Предмет, структура и функции социологии. Привет студент

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Классические социологические теории (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер). Русская социологическая мысль. Современная западная и отечественная социологии.

Объект, предмет, метод социологии. Социология и другие социальные науки. Функции социологии. Структура социологического знания.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социология является молодой наукой. Она сформировалась полтора века назад, хотя с древнейших времен людей интересовали не только загадочные явления природы (землетрясения, извержения вулканов, солнечное затмение, грозы и т. д.), но и проблемы, связанные с жизнью человека среди других людей. Ученые и мудрецы пытались найти объяснение не только природным, но и социальным явлениям.

Уже в глубокой древности возникли первые в истории европейской мысли теории общества. Наиболее значительные из них принадлежат древнегреческим философам V–IV вв. до нашей эры Платону и Аристотелю.

Социальные взгляды Платона отражены в диалоге «Государство». В основе построения платоновского идеального государства - принцип разделения труда. Общество пребывает в состоянии хаоса до тех пор, пока в нем не установлен порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом и не вмешивается в дела других граждан. В учении Платона обозначены контуры того, что в будущем составит предмет социологии - формы и способы взаимодействия людей, совокупность которых образует общество. Платон приписывает начало общества или государства, которые он отождествляет, созданию пространства общения людей.

«Государство, - писал Платон, - возникает... когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается... Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь... его (государство) создают наши потребности... первая и сама большая потребность - это добыча пищи для существования и жизни... Вторая потребность - жилье, третья - одежда, и так далее».

Выделив типы политического государства, Платон сделал вывод, что основная причина порчи обществ и государственных устройств в господстве корыстных интересов, в их влиянии на поведение людей. Общественно-политические формы превращаются в свою противоположность. И происходит это прежде всего в связи с деятельностью тех или иных социальных групп, разрушающих сложившийся порядок правления.

Еще более близок к социологическому анализ общества, предпринятый Аристотелем в его работе «Политика». По Аристотелю, опорой общественного порядка выступает та часть граждан, которую сегодня мы назвали бы средним классом, несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей.



В эпоху Возрождения появились новые изыскания о различных сторонах общества. Эразм Роттердамский , Томас Мор , Никколо Макиавелли , Мишель Монтень и другие мыслители поднимали вопросы человеческих отношений, общественного порядка, моральных устоев, пытались определить свою модель идеального общества.

В конце эпохи Просвещения в корне пересматриваются взгляды на общество и на место в нем человека. Этому способствуют интенсивное развитие производства и других сфер жизнедеятельности людей, усложнение человеческих отношений. Постепенно складывается общественная потребность в изучении социальных проблем, что и становится предпосылкой возникновения социологии.

Становление и развитие социологии необходимо рассматривать в социальном контексте, учитывая то, каким было общество в различных странах два столетия назад. Последние два столетия отличаются стремительными социальными изменениями. Первоначальным источником изменений была Западная Европа. «Великие революции» XVIII–XIX веков стали истоками масштабных преобразований. Прежде всего Французская революция (1789 г.), когда впервые произошло полное разрушение общественного строя под воздействием социального движения, идеалами которого были всеобщая свобода и равенство. И хотя эти идеалы не реализованы до сих пор, они оказали огромное влияние на динамику социальных процессов в последующие столетия.

Затем так называемая «промышленная революция» второй половины XVIII - XIX веков сначала в Англии, затем в Западной Европе и Америке. Промышленная революция - это не просто технические достижения (укрощение пара, открытие электричества и т. д.), но и широкий спектр социально-экономических изменений. Прежде всего это массовая миграция рабочей силы из села в город, рост городов, необычайный рост населения земного шара, увеличение средней продолжительности жизни человека и т. д.

Социология возникла в момент, когда европейское общество пыталось осмыслить последствия этих революций, выявить тенденции социальных изменений. В XIX веке появилось множество различных концепций, стремящихся объяснить сущность происходящего. Мыслители, находясь под воздействием достижений науки и техники, пытались достичь успеха в изучении социального мира. Идеи о том, что изучение общества должно копировать естественные науки, получили широкое распространение, хотя и подвергались критике.

Многие из выдающихся мыслителей прошлого внесли свой вклад в становление и развитие социологии как науки.

Практически в каждой европейской стране в конце XVIII - начале XIX веков возникали идеи, которые можно квалифицировать как социологические. Можно назвать множество предвестников социологии.

К предвестникам социологии относят французского мыслителя первой половины XVIII века Шарля Луи Монтескье (1689–1755). В его основном сочинении «О духе законов» предложено новое видение природы тех начал и законов, которые управляют общественной жизнью. Он попытался объяснить природу человека внешними факторами человеческого бытия. Что же касается общественной жизни, то ее развитие, по Монтескье, в большей степени зависит не столько от чисто природных условий, сколько от экономических, правовых и политических процессов. В работах Монтескье развиваются не только теоретические идеи по проблемам социального бытия, но и широко представлен эмпирический материал.

В трудах Жан-Жака Руссо (1712–1778), Анри де Сен-Симона (1760–1825) был дан анализ реальной социально-экономической ситуации, изложены основы функционирования общества, подчеркнута роль человека как активного участника исторического процесса.

В России к предвестникам социологии относят П. Я. Чаадаева (1794–1856), сформулировавшего программу русской социальной мысли, давшего импульс социологическим поискам в России.

Классические социологические теории. Термин «социология», означающий «учение об обществе», впервые ввел в научный оборот французский философ Огюст Конт (1798–1857). Он стремился уподобить новую науку об обществе «социальной физике», выстраивал свою социологическую теорию как «социальную статику» и «социальную динамику».

Конт известен как родоначальник позитивистской социологии. Он определял позитивное как научное, положительное знание, основанное на наблюдении и эксперименте, доступное и полезное человечеству. Конт проповедовал идеал «порядка и прогресса». Порядок он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества, а прогресс - как использование знаний об обществе для решения конкретных проблем. Государство, по Конту, - это блюститель общественного порядка. Следование общественному порядку, подчинение государству и его установлениям - священный долг каждого члена общества.

Историческая роль Конта состоит в том, что он впервые обосновал необходимость научного изучения общества в рамках отдельной науки, поставил вопрос об эмпирических исследованиях в социологии.

Английский ученый Герберт Спенсер (1820–1903) рассматривал общество по аналогии с биологическими организмами. Спенсер применил биологический закон «естественного отбора» к общественной жизни: согласно его теории, среди людей выживают более приспособленные к жизни индивиды.

Социологические теории Конта и Спенсера получили широкую известность в других странах Европы, в США, в России. Эти теории способствовали развитию социологической мысли, появлению других концепций, которые не только углубляли известные подходы, но и противостояли им. Например, социально-психологические концепции в социологии, представленные Габриэлем Тардом , Гюставом Лебоном . Авторы этих концепций пытались объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе.

Настоящее развитие и признание социология получила, когда были разработаны основные научные концепции и теоретические основы изучения социальных явлений. Это относится к периоду второй половины XIX - начала XX веков, который принято называть классическим.

В этот период в социологии возникло несколько концепций, стремящихся объяснить социальную реальность с тех или иных теоретико-методологических позиций.

Если в самом общем виде рассматривать классический период истории социологии, можно выделить трех теоретиков, с именами которых связаны три главных направления социологической мысли. Это - Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер. Каждый из них имел свое особое видение индустриального общества и происходивших в нем социальных явлений и процессов.

Немецкий ученый Карл Маркс (1818–1883) разработал концепцию общественной формации на основе материалистического понимания истории . Маркс рассматривал общество как социальный организм, как единую социальную систему, как объективную саморазвивающуюся реальность, признавая действие многих факторов в развитии общества. Он проанализировал общество через призму материальных условий жизни людей. Вместе с Фридрихом Энгельсом Маркс одним из первых стал использовать эмпирические социологические исследования в теоретических работах.

На основе анализа капитализма своего времени Маркс считал, что, если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение. Буржуазные отношения на определенном этапе становятся препятствием на пути прогресса, которое устраняется путем социальной революции. Таким образом, Маркс проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

Следует отметить, что существует множество толкований социологии Маркса. Но не каждое из них вправе претендовать на истинное выражение его мыслей. Словом, есть социология Маркса и его идеи, которые надо рассматривать в контексте того времени, когда он жил. Неправомерно отождествлять воззрения Маркса с марксизмом более поздних исторических эпох.

Одной из наиболее влиятельных фигур в социологии признан французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Его труды оказывали и продолжают оказывать исключительно сильное влияние на развитие социологии.

Увлекшись идеями Конта, Дюркгейм стал продолжателем позитивистской традиции в социологии. По Дюркгейму, общество - надиндивидуальное бытие, существующее независимо от действий отдельных индивидов. Он считал, что социология должна изучать только социальные факты , которые образуют социальную реальность. В своем труде «Правила социологического метода» он выдвинул тезис о том, что социальные факты должны рассматриваться как вещи. Социальные факты существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие.

Социальная реальность, по Дюркгейму, является высшей реальностью. С его точки зрения, силой, объединяющей людей в обществе, является разделение общественного труда. Разделение труда приводит естественным путем к солидарности людей.

Дюркгейм поставил проблему нормального и патологического в развитии общества. Понятием «аномия» он обозначил такое общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивида. Аномия с особой силой проявляется в кризисном или переходном обществе. Исследовав проблему самоубийства, Дюркгейм установил, что самоубийство имеет много причин (в том числе психологических), но причины, связанные с аномией, занимают в современном ему обществе центральное место.

Немецкий социолог Макс Вебер (1864–1920) - основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия. В отличие от Дюркгейма, видевшего «первокирпичики» социальной реальности в социальных фактах, Вебер считал, что социология должна учитывать не только объективные, но и субъективные аспекты социальных явлений, т. е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности. Социологу надо понять смысл и значение человеческих действий. Вебер настаивал на изучении поведения индивидов и того значения, которое люди придают своим действиям и действиям других. В социальном действии он видел причину и следствие сложных взаимоотношений между людьми.

Социология, по Веберу, является «понимающей» , поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствует два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).

Стержень веберовской социологии - идея рациональности . Он обосновал возможность максимального рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Идея рациональности нашла широкое применение на практике, получила дальнейшее развитие в теории управления, менеджменте.

Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации. Социальная стратификация - это деление общества на слои (высшие, средние, низшие). По Веберу, принадлежность человека к тому или иному слою общества определяет его богатство, а также власть и престиж.

Социология Макса Вебера оказывает огромное воздействие на развитие современной социологии, на деятельность социологов всех стран.

Русская социологическая мысль. У истоков отечественной социологии известные представители российской социальной мысли первой половины XIX века, основными противоборствующими ориентациями которой были славянофильство и западничество. Социология в России изначально не была единой наукой. Одновременно возникло и существовало значительное число школ и направлений. Наиболее известными среди них стали натуралистическое и психологическое направления, а также народничество и марксизм. К выдающимся социологам России второй половины XIX - начала ХХ веков относятся Николай Яковлевич Данилевский (теория культурно-исторических типов), Лев Ильич Мечников (географическая теория развития общества), Петр Лаврович Лавров и Николай Константинович Михайловский (субъективный метод), Евгений Валентинович Де Роберти, Николай Иванович Кареев и Николай Михайлович Коркунов (психологическое направление), Максим Максимович Ковалевский (плюралистическая школа), Георгий Валентинович Плеханов (марксизм), Питирим Александрович Сорокин (неопозитивизм).

Современная социология (к ней относят период с 20 годов ХХ в. по настоящее время) характеризуется прежде всего распространением социологического знания «вширь» и «вглубь». Социология охватывала все больше стран и сейчас нет ни одной страны, где бы не была представлена социологическая наука. Социология проникала во всё новые и новые области познания и проблемы жизни людей.

Современная западная социология. Остановимся на основных теоретических позициях современной социологии. Важнейшим из них в западной социологии являются структурно-функциональное направление, символический интеракционизм, феноменологическая социология.

Создателем получившего всемирное признание варианта структурно-функциональной теории в середине ХХ века становится американский социолог Толкотт Парсонс (1902–1979). Он попытался синтезировать методологические подходы Дюркгейма и Вебера, стремясь переходить с одного уровня абстракции на другой, а именно: изучить то человека через призму общества, то общество через его восприятие человеком. Структурно-функциональная теория Парсонса строится на системном подходе. Рассматривая общество как самодостаточную, самовоспроизводящуюся систему, Парсонс выделил ее четыре важнейшие функции, основополагающей из которых является поддержание единого для всех сфер общественной жизни культурного образца.

Дальнейшее развитие структурно-функциональное направление получает в работах американского социолога Роберта Мертона (р. 1910). Он предлагает функциональную модель общества. Мертон проводит различие между явными и латентными функциями. Явные функции - те, которые преднамеренны и осознаны участниками определенного типа социальной деятельности. Латентные функции - это такие последствия деятельности, о которых ее участники не подозревают. Мертон различает функции и дисфункции . С понятием дисфункции он связывает те аспекты деятельности, которые вызывают нежелательные изменения. Согласно Мертону задачи социологии состоят в раскрытии латентных функций и дисфункций социальных институтов и человеческой деятельности.

Начало такому направлению в социологии, как символический интеракционизм , положил американский ученый Джордж Герберт Мид (1865–1931). Он подчеркивал, что центральное место в социальной жизни человека занимают символы. Предмет, явление природы, человек, его поступки и многое другое во взаимодействии людей могут получить дополнительное значение, выразить важную для людей идею, выразить обобщающее понятие. Голубь - такая же птица, как и воробей. Но голубь - еще и символ мира. Язык возникает вследствие общего использования значимых символов и становится существенным признаком, отличающим людей от животных. Представители символического интеракционизма (Герберт Блумер, Ирвинг Гоффман) придают центральное значение социальному взаимодействию (интеракции). Они сосредоточивают свое внимание на межличностном взаимодействии в ситуациях повседневной жизни.

Феноменологическая социология (Альфред Шюц, Питер Бергер, Томас Лукман) исследует то, как человек обретает свой жизненный мир, шаг за шагом организует социальную реальность. По мнению представителей этой теории, общество - не совокупность наблюдаемых фактов, внешних форм жизни, а прежде всего разделяемые и совместно творимые людьми смыслы.

Современная отечественная социология. Развитие российской социологии в ХХ веке имеет свои особенности. После октябрьской революции 1917 года, в значительной мере под влиянием сложившейся ранее традиция, продолжалось развитие социологической науки. В 1920 г. в Петербургском университете был создан социологический факультет, возглавляемый Питиримом Александровичем Сорокиным; были открыты социологические кафедры и лаборатории в ряде университетов страны; проводилось немало интересных исследований (например, изучение бюджета времени рабочих, социальных проблем города и деревни, профессиональных ориентаций молодежи). В 20-е годы в результате продолжительных дискуссий появилась официальная точка зрения, согласно которой социология рассматривалась как часть марксистско-лининской философии и марксистско-ленинская социология признавалась единственно научной. Эта позиция привела к искусственной изоляции отечественной социологии от мировой общественной мысли. В 30-е годы усиление идеологического контроля над духовной жизнью общества привело к тому, что социология вместе с генетикой, кибернетикой была объявлена буржуазной лженаукой. И только с начала 60-х годов социология в России возрождается. В 60–70-е годы развертываются эмпирические исследования, создается НИИ конкретных социологических исследований (1968), начинает выходить журнал «Социологические исследования» (1974). Однако процесс утверждения социологии как самостоятельной науки начинается только со второй половины 80-х годов и фактически он продолжается и сейчас.

Современная социология представлена множеством теорий и концепций, множеством международных и национальных сообществ социологов, множеством изданий, ставших доступными широкой читательской аудитории. Профессия становится востребована на рынке труда. Социологические знания способствуют успешности специалиста в различных сферах профессиональной деятельности.

Объект, предмет, метод социологии. Социология - это общественная наука, это научное изучение общества и социальных отношений.

Объектом социологии является общество как целостность, как социальная реальность.

Предметом социологии, т. е. тем, что интересует социологию в таком сложном объекте, как общество, является совокупность социальных отношений , складывающаяся на конкретном этапе общественного развития.

Общественная жизнь является сплетением огромного множества социальных связей и отношений, преднамеренных и непреднамеренных действий и их последствий. Социология пытается понять и объяснить общество, систематически изучая его на основе различных методов и теорий, опираясь на имеющиеся факты и логическую аргументацию.

В «Международной энциклопедии социальных наук» предмет социологии определяется как изучение социальных агрегатов и групп, институтов и организаций, а также причин и последствий их изменений.

Если более подробно описать предмет социологии, то можно сказать, что социология изучает отношения между индивидами и группами и их взаимное расположение в обществе, т. е. социальные структуры общества. Социология изучает социальные институты и организации, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, представляющие собой динамику развития общества и охватывающие все стороны деятельности людей.

Каждый человек в современном обществе вынужден постоянно приводить свои жизненные планы и конкретные поступки в соответствие со своим выбором. Выбор индивид совершает с учетом своих притязаний, которые не всегда соответствуют его потенциальным возможностям и реальным социальным действиям.

Особенность социологического подхода к изучению социальных явлений в отличие от обыденного представления о них состоит в следующем. Во-первых , в том, что социология стремится выработать целостное представление о социальной реальности, а обыденный взгляд ограничивается знанием тех сфер жизни, с которыми сталкивается конкретный человек (семья, работа, досуг и т. д.). Во-вторых , социологическое познание строится в соответствии с определенной методологией и методикой. Кроме того, социология использует особый понятийный аппарат, что существенно отличает социологическое видение реальности от обыденного восприятия социального мира.

Социология использует в познании и изложении своего содержания важнейшие понятия многих других социальных наук, а также свои специфические категории. К основным категориям социологии относятся следующие: «общество», «социальная система», «социальная структура», «социальная группа», «социальная общность», «социальный институт», «социальная организация», «социальное действие», «социальное поведение», «социальное» и т. д.

Остановимся на понятии «социальное» , которое является базовым в социологии. Социальное - это все, что связано с совместной жизнью людей. Трактовка этого термина в его широком смысле очень часто отождествляется с понятием «общественное». Конечно, общество - детище социального. Но социальное шире общественного. Социальное характеризует процессы, явления, возникающие не только в рамках всего общества, но и на других его уровнях - межгрупповом, внутригрупповом, личностном.

Другая трактовка термина «социальное» связана с его более узким смыслом. Им обозначают сферу общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются необходимые жизненные потребности членов общества. К социальной сфере относят здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т. д. При таком употреблении термина «социальное» многие явления социальной жизни (политика, экономика и др.) не рассматриваются. Но социальное - это не просто одна из сфер общественной жизни, наряду с экономической, политической и духовной, а общественная жизнь в целом.

В социологии социальное рассматривается и как результат совместной деятельности людей, и как совокупность исторически сложившихся социальных отношений. Суть социального состоит в особой форме регуляции поведения на основе опережающего прогноза поведения окружающих. Это возможно только благодаря взаимным обязательствам, договоренностям людей.

Социология, как и любая другая наука, имеет специфический метод исследования, которым она пользуется наряду с общенаучными методами. В данном случае речь идет о «методе социологии», употребляемом в собирательном, обобщающем смысле. Метод социологии понимается как совокупность принципов, которыми руководствуется эта наука в получении знаний об обществе.

Одним из важнейших является принцип эмпиризма . Он означает, что в изучении социальной реальности критерием истинности добываемых фактов служит их эмпирическая, т. е. опытная проверка. В рамках эмпирических исследований используются разнообразные методы: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.

В социологии принцип эмпиризма получил широкое распространение в XX веке. В 20-30-х годах эмпирические исследования активно проводились американскими социологами, они апробировали многие процедуры и методы таких исследований. В дальнейшем эмпирические исследования стали активно использоваться социологами многих стран.

Другим важнейшим принципом, используемым социологами в познании социальной жизни, является принцип объяснения или теоретического обоснования полученных эмпирических данных .

Социология не ограничивается только сбором эмпирических данных. Эти данные являются лишь исходным материалом для социологического познания. Факты, даже самые яркие и значительные, сами по себе бессмысленны. Социология интерпретирует эмпирические данные и соотносит их с социологической теорией. Теория посредством входящего в ее структуру понятийного словаря дает возможность описывать и анализировать изучаемый круг явлений.

Теория выступает своеобразным маяком эмпирических исследований не только на этапе анализа данных. Еще в ходе подготовки исследования она позволяет, во-первых , определить, на какие именно факты, события, особенности, свойства изучаемого явления следует обратить внимание; во-вторых , выявить способы поиска и определения главных из них, способы оценки направленности и распространенности тех или иных признаков изучаемого явления; в-третьих , наметить пути объяснения эмпирических данных.

Реализация принципа объяснения или теоретического обоснования полученных эмпирических данных является непростым делом. Основная трудность, возникающая здесь, связана с определением социологической теории, объяснительные возможности которой приемлемы в конкретном случае. Дело в том, что отсутствует общепризнанная социологическая теория. В социологии сложилось множество теорий. Общепризнанно только одно: не существует и не может существовать единого, общепринятого видения, описания и объяснения социальной действительности.

Здесь уместно вспомнить классиков социологии Дюркгейма и Вебера. Одно из основных положений социологического метода Дюркгейма состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи. Вебер же настаивает, что социальные действия должны быть интерпретированы в категориях субъективных значений, какие приписывают им действующие индивиды. Эти утверждения, казалось бы, исключают друг друга. Вместе с тем, они оба правомерны, так как затрагивают разные аспекты социологического исследования. Один из аспектов связан с объективной и беспристрастной работой исследователя с эмпирическими фактами. Общество рассматривается здесь независимо от того, какие действия и почему совершают люди. Другой аспект строится на субъективном подходе. Он ориентирует исследователя на изучение социальных действий индивидов как причин и следствий системы сложных взаимоотношений между людьми.

Третьим принципом, на который ориентируется социология в процессе познания социальной реальности, является ценностная нейтральность , т. е. ее независимость от идеологических или моральных воззрений. Это необходимо для обеспечения объективности социологии. Выполнение указанного требования означает, что социолог должен быть бесстрастным исследователем и уметь преодолевать свои личные вкусы и симпатии. Но это не означает, что социологи должны быть пассивны в политической жизни, сторониться общественных дискуссий.

Конечно, социолог, как и любой другой человек, разделяет множество ценностей. Но в его профессиональной деятельности основной ценностью выступает научность. Социолог должен стремится, насколько это будет возможно, исключать влияние собственных ценностных предпочтений на свою работу. Очень важно социологу остаться нейтральным и к ожиданиям заказчика, желающего получить вполне определенную информацию по интересующей проблеме. Например, политические партии всегда заинтересованы в высоком рейтинге своего кандидата при выборах в органы государственной власти. Правительство ожидает от социологов информацию о росте уровня жизни населения, а также образцы реформ, направленных на решение тех или иных социальных проблем. Руководство вуза заинтересовано в том, чтобы по результатам опроса большинство студентов высоко оценивало качество обучения и т. д. Но во всех случаях должна предоставляться истинная, а не желаемая информация по результатам социологических исследований. К сожалению, это не всегда так. Кроме того, социологическим знанием могут воспользоваться и те, действия которых не всегда исключительно гуманны. Как отмечает известный американский социолог Питер Бергер, одни американские социологи разрабатывают в правительственных учреждениях планы по обеспечиванию большей жизнеспособности составляющих нацию общностей. Другие в тех же учреждениях работают над тем, как разрушить единство враждебных государств, чтобы, если возникает такая необходимость, стереть их с политической карты мира.

Социология и другие социальные науки. Социальные науки являются совокупностью дисциплин, занимающихся систематическим изучением социальных явлений. Социальные науки представляют собой сложную, широко разветвленную систему знаний. К ним относятся социальная философия, история, политическая, экономическая и юридическая науки, антропология, этнография, демография, психология, социальная психология, другие общественные науки и, конечно, социология. Все эти науки развиваются не изолированно, а в постоянной взаимосвязи. Чем же отличается социология от родственных ей наук? Очень важно рассмотреть эти отличия, а также соотношение и взаимодействие социологии с другими общественными науками.

Как уже отмечалось, возникновение социологии относят к контовскому периоду, когда стала формироваться система собственно социологических понятий, концепций, теорий. Развитие социологии совпадало с постепенно возрастающим осознанием людьми самих себя и своей общественной жизни.

Социологическое знание складывалось как междисциплинарное, базирующееся прежде всего на достижениях естественных наук, на данных философии, психологии, истории и экономики. Для социологии нет узкой предметной области познания. Она не изучает специальную сферу, область или специфические явления общественной жизни. В то же время социология не изучает все, что происходит в обществе. Она не является всеобъемлющей наукой об обществе, хотя имеет широкий охват и глубину изучения социальных явлений.

Имея объектом своего изучения общество как целостность, как социальную реальность, социология обращается прежде всего к познанию совокупности социальных отношений на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни. Социология ведет поиск повторяющихся, устойчивых социальных взаимодействий в различных сферах общественной жизни, стремится познать природу социальных связей между людьми.

В своем учебнике по социологии американский профессор Нейл Смелзер пишет, что мы обычно разделяем мир на три группы «фактов». Есть биологические факты: дыхание, питание, сон и т. д. Есть психологические факты, например, эмоции любви, ненависти. Есть социологические факты, связанные с социальными отношениями и обществом. Мы входим в различные группы, с кем-то сотрудничаем, дружим. Если смотреть на мир таким образом, то, казалось бы, по логике вещей каждая область науки должна изучать определенную группу фактов и не касаться других. Но этот подход не годится. Один и тот же факт может представлять интерес для целого ряда наук.

Наиболее тесная связь исторически сложилась между философией и социологией . В XIX веке эти науки нередко отождествлялись. Да и в настоящее время не существует жестких и однозначных границ между социологическим и философским знанием. Довольно просто их провести на уровне эмпирической социологии. Но не всегда легко это сделать на уровне теоретической социологии, имеющей дело с широкими обобщениями и абстрактными понятиями.

Например, в западноевропейской социальной науке граница между социологией и социальной философией очень подвижна, а в США, где традиции эмпирической социологии очень сильны, размежевание проводится более строго. В российской социологии лишь с конца 80-х годов XX века возобладало понимание социологии как нефилософской дисциплины. В предшествующий этому советский период российской истории социологию называли марксистско-ленинской и не рассматривали ее самостоятельной наукой. Ей отводили место в рамках составной части философии - исторического материализма.

Общей чертой социологии и социальной философии является то, что они рассматривают общество в целом, в его системности. Эта близость подходов определяет особенно тесную связь социологии и социальной философии. Вместе с тем социальная философия рассматривает общество как особую часть всего мироздания, т. е. в более широком ракурсе. Она описывает общество с помощью наиболее общих понятий и закономерностей, претендуя на всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и мышления. Философия - единое мировоззрение и средство духовной ориентации человека.

Социология же рассматривает общество в более специфических понятиях и, что принципиально важно, соотносит их с эмпирически проверяемыми фактами.

Что объединяет социологию и политическую науку ?

Социологию и политическую науку, называемую в некоторых странах политологией (в Германии, во Франции, в России) объединяет, во-первых , то, что изучаемые ими объекты тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Политика является организационной и регулятивно-контроль­ной сферой общества и занимает важное место среди других сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Политика проявляется во всех этих сферах общественной жизни, определяет и направляет их взаимодействие. Политика воздействует на жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций, народов и во многом определяет развитие общества в целом.

Во-вторых , социальные общности, социальные институты и организации являются важнейшими объектами и субъектами политики. Политика возникает, формируется как проявление интересов, оформление взглядов, убеждений, господствующих настроений, идеологии, осознания задач и целей общества. Политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности людей с соответствующим поведением, настроением, надеждами.

В-третьих , взаимовлияние социологии и политической науки проявляется в такой специальной социологической теории, как социология политики. Социология политики исследует политику в контексте и через призму анализа общества во всей сложности и многообразии его социальной структуры, неформальных социальных институтов, общественного мнения и поведения, всего комплекса социальных процессов.

Между социологией и политологией существуют различия. Они связаны с тем, что эти науки имеют самостоятельные объекты. Социология исследует социальную реальность, политология - политическую жизнь общества, т. е. то, как люди приходят к власти и используют ее, как распределяется власть в обществе. Кроме того, каждая из этих наук, следуя своему предмету и методу, по-своему подходит к изучению одних и тех же социальных явлений.

Например, гражданское общество как объект рассмотрения и социологии и политологии изучается по-разному. Предметом интереса социологии является социальная структура, социальный статус личности, классов и других социальных групп, их взаимодействие и т. д. Политологию интересуют прежде всего права и обязанности гражданина, структура политической системы и политические отношения, роль и функции политических институтов.

Политология идет к проблемам политической жизни «сверху», со стороны государства, политических партий и организаций; анализирует их состояние, деятельность, законодательство, программы, заявления и т. д. Социология подходит к этим же проблемам «снизу», от человека. Она сосредоточивается на анализе политики и политической деятельности различных социальных групп, на исследовании характера их политических интересов, политических движений, политического поведения и сознания масс. Социология по сравнению с политологией не претендует на всеобщий анализ проблем власти, а выявляет место, роль и позицию людей в сфере политических отношений.

Наиболее наглядным и очевидным является отличие социологии от психологии . Как известно, социология сосредоточивается на изучении общества в целом и совокупности складывающихся в нем социальных отношений, а психология занимается изучением внутренних субъективных переживаний человека, побуждающих его к тому или иному поведению. Здесь уместно вспомнить утверждение американского социолога российского происхождения Питирима Сорокина о том, что если поведение человека анализируется на основе изучения его инстинктов, желаний, воли, темперамента, то в этом случае проводится психологическое исследование. Когда же ученый использует в качестве показателей социальное положение человека, его статус, традиции, обычаи, он проводит социологическое исследование.

Таким образом, социология объясняет социальное явление не особенностями психики человека, а спецификой его статуса, норм, ценностей и другими социокультурными причинами. Социолога интересуют чаще всего не индивидуальные особенности конкретного человека, а типические черты представителей различных социальных общностей и их воплощенность в конкретных индивидах.

Между тем, во взаимодействиях людей, в социальных процессах всегда присутствует психический элемент (мотивации, установки, чувства и настроения людей). Поэтому социологи часто используют психологические данные для того, чтобы глубже раскрыть механизмы взаимодействия личности и общества, личности и социальной организации. Подробное знание о том, как человек осваивает социальные нормы, ценности, стереотипы поведения, как действует механизм социального контроля, как складываются отношения между людьми, - все это требует обязательного использования психологических данных.

Экономика сосредоточивается на изучении сферы материального производства, рынка, деятельности финансовых организаций, экономической деятельности людей. Экономика изучает внутренние, специфические законы экономической сферы. Экономику интересует прежде всего соотношение вложений в производство и прибыли, издержек и эффективности человеческого действия. Социология по отношению к экономической науке выступает как более общая наука, рассматривающая эту сферу в качестве одной из подсистем наряду с политической, культурно-образовательной и другими подсистемами общества.

Рассмотрим простой пример: вы пришли учиться в Московскую гуманитарно-социальную академию. Психолог пожелал бы выяснить, почему вы выбрали именно это учебное заведение и почему вы выбрали, например, специальность социального работника. Экономист рассмотрел бы стоимость обучения в отношении к тому, как можно было бы по-другому расходовать эти деньги. Социолог заметил бы, что среди вас есть юноши и девушки, что не все вы живете в Москве, приехали из разных краев России. Социолога также интересовало бы, чем занимаются ваши родители, кто повлиял на ваш профессиональный выбор, как складываются отношения в студенческих группах, а также между преподавателями и студентами.

Подводя итоги обсуждения вопроса и соотношения социологии с другими социальными науками, можно резюмировать следующее:

1. В центре этого вопроса - не различие или сходство, а взаимосвязь и отчасти взаимопроникновение социологии и других социальных наук при сохранении предметных границ этих наук.

2. Социология является общей теорией общества. Выявляя закономерности и тенденции функционирования общества в различных его подсистемах, социология дает возможность другим наукам достичь лучшего понимания изучаемых явлений.

3. Взаимный интерес социологии и других социальных наук подтверждается появлением междисциплинарных научных дисциплин - социальной психологии, экономической социологии, социологии политики, социальной экологии и др.

Функции социологии. Как и другие социальные науки, социология реализует множество функций. В самом общем виде эти функции подразделяют на четыре основные:

Теоретико-познавательную;

Практическую;

Прогностическую;

Управленческую.

Реализация теоретико-познавательной функции связана с расширением, конкретизацией и обновлением знаний о современном обществе, его структуре, социальных институтах и процессах, основных тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования, изменений и развития. Основная задача, которая реализуется здесь, связана с объяснением социальной действительности.

Социология располагает для реализации этой функции множеством теорий и концепций, например, теорий общества, социальной стратификации, социализации, теории личности, девиантного поведения и т. д.

Преимущества социологии заключаются в том, что она сосредоточивает свое внимание не только на всеобъемлющих общественных структурах, но и на изучении жизни человека среди людей. Можно сказать, что социология аккумулирует в себе знание о способах человеческого бытия в условиях относительной свободы индивида и определенной жесткости социальных структур (групповой, институциональной, организационной, ценностно-нормативной).

Практическая функция связана с тем, что достижения социологической науки способны оказать положительное влияние на развитие общества. Уже сам факт сосредоточения внимания социологов на изучении определенных социальных явлений и процессов заставляет общество обратиться лицом к тем или иным проблемам, начать их практическое решение. Например, социологические исследования расовых отношений в США в 40–50 годы оказали существенное влияние на радикальное изменение ситуации в 60-е и последующие годы.

Как отмечает современный английский социолог Э. Гидденс, «социологический анализ часто играет освобождающую роль в обществе, так как показывает людям: то, что они воспринимали как нечто неизбежное, не поддающееся изменениям, как нечто, напоминающее законы природы, на самом деле является естественным результатом их исторической деятельности».

Как пишет известный польский социолог Пиотр Штомпка, социологу невозможно спрятаться в башню из слоновой кости. Социологические теории уже сами по себе, воздействуя на сознание людей, оставляют отпечаток на здравом смысле и таким образом изменяют социальную практику. И социология имеет ориентиром не только академические круги. Она сталкивается с потребностями простых людей, которым нужны лучшее понимание окружающих условий, последствий, перспектив деятельности и вариантов выхода из лабиринтов социальной действительности.

Прогностическая функция социологии связана с обоснованием научных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Изучая различные проблемы, социология стремится выявить оптимальные пути ее решения, показать перспективу и возможный конечный результат. Без этого и теоретико-познавательная функция может быть обеднена. Безусловно, прогностическая деятельность является трудной и ответственной. Она включает в себя социальное планирование, проектирование и конструирование. В кризисные, переходные периоды развития общества социология имеет возможность представлять альтернативные сценарии будущих социальных процессов, определять диапазон открывающихся перед людьми возможностей, рассчитывать вероятные потери и последствия.

Управленческая функция непосредственно связана с участием социологов в управленческо-преобразовательных процессах. Суть этой функции состоит в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценки состояния социального объекта, недостатков и отклонений в деятельности социальных институтов, организаций служат основанием для выработки и принятия решений. Результаты социологических исследований выступают социально-информационной базой для осуществления эффективной социальной политики в различных сферах.

Вместе с тем, нельзя передоверять социологии решение всех социальных проблем. Как подчеркивает шведский социолог Пер Монсон , нужно осознавать ограниченность средств социологии - особенно тем студентам, которые в дальнейшем своими исследованиями смогут воздействовать на жизнь других людей. Это сложная задача, и решать ее нужно общими усилиями.

Структура социологического знания. Социология, как и любая другая наука, имеет основными своими компонентами знание и способы его получения. Первый компонент - социологическое знание - включает в себя знания об объекте и предмете социологии, ее истории, учение о принципах, методологии, методах и процессе социологического исследования.

Второй компонент включает в себя отдельные методы и собственно социологические исследования.

Принято различать теоретический и эмпирический уровни социологического знания. С этими уровнями знания связано деление социологии на «теоретическую» и «эмпирическую» .

Социология подразделяется как на «теоретическую» и «эмпири­ческую» , так и на «фундаментальную» и «прикладную» в зависимости от ориентации: решает ли социология собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если цель исследования - построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии. Если его цель - выработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной социологии.

Теоретическая социология включает в себя различные социологические теории. Прежде всего следует выделить общесоциологические теории , с помощью которых описывается и объясняется жизнь общества в целом. Например, это - теория общественных формаций К. Маркса, теория социального действия М. Вебера, структурно-функциональ­ная теория Т. Парсонса, а также многие другие теории.

Эмпирический уровень в социологии связан со сбором многочисленных фактов, сведений, мнений представителей различных социальных групп, личностных данных, их последующей обработкой, а также обобщением и формированием выводов об изучаемых явлениях социальной действительности.

Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой.

Особым уровнем социологического знания являются теории среднего уровня (термин введен американским социологом Робертом Мертоном). Теории среднего уровня занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическими исследованиями.

Ряд теорий среднего уровня формируется на стыке социологии с другими науками (экономика, политология, этнография, право и др.). Эти социологические теории среднего уровня применяются для изучения различных сфер жизни общества. Их объектом, в отличие от общих теорий, является не общество в целом, а отдельные его «части»: экономика, политика, право и др. Отраслевые теории опосредуют отношения социологии с другими науками. Другие теории среднего уровня связаны с изучением отдельных социальных институтов (семья, система образования, религия и т. д.), третьи - рассматривают те или иные социальные группы, общности, классы, четвертые - это теории специализированных социальных процессов.

Как отмечает П. Штомпка, в социологии одними «большими» теориями не обойтись. Большинство теорий должно оставаться на «среднем уровне обобщения... потому что именно здесь, на этом уровне, должны быть найдены наиболее плодотворные, с точки зрения объяснения и предвидения событий гипотезы, связывающие полученные эмпирические данные с результатами исследования. Именно здесь должны быть получены ответы на самые земные, не терпящие отлагательств, практические людские заботы».

Прикладные социологические исследования направлены на решение частных социальных проблем на данном конкретном этапе общественного развития.

Социология возникла полтора века назад. Ее развитие совпало с постепенно возрастающим осознанием людей самих себя и своей общественной жизни. Объектом социологии является общество как целостность, как социальная реальность, предметом - совокупность социальных отношений, складывающихся на конкретном этапе общественного развития. В познании социальной жизни социология опирается на принципы эмпиризма и теоретического обоснования полученных эмпирических данных. Для обеспечения объективности социология ориентируется на ценностную нейтральность. Социология реализует теоретико-познавательную, практическую, прогностическую и управленческую функции. Структура социологического знания в самом общем виде включает теоретическую социологию, теории среднего уровня и эмпирическую социологию. В социологии существует множество теорий, объяснительные возможности каждой из которых могут быть приемлемы в конкретном случае.

    Предпосылки возникновения социологии.

    Объект и предмет познания социологии. Что изучает социология.

    Связь социологии с другими науками.

    Задачи, функции, значение социологии.

1.Предпосылки возникновения социологии.

Термин «социология» - производное от двух слов: латинского - societas - общество и греческого – logos - слово, наука. Его автором и основателем новой науки явился французский философ Огюст Конт (1798- 1857).

Каждая наука рождается дважды: первый раз в форме идеи, второй – в процессе институционализации. Идея, или проект, новой науки содержит обоснование общественной потребности в соответствующем знании, его функ­циональной направленности, методологических основаниях, а также доказа­тельства невозможности получения знания из других источников - существую­щих научных дисциплин, жизненного опыта и др. Институционализация - это общественное признание и правовое закрепление статуса новой науки, после чего становится возможным ее преподавание, подготовка кадров, создание на­учных подразделений, финансирование исследований и пр.

Социология как проект зародилась во Франции в 1842 г., когда вышел из пе­чати очередной том «Курса позитивной философии» Конта, в котором и содер­жалось оригинальное название новой науки, слово-гибрид: социология (от лат. societas - общество и греч. logos - учение). Процесс институционализации растя­нулся на 50 лет, его завершением можно считать основание в 1892 г. первого в мире социологического факультета в Чикагском университете, создание в Сор­бонне кафедры социологии и присуждение Э. Дюркгейму первого в мире звания профессора социологии.

Совсем не случайно социология возникла именно во Франции, в стране, пережившей на рубеже XVIII-XIX вв. несколько глубоких потрясений: революцию с невиданным до того террором; взлеты и паде­ния наполеоновского правления; реставрацию монархии и т.д. Конт пришел к выводу, что ничего, кроме хаоса и анархии, подобные перевороты не приносят, для преодоления возникающих кризисов «достаточно провести разумные перемены в правительстве и финансах». Но для этого нужны другие люди - те, кто способен по­ставить во главу угла стабильность, индустриализм, модернизацию. Чтобы такие люди появились, следует из­менить систему образования, образ мышления и мировоззрение, для чего и нужна социология. Это и есть первая предпосылка необходимости и предна­значения новой науки. Ее можно назвать образовательной. Социология нужна для того, чтобы вырастить специалистов, которые смогут грамотно разрешать классовые, трудовые, этнические, конфессиональные конфликты, предохраняя общество от революций, гражданских и религиозных войн.

Вторая предпосылка гносеологическая (познавательная). Суть ее в следующем вопросе: насколько при существующей системе наук и организации исследований обще­ство способно к самопознанию, к грамотному решению возникающих социальных проблем. До появления социологии общественная мысль существовала и развива­лась в форме высоких абстракций в отрыве от повседневности. Наиболее жгу­чие проблемы, такие как оплата труда, жилищный вопрос, миграция, девиантное поведение, распределение и потребление и т. д., почти не анализи­ровались. Общественные науки не располагали методами для проникновения в социальную реальность, и в этом они существенно отставали от «наук о природе». Все это и отразилось в предложенном Контом кратком девизе новой науки: «Знать - чтобы предвидеть, предвидеть - чтобы регулировать».

Третья предпосылка - амелиористская (фр. amelioration - улучшение). Все в обществе со временем устаревает, перестает соответствовать новым условиям, и нуждается в улучшении, усовершенствовании, обновлении в целом или в от­дельных деталях и аспектах. Проблема в том, что «изношенность» обществен­ных форм и структур заметить гораздо труднее, чем предметов и вещей. Возникла необходимость разрешения вновь возникающих противоречий, диагностики социальных болезней, поиск методов их излечения. На этот запрос была готова ответить зародившаяся наука – социология.

Кроме этого, выделяют ряд социально-исторических предпосылок появления социологии, т.к. с середины XVIII века в Европе и Северной Америке развивались процессы, радикально изменившие характер жизни людей. П ромышленная революция привела к распаду традиционного образа жизни общин, появлению новые формы взаимодействия, характеризуемые массовостью и обезличенностью. Буржуазные революции также привели к появлению новых форм взаимодействия: массовых политических партий и движений, агитации через прессу, политических забастовок, маршей и т. д. С развитием индустриальной экономики и буржуазной демократии обострились социальные проблемы . Массовая бедность, безработица, бездомность, преступность, проституция, распространение таких болезней, как туберкулез, оспа, вызывали недовольство, протесты и политические дебаты. Для разрешения этих конфликтов требовалось точное знание того, как устроено общество, как устройство общества влияет на жизнедеятельность людей и приводит к этим проблемам.

Помимо социально-исторических факторов, формирование социологии было обусловлено интеллектуальными, научными предпосылками . В первую очередь, к ним относятся радикальные изменения в сознании людей. Зашатались традиционные религиозные ценности, происходило разделение науки и философии, и к середине XIX века утвердилось новое научное мировоззрение . В его рамках ученые описывают факты, делают эмпирические обобщения и представляют закономерности как проявляющиеся связи между явлениями. Возникает представление, что с помощью наук люди могут контролировать мир и даже управлять им. Особую популярность приобретают физика, биология, химия. Отнюдь не случайно при своем зарождении социология строилась по образу и подобию естественных наук.

Основатель социологии Огюст Конт в 1817-1824 гг. был секретарем графа де Сен-Симона, который разрабатывал концепцию усовершенствования жизни человечества. В 1822 г. в написанном Контом под руководством Сен-Симона «Плане научных работ, необходимых для реорганизации общества» была выдвинута идея создания «социальной физики» - специальной научной дисциплины, базирующейся на наблюдениях и естественно-научных методах. В 1830-1842 гг. Конт опубликовал свое главное произведение - масштабный, в шести томах, «Курс позитивной философии» , в котором новую науку об обществе предложил назвать социологией.

Конт является основателем нового направления в науке – позитивизма . Позитивная социальная теория должна опираться на научные методы, которые бы позволили результаты одного исследователя перепроверить и подтвердить или опровергнуть, как это имеет место в естественнонаучных теориях. Отсюда он предложил использовать для анализа социальных явлений такие методы как наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод.

Социологию Конт рассматривал в качестве завершающей части целостной системы позитивного знания, представленной в виде иерархии основных наук: математика - астрономия - физика - химия - биология - социология. Конт полагал, что на каждой последующей ступени иерархии находится наука, чей предмет сложнее предмета предыдущей и чьи законы формулируются на основе законов, открытых на предыдущей ступени системы наук.

По аналогии с основными разделами тогдашней физики, которую Конт считал образцом точной науки, он подразделил социологию на два основных раздела: социальная статика и социальная динамика. Социальная статика изучает структурные элементы социальной системы – семью, государство, религию, их взаимодействие, обеспечивающее общественное согласие и порядок. Социальная динамика исследует последовательность этапов, которые общество проходит в процессе социальных изменений и развития.

Задача новой науки – быть не просто средством описания и объяснения общества, а слу­жить инструментом формирования и поддержания нового социального порядка - промышленного общества. Социология должна объяснять, каким же образом возможен социальный порядок . Конт считал, что в обществе существует прогресс, который понимался им как развитие и упрочение в обществе социального порядка. Отсюда его знаменитый лозунг: «Прогресс ради порядка». Основной задачей социологии ученый видит прогнозирование социальных явлений .

Две идеи, берущие начало в работах Конта, просматриваются в ходе развития социологии: первая – применение научных методов для изучения общества; вторая – практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

    Предмет и объект познания социологии. Что изучает социология.

    Структура социологии.

    Социология и другие науки об обществе. Задачи, функции, значение социологии.

    Предпосылки возникновения социологии.

1. Предмет и объект познания социологии. Что изучает социология.

Вопрос «Что такое социология?» до сих пор оказывается слож­ным для многих, а в нашей стране - для большинства людей. В обы­денном представлении социология чаще всего ассоциируется с про­ведением опросов, изучением общественного мнения и сообщениями в средствах массовой информации, в которых говорится о том, сколько процентов населения думают так, а сколько - иначе. Однако исследовательский интерес социологов не ограничивается прове­дением опросов, выявляющих общественное мнение по той или иной проблеме. Он простирается от сбора информации о предпочтениях разных людей до изучения причин и последствий безработицы, преступности или внутрисемейных конфликтов и до разработки теорий, объясняющих особенности исторического пути народа, страны, цивилизации. Широта сферы интересов социологов приводит к тому, что социо­логию путают с психологией, демографией, философией и т. д. Поэтому из­учение социологии следует начинать с определения ее научного статуса, предмета и структуры.

Начнем с этимологии. Термин «социология» - производное от двух слов: латинского - societas - общество и греческого – logos - слово, наука. Это понятие возникло в 30-40-е годы ХIХ века. Его автором, равно как и основателем новой науки явился французский философ Огюст Конт (1798- 1857).

Однако, как часто бывает с первопроходцами, О. Конт намного опередил свое время. Только в конце ХIХ века появляется плеяда великих ученых - прежде всего это Герберт Спенсер (1820-1903), Карл Маркс (1818-1883), Эмиль Дюркгейм (1858-1917), Макс Вебер (1864-1920), воплотивших его замысел в жизнь. Ведь Конт, будучи первооткрывателем социологии, не провел ни одного анкетного опроса, не проверил на практике ни одной научной гипотезы. Хотя этим в массе своей занимаются социологи всего мира.

Современная социология - это множество течений и научных школ, которые по-разному отвечают на вопрос, что такое социология. Приведем несколько примеров: «Социология представляет собой науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». (Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. - М, 1994. С.8).

«Социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений». (Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994. С.14).

«Социология – наука о социальной жизни человека, групп и обществ». (Гидденс Э. Социология.- Челябинск,1991. С.18).

«Социология - это познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнедеятельности, или социальных организаций». (Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998. С.69).

Объект и предмет.

Чтобы дать определение науке нужно выяснить, каков её объект и предмет. Под объектом обычно понимают определенную часть окружающего нас природного или социального мира. У объектов, изучаемых естественными науками и биологией, имеется одно важное свойство: они существуют вне нас, независимо от нашего сознания и воли. Объектом социологии является общество, т.е. люди, объединенные в нем, и протекающие в обществе многообразные процессы между людьми, объединенными в различные группы. Общество, как и физические или биологические явления существует вне сознания людей, т.е. объект социологии в данном смысле объективен. Но в отличие от физического мира, процессы, происходящие в обществе, связаны с сознанием людей. Они осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые частично совершаются неосознанно, но большей частью осознаются людьми. Именно этим и определяется своеобразие объекта социологии.

Вернемся к дословному переводу названия новой науки - социологии. Определение социологии как науки об обществе не совсем правильно. Общество является объектом изучения многих наук - истории, философии, экономических теорий, политологии, культурологии, психологии и других, называемых общественными науками. Это не означает, что каждая из гуманитарных наук не имеет своего объекта изучения. Поэтому, строго говоря, объектом большинства общественных наук является не все общество, а та или иная его сторона, форма проявления и т.д.

Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности - социума как объекта социологии. Для того, чтобы правильно уяснить суть и значение этого положения, необходимо, прежде всего, выяснить, что такое социальное .

Термин «социальное» ис­пользуется в двух значениях. В широком смысле это понятие объединяет все разновидности явлений совмест­ной жизни людей - экономические, политические, религиозные, правовые и т. д. Но социальное в широком смысле означает не просто сумму эконо­мических, политических, правовых, религиозных и т. п. явлений и процессов, а связи, взаимозависимость между ними. Н апример, об экономиче­ских явлениях и процессах мы говорим как о социальных, когда хотим подчеркнуть, например, что способы организации бизнеса в стране зависят не только от представлений об экономической эффективно­сти, но и от политического строя и этических норм, характерных для господствующей в стране религии.

В узком смысле оно выделяет особую наряду с поли­тикой и экономикой сферу общественной жизни - социальную, включающую образование, здравоохранение, помощь неимущим и т. д. Социальное в узком смысле означает не просто часть общест­венной жизни, включающей все то, что не вошло в сферу политики и экономики, но те явления и процессы совместной жизни людей, кото­рые обусловлены не стремлением к власти и управлению друг другом, не стремлением к богатству и конкуренции друг с другом, а стремлением принадлежать к общности, стремлением к солидарности друг с другом. Образование, например, мы относим к социальной сфере, поскольку осознаем его роль в формировании знаний и навыков, позволяющих человеку быть полезным другим людям, успешно взаи­модействовать с ними и добиваться признания с их стороны. О системе пенсионного обеспечения, помощи неимущим мы рассуждаем как о компоненте социальной сферы, когда стремимся подчеркнуть ее роль в оказании взаимной помощи, в поддержании у людей чувства справедливости и солидарности.

Таким образом, использование понятия «социальное» предполагает рассмотрение явлений и процессов с особой точки зрения, предпола­гающей, что они социально обусловлены, т. е. обусловлены связями, складывающимися между различными видами деятельности, собы­тиями и ситуациями в ходе совместной жизни людей ; тем, что люди следуют ценностям, моральным нормам, обычаям, привычкам, свя­занным с принадлежностью к общности - этнической, религиозной, профессиональной и т. п.

Выяснив особенности объекта, можно определить, что составляет предмет социологии.Предмет науки – те стороны объекта, которые наука изучает (закономерности, особенности объекта). Если объект социологии находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом дело обстоит иначе. Он находится всецело в голове того человека, который его изучает. Нельзя забывать, что выделение предмета науки может занимать длительный период времени. Общество в качестве объекта предстало перед выдающимися философами античности еще 2,5 тысячи лет тому назад. И лишь О. Конт четко сформулировал, что социология должна быть наукой об обществе и социальных отношениях, которые связывают людей друг с другом и обществом в целом. Таким образом,предметом социологии являетсяисследование взаимодействия лично­стей и социальных общностей в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их измене­ния и развития в обществе.

Исходя из сказанного, можно дать следующее определение социологии:

Социология - наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и общества в целом, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями и внутри их.

Определив, таким образом, социологию, нам становится понятным, что же она изучает.

Во-первых, личность. Каждый человек имеет черты и свойства, отличающие его от других людей. Но гораздо больше общего, того, что делает их похожими. Эти качества и черты изучает социология. (Индивидуальное является предметом изучения психологии).

Во-вторых, это социальные общности и группы (то, из чего состоит общество). Каждый человек одновременно входит в несколько групп - социальных, территориальных, этнических, производственных, политических.

В-третьих, социальные институты. Они регулируют определенные сферы жизни общества, обеспечивают его прочность, воспроизводство человеческих отношений.В качестве основных социальных институтов выступают государство, образование, религия и культура, производство, семья.

В-четвертых , социология изучает системы социальных отношений и взаимодействий , которыми связаны друг с другом отдельные индивиды, их общности (отношения кооперации – разделения труда, интеграции - сотрудничества, дивергенции - конфликта).

В-пятых, социология изучает социальные изменения (развитие общества).

И, наконец , предметом социологии выступает все общество в целом, общество как система.

Функции социологического знания

Идея родилась во Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции -это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества.

Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.

Проект социологии был результатом соединения 4х фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий:

    идея общества

    идея естественного закона

    идея прогресса

    идея метода (познавательный инструмент)

Термин функция в социологии подразумевает:

    назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности

    зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом.

Функции социологии:

Теоретико-познавательная . Подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.

Практически-преобразовательная (в т.ч. организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды.

Мировоззренческая. Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

Общая характеристика предметной области социологии.

Объект науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество).

Специфика социологии в том, что она изучает общество как целостность.

Предмет науки (предметная область) - те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.

Поиски предмета социологии на протяжении всей истории ее развития могут быть связаны с вопросом "Как возможно общество?". Многообразие ответов на этот вопрос представлено в многообразии социологических концепций.

Макс Вебер (начало XX века), немецкий социолог, сказал, что главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Он стал основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий людей.

Социология - область научного знания, связанная с изучением соц. взаимодействия и его результатов (соц. отношений и институтов, соц. общностей и личностей, а также самого общества, как целостности).

Специфика социологического объяснения.

Она связана с определенным подходом к объяснению человеческих (социальных) действий и их результатов. Объяснение социологического типа можно свести к объяснению поведения людей, различиями в культурной принадлежности и различным положением в социальной структуре.

Культурная принадлежность связана с усвоенными целями, нормами поведения, языком, идентификацией.

Идентификация - отождествление человеком себя с какой-то общностью.

Местоположение действующих в соц. структуре связано с формальными и неформальными стандартами ресурсов, доступных человеку (например, директор и секретарша). Т.о., с точки зрения социологии, люди действуют таким образом потому, что принадлежат к определенной культуре и потому, что обладаю определенными ресурсами для этого. Социологические объяснения связывают действия индивидов с развитием общества в целом.

Система социологического знания.

Система - упорядоченная определенным образом совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность.

Основные признаки соц. систем:

    качественная определенность

    выделенность относительно среды существования

    гетерогенность (неоднородность состава), т.е. наличие некоторого множества составных частей в целом.

    наличие интегральных свойств, в которых проявляется зависимость частей и целого.

Система социологического знания в качестве элементов включает:

    социальные факты , т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности. Установлению соц. фактов служат такие элементы социологического знания как:

    общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма...

    отраслевые социологические теории , например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.

    методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных.

0

1. Социология в системе наук. Объект и предмет социологии.

4. Уровневая специфика социологического знания и структура социологии.

5. Функции социологии, ее роль в жизни общества и значение для профессиональной деятельности инженера.

1. Чтобы осознанно ориентироваться в современной общественной жизни, необходимо научно осмыслить ее сложные явления и процессы, суметь разобраться в существующих социологических концепциях и теориях. Этому и служит включение социологии как учебной дисциплины в образовательный процесс подготовки специалиста высокой квалификации.

Возникновение и оформление социологии связано со спецификой исторического периода - эпохи Просвещения и Великой французской революции как поворотных моментов в развитии человеческой цивилизации. Это было время, когда: а) четко обозначился неоднозначный характер взаимоотношений между разными социальными организациями и институтами: религией, церковью и наукой; наукой и государством; наукой и искусством; искусством и религией и т. д., и возникла необходимость разобраться в структуре этих отношений; б) человек (индивид) выдвинулся на принципиально новую социальную позицию во взаимоотношениях с различными социальными институтами (государством, семьей, церковью, образовательными учреждениями); в) обозначился новый этап в познании человеком личной самоценности.

Все перечисленное потребовало осмысления места и роли отдельной личности в общественной (государственной) жизни и выдвинуло вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни - не с абстрактных социально-философских позиций, а на основе конкретных наблюдений и частнонаучных разработок по аналогии с естественными науками. Первоначально новая наука об обществе стала именоваться социальной физикой. В 1839 г. Огюст Конт (1798-1857) заменил термин «социальная физика» на термин «социология». Современник и последователь Конта Герберт Спенсер (1820-1903) в изучении общества в значительной степени опирался на биологию и физиологию, биологизируя социальные процессы.

После выхода в свет работ О. Конта в XIX в. постепенно стало утверждаться понимание того, что наука об обществе не должна сводиться к математико-статистической фиксации или констатирующей описательности общественной жизни, что она должна стать теоретической наукой, изучающей специфические законы социальных явлений и объясняющей общественные процессы. Выйдя за пределы естествознания, социология становится наукой, дополняющей естественные науки, обретает статус самостоятельной. Самостоятельной же любая наука становится тогда, когда четко выделяет собственный объект и предмет изучения. Под объектом науки понимают ту часть универсального бесконечного мира, которую люди мысленно извлекают из этого мира и рассматривают как самостоятельно существующую, а под предметом - сторону, грань, аспект, ракурс (не часть!) изучаемого объекта, которые исследуются этой, только этой и никакой другой наукой. Оформление социологии в самостоятельную науку началось с дискуссий и обсуждений предмета ее изучения. Подчеркнем, что социология - это не единственная социальная наука, она одна из блока социальных наук, к которому относят и политологию, и юридические, и экономические науки. Все социальные науки имеют общий объект познания - социум, но каждая отличается специфическим предметом изучения. Социум как объект социальных наук, в том числе и социологии, существует вне и независимо от познающего субъекта, а предмет любой социальной науки не существует вне познающего субъекта, вне его субъективности (целей, идеалов, накопленного информационного тезауруса, опыта, интересов, мировоззрения). Специфическим аспектом (стороной социума) является предмет изучения именно социологии составноструктурная расчлененность людей в сообществе на группы, общности и характер их связей и взаимодействий, а также место и характер связей отдельного человека с ними (общностями). В научной социологической мысли до сих пор нет единства в определении предмета данной науки. Одни исследователи в определении предмета социологии ориентируются на социологический анализ поведения индивидов, другие - на институциализацию социальных связей, третьи - на организационный характер взаимоотношений и деятельности людей.

2. В логико-историческом становлении социологии оформились два относительно самостоятельных подхода: макросоциологический и микросоциологический.

Макросоциологический возник в лоне социальной философии и сложился в европейской исследовательской практике. С позиции этого подхода изучаются крупномасштабные социальные явления -общество, социальные институты и организации, социальные структуры и системы, выявляются закономерности их существования, функционирования и развития. Главный интерес макросоциологов - изучение взаимоотношений частей общества, их изменений, зависимости друг от друга, исследование функционирования и динамики социальной системы в целом. В этом плане макросоциология рассматривает не просто те или иные социальные явления, их отдельные стороны, а наиболее общие родовые свойства, которые не изучаются ни одной другой социальной наукой - политологией, экономикой, антропологией и т. п.

Что касается микросоциологического подхода, то он, акцентируется, фиксирует свое внимание на поведенческих актах и мотивах поведения людей в малых группах и ориентирован на них. Оформление этого подхода в социологии не случайно связано с возникновением социальной психологии в США. Следует специально подчеркнуть, что макросоциология и микросоциология имеют общий объект изучения, но различаются подходом: первая идет в изучении объекта от целого (общества) к частному (индивиду), а вторая - от частного к целому. С появлением микросоциологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее целей, потребностей, интересов, ценностных ориентаций и т. д.

3. Как систематизированное концептуально-теоретическое знание социология, как и любая другая наука, формирует свой понятийно-категориальный аппарат. Некоторые понятия она берет из других наук, и не только социальных. Так, из физиологии пришло в социологию понятие «организм»; из социальной философии -«личность», «процесс» и др. Вместе с тем социология вырабатывает и собственные понятия: «социальная роль», «социальный статус», «социальная организация», «социальный институт», «социальное действие», «социальный контроль».

Таким образом, социология упорядочивает и организует отдельные факты в регулярные повторяющиеся события. Базовой категорией, обусловленной ее предметом изучения, является «социальная общность». Ее ключевой характер обусловлен тем, что социальные общности охватывают все возможные (п + 1) состояния и формы бытия человеческих индивидов, формы самоорганизации социального субъекта. Без социума и единения с другими людьми человек не мог бы ни стать человеком, ни быть человеком, не развиваться как человек. Общность - это форма бытия человека.

Осмысление места социологии в системе современного научного знания связано не только с выявлением предмета изучения и ответом на вопрос «Что эта наука изучает? », но и «Как, какими способами, методами она эта делает? ». Под научным методом познания понимают совокупность приемов, способов, форм познания, осознанно применяемых для достижения научных истин. Как и всякая наука, социология использует методы других социальных наук и вырабатывает свои методы научного поиска. Методы эти определяются именно предметом науки. Одним из первых методов социологии, который использовал родоначальник этой науки О. Конт, был метод составного анализа общества. Другой основатель социологии, Г. Спенсер (1820-1903) дополнил этот метод так называемым организмическим методом, когда общество по аналогии с живым организмом рассматривалось как целостный, не сводимый к деятельности отдельных частей (элементов), организм.

В начале XX в. весьма распространенным становится заложенный английским социологом Б. Малиновским (1884-1942) функциональный метод рассмотрения социальных явлений, нацеленный на изучение определенной устойчивости и равновесия элементов в социальной системе. В 1930-1940-е годы функциональный метод был дополнен изучением структурных связей между элементами социальных систем. Соединив структурное рассмотрение социальных явлений с функциональным, американский социолог Т. Парсонс (1902-1979) оформил и разработал метод структурно-функционального анализа, который позволил не только характеризовать определенную устойчивость элементов, но и выявлять причины, факторы, условия, принципы сохранения социального равновесия целостной социальной системы. Однако методология структурного функционализма, даже модернизированная в 70-е годы XX столетия, сегодня подвергается критике, так как не позволяет рассматривать общество в его динамике (изменении), тем более в исторической преемственности, тенденциях. Критически оценивается преувеличение в социологии сравнительного метода, известного со времен Э. Дюркгейма (1858-1917) и М. Вебера (1864-1920), а также метода индивидуально-деятельностного и коллективно-деятельностного анализа поведения, поскольку такое преувеличение не позволяет понять масштаб социальной детерминации поведения. Осмысление появления в предметнопроблемном поле социологии нового объекта - институционально организационного характера общественных связей и взаимодействий - приводит в 1980-1990-е годы к оформлению и распространению в социологии системно-институционального метода. Таким образом, в социологическом исследовательско-познавательном поиске для разных познавательных целей применяется не один, а много методов.

4. Социологическое знание о социальных системах, процессах, общностях, законах функционирования и развития имеет разную степень обобщенности, целостности и конкретности. Этим определяется многоуровневость социологического знания. В настоящее время наибольшее распространение получила трехуровневая концепция социологического знания: высший уровень обобщенности как общесоциологическое теоретико-концептуальное макросоциологическое знание; средний уровень обобщенности как частно-конкретные социологические теории и концепции; низший уровень как частно-конкретное эмпирическое аналитическое микросоциологическое знание о социальных фактах и факторах, служащих фактологической базой для формирования концепций второго уровня и для поиска путей и способов практического использования познанных закономерностей. В соответствии с этими уровнями социологического знания на сегодняшний день сложилось представление о трехуровневой структуре социологии, в которой выделяют общую теоретическую социологию, отраслевые социологические направления и эмпирическую прикладную социологию.

Общесоциологическая теория раскрывает общие закономерности функционирования и развития социума как целого, отражает основные закономерности становления и функционирования, тенденции развития любых социальных общностей, общие фундаментальные принципы поведения, характерные для любых социальных систем. Специальные социологические теории (отраслевая социология) исследуют общности меньшей степени: отдельные институты общества - труд, образование, семью, быт, религию, искусство, науку и их структуру. Это институциональный уровень, в рамках которого формируются социология труда, социология семьи, социология молодежи и т. д. Именно эти теории, по мнению американского социолога Р. Мертона (род. 1910), реализуются в практике социального планирования и разработки целевых программ республиканского, регионального и отраслевого уровней. Эмпирическая прикладная социология изучает социальные явления через призму действия (поведения) и взаимодействия индивидов. Это уровень, на котором исследуются индивидуальные факторы: мотивы, потребности, ценности, целевые установки, обусловливающие индивидуальное поведение и его проявление в групповых общностях. На этом уровне социология имеет статус научно-практической деятельности и является частью социальноинженерного проектирования. Указанные структурные компоненты современной социологии образуют органическое единство, обусловливают одно другим. Еще одной особенностью социологии является то, что она отражает социальные отношения и действия, сочетая в себе рациональное, логико-мыслительное, научнопонятийное и ценностно-аксиологическое освоение социальных процессов. Социологическое познание включает в себя не только логические, но и эмоционально-оценочные формы, фиксирует отношение человека к изучаемым социальным явлениям и потому имеет идеологический характер.

5. В настоящее время потребность в социологическом знании возрастает, а границы социологического образования расширяются. И это не дань моде, а ответ на вызов времени. В XX в. произошли кардинальные перемены в характере и содержании взаимоотношений между природой, обществом и человеком, породившие проблемы глобального порядка и вызвавшие тревогу по поводу катастрофических последствий, ожидающих человечество в будущем. В условиях современных угроз на переднем плане оказывается социальное и духовное бытие, представляющее собой сознательную целеустремленную деятельность людей, преследующих свои интересы. Сегодня и в повседневной жизни необходимо считаться с мощью современных производительных сил и характером социальных отношений в обществе. Социология тесно связана с жизнью, и многообразие этих связей определяется предназначением и функциями, которые социология выполняет. Роль социологии в жизни общества (и каждого отдельного человека) фокусируется вокруг трех важнейших вопросов: что я с помощью этой науки могу узнать; чем я, живя в сообществе, должен руководствоваться; что я могу делать, а что не могу и не должен. Эти вопросы и составляют основу важнейших фундаментальных функций социологии: теоретико-познавательной (гносеологической); мировоззренческой (идеологической); преобразовательной (практической). В литературе называют и некоторые другие функции: управленческую, методологическую, коммуникативную и т. п. Они в определенной мере являются производными от фундаментальных и могут быть раскрыты через их понимание.

В целом социология служит орудием преобразования общества на научных основах, проявляет себя как орудие научно обоснованной политики, социального порядка и прогресса. Все настоятельнее звучит требование жизни: научное социологическое знание должно становиться достоянием все большего числа людей и все в большей степени проникать в обыденное, житейско-повседневное сознание. Что касается любой специализированной профессиональной деятельности, то сегодня она не мыслится без глубокой социализации. Значение социологии для инженернотехнической профессиональной деятельности определяется тем, что она:

Позволяет осмыслить место инженерно-профессиональной деятельности в общественном процессе;

Помогает контролировать наше представление о личностном вкладе в общественную жизнь и придает социальную форму самоидентичности, чувствам и мыслям;

Наполняет социальным (социокультурным) смыслом сам процесс инженерной деятельности и его результаты, дает «человекомерную» оценку тому, что созидает инженер и насколько социально значимым образом он это делает;

Позволяет включить профессиональную деятельность в целостный цивилизационный мир, взглянуть на проблемы инженерного творчества с общецивилизационных позиций и тем самым формирует у специалиста историческую ответственность за судьбы человечества.

Социология помогает любому человеку ориентироваться в том мире (среде), в котором он живет, выявлять противоречия нашей жизни, находить способы, если не решения, то хотя бы осознания их сущности, творчески выстраивать направленность линии жизни, предостерегает от ошибочных поступков и действий. Социология социализирует инженерный профессионализм тем, что заставляет задуматься о решении вопроса соотношения естественной и искусственно создаваемой среды обитания, позволяет выявить в их взаимоотношениях нарастающую противоречивость, напряженность бытия и обозначает возможности для осмысления путей их преодоления. Таким образом, социология является неотъемлемой частью, инструментом обогащения и совершенствования профессиональной компетентности.

Используемая литература: Социология. Курс лекций: учеб. пособие / И.А. Акимова,
Н.Г. Багдасарьян, Е.А. Гаврилина, В.Г. Горохов, А.В. Литвинцева,
И.Е. Моторина, Г.В. Панина, Ю.П. Полуэктов, А.В. Чернышева;
под ред И.А. Акимовой - М.: Изд-во МГТУ нм. Н.Э. Баумана.
2010. - 95. |2|.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.