Презентация "лексические нормы ". Презентация на тему лексические нормы Лексические нормы русского литературного языка презентация




1. Понятие лексического значения 1. Женщина по отношению к рождённым ею детям. Любовь матери. Лишиться матери. Назвать кого-л. своей матерью. Жить у матери. Хорошая, плохая м. Приёмная м. Многодетная м. М. троих детей. Пойти в мать (стать похожим на мать). Неродная мать (мачеха). М. семейства (женщина, имеющая семью, детей). Крёстная м. = Крёстная. // Женщина, имеющая или имевшая детей. Стать матерью. Мать-героиня (почётное звание, присваиваемое женщине, родившей и воспитавшей 10 и более детей; женщина, имеющая это звание). Мать-одиночка (женщина, воспитывающая детей без мужа). Стилистика русского языка и культура речи4


1. Понятие лексического значения 2. Трад.-нар. О том, что является родным, близким, дорогим, представляя собой какую-л. духовную ценность. Мать-Родина. Мать-земля русская. Волга-мать. 3. Самка по отношению к своим детёнышам. М. оленёнка. Жеребёнок подбежал к матери. Стилистика русского языка и культура речи5


1. Понятие лексического значения 4. Разг. О том, от которого или в котором зарождается, образуется что-л. новое или подобное ему. Природа-мать. Мать-земля принесла новый урожай. 5. (обычно в обращении). Фам. О женщине, жене. Тебе принести, м., воды? Пошли, м., на улицу. Стилистика русского языка и культура речи6



1. Понятие лексического значения Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999 // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» web.ru/feb/mas/mas-abc/0encyc.htm Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, Редакция 2009 года // (поиск слова) Стилистика русского языка и культура речи8














1. Ошибки, вызванные неправильным выбором слова 1.5 Неразличение паронимов Паронимы – однокоренные слова, к-рые принадлежат одной части речи, имеют сходство в звучании, но различаются своими значениями (костный – костлявый, гадливость – гадость, выплатить – заплатить – оплатить). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в семантическом плане: гневливый – «склонный к гневу, легко приходящий в состояние гнева, вспыльчивый» и гневный – «охваченный гневом, рассерженный», «вызванный гневом, выражающий гнев» (Русский язык. Энциклопедия // Стилистика русского языка и культура речи15




2. Нарушение правила достаточности слов 2.2 Речевая избыточность Повторная передача одной и той же мысли Стилистика русского языка и культура речи17


2. Нарушение правила достаточности слов Ляпалиссиады – абсурдная избыточность Стилистика русского языка и культура речи18


2. Нарушение правила достаточности слов Плеоназм (от гр. pleonasmos - излишество) – употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (ценные сокровища и т. п.). Стилистика русского языка и культура речи19


2. Нарушение правила достаточности слов Тавтология – повторение однокоренных слов (рассказать рассказ, спросить вопрос), а также соединение иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (необычный феномен, движущий лейтмотив) (скрытая тавтология). Стилистика русского языка и культура речи20


3. Нарушение лексической сочетаемости Необходимо учитывать традиции сочетаемости слов Глубокая осень, зима, но не лето, не весна; глубокая ночь, тишина, но не утро, не день, не шум; глубокая старость, но не юность Иметь большое значение – играть важную роль – выполнять важную функцию – занимать важное место – быть неотъемлемой частью Стилистика русского языка и культура речи21




  • Как вы понимаете разные значения данных ниже слов? Докажите это одним из способов: составлением словосочетаний; подбором синонимов; развернутым толкованием значения слова. Над словами-омонимами поставьте цифры 1, 2: если у слова два омонима, запишите еще и цифру 3.
  • Акция, бабка, блок, совет, уход, соль, ферма, такт, ток, тур, фокус, фракция, гриф, союз, наступить, некогда.

  • Прим..рять - прим..рять, ст.рожил - ст..рожил, изморос.ь - изморо..ь, плач? - плач?, впереме..ку - впереме..ку, пр..зрение - пр..зрение, с..деть - с..деть, ..юбовь - ..юбовь, брак - брак, оман - ..оман.
  • Составьте с этими парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и подтвердите правильность написания.

  • омоформы - совпадение только отдельной формы слов: лечу(от лечить) - лечу (от летать); мой (притяжат. местоимение) - мой (повелит, наклонение от глагола мыть);
  • омофоны - так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению) Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису (С. Ma ршак):
  • омографы - графические омонимы (слова пишутся одинаково, но произносятся по-разному, главным образом в зависимости от ударения; иногда в связи с тем, что не всегда употребляются точки над ё): по е м - поём; п о лет - полёт; а тлас - атл а с.


1) ...И не заботился о том,

Какой у дочки тайный том

Дремал до утра под подушкой.

2) Собирался приехать к вам, да дорога дорога.

3) Вечно властен, вечно молод

В странах Сумрака и Льда,

Петь заставил вещий молот,

Залил блеском города.

4) Ваши принципы просты.

Вы очень любите остроты,

Но вы боитесь остроты.


Выберите паронимы, необходимые в данных контекстах. Объясните свой выбор.

1. Он не любил работать и вел (праздничный - праздный) образ жизни. 2.(Абонемент, абонент) не отвечает. 3. Всё лето стояла (нестерпимая, нетерпимая) жара. 4. Отчет (представляется - предоставляется) в двух экземплярах. 5. Девочка (одела - надела) маскарадный костюм. 6. Окружность и диаметр (несоизмеримые, неизмеримые) величины.



  • Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
  • Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
  • Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
  • Прочитайте предложения, в которых встречается плеоназм, исправьте ошибки.
  • 1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу
  • 1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу
  • 1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу
  • 1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге. 2. В этой фирме есть свободная вакансия бухгалтера. 3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир - несколько брелоков с символами Петербурга.4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания - 15 минут. 5.Свою автобиографию я уже рассказал вам вчера. 6. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу

  • Тест.

Задания, проверяющие владение лексическими нормами:

  • 1. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить?

1) ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга.

2) Актер умел ПРЕДСТАВИТЬ пение соловья.

3) Вы должны срочно ПРЕДСТАВИТЬ отчет о командировке.

4) Я ПРЕДСТАВИЛ вам право самостоятельно решать эти вопросы.

  • 2. В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ нужно употребить БУДНИЙ?

1) Однажды, в БУДНИЧНЫЙ день, поутру я с дедом pa згребал на дворе снег.

2) Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.

3) Художник значительное место отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.

4) "Вот мы и приехали домой", - уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.


  • 3. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЕ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ?

1) Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала столь сухого, даже ВРАЖДЕБНОГО приема.

2) В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая ВРАЖДЕБНАЯ северу красота.

3) Вокруг этого населенного пункта расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.

4) В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.

  • 4. В каком предложении вместо снова ВЗРЫВНОЙ нужно употребить ВЗРЫВЧАТЫЙ?

1) ВЗРЫВНАЯ волна отбросила ящик метра с три.

2) Здесь нельзя хранить ВЗРЫВНЫЕ вещества.

3) Снайперы обезвредили ВЗРЫВНОЕ устройство, угрожавшее жизни людей.

4) В нем горели, обжигая, страстные, порой ВЗРЫВНЫЕ чувства.


  • 5. Значение какого слова определено неверно?

1) СУВЕНИР - подарок, изделие на память о городе, стране и т. п.

2) ТОРЕЦ - боковая сторона дома.

3) УНИКАЛЬНЫЙ - редкий, единственный в своём роде.

4) ЗАУРЯДНЫЙ - приметный, обращающий на себя внимание.

  • 6. В каком предложении уместно использовать глагол «одеть»?

1) Было ветрено, все экскурсанты … плащи и куртки.

2) Малышей … потеплее.

3) Дедушка взял газету и … очки.

4) В этот раз Игорь … на себя маску раскаявшегося.

  • 7. Какое слово уместно использовать в предложении «Многие люди с техническим образованием стали … предпринимателями»?

1)успешными

2) преуспевающими

3) удачными

4) плодотворными.


  • Ответы:
  • I : 4. Предоставить используется в значении "дать, отдать что-либо в чьё-то распоряжение, разрешить кому-либо сделать что-то, обеспечить кого-либо чем-то", предоставить возможность, предоставить средства, предоставить (кому) выбирать способ
  • 2: 1. Будний - относительное прилагательное, антоним слова выходной (день), будничный - качественное прилагательное, близкое по значению словам повседневный, обычный, непарадный, рутинный.
  • 3:3. Враждебный - качественное прилагательное, синоним слов неприязненный, недружелюбный; вражеский - относительное прилагательное, означающее принадлежащий к лагерю врагов.
  • 4: 2. Относительное прилагательное взрывчатый, в отличие от прилагательного взрывной, указывает на химический состав ве­щества.
  • 5: 4. Заурядный означает обыкновенный, ничем не выделяющийся.
  • 6: 2. Глагол одеть употребляется в конструкции одеть кого (+ как, во что), надеть - в конструкции надеть что (на кого)
  • 7: 2. Остальные прилагательные (в том числе и успешный), по нормам литературного языка, не сочетаются с одушевлёнными существительными.

  • Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены при употреблении фразеологических оборотов. Исправьте и перепишите.
  • 1). Мысль писателя о величии человека является красной нитью его произведений. 2) Этот роман сыграл большое воспитательное значение.3) Игра артистов оказала на зрителей огромное впечатление. 4) Базаров заявляет, что песня Николая Петровича уже пропета. 5) Известие о приезде ревизор а привело городничего в тупик. 6) Члены бригады, занявшей первенство, были награждены ценными подарками. 7) В статье придавалось большое внимание чуткому отношению к кадрам.

  • П. 73,74, 80, упражнения 135,136.

Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка» Тип урока: комбинированный Метод проведения: практический, частично-поисковый

Выполнила Жулега В.В., преподаватель русского языка и литературы

ГАУ «Колледж предпринимательства»

г. Калининград


Цели урока:

  • обучающие : знакомить с лексическими нормами русского литературного языка, отрабатывать умения правильно употреблять в речи лексические единицы и исправлять речевые ошибки, строить высказывания в соответствии с нормами русского литературного языка
  • развивающие : способствовать развитию выразительной речи, формировать логическое мышление при выполнении самостоятельной работы, развивать коммуникативную компетенцию
  • воспитательные : способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине, формировать речевую культуру, воспитывать самостоятельность, ответственность, любовь к художественному слову

План открытого урока по учебной дисциплине

Русский язык и культура речи

Тип урока : комбинированный

Метод проведения: практический, частично-поисковый

Оснащение урока: видеопроектор, презентация урока, раздаточный материал

МПС: Русский язык и литература

«Система гласных и согласных звуков русского языка»

«Слово – центральная единица языка».

«Лексические группы: синонимы, антонимы, омонимы».

«Изобразительно-выразительные средства русского языка»

« Слова как части речи»

«Основные единицы синтаксиса. Словосочетание»

«Язык и речь»

«Орфоэпические нормы современного русского литературного языка»

Ход урока

Наименование структурного элемента урока

Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку (явка, наличие письменных принадлежностей)

Время

Начальная мотивация

Деятельность преподавателя

Актуализация знаний обучающихся

Орфоэпическая минутка

Терминологическая разминка

Практическая работа по формированию лексических умений

Отмечает отсутствующих, объясняет ход проведения урока, предъявляет требования

Деятельность обучающихся

Готовятся к занятию, распределяются по группам, выбирают «капитана»

Сообщение новых знаний

Паронимы и их употребление

(вставить пропущенное слово)

Синонимы и их употребление

Диалектные слова

(подобрать к общеупотребительным словам синонимы диалектных слов)

Говорит об актуальности. Комментирует эпиграф к уроку

Закрепление материала

Тестовое задание

Предлагает «озвучить» текст, соблюдая нормы литературного произношения

Предлагает найти соответствия между понятием и определением, дает пояснительный комментарий

Предлагает составить словосочетания, комментирует и контролирует выполнение задания

Конечная мотивация

Дает теоретический материал, предлагает выполнить практические задания, комментирует и контролирует их выполнение, подводит итог практической работы

Готовятся в группах, отвечают у доски

Работают в группах, дают ответы, сверяют с эталоном

Раздает индивидуальные тестовые задания. По итогам выполнения дает правильные ответы

Работают в группах, дают ответы, проводят взаимопроверку и самопроверку по эталону ответов, заполняют оценочные листы

Подведение итогов урока.

Оценка работы в группах

Говорит о значимости темы урока

Домашнее задание

Выполняют задания. Получают варианты ответов, проверяют себя

Подводит итог урока, анализирует работу групп, выставляет оценки

Предлагает подготовить презентации по теме: «Происхождение фразеологизмов»

Записывают домашнее задание в тетрадь

Преподаватель _____________________ Жулега В.В.



Эпиграф

«… Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести »

В. Шефнер


«Озвучьте» текст, проставив ударения в выделенных словах.

Третий квартал начался неудачно. Договор не подписан – исчерпали все средства . Жалюзи сломаны. До шоферов не дозвонишься – линия занята . У бармена коклюш – отправили в диспансер. Поутру откупорили банки со свеклой – и выкинули в мусоропровод . Торты на оптовом рынке, один красивее другого, забрали столяры - украинцы . Завидно и обидно до слез. Прямо апокалипсис какой-то.


Терминологическая разминка

1. слова, связанные с особенностями какой-либо специальности - ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

2. Словарный запас, лексика - ЛЕКСИКОН

3. Новые слова – НЕОЛОГИЗМЫ

4. Слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением из жизни каких-либо предметов, явлений ИСТОРИЗМЫ

5. Слова одной и той же части речи, которые имеют сходное лексическое значение - СИНОНИМЫ

6. Слова, вышедшие из активного употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остаётся в реальной жизни и получает другие названия – АРХАИЗМЫ

7. Слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение – ОМОНИМЫ

8. Слово одной и той же части речи с противоположным лексическим значением – АНТОНИМЫ

9. Наука, изучающая лексическое значение слов - ЛЕКСИКОЛОГИЯ


«Теория без практики мертва. Практика без теории слепа!» (Роджер Бэкон)


Составьте словосочетания.

1. Стая а. верблюдов

2. Табун б. коров

3. Караван в. любопытных

4. Отара г. демонстрантов

5. Косяк д. овец

6. Стадо е. рыбы

7. Толпа ж. пчёл

8. Колонна з. голубей

9. Рой и. лошадей

10.Группа к. туристов.


Эталон ответа

1. Стая з. голубей

2. Табун и. лошадей

3. Караван а. верблюдов

4. Отара д. овец

5. Косяк е. рыбы

6. Стадо б. коров

7. Толпа в. любопытных

8. Колонна г. демонстрантов

9. Рой ж. пчёл

10. Группа к. туристов.


Культура речи и литературные нормы употребления слов.

ОДЕТЬ НАДЕТЬ

(кого-то) (на себя)

  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)

ЗАПОМНИТЬ:

  • ЗАПОМНИТЬ:
  • ЗАПОМНИТЬ:
  • ЗАПОМНИТЬ:
  • ЗАПОМНИТЬ:

ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ

НАДЕТЬ – СНЯТЬ

  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ

Вставьте в предложения глаголы одеть/надеть

1. Мама __________ чехол на чемодан

2. Девочка ______________ куклу

3. Старший брат __________ сестру

4. Сегодня девочка ________ новые туфли

5. Брат ______________ часы на руку.

6. Девочке подарили игру «_______ медвежонка»

7. Бабушка ___________ внука

8. Бабушка ______________ новое пальто

9. Космонавт ______________ скафандр.

10. Хвойный лес _______ все горы и подошёл вплотную к морю.


ЭТАЛОН ОТВЕТА

1. Мама НАДЕЛА чехол на чемодан

2. Девочка ОДЕЛА куклу

3. Старший брат ОДЕЛ сестру

4. Сегодня девочка НАДЕЛА новые туфли

5. Брат НАДЕЛ часы на руку.

6. Девочке подарили игру « ОДЕНЬ медвежонка»

7. Бабушка ОДЕЛА внука

8. Бабушка НАДЕЛА новое пальто

9. Космонавт НАДЕЛ скафандр.

10. Хвойный лес ОДЕЛ все горы и подошёл вплотную к морю.


ПАРОНИМЫ (от греч. para - рядом и onyma - имя) – это однокоренные слова, близкие по значению и звучанию.

Адресант-отправитель

Адресат – получатель

Эмигрант – выезжающий из страны

иммигрант – въезжающий в страну

Экспорт-вывоз товаров

Импорт – ввоз товаров

Смешение паронимов свидетельствует о недостаточной речевой культуре говорящего и является типичной речевой ошибкой



Диалектные слова это слова, употребляемые жителями той или иной местности.

Синонимы это близкие по значению слова, принадлежащие к одной и той же части речи.


Подберите к общенародным словам синонимы диалектных слов

1. Ухват а) рогач, ёмки

2. Гудеть б) рукотерник

3. Прятки в) утирка

4. Юркнуть г) слаборукий

5. Полотенце д) ротан

6. Драчливый е) брунжать, жундеть

7. Носовой платок ж) мызнуть

8. Крикливый человек з) пуховка

9. Колокольчик и) хоронушки, ловички

10.Гриб-дождевик к)позвонок



ЭТАЛОН ОТВЕТА

1. Ухват а) рогач, ёмки

2. Гудеть е) брунжать, жундеть

3. Прятки и) хоронушки, ловички

4. Юркнуть ж) мызнуть

5. Полотенце б) рукотерник

6. Драчливый г) слаборукий

7. Носовой платок в) утирка

8. Крикливый человек д) ротан

9. Колокольчик к) позвонок

10.Гриб-дождевик з) пуховка


1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

А) тщетно

Б) тщательно

В) бессмысленно

Г) напрасно


2. укажите слово, имеющее омоним

А) успех

Б) острый

В) топить

Г) сидеть


3. какое из четырёх слов относится к устаревшим?

А) парусник

Б) стражник

В) рубеж

Г) дозор


4. Какое слово имеет значение «ПУБЛИЧНАЯ РАСПРОДАЖА, ПРИ КОТОРОЙ ПОКУПАТЕЛЕМ СТАНОВИТСЯ ТОТ, КТО ПРЕДЛОЖИТ БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ ЦЕНУ»?

А) конкурс

Б) вакансия

В) аукцион

Г) сделка


5. Какое из перечисленных слов имеет значение «НЕУМЕСТНО РАЗВЯЗНЫЙ, СЛИШКОМ НЕПРИНУЖДЁННЫЙ»?

А) экстравагантный

Б) эксцентричный

В) феерический

Г) фамильярный


6. Какое из перечисленных слов имеет значение «ЧУВСТВО НЕПРИЯЗНИ, НЕРАСПОЛОЖЕНИЕ К КОМУ-ЛИБО ИЛИ ЧЕМУ-ЛИБО»

А) апатия

Б) антипатия

В) скептицизм

Г) пессимизм


7. Какое из перечисленных слов имеет значение «СИЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ; БОРЬБА ИНТЕРЕСОВ ВОКРУГ ЧЕГО-ЛИБО»?

А) кураж

Б) мираж

В) ажиотаж

Г) антураж


8. Значение какого слова определено неверно?

А) адресант – лицо, отправляющее письмо

Б) аукцион – публичная распродажа

В) дезинформировать – сообщать искажённые или ложные сведения

Г) импорт – вывоз товара из страны для продажи


9. В каком примере слово «глухой» употреблено в прямом значении?

А) глухое недовольство

Б) глухой к просьбам

В) глухой согласный

Г) глухой старик


10. В каком ряду пары слов НЕ ЯВЛЯЮТСЯ антонимами?

А) рутина –новаторство

Б) отрицание – утверждение

В) мудрый – глупый

Г) абстрактный - секретный


Критерии оценивания работы в группах

«5» - 38-39 правильных ответов

«4» - 31-37 правильных ответов

«3» - 21-30 правильных ответов


Домашнее задание

Подготовить презентацию «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА»