Предмет и объект социологии. Социология

По мнению многих ученых, в современном мировом развитии на первый план начинают выходить законы системно-циклической динамики, есть общие законы становления многомерного мира, которые одновременно определяют ритм и его постепенность. В них проявляется определенная конфигурация новых отношений, складывающихся между различными элементами общественного целого.

Социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности людей, социальных групп. Именно она совместно с экономической системой определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации, и фигурирует как целостная социально-экономическая система. Социальные системы условно разделяют на три вида: социально-политические (политические партии, общественные движения, правительственные группировки, др.); социально-культурные (научные, творческие, др.); социально-экономические (общественное производство, отрасли экономики, организации, предприятия, др.).

Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой системе относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ, оказание услуг. К управляющей системе относятся все элементы, обеспечивающие процесс управления, направленного воздействия на коллективы людей в управляемой системе. Связь между управляющей и управляемой системой осуществляется с помощью информации, которая служит основой для обоснования управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей в управляемую систему для исполнения и наоборот - коррекции решений. Каждая из них представляет собой совокупность элементов с присущими им свойствами, которые определяют их место во внутренней организации системы. В самой социальной системе (в управляемой и управляющей частях) существуют однородные группы элементов, образующих системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную (в узком смысле).

Каждая социальная система самоуправляемая и испытывает внешних и внутренних воздействий. Деятельность и развитие систем подчинены глобальной цели, а ее элементы и подсистемы - решению локальных задач.

Управление функционированием таких систем одновременно является и процессом сохранения их целостности, определенности, и процессом перевозки их в новое качественное состояние. При этом необходимо учитывать, что человеческая история как целостный процесс, социальные изменения, саморозвиваються, имеют ярко выраженный нелинейный характер. Анализ общества, социальных процессов требует выработки методологии исследования, обоснование объективных законов, закономерностей возникновения, развития, функционирования и гибели социальных систем различного уровня сложности, что невозможно без выхода за рамки линейности.

В мировоззренческом плане В.Я. Матвиенко идею нелинейности рассматривает в контексте многовариантности, выбора из нескольких альтернатив, идеи темпа эволюции и ее необратимости в условиях социальной энтропии. Преодоление порога социальной энтропии ведет к негативным последствиям: социокультурного противоречия, банкротства, распада, национальной катастрофы; а также к синергетических эффектов, которые поражают необычными идеями и уявленнями1.

Согласно синергетических принципов складноорганізованим системам нельзя навязывать пути развития, а можно способствовать их собственным тенденциям развития. Проблема управляемого развития становится проблемой самоуправляемого развития. Синергетика рассматривает хаос как творческое начало, механизм эволюции, как собственными усилиями из хаоса создается новая организация. В определенные моменты - моменты нестабильности - малые возмущения (флуктуации) могут разрастаться в макроструктуры. В соответствии с социальных процессов: в условиях социальной нестабильности действия каждого человека могут реально влиять на макросоціальні процессы, что подтверждает индивидуальную социальную ответственность за судьбу всей социальной системы (общества).

Синергетика выясняет, что для сложных систем существует альтернативный путь развития с избранием конкретного пути в точках бифуркации.

Синергетика открывает новые принципы построения сложных структур, которые развиваются из простых: целое уже не равно сумме его составляющих. Она дает знания об архитектуре воздействия в процессе управления сложными системами, резонансные (малые) воздействия на сложные системы являются самыми эффективными. Кроме этого, синергетика раскрывает закономерности и условия протекания быстрых лавинообразных процессов, процессов нелинейного роста, что самостимулюються. Это важно понять и инициировать в открытых нелинейных средах (экономическом, политическом, социально-культурной, др.), выяснить требования экстремальных моментов (минимума, максимума - соответственно, распада и максимального развития).

Признание определенной стратегии развития общества делает уместным: определение диапазона значимых параметров существования общества; определение траектории, скорости вероятного движения, его вариантов; оценку влияния изменений этого параметра на экономические, социальные, экологические, демографические, политические характеристики; обоснование конкретной стратегии жизнедеятельности общества для обеспечения его воспроизводства на основе познания своих важнейших параметров и характера их связей между собой.

в то же Время объективные основы социального прогресса не должны заслонять субъективную деятельность общества, социальную качество его жизни. Человек не должен растворяться в системе социальных отношений, взаимодействия элементов и подсистем общественного целого. Противоречие между внешней предопределенностью человеческого поведения; свободой воли, между взаимодействием, организацией людей и самоорганизацией человеческой личности, самодеятельностью индивида должна постоянно преодолеваться.

Человек - существо не только биологическое, но и экономическая, социальная, поэтому социальные процессы тесно переплетаются с биологическими, экономическими, техническими, географическими и другими смежными процессами.

Среда социализации, в первую очередь, характеризуется региональными условиями, а именно: природно-географическими особенностями (ландшафта, климата, полезных ископаемых, др.), социально-географическими особенностями (характер населения, плотность населения, традиционные занятия жителей), особенности расположения относительно других регионов, особенности средств сообщения); климатом и экономикой (степень и характер урбанизированности региона), социально-экономическими особенностями (характеристика производства, перспективы развития, уровень жизни, личности рабочей силы, экономические связи с другими регионами); социально-демографическими особенностями (национальная структура населения, его поло возрастная структура, типы семей, характеристика миграционных процессов, этнический состав и стабильность населения), историческими и культурологическими региональными различиями.

В социальной среде происходят:

Внутренне личные процессы (например, самообразование);

Процессы, что происходят непосредственно между двумя или несколькими индивидами (например, процесс общения, обмена информацией).

Процесс внутри группы (например процессы организации);

Процессы в отношениях между группами (например, процессы национального самоопределения);

Процессы, что происходят в середине отдельного общества (социальной мобильности, др.);

Процессы, происходящие в глобальном обществе (например, процессы демилитаризации).

Нижнюю границу социальной системы образуют внутренне личностные процессы, которые определяют непосредственно психические и психофизические процессы, верхнюю границу - глобальные социальные процессы.

Социальные процессы реализуются в трех формах: во-первых, в объектной - в форме последовательного изменения состояния социального объекта; во-вторых, в субъектной - в форме последовательных действий субъекта; в-третьих, в технологической - в форме соблюдения, осуществления определенной технологии (это высшая форма социального процесса, которая рационализирует процесс деятельности и оптимизирует объективный процесс).

Выделяют пять моделей социального процесса, а именно:

Структурную модель социального процесса (содержание и форма социального процесса, участники, направление и масштаб);

Динамическая модель социального процесса (учитывает фактор времени, стадии, продолжительность, интенсивность, темп, ритм, состояние, оборачиваемость);

Факторная модель социального процесса (фигурируют несколько факторных переменных);

Типологическая модель социального процесса (основана на типологизации социальных процессов, например, за общим направлением (процессы функционирования и процессы развития);

По уровню протекания (локальные, глобальные, др.); по продолжительности (долгосрочные, краткосрочные); по сфере распространения (экономические, политические, социально-культурные, др.);

Технологическая модель социального процесса (оптимизация процесса по результату, последствиям, эффективности).

Рассмотрены модели применяются в комплексе, взаємодоповнюючи одна другую, формируя целостную картину социального процесса.

По нашему мнению, согласно выбранной методологии, учитывая творчески образовательные тенденции социально-ориентированной, а также трансформационной национальных экономик, целесообразно выделить значимость социальных процессов согласно той роли, которую они играют в социально-экономическом развитии объекта и субъекта (то есть стадии зарождения, стабилизации, функционирования, адаптации, эволюции, перехода, ликвидации социальной системы).

Матвиенко В.Я. анализируя социальные системы и процессы, многочисленные концепции социализации, выделяет два основных подхода к определению процесса социализации, к пониманию роли самого человека в этом процессе. Первый подход (Эмиль Дюркгейм, Талконт Парсонс): субъект - объективный (общество - субъект воздействия, а человек-его объект) предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, с формированием каждого члена в соответствии с присущей ему культуры. Второй подход (Чальз Шара, Джордж Герберт Мид): субъект - субъектный (человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и инициативно влияет на жизнь, что ее окружает).

Е. Дюркгейм одним из первых обратил внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформулировать человека в определенных универсальных моральных, интеллектуальных и даже физических идеалов. Естественно, эти идеалы меняются в зависимости от исторических традиций, особенностей развития и социального устройства общества.

На началах социологии В.Я. Матвиенко выделяет четыре группы факторов социализации: мегафактори, макрофакторах, мезафактори и мікрофактори. К мегафакторів относят космос, планету, вселенную, которые в определенной мере через другие группы факторов влияют на социализацию жителей планеты. Уровень макрофакторов - это национальный уровень (емкостей, общество, макровеликий), что влияет на социализацию жителей в определенных странах (влияние опосредствованно двумя следующими группами факторов). Мезофактори отражают условия социализации больших групп людей, дифференцированных по региональному принципу и жильем населения, по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации и по принадлежности к другим субкультурам. Они проявляются через мікрофактори. К микрофакторов относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, друзья, соседи, сотрудники, общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Отдельное место наряду с факторами социализации занимают агенты социализации - люди, в непосредственном взаимодействии с которыми проходит жизнь индивида. По своей роли в процессах социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Общество, государство, социальная группа исторически создают набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов, умовлення и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, заслуги, отличия. С помощью этих мер поведение индивида, групп людей приводится в соответствие с принятыми культурными, общественными нормами и ценностями.

Социализация индивида во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью определенного инструментария, "механизмов" социализации, к которым относят:

- механизм подражания (французский социальный психолог Г. Тард);

Прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между человеческим существом, которая активно развивается, и изменяющимися условиями, в которых она живет (Ю. Бронфенбренер);

- идентификацию и обособление личности (В.С, Мухина);

- закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессы развития личности (А.В. Петровский).

Классификацию универсальных механизмов социализации предлагает Матвиенко В.Я., согласно которой к первой группе универсальных механизмов относятся: психологический и социально-психологический механизмы социализации, которые проявляются через импринтинг, подражание, экзистенциальный нажим, идентификацию, рефлексию. Импринтинг представляет собой фиксирование индивидом на рецепторному и подсознательном уровнях особенностей жизненно важных объектов, влияющих на нее. Подражание - это произвольное, непроизвольное усвоение человеком социального опыта. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, идеалом. Рефлексия - внутренний диалог, в котором индивид оценивает, принимает или отвергает определенные ценности присущие различным инструментам общества, семье, сверстникам, др. На основе рефлексии человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Ко второй группе универсальных механизмов социализации относятся социально формирующие механизмы: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный.

Межличностный механизм - "мы можем сколько угодно твердить свое, а обычно и общепринятые житейские правила тащат нас за собой".1 Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.

Традиционный механизм социализации (стихийной) - это усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, характерных для его семьи и окружения. Это усваивается на неосознанном уровне на основе зафіксовування, некритического восприятия, стереотипов.

Институциональный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими функции социализации одновременно со своими основными функциями (производственными, общественными, др.).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры - это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, определенной профессиональной, культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Те или иные механизмы социализации играют разную роль при конкретных обстоятельствах. Так, например, в крупных городах явно действуют институциональный и стилизованный механизмы, а в малообразованных семьях - традиционный механизм.

Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов, но в различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно.

Социальный процесс имеет место, если социальные явления сохраняют идентичность во времени, существует логичность при смене явлений или выключении однородного состояния вещей. Поэтому социализация как усвоение индивидом общественного опыта представляет собой социальный процесс, поскольку отражает долговременные взаимодействия между человеком и общественной средой; реакция человека на дальнейшие воздействия в определенной степени обусловлена явлениями, которые возникают раньше, и в результате - определенное состояние личности, какие-то стали черты.

В.Я. Матвиенко, процесс социализации предлагает рассматривать как совокупность четырех составляющих (рис. 7.1):

Стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социально-культурными реалиями;

Относительно направленной социализации, когда государство применяет определенные экономические, законодательно-фискальные, организационные меры для решения задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь определенных возрастных групп (определяя обязанности, минимум образования, др.);

Относительно социально контролируемой социализации (воспитания) - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

Сознательного самозмінювання человека, который имеет о социальной, асоциальный или антисоциальный вектор (самобудування, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсов и объективных условий жизни или вопреки им.

Аналитическое исследование элементов процесса социализации рассматривается на рис. 7.1.

Рис. 7.1. Характеристика составляющих процесса социализации

М. Вебер ввел понятие воспитания, подчеркивая, что в его основе лежит социальное действие; определив его как деяние, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на соответствующее поведение партнеров; как деяния, что предполагает субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми индивид входит во взаимодействие. Воспитание - процесс дискретный (прерывный); будучи планомерным, оно происходит в определенных организациях и ограничено местом и временем. Процессы воспитания и социализации являются синкретическими (сплошными).

Социология выделяет три группы задач, которые решает человек на каждом возрастном этапе (этапе социализации): естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задача - это достижение определенного уровня физического и сексуального развития.

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-эстетические, ценностно-смысловые-специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период истории (привлеченных к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенной степени сформированности ценностей; решение задач, связанных с участием в семейной жизни, в производственно-экономической деятельности, др.).

Задачи социально-культурного ряда имеют два аспекта:

во-первых, это задачи, поставленные человеку в вербалізованій форме институтами общества и государства;

во-вторых, это задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения.

Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни, самореализация, самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и меры решения. Самосознание личности рассматривается социологами как достижение ею в конкретный момент определенной меры самопознания, самоуважения, само-восприятие. Самоопределение личности - это определение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и обоснование планов будущей жизни. Самореализация - это удовлетворительная для человека реализация активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений. Самоутверждение - достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.

Человек выступает объектом и субъектом социализации.

Успешная социализация предусматривает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению индивида. Таким образом, эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией индивида с обществом и відособленням индивида в нем.

Человек вполне адаптирована в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему; конформизм может рассматриваться как жертва социализации. В то же время индивид, не адаптирован в обществе, также становится жертвой социализации - диссидентом, человеком - тем, кто уклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

По мнению В.Я. Матвиенко, любое модернизированное общество в той или иной степени продуцирует оба типа жертв социализации. Демократическое общество продуцирует жертвы социализации, главным образом, вопреки своим целевым установкам. Тоталитарное общество целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочный неизбежное следствие, лиц, которые уклоняются от вводимых норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества индивиды - создатели нередко становятся жертвами социализации, ибо принятые для него лишь как "спецы", а не как личности. Острота конфликта обусловлена типом общества, в котором развивается и живет человек, со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для социокультурных слоев, конкретных семей, воспитательных организаций, с индивидуальными особенностями самого человека.

Общество, или социум, как любое другое явление нуждается в наблюдении и исследовании. Для этого в 1832г. Огюстом Контом был введен термин – « ». , прежде всего, которая занимается рассмотрением и изучением , его систем.


Не стоит считать Конта умопомешаным. Его психическое расстройство связано исключительно с объемом информации. В 1829 г. он излечился от недуга и продолжил работу.

Француз Конт на самом деле был весьма далек наук. Он окончил технический ВУЗ, и его интерес к «механизму» работы общества был основан именно на выявлении связей и принципов, как это было бы или механике. Идея проанализировать общественные связи настолько сильно захватила Конта, что он буквально ею жил, цепляясь за каждую логичную и нелогичную цепочку связей в жизни групп людей. Он терроризировал пьяниц и легкодоступных женщин. Пытался выводить закономерности.
В итоге еще молодой Конт заработал помешательство и был помещен в психиатрическую клинику, что, впрочем, не помешало написать ему два труда, которые легли в основу науки социологии: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики».

По мнению Конта, социология функционирование общества: систему взаимоотношений людей, их взаимодействия, взаимообусловленности и влияние тех или иных факторов на человека, группу, массу. Социология также рассматривает закономерности различных социальных действий и отношения между личностями. Главная цель данной науки заключается в анализе составляющей структуры социальных отношений.

Хотя термин и имеет конкретного , давшего ему толкование и впервые введшего его в оборот, существуют другие его определения и подходы к значению понятия, а потому в учебной можно найти самые разные описания «социума», «социологии», «социальности» и пр. родственных понятий.

Азы социологии

Говоря о специфике науки, необходимо отметить, что она состоит из направлений, где общество рассматривается как упорядоченная система. Во вторую очередь науку интересует индивид как часть группы. Индивид не может являться обособленным объектом в системе, он выражает конкретную принадлежность к той или иной социальной группе.


Сознание общества постоянно меняется, поэтому в социологии нет единой теории. Здесь постоянно образуются огромное количество воззрений, подходов, которые не редко открывают новые направления данной науки.

Если сравнивать социологию, например, с философией, то первая основана на действительности. Она показывает жизнь, человеческую сущность именно в момент действительности. Вторая, в свою очередь, рассматривает общество абстрактно.

Прежде всего, социология изучает общественную практику: как формируется система, как она закрепляется и усваивается индивидами. Рассматривая структуру науки, необходимо отметить, что она довольно многосложна. Имеется целая система ее классификаций.

Наиболее часто выделяют:
- теоретическую социологию,
- эмпирическую,
- прикладную.

Теоретическая, в большей степени направлена на научное исследование. Эмпирическая строится на методических приемах, а более приближена к практике. Направления социологии также многообразны. Она может быть гендерной, фискальной. Существует социология культуры, медицины, права, экономики, труда и других.

Содержание статьи

СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность , действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда ), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Возникновение социологии как науки.

Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил французский философ Огюст Конт в 1840-х. Однако, многие положения будущей науки были предвосхищены в трудах Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей. Особое место в обосновании социальных идей принадлежит древнегреческим философам Платону , Аристотелю . Французские просветители 18 в. – Жан-Жак Руссо , Шарль Луи Монтескье , Вольтер , Дени Дидро , представители утопической мысли – Томас Мор , Томмазо Кампанелла , Клод Анри Сен-Симон , Шарль Фурье , Роберт Оуэн развили идеи о возможностях совершенствования общества в реалиях Нового времени. Однако все социальные идеи, высказанные и сформулированные до 19 в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой. Возникновение социологии как науки отражает качественно новый этап в истории общества, когда оно предстало в человеческом измерении – каждый человек становился субъектом исторического процесса. Этот коренной поворот в социальной практике и социальной науке связан с великими буржуазными революциями, в основном, с французской в конце 18 в. Она провозгласила свободу, равенство, братство всех людей, независимо от социального происхождения, социального положения, вероисповедания, национальной принадлежности. Именно с этого периода начинается новое осмысление роли человека, изучения сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.

Основные вехи развития социологии.

С середины 19 в. исчисляется первый этап в ее развитии – этап формирования научных основ социологии. Поиск основополагающих идей шел широким фронтом: если О.Конт говорил о возможностях познания общества при помощи «социальной физики» (он уподоблял общество природе и поэтому считал возможным познание социальной жизни при помощи естественных законов или окрытия им подобным), то социально-биологическая школа и ее основатель Г.Спенсер сравнивали общество с развитием живого организма, ратуя за использование биологических законов при их познании. В этом же веке поиск сущности социологии вела и социально-психологическая школа : Г.Тард, Г.Лебон , Ф.Теннис, Н.К.Михайловский , Н.И.Кареев , Е.В.Де Роберти основное внимание сосредоточили на проблемах личности, которую они рассматривали как единство биологического и социального начала в человеке, а общественную жизнь представляли как особое проявление мировой энергии. Во второй половине 19 в. большой популярностью пользовалось географическое направление в социологии, идеи которого нашли наиболее полное воплощение в трудах Э.Реклю, Ф.Ратцеля, Л.И.Мечникова , отстаивавших представления о решающем влиянии географической среды на развитие общества и личности. В этот же период окрепла и пробрела значительное влияние марксистская концепция в социологии, видными представителями которой были К.Маркс , Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов , В.И.Ленин и до определенного времени П.Б.Струве , А.А.Богданов и М.И.Туган-Барановский . В основе этой концепции – решающее влияние социально-экономических отношений на процесс взаимодействия различных классов и роли революционной борьбы в решении всех социальных конфликтов. Кроме того, в России заявило о себе социально-правовое направление , представленное Н.М.Коркуновым , Л.И.Петражицким , П.И.Новгородцевым , Б.А.Кистяковским и Б.Н.Чичериным , которые придавали большое значение власти, нормативно-этическим взаимоотношениям в обществе. Они анализировали процессы господства и подчинения, обращая особое внимание на роль государства в решении социальных проблем.

Второй этап в развитии социологии, который часто называют классическим, представлен трудами французского ученого Э.Дюркгейма , немецких исследователей М.Вебера , Г.Зиммеля. Они претендовали на иное видение социологии – не на «всезнайство» об обществе, а на изучение важнейших компонентов общественной жизни: социальных фактов (Э.Дюркгейм), политических и экономических явлений (М.Вебер), социальных закономерностей (Г.Зиммель). Именно они положили начало поиску новых подходов, в т.ч. и эмпирических, к определению объекта и предмета социологической науки, которые также развивались В.Парето , Г.Моска, У.Дильтеем , П.А.Сорокиным , З.Знанецким и другими крупнейшими представителями социологической мысли первой половины 20 века.

Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии , который представлен следующими основными школами в социологии.

Структурный функционализм.

Наиболее полно основы этой концепции изложены американским социологом Т.Парсонсом, опирающимся в своих поисках на концепции Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием – структурализм . Во Франции его развивали М.Фуко , К.Леви-Стросс и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций. Вместе с тем, структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Т.Парсонс считал эталоном, и стабильность которого расценивал как большое достижение.

Совершенствовать структурный функционализм был призван неоэволюционизм , который обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами. Р.Мертон, пытаясь преодолеть ограниченность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция». Он привнес в функционализм идею изменения, но ограничил изменение «средним» уровнем – уровнем конкретной социальной системы. Идея социальных изменений вызвала к жизни необходимость поиска и исследования причинно-следственных связей.

Теории социального конфликта.

В основе развития, утверждал американский ученый Ч.Р.Миллс, крайне критически относившийся к традиционной социальной науке, лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть. Другой теоретик-конфликтолог, немецкий социолог Р.Дарендорф считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного уровня, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получил 15 типов и подробно проанализировал возможность их «канализации» и регулирования. Еще один сторонник этой теории, американский социолог Л.Козер, определил социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.

Бихевиоризм.

Творческий импульс этой теории состоит в том, что на первое место выдвигается сознательная человеческая деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления социальных отношений, реализуемого структурно-функциональным подходом. Другой особенностью этого направления была опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и социальных институтов, что позволяло теоретические схемы насыщать «кровью и плотью» окружающей социальной реальности. ().

Теория социального обмена.

Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж.Хоманс и П.Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.

Символический интеракционизм.

В поиске выхода из противоречий бихевиористского подхода представители данной теории стали объяснять поведение людей с точки зрения того значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. Американский социолог Дж.Г.Мид как создатель этой теории сосредоточил свое внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».

Феноменологическая социология.

Свое начало она берет от философской концепции немецкого ученого Э.Гуссерля. На основе данной теории возникла «социология обыденного сознания», обоснованная в трудах австрийского философа и социолога А.Шюца. В центре внимания сторонников феноменологического подхода оказывается не мир в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность, по их мнению, не есть некоторая объективная данность, которая находится изначально вне субъекта и только потом посредством социализации, воспитания и образования становится его составляющей. У феноменологов социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события, согласно их представлениям, лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку же именно мнения образуют социальный мир, постольку понятие «значение» оказывается в центре внимания этой школы

В рамках феноменологической концепции сложились две крупные школы – социология знания и этнометодология (последний термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином этнонаука – зачаточные знания в примитивных обществах). Что касается социологии знания , то она представлена К.Маннгеймом, который обращал основное внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствуют взаимосвязи мышления и общества. Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни в обществе. Эти идеи были развиты американцем П.Бергером и немцем Т.Лукманом, которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды». Американский социолог Г.Гарфинкель, будучи одним из самых ярких и последовательных представителей этнометодологии, сформулировал ее программное положение: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». В соответствии с этим основная задача социологии – выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности.

В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология , основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.

Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона – ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат:понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса , риска и близких к ним категорий – дезорганизации, насилия, хаоса . Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора , которую предложил американский социолог Н.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле , о социальном капитале и социальном пространстве .

Но особенно привлекательными для новейших концепций социологии становятся идеи роли человека как активного социального субъекта , под влиянием которого осуществляются преобразования как в макро-, так и в мезо- и микросреде. В этой связи наиболее распространенными становятся такие определения социологии. «Социология – это наука о социальном поведении» (П.А.Сорокин). «Социология – это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение» (К.Дуб). «Социология – это наука о методах исследования человеческого поведения» (Ст.Мур, Б.Хендри). «Социология – это систематическое изучение общества и социальной активности человеческого бытия. В качестве специфической дисциплины ее рассматривают в виде знания о том, как реальный человек думает и действует в облике социального творца» (Дж.Мейсионис). Таким образом, лицо современной социологии во все большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его сознанию, поведению в реальных социально-исторических условиях. Иначе говоря, практически все социологи в конце 20 – начале 21 вв. в прямой или косвенной форме исходят из проблем человека, индивида как социального существа, считая сознание и поведение основным критерием общественных изменений. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития социологии, что позволяет определить ее содержание как концепцию социологии жизни , которая в своей сущности учитывает состояние и тенденции общественного сознания и поведения в тесной связи с объективными условиями их существования.

Предмет социологии.

Если проанализировать основные результаты поисков сущности и содержания социологии во второй половине 20 века, то можно утверждать, что объектом всех заслуживающих внимания исследований является социальная реальность во всем ее противоречивом развитии. Все крупные работы современных социологов, выдержавшие испытание временем, были связаны с анализом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. Но что значит изучать социальную реальность? С какой стороны к ней подойти? Что взять за исходную базу анализа? Как показывает реальная социологическая практика, в большинстве исследований (и теоретических, и прикладных), независимо от провозглашенных целей, как правило, анализируются социальные процессы и явления с точки зрения состояния реально функционирующего общественного сознания. В связи с этим, предмет социологии составляет совокупность трех компонентов сознания, поведения и среды (условий их проявления). Рассмотрим подробнее каждый из названных компонентов.

Общественное сознание (с позиций социологии) выступает как реальное сознание, состоящее из знаний, мнений, ценностных ориентаций, установок, потребностей и интересов. Каждый из этих структурных элементов вырастает из непосредственно практической деятельности, не отделен от общественного бытия . Более того, они отражают не только случайные, стихийные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития общества (пусть, может быть и в несовершенном виде). Человек развивается как родовое, общественное существо при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни.

В целом же реальное сознание по своему содержанию представляет собой сочетание рационального и эмоционального , переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. И если эмоциональный компонент реального сознания больше связан с непосредственным впечатлением, сиюминутным воздействием, то его рациональный компонент интегрирует и прошлый опыт, и уроки не только личной, но и общественной жизни, позволяющей улавливать социальное звучание происходящих событий. В этом проявляется то, что роднит отдельные элементы практического восприятия действительности с научным, теоретическим сознанием. Преобладание стихийного, эмоционального в реальном сознании и поведении ни в коей мере не снимает значимости рационального, возможности, что оно, в конечном счете, будет определять его направленность и зрелость.

Кроме того, все названные компоненты реального сознания – продукты коллективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социальных групп, слоев и общностей . Возникая как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение сложившихся условий существования, реальное сознание приобретает самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей.

Реальное сознание включает в себя здравый смысл , который не отрицает возможности познания глубинных сущностных процессов – оно даже предполагает его постоянное обогащение и использование в практической жизни человека. Реальное сознание не является результатом какой-то специализированной деятельности (в отличие от конкретных ее форм – политической, эстетической, нравственной и т.д.) и воспроизводится всеми видами деятельности человека. Хотя реальное сознание формируется под влиянием непосредственного опыта, в общественном воплощении оно образует своеобразное явление, творцом которого выступают класс, нация, социальная группа или социальный слой. Реальное сознание не есть собрание или механическое обобщение идей и взглядов – оно образует новую специфическую сущность , в которой проявляются устойчивые тенденции, объективно отражающие как состояние сознания, так и глубину осмысления им общественного бытия.

И, наконец, реальное сознание отражает общественные противоречия, широкую гамму повседневных иллюзий, нередко очень близких по своей сути к обыденному сознанию . «...Взятое... как совокупность обыденных переживаний, то есть всех тех горестей и радостей, надежд и разочарований, из которых складывается повседневная жизнь, это обыденное сознание оказывается сплошным беспокойством, по сравнению с которым научное и философское сознание представляются чем-то вроде атараксии [душевного спокойствия] мыслителей эпохи эллинизма». (Т.И.Ойзерман, 1967)

При рассмотрении реально функционирующего общественного сознания необходимо обратить внимание на то, что оно состоит из (и соответственно исследуется при помощи) таких его компонентов как:

1) знания, убеждения, отношение (когда социолог выясняет, что люди знают, насколько они информированы, насколько «научно» их понимание);

2) ценностные ориентации (какие устремления, желания рассматриваются как важное условие существования, оценки и регулирования поведения);

3) мотивы (на реализацию каких потребностей и интересов направлены усилия людей);

4) установки (ценностные отношения к социальному объекту, выражающиеся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него).

Особо надо обратить внимание на феномен социального настроения , главную характеристику общественного сознания, которое, как показывают результаты социологических исследований, является устойчивой его характеристикой при возможных изменениях отношения людей к конкретным экономическим и социальным реалиям.

Вторым базовым понятием социологии является деятельность, поведение людей, которые выступают ступенью реализации всех или отдельных компонентов реально функционирующего общественного сознания .Сознание и поведение неразрывно связаны между собой, обуславливают друг друга, постоянно взаимодействуют, обогащают друг друга и конфликтуют между собой. Поэтому их нужно анализировать в неразрывном единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности. Компоненты сознания (знания, идеи, мотивы, ценности, установки ) становятся только тогда реальной силой, когда они воплощаются в деятельности, в действиях людей. Не секрет, что общественные намерения, желания, ориентации по тем или иным причинам не всегда реализуются в поступках, в акциях, в реальных делах. Поэтому для социологии важно познать формы и методы «превращения общественного сознания в общественную силу» (К.Маркс). Процесс реализации прогностической функции социологии, живое сознание и поведение – гораздо более богатые по содержанию специфические состояния общественной жизни, в которых переплетаются как научные знания, суждения и умозаключения, так и стихийное, продиктованное практическим опытом, непосредственное восприятие действительности и соответствующее ему действие . Иначе говоря, живое, практическое сознание и поведение – это реально функционирующая общественная жизнь во всем сложном переплетении как закономерных связей и отношений, так и случайных, единичных, а иногда и противоположных социальному прогрессу взглядов, идей и представлений. Именно такой подход позволяет объяснить на языке социологии многие процессы, выявить общее, присущее им не только во всех сферах общественной жизни, но и в условиях различных социально-экономических систем. В этой связи уместно привести характеристику социологии, данную П.А.Сорокиным как «науки, изучающей поведение людей, живущих в среде себе подобных» (1928).

И, наконец, третий компонент предмета социологии – среда или конкретные социально-экономические , социально-политические и социально-культурные условия , олицетворяющие все виды общественной макро-, мезо- и микросреды. Социолог призван учитывать «особые жизненные обстоятельства», определяющие сознание и поведение людей.

Изучение сознания и поведения в конкретной социально-исторической обстановке , переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества. В этой связи уместно напомнить, что общественное сознание и поведение становится предметом изучения только в условиях гражданского общества – общества, рожденного на определенной стадии исторического процесса, как результат эры новой истории, ведущей свой отсчет от периода великих буржуазных революций, от того времени, когда общество отделилось от государства.

Только в условиях гражданского общества человек может демонстрировать принципиально новые черты поведения и образа жизни, когда он получает возможность действовать как самостоятельная общественная сила, влияние которой в значительной степени зависит от уровня и степени сознательности, творчества участников реального исторического процесса. О том, что творцом и движущей силой развития этого общества является сознание и поведение людей, говорит и такое образное выражение, приписываемое английскому историку и философу Т.Карлейлю : «Революции происходят не на баррикадах – они проходят в умах и сердцах людей».

Структура социологии.

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т.д. Есть предложения определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками. При ответе на этот вопрос можно исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим, во- вторых, считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.

1.Базовый, исходный – первый – уровень социологического знания образует теория и методология , которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийного (категориального) аппарата, закономерностей (тенденций) развития как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. В рамках этого анализа привлекается и исторический материал (история социология), который показывает генезис идей, появление, рождение и угасание поисков (теорий, концепций), а также уточнение места социологии в системе социального и гуманитарного знания. Кроме того, на этом уровне вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует, уточнению, обогащению и развитию социологического знания. Этот структурный уровень социологического знания называется теоретической социологией .

2.Эмпирическая социология , которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований.Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики. Но эмпирическая социология, состоящая из специальных социологических теорий имеет свою внутреннюю иерархию. Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных ) специальных (иногда их называют отраслевыми) социологических теорий – экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности – трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной). Что касается экономической социологии , то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни общества, посредством изучения сознания людей и соответствующего типа поведения, связанных с реализацией целей и задач общественного производства, с процессом удовлетворения потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений. Обращаясь к другой сфере общества, ксоциальной жизни , следует отметить, что социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всей ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности. Политическая социология изучает огромный пласт перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые базируются и исходят из воли, знаний и действий, т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп и обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений и отношений людей к процессам функционирования властных отношений, что позволяет представить пути функционирования государственности, выявить болевые точки развития политической жизни. Четвертой по счету, но не по значению обобщающей специальной социологической теорией является социология духовной жизни общества, исследующая деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Этот процесс является сложным, многоплановым и неоднозначным, поэтому так важно определить основные его составляющие. К таким структурным элементам следует отнести процесс социализации личности, образование, массовую информацию, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку. Наконец, к обобщающим (системным) специальным социологическим теориям относитсясоциология управления . Она связана с использованием особого класса задач - механизма регулирования социальных процессов - и поэтому может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей

Во-вторых,наряду с обобщающими (системными) теориями существуют основные специальные социологические теории , предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. В этих теориях рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В этом смысле социология социальной жизни включает в себя изучение социально-профессиональной и возрастной структуры, этносоциологию, социологию молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология включает в себя социологию власти, политических партий и общественных движений, социологию права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), социологию армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства.

Сегодня в социологии уже в большей или меньшей степени оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие - прикладных, третьи - теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

В социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.

В-третьих, наряду с обобщающими (системными ) и основными специальными социологическими теориями существуют частные вспомогательные концепции , объектом изучения которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, являющиеся производными от более «объемных» процессов и социальных феноменов. Такими объектами исследования являются в рамках социологии образования – высшее или дошкольное образование, в рамках социологии молодежи – молодежные движения, группы по интересам и т.д. Таким образом, современная структура социологического знания состоит из четырех элементов – теоретической социологии, состоящей из теоретико-методологического знания и эмпирической социологии, включающей в себя три уровня специальных социологических теорий, подразделяющихся на обобщающие (системные ), основные и частные (конкретные ).

Основным характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии. Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии

Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни , так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.

Ж.Т.Тощенко

Литература:

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии . М., 1960
Вебер М. Избр. соч . М., 1990
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории . Новосибирск, 1991
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество . М., 1992
Бурдье П. Социология политики . М., 1993
Американская социологическая мысль . М., 1994
Мертон Р.К. Явные и латентные функции . //Американская социологическая мысль. М., 1994
Смелсер Н. Социология . М., 1994
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию . М., 1995
Штомпка П. Социология социальных изменений . М., 1996
Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 1997, № 1
Парсонс Т. Система современных обществ . М., 1997
Радаев В.В. Экономическая социология . М., 1997
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология . Учебник. – М., 1998
Турен А. Возвращение человека действующего . Очерки социологии . М., 1998
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности . М., 1998
Гидденс Э. Социология . М., 1999
Социология в России . – Под ред.В.А.Ядова. М., 1999
Общая социология . – Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2000
Кравченко А.И. Основы социологии . М., 2001
Социология . – Учебник. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев и др. М., 2001
Тощенко Ж.Т. Социология . Общий курс. М., 2003



Термин “социология ” происходит от латинского слова “societas” (общество) и греческого “logos” (слово, учение). В буквальном смысле социология – наука об обществе. Попытка познать, осмыслить общество, выразить свое отношение к нему сопровождало человечество на всех этапах его истории.
Понятие “социология ” введено в научный потребления французским философом Огюстом Контом (1798-1857) в 30-х годах XIX ст. социологию он мыслил как науку, тождественную обществоведению, объединявшее в себе все области знаний об обществе. Философия Конта получила название “позитивизм”. Провозглашенная им “позитивная философия” сводилась к простому накоплению общих выводов отдельных наук. Этот же принцип распространялся Контом и на социологию, роль которой он усматривал в наблюдении, описании и систематизации фактов, процессов общественной жизни. Философское их осмысления принципиально отрицал как “схоластику” и “метафизику”.
Мнение Конта на социологию господствовала до конца XIX в. В конце XIX – начале XX в. в научных исследованиях общества наряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами стал выделяться и социальный. Согласно сужался предмет социологии, ограничиваясь изучением социальных сторон общественного развития.
Первым, кто дал “узкое” толкование трактовки социологии как науки, был Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог и философ, создавший так называемую французскую социологическую школу. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществоведению, к науке, сосредоточенной на изучении социальных процессов и социальных явлений общественной жизни, т.е. самостоятельной науки, которая граничит с другими общественными науками – историей, философией, политэкономией т.д.
Предмет и объект социологии, как и любой науки, не тождественны, поскольку объектом науки является все, на что направлено соответствующее исследование, а предметом – отдельные аспекты, свойства, отношения, составляющие объект конкретного исследования. Один и тот же объект может изучаться различными науками, предмет – всегда четко очерчивает сферу и цели исследования.
Современное толкование предмета социологии должно учитывать особенности данного этапа социологического познания, прежде всего то, что социология является специфическим научным знанием об обществе, которое отличается от других общественных наук и имеет свой самостоятельный предмет.
Социология – наука о становлении, развитии и функционировании общества, социальных общностей, социальных отношений и социальных процессов, о механизме и принципы их взаимодействия.
Будучи нефилософских наукой, опираясь на обобщение социальных фактов, социология определяет свой предмет на уровне макротеоретичного анализа. Она тесно связана с социально-философским уровня.
Кроме общетеоретического осмысления своего предмета, социология охватывает ряд социологических теорий, предмет которых – изучение особых состояний и форм бытия социальных общностей: социальной структуры, культуры, социальных институтов и организаций, личности, а также процессов социализации индивидов в социальных общностях.
Как наука о социальных сообщества, социология исследует массовые социальные процессы и поведение, состояния и формы социального взаимодействия и социальных взаимосвязей людей, образующих социальные сообщества.
Во всех освещенных проекциях на переднем плане – личность. Но социология рассматривает ее не сквозь призму индивидуально неповторимых свойств и качеств (это предмет психологии), а с позиции ее социально-типических черт как субъекта развития общества.
Социология – это наука об обществе, и такое определение признается практически всеми учеными-социологами. Но дальше ситуация усложняется, потому что именно общество, его структура и движущие силы его развития различными учеными понимаются по-разному. Для одних социологов общество – такой же объект исследования, как и природа, поэтому, изучая его, можно применять методы, заимствованные из естественных наук. По мнению этой группы ученых, общество развивается, как все живое, путем эволюции: от низших форм к высшим, этот процесс объективный и от человека, по сути, независимый. Близким к этому является марксистское понимание общества, в основе развития которого лежат объективные экономические закономерности, приводящие к социальным революциям и перехода от низших (первоначальной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической) до высших (коммунистической общественно-экономической формации с первой фазой – социализмом) ступеней общественного устройства. Человеку в этой концепции места фактически не остается, она вынуждена подчиняться жестокой воле этих закономерностей и не имеет возможности изменить что-либо в их ходе.

Другие авторы социальных концепций, наоборот, в основу понимания общества ставят прежде всего человека, пытаясь выяснить, почему, как и для чего этот человек создает общество и живет в нем несмотря на такие ее черты, как эгоизм, агрессивность и т.п. Здесь на первый план выступают воля и стремление людей к сожительству и созданию социальных групп; сознание, объединяющую людей и сообщества; интеллект человека, путем все новых и новых открытий и изобретений приводит технический прогресс и прогресс, другие феномены духовной жизни, общения людей и взаимодействия между ними.
Все эти способы объяснения общества места и роли в нем человека имели и имеют своих сторонников. Сегодня, в условиях идеологической свободы, мы не впервые имеем возможность ознакомиться с произведениями ученых, которые олицетворяют выше подходы к пониманию общества, и выбрать для себя тот из них, который наиболее соответствует нашим вкусам, убеждениям. Сейчас нет одной-единственной, исторически верной и всеобъемлющей теории общества и его развития. Ситуацию настоящее определяет теоретический плюрализм, т.е. право на существование различных исследовательских направлений, ибо жизнь является многогранным и сложным, а потому попытки описать и понять его идентичны разнообразными и непохожими.
Но если подойти к социологии с такой точки зрения, то мы будем вынуждены чуть ли не всю жизнь изучать различные социологические теории в поисках наиболее подходящей к нашим представлениям и вкусам. Возможен ли некий компромиссный вариант? Существуют ли в мире социологической науки попытки интеграции социологических знаний, идеи определенной функции теоретической языка социологии? Если человеческое общество в целом тяготеет к интеграции и объединения, то, возможно синтез, опираясь на тщательные эмпирические (опытные) данные.
Полной попыткой в этом направлении есть понимание социологии как науки о социальных сообщества, из которых состоит общество. Социальная общность – это реально существующая совокупность индивидов, которая характеризуется относительной целостностью. Социальные сообщества возникают в ходе исторического развития существования человечества на всех уровнях его существования и отличаются огромным разнообразием форм и содержательных связей внутри них. Эти социальные сообщества является продуктом деятельности людей, которые на протяжении своей жизни входят в уже существующих сообществ и творят новые. На ранних этапах развития человечества, люди объединялись в семьи, роды и племена на основе кровнородственных связей, ища в этих первобытных сообществах защиты от диких животных, стихийных сил природы или внешних врагов. То есть, на первый этап развития человечество тяготело к созданию сообществ, руководствуясь скорее внешними причинами, стремлением обеспечить свое существование и выживание во враждебном и угрожающем для него мире. Со временем в действие вступают другие побудительные причины, и объединение происходит на основе определенных производственных интересов и потребностей, религиозных верований, политических взглядов и т.д. Другими словами, с развитием общества внешние объективные факторы, которые обусловили создание первобытных сообществ, все больше уступают место внутренним субъективным факторам человеческого общежития.
В упрощенном варианте социальную систему можно представить в виде определенной пирамиды, все составляющие которого взаимодействуют между собой.
С такой точки зрения социологии можно определить как науку о становлении и функционировании социальных общностей, между которыми складываются определенные социальные отношения и взаимодействие, а также о социальной человека – творца этих сообществ и главного субъекта исторического развития.

Социоломгия -- это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.

Термин «социология» был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году в 47-й лекции «Курса позитивной философии». По мнению ряда исследователей, О. Конт не был первым, кто ввёл и применил этот термин -- известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес на полвека раньше О. Конта использовал его, вкладывая в термин «социология» несколько иной смысл. В «Курсе позитивной философии» О.Конт обосновывает новую науку -- социологию. Конт считал, что социология -- это наука, занимающаяся, как и другие науки (формы «позитивного знания»), наблюдением, опытом и сравнением, которые адекватны новому социальному порядку индустриального общества. По мнению Г.Спенсера, основной задачей социологии является изучение эволюционных изменений в социальных структурах и институтах. В. И. Ленин полагал, что только с открытием материалистического понимания истории социология впервые была возведена на ступень науки. Он отмечал, что Маркс "впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественноисторический процесс". Несмотря на политическую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших социологическую мысль.

По определению Энтони Гидденса, социология -- это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По определению Ядова В.А., социология -- это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».

Вследствие разнообразия подходов (см. мультипарадигматизм), характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.

Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество. социология исследование общественный факт

Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях, т.е. таких действиях, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии -- это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.