнение Б)эпитет В) олицетворение Герасим ушёл из Москвы, потому что: А)соскучился по дому Б)устал от городской жизни В)эта жизнь ему стала невыносима В основе произведения лежит: А)художественный вымысел Б)историческая реальность В)фантастическое событие

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями. Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право. И.С. Тургенев

Родители Тургенева Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. Отец, Сергей Николаевич Тургенев (1793-1834), был отставным полковником-кирасиром.

Мать, Варвара Петровна (до замужества Лутовинова) (1787-1850), происходила из богатой дворянской семьи.

До 9 лет Иван Тургенев прожил в наследственном имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии.

В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, после того, как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван Тургенев тогда же перешёл в Петербургский университет. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

История создания рассказа В 1852 году умер Н.В. Гоголь. Этим трагическим событием И.С. Тургенев был сильно поражён, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан: взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму».

Москва, ул. Остоженка, 37 - Дом Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя, где жили герои рассказа «Муму»

Прототип образа главного героя Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.

Дворник Герасим Крепостной крестьянин матери писателя

Прототип образа барыни Прототипом образа барыни была мать И.С. Тургенева, Варвара Петровна, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Все это ожесточило ее и без того суровый характер. И на страшном фоне крепостных нравов она прославилась самодурством и беспощадностью.

Варвара Петровна Тургенева Барыня из рассказа И.С. Тургенева «Муму»

Прототип (от греч. прообраз) – реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.

Викторина

Согласись или опровергни утверждение Герасим всю жизнь прожил в доме барыни... да нет Герасим выполнял в доме обязанности дворника и сторожа... да нет Соперника Герасима звали Платоном... да нет Хозяйка Герасима жила в Москве... да нет Герасим нашёл собаку, когда возвращался с реки... да нет

Согласись или опровергни утверждение Герасим вернулся в дом хозяйки после смерти Муму... да нет Муму прожила у Герасима два года... да нет Действие рассказа происходит в городе Москве... да нет У барыни не было родственников... да нет Неистомная работа – это тяжёлая работа... да нет

Нет (жил в деревне) Да Нет (Капитон Климов) Да Нет (провожал Татьяну) Нет (вернулся в деревню) Нет (один год) Да Нет (были дети), которые жили в другом городе) Нет (неистомная работа – работа без устали) Правильные ответы:

Домашнее задание Приготовить рассказ на тему «Герасим и Татьяна».

Спасибо за внимание!

Использованные материалы: * Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007. * Самойлова Е.В. Конспекты уроков для учителя литературы: 5 класс. – М.: ВЛАДОС, 2003. http: // turgenev.niv.ru http: // turgenev.org.ru http: // turgenev_lit-info_ru


Подготовка к сочинению на тему: «Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“»

Урок развития речи


  • дать полную характеристику образу главного героя рассказа – Герасиму;
  • показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями рассказа;
  • познакомить с планом, по которому строится работа над сочинением.

ГЕРАСИМ

«Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе…»


При описании Герасима И.С.Тургенев использует много сравнений:

1. «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».

2. «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».

3. «Пойманный зверь».


Сравнение

Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим



Качества характера, которые проявляет Герасим:

СИЛА

ТРУДОЛЮБИЕ

АККУРАТНОСТЬ

НАДЕЖНОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

УМЕНИЕ ДЕРЖАТЬ СЛОВО

ЧЕСТНОСТЬ В ПОСТУПКАХ

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

СПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ

СОСТРАДАНИЕ

ВЕЛИКОДУШИЕ

ЧУТКОСТЬ


Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы (сильное преувеличение)

Про кровать писатель говорит: «Сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы» .

Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой».

Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».


- Какое положение занимал Герасим среди челяди? - Как относился он к дворне?

«Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, - они его побаивались, - а коротких: он считал их за своих» (стр. 191)


Вывод

Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.


ПЛАН:

1. Кто такой Герасим? 2. Как он выглядит? 3. Какие поступки совершает? 4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках? 5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых? 6. Какое впечатление на меня произвел Герасим - главный герой рассказа «Муму».


Домашнее задание

Написать сочинение по плану на тему:

«Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“»