Презентация на тему дроби. Презентация на тему: "Дроби Дробь – это есть частное, делимое – числитель дроби, делитель – знаменатель

Cлайд 1

Дроби Дробь – это есть частное, делимое – числитель дроби, делитель – знаменатель. дроби. Любое натуральное число можно записать в виде дроби с любым натуральным знаменателем. Числитель этой дроби равен произведению числа на этот знаменатель.

Cлайд 2

Содержание: Деление и обыкновенные дроби. Основное свойство дроби и сокращение. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Приведение обыкновенных дробей к наименьшему общему знаменателю. Сравнивание обыкновенных дробей. Сложение обыкновенных чисел. Сложение смешанных чисел. Вычитание обыкновенных дробей. Вычитание смешанных чисел. Взаимное вычитание натуральных чисел, правильных дробей и смешанных чисел. Умножение дробей. Взаимно обратные числа. Переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения дробей.Переместительное свойство умножения дробей. Нахождение дроби от числа. Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби. История дроби.

Cлайд 3

Деление и обыкновенные дроби Для измерения различных величин (длины, времени, массы) вводим новые числа, которые называются дробными. Части равные между собой, называют долями. Дробь, записанную с помощью натуральных чисел и дробной черты, называют обыкновенной дробью. Число под чертой показывает, на сколько равных частей разделена единица (1 целое), его называют знаменателем дроби. Число над чертой показывает, сколько таких долей взято, его называют числителем.

Cлайд 4

Основное свойство дроби и сокращение Поскольку обыкновенную дробь рассматривают как частное, то согласно свойству частного: при умножении или делении и делимого, и делителя на одно и то же число, частное не изменится. Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь. Это свойство называют основным свойством дроби. Преобразование обыкновенной дроби, используя основное её свойство, т.е. деление и числителя, и знаменателя на их общий делитель, отличный от единицы, называют сокращением дроби.

Cлайд 5

Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называют правильной дробью. Дробь, в которой числитель больше знаменателя или равен ему, называют неправильной дробью. Число, состоящее из целой и дробной частей, называют смешанным числом. Неправильную дробь можно записать в виде смешанного числа. Для этого надо: 1. разделить с остатком числитель на знаменатель; 2. частное взять в качестве целой части; Смешанное число можно представить в виде неправильной дроби. Для этого надо: 1. умножить его целую часть на знаменатель дробной части; 2. к полученному произведению прибавить числитель дробной части; 3. записать полученную сумму числителем дроби; 4. знаменатель дробной части оставить без изменения.

Cлайд 6

Приведение обыкновенных дробей к наименьшему общему знаменателю Число, которое может быть знаменателем для всех дробей, называют общим знаменателем. Наименьшим общим знаменателем данных несократимых дробей является наименьшее общее кратное знаменателей этих дробей. Число, на которое нужно умножить и числитель и знаменатель дроби, чтобы привести дроби к общему знаменателю, называют дополнительным множителем. Чтобы найти дополнительный множитель, надо общий знаменатель разделить на знаменатель данной дроби. Полученное частное является дополнительным множителем этой дроби. Чтобы привести дроби к наименьшему общему знаменателю, надо: 1) найти наименьшее общее кратное знаменателей данных дробей, оно и будет их наименьшим общим знаменателем; 2) разделить наименьший общий знаменатель на знаменатели данных дробей, т.е. найти для каждой дроби дополнительный множитель; 3) умножить числитель и знаменатель каждой дроби на её дополнительный множитель. При этом получим дроби с одинаковыми знаменателями.

Cлайд 7

Сравнивание обыкновенных дробей Если дроби имеют разные знаменатели, то прежде чем их сравнивать, их надо привести к общему знаменателю. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та дробь, числитель которой меньше; больше та дробь, числитель которой больше. На числовом луче меньшая дробь изображается левее большей дроби, большая дробь располагается правее меньшей дроби. Из двух дробей с одинаковыми числителями (неравными нулю) меньше та дроь, знаменатель которой больше; больше та дробь, знаменатель которой меньше.

Cлайд 8

Сложение обыкновенных чисел При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же. Если слагаемые дроби имеют разные знаменатели, то надо: 1. привести дроби к наименьшему общему знаменателю; 2. выполнить сложение полученных дробей по правилу сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

Cлайд 9

Сложение смешанных чисел Чтобы сложить смешанные числа, надо: привести дробные части этих чисел к наименьшему общему знаменателю; отдельно выполнить сложение целых частей и отдельно дробных частей и написать сумму в виде смешанного числа; если при сложении дробных частей получилась неправильная дробь, то выделить целую часть из этой дроби и прибавить её к сумме целых частей.

Cлайд 10

Вычитание обыкновенных дробей При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же. Чтобы вычесть дроби с разными знаменателями, надо: 1. привести данные дроби к НОЗ; 2. вычесть полученные дроби по правилу вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

Cлайд 11

Вычитание смешанных чисел Чтобы выполнить вычитание смешанных чисел, надо: 1. привести дробные части этих чисел к НОЗ; 2. отдельно выполнить вычитание целых частей и отдельно дробных частей. 3. Сложить полученные результаты.

Cлайд 12

Взаимное вычитание натуральных чисел, правильных дробей и смешанных чисел Чтобы вычесть из натурального числа смешанное число, надо написать натуральное число в виде смешанного числа и вычесть из одного смешанного числа второе. При вычитании из смешанного числа натурального числа надо из целой части смешанного числа вычесть натуральное число и к полученному числу приписать дробную часть смешанного числа. Если числитель смешанного числа меньше числителя вычитаемой дроби, то, уменьшив целую часть смешанного числа на единицу, надо превратить его в смешанное число, дробная часть которого является неправильной дробью, и далее выполнить вычитание.

Cлайд 13

Умножение дробей. Взаимно обратные числа. Произведение двух дробей есть дробь, числитель которой равен произведению числителей данных дробей, а знаменатель – произведению их знаменателей. Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо натуральное число представить в виде дроби со знаменателем 1 и выполнить умножение дробей. Чтобы умножить дробь н натуральное число, надо её числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения. Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными числами.

Cлайд 14

Переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения дробей.Переместительное свойство умножения дробей. От перестановки множителей произведение не меняется. Чтобы произведение двух дробей умножить на третью дробь, можно первую дробь умножить на произведение второй и третьей дроби или произведение первой и третьей дробей умножить на вторую дробь. Чтобы умножить сумму (разность) дробей на дробь, можно умножить на эту дробь каждое слагаемое и сложить (вычесть) полученное произведение. Чтобы умножить смешанное число на натуральное число, можно: умножить целую часть на натуральное число; умножить дробную часть на натуральное число; сложить полученные результаты.

Содержание: Деление и обыкновенные дроби. Основное свойство дроби и сокращение. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Приведение обыкновенных дробей к наименьшему общему знаменателю. Сравнивание обыкновенных дробей. Сложение обыкновенных чисел. Сложение смешанных чисел. Вычитание обыкновенных дробей. Вычитание смешанных чисел. Взаимное вычитание натуральных чисел, правильных дробей и смешанных чисел. Умножение дробей. Взаимно обратные числа. Переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения дробей.Переместительное свойство умножения дробей. Нахождение дроби от числа. Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби. История дроби.


Деление и обыкновенные дроби Для измерения различных величин (длины, времени, массы) вводим новые числа, которые называются дробными. Части равные между собой, называют долями. Дробь, записанную с помощью натуральных чисел и дробной черты, называют обыкновенной дробью. Число под чертой показывает, на сколько равных частей разделена единица (1 целое), его называют знаменателем дроби. Число над чертой показывает, сколько таких долей взято, его называют числителем.


Основное свойство дроби и сокращение Поскольку обыкновенную дробь рассматривают как частное, то согласно свойству частного: при умножении или делении и делимого, и делителя на одно и то же число, частное не изменится. Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь. Это свойство называют основным свойством дроби. Преобразование обыкновенной дроби, используя основное её свойство, т.е. деление и числителя, и знаменателя на их общий делитель, отличный от единицы, называют сокращением дроби.


Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называют правильной дробью. Дробь, в которой числитель больше знаменателя или равен ему, называют неправильной дробью. Число, состоящее из целой и дробной частей, называют смешанным числом. Неправильную дробь можно записать в виде смешанного числа. Для этого надо: 1. разделить с остатком числитель на знаменатель; 2. частное взять в качестве целой части; Смешанное число можно представить в виде неправильной дроби. Для этого надо: 1. умножить его целую часть на знаменатель дробной части; 2. к полученному произведению прибавить числитель дробной части; 3. записать полученную сумму числителем дроби; 4. знаменатель дробной части оставить без изменения.


Приведение обыкновенных дробей к наименьшему общему знаменателю Число, которое может быть знаменателем для всех дробей, называют общим знаменателем. Наименьшим общим знаменателем данных несократимых дробей является наименьшее общее кратное знаменателей этих дробей. Число, на которое нужно умножить и числитель и знаменатель дроби, чтобы привести дроби к общему знаменателю, называют дополнительным множителем. Чтобы найти дополнительный множитель, надо общий знаменатель разделить на знаменатель данной дроби. Полученное частное является дополнительным множителем этой дроби. Чтобы привести дроби к наименьшему общему знаменателю, надо: 1) найти наименьшее общее кратное знаменателей данных дробей, оно и будет их наименьшим общим знаменателем; 2) разделить наименьший общий знаменатель на знаменатели данных дробей, т.е. найти для каждой дроби дополнительный множитель; 3) умножить числитель и знаменатель каждой дроби на её дополнительный множитель. При этом получим дроби с одинаковыми знаменателями.


Сравнивание обыкновенных дробей Если дроби имеют разные знаменатели, то прежде чем их сравнивать, их надо привести к общему знаменателю. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та дробь, числитель которой меньше; больше та дробь, числитель которой больше. На числовом луче меньшая дробь изображается левее большей дроби, большая дробь располагается правее меньшей дроби. Из двух дробей с одинаковыми числителями (неравными нулю) меньше та дроь, знаменатель которой больше; больше та дробь, знаменатель которой меньше.


Сложение обыкновенных чисел При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же. Если слагаемые дроби имеют разные знаменатели, то надо: 1. привести дроби к наименьшему общему знаменателю; 2. выполнить сложение полученных дробей по правилу сложения дробей с одинаковыми знаменателями.


Сложение смешанных чисел Чтобы сложить смешанные числа, надо: 1. привести дробные части этих чисел к наименьшему общему знаменателю; 2. отдельно выполнить сложение целых частей и отдельно дробных частей и написать сумму в виде смешанного числа; 3. если при сложении дробных частей получилась неправильная дробь, то выделить целую часть из этой дроби и прибавить её к сумме целых частей.


Вычитание обыкновенных дробей При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же. Чтобы вычесть дроби с разными знаменателями, надо: 1. привести данные дроби к НОЗ; 2. вычесть полученные дроби по правилу вычитания дробей с одинаковыми знаменателями




Взаимное вычитание натуральных чисел, правильных дробей и смешанных чисел Чтобы вычесть из натурального числа смешанное число, надо написать натуральное число в виде смешанного числа и вычесть из одного смешанного числа второе. При вычитании из смешанного числа натурального числа надо из целой части смешанного числа вычесть натуральное число и к полученному числу приписать дробную часть смешанного числа. Если числитель смешанного числа меньше числителя вычитаемой дроби, то, уменьшив целую часть смешанного числа на единицу, надо превратить его в смешанное число, дробная часть которого является неправильной дробью, и далее выполнить вычитание.


Умножение дробей. Взаимно обратные числа. Произведение двух дробей есть дробь, числитель которой равен произведению числителей данных дробей, а знаменатель – произведению их знаменателей. Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо натуральное число представить в виде дроби со знаменателем 1 и выполнить умножение дробей. Чтобы умножить дробь н натуральное число, надо её числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения. Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными числами.


Переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения дробей.Переместительное свойство умножения дробей. От перестановки множителей произведение не меняется. Чтобы произведение двух дробей умножить на третью дробь, можно первую дробь умножить на произведение второй и третьей дроби или произведение первой и третьей дробей умножить на вторую дробь. Чтобы умножить сумму (разность) дробей на дробь, можно умножить на эту дробь каждое слагаемое и сложить (вычесть) полученное произведение. Чтобы умножить смешанное число на натуральное число, можно: 1. умножить целую часть на натуральное число; 2. умножить дробную часть на натуральное число; 3. сложить полученные результаты.
Деление обыкновенных дробей Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на дробь, обратную делителю. Если среди данных чисел имеются смешанные числа, то нужно сначала смешанное число превратить в неправильную дробь, только потом нужно выполнить деление. Если делимое и делитель – натуральное число, то нужно натуральное число записать в виде дроби со знаменателем 1, затем приступить к выполнению деления.
18 История дроби Один известный философ прошлого говорил, что действительное изображается в мышлении не в целых числах, а в дробях. Первой дробью, с которой познакомильсь люди, была половина и двоичные дроби..., затем к ним присоединилась дробь и ее двоичные деления. От двоичных дробей египтяне перешли к дробям вида, которые называли единичными или основными дробями. Другие дроби они представляли при помощи единичных, составляя для этой цели специальные таблицы.

07.02.2013 г.

Математика

5 класс

Тема : Обыкновенные дроби (урок повторения и обобщения)

Цели:

Образовательные:

Повторение понятий правильные и неправильные дроби, сократимые и несократимые, дроби, равные единице; сравнение дробей; алгоритм выделения целой части из неправильной дроби; представление смешанного числа в виде неправильной дроби.

правильное чтение и произношение обыкновенных дробей, смешанных чисел;

формирование умений и навыков сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей и смешанных чисел.

Развивающие:

развитие самостоятельности и внимательности, информационно-коммуникативной компетентности;

развитие вычислительных навыков, умение работать в группе;

развитие навыков исследовательской культуры.

Воспитательные:

воспитание интереса к изучению математики;

умение оценить самого себя.

Тип урока: комбинированный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, игровая.

Использование педагогических технологий: идея игровой формы в обучении математике; приёмы разноуровневого обучения; личностно – ориентированный подход.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока

Организационный момент (Лошак Наталья и Мейрам Назира, уч-ся 9 класса)

Ведущий 1:

Кто сказал, что математика скучна,

Что она сложна, суха, тосклива?..

В этом вы не правы, господа,

Знайте: математика - красива!

Ведущий 2:

Вам приятно жить в опрятном доме,

Где у каждой вещи место есть?

Математика создать такой порядок может,

И за это ей хвала и честь!

Какой бы ни была задача сложной,

Математика решение найдет.

Все она по полочкам разложит,

Все она в систему приведет.

Ведущий 1:

Сколько в ней самой изящных линий,

Мощных формул, строгих теорем,

Тот не назовет ее красивой,

Кто с наукой не знаком совсем.

Нет неблагодарнее занятья,

Чем красоту словами объяснять.

Не любить ее нельзя, я точно знаю:

Можно только знать или не знать.

Постановка цели урока (учитель)

В этом году мы начали изучать обыкновенные дроби. Очень необычные числа, начиная с их непривычной записи и заканчивая сложными правилами действий с ними. Хотя с первого знакомства с ними было понятно, что без них не обойтись даже в обычной жизни, так как нам каждый день приходится сталкиваться с проблемой деления целого на части, и мне даже в определенный момент показалось, что нас больше окружают не целые, а дробные числа. С ними мир оказался сложней, но в тоже время интересней. У меня возникли вопросы. Нужны ли дроби? Важны ли они? Мне захотелось узнать, откуда пришли к нам дроби, кто придумал правила работы с ними. Хотя слово придумал, наверное, не очень подходит, потому что в математике все должно быть проверено, поскольку все науки и производства в нашей жизни опираются на четкие математические законы, действующие во всем мире.

Историческая справка. Слайды № 2-5 (Дуганова Марина, Морозова Лейла, Кузнецова Альбина, Коломина Елизавета)

Ведущий 2:

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика даешь

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

Ведущий 1:

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, чтоб не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век, -

Всегда стремился к знанью человек.

Ведущий 2:

Математика! Даже в каменный век

Обращался к тебе человек,

Без тебя невозможно предметы считать,

Невозможно построить мосты,

Там, где сложное, новое надо создать,

Лучшим другом являешься ты.

Из истории возникновения обыкновенных дробей.

Необходимость в дробных числах возникла у человека на весьма ранней стадии развития. Уже дележ добычи, состоявший из нескольких убитых животных, между участниками охоты, когда число животных оказывалось не кратным числу охотников, могло привести первобытного человека к понятию о дробном числе.

Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времён появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины. Результат измерений не всегда удаётся выразить натуральным числом, приходится учитывать и части употребляемой меры. Исторически дроби возникли в процессе измерения.

Потребность в более точных измерениях привела к тому, что начальные единицы меры начали дробить на 2, 3 и более частей. Более мелкой единице меры, которую получали как следствие раздробления, давали индивидуальное название, и величины измеряли уже этой более мелкой единицей.

В связи с этой необходимой работой люди стали употреблять выражения: половина, треть, два с половиной шага. Откуда можно было сделать вывод, что дробные числа возникли как результат измерения величин. Народы прошли через многие варианты записи дробей, пока не пришли к современной записи.

Дроби в Древнем Египте

В Древнем Египте архитектура достигла высокого развития. Для того, чтобы строить грандиозные пирамиды и храмы, чтобы вычислять длины, площади и объемы фигур, необходимо было знать арифметику.

В Древнем Египте некоторые дроби имели свои особые названия – а именно, часто возникающие на практике 1/2, 1/3, 2/3, 1/4, 3/4, 1/6 и 1/8. Кроме того, египтяне умели оперировать с так называемыми аликвотными дробями (от лат. aliquot – несколько) типа 1/ n – их поэтому иногда также называют «египетскими»; эти дроби имели свое написание: вытянутый горизонтальный овальчик и под ним обозначение знаменателя. Что касается остальных дробей, то их следовало раскладывать в сумму египетских. Древние египтяне уже знали, как поделить 2 предмета на троих, для этого числа - 2/3 - у них был специальный значок. Это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица - все остальные дроби непременно имели в числителе единицу (так называемые основные дроби). Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей. Например, вместо 8/15 писали 1/3+1/5. Иногда это бывало удобно. Умели египтяне также умножать и делить дроби. Но для умножения приходилось умножать доли на доли, а потом, быть может, снова использовать таблицу. Ещё сложнее обстояло с делением. Важную работу по исследованию египетских дробей провёл математик XIII века Фибоначчи.

Дроби на Руси

В русском языке слово "дробь" появилось лишь в VIII веке. Происходит слово "дробь" от слова "дробить, разбивать, ломать на части". У других народов название дроби также связано с глаголами "ломать", "разбивать", "раздроблять". В первых учебниках дроби назывались "ломанные числа" . В старых руководствах находили следующие названия дробей на Руси:

половина, полтина, – треть,

четь, – полтреть,

полчеть, – полполтреть,

полполчеть, – полполполтреть (малая треть),

полполполчеть (малая четь), – пятина,

седьмина, – десятина.

Дроби в Древней Греции

Египетские дроби продолжались использоваться в древней Греции и впоследствии математиками всего мира до средних веков, несмотря на имеющиеся к ним замечания древних математиков (к примеру, Клавдий Птолемей говорил о неудобстве использования египетских дробей по сравнению с Вавилонской системой). Максим Плануд греческий монах, ученый, математик в 13 веке ввел название числителя и знаменателя

В Греции употреблялись наряду с единичными, «египетскими» дробями и общие обыкновенные дроби. Среди разных записей употреблялась и такая: сверху знаменатель, под ним – числитель дроби. Например, означало три пятых. Еще за 2-3 столетия до Евклида и Архимеда греки свободно владели арифметическими действиями с дробями.

Дроби в Индии

Современную систему записи дробей создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу, и не писали дробной черты. Зато вся дробь помещалась в прямоугольную рамку. Иногда использовалось и «трехэтажное» выражение с тремя числами в одной рамке; в зависимости от контекста это могло обозначать неправильную дробь (a + b /c ) или деление целого числа a на дробь b /c . Правила действий над дробями почти не отличались от современных.

Дроби у арабов

Записывать дроби как сейчас стали арабы. Средневековые арабы пользовались тремя системами записи дробей. Во-первых, на индийский манер записывая знаменатель под числителем; дробная черта появилась в конце XII – начале XIII в. Во-вторых, чиновники, землемеры, торговцы пользовались исчислением аликвотных дробей, похожим на египетское, при этом применялись дроби со знаменателями, не превышающими 10 (только для таких дробей арабский язык имеет специальные термины); часто использовались приближенные значения; арабские ученые работали над усовершенствованием этого исчисления. В-третьих, арабские ученые унаследовали вавилонско-греческую шестидесятеричную систему, в которой, как и греки, применяли алфавитную запись, распространив ее и на целые части.

Дроби в Вавилоне

Вавилоняне пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежащих черточек – десять. Эти черточки у них получались в виде клиньев, потому что вавилоняне писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали.

В древнем Вавилоне предпочитали постоянный знаменатель, равный 60-ти. Шестидесятеричными дробями, унаследованными от Вавилона, пользовались греческие и арабские математики и астрономы. Исследователи по-разному объясняют появление у вавилонян шестидесятеричной системы счисления. Скорее всего здесь учитывалось основание 60, которое кратно 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 30 и 60, что значительно облегчает всякие расчеты.

Но было неудобно работать над натуральными числами, записанными по десятичной системе, и дробями, записанными по шестидесятеричной. А работать с обыкновенными дробями было уже совсем трудно. Поэтому голландский математик Симон Стевин предложил перейти к десятичным дробям.

Дроби в Древнем Риме

Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс. Двенадцатую долю асса называли унцией. А путь, время и другие величины сравнивали с наглядной вещью - весом. Например, римлянин мог сказать, что он прошел семь унций пути или прочел пять унций книги. При этом, конечно, речь шла не о взвешивании пути или книги. Имелось в виду, что пройдено 7/12 пути или прочтено 5/12 книги. А для дробей, получающихся сокращением дробей со знаменателем 12 или раздроблением двенадцатых долей на более мелкие, были особые названия.

Даже сейчас иногда говорят: "Он скрупулёзно изучил этот вопрос." Это значит, что вопрос изучен до конца, что не одной самой малой неясности не осталось. А происходит странное слово "скрупулёзно" от римского названия 1/288 асса - "скрупулус". В ходу были и такие названия: "семис"- половина асса, "секстанс"- шестая его доля, "семиунция"- половина унции, т.е. 1/24 асса и т.д. Всего применялось 18 различных названий дробей. Чтобы работать с дробями, надо было помнить для этих дробей таблицу сложения и таблицу умножения. Поэтому римские купцы твёрдо знали, что при сложении триенса (1/3 асса) и секстанса получается семис, а при умножении беса (2/3 асса) на сескунцию (2/3 унции, т.е.1/8 асса) получается унция. Для облегчения работы составлялись специальные таблицы, некоторые из которых дошли до нас.

Обобщение. Слайд № 6

Сценка «Математика по-неандертальски» (Козак Денис, Шатилов Данил, Федик Саша)

Двоечник Ослиное Ухо . Ты уроки сделал?

Отличник Вырви Глаз . А как же! Я же отличник! Вот…(Показывает кусок булыжника.)

Двоечник . Дай списать…(Достает другой булыжник и, все время, посматривая на первый, высекает.) Тук– тук– тук– тук- тук…

Учитель . (Появляясь) . Здравствуйте, дети!

Первый и второй . У! У! У!

Учитель . Прошу садиться! (Пытается сесть и сам, но тотчас вскакивает как ужаленный.) А- а- а! Кто подложил мне бивень мамонта?! Это твои штучки, Ослиное Ухо! Завтра с отцом в школу…

Двоечник А папа не может: он в командировке, в соседнем племени.

Учитель . Тогда пусть…

Двоечник . А мама не может: она огонь в очаге поддерживает…

Учитель . Тогда…

Двоечник А бабушка на охоте – за мамонтом гоняется.

Учитель . (хватает огромный камень, выстукивает на нем). А я вот (тук – тук…) ей напишу записку (тук - тук …), и останешься сегодня без сырого мяса…

Двоечник За что?! (Плачет.) Я больше не буду - у…

Отличник . Он больше не будет!

Учитель .А ты Вырви Глаз не заступайся! Ослиное Ухо к скале. Повторим математику.

Отличник (шепотом) Шпоры! Шпоры возьми! (протягивает булыжники)

Двоечник (Взяв булыжники, идет к скале). Я готов!

Учитель .Высекай условие задачи: «По небу летели птеродактили». Высек?

Двоечник (высекает). «Птеродактили». Высек.

Учитель . « Сначала их было столько, сколько пальцев на одной руке, потом к ним престало еще столько. Сколько стало всего?»

Отличник (отвлекая) Ой, посмотрите в окно! Динозавриха с динозавриком!

Учитель .Где? (Идет к окну.)

Двоечник (в это время лихорадочно перебирает шпоры - булыжники) . Это не то, это тоже не то…

Учитель .(у окна.) Ну, где динозавры?

Отличник. Долго шли! Уже вымерли…

Учитель .Ах, Вы шутите! Ну. Сейчас мы пошутим! Ослиное ухо. Садись – два! А ты, Вырви Глаз, к скале. Решил задачу про птеродактилей?

Отличник Конечно! Я же первобытный отличник!

Учитель . Ну, и сколько же будет птеродактилей?

Отличник Птеродактилей будет много!

Учитель . Ну, неплохо, садись – четверка,

Отличник. За что четверка – то?!

Учитель .Ответ не совсем полный. Надо было сказать: «Птеродактилей будет очень много!»

Отличник (плачет) Ну спросите меня еще! Зачем мне четверка, я же отличник!… Ну спросите!

Учитель .Ладно, так и быть, слушай задачку: «У одного мальчика были…ммм, ослиные уши» Одно ему намяли, одно оторвали. Сколько всего ослиных ушей было у мальчика?

Отличник О- о- о! Меня не проведешь! Одно! Одно ухо было у мальчика. Одно ему на мяли его же оторвали!

Учитель . Неправильно! В ответе – два уха! С ответом не сходиться! Ха – ха…

Отличник. Как… не сходиться? С каким ответом, покажите…

Учитель Да вот он перед тобой. Ослиное ухо, встань, покажись! Ну, конечно. Два!

Отличник (хватает первого за ухо) Сейчас сойдется! Извини, друг! У меня должен сойтись ответ. Ну что тебе – ухом больше, ухом меньше…. А у меня, если с ответом не сойдется – четверка в четверти, представляешь?…

Двоечник А – а – а! (Убегает).

Повторение. Слайды № 6-37.

Ведущий 1:

Вот почтенное жюри

Вам доверено немало:

Справедливо ставить баллы.

Не победа всем важна –

Справедливость им нужна!

Пожелаем вам пока

Чтоб не дрогнула рука

Слайд 1

Проект «Дроби в нашей жизни» Выполнил ученик 5 «А» класса: Чистяков Антон.

Слайд 2

Проблемные вопросы Зачем возникли дроби? Есть ли дроби в нашей жизни? Как знания дробей могут повлиять на нашу жизнь?

Слайд 3

Цели исследования: Узнать, где используются дроби в быту и в работе людей разных профессий. Составить примерный режим дня для ученика 5-го класса с использованием десятичных дробей. Составить примерное меню для ученика 5-го класса с использованием десятичных дробей.

Слайд 4

Из истории дробей

Слайд 5

Из истории обыкновенных дробей:
С древних времен людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные или проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.

Слайд 6

Посмотрите, как изображали дроби в Древнем Египте:
0 0 0 00 00
В Древнем Китае вместо черты ставили точку:
=
Индийцы записывали так:
Первой дробью, наверное, была дробь

Слайд 7

Дроби на Руси называли ДОЛЯМИ, Позже ЛОМАННЫМИ ЧИСЛАМИ. В старых руководствах находили следующие названия дробей…
Дроби
на
уси

Слайд 8

Половина, полтина
-Треть
-Четь
-Пятина
-Полтреть
-Седьмина
-Полчеть
- Десятина
-Пол-полтреть
Пол-пол-треть (малая)
-Пол-полчеть
-Пол-полчеть (Малая)

Слайд 9

О десятичных дробях
К десятичным дробям математики пришли в разные времена в Азии и Европе. Целую часть от дробной отделяли в Китае особым знаком «дянь» (точка). Большое внимание дробям уделял средне-азиатский учёный аль-Коши. В Европе дроби были «открыты» нидерландским математиком и инженером С. Стевином. В России впервые изложил учение о десятичных дробях Леонтий Магницкий в своей «Арифметике».

Слайд 10

Посмотрите, как записывалась десятичная дробь
0,1

Слайд 11

● Тем, кто работает оператором теплосетей, нужны десятичные дроби для повышения и понижения температуры.
● Сварщикам десятичные дроби нужны для измерения длины сваренной трубы и ширины сварочного шва.

Слайд 12

Провизоры используют десятичные дроби при приготовлении лекарств

Слайд 13

● Повара применяют десятичные дроби для составления меню.
● Парикмахер применяет десятичные дроби для приготовления раствора для покраски волос и для завивки.
● В кулинарии при приготовлении блюд по рецептам.

Слайд 14

● В магазине при взвешивании товара.
● Экономисты и бухгалтеры используют десятичные дроби для составления отчетов, расчетов.
● Строители используют десятичные дроби для составления сметы.

Слайд 15

Исследование:
Детям 11-15 лет на каждый килограмм своей массы необходимо употреблять в день: белков – 1,8 г, жиров -1,8 г, углеводов – 7,8 г. Посчитайте приближенно до граммов сколько должен употреблять ежедневно белков, жиров и углеводов мальчик 11 лет, масса которого равна 36,9 кг.
Белков – 66,42г Жиров – 66,42г Углеводов – 287,82г

Слайд 16

Рацион питания (мальчик, 11 лет, вес 36,9 кг) Первый завтрак: каша (пшенная, овсяная, гречневая), горячий напиток (кофе, чай, какао), компот или молоко. Второй завтрак: омлет или сырники, горячий напиток (кофе, чай, какао), компот или молоко. Обед: овощной салат, первое - суп, второе – блюдо из мяса или рыбы и гарнир (каша или картофельное пюре), компот. Полдник: кефир или питьевой йогурт, печенье с добавлением цельных злаков, фрукты. Ужин: блюдо из овощей или творога, кефир или йогурт. 1-й завтрак дома (7-8 часов) – 20% калорийности суточного рациона; 2-й завтрак в школе (10-11 часов) – 20% калорийности суточного рациона; Обед дома или в школе (13-15 часов) – 35% калорийности суточного рациона; Ужин дома(19-20 часов) – 25% калорийности суточного рациона.

Слайд 17

Исследование:
Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность ночного сна должно быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе, не менее 1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 5/18 от времени, отведенного на учебные занятия. Досуг составляет около 1,8 времени от времени приготовления уроков дома. Время провождения около телевизора не должно превышать 1/6 части вашего досуга.
Сон – 9ч Занятия в школе – 6ч Прогулка – 1час 30 минут Подготовка дом задания – 1 час 40мин Отдых – 3 ч Телевизор – 30 мин

Слайд 18

Примерный режим дня школьника: ● 7.00 – Подъём ● 7.00-7.30 – Утренняя гимнастика, водные процедуры, уборка постели, туалет ● 7.30-7-50 – Утренний завтрак ● 7.50-8.20 – Дорога в школу ● 8.30-14.40 – Занятия в школе ● 10.00 – Горячий завтрак в школе ● 13.00-14.00 – Горячий обед в школе ● 14.40-14.50 – Дорога из школы домой ● 15.00-15.30 – отдых ● 15.30-16.30 – Прогулка и игры на свежем воздухе ● 16.30-16.50 – Полдник ● 17.00-18.10 – Приготовление домашних заданий ● 18.10-19.00 – Прогулка на свежем воздухе ● 19.00-19.20 – Ужин ● 19.20-20.30 – Свободные занятия ● 20.30-21.00 – Приготовление ко сну ● 21.00-7.00 -- Сон

Слайд 19

1. Каждодневное меню должно состоять из нужных и полезных продуктов, доли которых определяются диетой. 2. Постоянное употребление продуктов быстрого приготовления приводит к тяжелым заболеваниям. 3. Режим питания должен быть постоянным, чтобы организм успевал перерабатывать пищу, не голодал и не перенасыщался. 4. Режим дня строится на основе биоритмов человека и нужен для того, чтобы не уставать и быть всегда в тонусе. 5. Продолжительность суток состоит из множества частей: сон, питание, учеба, различные занятия. 6. Десятичные дроби постоянно встречаются в жизни человека.
Выводы:

Слайд 20

Вывод: Дроби возникли из практических нужд человека. 2. Задачи трехвековой давности актуальны и сейчас. Их решение требует немалой смекалки, сообразительности и умения рассуждать. 3. Старинные меры нужно знать не только для развития своего кругозора, но и потому что без прошлого невозможно будущее.