Предложения с обращениями распространенные и нераспространенные. Урок на тему: Обращение

Обращение — комбинация словоформ, которые выражают имя и название субъекта, к которому направлена речь.

Они представляют собой, как правило, имена существительные в именительных падежах. Могут идти в паре с зависимым словом, могут быть и без них. Обращениями могут быть любые . Как подчеркивается в письменной речи, и другие аспекты выясним далее.

Конкретных, определенных позиций для этих литературных структур, нет. Они могут располагаться в предложении в любом месте.

Вконтакте

Примеры

Начало предложения:

  • Иванов, тебя не смущает, что у тебя такая стандартная фамилия?
  • Учитель , можно обратится к вашему коллеге за помощью?
  • Мистер Джонс , а знаете ли вы, чем револьвер отличается от пистолета?

Обращение в середине предложения:

  • Меня смущает, друг мой любезный , общаться с теми, кого волнуют фамилии.
  • Давай еще немного почитаем, любимый , ведь нам не нужно завтра рано вставать.
  • Если честно, как по мне, доктор Ставропольский , лимонад черного цвета не может быть вкусным…
  • Если бы ты была птичкой, собака , ты бы скучала за хозяевами?

В конце предложений:

  • Я читал письмо, и что же, думаете я не заметил, как вы покраснели, Смирнов ?!
  • Я трижды повторять не буду, марш к доске, двоешник !

Обращения и подлежащие

Каким членом предложения может быть словоформа в ?

Часто можно услышать высказывание, что обращение является подлежащим.

На самом деле, это заблуждение, хотя основания так думать есть. Подлежащее тоже выражено такой же формой, поэтому спутать их представляется вполне логичным. Тем не менее следует помнить:

  • Когда подлежащее – существительное, сказуемое должно быть поставлено в третьем лице. Примеры:Степан Васильевич знает важные вещи о всех жителях дома. Мариночка уходит после семи часов в направлении второго трамвая.
  • Когда в предложениях есть обращения, оно, как правило, односоставно, при этом в нем присутствует глагол-сказуемое в форме второго лица. Примеры: Степан Васильевич, знаешь важные вещи о всех жителях дома? Мариночка, уходишь после семи часов в направлении второго трамвая?
  • Когда обращения произнесены с особыми звательными интонациями, например, присутствуют усиленные ударения или паузы. Примеры: Дети, немедленно подошли сюда! Дважды повторять не буду, Толя, исправь ошибку!

Каким членом предложения являются представленные словоформы? Они не являются членами предложения!

Какие слова могут быть обращениями

Чаще всего, распространенные предложения содержат наименование личностей (не путать с именами, хотя имена, в том числе) или прозвищами зверей. Причем не всегда по отношению к ним применимо именно прозвище, зачастую даже само наименование вида является обращением. Примеры:

  • Что ты мне, Пеньков, скажешь нового? Когда, Ваня, жениться собираешься?
  • Ну что, Шарик, вот и остались мы вдвоем…
  • Эх ты, пес, не быть тебе нормальной собакой!

Тем не менее в речи с обращениями из художественной литературы, допускаются обращения к неживым предметам:

  • Ну что, Вселенная, не ожидал я от тебя такого подарка.
  • Я люблю тебя, жизнь, слышишь

Также возможны географические названия:

  • Эх, Россия, как я рад тебя снова видеть!
  • Ну здравствуй, Германия, вот мы и снова с тобой увиделись…

Важно ! Обращения и словосочетания междометного типа – разные вещи. Даже, если учитывать вроде бы явное обращение к одушевленной личности. Например: спаси господи, боже смилуйся, спасибо господи, слава тебе богу.

«Ты» и «вы», несмотря на всю свою схожесть, почти никогда не используются в качестве обращения . Они являются подлежащими частями предложения.

К примеру:

Здравствуйте, дорогие земли и поля бескрайние, и вы, птицы небесные, и вы, ветра могучие!

Однако в некоторых случаях данные местоимения могут быть обращениями . Случаи эти следующие:

1) Когда местоимения используются сами по себе. Примеры:

  • Эй, ты! Давай уже быстрее, сколько можно!
  • — Громче, ты! – крикнул генерал пианисту и властно улыбнулся.

2) Когда местоимения представляют собой сочетания определений со словами которые определяются, если между этими словами находятся вторых лиц, не выделяемые запятыми. Примеры:

  • Почему же ты такой глупый вид имеешь, красавец ты мой ненаглядный?
  • Ты всех нас подвел, слышишь, умник ты наш.

3) Когда обращение содержит местоимение, перед которым идет частица «о», а после – придаточное определительное предложение. Примеры:

  • Слышите ли вы меня, о вы, глупцы в сенатских тогах…
  • О ты, лучшая из лучших, богиня богинь, царица цариц, любить тебя могу ли?

Как выделяется обращение

Если обращение находится в середине предложения, то его выделяют запятые с двух сторон . Если оно находится в начале предложения или же в конце, то отделяется запятой с одной стороны.

  • Тридцать пятый, ты готов идти в другой лагерь или хотел бы еще попить кофе?
  • Однажды ты, сынок, научишься и сам отцом быть.
  • Не даром ли я был тем кем был всю жизнь, скажи, не даром, Лаврентий?

Хотелось бы указать на одну крайне распространенную ошибку, применяемую в расстановке знаков препинания в обращениях.

Чаще всего, в текстах, обращение используется одним или двумя словами, например «Привет, Паша, как твои дела?».

Частое использование именно таких, коротких обращений, приводит к тому, что многие считают обращение – априори короткой частью предложения.

Приведем ошибочные предложения с обращением (внимание, в предложениях намеренно допущена ошибка):

1) Наши братья, за столом соседним вы под солнцем подгорели летним.

2) Наши братья, за столом соседним, вы под солнцем подгорели летним.

В первом предложении запятая поставлена с расчетом на то, что обращением является словосочетание «Наши братья». Однако, очевидно, что часть «вы под солнцем подгорели летним» является придаточным предложением и должно быть отделено запятой.

Во втором предложении именно так и поступили. Тем не менее оба написаны неверно. Все дело в том, что запятая после слов «Наши братья» вообще не должна стоять, поскольку обращением является: «Наши братья за столом соседним». Несмотря на большую длину, именно это является целым и не разрывным обращением. Правильно будет написать:

Наши братья за столом соседним, вы под солнцем подгорели летним.

Аналогичный пример, только с использованием обращения в конце предложения:

«Всего вам наилучшего, мой дорогой и высококультурный товарищ!»

Если обращение стоит в самом начале и оно произносится с восклицательной интонацией, то следует помнить, что оно не выделяется запятыми, а выделено восклицательным знаком, после чего идет новое предложение, как и положено, с большой буквы. Пример:

Дорогой мой! О былых проблемах забывай…

Внимание! Какими бы цельными и неразрывными не казались обращения, случаются ситуации, когда и они могут разделяться запятыми.

Это происходит в случае, если в однородном обращении происходит повтор союза «и», например:

Всего наилучшего и Марина, и Елена.

Кроме того, при обращении в одном предложении несколько раз , они все должны отделятся. Пример:

Степан Семенович, расскажите ребятам, дорогой, как вы на фронте под звездами ночевали.

Также бывает разрывание одного обращения другой словоформой. Это делается для подчеркивания действия. В таком случае, обе части, необходимо отделять запятыми. Пример:

Крепче, конское , бей, копыто , отчеканивая шаг!

Схема предложения с изучаемой словоформой может быть составлена учеником самостоятельно.

Как выделяется обращение в предложениях

Учим русский — предложения с обращениями

Утверждено:_______________________________

Учитель:

Учитель русского языка и литературы II категории III(базового)уровня:

Вдовина Татьяна Александровна

Класс:

8 русский

Предмет:

Русский язык

Дата:

2 03 15

Тема урока:

Обращение. Распространенное и нераспространенное

Цели урока:

знакомство обучающихся с особенностями обращений, с выделением на письме, употреблением обращений в речи и художественных произведениях.

Задачи урока:

Уметь находить обращения в предложении; отличать от подлежащего; составлять с ними предложения; выразительно читать предложения с обращением

Развивать логику, память, речь.

Воспитывать интерес к слову.

Результаты обучения:

научатся находить обращения в предложениях.

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I .Организационный момент

Эмоциональный настрой класса на урок

« Обратись ко мне»

Организовать направленное внимание на начало урока. Создание положительного настроя учащихся на урок и проверка готовности рабочих мест. Учитель приветствует детей

Приветствие учителя:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших добрых глаз!

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений

И вместе сочиним урок!

Здравствуйте! Садитесь, ребята!

Давайте познакомимся.

Учитель. ______ ты любишь заниматься спортом?

Какой у тебя любимый сказочный герой?

Чем ты занимаешься в свободное время?

Есть ли у тебя дома кот или собака?

Потом прошу ребят обратиться друг к другу. Задать вопрос, сделать комплемент и т д.

Ученики проверяют наличие своих учебных принадлежностей.

ребята отвечают на вопросы учителя и обращаются друг к другу

Деление класса на группы:

Номерки

Ученикам раздаю номерки и предлагаю объединиться в группы № 1-2-3, подобрать названия своих кораблей, на котором они поплывут в страну «Обращение»

выбирают номерки, рассаживаются на места

Реализация дом задания

С целью проверки знаний пройденного материала использую прием «Вопросы по цепочке », каждая из групп пишут на листках А4 вопросы по пройденным материалам затем передвигаются по цепочке и отвечают на вопросы групп.

ученики отвечают на вопросы учителя

II . Стадия вызова.

Чтение стихотворения

ОБРАЩЕНИЕ.

Всем нам при общении Можно смело обратиться.

Поможет обращение. Только, друг, не забывай:

К людям, звездам или птицам Запятые расставляй.

(А. Косоговский.)

слушают учителя

Мотивация на урок.

Учитель: С помощью наводящих вопросов определяем тему урока.

- Скажите, а почему, поздоровавшись со мной, вы сели?

- А как вы узнали, что мои слова обращены к вам?

- А как узнали, что:: хорошо выполнили задание?

- Так что это за слово, называющее того к кому обращаются с речью?

В тетрадь запишите число и тему урока Обращение. Распространенное и нераспространенное

Учитель . Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче Это море знаний- самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Мы отправляемся в путешествие на двух кораблях. Наше плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Итак, в путь! Мы путешествуем по морю к острову под названием «Обращение».

отвечают на вопросы учителя и определяют тему урока

собирают из букв слова и называют название своих кораблей.

Знакомство с эпиграфом

Эпиграф:

«Друзья мои!

Я рада входить в ваш дружный класс»

Прочитайте наш эпиграф и найдите слова, которые называют того, к кому обращается поэт. ( Друзья мои).

Но как вы узнали, что я обращаюсь именно к вам. Или в нашей небольшой разминки, вы обращались друг к другу.

Итак: Обращение может состоять из одного и даже из сочетания слов, на письме выделяется запятыми, обозначается: О .

Составим схемы предложений с обращениями: , [:,O,:], [:,O, ?!.]

Запись в словарь - справочник или тетрадь.

читают эпиграф к уроку, рассуждают и записывают в тетради

III .Стадия осмысления

Конкурс

«Чей корабль первым отойдет от причала?»

Учитель. Сегодня на уроке мы будем находить обращения в тексте, учиться расставлять правильно знаки препинания, выразительно читать, все это мы будем выполнять, путешествуя на кораблях

1. ЗАДАНИЕ.

1. Что называется обращением?

2. Чем обычно выражается обращение?

3. Является ли обращение членом предложения?

4. Как выделяются обращения на письме?

выполняют первое задание

Оценивание

Первый риф

« Кто быстрее?»

Учитель. Вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто выполнит задание.

А что такое риф?

Риф –это подводная или мало возвышающая над уровнем моря скала, препятствующая судоходству.

Задание: «Кто больше и быстрее?»

По обращениям, которые вы найдете в предложениях, отгадайте названия сказок или автора

Учитель: Обращение - очень важный момент в общении людей, ведь часто по обращению можно понять каков тот человек, который обращается, и тот к кому обращаются.

Обращением можно выразить ласку, злость, ненависть, недовольство.

Запись в тетрадях

. " Сказке о мертвой царевне" обращение к зеркальцу

- Царевна к Елисею.

Рыбка к рыбаку.

. Пушкин к своей няне.

выполняют задания

Оценивание

За каждое правильно выполненное задание вы получите жетон.

Второй риф

«Самый

вежливый мореплаватель »

родным , продавцу, врачу, прохожему.

составляют предложения с обращениями

Оценивание

За каждое правильно выполненное задание вы получите жетон.

Разминка

«Неунывающий ежик»

Учитель: наши мореплаватели немного устали и нуждаются в отдыхе. Поэтому прошу вас немного разминуться.

делают разминку

IV .Стадия Рефлексии

Подведение итогов «Закупоренная бутылка от Робинзона Крузо»

Учитель: Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводные и надводные препятствия и, наконец, попадаем на наш остров.

Смотрите! Смотрите! Справа по борту какой-то предмет! Это закупоренная бутылка. Выловим и откроем ее. На листке что-то написано .

«Дорогие ребята! Вы достойны победы. Ваше путешествие, к сожалению, заканчивается. И вот перед вами остров «ОБРАЩЕНИЕ». До встречи, друзья!

Учитель. Найдите обращение.

Ребята, а какое еще здесь слово выделяется запятыми?

К сожалению. Это, ребята, вводное слово. Оно выражает чувство человека.

берут бутылку и читают письмо

Формативное и суммативное оценивание

Посчитывается количество жетонов и с помощью критериев оценивания выставляются оценки за урок.

Дом задание

Выучить правило, выполнить упр____.

Выписать из сказок обращения.

записывают Д\з

Рефлексия

«Корабль знаний»

На доске вывешиваю кораблик, раздаю ребятам кружочки и прошу ребят показать свое настроения в конце урока.

Какой вывод можно сделать после нашего путешествия?
– А какое настроение у Вас после путешествия?

Заключительное слово учителя

Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути, ребята!

ребята изображают свое настроение

Первый риф « Кто быстрее?»

Свет мой зеркальце, мерзкое стекло

Бабушка, братцы вы мои родные, свет наш солнышко, князь ты мой прекрасный -

Отпусти ты, старче, меня в море...

"Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня" .

Второй риф «Самый вежливый мореплаватель »

Составьте и запишите предложения с обращением, с которым вы обращаетесь к родным , продавцу, врачу, прохожему.

Первый риф « Кто быстрее?»

Свет мой зеркальце, мерзкое стекло

Бабушка, братцы вы мои родные, свет наш солнышко, князь ты мой прекрасный -

Придумайте персонаж и запишите обращения к нему (одному и тому же персонажу)
в соответствии со стилем текста.
1) …, привет! Позвони мне!
2) … ! Благодарю Вас за внимание, проявленное к моей работе.
3) Не знаю, …, когда ты ко мне приедешь, когда мы увидимся.
4) …, погуляй с сыном, пока я готовлю обед!

Конспект
Урок 43. Назначение и употребление обращений. Распространённые обращения
–– Ответьте на вопросы.
Что такое обращение?
Приведите свои примеры предложений с обращениями.
Являются ли обращения членами предложения?

Ответ.
Что такое обращение? Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.
___________________________________________________________
Приведите свои примеры предложений с обращениями._____________
Встречающие поезд из Саратова, пройдите на вторую платформу!
Являются ли обращения членами предложения? Обращение не является членом предложения.
Как выделяются обращения в устной речи и на письме?
На письме выделяется запятой (запятыми) или восклицательным знаком (если оно стоит в начале предложения и произносится с усиленной звательной интонацией).
На этом уроке мы познакомимся с видами обращений, особенностями их употребления, а также научимся правильно ставить знаки при обращении.
Основное содержание урока
Мы ежедневно употребляем в своей речи, слова, которые являются обращениями. Давайте уточним, что это за слова, какую смысловую нагрузку они несут, чем отличается пунктуация при них.
Прочитаем строки Александра Сергеевича Пушкина. Выделим в них обращения.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой.
Обращение –– это слово или сочетание слов, называющие того, к кому обращена речь. Обращения бывают как именами собственными, так и нарицательными.
Сравните.
И. п.
Ольга пошла гулять.
И. п.
Ольга, ты пошла гулять?
Обращение, как и подлежащее, выражается существительным в именительном падеже. Подлежащее входит в грамматическую основу. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему. Обращение не входит в грамматическую основу. К нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.
Чтобы не было пунктуационных ошибок, необходимо уметь различать в предложении обращение. Трудности обнаружения обращений обусловлены многими причинами: способом выражения обращения, местом его в предложении, возможностью смешения обращения с подлежащим.
Легче всего обнаруживается обращение, если им является имя, отчество и фамилия. Чаще обращение не бывает замечено, если оно указывает наименование лица по роду занятий, семейным отношениям.
Много неточностей при определении обращений, если обращение выражается неодушевленными существительными или вместо существительных используются другие части речи. Будьте внимательны при анализе предложений!
Федя Мордвинцев, к доске!
Иван Николаевич, повторите, пожалуйста, номер телефона.
Эй, в гимнастерке, подойди сюда.
Прощай, с глазами синими, тебя я не виню.
Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи!
В тексте из «Повести временных лет» сказано: Пойди, княже, с нами.
Перед нами слово КНЯЗЬ в форме устаревшего падежа русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении.
Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском.
Князь –– княже;
старик –– старче.
–– Придумайте персонаж и запишите обращения к нему (одному и тому же человеку) в соответствии со стилем текста.
1) _________________________, привет! Позвони мне!
2) _________________________! Благодарю Вас за внимание, проявленное к моей работе.
3) Не знаю, _________________________, когда ты ко мне приедёшь, когда мы увидимся.
4) _______________, погуляй с сыном, пока я готовлю обед!
Ключевые слова:
Обращение, пунктуация, распространённое обращение, нераспространённое обращение.
Основные понятия:
Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.
Пунктограмма –– это применение необходимых письменных знаков пунктуации или их отсутствие, в каждом конкретном словосочетании или отдельном предложении, в соответствии с принятыми в данном языке, правилам пунктуации.
Разбор типового тренировочного задания
Укажите предложение с обращением. (Знаки препинания не расставлены.)
1) С чего начинается Родина
2) Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы
3) Ты мне очень помог спасибо
4) Антон сам хотел пойти и посмотреть на новое оборудование.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать примеры;
2) определить в каждом предложении главные члены;
3) по смыслу выделить обращение, убедившись, что выбранные слова не являются подлежащим.
Ответ: 2.
Разбор типового контрольного задания
Установите соответствия между обращениями и частями речи,
которыми они выражены.
1) Пой, звонкоголосый, радуй всех своей любовью.
2) Малахов, к доске!
3) Отдыхающие, просим очистить пляж!
4) Последний, выключай свет!
а) существительное
б) прилагательное
в) причастие

Обращения, выраженные именами существительными или местоимениями, могут быть распространенными. Они могут распространяться прилагательными и причастиями, притяжательными и указательными местоимениями, зависимыми существительными, числительными, иногда отдельным придаточным предложением:

Шуми, шуми, послушное ветрило! Волнуйся подо мной, угрюмый океан! (Пушкин).

Прощай же, пора, моя радость! (Паст.).

Ты их узнала, дева гор, Восторги сердца, жизни сладость… (Пушкин)

Кто потерял кошелек, обратитесь в администрацию (Трифонов).

Распространенные обращения могут быть расчленены. Это свойственно разговорной речи или речи, воспроизводящей разговорную: Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (Крылов).

Нераспространенные обращения употребляются с целью выделить адресата из числа других, воспринимающих речь. А распространенные обращения не только называют адресата, но и характеризуют его, передают отношение к нему.

Место обращения в предложении.

Обращение не имеет строго закрепленного места в предложении; оно может находиться в начале, в середине или в конце предложения. Его место в конкретном предложении зависит от формы обращения, условий его употребления, от объема самого обращения и всего предложения.

В начале предложения чаще стоят обращения, выражающие призыв к вниманию. Особенно часто на первое место выносятся обращения, эмоциональная окрашенность которых специально оформлена (например, обращения, сопровождаемые междометиями, повторяющиеся обращения, распространенные обращения, представляющие собой разные названия одного лица или предмета).

Приятель дорогой, здорово ! (Крылов).

О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (Пушкин).

Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно ? (Никитин).

Обращения в начале предложения часто выражают значение побуждения: Резников, пойдемте со мной (Бондарев).

Обращения стоят в начале предложения в письмах, призывах, приказах, лозунгах, воззваниях, так как имеют целью привлечь внимание собеседника, слушателя, читателя.

В конце предложения обращения обычно стоят в следующих случаях:

1) в предложениях, представляющих собой формулы вежливости, в вопросительных и восклицательных предложениях, состоящих из вопросительных и восклицательных частиц, в междометных предложениях, в нечленимых предложениях, состоящих из слов да, нет;

Прощай, мое счастье!

Что с вами, мой друг?

Цыц, ты! Она тебе больше не слуга! (Горький).

2) если предложение, к которому относится обращение, является нераспространенным или малораспространенным, а само обращение – распространенным.

Обращения, помещенные в середине предложения , обычно не несут на себе логического ударения.


В конце или в середине предложения обычно помещаются обращения, выраженные словами с ослабленным лексическим значением, а также обращения-характеристики и бранные обращения, употребляющиеся в разговорной речи.

Вопрос 2. Обращения и сходные с ними конструкции.

Одним из спорных вопросов лингвистики является вопрос о разграничении обращений и смежных с ними конструкций.

1. Вокативные предложения – это ________________________________________________.

Одни ученые выделяют их в особый тип односоставных предложений (Бабайцева, Максимов; Валгина), другие включают в состав номинативных, третьи рассматривают их в составе нечленимых предложений (Гвоздев; Современный русский литературный язык, 2001), четвертые определяют вокативные предложения как особую разновидность обращения (Русский язык. Энциклопедия, 1979).

По мнению исследователей, вокативные предложения по форме похожи на обращения, но, в отличие от последних, они выражают эмоциональные реакции и побуждения. Вокативные предложения – это «обращения, осложненные выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявления» (Бабайцева, Максимов).

Вокативные предложения содержат имя существительное (или местоимение) в именительном падеже, произносимое с особой интонацией, передающей упрек, радость, запрет, призыв, побуждение к прекращению действия, сожаление, негодование и т.д.

Милая! Милая! – говорила тетя, вскрикивая, как в истерике (Шукшин ).

Эх, мамаша !.. – вздохнул он, глядя на окно… (Шукшин).

Таким образом, вокативные предложения сходны с обращениями с точки зрения синтаксической структуры (для них обязательна форма именительного падежа), но отличаются тем, что заключают в себе более сложное содержание, чем обращения.

2. Именительный темы (именительный представления) - ____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обращение и именительный представления не содержат высказывания, не являются предложениями. Но именительный темы, в отличие от обращения, представляет собой конструкцию, содержащую наименование предмета или явления, которые служат объектом речи в последующем (а иногда и в предыдущем) тексте:

Замоскворечье . Даже по своей топографии оно казалось удаленным от старой, коренной Москвы (Лакшин).

Именительный темы употребляется при воспоминании о чем-либо или ком-либо, когда в памяти всплывает то или иное представление, впечатление, при этом оно переживается в порядке размышлений, дальнейших рассуждений. Поэтому именительный представления не сопровождается звательной интонацией, что характерно для обращений.

3. Обособленное приложение:

Ах ты, цыпка, баловница …–- нежно пробормотал Иван (Шукшин).

Чтобы провести грань между обращением и обособленным приложением, необходимо руководствоваться следующими принципами разграничения:

1. Различие в смысловых функциях обращений и обособленных приложений. Обращение в отличие от приложения не выполняет атрибутивной функции и не содержит оценочной характеристики определяемого лица или предмета, а лишь выделяет то лицо или тот предмет, к которому обращена речь говорящего.

2. Обособленное приложение обычно имеет ту же форму, что и слово, к которому оно относится. Обращение, наоборот, выступает только в именительном падеже, само может иметь при себе приложение, и, как правило, действие, выраженное формой 2-го лица глагола единственного или множественного числа, относится к нему как к собеседнику.

3. Обособленное приложение лишено звательной интонации, которая характерна для обращения.


Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 2011. – С. 462-463.

Дифференциальные признаки уточняющих и поясняющих членов, представленные в таблице, описаны в монографии В.В. Бабайцевой «Система членов предложения в современном русском языке» (М., 2011. – С. 462-464).

В монографии Бабайцевой В.В. «Система членов предложения в современном русском языке» (М., 2011) данные средства связи отнесены к союзам-частицам: «Маркер сравнения в сравнительном обороте совмещает свойства союза и частицы. Преобладают свойства союза. Поэтому назовем такие маркеры союзами-частицами». – С. 453.

§ 2059. Предложение может быть распространено обращением. Обращение - это распространяющий член предложения - имя в форме им. п., возможно - с зависящими от него словоформами, называющий того, к кому адресована речь.

Это может быть название лица, неодушевленного предмета или явления. В роли обращения чаще всего выступает существительное; однако обращением может быть и прилагательное (или причастие).

Обращение не является таким распространителем, который никак не связан с остальным составом предложения. Такая связь существует. Она выражается, во­первых, в том, что любое предложение, сообщающее о действии или состоянии определенного субъекта и имеющее в качестве сказуемого глагол в форме 2 л., с абсолютной регулярностью может распространяться обращением, называющим субъект, который либо обозначен в подлежащем местоимением, либо не обозначен совсем: Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки? (Крыл.); Ах, раскиньтесь, строчки песнопений, над землею вечно молодой (Прок.); Откройся, мысль! Стань музыкою, слово (Забол.). Во­вторых, всегда, в любом предложении, обращение образует синтагму или группу синтагм, либо входит в синтагму вместе с другими словами в предложении.

Основная функция обращения - называние того, к кому направлена речь - очень часто сочетается с экспрессивной оценкой, с выражением субъективного отношения говорящего (пишущего). Экспрессия выражается по­разному: интонацией, повторением обращения, сопровождающими его междометиями или частицами, лексическим значением того слова, которое выступает в роли обращения.

Обращение или вводится внутрь предложения или непосредственно сопровождает его - открывает предложение или заключает его собою: Приятель дорогой, здорово! Где ты был? (Крыл.); Ты их узнала, дева гор, восторги сердца, жизни сладость (Пушк.); Блеща средь полей широких, Вон он льется!.. Здравствуй, Дон! (Пушк.); Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас (Лерм.); Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? (Тютч.); [Акулина Ивановна:] Эх, братцы! Нехорошо у нас... за что старика обидели? (Горьк.); Ну, спичка, спичка, выручай, Не подведи бойца (Твард.); Дай, Джим, на счастье лапу мне (Есен.); Товарищ Солнце! Высуши слез влагу! (Асеев).

Если речь обращена к нескольким, многим, то в предложение может быть введено несколько обращений: Восемьдесят пять окон открыты настежь. Я воспользовался этим, чтобы произнести вам свою речь - вам, гражданин граммофонщик, и вам, соседка, показавшая свою перину, и вам, владельцы кастрюлек, масленок, горшков и редиски (Фед.); Пойте, люди, города и реки! Пойте, горы, степи и поля! (Сурк.). Несколько обращений к одному адресату обычны в случае их экспрессивной окрашенности: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня (Пушк.); Черный чуб твой, намокший потом, Из­под шапки на лоб падёт. Здравствуй, медленный пот работы, Здравствуй, трудный крестьянский пот! (Багр.); Славься, благословенный, Скрытый в земле редут, Медленный, тяжеленный, Каменный, несравненный Гордый шахтерский труд! (С. Васильев).

В разговорной речи и отражающих ее письменных текстах форма им. п. существительного в обращении может выступать с отсечением флексии: мам, Валь, Вань, Коль и т. п.: Маманьк, а ужинать когда будем? (Ф. Тихонов); Для мамаши хочу спеть... Слушай, мамаш! (Малышк.). В этих случаях обычно повторение обращения посредством соединяющей и акцентирующей частицы а: Мам, а мам, почитаем?; Вань, а Вань, подойди­ка ко мне; Нина, а Нин, поди сюда (Фед.). Эта же частица соединяет и неусеченные формы: - Барышня, а барышня! - начал опять городовой (Дост.); Люди, а люди! Знаете ли вы Русскую песню, Когда сердце ее облегла тоска (К. Некрасова).

§ 2060. Позицию обращения очень часто занимают слова с оценочным или качественно­характе-ризующим значением. Такое слово нормально сочетается с местоимением: Пойми, чудак ты, что ты неправ; Да пожалейте же его, бесчувственная вы женщина!; радость ты моя, дурак ты этакий, чудак ты человек.

Примечание 1. Функция адресования ослаблена или отсутствует у квалифицирующего слова в сочетании с местоименным словом, типа: Знает, хитрец (хитрец он этакий), у кого просить!; Поняла бессовестная (бессовестная ты, бессовестная она), где и как надо действовать (т. е. он, хитрец, знает...; ты, бессовестная, поняла).

Примечание 2. При слово прощай(те) в знач. (исчез), (больше нет, не будет) обращение интонационно не выделяется и приобретает свойства подлежащего: Ежели который мужик записался в охотники или в лошадники, то прощай соха (Чех.); Ну, вот я и дама, и уезжаю, и прощай Москва (Ю. Казак.).

§ 2061. Обращение может быть выражено местоимением­существительным: Глядите на меня, все! (Дост.); Вон, разбойник! Застрелю! Эй, кто­нибудь! (Шишков). В сочетании с именем: Ты, Вася, и ты, Федот, махнем­ка завтра на Лебяжью (Б. Шергин). В функции обращения может выступать вводимое относительным местоимением придаточное предложение: Кто может, - на площадь, в город! - Кто может, - поднимайся! (Фед.).

Обращение, выраженное одиночным местоимением 2 л., несет экспрессию грубости или фамильярности: Ступай за шестом, ты! (Тург.); - Эй, ты! - крикнул Савелий в сени (Чех.); - Отвечайте... Что значит это молчание? Послушайте, вы! ... Вас выгонят из дома, вас выгонят из города, на вас пальцами, слышите, пальцами будут показывать, вы! (Фед.).

§ 2062. Позиция обращения в непринужденной, фамильярной речи может быть занята словоформой, называющей лицо по внешнему, ситуативному признаку, обычно - случайному, окказиональному: Эй, вы! креп на шляпе! Теперь прятаться! Стойте: кто вы такой? (Дост.); Эй, воротник, говоришь по­немецки? (Анн.); Эй­й! На­а барже­е! (Горьк.); Эй, наверху, спускайтесь сюда!; Вы там, на катере, давайте к причалу!; Вернись­ка, ты, в шляпе!; Во втором ряду, прекратите разговоры!; Послушайте, за кустом, перестаньте прятаться!

§ 2063. Изолированное обращение - одно или в сочетании с частицей, междометием, произнесенное с соответствующей интонацией (обычно с ИК­2 или ее модальными реализациями), может приобретать самостоятельную коммуникативную значимость - выражать призыв, просьбу, ласку, угрозу, напоминание, удивление: Она села на постель и позвала нежно: - Володя! (Чех.); [Войницкий:] Никаких у него нет дел. Пишет чепуху, брюзжит и ревнует, больше ничего. [Соня:] (тоном упрека) Дядя! (Чех.).

§ 2064. Интонационно обращение выделяется, по­разному, - прежде всего в зависимости от его места в предложении, а также в зависимости от своего состава. В начале предложения обращение выделяется в отдельную синтагму и произносится с разными типами ИК, из которых основным является ИК­2: Ста2рик, / я слышал много ра3з, / что ты меня от сме2рти спас! При перечислении каждое из обращений выделяется в самостоятельную синтагму: О любимые сердцем обм2аны, / заблужденья младенческих ле2т/...

В середине и в конце предложения обращение может объединяться в одну синтагму с распространяемой частью предложения, и тогда оно входит в постцентровую часть соответствующего типа ИК: Ив2ан Ильич, / распо3рядись, братец, насчет закуски!; Здрав2ствуй, правнуков жилище, / и м3ое, / и не м4ое (Анн.); Да пожал2ейте же вы его, бесчувственная вы женщина!

Выделение обращения в отдельную синтагму в неначальной позиции служит средством увеличения его информативной нагрузки, например, усиления оценки: Да пожал2ейте же вы его, / бесчувственная вы женщина!

Обращение может быть осложнено оттенками противопоставления, которые варьируются при передвижении центра ИК­2, ИК­3, ИК­6 и изменении синтагматического членения: Чуть зацветет иван3­чай, / С этого самого цве3та, / - Ран6нее лето, / про2щай, / Здравствуй, полдн2евное лето! (Твард.) или: Раннее лето, / прощ6ай, / Здра6вствуй, / полдн2евное лето!

§ 2065. В художественной литературе, в поэзии функции обращения расширяются и обогащаются. Основная, общеязыковая функция адресования речи сохраняется; однако здесь она не только не является единственной, но очень часто оказывается ослабленной или преобразованной. Ниже перечисляются наиболее характерные явления, связанные с осложнением функций обращения в художественной речи.

1) В поэтической речи обращение может вводить основную тему, называть тот предмет, которому посвящено последующее повествование. Это обозначение обычно является развернутым, предмет не только называется, но и определяется, характеризуется. Особенно отчетливо функция введения темы обнаруживается тогда, когда обращение открывает собою текст: Угрюмый сторож муз, Гонитель давний мой, Сегодня рассуждать задумал я с тобой (Пушк.); Кобылица молодая, Честь кавказского тавра, Что ты мчишься, удалая? И тебе пришла пора (Пушк.); Подруга думы праздной, Чернильница моя, Мой век разнообразный Тобой украсил я (Пушк.); Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? (Пушк.); О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно? (Тютч.); Безыменные герои Осажденных городов, Я вас в сердце сердца скрою, Ваша доблесть выше слов (Пастерн.); Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король (Ахм.).

2) Сохраняя функцию называния того, к кому адресована речь, обращение в художественной, поэтической речи часто сосредоточивает в себе центральную часть сообщения: изъятие такого обращения лишает текст его информативной законченности и ясности (это же характерно и для обращений, описанных в п. 1): Душа моя - Элизиум теней, Что общего меж жизнью и тобою! Меж вами, призраки минувших, лучших дней, И сей бесчувственной толпою? (Тютч.); Любить хотел я, не любя, Страдать - но в стороне, И сжег я, молодость, тебя В безрадостном огне (Анн.); Тишина, ты лучшее Из всего, что слышал (Пастерн.); Легче лисёнка Скрыть под одеждой, Чем утаить вас - Ревность и нежность (Цвет.); Родной старины дорогие места, Кто вами не будет гордиться? (В. Замятин); О любимые сердцем обманы, Заблужденья младенческих лет! В день, когда зеленеют поляны, Мне от вас избавления нет (Забол.).

Большой информативной нагруженностью обращения в таких случаях определяется наличие при нем распространяющих слов, с разных сторон характеризующих называемый предмет или разнообразно информирующих о нем: Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, томный, благовонный, Все залей и утиши (Тютч.); Больше не суровые, Печальные глаза, Любили ль вы, простите ли? (Анн.); Прекрасных рук счастливый пленник На левом берегу Невы, Мой знаменитый современник, Случилось, как хотели вы (Ахм.); Молодая, с чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и не груб (Есен.). Насыщенностью информативного задания в подобных случаях объясняется сложная организация распространителей самого обращения, в частности, союзные связи таких распространителей (а) или оформление их в виде придаточных предложений при личном местоимении (б):

а) Товарищ милый, но лукавый, Твой кубок полон не вином, Но упоительной отравой (Пушк.); О рьяный конь, о конь морской, С бледно­зеленой гривой, То смирный, ласково­ручной, То бешено­игривый! Ты буйным вихрем вскормлен был В широком божьем поле (Тютч.); Схоронили пепелище Лунной ночью в забытье... Здравствуй, правнуков жилище, - И мое, и не мое! (Анн.).

б) О ты, чьей памятью кровавой Мир долго, долго будет полн, Приосенен твоею славой, Почий среди пустынных волн! (Пушк.); О, вы, которых я безумно так желал! Кого я так любил, коль это ваши тени, Отдайте счастья мне нетронутый фиал (Анн.).

3) В поэтической речи обращение может приобретать функцию собственно называния, представления предмета; сама «обращенная речь» при этом или отсутствует или сводится к словам­приветствиям. Такое обращение может составить отдельную и законченную часть поэтического текста. Такова, например, самостоятельная начальная строфа стихотворения М. Цветаевой «Генералам 12­го года»: Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, - Очаровательные франты Минувших лет!

С информативной самостоятельностью обращения связана возможность его союзного соединения с целым предложением, т. е. функционирование обращения, одного или в сочетании со словом­приветствием, в качестве части сложного предложения или сложно организованного текста: Вы, с квадратными окошками, невысокие дома, - Здравствуй, здравствуй, петербургская несуровая зима! И торчат, как щуки ребрами, незамерзшие катки, И еще в прихожих слепеньких валяются коньки (Мандельшт.); Ой, цветики садовые, Да некому полить! Ой, прянички медовые! Да с кем же вас делить? (Анн.); Чуть зацветет иван­чай, С этого самого цвета, - Раннее лето, прощай, Здравствуй, полдневное лето! (Твард.).