Предупреждение конфликтов. Как избежать конфликта? Психология конфликта

Инструкция

Избежать конфликта в различных ситуациях удается по-разному. Условно можно разделить на два вида. Первый вид конфликта возникает в случае спора из-за определенной вещи, ценности, чувства. Таким образом, вовлекается в независимо от своего желания, так как он заинтересован в предмете спора. Например такая ситуация может сложиться при так называемого любовного .

В таких ситуациях избежать конфликта, так как вы заинтересованы в решении спора в свою пользу. Поэтому необходимо максимально разряжать обстановку, но, ни в коем случае не накалять ее. Приводите доводы в свою пользу. Держитесь уверенно и отстаивайте свою точку зрения спокойно. На провокации со стороны оппонента отвечайте спокойно и ненавязчиво. При решении жизненных ситуаций действуйте так же, налагая свой «отпечаток». Старайтесь привлечь других людей на свою сторону. Докажите, что вы более достойнее чем ваш соперник.

Второй тип конфликта заключается в провокации со стороны потенциального обидчика. Человек, преследующий свои цели, будет стараться давить на вас своими провокациями. Такие люди подсознательно ищут причину своих действий в ошибках других. «Я ударил его, потому, что он плохо отозвался обо мне». При этом умалчивая, что поводом для «плохого отзыва» послужила провокация со стороны обидчика.

Для решения такого конфликта необходимо железная выдержка. Не обращайте внимания на провокации. Промолчите лишний раз, чтобы не получился конфликт. Помните, что ваша цель избежать конфликта. Представьте себя в месте, подумайте о хорошем. Не слушайте доводы и слова , который вас провоцирует. Вы должны создать для себя такую ситуацию, в которой нет места провокатору. Его просто нет рядом с вами. Избегание не всегда приводит к положительным результатам. Лучше быть втянутым в конфликт один раз, чем десять раз пытаться избежать его. Вы будете тратить свое время и попусту.

Связанная статья

Источники:

  • Способы предотвратить конфликт, Как избежать конфликтогенов

Редкая семья может похвалиться безоблачными отношениями на протяжении всей супружеской жизни. Поводы для мелких ссор, а то и крупных конфликтов, время от времени возникают даже между по-настоящему любящими людьми. Это реальность, и от семейных неурядиц никто не застрахован. Главное как можно быстрее найти пути для примирения.

Инструкция

При выяснении отношений приводите только те доводы, которые явились причиной для конфликта в данной ситуации. Не нужно вспоминать предыдущие провинности своей второй половины. Например, если вас раздражает, что ваш супруг слишком громко включил звук у телевизора, так прямо об этом и скажите. Не стоит обобщать: «Ты все делаешь мне на зло, сегодня телевизор орет на всю мощь, а позавчера ты мусор не вынес вовремя!» Такие высказывания не приведут ни к чему хорошему, а только подольют масла в пламя разгорающегося конфликта.

Никогда не переходите на личности. Громко включенный телевизор – не повод обвинять своего любимого в том, что он грубый, эгоистичный, . Не упоминайте в разборе причины конфликта родных и близких своей второй половины. «Ты включаешь громко телевизор потому, что твоя мама тебя плохо воспитала!» Такая фраза совсем никуда не годится и может послужить поводом для долгой затаенной обиды в душе вашей второй половинки.

Лучшим способом не допустить конфликта в подобной ситуации, аргументированно объяснить другому человеку, почему его действия вам не по душе. «Милый, убавь, пожалуйста, звук телевизора. Я хочу уснуть (почитать, поработать и т.д.), и мне это очень мешает». Отказать в вежливой просьбе ваш супруг вряд ли сможет, и причины для ссоры не возникнет. Лучший способ избежать конфликтов – не давать повода для их возникновения. Вежливость и взаимоуважение – основа крепкой семьи.

В общественных местах (в транспорте, магазине, кафе, дома, на работе) частыми спутниками наших отношений с другими людьми становятся конфликты.

Недовольство тем или иным поведением человека или его ребенка вызывает желание ответить ему, оскорбить, сделать больно. Хочется задеть обидчика острым словом как можно больнее, ощутив при этом колоссальное удовольствие от своей правоты.

Как избежать конфликтов с людьми? Как справиться с негативными эмоциями, которые порой накрывают до такой степени, что хочется выплеснуть их наружу?

Можно ли избежать спорных ситуаций, или конфликты неизбежны?

Чтобы знать, как можно избежать сложных, конфликтных ситуаций с другими людьми или в семье, необходимо понимать их природу. Что лежит в основе любого конфликта? Обратимся к знаниям Системно-векторной психологии, которая раскрывает законы взаимодействия и построения отношений с другими людьми.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана "Системно-векторная психология". Регистрируйтесь

В наше время становится все тяжелее избежать конфликтных ситуаций. Зачастую приходится прогибаться и поступать мудро для того что бы жить в мире с окружающими людьми. Американский психолог Дороти Томпсон однажды сказал: «Мы не можем полностью избежать конфликтных ситуаций, но у нас всегда есть альтернатива как на них реагировать. Альтернативными являются пассивные или агрессивные реакции на конфликт».

Рассуждая над словами психолога можно сделать вывод, что конфликт можно рассматривать в разных ракурсах. С одной стороны Вы можете полностью порвать отношения с человеком, а с другой узнать его лучше. Лучший способ избежать конфликта – это предвидеть и принять его.

Вы должны быть в курсе всех возможных рисков поскольку конфликт за частую является главной причиной стресса, который может быть вредным для вашего здоровья. Но если Вы сделали все возможное, что бы избежать конфликта, а он до сих пор не решен, тогда вам пригодятся нижеприведенные советы.

  1. Избегайте попадания в эпицентре конфликта

Иногда люди могут оказаться в эпицентре конфликтов и споров, потому что они хотят помочь. Честно говоря, это очень рискованно, потому что вы можете оказаться в середине чужой проблемы и стать главной фигурой конфликта. Пусть другие люди разбираются в своих отношениях без вашего вмешательства. Вы должны сосредоточиться на своих собственных жизненных проблем и попытаться найти пути их решения в кратчайший период времени.

  1. Будьте добры

Когда кто-то толкает вас до предела, попробуйте сделать на счастливое лицо и отнестись любезно к этому человеку, вместо того, чтобы лесть с ним в драку. Жизнь полна конфликтов и разногласий, потому вы должны найти более консервативный способов борьбы с ними. Например, доброта может облегчить конфликт. Доброта является защитным механизмом от негативных чувств по поводу конфликта. Кроме того, люди вокруг вас будут ценить свои навыки разрешения конфликтов.

  1. Постарайтесь быть миротворцем

Те люди, которые любят мир, они стараются не вовлекаться в конфликты. Если у вас есть мир и любовь в сердце вы почти непобедимы. Миротворцы, как правило, сотрудничают с людьми без вредных эмоций, которые обычно приводят к спорам и даже конфликтам. «Самая большая победа в битве это победа без битвы и потерь.». Не волнуйтесь, если вы не прирожденный миротворец, вы можете получить этот навык во время жизни.

  1. Привычка посредника

Если у кого-то есть конфликт, вы не должны вмешиваться в этот процесс ни в коем случае. Слабые люди обычно пытаются прятаться за более сильными для того, что бы найти помощь и поддержку в своих действиях. Вы бы лучше избавились от привычки быть посредником между участниками конфликта, если вы не хотите справляться со стрессом на регулярной основе в одиночку. Постарайтесь быть третей частью в конфликтах других людей.

  1. Прогулка от

Когда конфликт набирает обороты, и вы теряете контроль над собой, вы должны сделать выбор, чтобы справиться с ситуацией по-другому. Всеми средствами, старайтесь держать себя подальше от стресса. Это полезно положить некоторую дистанцию между собой и соперником и уйти от ситуации на некоторое время. Если возможно, вы должны оставить этот конфликт в прошлом или выбрать вернуться к нему позже. Делайте все возможное, чтобы остыть и оставить все разногласия в прошлом. Такой подход даст вам шанс разрядить эту проблему.

  1. Избавьтесь от негатива и драмы

Старайтесь по максимуму избегать отрицательных людей и драматических ситуаций, потому что они являются главными разрушителями уверенности в себе и чувство собственного достоинства. Более того, они могут повлиять на вас физическое и психическое благополучие. Для отрицательных людей драматизирующие ситуации как кислород и если вы не перестанете окружать себя такими людьми, вы также со временем будете воспринимать мир.. Не позволяйте этим людям поймать вас на негативных мыслях и чувствах.

  1. Избегайте провокаторов

Одним из наиболее эффективных способов предотвращения конфликтов, является предотвращения контакта с провокаторами. Вокруг всегда множество людей, которые соблюдают все возможные вещи, чтобы вовлечь других в конфликте. Очень часто такое отношение в жизни приводит к конфронтации, наказания и аргументов. Когда вы имеете дело с провокатором, вы всегда должны пытаться задержать вашу реакцию, когда их провоцируют. Это поможет вам рассмотреть ситуацию и ее результаты. Сделайте сознательное усилие, чтобы задержать вашу реакцию с помощью вашей воли и в этот промежуток времени, выбрать наилучший способ ответить.

Конфликты и тревожные ситуации являются основными причинами стрессов, а это очень вредно для вашего здоровья. Надеюсь, эти советы о том, как избежать конфликтных ситуаций помогут вам оставаться позитивным и радоваться жизни. Что вы обычно делаете, чтобы избежать конфликта?

Сколько можно ругаться и конфликтовать друг с другом? Жизнь дается только раз и нет смысла тратить ее на плохое настроение!

Я не знаю, есть ли среди ваших знакомых люди, которые обожают скандалы?

А среди моих – есть, точнее – была, пока я не сменила место работы.

Эта черноротая барышня радовалась, будто бы получила подарок на именины, когда ей выпадала возможность поссориться с кем-нибудь. Она превращалась в настоящую «красавицу»: глаза сверкали, ноздри раздувались, левое копыто начинало загребать землю.

Ну, просто тебе боевой бык перед тореадором.

Ссориться с такой было себе дороже.

Она все равно не слушала никого, кроме себя, а любые попытки аргументировать свою позицию забивала диким ором и нецензурной лексикой.

Единственный метод борьбы с таким монстром – вовремя ретироваться.

Но поскольку сделать это было не так уж просто – барышня отказывалась так легко выпускать жертву из когтей – пришлось изучать литературу «Как избежать конфликтов ?» и делиться вычитанными советами с другими коллегами.

Если и среди ваших знакомых есть исчадия ада, которые были посланы на землю, чтобы провоцировать конфликты, то за «святой водой» от них вы попали по адресу.

Что такое конфликт и как его избежать?

Существует несколько трактовок этого слова.

Наиболее привычное – один из неприятных способов разрешить противоречия.

Психологи же склоняются к мысли, что это и есть противоречия (то есть отсутствие гармонии), которое возникает между отдельными особами, целыми группами и даже – нациями.

Короче, это крайне негативное явление, посему каждый нормальный человек должен знать, как избежать конфликта , чтобы не распространять дальше агрессию.

Очень часто мы попадаем в неприятные ситуации именно потому, что не успеваем вовремя среагировать, не распознаем на раннем этапе конфликт и понимаем, что «попали», когда уже поздно сматывать удочки.

Поэтому, чтобы сбежать с поля боя еще до его начала, умейте распознавать признаки начинающегося конфликта.

Давайте их перечислим:

  1. Вам кажется, что тот, с кем вы говорите сейчас, еще не сказал ни одного умного слова.
  2. Кровь буквально начинает закипать у вас в жилах на каждую реплику оппонента.
  3. Вас начинает раздражать не только рядом стоящий идиот, который несет полную ахинею, но и все вокруг.
  4. Бокальчик вина, стопочка коньячка или сигаретка вам бы сейчас не помешали.
  5. Сердцебиение учащается, вы начинаете интенсивнее и чаще дышать.
  6. Вы ищите глазами то, что можно бросить в это надоедливое создание.
  7. Оказывается, вы знаете немало матерных слов, которым бы с удовольствием научили надоедливого попутчика.
  8. Эх, и почему сейчас убийство – это уголовное преступление?

Всегда ли стоит избегать конфликтов?


По моему мнению – не всегда.

Иногда не обойтись без конфликта, чтобы решить ту или иную проблему.

Но я ратую за то, что «болеть» нужно в легкой форме.

Никаких истерик, битья посуды, нечеловеческого ора, мордобоев и другого членовредительства.

Даже выяснять отношения нужно интеллигентно.

Итак, конфликтовать стоит, если:

    Нужно выяснить наболевшее с близким человеком.

    Часто этим пользуются семейные пары.

    Естественно, идеальный вариант – сесть и поговорить, как взрослые люди, но часто именно небольшой конфликт способен разрядить обстановку.

    Вы хотите разорвать отношения с каким-нибудь надоедливым знакомым.

    Моя подруга с мужем никак не могли отвязаться от одной прилипчивой пары, которые непременно хотели с ними дружить.

    Даже прямота: «Мы не хотим с вами общаться!» не гасила их запала.

    Пришлось подруге с супругом наступить надоедам на их любимый, да на мозоль и рассориться.

    Речь идет о важном для вас вопросе и ретироваться – это предать свои идеалы, превратиться в труса.

    К примеру, нужно поставить на место наглеца, который оскорбляет вашу девушку, маму, спасти от садистов животное и т.д.

«Как только ты научишься зеркально смотреть на конфликтную ситуацию – не погружаясь в неё по уши, а созерцая ее со стороны – то поверь, она непременно разрешится с минимальными потерями для тебя! Надо всего лишь поставить себя на место другого человека и представить: а что бы ты сам сделал или захотел сделать в данном случае?»
Чеповой В.

Но опять же, подумайте, как можно избежать конфликтов , прежде чем ввязываться в них.

Возможно, вы сами раздули проблему и еще есть время, чтобы успокоиться и исправить ситуацию.

Как избежать ненужного вам конфликта?


Еще наши мамы учили нас, что самый простой метод избежать скандала или драки – развернуться и уйти от того, кто пытается спровоцировать вас на неразумные действия.

Совет, в общем-то, правильный, и он встречается во множестве профильных статей.

Если же просто развернуться и покинуть поле боя не получается в силу разных причин (вы не хотите обижать близкого человека, оппонент слишком разозлен и не позволяет вам уйти, вы находитесь в закрытом помещении, переполненном общественном транспорте и т.д.), то я предлагаю такой алгоритм действия:

    Успокоиться самому.

    Сделайте пару глубоких вдохов, чтобы нормализировать дыхание, укротить свою злость и раздражение.

  1. Попытаться успокоить конфликтующую сторону.

    Это можно сделать, если:

    • говорить спокойным тоном;
    • не проявлять признаки агрессии;
    • извиниться;
    • игнорировать хама;
    • пошутить, чтобы разрядить обстановку;
    • сказать что-то типа: «Давай поговорим завтра, когда оба успокоимся», «Я уважаю твое мнение, но у меня есть свое, посему предлагаю просто закончить разговор», «Мы же не хотим выяснять наши отношения при зрителях?» и т.д.

В общем, выбирайте вариант согласно ситуации, в которой вы оказались и в зависимости от личности вашего оппонента.

Ошибки, которые не позволят вам избежать конфликта


Иногда люди удивляются: «Я вообще не собирался с ним ссориться, сам не знаю, как это получилось».

А получилось все так потому, что вы, вместо того, чтобы сосредоточиться на мысли, как избежать конфликта , своими действиями или словами несознательно подбросили дровец в костер.

Конфликту быть, если вы:

  • перестали говорить спокойным тоном, и перешли на крик;
  • приняли агрессивную позу, например, «руки в боки» или, сжав кулаки, выставили их перед собой;
  • начали открыто насмехаться над оппонентом;
  • принялись оскорблять визави, пусть даже и в ответ на его оскорбления;
  • привлекли третью сторону, которая раздражает или является врагом того, с кем у вас зарождается конфликт.

А знаете, кто реже всех попадает в конфликтные ситуации? Люди, которые:

  • не сплетничают;
  • придерживаются нейтральной позиции в суждениях;
  • тщательно выбирают не только друзей, но и просто собеседников;
  • выглядят уверенными в своих силах;
  • не суют свой нос, куда не надо;
  • имеют слишком мало свободного времени, чтобы искать приключений на свою… Ладно, пусть будет – голову. 🙂

Предлагаю посмотреть интересный ролик,

как братья наши меньшие предлагают решать конфликты.

Избегайте конфликтов !

Жизнь и без них слишком сложна и насыщена, да и нервные клетки вам понадобятся для решения настоящих проблем.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Можно ли избежать конфликтов в деловых или личных отношениях? «Нет!» - ответит любой профессиональный психолог. Конфликты как экстремальная форма разрешения противоречий неизбежны, но ими в определенных границах можно управлять. Для этого необходимо научиться различать формы поведения в конфликте и соответствующие им варианты исходов. Полезно знать и основные правила или этику поведения в конфликте. Поведение в конфликте самое разнообразное. Но какие же правила необходимо соблюдать, чтобы смягчить конфликт или сделать его конструктивным? Таких правил поведения в конфликтной ситуации, обеспечивающих лучший выход из острой ситуации, несколько.

Правило 1-е: непредвзято относись к инициатору конфликта.

Первое правило поведения в конфликте - справедливое, непредвзятое отношение к инициатору конфликта. Всякий межличностный конфликт начинается с того, что в паре или группе появляется человек чем-то недовольный - это инициатор конфликта. Именно он выступает с требованиями, претензиями, обидами и ждет, что партнер прислушается к нему и изменит свое поведение. Ведь как обычно реагирует партнер на инициатора конфликта? Сугубо отрицательно. Он обвиняет его в том, что тот «снова чем-то недоволен, опять затевает ссору по пустякам», что «ему вечно чего-то не хватает», «всегда ему все не так». Роль обвиняемого всегда неприятна, поэтому, естественно, каждый нормальный человек старается ее избежать или «готовится дать отпор инициатору».

Следует помнить, что инициатор конфликта, за редким исключением, когда это просто капризный, неуживчивый, «склочный» человек - всегда имеет личные основания «затевать ссору». Как правило, за его недовольством и претензиями стоит довольно существенная причина или личный интерес - какое-то положение вещей, которое его не устраивает, тяготит, мучает, доставляет беспокойство или неудобство.

Таким образом, для того, чтобы конфликт с первого же шага не пошел по «кривому пути», нужно справедливо и, глазное, терпеливо отнестись к инициатору столкновения: сразу же «с порога» не осуждать, не отмахиваться, не бранить, но внимательно и по возможности максимально доброжелательно его выслушать.

Правило 2-е: не расширяй предмет спора.

Второе правило поведения в конфликте - выявить предмет конфликта и не расширять его. Под предметом понимается причина недовольства партнера: что его конкретно не устраивает, что ему не нравится в поведении другого? Это правило должен соблюдать и инициатор конфликта, т. е. отчетливо и ясно сформулировать прежде всего для себя, что его не устраивает и раздражает в другом. Затем полно и понятно изложить причину своих претензий.

Зачастую ссорящиеся люди не умеют соблюдать это правило. Смутное раздражение чем-то слабо осознается и представляется в виде испорченного настроения. В этом случае партнеры погрязают в неконкретных обвинениях, придирках, уколах и даже оскорблениях, сквозь которые «обвиняемый» не видит существа ссоры.

Привожу пример с телефонным разговором в офисе: «Не слишком ли Вы громко разговариваете по телефону?» И дальше, «расширяя предмет»: «Почему-то все должны работать, а Вы разговаривать?!» Мало того, что инициатор расширил предмет конфликта, он фактически оскорбил «обвиняемого». Оценка трудолюбия касается уже области деловых и личностных качеств обвиняемого, а если тот в плохом настроении и вдобавок имеет практический тип личности, он перейдет к «фронтальной» обороне или к «фронтальному нападению» на обидчика.

В супружеском конфликте жена совершенно точно формулирует предмет; «Я не хочу, чтобы ты курил в комнате». Но тут же добавляет: «И вообще будь поаккуратней, всегда мнешь одежду, пачкаешь кресло пеплом». Она расширила предмет конфликта: добавила еще несколько претензий, кроме того, и личного порядка: «Ты стал каким-то неряшливым». Когда на человека «сваливается» сразу несколько обвинений, ему трудно их усвоить и принять к сведению. Когда предметов конфликта много, ни одним из них супруги не могут заняться подробно и с толком, создается «затор из проблем», ссора неизбежно затягивается и «ей не видно конца».

Итак, ко второму правилу поведения в конфликте «уточнение предмета конфликта и нерасширение числа предметов» - следует отнести «сокращение числа претензий в один раз». Опасность расширения числа претензий состоит в том, что у обвиняемого создается впечатление абсолютной виновности во всем, что происходит с инициатором конфликта.

Другим следствием расширения числа претензий может быть усиление раздраженности обвиняемого, который не знает, чем же «угодить инициатору», да и нужно ли это делать, если «все так плохо»?! Например, конфликт начался по поводу громкого разговора по телефону, потом перешли на другое, вспомнился не отданный вовремя отчет, «безделье» обвиняемого и т.д. И дальше инициатор сказал все, что у него накопилось на душе», а обвиняемый, доведенный до крайности, тоже «не остался в долгу», и выложил все напрямик «невзирая на лица».

Со вторым правилом поведения в конфликте связано психологическое свойство некоторых личностей, часто не конфликтных по своей натуре, сдерживать себя и уходить от конфликта. Рано или поздно, мысленно накапливаемые мелкие обиды образуют «снежный ком», который уже трудно остановить. Представившийся случай раскроет такое количество обид и недомолвок, что справиться с конфликтом будет просто невозможно.

Вот почему не рекомендуется исход конфликта типа «сглаживание» и особенно «уход». Они могут оставлять у инициатора и обвиняемого обиды в виде неразрешенности противоречий. Разнообразные мысленные ассоциации, постепенно накапливаясь, обрастая подробностями других столкновений и недомолвок даже с другими людьми, вызовут обобщение предмета конфликта и, главное, усилится эмоциональная включенность обвиняемого и инициатора. Здесь участников - партнеров конфликта поджидает другая опасность - сделать поспешный вывод о целесообразности данных отношений вообще.

Так, достаточно часто у молодых супругов «брак и развод» могут стать обыденным, привычным делом. Бытующая легкость разговоров у молодых супругов о разводе не так уж и безобидна. Вначале в полушутку, а потом и всерьез, накапливаемые обиды и недомолвки приводят к поспешным выводам и решениям. Хорошо известно из различных областей практической деятельности человека, что разрушить проще, чем построить и, тем более, заново. То же самое - в межличностных отношениях: нельзя спешить с выводами о смысле конкретных отношений - товарищеских, приятельских, дружеских и особенно супружеских.

Психологические исследования показывают, что только наличие всех видов отношений обеспечивает личности гармоничное развитие, удовлетворенность жизнью, оптимизм. Активной личности проще в новых обстоятельствах установить отношения, хотя она и не может обеспечить себя всеми видами отношений в этих условиях. Интровертированная, малообщительная личность также проще обходится минимумом контактов и отношений. Но совершенно невозможно в том же качестве образовать родственные, родительские, супружеские и дружеские отношения.

Пренебрежение приятельскими и товарищескими взаимоотношениями сказывается не только на репутации личности, но, в конечном счете, создает внутренний барьер неумения удерживать отношения. В результате, у личности развивается такая черта, как подозрительность в отношениях с другими людьми. Она задерживает свое внимание на неудачах в отношениях с людьми, часто сомневается в искренности любых отношений, излишне критична и даже негативна в оценке поведения других. Утрачивая за счет своей подозрительности и недоверия разнообразные контакты и отношения, такая личность еще больше самоизолируется.

Правило 3-е: стремись к позитивному решению конфликта.

Третье правило поведения в конфликте - формулировка позитивного решения острой ситуации. Это заставит инициатора, во-первых, мысленно взвесить все «за» и «против» в выдвигаемом обвинении; во-вторых, рассчитать возможные последствия конфликта для взаимоотношений; и, в-третьих, самому подумать за обвиняемого о предпочитаемом им варианте исхода конфликта. Все вместе это может: снизить потенциал негативной напряженности инициатора, расширить его представление о предмете и целесообразности конфликта, ощутить себя в роли обвиняемого. Например: «У меня сегодня очень болит голова и если можно, говорите чуть потише». Инициатор как бы находит постороннюю причину, заставляющую его предъявить претензию, что ослабляет напряженность ситуации.

Ненавязчивая апелляция к самочувствию также способствует смягчению конфликта, например, такой вариант поведения инициатора: «Знаете, Вы пока поговорите, а я по делам в соседний отдел схожу».

Позитивное решение в супружеском конфликте может протекать так. Жена, недовольная курением мужа в комнате, предлагает: «Я понимаю, что курить тебе бросить тяжело, но я плохо переношу табачный дым, может быть, ты будешь курить на кухне? Тогда в комнате сохранится чистый воздух, а ты не ухудшишь свой комфорт».

Чтобы избежать ссоры в конфликтной ситуации, обвиняемому необходимо уточнить предмет противоречий, локализовать причины недовольства и предложить инициатору конфликта подсказать позитивный выход.

Другой вариант развития конфликта. В комнате муж читает или пишет, жена слушает музыку. «Выключи радио», - так он формулирует желаемый для него исход ситуации. Именно этого он ждет и требует, такой исход его устраивает. Но, в то же время, неясно, мешает ли музыка сосредоточиться или это просто прихоть мужа? При правильной тактике поведения «обвиняемая» уточняет предмет возможного конфликта: «Тебе вообще мешает музыка в данный момент или, при тихом ее звучании, ты смог бы продолжить свое занятие?».

Правило 4-е: сдерживай эмоции.

Четвертое правило поведения в конфликте касается эмоциональной стороны ведения спора. Нередко конфликтующие партнеры в состоянии верно определить предмет конфликта, справедливо отнестись к праву инициатора, высказать свои требования, наметить исходы конфликта, но весь тон разговора порой сводит на нет эти достижения. Как правило, конфликтующие стороны в момент конфликта испытывают напряженность эмоционального состояния. Их высказывания категоричны, безапелляционны, требовательны.

Нередко инициатор конфликта начинает «наступление» в повышенных тонах, не выбирая выражений. Подчас, при панибратских отношениях, на работе грубость обращения друг к другу становится нормой. И если мужчины проще переносят вульгарные выражения, то женщину они просто оскорбляют. Естественной реакцией на любой бестактный и грубый выпад инициатора у обвиняемого может быть ответ: «Вы что, собственно говоря, разговариваете со мной в таком тоне?» Больше того, такая ошибка инициатора позволяет партнеру вообще уйти от спора самым «честным» способом»: «Я не выношу хамства и крика, вот остынешь, тогда, может быть, и поговорим, а может быть, и нет!» И обвиняемый будет по-своему прав.

Поэтому самое обязательное условие спора, столкновения - максимально спокойный и ровный тон высказываний, точность и продуманность слов. Нужно говорить так, чтобы в голосе и словах не было даже намека на раздраженность, гнев, упрек, не было оскорбления в адрес партнера, Словом, по форме спор должен быть «деловым разговором деловых людей».

Уместно, в связи с тоном споров, упомянуть форму обращения на «Вы». В русском литературном языке принято в деловых отношениях обращаться не на «ты», а на «Вы». Причем, не случайно «Вы» пишется с большой буквы, что указывает на уважительное и дистанционное отношение. В целом, форма обращения на «Вы» несет большую регулятивную нагрузку в межличностных отношениях. Стремление сломать социальные, возрастные, ролевые преграды в отношениях неверно трактуются людьми в обыденной жизни, когда они, пренебрегая дистанционной формой «Вы», часто оказываются в затруднении. Так, раз сломав дистанцию в должностных, профессиональных отношениях, начальник удивлен, когда в конфликте подчиненный ведет себя «слишком распущенно».

Существует определенная избирательность в установлении отношений «ты» и «Вы». Лица с хорошим самоконтролем, саморегуляцией легко, в зависимости от ситуации, переходят с одной дистанции на другую. Но есть и такие лица, которые стремятся всячески сократить дистанцию в отношениях, что, якобы, дает им право «по-свойски» вести себя в официальной обстановке. В этих случаях дистанцию можно увеличить в одностороннем порядке, перейдя на «Вы» в любой обстановке. Дистанция увеличивается также за счет ухода от разговоров на какие-либо личные темы. Конечно, форма обращения на «Вы» приемлема в деловых, официальных отношениях и она же будет выглядеть претенциозной и даже смешной в личных, семейных отношениях.

Правило 5-е: соблюдай такт в споре.

И, наконец, пятое, и самое главное правило: избегайте конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства личности. Нельзя допускать, чтобы претензии по поводу громкого телефонного разговора переходили в оскорбление личности. Например: «Вы не просто громко говорите, а Вы болтун, не хотите работать. Вы живете по принципу «что бы такое делать, чтобы ничего не делать!» Конфликты по мелочам, к сожалению, нередко вспыхивают в транспорте, когда одного, нечаянного толчка в переполненном вагоне достаточно, чтобы посыпались личные оскорбления, И тогда настроение уже испорчено надолго, оно переносится в рабочую обстановку, в дом - круг обид на всех и вся замыкается. Часто даже у взрослых людей сохраняется «детский эгоцентризм», когда любые конфликты с любыми людьми воспринимаются как сугубо личные.

Особенно чувствителен к мелким неприятностям «детский эгоцентризм - инфантилизм». Достаточно толчка в транспорте, неосторожного слова на работе и дома - и самолюбие задето, хотя оно здесь может быть совершенно ни при чем. Но «оскорбленная» личность готова дать отпор «по полной форме». Очень легко каждый конкретный обидчик становится воплощением зла, недовольство им перерастает в обобщенную оценку его принадлежности к определенному полу, возрасту, профессии, образованию, национальности. Так, нечаянный обидчик - мужчина - в глазах женщины может олицетворять весь мужской род (грубый, эгоистичный, «неджентельменский»). Женщина, нечаянно задевшая самолюбие мужчины, воплощает в себе всех женщин, которые только и существуют, чтобы досаждать мужчинам («Все вы...»)

По предмету конфликты можно разделить на «деловые» и «личные». Деловой конфликт основан на разном отношении к каким-то вещам, третьим лицам, способам поведения. Он всегда конкретен: «Я не хочу, чтобы ты... курил в комнате, встречался с этим типом, так громко включал магнитофон, разбрасывал свои вещи и т, д.» В производственной сфере деловой конфликт может начинаться так: «Вы должны соблюдать правила техники безопасности, в противном случае, возможна авария, и Вы будете жертвой или виновным в том, что может случиться», «Вы должны соблюдать трудовую дисциплину». Все Деловые служебные конфликты строятся по принципу долженствования, необходимости соблюдения тех или иных правил деловых отношений.

Личные конфликты всегда менее конкретны, и претензия направлена не на частности поведения, а к личности партнера в целом. Пример семейно-брачных конфликтов: «Мне надоело твое занудство. Ты такой несобранный. Всегда ты мне лжешь. Ты очень грубый человек и т. д.» В деловой сфере отношений инициатор конфликта также дает обобщенную оценку личности виновного: «Вы совершенно ленивый человек». «Ваша глупость меня поражает». «Вы слишком болтливы, чтобы что-нибудь сделать серьезное и нужное». Как видно, здесь упрекают человека в целом, за личными претензиями стоит оценка «Ты (Вы) нехороший».

Деловые конфликты гораздо легче и проще разрешимы. А вот личные - лишь с трудом. Ведь за личными претензиями стоит требование, чтобы человек полностью или частично изменил свой характер, темперамент или даже потребности. За привычками поведения, так или иначе, может стоять глубокое, устойчивое основание. Так, если можно частично корректировать вкусы, привязанности, привычки, то нельзя изменить основные потребности личности, ее темперамент. В стрессовой, в конфликтной ситуации природные особенности личности - обязательно заявят о себе. Все это, однако, не означает, что личность, один раз сформировавшись, не способна больше изменяться и совершенствоваться.

Если обстоятельства не дают возможности прекратить всякие отношения, то можно прибегнуть к самому действенному способу: «поговорить начистоту», разумно поспорить. Такие условия затруднений возможны при родственных отношениях и отношениях сотрудничества, когда общее дело обязывает взаимодействовать «наперекор всему».

Для разумного спора необходимо соблюдать некоторые правила. «Разговор начистоту» должен быть в определенное, обговоренное время, а не «на ходу», «между прочим». Стихийность и необдуманность рационального спора «оставит все на своих местах», в «душе будет осадок». Так говорили нам обследованные и консультируемые супружеские пары. Очень важно определить и место спора. Нехорошо спорить перед детьми или родителями, в присутствии гостей. В производственных условиях деловой спор имеет то же правило: выбор времени, удобного для обеих сторон и «отсутствие заинтересованных свидетелей».

Перед спором инициатор должен четко сформулировать «что хочет сказать», не задавая посторонних вопросов. На спор лучше обеим сторонам идти с готовностью найти все лучшее, что есть в другом.

И главное условие - спокойный тон и самовнушаемая мотивация неизбежности сотрудничества. Можно мысленно представить необитаемый остров, где, кроме вас двоих, никого нет и неизвестно, когда будет. Естественно, что для всякого нормального человека выбор альтернативы «конфликт - сотрудничество» будет очевидным. И нельзя при этом думать, что Ваш партнер мыслит себе ситуацию иначе. Больше того, он может почувствовать рано или поздно «фон» сотрудничества, а не соперничества.

В межличностном конфликте, особенно, в семейно-бытовой, партнерской (супружеской) сфере, не бывает только правая и только виноватая сторона. Порой конфликт возникает из-за того, что одна сторона по какой-то причине перевозбуждена (сложности на работе, ссора с другом, осложнение в родственных отношениях), а другая сторона вместо того, чтобы «уйти» или «сгладить» напряженность - выбирает тактику конфронтации или принуждения. Объективно оценивая ситуацию, ясно видны позиции инициатора и обвиняемого. И хотя инициатор лишь находится в напряженном состоянии, конфликт вскрыт и прямо не связен с данным конкретным партнером, но якобы «обвиняемый» уже торопится «принять удар на себя», вместо того, чтобы увести разговор в другое русло и дать возможность инициатору разрядиться в «другом направлении». Практический тип личности более категоричен в своих суждениях, поэтому он чаще и прямолинеен в оценке ситуации «или он, или я».

Нельзя «с порога» сразу же отвергать любое обвинение, даже кажущееся абсурдным и необоснованным. Любая претензия соучастника (партнера) имеет под собой какую-то почву, а может, конфликт имеет совсем другой источник. Важно этот вопрос обсудить сразу же или договориться о разговоре (но ни в коем случае не «выяснении отношений») позже и в более спокойной обстановке. Тактика изначального неприятия, хотя бы даже мысленная, характерна для практического типа личности, когнитивный (мыслительный) тип более ригидный (негибкий), ему требуется время на обдумывание или на уточнение спорных моментов возникшего противоречия.

Необходимо помнить, что каждый - индивидуальность и поэтому нам порой и бывает сложно разрешать противоречия, возникающие в отношениях. Он (другой) просто чуть отличается от нас, и это может вызывать несогласие. Сталкиваясь с другими людьми, мы обнаруживаем сходство-различие точек зрения, эмоциональных состояний, поведения. Сходство - вызывает удовлетворенность, но временную, затем может наступить равнодушие и даже скука. Различие порождает напряженность, но зато возможен интерес к личности, отличающейся от нашей собственной. Сотрудничеству способствует поиск сходства между «я» и «он» (или «она»).

Неверно считать, что жизнь - сплошное удовольствие, без всяких проблем, препятствий, осложнений. Неверно также, что другой человек всегда должен быть только приятен, симпатичен нам. Об этом необходимо помнить особенно при появлении сложностей, затруднений в межличностных отношениях. Наличие противоречий и даже конфликтов - неизбежно, но главное - не спешить с выводами «быть или не быть отношениям».

Недопустимо в условиях любой напряженности отношений, несогласия делать обобщения типа: «Все мужчины», «Все женщины», «Все, вообще мешающие жить». Такие обобщения не ограничиваются только мысленно принятой позицией, но дается оценка ситуации и включаются наши эмоции, еще более усиливающие обобщения, закрепляющие их в виде устойчиво переживаемого конфликта.

Нельзя думать, что конфликт, один раз разрешенный, не возникнет вновь. Ведь формирование оптимальных отношений связано с развитием новых черт поведения личности, например, уступчивости, терпимости к ошибкам других и т. д. Требуется терпение и время для доведения коммуникативных способностей «до совершенства», устраивающего обе стороны.

Необходимо помнить, что чем ближе отношения, например, супружеские, тем сложнее бывает в случаях их затруднений. Приятельские и любовные отношения мало к чему нас обязывают, но они и более поверхностны, ненадежны, как и товарищеские отношения, связывающие одним общим делом. Правда, существующее административное законодательство, производственная дисциплина регламентируют отношения, но проблема личных отношений полностью не исчезает. В скрытом виде затруднения остаются и здесь. Важно правильно их разрешать для блага общего дела.

Полезно перемежать время общения друг с другом и обособления Друг от Друга, что особенно важно для близких родственных, супружеских отношений. Для каждой, например, супружеской пары оптимально свое соотношение общения и обособления, но оно обязательно должно быть, поскольку дает возможность лучше почувствовать личное своеобразие и оригинальность, неповторимость партнера. Ведь для того, чтобы был интерес друг к другу, необходимо развитие личности. Без внутренней работы над собой личность становится обыденной и неинтересной. Конечно, на первых порах наших отношений трудно за короткое время исчерпать духовные и эмоциональные ценности. Ио постоянное, изо дня в день, общение уменьшает «новизну» отношений. Известен также эффект монотонии, который проявляется не только в однообразной работе, но и в человеческих отношениях.

Надо помнить, что мужчина и женщина по-разному чувствительны к оценке своей личности. Так, если женщина чувствительнее к оценке ее внешности, привлекательности, то мужчины более всего ценят в себе деловые качества, способность решать практические, жизненные задачи. Немного переоценивая эти качества, мы не уйдем далеко от истины. Не случайно говорят, что женщина становится женщиной рядом с мужчиной, а мужчина - рядом с женщиной. Необходимо накапливать «багаж» положительных воспоминаний друг о друге, это сыграет свою позитивную роль в условиях напряженности и конфликта. В такие моменты лучше припомнить не худшие, а лучшие минуты прошлых отношений.

Нельзя идеализировать отношения дружбы, товарищества и супружества. Ни первое, ни второе, ни третье не может полностью решить наши внутренние затруднения. Только все многообразие отношений обеспечивает уверенность, жизненный оптимизм. Неразумна также и циничность, пошлость отношений, от которых, как раковая болезнь, разрушаются не только они сами, но и личность. Здесь действует принцип: «Что посеешь - то и пожнешь!».

Не пытайтесь полностью «переделывать», перевоспитывать друг друга на работе, в быту, в семье. Лучше займитесь самовоспитанием - это поможет лично Вам и не будет вызывать протеста, недоброжелательности со стороны других. Высокая требовательность к себе, в первую очередь, а потом - к другим. Это не означает, что всегда и во всем надо винить только себя. Есть категория застенчивых, неуверенных в себе людей. Им для большей уверенности следует, преодолев себя, поверить в свои возможности, найти силы изменить других, хоть это сделать непросто, так как они стали неуверенными за счет воспитания, когда их слишком часто недооценивали, пресекали инициативу.

Застенчивым надо постоянно самосовершенствоваться и больше включаться в активную общественную работу, которая дает возможность контактировать с различными людьми, имеющими разнообразные стили поведения, общения. Все это расширит диапазон знаний, навыков, умений общения. Искусство общения рождается только в практике совместной работы (учебной, трудовой, общественной).

Доверчивость-недоверчивость - одно из важнейших качеств личности, определяющих ее межличностный комфорт. Излишняя и неизменная доверчивость - признак неопытности, ранимости личности. Но хуже всего подозрительность ко всему. Недоверчивость одного, особенно, руководителя, почти всегда порождает недоверчивость подчиненных. Без взаимного доверия люди вообще не смогли бы никогда ни о чем договориться. А как мы ценим доверие к нам!

Последнее и, пожалуй, самое существенное замечание состоит в том, что отношения требуют большого труда для их сохранения. А об этом не пишут в учебниках, этому никто не учит. Между тем, разрушить проще, чем построить вновь. В трудовом коллективе и в личной, семейно-бытовой сферах необходим каждодневный труд по управлению отношениями. В деловых отношениях девизом должно быть сотрудничество на принципиальной деловой основе. В этих условиях споры необходимы ради общего дела. Без них отношения делового партнерства могут перейти в личные отношения дружбы. Произойдет подмена сотрудничества содружеством. В личных отношениях девизом будет содружество, ради сохранения отношений, а не ради дела.

Если сотрудничество существует только для дела, то содружество - для сохранения чувств личной привязанности, но независимо от типа отношений трудоемкость их одинакова. В учебной, трудовой деятельности прогресс техники, технологии, рационализации труда заметен. В области жечеловеческих отношений затруднения полностью не исчезают. И следующее поколение, и каждый человек по-своему их разрешает, бьется вновь и вновь.