Предмет и объекты исследования социальной психологии. по характеру поведения людей

  1. Предмет , задачи и структура юридической психологии

    Учебное пособие >> Психология

    И место юридической психологии . Предмет , задачи и структура юридической психологии . Междисциплинарные связи. Методология и методы юридической психологии . История юридической психологии . Правовая психология ...

  2. Предмет , задачи и структура судебной психологии

    Реферат >> Психология

    ... психология» «Предмет , задачи и структура судебной психологии» Содержание Введение Предмет , задачи и методы судебной психологии История развития судебной психологии ... понятием ... криминологией, социальный психологией и психологией личности. ... имевшего место в...

  3. Предмет и задачи социальной психологии (1)

    Курсовая работа >> Психология

    Общей задачи материалистической переориентации психологии . Однако само понятие «социальная психология» в... предмете , задачах и методах, а также о месте социальной психологии в системе наук. Все это становилось очевидным и возможным. В социальной психологии ...

  4. Предмет и задачи социальной психологии (2)

    Курсовая работа >> Психология

    ... предмета и задач социальной психологии . Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место ...

  5. Понятие социальной общности (1)

    Реферат >> Социология

    ... . Понятие виды и структура социальных организаций Социальные классы и классовые отношения. Социальная стратификация и социальная мобильность. 5.1. Понятие социальной стратификации 5.2. Системы социальной стратификации 5.3. Понятие социальной ...

«Социальная психология оспаривает у философии право учить людей, что они, на самом деле, не понимают, как устроен мир, в котором они живут» (Л.Росс, Р.Нисбетт ).

«То, как человек прокладывает свой путь в лабиринте обязанностей, которыми он окружен, и строит свою жизнь, составляет предмет социальной психологии » (Т. Шибутани ).

Методы социально-психологического исследования.

Существует два методических подхода преподавания любой учебной дисциплины, связанные с разной подачей материала. Первый подход предполагает изучение предмета «от частного к общему » . Применительно к социальной психологии это изучение различных социально‑психологических явлений, которые при последовательном целенаправленном рассмотрении позволяют студенту увидеть общую структуру курса.

Некоторые из вопросов повседневной жизни:

Почему люди влюбляются или перестают любить ? Что способствует продолжению или прекращению отношений ? Как найти свою «половину»?

Действительно ли первое впечатление так важно, как думают многие? Если это так, что нужно делать, чтобы убедиться, что вы на самом деле производите на окружающих хорошее впечатление?

Действительно ли некоторым людям суждено стать лидерами просто потому, что они обладают особыми чертами характера? Что делает некоторых лидеров харизматическими: что дает им удивительную способность осуществлять контроль над своими последователями?

Является ли агрессия врожденной частью человеческой природы и можно ли ее уменьшить? Почему в одних обществах намного больше жестокости, чем в других?

Как лучше всего влиять на других людей?

Второй подход «от общего к частному » – заключается в рассмотрении общей идеи курса, понимании целостности его структуры. Мы придерживаемся такого мнения, что целесообразно изучать социальную психологию «от общего к частному». В этом случае знания не являются хаотичными и отрывочными.

«В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими разнородными и вместе с тем важными для нас явлениями, как общение ; ролевые, межличностные и межгрупповые отношения ; конфликты ; слухи ; мода ; паника ; подчинение . В основе перечисленных и подобных им явлений лежат, прежде всего, психическая деятельность и поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов. Иными словами, речь идет о явлениях, порождаемых взаимодействием как отдельных личностей, так и их объединений – социальных групп: это и семья, и школьный класс, и компания друзей, и спортивная команда, и политическая партия, и целый народ, составляющий население той или иной страны.

Любой из упомянутых социальных субъектов – конкретная личность или конкретная социальная группа взаимодействует с другим социальным субъектом (субъектами) в соответствии с определенными закономерностями , имеющими психологическую и одновременно социальную природу. Однако это психологическое настолько тесно переплетено с социальным , что попытка их разделить в конкретном взаимодействии людей заранее обречена на провал.

Например, на протекание конфликта между двумя студентами, безусловно, будут влиять особенности их характеров, темпераментов, мотивов, целей, эмоций, социальных статусов, ролей и установок. Но тем не менее определяющими здесь окажутся факторы совсем иного порядка, а именно: реальное поведение этих лиц, их взаимное восприятие, взаимоотношения, а также социальная ситуация, в которой все это происходит. Даже без глубокого анализа видно, что каждый из данных факторов представляет собой как бы сплав социального и психологического . Поэтому обозначение «социально‑психологические» наилучшим образом подходит к этим факторам и соответствующим им явлениям. В свою очередь, наука, изучающая подобные явления и их закономерности, с полным правом может называться социальной психологией ».

Определение социальной психологии. Современный американский психолог Д. Майерс определяет психологию (греч. «psyche » - душа и «logos » - учение) как науку, цель которой – описание и объяснение того, как мы мыслим, чувствуем и действуем, как науку о поведении (наблюдаемом действии) и психических процессах (внутреннем субъективном опыте). Психика человека – предмет изучения психологии, – относится к явлениям «невидимым» и переживается нами непосредственно лишь через свои простейшие проявления: мысли , чувства , действия или желания.

Социальная психология является одной из отраслей психологической науки. По мнению другого американского ученого, Э. Аронсона, это наука, изучающая, как люди думают , чувствуют и ведут себя , находясь под влиянием реального или воображаемого присутствия других людей.

Однако на сегодняшний день мы можем говорить о существовании трёх традиций , подходов или парадигм (греч. «модель, образец») в определении социальной психологии: американской , европейской и российской . Центральная категория в американской традиции – «влияние ».

Один из значимых представителей европейской социальной психологии – С. Московичи, – определяет её как науку о явлениях идеологии (когнитивные явления и социальные представления) и коммуникативных феноменах . Все это – на разных уровнях человеческих отношений: отношений между индивидами, между индивидами и группами и между группами. Здесь центральная категория – это «социальные представления ».

Отечественные исследователи, в частности Г.М. Андреева, А.Л. Журавлёв, говорят о социальной психологии или как об изучении закономерностей поведения и деятельности людей , обусловленных включением их в социальные группы , а также психологических характеристик самих этих групп , или как об изучении психологических явлений (процессов, состояний и свойств), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия . Основные категории – «общение », «взаимодействие ». Учитывая всю сложность и разнообразие подходов, мы можем сформулировать следующее рабочее определение:

Социальная психология – это область науки, которая, с одной стороны, изучает причины и закономерности человеческого поведения и мышления в социальных ситуациях , а с другой – психологические характеристики социальных групп .

Социальная ситуация – внешние события и обстоятельства, связанные со взаимодействием с другими людьми.

Развитие и значение социально-психологического знания. Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX века, хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 года в связи с появлением работ У. Мак-Дугалла и Э. Росса. Эти авторы впервые вынесли термин «социальная психология» в название своих работ. Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены очень давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX веке, когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. К этому времени наука вполне «созрела» для того, чтобы выявить некоторые социально-психологические закономерности. Но оказалось, что поставленные проблемы весьма трудно изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция. И прежде всего интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология - общество.

Психология и социология, по образному выражению Г.М. Андреевой, стали «материнскими» дисциплинами по отношению к социальной психологии. Социальную психологию интересует человек в обществе. Понимание социальной психологии, рассмотрение ее основной проблематики всегда было тесно связано с междисциплинарным статусом этой науки. Известный историк и философ Б.Ф. Поршнев высказал в свое время предположение, что социальная психология в своем дальнейшем развитии окажется еще более фундаментальной наукой, еще более «общей», чем сама общая психология. До поры до времени в пределах науки психологии останется некоторого рода соревнование: какой из этих составных частей будет принадлежать ведущая роль. Тенденции развития современной социальной психологии, использование её методов в широкой психологической практике (в частности социально-психологического тренинга) действительно свидетельствуют о том, что социальной психологии принадлежит большое будущее.

Предмет социальной психологии. Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными , т. е отличающи­мися друг от друга, что характерно для большинства погранич­ных , смежных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индиви­да , которые проявляются в результате его включения в от­ношения с другими людьми, в различные социальные груп­пы (семью, учебные и трудовые группы и т д) и в целом в систему социальных отношений (экономических, полити­ческих, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как об­щительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенностъ и др.

2. Феномен взаимодействия между людьми , в частности, фе­номен общения, например супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотера­певтического и многих других его видов Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между лично­стью и группой, а также межгрупповым.

3. Психологические процессы, состояния и свойства различ­ных социальных групп как целостных образований, отлича­ющихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду Наибольший интерес социальных психо­логов вызывают исследования социально-психологическо­го климата группы и конфликтных отношении (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтнос­ти (групповых свойств) и др.

4. Массовые психические явления , такие как: поведение тол­пы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.

Основные объекты исследования в социальной психологии. В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть но­сители социально-психологических явлений . К ним относятся: личность в группе (системе отношений), взаимодействие в системе «личность – личность» (родитель – ребенок, руководитель – ис­полнитель, врач – больной, психолог – клиент и т. д.), малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т. п.), взаимодействие в системе «личность – груп­па» (лидер – ведомые, руководитель – трудовой коллектив, ко­мандир – взвод, новичок - школьный класс и т. д.), взаимодей­ствие в системе «группа – группа» (соревнование команд, группо­вые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая соци­альная группа (этнос, партия, общественное движение, соци­альный слой, территориальная, конфессиональная группы и т. п.).

Структура социальной психологии. В соответствии с основными объектами исследования со­временная социальная психология дифференцировалась на такие разделы , как

социальная психология личности ;

социальная психология общения и межличностного взаимо­действия ;

социальная психология групп .

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее включенно­стью в различные группы и общество в целом. Это, например, во­просы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения личности, влияния социальных норм на это поведение.

Социальная психология общения и межличностного взаимо­действия рассматривает различные виды и средства коммуника­ций между людьми (включая и массовые коммуникации), меха­низмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей - от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблема­тикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга.

Социальная психология групп охватывает разнообразные групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

Д. Майерс выделяет несколько иные, но во многом сходные разделы :

социальное мышление , где рассматриваются такие темы как Я в социальном мире, социальные убеждения и суждения, поведение и установки личности;

социальные отношения , посвященный проблемамчеловеческих предрассудков, антипатии к другим, агрессии, влечению и близости, дружбе и любови, альтруизму, конфликту и примирению, другими словами, феноменам, связанным со сферой общения людей друг с другом;

социальное влияние , охватывающий темыкультурного и гендерного влияния, конформизма, влияния группы.

Методы социально-психологического исследования . Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия . Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия». Методы исследования, в свою очередь, различаются на методы сбора информации и методы ее обработки .

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение , изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии и психологии. Дадим их характеристику в таблице.

К методам обработки информации относятся:

Методы математико-статистическо анализа данных;

Методы качественного анализа.

Классификация методов социально-психологического воздействия :

Методы активного социально-психологического обучения – способы формирования коммуникативной культуры человека:

- дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор случаев из практики, анализ ситуаций морального выбора и т.д.) – основные методы освоения и реализации общения, построенного по принципу диалога;

- игровые методы (дидактические и творческие игры: деловые, ролевые и т.д.) – методы активного обучения;

- сенситивный тренинг – тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства.

1. НЕМНОГО ИСТОРИИ

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце 19 в., хотя само понятие стало широко употребляться только в начале 20 века.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества.

Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей.

Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

Основные этапы развития социальной психологии как науки.

Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины 19 в. по начало 20-го). Определяются предмет изучения и основные проблемы.

Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии.

На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.

Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. xx в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.

Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода – К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д.

Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план.

Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей.

Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации.

Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ

Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода .

1) получил преимущественное распространение среди социологов: понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр.

2) Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность . Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.

3) Третий подход. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе . В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода.

Итого: Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

В качестве основного объекта исследований в социальной психологии выступает личность в системе социальных связей, отношений.

Предмет социальной психологии: закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. (Г.Андреева)

Как известный компромисс сложилось такое положение, что практически сейчас существуют две социальные психологии : одна, связанная преимущественно с более «социологической», другая – преимущественно с «психологической» проблематикой. Так, например, в США социальная психология официально существует «дважды»: ее секция есть внутри Американской социологической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации; в предисловиях к учебникам обычно указывается, является ли автор социологом или психологом по образованию. В 1954 г. в США по предложению известного социального психолога Т.Ньюкома в одном из университетов был поставлен любопытный эксперимент: курс социальной психологии читался половине студентов одного курса в первом семестре лектором-социологом, второй половине во втором семестре – лектором-психологом. После окончания курсов студентам было предложено провести дискуссию по проблемам социальной психологии, но она не получилась, так как студенты были в полной уверенности, что прослушали совершенно различные курсы по совершенно различным дисциплинам (см.: Беккер Г., Босков А., 1961). Изданный в США в 1985 г. учебник К.Стефан и В.Стефан так и называется «Две социальные психологии». Конечно, такая двойственность вызывает ряд неудобств. Она может быть допустима лишь на каком-то этапе развития науки, польза от дискуссий о ее предмете должна заключаться, между прочим, и в том, чтобы способствовать однозначному решению вопроса.

В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ. Это: функционализм, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивизм и интеракционизм.

Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера.

Г. Спенсер полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп.

Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации – приспособления к сложным условиям жизни. Главная социально-психологическая проблема функционализма – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.).

Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок.

Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда. Исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении.

Он полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений.

Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста.

В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.).

Проблема когнитивизма – принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения.

Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире.

Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения.

Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т. д.

Все это стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Социальная психология по существу является наукой, стоящей весьма близко к социальным и политическим проблемам, а потому возможно использование ее результатов различными общественными силами .

Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач : выработка практических рекомендаций , полученных в ходе прикладных исследований, необходимых практике; «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Французский социальный психолог С. Московией справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы (Московией, 1984).

Теоретические задачи социальной психологии:

Дань Андреевой:

-- корректное отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований. (видимо, имеется в виду критика советского нигилизма, отрицающего любые достижения западной науки)

-- задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии.(высокий профессионализм, проф.этика, гражданская и соц.позиция ученого)

1. Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;

2. Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

3. Исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4. Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5. Анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;

6 .Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

7. Обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

Прикладные задачи:

1) осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров;

2) исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме;

3) выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества;

4) разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических);

5) выработка теоретических основ социально психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения.

Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, принимать участие в решении проблем конкретного общества .

5. ФУНКЦИИ

Функции социальной психологии:

1) интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе;

2) социальная адаптация – приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе;

3) социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме;

4) социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;

5) психологическая разгрузка – освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;

6) социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций.


Похожая информация.


С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики - поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях - хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и др.

Почему различные люди по-разному воспринимают и оценивают одни и те же явления? Как формируются убеждения человека и можно ли их изменить? Какие силы и каким образом влияют на поведение людей? На какой основе мы доверяем или, наоборот, не доверяем тому или иному человеку? Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? Каким образом можно согласовать действия нескольких человек и даже больших масс людей? Отчего многие из нас стремятся помогать другим? Что может вызывать агрессивное поведение людей? По каким причинам люди ссорятся? Почему так разнообразны проявления дружбы и любви? Возможно ли обучение успешному общению? Как особенности взаимоотношений людей могут отражаться на их здоровье?

На все подобные вопросы, вытекающие из многообразных форм контактов между людьми, пытается ответить такая отрасль научного знания, как социальная психология. Это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний.

Предметом исследования в социально-психологической науке являются различного рода контакты между людьми. Эти контакты могут быть непосредственными, как говорится, «лицом к лицу». Они бывают и опосредствованными: например, путем использования средств массовых коммуникаций - прессы, радио, телевидения, кино, Интернета. Таким образом осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп, и общества в целом. Контакты между людьми могут быть случайными и сравнительно непродолжительными, как разговор двух попутчиков в одном купе железнодорожного вагона. И, наоборот, межличностные контакты могут приобретать систематический и продолжительный характер - в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом социальной психологии выступают не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые включают в себя значительное количество распределенных на большой территории лиц. Это нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий, фирм. Эти общности могут характеризоваться различной степенью организованности. Сравним, например, огромную толпу на площади, собравшуюся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение. Самые разнообразные большие группы также выступают в качестве объектов социальной психологии. Те или иные отношения возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, как малыми, так и большими. Межгрупповые отношения могут носить различный характер - от взаимопонимания и сотрудничества вплоть до острой конфронтации.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:

Социальная психология личности;

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия;

Социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее включенностью в различные группы и общество в целом. Это вопросы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения, влияния на него социальных норм.

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей - от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблематикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга. Социальная психология групп охватывает групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

Само по себе название науки - социальная психология - уже говорит о ее тесной связи и с социологией, и с психологией. Это положение обусловливает различное понимание проблематики социальной психологии и ее места в системе наук как отечественными, так и зарубежными исследователями. Одни из них считают, что социальная психология целиком входит в систему психологических наук. Другие, наоборот, включают ее в состав социологии. Третьи полагают, что социальная психология - это наука пограничная, рассматривающая проблематику, которая должна изучаться и психологами, и социологами, но с различных методологических и теоретических позиций. Дискуссии о предмете социальной психологии, ее месте в системе наук продолжаются. Все это говорит о сравнительной молодости социальной психологии как науки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные этапы истории развития социальной психологии. Суть взглядов на предмет социальной психологии в психологических теориях. Особенности развития отечественной социальной психологии. Предмет, структура и задачи современной социальной психологии.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии. Проблемы группы в социальной психологии. Общественные отношения и межличностные отношения, их сущность.

    учебное пособие , добавлен 10.02.2009

    История развития социальной психологии в СССР. Проблематика социальной психологии. Развитие социально-психологической мысли в конце XIX - начале XX вв. Становление и развитие социальной психологии. Предмет генетической (возрастной) социальной психологии.

    реферат , добавлен 07.06.2012

    Место социальной психологии в системе гуманитарного знания. Современные представления о предмете и задачах социальной психологии. Эксперимент как один из основных методов социальной психологии. Особенности применения метода наблюдения, его специфика.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Предмет изучения социальной психологии, основные причины ее двойственности в системе научных знаний и история развития идей. Задачи социальной психологии и решаемые ею проблемы общества. Анализ социально-психологических явлений в системе марксизма.

    курсовая работа , добавлен 06.07.2009

    Причины двойственного положения социальной психологии в системе научных знаний. Изучение психологических явлений, характеризующих индивида и общество как субъектов социального взаимодействия. Классификация методов социально-психологического исследования.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2011

    Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии. Методология и методы социально-психологического исследования. Проблема группы в социальной психологии.

    книга , добавлен 10.02.2009

    Определение психологии как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология как наука. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Методы исследования в психологии.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2008