Презентация на тему что такое общество. "

1

Что такое общество?

Узкое понимание
1.
2.
3.
4.
5.
Группа людей,
объединенных неким общим
признаком (толстопузое
общество)
Совокупность согласованно
действующих людей
(общество книголюбов,
союз журналистов и др.)
Определенные
исторические этапы
развития человечества
(античное общество,
индустриальное общество)
Специфические
особенности жизни одной
страны (китайское
общество, российское
общество)
Человечество в целом
Широкое понимание
Обособившаяся
от
природы, но тесно
связанная с ней часть
мира, которая включает в
себя способы
взаимодействия людей и
формы их объединения
2

В каком значении употреблено понятие
«общество» в следующих высказываниях?
а) двери в зал распахнулись и его взору
предстало довольно разношерстное
общество
б) за сословиями феодального общества
закрепляется определенный круг прав и
обязанностей
в) пришельцы обнаружили на Земле
общество, отличающееся сложным
устройством и разнообразием
г) в обществе, в отличие от природы,
действует закон убыстряющегося развития
3

В отличие от природы общество:

1)
обладает свойствами системы
2)
находится в развитии
3)
выступает в качестве творца культуры
4)
развивается закономерно
4

Сферы (подсистемы) общественной жизни

Экономическая
1.
2.
Социальная
3.
Политическая
4.
Духовная
Отношения людей в процессе
производства, обмена,
распределения и потребления
Взаимосвязи социальных групп,
слоев, общностей
Взаимодействие отдельных
людей и социальных групп по вопросу
о государственной власти
Религиозные, нравственные,
эстетические и другие идеи, соответствующие
им отношения и организации
Материалисты:
Идеалисты:
экономическая сфера – главная!
5
духовная сфера
– главная!

Соотнести общественные явления, процессы и институты с каждой из сфер

Отношения собственности
Экономическая
Партия
Избирательная система
Научная деятельность
Формирование нации
Взаимосвязь спроса и предложения
товаров
Массовая культура
Факторы производства
Сословная структура общества
Федеративное государственное
устройство
Банковская система
Художественное творчество
сфера
Социальная
сфера
Политическая
сфера
Духовная
сфера
6

Признаки общества как системы

Целое, составленное из
частей
Признаки общества как
взаимосвязанные
системы
элементы
Целостность
Устойчивость
стремление к
самосохранению
постоянные
изменения
Способность
к саморазвитию
Открытость
новые элементы
появляются, старые
исчезают
7

Общество как динамичная система

1.
2.
3.
4.
Изменяется и развивается
общество в целом
Изменяются и развиваются его
элементы
Элементы общества
взаимосвязаны между собой и
воздействуют друг на друга
Одни элементы прекращают свое
существование, другие
появляются
8

Динамизм общества как системы подразумевает:

устойчивость и стабильность
2) изменение и развитие
3) постоянный прогресс
1)
9

Социальные институты

«установление»
Социальные институты
Исторически сложившиеся устойчивые формы организации
совместной деятельности людей, направленной на
удовлетворение важнейших жизненных потребностей
семья производство
образование
государство
религия
Каких?
в воспроизводстве рода
в безопасности и социальном порядке
в средствах существования
в получении знаний, социализации, подготовке кадров
10
в решении духовных проблем смысла жизни

Как возникло человеческое общество?

Религиозная
версия:
«Бог создал человека и дал ему весь
материальный мир и нравственный закон»
Космическая версия:
«Инопланетяне сделали людей и
манипулируют ими»
Естественная версия:
«Труд создал человека и превратил стадо
в культурное сообщество производителей»
11

Под влиянием чего общество изменяется и развивается?

Натуралистический подход:
Ш. Монтескье,
Л. Мечников
И. Кант,
«Развитие общества определяется
природными факторами»
Г. Гегель,
О. Конт
Идеалистический подход:
«Идеи первичны по отношению к другим
сторонам человеческой деятельности»
К. Маркс,
В. Ленин
Материалистический подход:
«Люди в первую очередь должны
удовлетворять свои материальные
Большинство
потребности»
современных
Плюралистический подход:
ученых
«В основе развития общества лежит не
один, а множество факторов»
12

Типы обществ

Наличие
письменности
Дописьменные
Письменные
Число уровней
управлений и
степень
социального
расслоения
Простые (нет
руководителей и
подчиненных,
богатых и
бедных)
Сложные
Способ
хозяйственной
деятельности
Охотников и
собирателей
Огородничества
Скотоводов
Земледельцев
Индустриальное
Постиндустриальное
Формации,
отличающиеся
способом
производства
и формой
собственности
Первобытное
Рабовладельческое
Феодальное
Капиталистическое
13

Назвать основные социальные
институты.
Чем отличается простое
общество от сложного?
Перечислить все 4 формации.
14

Общественно-экономическая формация

ОбщественноКак люди производят
материальные блага
экономическая формация
Исторический тип общества, основывающийся на определенном
способе производства.
НАДСТРОЙКА
БАЗИС
совокупность идей и
взглядов общества,
соответствующих им
отношений и организаций
совокупность
производственных
отношений
15

Недостатки формационного подхода

Абсолютизация
экономического
фактора в жизни общества
Однолинейное понимание
исторического процесса
Претензия на абсолютную
правильность и универсальность
+ цивилизационный подход!
16

Что такое общественноэкономическая формация?
Что такое способ производства?
Церковь, философские учения,
государство, система образования
– это базис или надстройка?
17

Цивилизация

«Гражданский»
Цивилизация
Ступень в развитии человечества
вслед за дикостью и варварством (Л.
Морган, Ф. Эн-гельс)
Стадия упадка и деградации, когда
на смену органическо-жизненному
приходит технико-механическое
господство (О. Шпенглер)
Синоним культуры (А. Тойнби)
Целостность материальной и
духовной жизни людей в
определенных пространственновременных границах
18

Недостатки цивилизационного подхода

История не рассматривается как единый процесс
развития всего человечества
Народы и общества изучаются изолированно
Трудно выявить закономерности в историческом
процессе
19

Что такое цивилизация, по мнению О. Шпенглера?
Цивилизационный подход направлен на:
А. Выявление общего в развитии разных
народов.
Б. Выявление особенного в развитии разных
народов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба положения неверны
20

Надо совместить оба подхода!

Трехэтапная периодизация (Р. Арон,
Д. Белл, О. Тоффлер, З.
Бзежинский и др.)
1.
Традиционное
(доиндустриальное) общество
2.
Индустриальное общество
3.
Информационное
(постиндустриальное) общество
21

Традиционное общество

Экономика
Господство натурального хозяйства,
экстенсивное производство
Абсолютная монархия, правовая
незащищенность, узаконенная
внеэкономическая зависимость
Социальная Сословное деление, отсутствие
социальной мобильности
сфера
Политика
Духовная
сфера
Господство религии, низкий уровень
образования, неграмотность
населения
22

Индустриальное общество

Экономика
Политика
Развитая промышленность,
интенсивные методы производства,
революции в технике и технологии
Расширение прав и свобод,
демократия, разделение властей
Социальная Классовое деление, рост социальной
мобильности, формирование
сфера
Духовная
сфера
гражданского общества, урбанизация
Рост образовательного уровня
населения, общей культуры, развитие
науки
23

Постиндустриальное общество

Экономика
Сфера производства уступает сфере
услуг
Политика
Формирование правового государства
и дальнейшее развитие демократии
Социальная Профессиональное деление, развитие
гражданского общества
сфера
Духовная
сфера
Приоритет отдается науке и
образованию
24

1)
2)
3)
Какое социальное деление
характерно для:
традиционного общества
индустриального общества
постиндустриального общества
25

Какие из данных черт относятся
к традиционному обществу?
1) развитие ресурсосберегающих
технологий
2) появление массовой культуры
3) низкая социальная мобильность
4) преобладание коллективистских
взглядов
5) сильное гражданское общество
26

Основные черты восточной и западной цивилизации

Восточная
цивилизация
Западная
цивилизация
Зависимость собственности от
власти, господство государственной
собственности над частной
Развитый рынок, частная собственность, предпринимательство и
конкуренция в экономике
Вера в мудрого правителя, его
обожествление, неразвитость
права, бесправие подданных
Правовое государство,
демократические формы правления
Интересы личности подчинены
общественным, коллективным
Личность выступает как высшая
ценность, инициативность,
самостоятельность, индивидуализм
Преобладание религии, главная
цель человека – нравственное
совершенствование
Преобладание науки, главная цель
человека – получение нового знания
для улучшения комфорта
27

К какой цивилизации
относится Россия –
восточной или западной?
28

Общественный процесс

Это последовательная череда сменяющих друг
друга событий, участниками которых являются
целые поколения людей
Объект: вся
историческая
действительность
Субъект: участники
исторического процесса
Главный субъект:
все человечество? (Л.П. Карсавин)
трудящиеся? (К. Маркс)
народ? (В. Ключевский)
выдающиеся личности?
29

Направления общественного процесса

Регресс – деградация, переход от
Гесиод, Ф.Ницше,
О.Шпенглер,
К.Поппер
высшего к низшему
Ж.Кондорсе, И.Кант,
Г. Гегель, О.Конт,
К.Маркс
Прогресс – движение от простого
к сложному, от низшего к
высшему, от несовершенного к
более совершенному
30

Критерии общественного прогресса

kriterio – мерило для оценки
Критерии общественного
прогресса
развитие и совершенствование
производительных сил
увеличение объема научной информации,
превращение науки в непосредственную
производительную силу общества
расширение свободы человека, его
возможностей к активным действиям
способность государства создавать
оптимальные условия для жизни своих
граждан
рост уровня жизни, степени социальной
защиты
31

Объект исторического
процесса – это:
1) историческая
действительность
2) классы, социальные группы,
индивиды, выдающиеся
личности
Что такое прогресс?
32

Формы общественных изменений

Формы общественных
постепенные изменения в обществе, не
Эволюция
изменений
приводящие к качественно новому
социальному строю
Революции
коренные, скачкообразные изменения всех или
большинства сторон общественной жизни
Реформа
преобразование какой-либо стороны
общественной жизни, не уничтожающее основ
существующей социальной системы
Модернизация
процесс обновления, придания тем или иным
социальным структурам форм, отвечающим
современным требованиям
33

Закон общественного развития

Это
систематически воспроизводимые отношения в обществе в целом или
в его отдельных частях
Закон ускорения истории: на каждую
последующую стадию уходит меньше
времени, чем на предыдущее
Закон неравномерности развития разных
народов и наций
34

Глобализация

Это процесс усиления интеграционных связей
между отдельными народами и государствами
не всегда ориентирована на развитие
отечественного производства
способствует развитию
экономики
обеспечивает большую
толерантность
предостерегают государства
от крайних действий
нивелируются запросы людей
диктуются правила, выгодные
развитым странам
навязываются далеко не лучшие
идеалы и ценности в ущерб
национальных культур
35
появление глобальных
проблем

Преобразование какой-либо
стороны общественной жизни,
не уничтожающее основ
существующей социальной
системы – это…
В чем суть закона ускорения
истории?
Что такое глобализация?
36

1)
2)
3)
4)
Одним из проявлений
глобализации в современном
мире выступает:
расширение деятельности
транснациональных корпораций
рост объемов промышленного
производства
возрастание доли среднего класса
в составе населения
развитие национальной культуры
37

Глобальные проблемы

Проблема войны и мира,
Глобальные проблемы
экология,
угрожают
всему
человечеству
носят
планетарный
характер
неравномерность
развития стран, энергия и
сырье, международный
терроризм, СПИД, кризис
духовности…
могут быть решены
только совместными
усилиями всех
народов и
государств
38

Влияние природы на развитие общества

общественное разделение труда,
размещение отраслей производства
производительность
способности
темпы
труда
человека
развития общества
характер
производственных отношений
особенности
духовной культуры
менталитет
социально-психологический облик народа
39

Экологические кризисы

природные
антропогенные
загрязнение окружающей среды
быстрое истощение природных, сырьевых и энергетических ресурсов
чрезмерно быстрый рост населения
40

Пути преодоления экологического кризиса

1. Дальнейшее развитие и совершенствование
производительных сил (безотходное
производство, новые искусственные
материалы…)
2.
Отказ от технических завоеваний, переход
на «чистую» энергию (солнца, ветра, воды)
3.
Развитие техники и улучшение
экологического воспитания
41

В связи с чем некоторые проблемы человечества считаются
глобальными?
1)
в связи с тем, что эти проблемы обладают особой важностью
2)
в связи с тем, что эти проблемы приняли общепланетарный
характер
3)
в связи с тем, что основной причиной их появления является
глобализация

Слайд 1

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Слайд 2

Урок 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО.
План урока. Понятие “общество”. Взаимосвязь общества и природы. Сферы общественной жизни и их взаимодействие. Общественные науки, их особенности.

Слайд 3

Что такое общество?
ОБЩЕСТВО
Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения.

Слайд 4

Что такое общество?
ОБЩЕСТВО
Страна, государство, регион.

Слайд 5

Что такое общество?
ОБЩЕСТВО
Исторический этап в развитии человечества.

Слайд 6

Что такое общество?
ОБЩЕСТВО
Человечество в целом.

Слайд 7

Что такое общество?
ОБЩЕСТВО
Все эти понятия раскрывают узкие, частные смыслы понятия “общество”. Так что же такое «ОБЩЕСТВО»?
Исторический этап в развитии человечества.
Круг людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи.
Страна государство, регион.
Человечество в целом.

Слайд 8

Что такое общество?
ОБЩЕСТВО

Слайд 9

Что такое общество?
ОБЩЕСТВО
- это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Слайд 10


ОБЩЕСТВО
Первоосновой взаимодействия людей является ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Совокупность индивидов, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Слайд 11

Общество как совместная жизнедеятельность людей
ЧЕЛОВЕК (ОБЩЕСТВО)
Чем отличается деятельность людей от поведения других живых существ?
ЖИВОТНЫЕ

Слайд 12

Общество как совместная жизнедеятельность людей
ЧЕЛОВЕК (ОБЩЕСТВО)
Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды. Не только целесообразность, но и целепологание. Способность выходит за рамки опыта.
ЖИВОТНЫЕ
Приспособление к существующим природным условиям. Целесообразность поведения, направляемое инстинктом.

Слайд 13

Общество как совместная жизнедеятельность людей
ЧЕЛОВЕК (ОБЩЕСТВО)
Отличия деятельности человека от поведения других живых существ.
ЖИВОТНЫЕ
В 1010 году
В 1010 году
В 2010 году
ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ

Слайд 14

Общество как совместная жизнедеятельность людей
Жизнь человека обеспечивается взаимодействием с другими людьми. Ребенок становится человеком только в среде людей.
Важным условием жизни человека является КОЛЛЕКТИВНОСТЬ!
Кто из этих литературных героев полноценный человек?

Слайд 15

Общество как совместная жизнедеятельность людей
Общество – это коллектив коллективов (семья, трудовой коллектив, одноклассники, спортивная команда). Определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например социальная группа, профессия, национальность, религиозная принадлежность, называется общностью
Многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности, называются ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ!

Слайд 16

Общество как совместная жизнедеятельность людей
Можно ли назвать общественными отношениями?
Общественные отношения имеют надличностный, надшдивидуалъный характер!

Слайд 17

«Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». К. Маркс:
Опираясь на обществоведческий курс, раскройте смысл данного высказывания и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение (отношение к нему). Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям, протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений: моральных, правовых, политических и т.д. Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надшдивидуалъный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения. Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т.д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми.

I. Определения понятия «общество» 1.В широком смысле – «Общество обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, представляющая из себя людей, формы их объединений и способы их взаимодействия (все человечество в целом)». 2.В более узком смысле – «Общество большая совокупность людей, общность объединяемая каким-либо социально значимым признаком (историческим – первобытное общество; этническим - французское общество и др.)». 3.В самом узком смысле – «Общество – группа людей, объединенных общими интересами и деятельностью (общество охотников). 1.В широком смысле – «Общество обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, представляющая из себя людей, формы их объединений и способы их взаимодействия (все человечество в целом)». 2.В более узком смысле – «Общество большая совокупность людей, общность объединяемая каким-либо социально значимым признаком (историческим – первобытное общество; этническим - французское общество и др.)». 3.В самом узком смысле – «Общество – группа людей, объединенных общими интересами и деятельностью (общество охотников).


II. Общество как система 1.Теория систем. Понятие системы используется во всех науках в значении совокупности упорядоченных и взаимодействующих элементов. Основное свойство системы несводимость целого к простой его сумме частей. Системы бывают: простые(состоят из неразложимых компонентов-элементов) и сложные (состоят из разложимых компонентов-элементов); статические (не развиваются)и динамические (находятся в постоянном развитии); открытые (допускают новые элементы) и закрытые (не допускают новых элементов); биологические (живые) и механические. 1.Теория систем. Понятие системы используется во всех науках в значении совокупности упорядоченных и взаимодействующих элементов. Основное свойство системы несводимость целого к простой его сумме частей. Системы бывают: простые(состоят из неразложимых компонентов-элементов) и сложные (состоят из разложимых компонентов-элементов); статические (не развиваются)и динамические (находятся в постоянном развитии); открытые (допускают новые элементы) и закрытые (не допускают новых элементов); биологические (живые) и механические.


II. Общество как система 2. Системные характеристики общества. Общество является сложной, динамической, открытой системой. Система –целое составленное из частей, элементов, совокупность. Если из системы убрать любой элемент она не будет функционировать, разрушится. Человек это тоже система. Человек состоит из пищеварительной системы, нервной системы, кровеносной системы. Динамическая(динамо –двиджение) система находится в движении, развивается, в ней что-то изменяется. Что-то умирает, появляется, изменяется. Общество тоже система т.е. состоит из элементов. Иногда эти элементы называются подсистемами. Подсистема общества это его элементы, то из чего общество состоит. Общество состоит из 4-х подсистем,из 4-х элементов. Эта экономическая, политическая, социальная, духовная. Каждый элемент системы делится на 2. Системные характеристики общества. Общество является сложной, динамической, открытой системой. Система –целое составленное из частей, элементов, совокупность. Если из системы убрать любой элемент она не будет функционировать, разрушится. Человек это тоже система. Человек состоит из пищеварительной системы, нервной системы, кровеносной системы. Динамическая(динамо –двиджение) система находится в движении, развивается, в ней что-то изменяется. Что-то умирает, появляется, изменяется. Общество тоже система т.е. состоит из элементов. Иногда эти элементы называются подсистемами. Подсистема общества это его элементы, то из чего общество состоит. Общество состоит из 4-х подсистем,из 4-х элементов. Эта экономическая, политическая, социальная, духовная. Каждый элемент системы делится на экон омич еская поли тичес кая социал ьная духовна я


II. Общество как система 3. Общество и природа. В широком смысле слова природа - весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле - природа естественный материальный мир, среда обитания человеческого общества (не само общество). То, что создается человеческим обществом получило название «второй природы» (= культуры). Природа, также как и общество, является динамической открытой, саморазвивающейся системой, но в ней действуют стихийные, бессознательные силы и объективные законы, в то время как в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели. Общество и природа тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Общество не может существовать без природы. 3. Общество и природа. В широком смысле слова природа - весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле - природа естественный материальный мир, среда обитания человеческого общества (не само общество). То, что создается человеческим обществом получило название «второй природы» (= культуры). Природа, также как и общество, является динамической открытой, саморазвивающейся системой, но в ней действуют стихийные, бессознательные силы и объективные законы, в то время как в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели. Общество и природа тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Общество не может существовать без природы.


III. Подсистемы общества 1.Сферы общественной жизни. Общество состоит из подсистем и элементов. Подсистемы общества – это сферы общественной жизни – области жизни общества, условно выделяемые на основе важнейших человеческих потребностей. Физические потребности – экономическая сфера; потребность в общении социальная сфера; потребность в порядке и безопасности – политико – правовая сфера;потребность в самосовершенствовании – духовная сфера. 1.Сферы общественной жизни. Общество состоит из подсистем и элементов. Подсистемы общества – это сферы общественной жизни – области жизни общества, условно выделяемые на основе важнейших человеческих потребностей. Физические потребности – экономическая сфера; потребность в общении социальная сфера; потребность в порядке и безопасности – политико – правовая сфера;потребность в самосовершенствовании – духовная сфера. ЭкономическаяСоциальнаяполитическая Духовная Сферы общественной жизни


III. Подсистемы общества 2. Иерархия и взаимосвязь сфер общественной жизни. Карл Маркс - определяющей для развития общества является экономическая сфера. Макс Вебер - определяющей для развития общества является духовная сфера (прежде всего религия). Современные ученые – все сферы равноправны и находятся в тесной взаимосвязи. 2. Иерархия и взаимосвязь сфер общественной жизни. Карл Маркс - определяющей для развития общества является экономическая сфера. Макс Вебер - определяющей для развития общества является духовная сфера (прежде всего религия). Современные ученые – все сферы равноправны и находятся в тесной взаимосвязи.


IV. Элементы общества Общество – это одно из самых сложных систем т.к. даже самый мелкий ее элемент – человек является биологической системой. Элементами общества являются: социальные общности, социальные группы, социальные организации и социальные институты. Элементы общества Люди Соц. Общности (группы) Соц. организации Соц. Институты.


IV. Элементы общества Социальная общность – это совокупность людей, объединенных каким – либо общими признаками. Выделяют мнимые общности(люди не контактируют, их выделяют исследователи – курильщики, пенсионеры); контактные общности - (толпа, аудитория, круг) и групповые. Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами и деятельностью (семья, компания, класс). Социальные группы обладают большой устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности. Социальная организация - имеет строгую структуру, иерархию, формализацию, сознательность и целенаправленную деятельность, разделение труда, кооперацию и управление. Социальный институт – см. слайд 11 Социальная общность – это совокупность людей, объединенных каким – либо общими признаками. Выделяют мнимые общности(люди не контактируют, их выделяют исследователи – курильщики, пенсионеры); контактные общности - (толпа, аудитория, круг) и групповые. Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами и деятельностью (семья, компания, класс). Социальные группы обладают большой устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности. Социальная организация - имеет строгую структуру, иерархию, формализацию, сознательность и целенаправленную деятельность, разделение труда, кооперацию и управление. Социальный институт – см. слайд 11


Взаимодействие элементов в обществе Один элемент общества (человек) в отношении другого совершает социальные действия – осмысленный, целенаправленный акт. По мотивам выделяют целе-рациональные и ценностно-рациональные социальные действия. Социальные действие, вызвавшее ответную реакцию называется социальным взаимодействием. Социальные взаимодействия могут носить единичный случайный характер. Если отношения носят устойчивый, повторяющийся и безличный характер они называются общественными отношениями(межнациональные, классовые, конфессиональные, международные). Один элемент общества (человек) в отношении другого совершает социальные действия – осмысленный, целенаправленный акт. По мотивам выделяют целе-рациональные и ценностно-рациональные социальные действия. Социальные действие, вызвавшее ответную реакцию называется социальным взаимодействием. Социальные взаимодействия могут носить единичный случайный характер. Если отношения носят устойчивый, повторяющийся и безличный характер они называются общественными отношениями(межнациональные, классовые, конфессиональные, международные). Виды социального взаимодействия Кооперация Конкуренция Конфликт


Общественные институты 1.Сущность понятия «институт». Общественный или социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей; совокупность людей, учреждений, норм и ролей, посредством которых общество удовлетворяет важнейшие потребности. Не стоит путать с институтом как высшим учебным заведением. Термином «Институт» называются формы общественных образований (семья, государство, производство, школа) а не их конкретные примеры (семья Ивановых, школа 100, Российская Федерация – не будут социальными институтами). 1.Сущность понятия «институт». Общественный или социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей; совокупность людей, учреждений, норм и ролей, посредством которых общество удовлетворяет важнейшие потребности. Не стоит путать с институтом как высшим учебным заведением. Термином «Институт» называются формы общественных образований (семья, государство, производство, школа) а не их конкретные примеры (семья Ивановых, школа 100, Российская Федерация – не будут социальными институтами).


Общественные институты 2. Виды институтов. В каждой сфере общественной жизни действует множество институтов. 2. Виды институтов. В каждой сфере общественной жизни действует множество институтов. СфераИнституты (главный институт) Экономическая Деньги, капитал, обмен, заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы, собственность, производство Социальная Семья, брак, наследование, материнство, образование, общение, коммунальные службы, здравоохранение, социальное обеспечение, предприятия связи, предприятия досуга Политическая Власть, разделение властей, суд, армия, государство, парламент, правительство, политические партии ДуховнаяЦерковь, школа, наука, театр, музеи, образование, общественное мнение, СМИ, религия


Общественные институты Функции институтов. Главное назначение институтов удовлетворение потребностей, поэтому институты определяют через функции. Семья – репродуктивная Государство – управление Право – безопасность Наука - познание мира Образование – передача опыта и т.д. Чтобы доказать, что какое-то общественное образование является социальным институтом, нужно раскрыть его функции в обществе. Институты никто специально не создает, они создаются сами по мере развития общества. Процесс зарождения и становления социального института называется институционализация. Устаревшие институты могут прекратить свое существование (рабство, дуэли). Функции институтов. Главное назначение институтов удовлетворение потребностей, поэтому институты определяют через функции. Семья – репродуктивная Государство – управление Право – безопасность Наука - познание мира Образование – передача опыта и т.д. Чтобы доказать, что какое-то общественное образование является социальным институтом, нужно раскрыть его функции в обществе. Институты никто специально не создает, они создаются сами по мере развития общества. Процесс зарождения и становления социального института называется институционализация. Устаревшие институты могут прекратить свое существование (рабство, дуэли).


Понятие общественного прогресса I.Характеристики общественного развития В развитии общества выделяют основные факторы, способы и направления. А) факторы общественного развития подразделяются на внешние и внутренние. Внешним по отношению к обществу является природа. Ш.Монтескье в 18в. Создал географическую теорию истории, А.Чижевский связывал историю с космическими процессами, Л.Гумилев – с энергией солнца…)Внутренние факторы могут быть субъективными и объективными. Субъектами истории являются личности, социальные группы, народы государства. Главный субъективный фактор истории – великие личности. Объективные факторы – это закономерности, устойчивые причинно-следственные связи. Б) Способы общественного развития являются эволюция, реформа и революция. I.Характеристики общественного развития В развитии общества выделяют основные факторы, способы и направления. А) факторы общественного развития подразделяются на внешние и внутренние. Внешним по отношению к обществу является природа. Ш.Монтескье в 18в. Создал географическую теорию истории, А.Чижевский связывал историю с космическими процессами, Л.Гумилев – с энергией солнца…)Внутренние факторы могут быть субъективными и объективными. Субъектами истории являются личности, социальные группы, народы государства. Главный субъективный фактор истории – великие личности. Объективные факторы – это закономерности, устойчивые причинно-следственные связи. Б) Способы общественного развития являются эволюция, реформа и революция.


Понятие общественного прогресса В) Направлениями общественного развития являются: прогресс, регресс, стагнация. Прогресс (от. Лат.progress us – движение вперед, успех) – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Регресс (от лат.regress us), это направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Стагнация – застой, стояние на месте. В) Направлениями общественного развития являются: прогресс, регресс, стагнация. Прогресс (от. Лат.progress us – движение вперед, успех) – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Регресс (от лат.regress us), это направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Стагнация – застой, стояние на месте.


Понятие общественного прогресса 2. Противоречивость прогресса. Определить направление развития можно только выбрав критерий (определяющий признак). В одном и том же обществе, в одно и то же время может быть прогресс в одной сфере(в экономике) и регресс в другой сфере(в экологии). Совершенствование в одной сфере оборачивается потерями в другой сфере. Идея прогрессивного развития утвердилась в философии Просвещения. Философы выделяли разные критерии разума (Ж.А. Кондорсе), человеческое счастье (Д.Дидро),нравственность (И. кант), осознание свободы (Г. Гегель), общественная солидарность (А, Сен-Симон), Развитие производительных сил (К.Маркс) и др. 2. Противоречивость прогресса. Определить направление развития можно только выбрав критерий (определяющий признак). В одном и том же обществе, в одно и то же время может быть прогресс в одной сфере(в экономике) и регресс в другой сфере(в экологии). Совершенствование в одной сфере оборачивается потерями в другой сфере. Идея прогрессивного развития утвердилась в философии Просвещения. Философы выделяли разные критерии разума (Ж.А. Кондорсе), человеческое счастье (Д.Дидро),нравственность (И. кант), осознание свободы (Г. Гегель), общественная солидарность (А, Сен-Симон), Развитие производительных сил (К.Маркс) и др.


Понятие общественного прогресса В современных условиях понятие прогресса обогащается гуманистическими параметрами. Прогресс современного общества видится в развитии человека в его духовном и телесном измерении, в создании благоприятных условий для человека. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие как: детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе. Универсальным критерием прогресса сегодня считается средняя продолжительность жизни. В современных условиях понятие прогресса обогащается гуманистическими параметрами. Прогресс современного общества видится в развитии человека в его духовном и телесном измерении, в создании благоприятных условий для человека. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие как: детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе. Универсальным критерием прогресса сегодня считается средняя продолжительность жизни.


Многовариантность общественного развития Варианты общественного развития – это способы с помощью которых происходят общественные измерения. Эволюция – медленное, поступательное саморазвитие. Реформа – изменение в одной из сфер общественной жизни, проводимое сверху вниз. Реформы подразделяют: 1. по областям общественной жизни: экономические (денежные), социальные (пенсионная), политические (избирательная) и культурные (церковная). 2. по направленности: - на прогрессивные (АлександрII – отмена крепостного права, военная реформа, реформа гос. аппарата) и регрессивные = реакционные (контрреформы Александра III – жандармерия). Революция – это коренной переворот во всех сферах общественной жизни, начало нового этапа развития. По сфере в которой началась революция их делят на экономические(промышленная), социальная(1917), и культурные (научная). По времени протекания: краткосрочная(февральская), долгосрочная 9 Варианты общественного развития – это способы с помощью которых происходят общественные измерения. Эволюция – медленное, поступательное саморазвитие. Реформа – изменение в одной из сфер общественной жизни, проводимое сверху вниз. Реформы подразделяют: 1. по областям общественной жизни: экономические (денежные), социальные (пенсионная), политические (избирательная) и культурные (церковная). 2. по направленности: - на прогрессивные (АлександрII – отмена крепостного права, военная реформа, реформа гос. аппарата) и регрессивные = реакционные (контрреформы Александра III – жандармерия). Революция – это коренной переворот во всех сферах общественной жизни, начало нового этапа развития. По сфере в которой началась революция их делят на экономические(промышленная), социальная(1917), и культурные (научная). По времени протекания: краткосрочная(февральская), долгосрочная 9 Эволюция Реформа Революция Пути развития общества


Типы обществ Линии сравненияТрадиционное (доиндустриальное) ИндустриальноеПостиндустриальное (информационное) Время возникновения Переход от первобытности к цивилизации (IV тыс. до н.э.) Переход от средневековья к новому времени XVI век Переход к истории современности конец XX века Способ переходаНеолитическая революцияПромышленная революция НТР Основной фактор производства ЗемляКапиталЗнание Основной продукт производства пищаПромышленные изделия услуги Характерные черты производства Ручной трудШирокое применение машин, механизмов, технологий Автоматизация производства, компьютеризация общества Занятость населенияСельское хозяйство -75%Сельское хозяйство - 10% Промышленность – 85% Сельскоехозяйство – 3 % промышленность - 33% Услуги – 66%


Типы обществ Линии сравненияТрадиционное (доиндустриальное) ИндустриальноеПостиндустриальное (информационное) Доминирующая форма собственности ОбщиннаяЧастнаяАкционерная ТоварностьНатуральное хозяйствоМассовое производствоМелкосерийное производство Социальная структураСословия, классы, замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность Коллективизм Классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур Индивидуализм Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация, в зависимости от уровня знаний, квалификации Воздействие человека на природу Локальное, неконтролируемое идеал гармонии Глобальное, неконтролируемое эксплуатация Глобальное, контролируемое, решение экологических проблем


Типы обществ Линии сравненияТрадиционное (доиндустриальное) ИндустриальноеПостиндустриальное (информационное) Политическая жизньПреобладание монархических форм правления; Политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй. Провозглашение политических свобод, равенство перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование право на лидерство Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии – «демократии консенсуса», глобализация Духовная жизньГосподствует традиционные религиозные ценности; Однородный характер культуры; Преобладает устная передача информации; мало образованных людей. Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, вера в науку; возникает массовая культура; подготовка специалистов Основа мировоззрения – информация; особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование


Угрозы XXI века (глобальные проблемы) 1.Сущность глобальных проблем(от лат. globusterrae – земной шар) Термин можно понимать в 2-х значениях: Охватывающие весь земной шар, требующие совместных усилий; Чрезвычайно важные, угрожающие гибелью человечества. 2.Причины глобальных проблем. Развитие взаимосвязи и взаимозависимости в современном мире, его целостность; Интенсивность преобразующей деятельности человека, общество потребления; Недостаточный уровень политического мышления, экологического сознания, общественной организации, отставание уровня нравственного развития от научно-технического. 1.Сущность глобальных проблем(от лат. globusterrae – земной шар) Термин можно понимать в 2-х значениях: Охватывающие весь земной шар, требующие совместных усилий; Чрезвычайно важные, угрожающие гибелью человечества. 2.Причины глобальных проблем. Развитие взаимосвязи и взаимозависимости в современном мире, его целостность; Интенсивность преобразующей деятельности человека, общество потребления; Недостаточный уровень политического мышления, экологического сознания, общественной организации, отставание уровня нравственного развития от научно-технического.


Угрозы XXI века (глобальные проблемы) 3. Виды глобальных проблем Общепланетарные- вытекают из отношений общества и природы= экологические проблемы (загрязнение окружающей среды, изменение климата, истощение ресурсов, нехватка продовольствия, освоение космоса и мирового океана, энергетическая. 3. Виды глобальных проблем Общепланетарные- вытекают из отношений общества и природы= экологические проблемы (загрязнение окружающей среды, изменение климата, истощение ресурсов, нехватка продовольствия, освоение космоса и мирового океана, энергетическая. Виды глобальных проблем общепланетарные общечеловеческие общемировые


Задания стр. 116 Раскройте на трех примерах различные значения понятия «Общество». (Определения общества: Общество как объединение людей в процессе совместной деятельности; Общество как исторический период; Общество как все человечество; Общество как человечество в его прошлом, настоящем и будущем.) Раскройте на трех примерах различные значения понятия «Общество». (Определения общества: Общество как объединение людей в процессе совместной деятельности; Общество как исторический период; Общество как все человечество; Общество как человечество в его прошлом, настоящем и будущем.)



Слайд 2

Повторяем то, что знаем

Как узнать внутренний мир человека? Назовите врождённые признаки человека? А какие приобретённые вы знаете? Расскажите о положительных эмоциях? Что вы знаете об отрицательных эмоциях? Что такое в вашем понимании устойчивые чувства? А характер? Это что такое?

Слайд 3

Слайд 4

Общество - так можно назвать всех жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история и культура

Слайд 5

Слайд 6

Общество- так можно назвать всех жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история и культура

Общество может включать не всех жителей одной страны?

Слайд 7

Что такое общество?

Слайд 8

Общество – это все группы людей, у которых есть общие интересы.

Слайд 9

Вопросы к теме

Можно ли назвать обществом наш класс, школу, село? Подумай, какие у тебя могут быть общие интересы с твоими друзьями? С твоими одноклассниками? Со всеми кто живёт в России?

Слайд 10

Слайд 11

«Общество» – от слова «общий» (совместный, коллективный). Общество – люди, формы их объединения, совместной жизни и деятельности. Совместная деятельность – главное условия существования общества. Латинское слово Socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Социум – общество, объединенное совместной деятельностью. 2. Понятие общества.

Слайд 12

Общественная жизньначалась с появлением человека на Земле – около 2-3 млн лет назад. Обществосуществует около 40 тыс. лет – со времени появления родовой общины. Вспомните: что такое родовая община? Объясните предлагающуюся Вам хронологию развития общества.

Слайд 13

структура общества Малая группа Большая группа семья Учебный коллектив Трудовой коллектив Неформальный коллектив классы нации постоянно меняется

Слайд 15

Конфликт- это столкновение интересов в обществе.

Слайд 16

Конфликт

Как ты думаешь: почему возникает конфликт? Можно ли разрешить конфликт? Попробуй привести примеры конфликтов. Знаешь ли ты пути выхода из конфликта? Какие?

Слайд 17

Человечество должно приложить все усилия к тому, чтобы наша планета была заполнена всякой техникой! Только электронные домаш­ние питомцы вместо ненужных собак, кошек, птиц. Только компьютеры вместо друзей, строгих родителей и капризных детей! Мы считаем, что наш мир должен отказаться от всякой техники! Мы должны вернуться к простому образу жизни, предназначенному нам природой: не выращивать плоды и животных, а пользоваться только тем, что дает нам планета, не строить дома, а жить в естественных пещерах. Люди, давайте жить только тем, что дает нам природа и не будем стараться ее изменить!

Слайд 18

Пути решения конфликта А) Если возникнет конфликт между вашими обществами, попробуйте «сесть за стол переговоров», сделать друг другу уступки. Не допускайте усиления конфликта! Б) Если возникнет конфликт между вашими обществами, не отступайте от своих интересов, стойте за них до конца, и кто-нибудь обязательно победит! В) Не допускайте конфликта. Договоритесь, найдите разумную середину в ваших интересах, и ваше человечество будет успешно развиваться

Слайд 19

Пути выхода из конфликта

Обострение конфликта. Один из спорящих уступает сопернику, отказывается от своих интересов. Выслушать друг друга и найти выход из конфликта вместе, не ущемляя свои и чужие интересы. Какой из путей выбрал бы ты?

Слайд 20

Что нового узнали?

Что такое общество. Что такое конфликт. Пути разрешения конфликта.

Посмотреть все слайды


Общество в узком смысле:

  • Круг людей объединенных общими целями, интересами, происхождением, уровнем жизни (акционерное общество, общество книголюбов, дворянское собрание, крестьянская община, высшее общество);
  • Регион (российское общество, приморцы);
  • По национальному признаку (русский народ, армянская диаспора);
  • Отдельное конкретное общество, страна, государство;
  • Исторический этап в развитии человечества

(феодальное общество, капиталистическое общество);

  • Человечество в целом .

Общество в широком смысле:

  • Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
  • Прошлое, настоящее и будущее человечества.



Важным условием жизни человека является

КОЛЛЕКТИВНОСТЬ!


  • Общество – это коллектив коллективов (семья, трудовой коллектив, одноклассники, спортивная команда).
  • Определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например социальная группа, профессия, национальность, религиозная принадлежность, называется общностью

Многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности, называются ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ!


Общество – это определенный способ существования людей, обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей.

Общество – это всегда совокупность людей

Общество – это совокупность общественных отношений , складывающиеся между людьми

Духовные отношения (возникают и проходят через сознание людей)

Материальные отношения (производственная сила общества)


ОБЩЕСТВО

В чем состоит обособление общества от природы?


ОБОСОБИТЬСЯ, – выделиться из общего, занять особое, изолированное положение .

ОБЩЕСТВО

Сознание, воля.

ПРИРОДА

стихия

К чему привела такая установка сегодня?

Субъективные законы развития

Создает культуру – вторую природу

И.В. Мичурин: « Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее - наша задача».


ПРИРОДА

Оказывает воздействие на развитие стран и народов

Влияет на естественную среду обитания человека

«+» или «

ОБЩЕСТВО

Говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.


  • Духовная культура – знания, язык символы, ценности, правила и нормы поведения
  • Материальная культура – здания, транспортные средства, предметы быта, приборы, оборудование и т.д.


Общество – это сложная динамическая система, которая состоит из нескольких подсистем (сфер) общественной жизни


● традиционное (доиндустриальное, аграрное)

● индустриальное

● постиндустриальное

(информационное)


Черты сравнения

Традиционное

Время возникнове-

Индустриальное

10 тыс. лет

в результате аграрной революции

Основной фактор производства

Основной продукт производства

Постиндустриальное

промышленная революция

(главное богатство)

Основные черты производства

70-80 гг. XX в.

промышленная продукция

ручной труд

(соха, плуг)

применение техники

автоматизация производства, компьютеризация общества


Характер труда

индивидуальный труд

Занятость

населения

стандартная

деятельность

основа – с/х

Основной вид

экспорта

Социальная

структура

творческое

начало в труде

основа –

промышлен-ность (85%)

Продолжи-

тельность жизни

сословия,

замкнутость

соц. структур

продукция

производства

основа –

информация

(70% - услуги)

подвижность и открытость соц. структур

дифференциация в зависи-мости от

уровня образования и квалифика-ции

более 70 лет


Воздействие человека на

природу

локальное,

неконтроли-руемое

Взаимодей-

ствие с другими странами

глобальное,

неконтроли-

руемое

несуществен-

ное, закрытость

Политическая

жизнь

глобальное,

контролируемое

монархия, власть выше закона, отсутствие политических свобод

Духовная жизнь

открытость

общества

Парламен-

таризм, многопартий-ность, провозглашение политич. свобод

мало образован-ных людей, религиозные ценности

гражданское

общество, политический плюрализм

вера в науку, массовая культура, подготовка специалистов

особая роль науки, образования


Обществознание это школьная учебная дисциплина, под которой понимается некий синтез базовых знаний общественных наук .

Политология

Социология

Эстетика

Науки, которые изучают общество и человека в нем

Этнология

Этика

Экономика (экономическая теория)

Юриспруденция (правоведение)

Культурология


Археология – наука, которая изучает прошлое по материальным источникам.

Экономика – наука о хозяйственной деятельности общества.

История – наука о прошлом человечества.

Культурология – наука, изучающая культуру общества.

Лингвистика – наука о языке.

Политология - наука о политике, общества, о взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Психология – наука о развития и функционирования психики человека.

Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, групп, личностей.

Право – совокупность законов и правил поведения в обществе.

Этнография – наука, изучающая быт, культуру народов и наций.

Философия - наука о всеобщих законах развития общества.

Этика – наука о морали.

Эстетика – наука о прекрасном.