Презентация на тему: "Андрей Иванович Штольц. Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет

Обломов и Штольц

Штольц - антипод Обломова (Принцип антитезы)

Вся образная система романа И.А.Гончарова «Обломов» направлена на раскрытие характера, сущности главного героя. Илья Ильич Обломов - скучающий барин, лежащий на диване, мечтающий о преобразованиях и счастливой жизни в кругу семьи, но ничего не делающий чтобы воплотить мечты в действительность. Антиподом Обломова в романе является образ Штольца. Андрей Иванович Штольц — один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки. В первых двух главах второй части идет подробный рассказ о жизни Штольца, о тех условиях, в которых формировался его деятельный характер.

1. Общие черты:

а) возраст («Штольц ровесник Обломову и ему уже за тридцать»);

б) вероисповедание;

в) обучение в пансионате Ивана Штольца в Верхлёве;

г) служба и быстрая отставка;

д) любовь к Ольге Ильинской;

е) доброе отношение друг к другу.

2. Различные черты:

а) портрет ;

Обломов . «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием: всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».

«… обрюзг не по летам : от недостатка ли движения или воздуха. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч , казалось слишком изнеженным для мужчины. Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью.»

Штольц - ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Портрет Ш. контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…»

Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц - сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

б) родители , семья;

У Обломова родители - русские, он вырос в патриархальной семье.

Штольц.— выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную, родная речь его была русская…». Мать боялась, что Штольц, под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Штольца.

в) воспитание;

Обломов переходил «из объятий в объятия родных и друзей», его воспитание носило патриархальный характер.

Своего сына Иван Богданович воспитывал строго: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака».

Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. Потом Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, "и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах".

Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, — и всякий раз юный Штльц возвращался с выученными уроками.

От отца он получил «трудовое, практическое воспитание», а мать приобщала его к прекрасному, пыталась вложить в душу маленького Андрея любовь к искусству, к красоте. Его матери «в сыне…мерещился идеал барина», а отец приучал его к тяжелому, совсем не барскому труду.

г) отношение к учёбе в пансионат;

Обломов учился «по неоходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое»

Штольц всегда учился хорошо, всем интересовался. И был репетитором в пансионе отца

д) дальнейшее образование;

Обломов до двадцати лет прожил в Обломовке, затем окончил университет.

Штольц Блестяще закончил университет. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлева в Петербург, Штольц. говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду — но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырехэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах. — основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостает Обломову.

е) образ жизни;

«Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием»

Штольц обладает жаждой деятельности

ж) ведение хозяйства;

Обломов не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг.

Штольц с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России.

з) жизненные стремления;

Обломов в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями.

Штольц, выбрал деятельное начало ещё в молодости… Идеал жизни Штольца— непрестанный и осмысленный труд, это — «образ, содержание, стихия и цель жизни».

и) взгляды на общество;

Обломов считает, что все члены света и общества - «мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин», он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства.

По мнению Штольца, с помощью устройства “школ”, “пристаней”, “ярмарок”, “шоссейных дорог” старые, патриархальные “обломовки” должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход.

к) отношение к Ольге;

Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь.

Штольц женится на Ольге Ильинской, и Гончаров пытается в их деятельном, полном труда и красоты альянсе представить идеальную семью, подлинный идеал, который не удается в жизни Обломова: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой < …> как мечтал и Обломов… Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок».

л) взаимоотношение и взаимовлияние;

Обломов считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, он прислушивался к его советам, но сломить обломовщину Штольцу не удалось.

Штольц высоко ценил доброту и искренность душу своего друга Обломова. Штольц делает всё, чтобы пробудить Обломова к деятельности. В дружбе с Обломовым Штольц. тоже оказался на высоте: заменил управляющего-жулика, разрушил козни Тарантьева и Мухоярова, обманом вынудивших Обломова подписать фальшивое заемное письмо.

Обломов привык жить по указке Штольца в самых мелких делах ему необходим совет друга. Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде, о приложении сил.

После смерти Ильи Ильича друг берёт на воспитание названного в его честь сына Обломова, Андрюшу.

м) самооценка ;

Обломов постоянно сомневался в себе. Штольц никогда не сомневается в себе.

н) особенности характера ;

Обломов — бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, мягок, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний.

Штольц - деятелен, резок, практичен, аккуратен, любит комфорт, открыт в душевных проявлениях, рассудок преобладает над чувством. Штольц мог контролировать свои чувства и «боялся всякой мечты». Счастье для него заключалось в постоянстве. По словам Гончарова, он « знал цену редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным…».

Значение образов Обломова и Штольца.

Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства. Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера.

Штольцу в романе Гончарова отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя. По мнению критиков, неясность представления Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца. По замыслу Гончарова, Штольц - новый тип русского прогрессивного деятеля. Однако он не изображает героя в конкретной деятельности. Автор только информирует читателя о том, де бывал Штольц, чего достиг. Показывая парижскую жизнь Штольца с Ольгой, Гончаров хочет раскрыть широту его взглядов, а фактически снижает героя

Итак, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен читателям своей неординарностью и полной противоположностью главному герою. Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!» Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далёк. Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был всё же явлением прогрессивным.


Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. …Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. …Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно.




Энергичен, активен, умен, расчетлив, благоразумен, рационалист, честен, благороден, целеустремлен, волевой, резок, бесстрастен, всегда весел, оптимистичен, предусмотрителен, сдержан, экономен, от него веяло какой-то свежестью и силой, тверд, физически и духовно силен. Энергичен, активен, умен, расчетлив, благоразумен, рационалист, честен, благороден, целеустремлен, волевой, резок, бесстрастен, всегда весел, оптимистичен, предусмотрителен, сдержан, экономен, от него веяло какой-то свежестью и силой, тверд, физически и духовно силен.


Цель: труд образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей. Жизнь счастье в труде; жизнь без работы не жизнь; «…жизнь трогает! И слава богу! сказал Штольц». Жизнь счастье в труде; жизнь без работы не жизнь; «…жизнь трогает! И слава богу! сказал Штольц».


Принципы: иметь простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь вот что было его постоянною задачею…,Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…, …измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет. Принципы: иметь простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь вот что было его постоянною задачею…,Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…, …измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет.


Любовь. Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости среди увлечения чувствовал землю под ногой, так как везде искал ум, а не страсть. Тем не менее, он не отрицал это чувство: выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении.


Дружба. Дружба. Друзей у Штольца всегда и везде было много люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много. Друзей у Штольца всегда и везде было много люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много.


Отношения с окружающими. Отношения с окружающими. Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным его или уважают и ценят или боятся и ненавидят. Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным его или уважают и ценят или боятся и ненавидят.


Больше всего боялся того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому. Больше всего боялся того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому.

Проверочная работа по роману И.А Гончарова «Обломов» Вариант 1

    Вставьте пропущенные слова: А) В «Сне Обломова» упоминаются герои поэм Гомера: _____ и Улисс (Одиссей). Б) В последней главе романа встречаются Штольц и его приятель, «литератор, полный, с ____ лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами». В) Ольга Ильинская представлялась Обломову ____ (героиня трагедии В.Шекспира). Г) Впервые об арии Нормы («Casta diva») из оперы В. Беллини «Норма» в романе заводит разговор ___(персонаж). Д) Штольц делает предложение Ольге в _____ (страна).

    А) «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Б) «Движения его были смелы и размашисты; говорил он громко, бойко и почти всегда сердито; если слушать в некотором отдалении, точно будто три пустые телеги едут по мосту». В) «Одни считали её простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка её ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, не вычитанные или подслушанные суждения; говорила она мало, и то своё, неважное…» Г) «Но он всё сбирался и готовился начать жизнь, всё рисовал в уме узор своей будущности» Д) «Он бреется редко и хотя моет руки и лицо, но, кажется, больше делает вид, что моет; да и никаким мылом не отмоешь».

    Кому принадлежат слова? А) «Нам нужна одна физиология общества; не до песен нам теперь…» Б) «В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь!» В) «Ах, если бы прожить лет двести, триста!.. сколько бы можно было переделать дела!» Г) «Может ли это быть? Мужчина ленив – я этого не понимаю». Д) «Учиться! Мало ещё учили его? Чему это? Кто из добрых людей учится?»

    А) «Обломов сидел в коляске наравне с окнами и затруднялся выйти. В окнах, уставленных резедой, бархатцами и ноготками, засуетились головы. Обломов кое- как вылез из коляски». Б) « Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три – четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней». В) « Посему, в предотвращение повторения и усиления болезненных припадков, я считаю за нужное прекратить на время г. Обломову хождение на службу и вообще предписываю воздержание от умственного занятия и всякой деятельности». Г) «Захар не выдержал: слово благодетельствует доконало его! Он начал мигать чаще и чаще». Д) « Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая, за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом…»

Проверочная работа по роману И.А Гончарова «Обломов» Вариант 2

    Вставьте пропущенные слова: А) «В _____ улице, в одном из больших домов лежал утром в постели, на своей квартире Илья Ильич Обломов». Б) Ольга Ильинская об Обломове: «Но это какая- то ____, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом». В) Обломов, как сказочный лентяй, мечтает жениться « на какой-нибудь неслыханной красавице, ____». Г) Штольц об Обломове: «Хочешь, я скажу тебе, отчего он тебе дорог, за что ты ещё любишь его? За то, что в нём дороже всякого ума: ___, верное сердце! Это его природное золото». Д) Впервые в романе слово «обломовщина» произносит _____ (персонаж).

    Кто так характеризуется (описывается) в романе? А) «.. человек неопределённых лет, с неопределённой физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей». Б) «Он шёл твёрдо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца ». В) «Этот рыцарь был и со страхом, и с упрёком. Он принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою». Г) «… смотрел на всё угрюмо, с полупрезрением, с явным недоброжелательством ко всему окружающему, готовый бранить все и всех на свете» Д) «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. Он упрямо останавливался у порога тайны, не обнаруживая ни веры ребёнка, ни сомнения фата, а ожидал появления закона, а с ним и ключа к ней».

    Кому принадлежат слова? А) «Начинается жизнь: отдайте мне ваше будущее и не думайте ни о чём – я ручаюсь за всё» Б) «Я слышал отрывки – автор велик! В нём слышится то Дант, то Шекспир..» В) «Скука, скука, скука! Где же тут человек? Где его целость? Как он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» Г) «Разве настоящий-то хороший русский человек станет всё это делать? Русский человек выберет что-нибудь одно, да и то ещё не спеша, потихоньку да полегоньку, кое-как ». Д) «А где немцы сору возьмут? У них и корка зря не валяется: наделают сухариков, ла и с пивом выпьют»

    Дайте название эпизода, сцены, фрагмента. А) «До обеда приятно заглянуть в кухню, открыть кастрюлю, понюхать, посмотреть, как свёртывают пирожки, сбивают сливки. Потом лечь на кушетку; жена вслух читает что-нибудь новое». Б) « Вдруг глаза его остановились на чём-то неподвижно, с изумлением, но потом опять приняли обыкновенное выражение. Нет, не может быть! – подумал он». В) « Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук. Между титулярным советником и коллежским асессором разверзлась бездна, мостом через которую служил какой-то диплом». Г) «Скажу прямо и просто: вы меня не любите и не можете любить. Послушайтесь моей опытности и поверьте безусловно». Д) « По стенам жались простые, под орех, стулья; под зеркалом стоял ломберный столик; висели четыре клетки с чижами и канарейками».

Проверочная работа по роману И.А Гончарова «Обломов» Вариант 3

    Вставьте пропущенные слова: А) Предложил Обломову переехать на Выборгскую сторону_____ (персонаж). Б) Обломов после разговора со Штольцем: «Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написал: вышло ____ ». В) Грёзы Обломова в доме Пшеницыной: «Слышит он рассказы снов, примет, звон тарелок и стук ножей, жмется к няне, прислушивается к её голосу: « ____!» - говорит она, указывая ему на образ хозяйки». Г) Штольц вырос в селе ___, где его отец был управляющим. Д) «В заключение она запела _____ : все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - всё это уничтожило Обломова: он изнемог».

    Кто так характеризуется (описывается) в романе? А) «Жизнь в его глазах разделилась на две половины: одна состояла из труда и скуки; другая – из покоя и мирного веселья». Б) «Не оттого ли, может быть, шагала она так уверенно по этому пути, что по временам слышала рядом другие, ещё более умеренные шаги «друга», которому верила, и с ними соразмеряла свой шаг». В) «Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки» Г) «На её взгляд, во всей немецкой нации не было ни одного джентльмена. Она в немецком характере не замечала никакой мягкости, деликатности, снисхождения… » Д) «Он был лет сорока, с прямым хохлом на лбу и двумя небрежно на ветер пущенными такими же хохлами на висках, похожими на собачьи уши средней величины».

    Кому принадлежат слова? А) «Ученье-то не уйдёт, а здоровья не купишь; здоровье дороже всего в жизни» Б) «Жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг: мне как будто Бог послал её и велел любить» В) «Собираются, кормят друг друга, ни радушия, ни доброты, ни взаимного влечения! Собираются на обед, на вечер, как в должность, без веселья, холодно, чтоб похвастать поваром, салоном, и потом под рукой осмеять, подставить ногу один другому» Г) «Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!» Д) «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей»

    Дайте название эпизода, сцены, фрагмента. А) «Хлеб был хорош и в цене, и в марте или апреле вы получите деньги. Теперь же денег наличных нет ни гроша». Б) « Утро великолепное; в воздухе прохладно; солнце ещё не высоко. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи – от всего побежали далеко длинные тени. В саду и на дворе образовались прохладные уголки, манящие к задумчивости и сну». В) « Лишь только он вошёл в длинную аллею, он увидел, как с одной скамьи встала и пошла к нему навстречу женщина под вуалью». Г) «Ты рассуждаешь точно древний: в старых книгах вот так все писали. А впрочем и то хорошо: по крайней мере рассуждаешь, не спишь». Д) « Вам нельзя, а мне можно и должно знать, где истина, где заблуждение, и на мне лежит обязанность предостеречь того, кто ещё не успел узнать этого. И вот я предостерегаю вас: вы в заблуждении, оглянитесь!»

Ответы: Вариант 1

    А) Ахилл Б) апатическим В) Корделии Г) Обломов Д) Швейцарии

    А) Штольц Б) Тарантьев В) Ольга Г) Обломов Д) Захар

    А) Пенкин Б) Обломов В) Штольц Г) Ольга Д) Тарантьев

    А) переезд Обломова в дом вдовы Пшеницыной (ч3) Б) Сон Обломова (ч1) В) медицинское свидетельство (ч 1) Г) «Патетическая сцена» между Обломовым и Захаром(ч 1) Д) Письмо Обломова Ольге (ч2)

Вариант 2

    А) Гороховой Б) Галатея В) Милитрисе Кирибитьевне Г) честное Д) Штольц

    А) Алексеев Б) Штольц В) Захар Г) Тарантьев Д) Штольц

    А) Штольц Б) Пенкин В) Обломов Г) Тарантьев Д) Захар

    А) диалог Обломова и Штольца (ч2) Б) встреча Штольца и Ольги в Париже (ч4) В) Сон Обломова (ч 1) Г) Письмо Обломова Ольге (ч2) Д) описание дома вдовы Пшеницыной (ч3)

Вариант 3

    А) Тарантьев Б) обломовщина В) Милитриса Кирибитьевна Г) Верхлёве Д) «Casta diva»

    А) Обломов Б) Ольга В) Агафья Матвеевна Г) мать Штольца Д) Иван Матвеевич

    А) родители Обломова Б) Ольга В) Обломов Г) Штольц Д) Штольц

    А) письмо Обломову из деревни (ч3) Б) Сон Обломова (ч 1) В) Свидание Обломова и Ольги в Летнем саду (ч 3) Г) Диалог Обломова и Штольца (ч1) Д) Письмо Обломова Ольге (ч2)

1. В античном стихосложении это явление было правилом. В системах стихосложения, использующих рифму, - исключением. Однако это исключение можно найти в произведениях почти всех русских поэтов. Назовите явление и приведите примеры произведений, в которых оно используется.

2. Соотнесите портреты персонажей произведений русской литературы (в первом столбике) с названием произведения и автора (во втором столбике). Назовите героя (в третьем столбике).

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. И.С. Тургенев
"Отцы и дети"
Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. И.А. Гончаров
"Обломов"
Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Н.С. Лесков "Очарованный странник"
... отвернув воротник балахона, показал... все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

3. С жизнью и деятельностью каких писателей cвязаны географические названия: Таганрог, Овстуг, Симбирск, Спасское-Лутовиново, Спас-Угол.

4. По приведенным фрагментам определите автора и название произведения. Какие приемы фольклорной (народной) поэтики использует поэт в приведенных отрывках? Дополните полученный список, назвав еще несколько приемов. Каким размером написано произведение? Какими причинами определяется выбор размера?

5. Этюд - небольшое по объему произведение, посвященное какому-то отдельному явлению. Как правило, оно лишено сюжетной основы. Напишите этюд о зиме, используя разнообразные тропы (метафору, эпитет, сравнение, олицетворение, гиперболу и т.д.).


Ответы к олимпиаде по литературе 10 класс

1. Белый стих (А.С. Пушкин - "Вновь я посетил...", "Борис Годунов", "Маленькие трагедии"; А.К. Толстой - драматическая трилогия; В.А. Жуковский - "Замок на берегу моря"; М.Ю. Лермонтов - "Слышу ли голос твой").


3. Таганрог - А.П. Чехов, Овстуг - Ф.И. Тютчев, Симбирск - И.А. Гончаров, Спасское-Лутовиново - И.С. Тургенев, Спас-Угол - М.Е. Салтыков-Щедрин.

4. Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо". В основном четырехстопным белым ямбом, имитирующим народную устную речь.